4 Класс
- s30750614

Простые школьные и домашние правила этикета презентация 4 класс орксэ шемшурина

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Благодарю за интересный качественный ресурс,Елена Владимировна!

Зоя Андреевна, хочется сказать Вам слова благодарности за математический тренажё.

Замечательная работа! Презентация получилась яркой, очень интересной! Спасибо, Е.

А я вот две ошибки допустила. Не знала, к своему стыду, про облепиху. Спасиб.

Суть технологического приёма «Экран» заключается в том, что создаётся полное ощущение одной многоуровневой диосцены, видимость одного общего экрана, на котором появляются вызываемые нами в любом порядке объекты.

Пыстогова Валентина Васильевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Загрузка началась. Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

МБОУ «Кипринская ООШ»

Очёрского района Пермского края

Автор : Пыстогова Валентина Васильевна,

учитель начальных классов

Никогда не обижай маленьких и слабых и не позволяй делать этого другим ребятам.

В школе не кричи,

не употребляй грубых слов,

не дерись.

Всегда помни, что ты не один. Старайся вести себя так, чтобы никому не мешать.

Относись бережно к школьному имуществу.

Не бегай в коридоре. Слишком оживлённая беготня часто приводит к тяжёлым травмам.

При встрече в школе со взрослыми обязательно здоровайся первым.

Старайся всегда поддерживать в своей родной школе

чистоту и порядок.

Учитель. Поздоровайтесь с кем-нибудь из взрослых, чье имя и отчество вы знаете.

Если это хороший знакомый (например, мама вашей подруги), спросите, как дела.

Вежливо выслушайте ответ. Пусть ваша мама поставит вам оценку.

Испокон веков на нашей планете звучали слова приветствий. На Руси, например,

желая выказать наибольшую степень почтения, опускались на колени и клали земной

поклон — били челом. При этом, как писал очевидец, можно было явственно слышать звук

удара. Когда же встречались равные по положению, то просто кланялись друг другу,

однако стараясь при этом заметить, чтобы другой не поклонился ниже. А так как никто не

хотел оказаться менее вежливым, то кланялись три-четыре раза, «состязаясь в оказании

взаимного почета».

Ивана Грозного всю жизнь преследовало одно мучительное воспоминание детства.

Государь всея Руси, один из могущественных монархов, на самой вершине своей власти

не мог забыть минут унижения, пережитых им в детстве. В письме к А. Курбскому он

пишет о времени, когда всесильный боярин Шуйский помыкал им, малолетним царем

Иваном. Как? Оказывается, Шуйский не считал нужным приветствовать наследника,

здороваясь с ним: «И нам же не преклонялся». Эту обиду маленький мальчик запомнил на

всю жизнь. «Таков те гордыни, кто может понести!» — с горечью пишет он А. Курбскому.

У человека, отказывающегося приветствовать другого, для этого должны быть веские

причины. Такие причины морального порядка были, например, у Каллисфена, который

отказался пасть в ноги Александру Македонскому. Вот эта история.

С обычаем приветствовать царя, падая ему в ноги, греки познакомились во время

войны с Персией. Этот восточный обычай настолько понравился Александру

Македонскому, что он решил ввести его среди своих подданных. Когда же Александр,

облаченный в царские одежды и отмеченный всеми знаками царского достоинства,

появился перед толпой и все, блюдя новый закон, покорно пали перед ним ниц, стоять

остался только один человек. Это был Каллисфен. Он не только не пал в ноги, как этого

требовал новый царский указ, но и стал тут же при всех стыдить Александра за то, что он

требует себе почестей, равных божественным.

Александр внял голосу своего мужественного подданного. Тем самым Каллисфен, как

пишет Плутарх, «спас греков от унижения, а Александра — от еще большего». Нередко тот,

кто отказывался поклониться правителю или даже его изображению, платил за это

Пепеляева Светлана Николаевна

Тенистовская общеобразовательная школа I-III ступеней

Прстые школьные и домашние правила этикета

Аннотация к уроку: Урок в 4 классе по теме «Прстые школьные и домашние правила этикета соответствует программе, учебник Шемшуриной А. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемное обучение, тестовая работа, групповая работа, индивидуальная работа.

ФИО (полностью) Пепеляева Светлана Николаевна Место работы Тенистовская СОШ Должность Учитель начальных классов Предмет Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» Класс 4 Тема и номер урока Простые школьные и домашние правила этикета. 8 урок. Базовый учебник Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А. Шемшурина – М. : Просвещение, 2014.

