4 Класс
- 423210 1

Свобода и ответственность орксэ презентация конспект ответственность 4 класс

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

1

Свобода и ответственность Модуль «Основы светской этики» Урок 10

2

Поэтическая минутка Что такое добро? Это счастья кусочек, Это свежего воздуха, ветра глоточек. Ты его подари, и оно развернется, У кого-то сильней просто сердце забьется. Не купить это слово и не продать, Подарить его можно иль просто отдать. Безвозмездно, Не требуя денег обратно, Это все очень просто и очень понятно. Я сегодня хочу подарить всем добро, Как вам, люди, на сердце — Стало тепло? Пусть же каждый его ощутит, улыбнется, И улыбкой оно к вам тот час же вернётся.

3

Словарный диктант «Что это?» Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям.

4

Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. Выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремиться. Проверьте ответы: Этика, мораль, добро, порок, свобода, моральный выбор

5

Свобода проявляется не только в отстаивании своего мнения, но и в возможности уступить Каждый человек свободен в своем выборе, но должен помнить, что несет ответственность за свои решения.

6

Что такое ответственность? Свобода и ответственность связаны между собой? Узнать, что такое ответственность? Как свобода и ответственность связаны между собой?

7

Работа в группах

8

Вспомните, как вы понимали свою ответственность — в садике; — в 1-ом классе; — — как понимаете сейчас?

9

Прочитайте ситуацию, подумайте и ответьте на предложенные вопросы : Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку. Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Витя пропустил тренировку перед ответственным матчем, пошел в кино с другом. Шел очень интересный фильм. Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

11

Несет ли человек ответственность за то, что наступил на ногу нечаянно?

12

Ответственность — это черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

13

Когда поступок совершается сознательно – это преднамеренность Ч еловек несёт ответственность и за непреднамеренные поступки!

15

Свобода и ответственность связаны между собой? «Свобода – это ответственность. Вот почему её так боятся» Б. Шоу.

17

Домашнее задание Прочитай сказку Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Ответь на вопросы. Почему Маленький принц остался на планете? Чему нас научил Маленький принц? Согласен ли ты с ним?

1

Курс «Основы светской этики» Свобода и ответственность 4 класс Бояринцева Валентина Владимировна МБОУ СОШ 134

2

Свобода и ответственность

3

Что такое свобода? Что такое ответственность? Необходимость давать отчет за свои поступки. Свобода – это ответственность. Вот почему её так боятся. Шоу.

4

Человек ответственен за любые поступки. Преднамеренные проступки недопустимы, но и за непреднамеренные человек несет ответственность

5

Отношение ответственности Те, перед кем человек несет ответственность То, за что человек несет ответственность Тот, кто несет ответственность

6

Родители несут ответственность за своих детей.

7

Дети несут ответственность за порученные им дела.

8

Дети несут ответственность за то, как они учатся. Решетников «Опять двойка»

9

Люди несут ответственность за все, что его окружает, в том числе за природу.

10

Что означает свобода выбора человека? Бесконтрольное поведение; Ограниченная свобода действий; Ответственность человека за решения; Абсолютная свобода действий.

11

Ребенок разбивает нечаянно вазу. Должен ли он нести за это ответственность? Это действие не будет наказано; Это оплошность, за которую он не несет ответственность; Это непреднамеренный поступок, за который придется ответить; Это преднамеренное действие, за которое нужно ответить.

12

Что такое отношение ответственности? Те, перед кем человек несет ответственность; То, за что человек несет ответственность; Тот, кто несет ответственность; Верны все ответы.

13

За что отвечает человек? За друзей; За все, что его окружает в обществе и в природе; За себя и своих родителей; Все ответы верны.

14

Укажите те вопросы, которые должен задать себе человек, который совершает свободный выбор действий. Какой будет моя награда? Не нанесу ли я вреда? Напишут ли об этом в газетах? К каким последствиям приведет мой поступок?

16

Спасибо за урок

2

Модуль «Основы мировых религиозных культур» УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд. УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд

3

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ В РЕЛИГИЯХ МИРА Единство всех религий проявляется в единстве нравственных заповедей В заповедях нравственные нормы, которые, по сути, являются нормой существования, законом жития каждого без исключения человека на нашей планете

4

Свобода В ХРИСТИАНСТВЕ, ИСЛАМЕ, ИУДАИЗМЕ УТВЕРЖДАЮТ: ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ СВОБОДНЫМ,САМ ВЫБИРАЕТ ТОТ ИЛИ НОЙ ПУТЬ,НО В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ГОЛОС-СОВЕСТЬ. В ХРИСТИАНСТВЕ СОВЕСТЬ-ЭТО ГОЛОС БОГА. Свобода — в самом общем смысле, наличие возможности выбора. Человек сам решает, поверит он Богу или нет

5

Православие о совести 4 Совесть признается в Православии как внутренний закон, как голос Божий, благодаря которому человек может судить о положительном или отрицательном достоинстве своих поступков. Совесть определяет внутреннее устроение личности и дает человеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.

