4 Класс

Стыд вина и извинение презентация 4 класс орксэ светская этика

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Презентация «Стыд, вина, извинение»

  • Что такое стыд?
  • Что такое чувство вины?
  • Когда принято извиняться?
  • В.А. Сухомлинский
  • «Стыдно перед соловушкой»
  • Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
  • Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться.
  • Соловей перестал петь.
  • Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
  • Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
  • — Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля.
  • — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
  • тихо ответила Лида.
  • Решетников Ф. П.
  • Опять двойка.
  • стыд – ответственность за проступок перед другими,
  • вина – ответственность перед собой

– это переживание человека по поводу своего несоответствия норм, невыполнение долга перед самим собой.

  • Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия норм, невыполнение долга перед самим собой.
  • Извинение — избавление от чувства. вины перед человеком, которого обидели.

1

УРОК 21 Учитель ГБОУ СОШ 1245 г. Москвы Кузьмич М. СТЫД ВИНА ИЗВИНЕНИЕ

2

Золотое правило нравственности Не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. Повторение прошлого урока

3

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности? а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай. б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает. г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает. Повторение прошлого урока Золотое правило нравственности

4

2. Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности? а) Потому что это закон государства. б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки. в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений. г) Все варианты верны. Повторение прошлого урока Золотое правило нравственности

5

3. Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? а) Задуматься о своих поступках. б) Все варианты верны. в) Любить самого себя. г) любить людей как самого себя. Повторение прошлого урока Золотое правило нравственности

6

4. Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности? а) Восторг. б) Страх. в) Уважение. г) Жалость. Повторение прошлого урока Золотое правило нравственности

7

5. Почему золотое правило нравственности помогает в жизни? а) Потому что даёт людям добро и радость б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души. в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся. г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие. Повторение прошлого урока Золотое правило нравственности

9

7. Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности. а) Играть вместе. б) Делиться с другом тайной. в) Поддерживать товарища в трудный момент. г) Вместе делать домашнее задание. д) Не давать списывать уроки. е) Отзываться на чувства окружающих. Повторение прошлого урока Золотое правило нравственности

10

Актуальность данного урока Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь нелегко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль.

11

Рассказ Л. Толстого «Косточка» Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

12

Все сказали: Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: Нет, я не ел. Тогда отец сказал: Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

13

Что такое стыд? Что такое чувство вины? Когда и как принято извиняться?

14

Что такое стыд? 1. Тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его окружающими. Ответственность за поступок перед другими.

15

Что такое вина? 1. Переживания человека по поводу своего несоответствия принятым нормам. Ответственность за поступок перед собой. Стыд и вина формируют совесть человека.

16

Что такое извинение? 1. Просьба о прощении, обращенная к кому-либо. Сожаление о происшедшем, принятие нравственного решения о не повторении своих ошибок, изменении своего поведения.

17

-Что выражает взгляд матери? -Что выражает взгляд сестры? Как она учится? -Что можете сказать о младшем брате? -Какие чувства испытывает мальчик? Как вы думаете, почему? Ф. Решетников «Опять двойка»

18

Стыд Вина Раскаяние Извинение Прощение — Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины. — После признания чувства стыда, наступает раскаяние. — Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться. -Когда человек извиняется, наступает прощение.

19

Делайте это искренне. Не оправдывайте свои действия. Примите обязательство измениться. Выражайте свои извинения осторожно. Будьте готовы к неловкости и неудобству. А перед кем Вам нужно извиниться сегодня ? 5 шагов к правильному извинению.

21

Стыд, вина и извинение Выберите смайлики, связанные с темой занятия Рефлексия

1

Тема урока : « СТЫД, ВИНА, ИЗВИНЕНИЯ » Урок по ОРКСЭ ученица 4 « Г » класса Козлова Василина

2

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

3

Л. Толстой « Косточка » Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит : А что, дети, не съел ли кто — нибудь одну сливу ? Все сказали : Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже : Нет, я не ел. Тогда отец сказал : Что съел кто — нибудь из вас, это нехорошо ; но не в том беда.

4

Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал : Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

5

Ф. Решетников « Опять двойка ».

8

-Что такое стыд ? -Что такое вина ? Как Вы понимаете :

9

Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка ( Ожегов С. ) Вина : — проступок, преступление ; — причина, источник чего — либо неприятного ( Даль В

10

5 шагов к правильному извинению 1. Делайте это искренне. Не оправдывайте свои действия. Примите обязательство измениться. Выражайте свои извинения осторожно. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

11

Стыд перед людьми — в своей ошибке хорошее чувство Доброму человеку но лучше всего стыд бывает стыдно перед самим собой. Нет стыда признаться даже перед собакой человеку Давайте соединим начало и конец пословиц

12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!