Цель урока: Формирование у учащихся представлений о значении этических норм, развивать практические навыки соблюдения этических норм.

— воспитывать потребность соблюдения этических норм, уважение друг к другу и окружающим, отслеживать собственные поступки и анализировать поступки других;

— развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

— совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Основные термины и понятия: праздник, подарок, праздничный ритуал.

Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Обсуждение в группах перечней правил этикета, составленных учащимися дома. Составление общего перечня.

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

Комментированное чтение статьи из учебника для учащихся.

Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

Ответы на вопросы и выполнение задания:

ЗАДАНИЕ 1. Приведи свои ассоциации к понятию «Правила».

Обсуждение результатов работы.

Обсуждение ситуаций.

Домашнее задание.

  • Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.
  • Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.

Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

Первые письменные правила поведения были даны в “Поучениях” Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: “Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях. где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего. чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, —. угостите пищей или питьем. Больного посещайте, мертвого пойдите проводить. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово.

Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г. ) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

— Почему мы так говорим?

— Все ли вам было понятно в его речи?

— Что вам показалось смешным?

— Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай?

Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

Этикет в школе

Вы учитесь в 4 классе ивы уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах. Посмотрите сценки. Правильно ли поступают дети?

Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: «Здравствуйте, Татьяна Ивановна!».

Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)

Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: «Здорова, Ларина!»

— А сейчас немного отдохнем. Я буду называть правила этикета, если они правильные то вы хлопните, если нет, то топните.

  • Жевать с открытым ртом.
  • Вытереть салфеткой руки.
  • Есть с ножа.
  • Бегать на перемене.
  • Расталкивать всех в транспорте.
  • Носить чистую одежду.
  • Здороваться с учителями.
  • Благодарить за помощь.

— Молодцы! Правила этикета вы почти все знаете.

Этикет за столом.

— Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Обсуждение просмотренного отрывка.

— Что было необычного в поведении мальчика?

— Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

— А как вы ведете себя за столом?

Этикет в гостях.

— У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. Как вы себя ведете?

— Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент о том, как хозяйка встречала гостей. В чем она была неправа?

Просмотр фрагмента из журнала “Ералаш” «Гостеприимство». Слайд № 13

Какие правила этикета вы можете предложить? Слайд 14

Работа в группах.

— Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Подберите подходящие пословицы к вашему виду этикета и допишите 3 самых главных на ваш взгляд правила. (Виды: этикет дома, этикет в гостях, этикет в школе)

-Вам необходимо подумать, вырезать и наклеить пословицы, которые подходят к вашему виду этикета.

В чужом доме не указываютГость — невольный человек, где посадят, тут и сядетДома, как хочу, а в людях, как велят

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!

Позднему гостю — кости.

Когда я ем — я глух и нем.

Посади свинью за стол — она и ноги положит на стол.

Сперва подумай, а там и скажи.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Красно поле пшеном, а речь — слушанием.

С умным разговориться, что мёду напиться.

Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)

«Первым здоровается тот, кто вежливее».

Часом опоздал, годом не вернёшь.

— Посмотрите, что у нас получилось? (На доске плакат)

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Класс: 4 класс

Тема: «Простые школьные и домашние правила этикета»

Цель: развить представления о нравственных нормах и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, и формирование у учеников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных норм и правил этикета.

бобщить и расширить знания о правилах поведения в различных этикетных ситуациях, показать важность их соблюдения.

ть школьников способам применения этикетных норм в общественной жизни.

Воспитательная. Развить кул

ьтурное восприятие мира, воспитыва

ть нравственные и этические нормы

Знание понятия «этикет». Понимание необходимости соблюдения правил этикета в школе и дома, а так же в других общественных местах.

Познавательные: Формирования умений найти, выделить новую информацию в тексте, использовать различные источники для поиска информации.

Регулятивные: Развитие самооценки учащихся. Способность анализировать свои поступки и отслеживать действия своих товарищей. Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: Формулирование своего собственного мнения. Развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей, умения работать в группе.

Личностные: Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, отношение друг к другу и окружающим.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник.

Организационный момент.

— Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Подготовка класса к работе

Настраиваются на совместную работу

Актуализация знаний. Мотивирование к учебной деятельности

-Тему урока подскажет стихотворение

Бориса Заходера «Перемена»

-О чем это стихотворение?