7

Буддизм о свободе Полная свобода сердца и ума на высочайшем из возможных уровней – цель и объект буддийской жизни и практики. Однажды Будда сказал: «Как у океана один вкус, вкус соли, так и у моего учения один вкус, вкус свободы. » 6

8

Иудаизм о свободе Человек наделен разумом и правом выбора, но и ответственен за свои поступки. Во времена Талмуда раввины- толкователи Библии понимали, что в основе свободы должен лежать закон

9

Федеральный закон Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания 1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними

10

РАЗМЫШЛЯЕМ 9 Почему понятие «свобода» разбираем первым? Свободны ли вы? Что влияет на свободу? Приходилось ли вам слышать голос совести? Изменилось ли ваше представление о свободе?

11

Ответственность 10 Возлагаемое или взятое обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Только люди способны ответственно избирать свой образ жизни. Все религии мира придают большое значение индивидуальной ответственности человека в делах веры. Возлагаемое или взятое обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Только люди способны ответственно избирать свой образ жизни. Все религии мира придают большое значение индивидуальной ответственности человека в делах веры.

12

Православие об ответственности Писания утверждают, что каждый несет ответственность перед Богом. Мы обретаем свободу, лишь относясь ответственно к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному пути. Ответственность каждого по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться, уповая на милость Спасителя. Писания утверждают, что каждый несет ответственность перед Богом. Мы обретаем свободу, лишь относясь ответственно к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному пути. Ответственность каждого по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться, уповая на милость Спасителя

13

Буддизм об ответственности Буддизм считает, что в своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность. Каждая личность это «светильник в самом себе»; каждый стремится спасти самого себя самостоятельно. Возможность делать и говорить всё, что не наносит вреда другим; в случае, если это наносит вред, должны быть веские основания, и вы ответственны. Буддизм считает, что в своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность. Каждая личность это «светильник в самом себе»; каждый стремится спасти самого себя самостоятельно. Возможность делать и говорить всё, что не наносит вреда другим; в случае, если это наносит вред, должны быть веские основания, и вы ответственны

14

Иудаизм об ответственности 13 Ответственность- чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного соблюдения. Что случается с человеком, определяют его собственные поступки, с другой стороны– не исключено, что происходящее – следствие Б жественной воли. Ответственность- чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного соблюдения. Что случается с человеком, определяют его собственные поступки, с другой стороны– не исключено, что происходящее – следствие Б жественной воли.

15

Ислам об ответственности Для мусульманина должно быть предельно очевидным, что ответственность за себя, за свой народ и за эту землю является его прямой обязанностью, за которую он будет нести перед Аллахом ответ. Мусульмане помнят о том, что они должны заботиться о каждом человеке, о каждой мелочи, о каждом деле. Для мусульманина должно быть предельно очевидным, что ответственность за себя, за свой народ и за эту землю является его прямой обязанностью, за которую он будет нести перед Аллахом ответ. Мусульмане помнят о том, что они должны заботиться о каждом человеке, о каждой мелочи, о каждом деле

16

Размышляем Какую ответственность несете вы? Как вы понимаете цитату из учебника: «Власть над всем остальным миром человек сохранил и после грехопадения»? Согласны ли с утверждение: что я несу ответственность за вас? Почему? Какую ответственность несете вы? Как вы понимаете цитату из учебника: «Власть над всем остальным миром человек сохранил и после грехопадения»? Согласны ли с утверждение: что я несу ответственность за вас? Почему? 15

17

Долг 16 Долг-это обязанности человека перед обществом, семьей, к которым он принадлежит. Эти обязанности вырабатываются той конкретной социальной средой, в которой живет и действует человек. Сознание и чувство долга воспитываются семьей, обществом в течение всей жизни. Поступок надлежит совершить в силу взятого на себя обязательства, либо потому, что человек свободно принял в качестве авторитетной для себя нравственную норму (правило, заповедь). Долг-это обязанности человека перед обществом, семьей, к которым он принадлежит. Эти обязанности вырабатываются той конкретной социальной средой, в которой живет и действует человек. Сознание и чувство долга воспитываются семьей, обществом в течение всей жизни. Поступок надлежит совершить в силу взятого на себя обязательства, либо потому, что человек свободно принял в качестве авторитетной для себя нравственную норму (правило, заповедь).

18

Иудаизм о долге 17 Вместе с Торой еврейский народ принял особый долг на все времена: быть свидетелями Предвечного, служить примером как народ священников и только так быть светом народов. Для потомков это порождает долг – свидетельствовать о Боге, быть перед Ним в ответе и следовать по Его Пути.

19

Ислам о долге Долг мусульман воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной пищи, напитков или вредных привычек. «Учение — предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки» Долг мусульман воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной пищи, напитков или вредных привычек. «Учение — предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки» 18

20

Христианство о долге Христианство сохраняет этику долга. Чувство долга – это голос внутреннего закона, который говорит, что нужно делать, или наоборот, что делать человеку нельзя. Это голос Самого Бога, призывающий к исполнению заповедей. Люби страну свою, потому что таков долг праведного. Долг человека перед Богом, Родиной, семьей, работой, обществом. Христианство сохраняет этику долга. Чувство долга – это голос внутреннего закона, который говорит, что нужно делать, или наоборот, что делать человеку нельзя. Это голос Самого Бога, призывающий к исполнению заповедей. Люби страну свою, потому что таков долг праведного. Долг человека перед Богом, Родиной, семьей, работой, обществом

