4 Класс
- konspekt uroka po orkse kazhdyj interesen 2

Каждый интересен презентация и конспект по орксэ 4 класс шемшурина

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Конспект урока и презентация по ОРКСЭ на тему «Жизнь протекает среди людей». Конспект урока по орксэ каждый интересен

Пепеляева Светлана Николаевна

учитель начальных классов

Тенистовская общеобразовательная школа I-III ступеней

Аннотация к уроку: Урок в 4 классе по теме «Каждый интересен» соответствует программе, учебник Шемшуриной А. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемное обучение, тестовая работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

Тема и номер урока

Каждый интересен. V урок.

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А. Шемшурина – М. : Просвещение, 2014.

— изучить основное этическое понятие «дружба»;

— сформировать правила общения, умение применять их;

— воспитывать уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

—  развивать память;

—  развивать умения преодолевать трудности;

—  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

— Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

— Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.

— Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

— Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

эпиграфы, материалы для работы в группах, индивидуальной работы

Ход урока.

Организационный момент.

Метод «Ассоциативный куст»

— Придумайте ассоциаии к слову одноклассник

– Прочитайте слова друг, приятель, товарищ. Что их объединяет?

— Чем они отличаются друг от друга?

III. Сообщение темы урока

— Определите тему урока.

– Молодцы! Тема нашего урока «Каждый интересен».

– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).

– Сегодня мы с вами мы выясним:

  • Что такое дружба?
  • Настоящий друг – кто он?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
  • Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

Работа над темой урока.

1 ученик: Мы- это слово короткое очень,

Но нет слова на свете волшебней его.

В нем, между прочим, две буквы всего.

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино?

Может быть, хороший пас в футболе?

Может быть, подсказку у доски?

Может быть, защиту в драке школьной?

Или просто средство от тоски?

2 ученик: Ну, а может быть, молчанье в классе?

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стену разукрасил,

Михаил всё видел и молчит?

Разве это дружба, если кто – то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься дома не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

3 ученик: Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама «Вы не в школе?»

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба — если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

4 ученик: Что такое дружба? Каждый знает?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба – если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить.

Терпеливо объяснять задания,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему своё внимание

5 ученик: Если друг твой что – то, к сожалению,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомнения,

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

6 ученик: Дружба в радости и дружба в ссоре,

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей- белых, и цветных.

Дружба – это если пишут дети

Письма детям другой страны.

Дружба – это мир на всей планете.

7 ученик: С детства дружбой дорожи!

Нет друга -ищи, а нашел – береги!

Друзья познаются в беде!

Не дорог подарок – дорога дружба!

– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)

Работа в парах

Разбейте слова на два столбика

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность

ПОМОГАЕТ ДРУЖБЕ МЕШАЕТ ДРУЖБЕ

– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще

дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)

Работа с баснями.

Спросила молния у солнца:

«Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, я ведь тоже очень яркая?»

Солнце ответило: «Они любят тепло и ласку».

Молния сказала: «От моих пожаров, бушующих на земле, много тепла, но это их не устраивает!»

Солнце сказало: «Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед».

Учитель: Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.

Волк выскочил и хотел ее съесть

Белка стала просить: «Пусти меня!»

Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете»

«Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

«Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому, зла не делаем».

Учитель: Кто из героев вызывает ваши симпатии, а кто нет?

Вывод: Не делай зла, будь добрым.

– Что нужно соблюдать, чтобы дарить радсть общения друг другу?

– Прочитайте ответ в учебнике на стр.

Работа в группах

– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?

– Каким не должен быть настоящий друг?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли назвать героя настоящим другом и почему?

Друг напомнил мне вчера,Сколько делал мне добра:Карандаш мне дал однажды,(Я в тот день забыл пенал),В стенгазете, чуть не в каждой,Обо мне упоминал. Я упал и весь промок –Он мне высохнуть помог. Он для милого дружкаНе жалел и пирожка:Откусить мне дал когда-то,А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята,Больше к другу не влечёт.