-Правильно ли ведет себя Вова?

-Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему урока:

«Правила этикета в школе и дома»

-Какова цель урока?

Повторим что мы знаем об «Этикете»

Вспомним и сравним правила школьного и домашнего этикета.

— Составим правила поведения в школе и дома и будем учиться их соблюдать.

(по мере того, как обучающиеся называют задачи, план урока появляется на слайде)

(читает подготовленный ученик )

Отвечают на вопросы учителя

Расширить и углубить знания об этикете и его значении в жизни человека.

Формулировка темы, цели и задач урока.

Работа по теме урока

-Совершим мысленную прогулку по школе.

Работа в группах.

— Для этого разделимся на группы (повернитесь к сидящим позади вас)

1 группа отравится в раздевалку школы –выяснит  какие нарушения общепринятых правил можно встретить там

2 группа- отправится в коридоры школы, выяснит,  какие нарушения общепринятых правил можно встретить в коридорах школы

3 группы – в школьную столовую , выяснит какие нарушения общепринятых правил можно встретить там

4группа – в классе на уроке.

5 группа – в классе на перемене.

6группа — отправится мысленно домой, выяснит какие правила этикета важно соблюдать там.

— На столах вы можете найти рабочие листы. Приступаем к работе. Звук колокольчика оповестит об окончании работы в группе.

каждая группа анализирует нарушения (из жизненного опыта) и составляет правила этикета в заданном им месте

Проведение обсуждений.

Подготовка выступления.

Обмен информацией.

Предоставляем вам слово.

— Слово 1 группе. И тд.

Каждая группа представляет собранные в ходе обсуждений материалы.

Организуется выступление групп.

Организация информации, обобщение.

Работа по учебнику с. 38-41

Сегодня мы говорили о правилах этикета.

Проверьте правила из учебника мы включили в свои правила.

Прочитайте пословицы на стр.

Как вы их понимаете?

Важно ли соблюдать правила этикета в школе и дома?

Делают вывод. Обобщают информацию.

Ответы детей.

Записывают правила этикета на ватман каждой группой, для того чтобы разместить стенгазету в классе.

Ты вошел в раздевалку. Там толпится много ребят, рядом с тобой девочка и ее отталкивают. Как ты поступишь?

Утро. Ты входишь в свой класс. В классе уже находится несколько твоих товарищей. Что ты сделаешь в первую очередь?

На перемене ты случайно толкнул одноклассника. Как ты поступишь?

В буфете на общем блюде лежат пирожки. Каждый хочет взять пирожок как можно быстрее. А как ты будешь себя вести?

Утром по коридору навстречу тебе идет твоя учительница и учительница другого класса. С кем ты поздороваешься?

Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще?

Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь? Обоснуй свое поведение.

Дети отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы.

— Оцените свою деятельность на уроке:

— Мне очень понравилось как вы работали на уроке,

выберите цветные карточки:

Красный цвет — мне все понравилось, у меня все получилось

Зеленый цвет- у меня были трудности, но я с ними справился.

Желтый цвет- мне не понравилось

— Спасибо вам за работу. Соблюдайте правила этикета не только в общественных местах, но и когда вы дома.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Осуществляется самооценка деятельности.

Учебник стр.

Письменно в тетради продолжить предложения с точки зрения этикета:

Тема: Школьный этикет

Класс: четвертый класс, общеобразовательный

Цель: развить представления о нравственных нормах и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, и формирование у учеников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных норм и норм этикета.

  • Обучающая. Познакомить учеников с понятием «этикет», обобщить и расширить знания о правилах поведения в различных этикетных ситуациях, показать важность их соблюдения.
  • Развивающая. Обучить школьников способам применения этикетных норм в общественной жизни.
  • Воспитательная. Развить культурное восприятие мира, воспитать нравственные и этические нормы.

Средства обучения: ИКТ – презентация, иллюстративный материал, источники информации.

Принципы обучения: связи теории с практикой, наглядности, научности, систематичности и сознательности, прочности.

Методы обучения: исследовательский (самостоятельная работа с источниками информации), словесный (эвристическая беседа), практический (выполнение практических заданий, учебная игра), наглядные (иллюстрация).

Ожидаемый результат: усвоение учащимися данного материала, успешное выполнение связанных с этим заданий; инициатива со стороны учащихся к дальнейшему изучению предмета.