21

Буддизм о долге Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг), которая в жизни связывается с нравственными представлениями. Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине. Долг сохранять чистоту семейных взаимоотношений и обязательно заботиться о жене, детях, родителях. Долг по отношению к себе, в частности ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике. Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг), которая в жизни связывается с нравственными представлениями. Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине. Долг сохранять чистоту семейных взаимоотношений и обязательно заботиться о жене, детях, родителях. Долг по отношению к себе, в частности ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике

22

Размышляем Что общего в понятии «долга» во всех религиях? Какое из высказываний вам труднее понять? Можно ли понятия «долг» и «ответственность» применить к учебе? Почему? Что общего в понятии «долга» во всех религиях? Какое из высказываний вам труднее понять? Можно ли понятия «долг» и «ответственность» применить к учебе? Почему? 21

23

Труд Труд целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей человека и общества. Труд направлен на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт. Труд целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей человека и общества. Труд направлен на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт

24

Т Труд -основной долг христианина Христианство не разделяет работу на «черную» и «белую». Труд должен быть добросовестным, честным, полезным. Ибо трудящийся достоин награды за труды свои (Лук. 10:7). Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес. 3:10). Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера (Пс. 103:23). Трудящийся достоин пропитания (Матф. 10:10). Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов (2Тим. 2,6). Христианство не разделяет работу на «черную» и «белую». Труд должен быть добросовестным, честным, полезным. Ибо трудящийся достоин награды за труды свои (Лук. 10:7). Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес. 3:10). Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера (Пс. 103:23). Трудящийся достоин пропитания (Матф. 10:10). Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов (2Тим. 2,6)

25

Труд является весьма важной частью исламской практики мусульманина. Поскольку ведение земных дел на самых справедливых началах есть религиозная обязанность. В Коране однозначно заявлено, что Всевышний поможет только тем, кто трудится искренне и усердно: А тех, которые усердствовали за Нас, — Мы поведем их по Нашим путям. » Запрещено усердие лишь в запретных видах деятельности: производство и продажа алкоголя, наркотиков и свинины. Ислам отвергает безделье, запрещает аскетизм и порицает нищенствование. Поскольку ведение земных дел на самых справедливых началах есть религиозная обязанность. В Коране однозначно заявлено, что Всевышний поможет только тем, кто трудится искренне и усердно: А тех, которые усердствовали за Нас, — Мы поведем их по Нашим путям. » Запрещено усердие лишь в запретных видах деятельности: производство и продажа алкоголя, наркотиков и свинины. Ислам отвергает безделье, запрещает аскетизм и порицает нищенствование

26

Будда считал труд важной стороной жизни. Будда указывал, что способы добывать средства к существованию честные, но если в их основе лежит мошенничество или алчность, они перестают быть таковыми. Любая работа, выполняемая в соответствии с буддийской моралью, является правильным средством к существованию. А еще лучше, если Ваша работа приносит пользу. Мирянам положено трудиться ровно столько,чтобы обеспечить себе жизненный минимум. Запрещен труд монахам. Они обязаны жить только подаяниями. Буддизм делает идеалом человека монаха, живущего за счет чужого труда. Будда указывал, что способы добывать средства к существованию честные, но если в их основе лежит мошенничество или алчность, они перестают быть таковыми. Любая работа, выполняемая в соответствии с буддийской моралью, является правильным средством к существованию. А еще лучше, если Ваша работа приносит пользу. Мирянам положено трудиться ровно столько,чтобы обеспечить себе жизненный минимум. Запрещен труд монахам. Они обязаны жить только подаяниями. Буддизм делает идеалом человека монаха, живущего за счет чужого труда

27

Иудаизм учит почитать труд. Мишна -часть Устного закона, однозначно повелевает нам любить труд. «Даже тому, у кого есть независимый источник дохода, лучше трудиться — ибо тогда он будет работать не ради денег, а из любви к труду». Мудрецы Талмуда разъясняли : «Шесть дней трудись и выполняй всякую работу твою. » Иудаизм наказывает всякое праздное,не основанное на труде удовольствие. Мишна -часть Устного закона, однозначно повелевает нам любить труд. «Даже тому, у кого есть независимый источник дохода, лучше трудиться — ибо тогда он будет работать не ради денег, а из любви к труду». Мудрецы Талмуда разъясняли : «Шесть дней трудись и выполняй всякую работу твою. » Иудаизм наказывает всякое праздное,не основанное на труде удовольствие

28

Размышляем 1. Отношение какой религии к труду вас удивило ? 2. Какое высказывание вас поразило? 3. Чем запомнился вам урок? 4. О чем вы расскажите родителям? 5. Какое домашнее задание по этому уроку вы бы выполнили? 1. Отношение какой религии к труду вас удивило ? 2. Какое высказывание вас поразило? 3. Чем запомнился вам урок? 4. О чем вы расскажите родителям? 5. Какое домашнее задание по этому уроку вы бы выполнили? 27

Урок ОРКСЭ «Свобода и ответственность» (ПНШ 4 класс).

Для создания психологического настроя в начале урока ученикам предлагается посмотреть друг на друга, улыбнуться и подарить друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.

Ползти. Идти. Бежать. Лететь.