Стыд, вина и извинения

Модуль «Основы светской этики» «Стыд, вина и извинения»

«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. » Л. Толстой

Решетников «Опять двойка»Что такое стыд? Стыд — чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины перед окружающими. Стыд переживается как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение.

Рассказ Л. Толстого «Косточка» Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вина, извинение. Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия норм, невыполнение долга перед самим собой. Стыд — ответственность перед людьми. Вина — ответственность перед собой. Извинение — избавление от чувства. вины перед человеком, которого обидели. Извинение — ключ к примирению.

Извинение- это сожаление о происшедшем, принятие нравственного решения о не повторении своих ошибок, изменении своего поведения.

5 шагов к правильному извинению Делайте это искренне. Не оправдывайте свои действия. Примите обязательство измениться. Выражайте свои извинения осторожно. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

Как принято извиняться? Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения. Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. не говорите — «извиняюсь». Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.

№ слайда 13

— Хорошо! — Да ладно! — Не стоит извинения! — За что же извиняться? — Не за что. — Я не сержусь. — Пожалуйста.

№ слайда 14

№ слайда 15

Игра «Доскажи словечко» Легче на душе становится, когда тебя Прощение дает нам свободу от чувства Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?

№ слайда 16

№ слайда 17

№ слайда 18

Я узнал, что.

№ слайда 19

№ слайда 20

Домашнее задание Стр. 44-45 учебник, прочитать , ответить на вопросы; Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях ; Подобрать пословицы и поговорки по теме нашего урока. Печ. : стр. 21, ур. 21,з. 3,4.

№ слайда 21

№ слайда 22

Делайте это искренне. Делайте это искренне. Не оправдывайте свои действия. Примите обязательство измениться. Выражайте свои извинения осторожно. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения. Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения. Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. не говорите — «извиняюсь». Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.

Рефлексия Я узнал, что.

Стр. 44-45 учебник, прочитать , ответить на вопросы; Стр. 44-45 учебник, прочитать , ответить на вопросы; Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях ; Подобрать пословицы и поговорки по теме нашего урока. Печ. : стр. 21, ур. 21,з. 3,4.

Спасибо за внимание!

Хлановская Маргарита Валдимаровна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Загрузка началась. Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

Цель: Создать условия для формирования
этических норм поведения в обществе и общения
друг с другом, развивать нравственные ценности
учащихся.

  • Формировать такие нравственные ценности как
    стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
  • Развивать способности и умения анализа как
    чужих , так и собственных поступков и признавать
    собственные ошибки, уметь отличать их ложные
    проявления.
  • Воспитывать уважительное отношение к
    окружающим, учить великодушию
  • Познакомить со значением понятий: стыд, вина,
    раскаяние, прощение, извинение, великодушие.
  • Формировать умение просить прощение, прощать
    других и отличать стыд от ложного стыда.
  • Формировать уважительное отношение к
    окружающим.

Сообщение темы и цели урока.

На нашем сегодняшнем уроке мы поговорим о таких
нравственных понятиях,как стыд, вина и извинение. Попробуем узнать смысл этих слов и узнаем, когда
принято извиняться и как это нужно правильно
делать.

III. Работа по теме урока

Чтение рассказа “Совесть”

Нина Карнаухова не приготовила урока по
алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она
во время рабочего дня болтается с книгами по
городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под
куст, она побежала догонять красивую бабочку и
наткнулась на малыша, который смотрел на нее
добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной
в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и
решила над ним подшутить.

Несчастный прогульщик! — строго сказала она. —
И это с таких юных лет ты уже обманываешь
родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто
шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой
смешной и добродушный, что ей пришлось взять его
за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались
лежать под кустом, потому что поднять их перед
малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула,
а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко
ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо
пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело
было на ее сердце, которое грызла беспощадная
совесть.

Беседа по прочитанному

— Когда Нина пошла в рощу?

— Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей
боятся? Все на работе?

— Знала ли она мальчика, которого встретила?

— Почему она стала его стыдить?

— Как Нина разговаривает с малышом?

— А как отвечает малыш?

— Что произошло с Ниной?

— Почему вдруг хорошее настроение пропало?