Осеева «До первого дождя».

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

– Давайте с вами попробуем открыть секреты общения, дружбы.

Закрепление изученного.

Работа с метафорой «Все в твоих руках»

Учитель: Эта история произошла давным — давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе.

И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее»

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках».

Учитель: Я думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку относиться с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Давайте вспомним песню, в которой говорится о том, что улыбкой согревается сердце и становится весело на душе.

Подведение итогов.

Составь пословицы.

Будете друг за дружку держаться —

можете ничего не бояться.

тому не на кого рассчитывать в беде.

друга потеряешь — уже не вернёшь.

Добро потеряешь — опять наживёшь,

Кто оторвался от друзей и товарищей,

а врозь скучно.

я дорожу нашей дружбой

Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего примирения:

Больше не будем ссориться

я сожалею о сделанном

мне очень стыдно

VII. Домашнее задание.

Вспомните и запишите хорошие, добрые слова на букву «Д».

VIII. Рефлексия.

Учитель: Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам, чтоб добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтоб добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

Основы религиозных культур и светской этики. «Основы светской этики» 4: Рабочая тетрадь для 4 кл. образоват. учреждений/ А. Шемшурина – М. : Просвещение, 2014

Этика. Урок № 5 ТЕМА

ТЕМА: Каждый интересен

Планируемые результаты: Понимание добродетели и порока как важнейших качеств человека, определяющих степень нравственности.

Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок.

Регулятивные:. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Коммуникативные: Умение работать в команде.

Личностные: Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством самоконтроля.

— Придумайте ассоциаии к слову одноклассник

– Прочитайте слова друг, приятель, товарищ. Что их объединяет?

– Молодцы! Тема нашего урока «Каждый интересен».

– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).

– Сегодня мы с вами мы выясним:

– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)

ПОМОГАЕТ ДРУЖБЕ  МЕШАЕТ ДРУЖБЕ

– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще

Басня:Спросила молния у солнца:

Басня:Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.

– Что нужно соблюдать, чтобы дарить радсть общения друг другу?

– Прочитайте ответ в учебнике на стр.

– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?

– Каким не должен быть настоящий друг?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

– Давайте с вами попробуем открыть секреты общения, дружбы.

Учитель: Я думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку относиться с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Давайте вспомним песню, в которой говорится о том, что улыбкой согревается сердце и становится весело на душе.

VIII. Рефлексия. Учитель: Перед тем как нам расстаться

Урок по ОРКСЭ «Каждый интересен»

Урок по ОРКСЭ «Каждый интересен»

Технологическая карта урока

Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел! Это был светлячок — маленькая букашка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, он любил жизнь! И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались каждый день и каждый хотел быть его другом! Но глупый светлячок не понимал, что всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком. А переливался всеми цветами радуги, как хорошо гранёный бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком! Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвертый и т. , а зачем-никто не знает, просто это престижно. Светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море, травы, слёзы росы и любви. Он во всём видел любовь. Закончив песенку, светлячок что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зритель (он уже привык к вниманию),и постарался вложить в перелив своего попурри всю красоту, которую только мог. Но, к его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся, но всё же решил спросить про то, как он спел. — Ну как? — деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца. — Красиво. — сказал мальчик. — Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, — фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно смотреть в сторону уходящего солнца!

Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем — бриллиантовым светлячком. Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год. Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла». Один сказал. Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то еще и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрел светлячок, куда глаза глядят. И прибрёл, на свое удивление, все на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошел к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил: — Что случилось?- А разве ты не видишь?- Нет, — честно ответил мальчик- Ну и ладно, — сказал светлячок- Расскажи, что ты видишь, — попросил мальчик — Что? — удивился светлячок- Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце. Вот бы хоть разок взглянуть на это! И тут светлячок понял, мальчик — слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему важен даже без блеска. Он ему нужен!!! — Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу. — А что это такое? Ты мне раньше не пел об этом. — Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю!!!

Подчеркните те характеристики, которыми, на ваш взгляд, должен обладать друг:

понимающийвнимательныйзлойкрасивый богатыйздоровый доброжелательный равнодушный чуткий упрямыйзаботливыйкрепкий

Свой ответ начните так:

Такой человек нам будет (интересен, неинтересен)

Подчеркните те характеристики, которыми, на ваш взгляд, должен обладать человек, который хочет дружить:

Разбейте слова на два столбика, которые, на ваш взгляд, мешают дружбе – помогают дружбе: Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность

ПОМОГАЕТ ДРУЖБЕ _____________________________________ ______________________________________ ______________________________________ _______________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ МЕШАЕТ ДРУЖБЕ _____________________________________ ______________________________________ ______________________________________ _______________________________________ ________________________________________ ________________________________________________________________________________

Я узнал (а)_______________________________Я почувствовал (а)________________________Я понял (а)_______________________________Было интересно___________________________Мне захотелось___________________________ Я узнал (а)_______________________________Я почувствовал (а)________________________Я понял (а)_______________________________Было интересно___________________________Мне захотелось___________________________ Я узнал (а)_______________________________Я почувствовал (а)________________________Я понял (а)_______________________________Было интересно___________________________Мне захотелось___________________________ Я узнал (а)_______________________________Я почувствовал (а)________________________Я понял (а)_______________________________Было интересно___________________________Мне захотелось___________________________ Я узнал (а)_______________________________Я почувствовал (а)________________________Я понял (а)_______________________________Было интересно___________________________Мне захотелось___________________________ Я узнал (а)_______________________________Я почувствовал (а)________________________Я понял (а)_______________________________Было интересно___________________________Мне захотелось___________________________

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль»Светская этика») «Каждый интересен» 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Презентация к уроку ОРКСЭ ( модуль «Светская этика») «Каждый интересен» 4 класс Презентацию подготовила Савотина Елена Александровна МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа № 12»

2 слайд Описание слайда:

ДОБРО И ЗЛО – ГЛАВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

3 слайд Описание слайда:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. ПРИТЧА О ДОБРОМ И ЗЛОМ ВОЛКЕ А какого волка кормите вы?

4 слайд Описание слайда:

Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце.

5 слайд Описание слайда:

НОВАЯ МОНЕТА РОССИИ

6 слайд Описание слайда:

Кто первым нарушил золотое правило этики?

7 слайд Описание слайда:

Попробуем вместе определить тему урока Каждая снежинка красива по-своему. Каждый цветок пахнет по-своему. Каждый человек интересен

8 слайд Описание слайда:

ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ

9 слайд Описание слайда:

10 слайд Описание слайда:

Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им:  — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите каждый по одной, а завтра приходите снова, и я снова дам вам хлеба. Моментально вокруг корзинки завязалась едва ли не драка. Каждый старался захватить буханку больше. Расхватав хлеб, дети разбежались, даже не поблагодарив в спешке булочника. И только самая маленькая девочка тихо стояла в стороне и ждала, когда все разойдутся. Потом она подошла, взяла оставшуюся на дне самую маленькую буханку, поцеловала руку булочнику и пошла домой. Но когда дома мать девочки стала резать хлеб, внутри буханки оказались серебряные монеты. Девочка принесла эти деньги назад булочнику, но тот сказал:  — Нет, деточка, это не случайность. Я специально положил их в самую маленькую буханку, чтобы наградить тебя Притча о богатом булочнике

11 слайд Описание слайда:

12 слайд Описание слайда:

13 слайд Описание слайда:

Все мы разные, и это хорошо!

14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

ВСЕ МЫ РАВНЫЕ, И ЭТО ТОЖЕ ХОРОШО!

16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Номер материала: ДБ-801158

Конспект урока ОРКСЭ | Школьные файлы SchoolFiles. net

Тема урока «Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике»

Цель: формирование у обучающихся представления о том, что такое философия и этика, что изучает светская этика.

Задачи:1. Формировать понятия: «этика», «философия», «вечные вопросы», «мыслитель». Развивать коммуникативные навыки при работе в группе. Развивать умения аргументировать свой ответ. Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению. (воспитывать духовно-нравственные качества

Виды деятельности: выборочное чтение, написание эссе (творческий проект), моделирование, самостоятельная работа с источниками информации (работа в группах), составление синквейна, аудирование, отгадывание загадок (в группе), составление пословиц (в группе)Основные термины и понятия: философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросыСредства наглядности: презентация «Диалоги о философии и этике». Учебник Шемшурина А. , Дёмина Р. , Брунчуковой Н. М и др. «Основы светской этики. 4 класс». Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Книга В. Тарасова. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы учителя человечества. (репродукции)Дидактический материал: разрезные карточки с пословицами, карточки с рисунками человека, памятки для учащихся «Подготовка к проекту»пустые карточки для написания слов, фломастеры. Прогнозируемые результаты: учащиеся выскажут собственные предположения о понятиях «мыслитель», «философ», «этика», «вечные вопросы»продукт проектной деятельности учащихся – творческая работа(философский рассказ или иллюстрация к рассказу)

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учениковисточники

Постановка и формулировка проблемыВступительная беседа по теме урока:Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности и этики. Человеческое общество существует лишь благодаря тому, что оно подчиняется законам или правилам, которые признают все люди, и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному желанию.

Смотрят презентацию.

— Прочитайте диалог по лицам. Определите его участников. 18-23

-Чьи это слова?

-Чьи это слова?(учитель распределяет роли, и деле идёт чтение по ролям)

Урок № 13 ОРКСЭ дата 06. 17 г.

Тема: «Жизнь протекает среди людей»

Планируемые результаты урока

•Понимание необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности отечественной культуры

•Формирование устойчивого интереса к предмету.

•Воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия, составляющим моральное достояние человеческой души.

•Мотивация младших школьников на нравственные поступи;

•Самостоятельный поиск и получение информации; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы текстом

•Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действий

•Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Тип урока – усвоение новых знаний

учебник по ОРКСЭ / А. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, карточки с пословицами, презентация, кластер.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Садитесь, пожалуйста.

— Ребята, мы — единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность. У нас есть волшебные слова:

«Правила работы на уроке»

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам.

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг!

Самоопределение к учебной деятельности

Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с притчи, которая и определит тему урока. – А что такое притча???

Притча — это небольшой поучительный рассказ, который несет глубокий смысл и заключает в себе мораль либо религиозную премудрость. В притче всегда есть главная мысль, целью которой и является донести широкую значимость идеи.

Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал. Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться: — Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой! Услышав это, река всплеснула волнами: — Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.

— В чем главная мысль, ребята, притчи?

Вывод: Один в поле не воин. Вместе мы сможем многое преодолеть и многого достичь, поэтому очень важно найти взаимопонимание.

III. Сообщение темы и целей урока.

Что говорили об этом мыслители прошлого?

Как нам строить отношения с окружающими нас людьми?

Что является главным во взаимодействии с ними?

Изучение нового материала.

Вступительная беседа учителя с учащимися.

Мы живем среди людей. Некоторые ребята считают, что знать правила поведения ни к чему. Может быть, действительно, все равно, как человек ест, ходит, здоровается, обращается к людям и, самое главное, как он поступает?

Может быть поведение каждого – его личное дело? Наверное, да. Но только в одном случае – когда человек живет на необитаемом острове. Но мы живем среди людей. И нам всегда нужно думать о том, удобно, легко ли рядом с нами окружающим.

У каждого из нас за день происходит много контактов с самыми разными людьми. Это может быть пять уроков за одной партой с товарищем. Минутный разговор в коридоре. Взгляд, которым обменялись прохожие. И всякий раз настроение и самочувствие людей во многом зависят от того, приветливы ли были они сами и окружающие их люди. И каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди.

Люди рождены друг для друга.

Как вы понимаете его слова?

Сравним с учебником.

Лев Николаевич Толстой

Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.

Объясните, какова мысль этого высказывания?

Какой вывод можно сделать из этого высказывания? Сравним с учебником.

Какой вывод можно сделать из этих высказываний?

Только во взаимодействии с людьми мы познаем себя.

Помогая другим и соединяя свои мысли и действия, мы укрепляем нравственные отношения с другими людьми.

Работа в паре

Игра «Улыбнись и скажи комплимент»

Скажите, вам было трудно улыбнуться друг другу?

а комплимент сказать? Почему?

Продолжаем работу в учебнике.

Прочитайте высказывания мыслителей.

Клод Адриан Гельвеций

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.

Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.

Что нужно человеку, чтобы стать хорошим, честным? Надо ли ему работать над собой или он с рождения становится таковым? (Выслушиваю высказывания учеников

Важно определить не только, КЕМ ты хочешь стать в жизни, а главное — КАКИМ ты хочешь стать.

Чтобы стать хорошим человеком и приносить пользу людям, необходима душевная тренировка.

Нужно стремиться совершать хорошие поступки, укреплять дружеские отношения с людьми.

А сейчас, послушайте притчу о двух сущностей человека, а потом ответите мне на один вопрос.

Притча «Два волка»

Беседа по притче:

Кто главные герои притчи?

-C чем сравнивает старик внутренний мир человека?

Что представляет собой каждый волк?

Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

-В чём нравственный урок притчи?

Послушайте очень интересную песню, о двух больных. А потом определите, в каком из них сущность вскормленного плохого волка, а у кого – хорошего. Прослушивание аудиозаписи Светланы Копыловой «Окно» Беседа по песне.

Как поступил больной, лежащий у стены, когда его соседу стало плохо?

Почему он так поступил?

-Что увидел он, когда занял место у окна?

Почему второй больной, да ещё и слепой, рассказывал о великолепных садах, о людях, гуляющих, о животных?

-Каких «волков» вскормили эти два больных в себе? (Ответы детей)

Работа с Кластером «Солнышко»

А теперь посмотрите на доску. Видите на ней солнышко? Какие лучики мы к нему прикрепим?

Правильно, все самые хорошие.

Подумайте, улыбнется ли наше солнце ?

Верно, потому, что оно само доброе, от него идет тепло, к нему тянутся люди и у него много друзей. Посмотрите, какие лучи остались? — Прочитайте.

Будет ли человек с такими качествами такой же радостный, солнечный?

Поднимает руки класс — это раз,

Завертелась голова — это два,

Три — руками три хлопка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Продолжение работы по теме

Игра «Собери пословицу». Работа в парах

Детям предлагается к каждой начатой фразе подобрать вторую её половину

а – раздают по указу в – наживёшь не сразу.

б – любому заказан. г – угадаешь не сразу

ЗНАЧЕНИЕ — «Добрый разум» — это совокупность большого количества знаний, опыта и умения их обрабатывать. И его нельзя получить быстро, его нужно именно «наживать». Читать книги, обдумывать их, учить правила, изучать различные науки, а также овладевать наукой жизни, переплетая все эти знания между собой.

Так постепенно можно нажить добрый разум.

а — как поле широко в – видит далёко

б – как ров глубоко г – с боку припёка

ЗНАЧЕНИЕ — Смысл в том, что не надо завидовать, даже если ты будешь завидовать этого не добьешься.

а – не найти и почку в – не поднимешь и бочку

б – не одолеешь и кочку г – не поставишь и точку

ЗНАЧЕНИЕ — если ты один борешься за что – то ты этого никогда не достигнешь, а если с кем то – то ты свернёшь все горы и тебя всё получится.

VII. Итог урока.

Наша жизнь протекает среди людей.

 Как нам строить отношения с окружающими нас людьми? Доставлять радость людям, при этом уважать себя

 Что является главным во взаимодействии с ними? Быть человечными

VIII Рефлексия. Выбери выражение

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Цветочненская средняя школа»

Умерова Диляра Сейтжамиловна