Стремиться. Верить и хотеть. Забыть. Устать. Застыть. Стоять.

Хандрить. Поддаться. Угасать.

Два выбора. И две судьбы. Ну, а итог решаешь ты.

— Как вы понимаете эти слова?

— Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

Учитель открывает тему: «Свобода и ответственность».

Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и  умением человека сделать правильный и свободный выбор?».

— Какие цели мы перед собой поставим?

Чтение в учебнике

Просмотр мультфильма«Новые приключения попугая Кеши» («Свободу попугаям!»)

Обсуждение просмотренного мультфильма.

  • Как вы считаете, как Кеша понимал свободу? (Для Кеши свобода — это возможность показать себя, свою уникальность, возможность делать то, что он хочет)
  • Почему Кеша вернулся домой?

Учитель: У вас на столе лежит текст определений слова «Свобода», взятое из разных словарей.

Свобода — своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

Словарь В. Даля

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Толковый словарь С. Ожегова

Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

Большой Энциклопедический словарь

Учитель: Какое слово или словосочетание можно выделить как самое главное?

Ученики работают в группах, выбирают главное слово.

Учитель: Какое из представленных определений вам более близко?

Выделяют одно из определений

Учитель: Мы уже познакомились со значением слова. Как вы думаете, что значит быть свободным? Для чего нужна свобода? Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

Вы объединились в группы. Каждая группа – паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в группе – «голова» паровозика, остальные трое должны закрыть глаза. По- моему хлопку «паровозики» начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в «паровозиках» должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в «хвост» паровозика, 2-ой – «голова» паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник группы не побывает в роли «головы» паровозика.

-В какой роли вам было интересно? Почему?

-В какой роли было труднее всего? Почему

— от кого зависело движение? Кто принимал решение, куда будет двигаться «паровозик»?

Ответы детей. (В роли «головы» паровозика, так как приходилось принимать решение: куда именно двигаться. Эта роль труднее, т. ответственнее, приходилось делать выбор

-Объясните смысл этих высказываний.

-Задумывались ли вы когда-нибудь, свободны ли вы? Если да, то к какому выводу пришли?

— Возможна ли полная свобода человека? (Полной свободы не может быть. Потому что если её допустить, то на земле наступит хаос)

— Может ли человек стать свободным? (Человек может стать свободным только тогда, когда он не забывает о своих обязанностях. То есть несёт ответственность за свои поступки)

Чтение рассказа Б. Ганаго «Хочешь быть королём?»

Чтение стихотворения А. Барто «Уехали»

Щенка кормили молоком. Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайкомК нему бежали босиком — Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,Возились с ним в саду,И он, расстроенный слегка,Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,Совсем как взрослый пёс,И вдруг приехал грузовикИ всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?Когда зажгут костёр?Привык он к яркому костру,К тому, что рано поутруТруба зовёт на сбор. И лаял он до хрипотыНа тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,Он на террасе лёг. Он целый час лежал пластом,Он не хотел махать хвостом,Он даже есть не мог.

Он им навстречу, на крыльцо,Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,И лаял он от всей души.

Вопросы для обсуждения:

-Как дети поступили по отношению к щенку?

-Как должны были поступить?

Работа в группах с литературными текстами (ПРИТЧИ).

Лошадь и осёл

Шли лошадь и осёл с базара. Так случилось, что осёл был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Осёл устал, кряхтит, еле дышит.

— Будь другом, — попросил он лошадь, — помоги мне! Возьми часть груза!

Но лошадь и ухом не повела.

Немного погодя осёл взмолился:

— Мне уже невмоготу! Помоги!

Но лошадь только ушами прядёт.

Дорога пошла в гору. Осёл чувствует, что вот-вот упадёт, и в третий раз просит лошадь:

— Ладно, — согласилась лошадь, — кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.

Осёл прошёл ещё десяток шагов и упал.

— Вставай, вставай, милый! — умолял хозяин, но осёл не мог подняться.

Делать нечего. Разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь. Теперь осёл бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих.

— Кто герои этой притчи?

— Какие черты характера были присущи Ослу?

— Какие черты характера Лошади вы увидели?

— Перед каким выбором стояла Лошадь?

Какой выбор сделали бы вы?

— Какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от воспитания, и от того какое место человек занимает в обществе

Люди связаны друг с другом разнообразными обязанностями, одну из которых трудно выполнить, не нарушив другой. Как, например, сдержать обещание хранить доверенную тайну, если её сокрытие может нанести вред другим людям.

Притча о свободе

Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:

— Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

— Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу.

— А за дверью-то что? — допытывался преступник. — Я все равно никому не скажу, — добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил:

— Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку.

— Почему люди выбирали виселицу, а не дверь?

— Как вы думаете, что труднее самому сделать выбор или предоставить все случаю?

— Каким образом эта притча связана с темой нашего урока?

Послушайте притчу о короле, который дал свободу своим сыновьям.

Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

— Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией. Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля

— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.

— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король. В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю. Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.

— Чем отличается жизнь одного брата от жизни другого через год?

— За что извинился младший сын перед отцом?

— Кто стал преемником короля?

— Как король объяснил свое решение?

— Кого бы вы выбрали преемником короля?

— Как вы думаете, что значит быть ответственным перед людьми?