— Чем можно объяснить перемену настроения?

— Что тревожило её?

— Почему, провожая малыша, она не взяла с собой
книги и завтрак?

Как выдумаете, сможет ли Нина ещё когда-нибудь
так поступить?

— А как вы понимаете, что такое СТЫД ?

— Когда вам бывало стыдно?

Сейчас вы объединитесь в группы и попробуете
сообща дать объяснение понятию “стыд”, укажите ,
в каких ситуациях вам бывает стыдно (учащиеся
записывают свои мысли по этому поводу)

Проверка коллективных работ

Работа по учебнику

А теперь давайте прочитаем об этом в учебнике
с

— Вернемся к прочитанному рассказу.

Какими словами можно охарактеризовать чувства
девочки? (огорчение, раскаяние, переживание, вина,
стыд)

Понятие “ЛОЖНЫЙ СТЫД”

Девочка Нина испытывает стыд за свое поведение,
а есть люди, которые стыдятся самих себя в глазах
других людей, переживают позор за себя.

Эти люди испытывают “ложный стыд”. Попытайтесь привести примеры ложного стыда. (Например, ложный стыд испытывает старательный
ученик в классе, где главным себя считают
двоечники, которые стремятся обмануть учителя и
ловко списать у соседа

Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить
другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что
это часто позволяют себе другие.

Прочитаем у учебнике о понятии “ложный стыд”

Осеева “На катке”

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке
было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив
руки, ездила от скамейки к скамейке. Два
школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной
ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и
наскочил на девочку. Девочка упала. Витя
испугался.

Я нечаянно. — сказал он, отряхивая с ее шубки
снег. — Ушиблась?

— Коленку.

Сзади раздался смех.

“Надо мной смеются!” — подумал Витя и с
досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул
он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они. Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое
весело заскользили по льду. А девочка сидела на
скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

-Можно ли сказать, что мальчик Витя испытывал
ложный стыд? Почему? Как бы вы поступили на его
месте?

Упражнение “Стыдно – это когда

Согласны ли вы с утверждениями, стыдно – это
когда:

-хочется попросить прощения;

-ты кого-то обидел;

-ты помог другу;

-ты совершил что-то плохое;

-ты совершил что-то хорошее?

Скажите. пожайлуста ,стыд и вина — это одно и
тоже?

В чём сходство, а в чём различие?

— В каких ситуациях люди испытывают чувство
вины? (обидел маму, друга, что-то не выполнил)

Прочитаем в учебнике, с

Вывод: Стыд – ответственность за проступок
перед другими, вина – ответственность перед
собой.

Чувство вины тяжелое чувство. Можно ли от него
избавиться? А как? (Выслушиваются ответы ребят

Принять решение не повторять подобное, т. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты
обидел.

— Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в
чем – то провинился? (извиниться)

— Как можно извиниться?

Памятка “как следует извиняться

  • Не надо долго и нудно объяснять причины вашего
    поведения, которые привели к обиде или
    оскорблению.
  • Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение,
    просто принесите свои извинения и удалитесь.
  • Говорите НЕ “извиняюсь”, а “ИЗВИНИТЕ”.
  • Будьте искренними.
  • Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично
    искупили свою вину.
  • Какие слова -извинения вы знаете?
  • Найдите в тексте учебника слова-извинения.
  • В каких ситуациях можно использовать данные
    фразы? (в тех ситуациях, когда поступаем
    неправильно)
  • Никогда не стыдно просить прощения.

Извинение – это признак силы, также как и
умение прощать.

Как называют человека, который может простить,
забыть обиды?

Великодушие – отсутствие злопамятства, умение
прощать людей за ошибки, сила и величие души.

Если гениальность – величие ума, то
великодушие – гениальность души. Эдуард
Севрус

Упражнение “ Сундучок”

Дети достают из шкатулки карточки с вопросами и
отвечают на них

(работа выполняется по желанию)

Предлагаю вам в завершении выполнить
некоторые задания.

Работа в парах.

Учащиеся получают карточки с заданиями

Вставьте пропущенное слово.

Легче на душе становится, когда тебя ____________

Прощение даёт нам свободу от чувства_____________.

Расставь слова по порядку, объясни взаимосвязь

Соедини начало и конец пословицы (работа в
парах).

— Обсуждение и проверка

Дома вам предстоит написать мини-сочинение по
репродукции картины А. Н Решетникова “Опять
двойка”.