Здравствуйте, ребята. Эпиграф сегодняшнего урока: «В человеке должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. Чехов). Как вы понимаете данное утверждение? (ответы учеников).

Давайте разгадаем маленький кроссворд и попытаемся понять, какой теме посвящен наш урок. Поехали!

  • Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
  • Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
  • Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
  • Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
  • Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
  • Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

Вы молодцы, ребята. Какое ключевое слово получилось в нашем кроссворде? Что такое этикет на ваш взгляд? (ответы учеников). В различных словарях русского языка даны определения этикета. Сейчас мы с вами разделимся на две группы, каждая из которых будет искать, что же такое этикет в разных словарях («Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения» (Толковый словарь), «Этикет – м. франц. чин, порядок, светский обык внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая вежливость; церемониал; внешняя обрядливость. -тный, к сему относящ. -ничать, с важностью и настойчивостью блюсти этикет, будто дело» (Словарь Даля)). Давайте вместе составим определение этикета? Вот мы и сформулировали тему, сегодняшнего урока, сегодня мы будем знакомиться с вами с правилами этикета.

Правил этикета множество, запомнить их всем очень трудно. Самое главное, что человек своим поведением и внешним видом не должен смущать и доставлять неудобства окружающим. С какими правилами этикета вы уже знакомы? (ответы учеников: правила поведения в семье, в транспорте, в общественных местах). Сегодня мы с вами поговорим лишь о школьном этикете. Как вы думаете, школьный этикет – что это? (ответы учеников). Ребята, запишите, пожалуйста, что школьный этикет – это установленный порядок поведения в школе.

В школьный этикет входит множество норм, например, правила внешнего вида. Посмотрите друг на друга, в какой одежды вы пришли сегодня в школу? (ответы учеников). Рассмотрите иллюстрации, которые вы видите на слайдах. В каких ситуациях, по каким случаям надо одеваться так, как одеты персонажи этих картинок? (ответы учеников).

Молодцы, ребята. Ваши ответы правильные.

Ребята, а знакомы с правилами поведения в школе? Какие правила школьного этикета вы знаете? Давайте прочитаем стихотворение, которое лежит у вас на партах.

Школа этики зверят

Как-то в сказочном лесу,

Но не в сказке – наяву,

Звери для своих зверят,

Школу этики открыли.

Меж собою порешили:

— Будем вежливо мы жить,

И тому детей учить.

Старшим вызвался медведь:

— Перестану я реветь,

Хот и стар, но много знаю,

Не впервые обучаю

Медвежат своих, друзья,

Мудрым я зовусь не зря.

Прибежали дети в школу,

Интересно им, все ново,

Все хотят они узнать

И вопросы задавать:

— Дядя Миша, вы теперь

Наш учитель, а не зверь.

Как теперь вас называть,

В нашей школе величать?

— Я, ребята, старше вас

Имя, отчество как раз

Пригодится мне теперь,

Ведь учитель вам не зверь.

Поясняю, там и тут

Учителей на «вы» зовут.

Чтобы это обозначить

Я зовусь Михал Потапыч.

И ещё, кричать не надо,

В школе есть и свой порядок:

Если хочешь ты сказать,

Руку надо поднимать.

На уроках не вертитесь,

Быть внимательней стремитесь.

Ссоры, звуки не слышны.

Навострили детки уши

Стали тихо Мишку слушать:

— Завтра в город мы пойдем,

Это будет, братцы, днем.

Много в городе народу,

И дорог, и переходов,

Транспорт в городе большом

Вы увидите кругом.

Чтоб спасти свои хвосты,

Переход запомни ты.

Там стоит и светофор,

Не допустит он затор.

Красный свет – проходу нет,

Желтый шлет тебе привет,

А зеленый – проходите,

Только тихо, не спешите.

Зайка вставил робко слово:

— Надо, братцы, быть готовым

Посмотреть по сторонам —

Не попасть в беду бы нам.

Помню, Доктор Айболит

Лапку мне пришил, болит

До сих пор она. Друзья,

Под колеса лезть нельзя.

А Потапыч продолжает:

— Тот, кто старших уважает,

Пропускает их вперед

И в автобус сам не прет.

Не толкается локтями,

Не царапает когтями,

Уступает старшим место,

Инвалидам. Всем уместно,

Быть воспитанным везде –

Не один ты на земле.

В разговорах весь урок

Пролетел. Звенит звонок,

Суетится детвора –

Всем домой спешить пора.

Завтра снова ждет ребят

Школа этики зверят.

Какие здесь представлены нормы школьного этикета? Давайте все вместе попробуем составить основные правила школьного этикета:

  • Будь всегда опрятным, поддерживай порядок на своем рабочем месте.
  • Надевайте в школу школьную (деловую) форму.
  • Вы должны быть вежливыми со своими сверстниками и работниками школы.
  • В школе следует быть пунктуальным и регулярно посещать уроки.
  • При разговоре вы должны быть вежливыми, а голос негромким.

Вывод: Мы с вами познакомились с понятием этикета и определили основные правила поведения в школе. Этикет в школе и в жизни имеет особое значение. С помощью него вы соблюдаете порядок в школе, что позволяет не нарушать учебный процесс. Этикет помогает вам ориентироваться в мире взрослых и вне школьных стен. Надеюсь, что вы, как прилежные ученики, всегда будете адекватно вести себя в общественном месте, в школе и дома.

Мы с вами молодцы. Теперь можно и поиграть. Игра «ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ».

  • Что случится, если все перестанут умываться, мыть грязные руки.
  • Что случиться, если перестанут здороваться друг с другом
  • Что случиться, если все дети будут говорить неправду.
  • Что случиться, если люди перестанут беречь природу.
  • Что случиться, если дети будут есть только сладости.
  • Что случиться, если люди не будут соблюдать правила дорожного движения.
  • Что случится, если все будут ссориться.

/data/files/c1539257209. ppt (Быть культурным — просто!)

Внеклассное мероприятие по правилам этикета с презентацией

1-4 классы.

«Своя игра» на тему:

«Этикет в нашей жизни.

Быть культурным – просто!»

МБОУ СОШ № 62 г. Воронеж

Булашова Л.

«Своя игра» на тему «Этикет в нашей жизни. Быть культурным – просто!» для младших школьников.

Описание: Предлагаю вашему вниманию игру, которую можно провести с учащимися начальных классов как внеклассное мероприятие при закреплении темы «Этикет в нашей жизни».

Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Этикет».

Задачи: — формировать у школьников познавательный интерес; — развивать творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор; — воспитывать у учащихся желание применять правила этикета в повседневной жизни.

Работа с презентацией:

При выборе игроками категории вопроса и его «стоимости» учитель нажимает на выбранный прямоугольник, при этом осуществляется переход на слайд с вопросом.

После ответа на вопрос нужно нажать

Откроется правильный ответ.

Затем надо нажать на стрелку в правом нижнем углу – осуществиться переход на слайд с табло «Своей игры».

Игрок (или команда) выбирает категорию вопроса и его «стоимость». Если ответ на вопрос ученик дает верный, то получает количество баллов с выбранной стоимостью вопроса. Вопросы к игре даются разной степени сложности: чем меньше «стоимость» вопроса, тем он легче, и наоборот. По окончании игры суммируются и подсчитываются баллы каждого игрока (команды).

Категория «Вежливые слова».

Вопрос в 10 баллов: Что означает слово «здравствуйте»?

Ответ — Будьте здоровы, не болейте.

Вопрос в 20 баллов: Что дети делают не так?

Ответ — Нельзя кричать, размахивать руками. Если твои знакомые оказались далеко от тебя, но в пределах видимости, достаточно помахать рукой или кивнуть головой.

Вопрос в 30 баллов: Что означает слово «Спасибо»?

Ответ – Спаси Бог.

Вопрос в 40 баллов: Кто первым должен здороваться при встрече?

Ответ – Первыми приветствуют младшие старших, мужчины женщин, женщина приветствует мужчину, который намного старше ее.

Вопрос в 50 баллов: Крестьяне на Руси должны были «ломать шапку» перед барином. Что означает выражение «ломать шапку»?

Ответ – Снимать головной убор

Категория «Осторожно, телефон!».

Вопрос в 10 баллов:  Что означает слово «телефон»?

Ответ — Телефон в буквальном смысле означает «далекий звук» — «теле»-далеко,»фон»-звук.

Вопрос в 20 баллов: Во сколько невежливо звонить кому-либо?

Ответ — Невежливо звонить до 8 утра и после 9 вечера

Вопрос в 30 баллов: Что на картинках не так?

Ответ – 1. Нельзя разговаривать с двумя собеседниками одновременно.

Нельзя разговаривать и кушать.

Нельзя разговаривать, когда еще рядом много людей.

Вопрос в 40 баллов:  Правило: не стоит упорствовать в вызове абонента.

После, какого гудка по счету необходимо положить трубку?

Ответ – Если после 4-5 гудка абонент не отвечает, положите трубку.

Вопрос в 50 баллов: Назовите места, в которых мобильные телефоны необходимо отключать или переводить в режим вибрации.

Ответ – Театры, музеи, библиотеки, уроки, экскурсии.

Категория «Ситуации».

Вопрос в 10 баллов:  Ситуация 1.

Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время»

Обращаясь, он сделал 3 ошибки. Какие?

Ответ — 1. Крикнул — нельзя кричать, надо спросить спокойно.

Не извинился — прежде чем спросить, надо извиниться за беспокойство.

Не употребил вежливые слова.

Вопрос в 20 баллов: Ситуация 2.

Два мальчика столкнулись в дверях и ни как не могут разойтись

(Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?).

Ответ — Кто вежливее.

Вопрос в 30 баллов: Ситуация 3.

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.

( Надо ли поздороваться и тебе?)

Ответ – Да. Если твой товарищ поздоровался с кем-либо, следует поздороваться и тебе.

Вопрос в 40 баллов:  Ситуация 4.

Вы вошли в автобус в заднюю дверь и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья.

Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то, как это сделать?

Ответ – Да, надо либо кивнуть головой, либо помахать рукой.

Вопрос в 50 баллов: Ситуация 5.

Вы пришли к другу, кроме него еще есть гости.

Кто должен поздороваться первым?

Ответ – Вновь пришедший должен сначала поздороваться с хозяином, затем с остальными гостями, даже если он их не знает.

Категория «Внимание транспорт!».

Вопрос в 10 баллов: Кому надо уступить место в транспорте в первую очередь?

Ответ — Уступайте места старым и пожилым людям, инвалидам, совсем маленьким детям и тем, кто едет с тяжелым грузом.

Вопрос в 20 баллов: Как нужно обходить стоящий автобус, троллейбус, а как – трамвай?

Ответ — Стоящий автобус или троллейбус обходите сзади, трамвай – спереди.

Вопрос в 30 баллов: В какую дверь транспорта надо входить, а из какой выходить?

Ответ – Входить следует в задние двери, а выходить из передних дверей транспорта.

Вопрос в 40 баллов:  Какое правило нарушили мальчики?

Ответ – По правилам этикета в городском транспорте есть нельзя. Можно при необходимости попить водички, запить лекарство.

Вопрос в 50 баллов: В дождливую погоду зонт не только позволяет защититься от осадков, но и становится частой причиной конфликтов в общественном транспорте. Что нужно сделать, чтобы не допустить конфликта?

Ответ – Чтобы не задевать людей мокрым зонтом и не разбрызгивать во все стороны капли воды, его следует сложить еще на остановке, до входа в автобус. В салоне по возможности сложенный зонт лучше опустить, давая воде возможность стечь вниз. После выхода из автобуса открывать зонт нужно не в дверях, а отойдя на пару шагов от других пассажиров, ведь в противном случае они будут забрызганы каплями или даже задеты самим зонтом.

Категория «Приятного аппетита!».

Вопрос в 10 баллов: Продолжи пословицу про аппетит.

Ответ – еды.

Вопрос в 20 баллов: Размешав ложечкой сахар в стакане с чаем, что с ней надо сделать по правилам этикета?

Ответ — Положить ложечку на блюдце.

Вопрос в 30 баллов: Кто из ребят поступает правильно?

Ответ – Мальчик справа В.

Вопрос в 40 баллов: Назовите правило, которое нарушил мальчик за столом.

Ответ – Не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

Вопрос в 50 баллов: Если кто-то ест, говорят «Приятного аппетита», а еще говорили: «Чай да сахар!» или «Хлеб да соль!». Приятно было в ответ услышать «Спасибо!» или даже приглашение на обед. А как, по-вашему, звучал ответ жадин, которые хотели казаться остроумными?

Ответ – «Ем да свой, а ты рядом постой!»

Категория «Школа».

Вопрос в 10 баллов: Во время урока нельзя разговаривать, вертеться по сторонам, мешать другим детям слушать объяснения учителя.

Что нужно сделать, чтобы выйти из класса во время урока?

Ответ — Подними руку, попроси разрешения выйти.

Вопрос в 20 баллов: Учитель просит – «Сядь правильно». Это как?

Ответ – картинка на слайде 28

Вопрос в 30 баллов: Какое правило нарушает мальчик Саша?

Не хотят общаться с Сашей

Все ребята в школе нашей.

Он и к старшим пристает,

И ребят помладше бьет.

Никому прохода Саша

В нашей школе не дает.

Ответ – Нельзя обижать тех, кто младше, и задирать старшеклассников.

Вопрос в 40 баллов: На какой картинке мальчик поступил неправильно? Слайд 30.

Вопрос в 50 баллов: Что ребята делают неправильно? Слайд 31

Ответ – 1. Неправильно себя ведут

Спят на парте

Балуются на лестнице

Категория «Загадки».

Ответ — аппетита

Ответ – угощайтесь!

Ответ – будь здорова!

Ответ – До свидания!

Ответ – привет, здравствуй.

Список использованной литературы :

Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011г

Жиренко О. , Лапина Е. , Киселёва Т. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М. : ВАКО, 2007.

Козлова М. Классные часы: внеклассная работа: 1-4классы. – М. : Издательство «Экзамен», 2011.

ГБОУ Школа № 1592 имени Героя РФ Е. Чернышева

Тема «Премудрости этикета»

УЧИТЕЛЬ: Абрамова Н.

2018-2019 учебный год

Тема урока: Премудрости этикета

Цели и задачи урока:

Овладение картиной мира: познакомить детей с первичным представлением об этикете, о правилах этикета. Формирование у школьников мотивации к осознанному

нравственному поведению.

Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять поступки людей, которые соответствуют и не соответствуют нормам морали. Создать атмосферу доброжелательности, комфортности на уроке.

Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: учиться находить и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства.

Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в парах, в группе, слушать других. Учиться принимать другую точку зрения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: карточки, учебник

Методы и технологии обучения:

*исследовательская деятельность.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

*самостоятельный поиск информации;

*групповое решение проблемы;

* комментированное и выборочное чтение;

* устное высказывание на тему;

* работа с иллюстративным материалом;

*участие в учебном диалоге.

Проверка домашнего задания

Повторение правил общения

Что такое дружба?(это отношения, основанные на равенстве, искренности, правде)

*работа с пословицами (пословицы написаны на доске).

От учтивых слов язык не отсохнет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

У Сидора обычай, у Карпа свой.

Не дорог подарок, дорога любовь.

-Объясните смысл пословиц. О чём эти пословицы? Чему будем учиться на уроке?

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки

зрения представлений о добре и зле. (Этика)

Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в

ущерб интересам других людей. (эгоизм)

Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим

Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при

распределении благ, наград и наказании. (справедливость)

Э Т И К А

С О В Е С Т Ь

Э Г О И З М

П О Р О К

Д О Б Р О Д Е Т Е Л Ь

С П Р А В Е Д Л И В О С Т Ь

Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

 А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

-Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в

Самоопределение к деятельности (на доске карточка со знаком вопроса)

— На карточке записано слово, которое обозначает тему нашего урока.

— Дайте определение человеку, который при общении соблюдает правила хорошего тона? Какой это человек?

— Кто догадался, как одним словом можно назвать все правила хорошего поведения?

*введение понятия «этикет»

-Все правила хорошего поведения называются одним словом — этикет (переворачивается табличка).

*беседа об этикете.

-С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные

правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. По-

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.

Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее» говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях.

В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях. где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего. чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, —. угостите пищей или питьем. Больного посещайте, мертвого пойдите проводить. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово

Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований. В XVII веке (1717 г. ) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета. Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны.

*работа в тетради.

-Запишите определение слова «этикет».

*работа по учебнику, стр.

-Историю возникновения этого слова найдите и прочитайте в учебнике.

*беседа о разных видах этикета.

-Образцы поведения вырабатывались многие сотни лет. И каждый воспитанный человек знает, как вести себя вежливо в различных ситуациях. Существует речевой этикет, школьный этикет, этикет в общественных местах, деловой этикет, дипломатический этикет, этикет для дома и т. В этикете много правил. Но главное, не только знать правила этикета, а их соблюдать. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Закрепление знаний. Работа по учебнику(стр. 30-31)

— Найдите ответ на вопрос: какова основа у всех правил этикета (здравый смысл и уважение к другим людям) и поясните, что это значит, полагаясь на прочитанный материал.

Обобщение и систематизация знаний

По вопросам учебника стр. 32 «Вопросы для размышления»

Подведение итогов.

-Что такое этикет?

-Какие правила этикета запомнили?

-Нужны ли сейчас знания этих правил?

1) Задания учебника (стр. 30-33)

2) Придумать и инсценировать этикетную ситуацию (по желанию)

* игра «Найди ошибку»

Послушайте стихотворение Г. Остера «Вредные советы» и хлопком в ладоши покажите, если вы с чем-то не согласны.

Если ты пришел к знакомым

Не здоровайся ни с кем,

Слов “пожалуйста”, “спасибо”

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома:-

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла.

Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

“Стой, сдавайся! Руки

— С чем вы не согласны?

*высказывания ребят (по желанию)

Светская этика

Фильтры         отменить1 2 3 4 »Методическая разработка урока по теме «Семья»

Проведённый урок № 1 в блоке: «СЕМЬЯ» – урок открытия новых знаний. Цель данного урока с перспективой на весь блок: Создать условия для формирования представлений о главных ценностях семейной жизни.

Методическая разработка урока по курсу ОРКиСЭ «Добро руками сотвори»

Актуальность реализации занятия состоит в том, что недостаточно сформированная духовно-нравственная культура воспитания ведет к негативному воздействию, прежде всего на детей, которые как губки впитывают не только положительные, но и отрицательные стороны жизни.

Информационный буклет «Этикет за столом»

Информационный буклет по учебной дисциплине «Основы деловой культуры» на тему «Этикет за столом» знакомит с этикетными нормами за столом, позволяющими выглядеть человеку достойно, воспитанно в глазах окружающих, с достоинством выходить из разных ситуаций, возникающих как в обыденной жизни, так и в деловой обстановке.

Притча «Спор ветра с солнцем»

Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце.

Конспект урока ОРКиСЭ «Совесть»

Предлагаемый материал может быть успешно использован учителями, преподающими курс ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4-х классах. Структура урока во всех аспектах: по распределению времени на этапы урока, по дозировке умственной нагрузки на протяжении всего урока, по смене видов деятельности в течение урока – соответствует возрастным особенностям данной возрастной группе и современным требования к уроку.

Притча о бабочке

Притча о бабочке может быть использована на уроках ОРКиСЭ, внеклассных мероприятиях или классных часах. Материал будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям и воспитателям.

Притча «Окно» может быть использована на уроках ОРКиСЭ, внеклассных мероприятиях или классных часах. Материал будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям и воспитателям.

Сказка-притча «Как избежать зла»

Сказка-притча «Как избежать зла» будет полезна учителям ОРКИСЭ, а также классным руководителям. Данная презентация может быть использована на уроке светской этики по теме «Добро и зло» или классном часе на соответствующую тему.

Презентация «Честь и достоинство»

Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он — человек, а потом уже за его личные достоинства. Данная презентация показывает,что честь и достоинство определяют нравственную ценность человека.

Презентация по ОРКСЭ «Что значит быть моральным»

Данная презентация воспитывает доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Учит детей понимать и сопереживать чувствам других людей, находить выходы из спорных ситуаций. Развивает начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний.

Презентация ОРКСЭ по теме: «Дружба»

Данная презентация показывает ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека. Развивает умение анализировать поступки и соотносить их со своими. Воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Альтруизм и эгоизм

Данная презентация формирует у младшего школьника нравственные качества через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм», готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Презентация урока ОРКСЭ по теме «Дружба»

Презентация к уроку ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики», по теме «Дружба». Цель урока: создание представлений у учащихся о понятии «дружба» и «настоящем друге», присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Притча «Два волка» (о добре и зле)

Презентация «Два волка» создана на основе притчи о борьбе добра и зла. Данную презентацию можно использовать на уроке ОРКиСЭ модуль «Светская этика» или классном часе.

Авторская работа участника конкурса с публикацией на сайте

Настоящая авторская работа зарегистрирована в архиве конкурсных материалов 20. 2020

Должность: Учитель истории

Учреждение: ГБОУ школа №449

Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин

Тема: Мультимедийная презентация к уроку на тему: «Простые школьные и домашние правила этикета».