Мы приехали на речку

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

— Эй, ребята, — крикнул Дима

— Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли,

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

— Определите, свободны ли ребята, ответственны ли?

— Определите кто? за что? перед кем? несёт ответственность.

Коллективное составление схемы «Отношения ответственности»

Кто несет ответственность? За что человек несет ответственность?

(Родители, дети, учителя, люди) (за поступки и действия)

Перед кем человек несет ответственность?

(Перед природой, обществом, друг перед другом)

Определите отношения ответственности и заполните таблицу

Кто? За кого отвечает? Родители Учителя Дети Ученики Люди Друг Человек

Беседа по теме.

Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы испортили какую-либо вещь, то родители должны будут заплатить за это. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

Ответственность для вас делится на 3 вида:

  • личная (ответственность перед собой)
  • ответственность перед другими
  • ответственность в школе

Выберете дела, за которые ответственны только вы. Поставьте галочку. Если вы всегда, без напоминания, выполняете порученные вам дела, поставьте «+» в 1 колонке. Если нет, то «+» во второй колонке.

Ответственны вы Всегда Иногда Выполнять домашнее задание Содержать в порядке книги и тетрадки Соблюдать правила внутреннего распорядка школы Наводить порядок на рабочем столе Покупать продукты Стирать Убираться Чистить зубы, умываться Вовремя ложиться спать Ухаживать за растениями и животными Благодарить

Игра «Ответственно или безответственно».

— Я буду приводить примеры поступков. Если ответст. — хлопаем, если безответст. — топаем.

  • Вы съели целый пакет любимых конфет.
  • Вы не выучили стихотворение.
  • Вы едите достаточно овощей и фруктов.
  • Вы выгуливаете собаку.
  • Вы плохо продежурили в кабинете.
  • В солнечный день друзья пригласили поиграть в компьютерные игры, а ты говоришь, что лучше поиграть на улице в волейбол.
  • Вы объясняете младшему брату, сестре, что играть со спичками опасно.

Вывод: Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других.

1-я ситуация.

— для Кости и Дениса

— для родителей, которые прочтут запись в дневниках, что мальчики прогуляли школу

— для отношений ребят с родителями

2-я ситуация.

Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно.

— как ты думаешь, на кого это могло повлиять?

-как это могло повлиять на отношения Светы с родителями?

3-я ситуация.

— для команды, с которой он играл

— для отношений Вити с ребятами

— для отношений Вити с тренером

4-я ситуация.

Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

— для мальчиков

— на кого и как мог повлиять данный поступок

Вывод. — Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.

— Мы разобрали случаи, в которых герои поступали как? (безответственно)

Об ответственности за свои мысли и поступки люди рассуждали не только в наши дни, но и в далеком прошлом. Поэтому у народов разных стран в устном творчестве тоже много пословиц об ответственности. Давайте и мы с ними познакомимся.

Хорошо жить в почете, да ответ велик. (русская пословица)

Моя хата с краю — ничего не знаю. (русская пословица)

Я не я, и хата не моя. (русская пословица)

Достоинство человека определяется только его поступками. (французская)

Заботься о своих родителях, как заботишься о детях. (Япон

— На какие две группы мы можем их разделить? Укажите признак.

(пословицы об ответственности и пословицы о безответственности)

-А сейчас я предлагаю вам вспомнить сказки и ответить на вопросы:

— Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)

— Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А. Пушкина? (Жадность)

— Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости)

— Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (Из-за непослушания)

— Из-за чего Стрекоза из басни И. Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомысленности)

— Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (Из-за глупости)

— Такие черты характера как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему

Какую ответственность ты возьмёшь на себя дома? За что будешь отвечать?______________________________

Какую ответственность ты возьмёшь на себя в школе, классе?

За что будешь отвечать? ______________________________

Какую ответственность ты возьмёшь на себя на улице?

Какую ответственность ты возьмёшь на себя в транспорте?

Какую ответственность ты возьмёшь на себя во дворе?

  • С какими понятиями работали на уроке?
  • Какие цели поставили перед собой, смогли ли их достичь?
  • Что вас особенно заинтересовало?
  • О чем вы хотите рассказать родителям?

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ

Тема: «Свобода и ответственность»

Учитель православной культуры

Лукашина Маргарита Геннадьевна

МОУ СОШ № 8 г. Саранск

Урок по теме «Свобода и ответственность»

  • Познакомить учащихся с понятием “ответственность”; обучать коммуникативным методам общения посредством интерактивных форм взаимодействия учащихся.
  • Обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся;
  • Развивать речь, мышление учащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать.
  • Развивать эмоциональную сферу (чувства, переживания, настроения и пр.), развивать понимание чувств и переживаний других людей;
  • совершенствование умения взаимодействовать в коллективе
  • Воспитывать интерес к изучению моральных норм поведения людей, стремление быть ответственным, дружелюбное отношение друг к другу.

Организационный момент.

Постановка проблемы.

Коллективная работа «Дома дракончиков».

Дракончики живут в круглых норках, я предлагаю вам на бумаге (формат А1) нарисовать круги.

Дети сначала рисуют круги по всей площади листа, закрашивают их, выбирая любые цвета.

Затем проводят дорожки между этими «норками», чтобы дракончики могли по ним гулять и ходить друг к другу в гости.