Каждый из вас получит план сочинения в печатном
виде.

— Ребята, внимательно рассмотрите картину ,
попробуйте определить по репродукции картины
Ф. Решетникова чувства каждого героя.

— Что выражает взгляд матери?

— Что выражает взгляд сестры? Как она учится?

— Что можете сказать о младшем брате?

— Кто является главным героем?

— Какие чувства испытывает мальчик?

— Как вы думаете, почему?

— Какие краски использовал художник, чтобы
выразить чувства мальчика?

Чему нас может научить поведение мальчика?

Подведение итогов урока

Мы на уроке говорили о таких понятиях, как СТЫД,
ВИНА, ИЗВИНЕНИЯ.

Я желаю вам быть великодушными!

Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим.

Ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина,

Развивать ответственность за свои поступки. Формировать умения

аргументировать свою точку зрения, развивать чувство эмпатии

(понимание эмоционального состояния другого).

Основные понятия: стыд, вина, великодушие

Оборудование: компьютерная презентация, видеоролик социальной рекламы «Отец и

сын», набор карточек-картинок: солнышко, облако, солнышко и тучка

Введение в тему

Введение в тему. Слайд 1. Называется тема и цель. Выберите смайлики, связанные с

темой нашего занятия. Почему вы выбрали именно эти изображения.

выражает свое мнение.

Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд? СТЫД – осознание вины за

• Посмотрите небольшой видеосюжет (видеоролик социальной рекламы). Кто из

персонажей испытывает чувство стыда? Что стало причиной этого чувства?

• Назовите другие причины для переживания чувства стыда? (при затруднении

чтение 3 абзаца учебника с. 44)

• Что такое ложный стыд? Комментированное чтение 4 абзаца на с. 44-45.

• Стыд и вина – это одно тоже? Найдите главное различие между ними? Чтение

текста. 5 абзац с.

Слайд 4. Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность

Физкультминутка. Игра «Говорящие руки. Я называют различные чувства, а вы,

молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление,

уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.

Упражнение «Дискуссионные качели». Чувства вины и стыда – это полезные или

вредные эмоции. Класс делится на 2 группы: одна группа должна найти доводы в пользу

этих эмоций, другая группа пытается объяснить, в чем их вред.

Чувство вины тяжелое чувство. Как от него можно избавиться? Выслушиваются ответы

ребят. Принять решение не повторять подобное, т. раскаяться, и извиниться перед тем,

кого ты обидел.

Практикум-игра «Корзина ситуаций». В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем

найти выход из них. Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в группе или в

парах и проигрывают их. Остальные группы поднимают одну из трех карточек:

1 карточка – “солнышко” — согласны, поступили бы также.

2 карточка – “облако” — не согласны, так не поступили бы.

3 карточка – “солнышко и тучка” — согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут

прокомментировать свое мнение.

1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул

2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше.

Света обозвала подругу.

3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной

весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в

порядок. Но никто не признается.

• Вспомните сюжет видеоролика, который мы смотрели в начале урока, Каким

образом сын попросил прощение у отца?

Слайд 6. Учитель обращает внимание на слайд с советами, как следует извиняться.

• Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к

обиде или оскорблению.

• Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения

и удалитесь.

• говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».

• Будьте искренними.

• Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.

Извинение – это признак силы, также как и умение прощать.

Как называют человека, который может простить, забыть обиды? Чтение последнего

абзаца учебника.

Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и

Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души. Эдуард Севрус

Слайд 7. Будьте великодушными!

1

Тема урока : « СТЫД, ВИНА, ИЗВИНЕНИЯ » Урок по ОРКСЭ ( модуль : « Светская этика ») учитель ГБОУ СОШ 156 Нестерова Елена Львовна

5

Тема урока. СТЫД, ВИНА, ИЗВИНЕНИЯ -Что такое стыд ? -Что такое вина ?

6

Ф. Решетников « Опять двойка ».

7

Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка ( Ожегов С. ) Вина : — проступок, преступление ; — причина, источник чего — либо неприятного ( Даль В

Технологическая карта урока

Разработала Верещагина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 16» г. Ачинска

Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика УУД Оценивание Результат Целеполагание (создать условия для определения темы урока, задач урока) Создает ситуацию для целеполагания, задает вопросы, фиксирует тему урока и задачи Предлагаю вам познакомиться с коллажем и предположить, как его можно назвать. Давайте сформулируем тему урокаПредположите, какие задачи можно поставить, изучая эту тему Учащиеся предполагают, что на коллаже собраны изображения «плохих» эмоций, грустных, уточняют, что люди на них испытывают чувства стыда и вины, переживают за что – то и т. Формулируют тему урока «Вина, стыд»Формулируют задачи урока, например, узнать- как наука этика объясняет, что такое стыд и вина;- какие пословицы есть на эту тему;- хорошо или плохо, кода стыдно;- как нужно избавиться от вины и т. Формирование и развитие УУД (регулятивных)Умение определять тему урока, ставить с помощью учителя задачи урока Наблюдение Умеют с помощью учителя определять тему урока, формулировать задачи урока Работа с понятиями (сформировать представления о нравственных понятиях, их взаимосвязи) Организует работу с текстом Для того, чтобы разобраться, как наука этика объясняет понятия по теме нашего урока, я предлагаю вам ознакомиться с текстами. Каждая группа изучает текст по одному понятию, потом рассказывает всем ребятам (см. Приложение 1) Учащиеся изучают текст в группе, готовятся рассказать классу о таких понятиях, как стыд, вина раскаяние, извинение, прощение Формирование и развитие УУД (коммуникативных, умений работать с текстом)Умение взаимодействовать в малой группеУмение строить устное высказываниеУмение понимать текст Наблюдение Умеют взаимодействовать в малой группе, понимать текст, строить высказывание Предлагает расположить понятия в правильном порядкеДавайте еще раз назовем те, понятия, с которыми мы работали по теме нашего урока Расположите их по порядку, как это происходит с человеком в жизни Называют понятия, с которыми работа ли – стыд, прощение, раскаяние, извинение, винаРасполагают слова по порядку Развитие УУД (познавательных)Умение моделировать, работать с понятиями Наблюдение Моделируют этапы переживания человека Обобщение (расширять представления о нравственных понятиях, изучаемых на уроке, создать условия для соотнесения их с жизненным опытом детей) Предлагает собрать пословицы и объяснит их значениеТема нашего урока очень важная, народ всегда был к ней неравнодушен и у него есть пословицы. Давайте их соберем и объясним. Работаем в группах. (См. Приложение 2) Собирают пословицы и объясняют их смысл Развитие УУД(познавательных, коммуникативных умений работать с текстом)Умение строить устное высказывание, взаимодействовать в малой группе, понимать текст Наблюдение Умеют работать в малой группе, работают с пословицами Игра «Сундучок»Предлагает обсудить тему урока, играя в игруУченик, или по желанию пара учеников, выходят, вытягивают из сундучка вопрос и отвечают на него (см. Приложение 3) Принимают участие в игре, актуализируют свои представления по теме урока, соотносят со своим жизненным опытом Развитие УУД (личностные)Ориентация на моральные нормы и их выполнение Наблюдение Учащиеся имеют представления об моральных нормах, ориентированы на их выполнение Практическая работа(создать условия для формирования умениявыбирать способ извинения) Предлагаю вам вспомнить, какие слова употребляют, если нужно извинитьсяУ вас на столах лежат карточки с описание трех ситуаций рядом варианты извинений. Соотнесите, как нужно извиниться в каждом случает. Обоснуйте свой ответ(см. Приложение 4) Называют слова (извините, простите, извините, пожалуйста, я так больше не буду, такое больше не повторится и т. Читают описание ситуаций и примеры извинений, выбирают на из взгляд правильные, доказывают свое мнение Развитие УУД (личностных)Ориентация на моральные нормы и их выполнение Наблюдение Умеют выбирать нужное извинение, исходя из ситуации Проверка изученного материала (определить уровень достижения целей урока) Предлагает учащимся выполнить тест, чтобы понять, как они поняли тему урока, организует проверку(См. Приложение 5)У меня приготовлен небольшой тест по теме нашего урока, предлагаю выполнить егоДавайте проверим, правильные ответы вы видите на экране, проверьте. Оценим результаты по шкалеПредлагайте, как она будет называться Выполняют тест, проверяют по образцу, оценивают результаты своей работы, предлагают критерии для оценивания Развитие УУД(регулятивных)Умение проверять результаты по образцу, оценивать, определяя критерии(личностных)Умение отвечать на вопросы, опираясь на общечеловеческие ценности Самоконтроль Отвечают на вопросы по теме урока, исходя их нравственных ценностейПроверяют по образцу работу, оценивают, определяя критерий для оценивания Рефлексия Предлагает вернуться к теме урока и поставить слова темы в нужном порядке, добавить еще слово, которого не хватает Чем был полезен вам сегодняшний урокЧто вы расскажете об этом уроке дома? Переставляют слова по порядку, добавляют слово – извинение, раскаяние Развитие УУД(регулятивных)Умение проводить рефлексию Наблюдение Проводят рефлексию по теме урока

Приложение 1. Тексты для работы в группе

Стыд присущ только людям. Это способность сопоставлять свои поступки и мысли в соответствии с нормами общепринятой морали и собственной совести. Это чувство смущения от осознания совершенного проступка или попадания в унизительную ситуацию. В словаре можно найти такое определение: «Стыд – чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, которые противоречат нормам морали, или унижающих достоинство личности».

Синонимами слова «стыд» являются такие слова, как бесчестье, застенчивость, замешательство, неловкость, позор. Чувство стыдливости можно испытывать из-за совершенных поступков, из-за сказанных слов, из-за нетипичной внешности. Так же стыд может вызвать поведение других людей, чаще всего близких.

ВИНА – противоположность стыда. стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой. Стыд и вина формируют совесть человека. Если эти чувства не развиты, человек бессовестный. Ребята, чувства вины – очень тяжёлое переживание, иногда не даёт спокойно жить человеку. Преодоление чувства вины приходит с раскаянием, т. с сожалением о происшедшим

Чтобы избавиться от чувства вины, нужно извиниться. Это сделать непросто. Извинение – основание для оправдания. Кто просит извинение, это не признак слабости, унижения, а наоборот, это признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения

Раскаяние — это болезненное осознание совершенной ошибки, соединенное с желанием избежать подобного в дальнейшем и по мере возможности исправить содеянное.

Прощение – это отпущение вины, освобождение от кары, обязанности, примирение сердцем (в. Даль). Прощение – общеславянское простить буквально — «освободить».

Приложение 2. «Собери пословицы»

Жили, жили, хоть голову снесть За совесть да за честь и при большом уме не проживешь. Не смерть страшна а стыда не нажили. Без совести и стыд страшен

Приложение 3. Игра «Сундучок»

Доводилось ли вам просить прощения?

Почему люди просят прощения друг у друга?

Просить прощения – это хорошо или плохо?

Просить прощения – стыдно?

Что чувствует человек, которого простили?

Что значит выражение “заслужить прощение”?

Надо ли прощать тех, кто просит у вас прощения?

Тебя нечаянно обидели, но раскаялись и просят прощения. Ты простишь?

Обязательно ли нужно плакать, когда просишь прощения?

Мальчик все время обижал девочку, а потом сразу просил у нее прощения. Он поступал хорошо?

Если ты попросил прощения – значит ли это, что ты искупил свою вину?

Как нужно просить прощения?

Легко ли просить прощения?

Зачем человеку нужно, чтобы его простили?

Нужно ли стыдиться того, что у тебя нет таких дорогих игрушек, как у других детей?

Можно ли стыдиться нехорошего поведения других людей?

Почему нам бывает стыдно?

Стыдиться – хорошо или плохо?

Ты стыдишься, если не умеешь чего-то сделать?

Что значит искупить свою вину?

Как можно искупить свою вину?

Приложение 4. «Как правильно извиниться»

Ты в автобусе нечаянно наступил на ногу пассажира Мама, извини. Я поступил очень плохо, я не подумал, как ты расстроишься, я больше так не буду делать На уроке Света разговаривала с Таней, из за чего та получила замечание от учителя. Извините! Чтобы не ходить на контрольную работу, Саша притворился больным. Мама испугалась и вызвала врача. Вскоре все стало известно и мама поняла, что сын ее обманул Извини, я не подумала о результатах.

Отметь правильные на твой взгляд ответы.

Что значит прощать других людей?

Это значит не держать обиды на другого человека, понять его

Это значит помогать друзьям по учёбе

Это значит уметь правильно наказывать людей за их проступки

Верны все варианты

Что может вызвать у человека чувство стыда?

Чтобы избавиться от чувства вины, надо:

Почитать интересную книгу

Забыть о плохом поступке

Найти нового друга

Извиниться перед тем, кого обидел

Если человек прощает других, то:

Этот человек просто глупый

Он заслуживает наказания

Его тоже будут прощать

Этот человек слабый и беспомощный

Какие из приведённых ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?

Хорошо подготовиться к уроку

Помочь отстающему ученику