В процессе рисования дети осваивают пространство листа и вынуждены прийти к понятию правил, своего и не своего пространства (Практическое ощущение необходимости норм и правил).

После рисования происходит обсуждение процесса рисования и того что получилось, удовлетворенности и неудовлетворённости результатом работы, что помешало сделать так как вам хотелось? (Всегда в группе находится пассивный участник, который не спорит с ребятами, участвует в работе по минимуму, и результат его не удовлетворяет. С ним и ведется беседа. ) Кто в ответе за тот результат, который вы получали? (Мы) Вы не совсем довольны результатом, но вы не предприняли ничего, чтобы изменить ситуацию.

Так что же такое ответственность? ( Отве́тственность — объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. ) Подвести детей к данной формулировке. Далее работа с определением учебника.

Работа с текстом учебника страница 24

О каком человеке мы можем сказать, что он ответственный? ( Свойством личности которого стала готовность отвечать за свои поступки и действия)

Что значит преднамеренный поступок? (человек совершающий его понимал, к каким последствиям могли привести его действия)

Прослушивание сказки «О Спиногрызкине» Т. Маркина

Но ровно в девять на опушке у здания школы выстрелил стартовый пистолет учителя физкультуры Барсукова. Началась лыжная эстафета. Спиногрызкин бежал в команде с Волковым, Лисицыным и Кабановым. Он был последним, четвёртым в эстафете.

Спиногрызкин бежал изо всех сил, весь вспотел, и уши его развевались по ветру, как флаги. И вдруг послышался жалобный писк: прямо на лыжне сидел маленький птенчик. На большой скорости Спиногрызкин резко свернул с лыжни и влетел прямо в кусты. Одна лыжа сломалась. Команда проиграла.

На Спиногрызкина накинулись товарищи по команде и одноклассники-болельщики: «Если бы не ты, мы бы были первыми! Кто взял в команду этого лопоухого?» Все так кричали, что Спиногрызкин даже не мог никому объяснить, что произошло. На глаза его навернулись слёзы, из носа потекло.

Соревнования закончились, все разошлись, и Спиногрызкин поплёлся к тому месту, где случилась авария. Там валялась куча сломанных веток, но птенца на лыжне уже не было. «А может мне все это показалось? – тревожно подумал кролик.

Работа со сказкой «О Спиногрызкине»

Как вы думаете, был ли птенец на лыжне, или зайчонку это показалось? (привести детей к мысли о том что зайчонок очень ответственный и он совершает этот поступок, понимая, что он и его команда от этого проиграют)

Кто попробует ответить на вопрос Спиногрызкина: «Может, я действительно неумеха и зря меня взяли в команду?» (Подвести учащихся к ответу, что несмотря на проигрыш команду Спиногрызкин настоящий товарищ на которого всегда можно будет положиться и он никогда не подведет, просто так сложились обстоятельства он принял для себя решение что ценой проигрыша команды он сохранит ЖИЗНЬ птенца)

Мог ли зайчонок поступить иначе? (Нет. Он очень ответственный)

Вы сказали, что он ответственный, а давайте подумаем перед кем он отвечает за свой поступок? (перед своей командой, одноклассниками-болельщиками, самим собой, маленьким птенчиком, которому он спас жизнь). Давайте выясним, что же входит в отношение ответственности.

Работа с текстом учебника страница 25

Приведение данного материала к иду схемы:

Работа со схемой по ситуации сказки.

Как вы думаете, сказка на этом закончилась? А как могут дальше развиваться события? (предположения детей)

Давайте узнаем чем же закончилась история Спиногрызкина.

Знакомство со второй частью сказки «О Спиногрызкине» Т. Маркиной

А в следующий понедельник устраивался конкурс на лучший самодельный скворечник. Уж что-что, а скворечники Спиногрызкин делать умел. Этому его ещё дедушка научил.

Весь класс собрался в столярных мастерских. Зазвучали молотки, завизжали пилы, полетела во все стороны стружка. Мальчики сколачивали скворечники, а девочки их раскрашивали.

Строительство скворечника – сложная работа, и многие одноклассники не могли обойтись без советов Спиногрызкина. Они то и дело подбегали к нему с вопросами – сначала неохотно, но постепенно всё больше и больше проникаясь уважением к его знаниям и мастерству. И Спиногрызкин терпеливо всё объяснял и помогал.

Когда проводили выставку, у бригады Спиногрызкина скворечники были самые лучшие. А потом устроили праздничное чаепитие, и все одноклассники помирились со Спиногрызкиным. Они попросили у него прощение, что были грубы с ним, а когда он рассказал о птенчике, им стало просто стыдно. Но все обиды были забыты, и кролик снова был среди друзей.

А потом принесли телеграмму от мамы-снегирихи, которая благодарила доброго и мужественного Спиногрызкина за то, что он спас жизнь её птенчика, который в тот злополучный день выпал из гнезда прямо на лыжню.

«Зря я расстраивался, — думал кролик, ставший настоящим героем дня. – Не такой уж я неумеха, хоть и лопоухий!»

Вот так закончилась сказка «о Спиногрызкине». Понравился вам её конец? А что именно вам понравилось? (Что Спиногрызкин не отчаивался и сумел снова завоевать расположение своих друзей и потом уже рассказал им о причине своего поступка, а ребята в сою очередь поняли, что они были не правы)

Итог занятия.

Как вы понимаете данное изречение?

Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения. Тиллих

О человеке можно судить по тому, какие поступки он совершает в ситуации выбора.

Педагог (ФИО) Лисёнкова Елена Викторовна

Тема урока: Ответственность

Цель урока: формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве, о значении ответственности в жизни людей.

• развитие представлений о механизмах, регулирующих поведение человека;

• совершенствование умения анализировать свои и чужие поступки с точки зрения ответственности;

• формирование внутренней установки нести ответственность за свои слова и поступки;

• совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;

• совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказыва-

• обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;

• развитие интереса к изучению предмета.

Ожидаемые учебные результаты:

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в обществе и на природе; развитие начальных форм саморегуляции своих эмоций.
  • Обучающиеся должны прийти к выводу о том, как важно быть ответственным за свою жизнь и здоровье, а также заниматься самосовершенствованием.
  • Развитие умения адекватно оценивать собственную учебную деятельность: самостоятельность, инициативу, неудачи.

Развитие умения проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии.

  • Формирование первоначальных представлений о свободе и ответственности и их связи.
  • Введение в активный словарь обучающихся понятий «отношения ответственности», «преднамеренность», «ответственность перед кем – то» и «ответственность за кого – то».

метапредметные:(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Развитие умения постановки вопросов и поиска ответов на них.
  • Обучение итоговому контролю деятельности.
  • Овладение навыками оценивания аргументированности доказательств и рассуждений.
  • Развитие умения находить в тексте информацию с учетом поставленной учебной задачи, приводить примеры.
  • Развития умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
  • Овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

— ноутбук, проектор, экран

— толковый словарь С. Ожегова

— учебник «Основы светской этики» под ред. Данилюка, М. , «Просвещение», 2013г

— Жду, что сегодня вы узнаете много нового и интересного, продемонстрируете свои знания, обменяетесь информацией, впечатлениями, порадуетесь своим успехам и успехам своих друзей. Надеюсь, что урок будет эффективным.

— Что необходимо, чтобы урок был эффективным?

— Нужно быть внимательными, активно работать, пользоваться уже полученными знаниями.

— В конце урока оценим свою работу. Давайте посмотрим, по каким критериям будем это делать.

Имя, фамилия Как я помнюпредыдущий материал Активность работы на уроке Умение сотрудничать

(учащиеся сидят группами по 4 человек, у каждой группы лист для оценивания работы в группе)

— Хочу начать урок с высказывания древнегреческого философа Сократа.

— Попробуйте дога­даться , как закон­чить фразу Со­крата?

— Запишите и запомните высказывание — совет древнего философа.

— Какие ещё высказывания вы помните?

Актуализация знаний.

— Вспомним, с какими основными понятиями курса мы уже познакомились.

(Философия, этика, мораль, зло, культура, долг, совесть, добродетель, порок)

— Перед вами понятия и их определения. Допишите понятия к определениям.

(Дети работают в группах, соединяя термины и определения

Мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, вредными, губительными. Положительное свойство характера человека. Часть философии, изучает мораль и нравственность. Правила поведения , одобренные людьми и объясняющие , какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми. Обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от желаний. Любовь к мудрости 1. Всё полезное и красивое, что создано людьми, а не природой. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Отрицательные качества и желания людей, которые вредят им и окружающим. Способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой.

— Проверим свою работу.

(Сверяют, комментируют, исправляют ошибки)

Вопрос для 1,2,3 групп:

— Какие качества человека мы можем назвать добродетелями?

Вопрос для 4,5,6 групп:

— Какие качества человека мы можем назвать пороками?

Первый ученик записывает слово и передаёт лист товарищу и т. ответственный в группе проверяет выполнение задания, делает исправления.

(Великодушие, правдивость, мужество, умеренность, щедрость, честолюбие, любезность, дружелюбие, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость)

— Оцените свою работу по 1 критерию (баллы от 1 до 3)

Формулирование темы урока. Постановка целей.

— Сегодня мы будем говорить ещё об одном нравственном качестве человека. О каком? Вы узнаете из высказывания известного русского писателя Ф. Достоевского.

«Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё».

— Тема нашего сегодняшнего урока «Ответственность».

— Какие вопросы надо поставить, чтобы они помогли раскрыть суть нашей темы?

Где проявляется ответственность?

Быть ответственным легко или трудно?

— На эти вопросы мы будем искать ответы.

Этап изучения нового материала (открытие нового знания).

— Как вы думаете, так что же такое ответственность?

— Где вы можете уточнить свои предположения?

(Можно узнать из учебника, словаря, спросить у взрослых)

— Последним советом воспользовался Игорь.

Диалог Игоря и Юли.

— Сегодня на уроке литературного чтения мы говорили об Эзопе.

-А кто такой Эзоп?

— Шутишь?! Это же древнегреческий поэт-баснописец. Жил в VI веке до н

По преданию, он был рабом жестокого и глупого человека по имени Ксанф.

Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам. Но под его именем известно более четырех сотен басен. Мы познакомились с одной из них. Очень интересная. Учительница сказала, что басня об ответственности и попросила ответить на вопрос: Можно ли сказать, что человек, отбросивший камень, обладал чувством ответственности? Юля, а что такое ответственность?

— Давай прочитаем басню вместе и разберёмся.

Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» — «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек — один».

-Игорь. Кто повёл себя не так как все?

— Тот, кто отбросил с пути камень.

— Почему он так сделал?

— Он испугался, что кто – то может серьёзно пострадать, споткнувшись о камень.

— Он проявил заботу о других, ответил за их безопасность. Таких людей называют ответственными.

— Я понял. Ответственность –это готовность действовать для блага людей,

умение отвечать за кого- то.

— Итак, Игорь считает, что Ответственность –это готовность действовать для блага людей.

— Пользуясь другими доступными источниками, найдите определения слова ответственность. (Дети самостоятельно выбирают источники информации (учебник, с. 61; толковый словарь)

— Обобщим полученные результаты.

Готовность Определенность, нравственное

действовать надежность, качество, позволяющее

для блага честность задумываться над своими

людей поступками, считаться с другими

— Приходилось ли вам брать на себя ответственность, отвечать за кого-то или за что-то? (дети рассказывают и получают листик — стикер). После обсуждения прикрепляют их к дереву. Посмотрите, КАКОЕ ДЕРЕВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ.

— Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше.

— Так где проявляется ответственность? ( в поступках, в отношении к окружающим)

— Человек, отбросивший камень, обладал чувством ответственности.

— Можете вспомнить героев других произведений, которые обладали бы чувством ответственности? (Тимур и его товарищи из «Тимур и его команда», Митраша и Настя из «Кладовой солнца», мальчик Петя и девочка Тома из «Приключения жёлтого чемоданчика», Иван Иванович из «Белого Бима»).

— Хочу вспомнить ещё одно произведение, которое живет на свете уже много-много лет. Оно о добре, о взаимопонимании, о чувстве ответственности за других. Удивительна оно тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы, отвечать на которые порой приходится всю жизнь.

«Маленький принц» Антуан де Сент –Экзюпери.

— Давайте, поговорим о сказке.

— О чём эта сказка? (работа с читательскими дневниками)

— Это удивительная сказка о добре и зле, любви и взаимопонимании, об ответственности за планету, природу.

— Что вы можете рассказать о Маленьком принце?( Он живёт на маленькой планете, на которой он ухаживал за прекрасной розой.

— Зачем он отправляется в путешествие?(Ссорится с розой и отправляется на поиски настоящего друга)

— Кого он встретил на нашей планете? (Лиса)

— Какую истину открыл Маленькому принцу мудрый Лис? (Чувство одиночества проходит,. Если ты за кого- нибудь отвечаешь: заботишься о нём, помогаешь ему, «вкладываешь в него душу».

— Какие слова этой сказки стали крылатыми? («Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда за тех, кого приручил

— Запомните ещё одно правило Маленького принца. «Проснулся утром, убери за собой свою планету». Это значит, что мы должны следить за чистотой нашей планеты, мы отвечаем за чистоту природы и её сохранность.

— Как вы думаете, быть ответственным легко или трудно? Что было бы, если бы люди перестали быть ответственными?

— Предложить учащимся составить три главных правила ответственного человека.

Не забывать своих обещаний. Выполнять порученные дела в срок. Стараться выполнять всё на “совесть”.

Заботиться о младших, слабых и близких.

— Подходит к концу наш урок. На все ли вопросы мы нашли ответы?

Итог урока. Рефлексия.

— Какие советы вы запомнили?

— Оцените свою работу по оставшимся критериям, сосчитайте баллы.

Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока:

— Подобрать пословицы, поговорки, стихи, высказывания об ответственности.

— Подобрать примеры ответственных и безответственных поступков для обсуждения темы.

— Приготовить вопросы по теме, чтобы задать их одноклассникам.

— Составить синквейн на тему.

— Написать сочинение – рассуждение по теме «Быть ответственным легко или трудно? »

Давайте попробуем ответить на вопросы.

За кого? За что несут ответственность родители?( За воспитание, здоровье, жизнь детей, за поступки и действия свои и своих детей

Учителя, врачи, военные. строители и т. ? (За свою работу, за свои поступки и действия

Подробнее поговорим о вашей ответственности. Попробуйте заполнить таблицу.

Я Другие Школа Умываться Ухаживать за домашними животными Выполнять домашние задания Вовремя ложиться спать Заботиться о младших сёстрах и братьях Содержать в порядке учебники и тетради Чистить зубы Помогать родителям, бабушке и дедушке. Соблюдать правила внутреннего распорядка

Какую роль в жизни играет ответственность?

— Как научиться быть ответственным?

Не забывать своих обещаний;2. Выполнять порученные дела в срок;3. Стараться выполнять на “совесть”

— Оцените свою работу по критериям, сосчитайте баллы.

— если вы набрали 6 – 9 баллов, урок для вас был эффективным, а если меньше 6, то _____________________________________________________

— Можно подобрать пословицы, поговорки, стихи, высказывания об ответственности. Можете подобрать и обсудить примеры ответственных и безответственных поступков для обсуждения темы.

— Рассказать родителям об уроке.

Ответственность — право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства.