4 Класс
- img0

Любовь и уважение к отечеству конспект урока орксэ презентация 4 класс

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.

Он исполняется в особых случаях: во время различных торжественных мероприятий,

визитов государственных деятелей в другие страны, в честь российских спортсменов-

победителей. Гимн прославляет могущество и величие государства.

Звучит гимн РФ. Сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова.

А какой ещё символ есть у нашей страны?

У меня на столе лежат полоски цветной бумаги. Помогите мне собрать герб Российской

Федерации и прикрепить его на доску.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ – официальный символ государственной власти,

олицетворяющий суверенитет государства. Государственный флаг России имеет три

одинаковые горизонтальные полосы: верхняя полоса – белого цвета, средняя – синего,

нижняя – красного.

Белый цвет означает благородство, синий – верность, честность, красный – отвагу.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных

органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств,

консульств РФ за рубежом, судах плавающих в открытом море, а также во время

спортивных состязаний в честь российского победителя.

8. Работа с учебником стр.95. Определение понятия «Любовь», «Отечество».

-Ребята, а вы любите своё Отечество? Что для вас значит любить?

— От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы

называем ПАТРИОТИЗМ.

(Работа со словарем Ожегова.Понятие патриотизм записывается в тетрадь)

Патриотизм

-а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. II

прил. патриотический, -ая,-ое.

А всех людей, кто безгранично любит свою Родину мы называем? ПАТРИОТ

-Ребята, а каких людей мы можем назвать патриотами? (ответы детей)

— Ребята, а вы себя считаете патриотами? Что же значит любить свою Родину, любить своё

Отечество? Что же мы с вами должны делать, чтобы показать свою любовь к ближнему,

семье, народу, России?

Запишите на листочках эти глаголы ( дети записывают: защищать, уважать, ценить,

беречь, заботиться, украшать, гордиться и т. д.) .

— Как мы это делаем? (своими делами)

10. Итог урока.

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.  Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.  Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.

  • Что мы Родиной зовём?
  • Дом, где мы с тобой живём,
  • И берёзки, вдоль которых
  • Рядом с мамой мы идём.
  • Что мы Родиной зовём?
  • Поле с тонким колоском,
  • Наши праздники и песни,
  • Тёплый вечер за окном.
  • Что мы Родиной зовём?
  • Всё, что в сердце бережём,
  • И под небом синим-синим
  • Флаг России над Кремлём.

Родина - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов…

  • Родина — отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов…

 Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. У России Величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный мудрый он и гордый. Он - России дух свободный!

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

У России Величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный мудрый он и гордый.

Он — России дух свободный!

 Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.

Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.

 Российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение.  Белый цвет – цвет чистоты, надежды.  Красный – цвет крови, жизни.  Синий – цвет безоблачного мирного неба.

Российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение.

Белый цвет – цвет чистоты, надежды.

Красный – цвет крови, жизни.

Синий – цвет безоблачного мирного неба.

 Официально также Росси́йская Федера́ция — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население  — 146 267 288 чел. (2015), Территория  — 17 125 407 км². Занимает первое место в мире по территории и девятое место по численности населения.

Официально также Росси́йская Федера́ция — государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население  — 146 267 288 чел. (2015), Территория  — 17 125 407 км². Занимает первое место в мире по территории и девятое место по численности населения.

 Россия - многонациональное государство, на территории которого проживает более 130 народностей. Россия – многоязычная страна (150 языков).  В России живут приверженцы различных религий

Россия — многонациональное государство, на территории которого проживает более 130 народностей.

Россия – многоязычная страна (150 языков).

В России живут приверженцы различных религий

 Москва — самый главный город нашей страны. Являясь столицей российской Федерации, Москва крупнейший город по численности населения. Расположен город на реке Москве . Москва – столица нашей Родины

Москва — самый главный город нашей страны. Являясь столицей российской Федерации, Москва крупнейший город по численности населения. Расположен город на реке Москве .

  • Москва – столица нашей Родины

Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни, Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Наши праздники и песни,

Поле с тонким колоском,

Тёплый вечер за окном.

 Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.  Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю.  Наша страна очень красива и богата.  Мы любим Россию и гордимся нашей страной!

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата.

Мы любим Россию и гордимся нашей страной!

Презентация к уроку по теме «Любовь и уважение к Отечеству»

Светская этика

• урок нов. материал
,
презентация

13.03.2014

Россия — прекрасная страна, в которой мы с тобой живем. А что ты знаешь о своей стране? Что ты представляешь, когда слышишь слово Родина? Кто Президент Российской Федерации? Вспомните символы нашей страны.

«Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». Василий Шукшин

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Презентация к уроку по теме «Любовь и уважение к Отечеству»» категории «Светская этика» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «презентация».


Загрузка началась…

Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!


Красивая, содержательная работа, от которой веет теплом и любовью!

Спасибо за добрые слова, Татьяна Васильевна, о моей разработке.

Надежда Ивановна, спасибо за необходимый ресурс ко всем модулям ОРКСЭ! Мне очень понравились стихи, раскрывающие смысл российского триколора.

Хорошая работа. Нужная, необходимая!Благодарю Вас, Надежда Ивановна!

Прекрасный, яркий, содержательный материал, который в комплексе поможет решить множество воспитательных задач!

Спасибо ВАМ за отзывы о презентации.

Надежда Ивановна! Нужная, интересная работа. Спасибо!

Надежда Ивановна, материал прекрасно выстроен, хорошо оформлен, Ваша работа очень пригодится, спасибо.

Надежда Ивановна, яркая, содержательная презентация! Спасибо!

Надежда Ивановна, отличный материал, охвачены самые значимые символы России, качественные картинки и красивые стихотворные строчки станут настоящим украшением урока.


Спасибо Вам за отзывы.

Спасибо за близким любому материал.

Спасибо за сталь четкое представления материала!

Надежда Ивановна, спасибо за прекрасный материал, помогающий сохранить веру в свое Отечество.

Надежда Ивановна, спасибо за нужный и содержательный материал в прекрасном оформлении.

Прекрасный воспитательный материал. Очень и всегда актуальный. Надежда Ивановна, примите слова благодарности, за Ваш труд.

Надежда Ивановна, спасибо за полезный ресурс!

Надежда Ивановна, благодарю Вас за ресурс. Нужный, актуальный материал. Своеобразное, интересное представление.

Спасибо за Ваш ресурс, активно используем в работе!

Надежда Ивановна, спасибо за хорошо подобранные, красочные иллюстрации на слайдах.

Итоговая работа по ОРКСЭ. Что же нас объединяет?  Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Слайд 1 Моя работа называется»

Паша Слайд 1 Моя работа называется «Любовь и уважение к Отечеству». За что же я люблю и уважаю свою Родину? Я попробую вам рассказать.

Слайд 2 Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём,

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни

В тёплый вечер под окном.

Слайд 3 У нашей страны, как и у других стран есть основные символы: герб, гимн, флаг. Но есть у нашей страны и другие символы. Кто из вас может назвать их, давайте спросим у родителей.(ждёшь ответы)

Слайд 4 -Правильно – это наши знаменитые (читаешь со слайда)

-С чего для вас начинается Родина? (ждёшь ответы детей и родителей)

Слайд 5 А для меня Родина начинается с моих дорогих мамы Инны Александровны и папы Игоря Владимировича.

Слайд 6 Так же, как родителей я люблю свою малую родину, свою Сосновку. Здесь я родился, и всё здесь для меня родное.

Слайд 7 В этом году я узнал очень много нового интересного о нашей Родине на уроках «Окружающего мира» Наша страна очень большая. Если мы будем двигать по территории нашей Родины с севера на юг, то заметим, что природа меняется в зависимости от климата. Я познакомился с разными природными зонами: зона Крайнего севера, тундры, лесная полоса, степь, пустыня, широколиственные леса.

Слайд 8 Так же я узнал, что наша страна многонациональная. На её территории проживают люди разных национальностей, но больше всех русских.

Слайд 9 На уроках «Светской этики» я узнал, что на территории нашей страны проживают люди разного вероисповедания.

Слайд 10 Христиане

Слайд 11 Иудеи

Слайд 12 Буддисты

Слайд 13 Мусульмане

Во все времена в нашей стране были люди, на которых мы хотели бы быть похожими-это наши идеалы. Давайте вместе вспомним. Кого мы считали идеалом в древние времена(ответ-богатыри), в средние века (ответ – рыцари), в новое время – время открытий( ответ – леди и джентльмены). А кто же сегодня может быть для нас нравственным идеалом?

Слайд 14 ,15

-В чём же выражается любовь к Родине?( ответы детей)

Слайд 16 (читаешь со слайда) Любовь – это служение Родине.

Слайд 17 Родина-это все мои родные. Я составил свою родословную. Что же нас всех объединяет? ( читаешь со слайда)

Слайд 18- Сегодня я закончил начальную школу. Все этих нелёгких 4 года помогали мне ( читаешь со слайда)

Слайд 19 Я хочу, чтобы в вашей семье было всё хорошо. Пусть рядом с вами будут ваши родные и верные друзья.

Просмотр содержимого презентации

«Русская береза»

Любовь и уважение  к Отечеству Работу выполнил ученик 4 класса Бетин Павел

Любовь и уважение к Отечеству

Работу выполнил ученик 4 класса Бетин Павел

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём, И берёзки, вдоль которых, Рядом с мамой мы идём. Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни В тёплый вечер под окном .

Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём,

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни

В тёплый вечер под окном .

Символы России

Символы России

Другие символы России

Другие символы России

С чего начинается Родина?  Это мои родители

С чего начинается Родина?

Это мои родители

Моя малая Родина - село Сосновка

Моя малая Родина — село Сосновка

Красота природы моей Родины

Красота природы моей Родины

Моя многонациональная Родина

Моя многонациональная Родина

Религии моей Родины Христианство-храм Иудаизм - Синагога  Ислам - мечеть Буддизм – Ступа

Религии моей Родины

Христианство-храм

Иудаизм — Синагога

Ислам — мечеть

Буддизм – Ступа

Христианство На всей территории Основатель Иисус Христос Священное сооружение – храм Священное писание-  Библия Символы – распятие и крест

Христианство

На всей территории

Основатель Иисус Христос

Священное сооружение – храм

Священное писание-

Библия

Символы – распятие и крест

Иудаизм Бог - Яхве Горские евреи, грузинские евреи, бухарские евреи, караимы и крымчаки Священная книга - Танах Символ – Звезда Давида Священное сооружение - синагога

Иудаизм

Бог — Яхве

Горские евреи, грузинские евреи, бухарские евреи, караимы и крымчаки

Священная книга — Танах

Символ – Звезда Давида

Священное сооружение — синагога

Буддизм Богов нет  В России - Калмыкия, Бурятия Священное сооружение - Ступа Священное писание -Трипитака Символы - колесо Сансары, Газели

Буддизм

Богов нет

В России — Калмыкия, Бурятия

Священное сооружение — Ступа

Священное писание -Трипитака

Символы — колесо Сансары, Газели

Ислам  Бог - Аллах   Ингушетия,  Чечня,  Дагестан,  Кабардино - Балкария,  Карачаево-Черкесия,Башкортостан, Татарстан.     Священное писание - коран Символ - полумесяц Священное сооружение - Мечеть

Ислам

Бог — Аллах

Ингушетия,  Чечня,  Дагестан,  Кабардино — Балкария,  Карачаево-Черкесия,Башкортостан, Татарстан.

Священное писание — коран

Символ — полумесяц

Священное сооружение — Мечеть

Нравственные идеалы Родины ТРУЖЕНИК КОЛЛЕКТИВИСТ

Нравственные идеалы Родины

ТРУЖЕНИК

КОЛЛЕКТИВИСТ

Нравственные идеалы Родины Патриот ЗАЩИТНИК

Нравственные идеалы Родины

Патриот

ЗАЩИТНИК

Любовь – это служение Родине Помогаю бабушкам Вспоминаю погибших в день Победы 9 мая Изучаю родословную Изучаю родной край Я кормлю птиц

Любовь – это служение Родине

Помогаю бабушкам

Вспоминаю погибших в день Победы 9 мая

Изучаю родословную

Изучаю родной край

Я кормлю птиц

Моя родословная  Нам помогают  Любовь  Уважение  Взаимопомощь  Понимание  Доброта

Моя родословная

Нам помогают

Любовь

Уважение

Взаимопомощь

Понимание

Доброта

Жизнь человека –  главная ценность  Люди, которые помогают мне идти по жизни Моя семья  Моя первая учительница Мой друг Дениска Мои братья

Жизнь человека – главная ценность

Люди, которые помогают мне идти по жизни

Моя семья

Моя первая учительница

Мой друг Дениска

Мои братья

Мир вашему дому

Мир вашему дому

ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ.

Цели и задачи: 1. Развитие познавательной активности учащихся, интеллекта, расширение кругозора.

2. Воспитание любви к Родине, родному краю.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, рисунки русских костюмов разных народов, маленькие жёлтые звёздочки за правильные ответы, таблички с цифрами 1, 2, 3, чистый лист, ручка.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания

Что такое ценности?

Какая высшая ценность для человека? Почему?

Что может сохранить жизнь человека?

3. Новый материал.

Учитель: Уважаемые, ребята! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о самой красивой стране — России.

Ученик 1: Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину свою защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас.

Ученик 2: В конце 11 века появилось новое имя у Русского государства — Россия. Оно впервые встречается в летописях, составленных при царе Иване I I I. Тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться без этих старых названий.

Учитель: Наша Родина – Россия – большая, великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, тёплые края и холодные – это наша страна, наша Родина. Много народов проживает в нашей стране.

В 7-10 в на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители исповедовали ИУДАИЗМ

В 8 в. В Дагестане в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история ИСЛАМА в нашей стране.

В 988 г князь Владимир крестил Русь — на нашу землю пришло ПРАВОСЛАВИЕ.

В 17 в в состав нашей страны вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой БУДДИЗМ.

ТАК СКЛАДЫВАЛИСЬ ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ В РОССИИ.

Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.

Нас всех объединяет любовь. Каждый человек хочет, чтоб его любили. Но если человек только ограничивается этой любовью, а сам никого не любит его трудно назвать человеком. Ценность любви в том что вы способны любить других.

Любовь это ещё и служение на благо людей, на благо своей Родины.

Подумайте, что вы можете сделать для других. Ведь любовь начинается с малых дел.

А сейчас я предлагаю вам поиграть со мною в игру «Звёздный час», которая посвящается России.

(Приглашаются участники игры.)

1 тур.

Выбери верные ответы.

1. Русские народные сказки:

1) «Маша и медведь»;

2) «Снегурочка»;

3) «Красная шапочка». (1)

2. Настоящее имя царевны-лягушки:

1) Василиса Премудрая;

2) Василиса Прекрасная;

3) Марья-царевна. (1)

3. Назовите сказки А. С. Пушкина:

1) «Сказка о золотом петушке»;

2) «Дюймовочка»;

3) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». (1, 3)

(За каждый правильный ответ участник получает звезду, те дети, у которых окажется меньше звёзд выбывают.)

2 тур.

1. Столица первого русского государства:

1) Москва;

2) Петербург;

3) Киев. (3)

2. Древнерусские сооружения:

1) собор;

2) мечеть;

3) кремль. (1, 3)

3. Жилой дом у русского народа:

1) хата;

2) изба;

3) юрта. (2)

4. Яйва в переводе с коми-пермяцкого означает:

1) рыбная вода;

2) мясная вода;

3) чистая вода. (2)

3 тур.

1. Праздник проводов русской зимы:

1) Рождество;

2) Масленица;

3) Крещение. (2)

2. Блюда русской кухни:

1) щи;

2) манты;

3) блины. (1, 3)

3. Предметы одежды русских женщин:

1) чалма;

2) сарафан;

3) сапожки. (2, 3)

4. Русские композиторы, прославившие Россию:

1) Глинка;

2) Чайковский;

3) Григ. (1, 2)

5. Полководцы Великой Отечественной войны:

1) К. Жуков;

2) А. Суворов;

3) К. Черняховский. (1, 3)

6. Основатель Российского флота:

1) Багратион;

2) Пётр 1;

3) Николай 11. (2)

Учитель: А теперь игра с болельщиками. Кто больше скажет пословиц о Родине.

(Пословицы: Всякому мила родная сторона.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дома и стены помогают.

Родина — мать, чужая сторона – мачеха.

Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.

Человек без Родины, что соловей без песни.

За Родину – мать не страшно умирать.

Родной куст и зайцу дорог.

Мала птица, а та своё гнездо бережёт.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.)

4 тур.

Н Б В И У Н О С Р А

Учитель: Из этих букв составьте самое длинное слово.

(Уноси, браво, нива, вирус, руно, …)

Финал.

(Остаются два игрока.)

Учитель: Из слова «правительство» составить как можно больше коротких слов. Побеждает тот, кто назовёт своё слово последним.

(Примерные слова: право, ствол, рост, стол, тол, лот, толь, торт, рот, пост, пот, сор, вето, лето, слева, вить, пить, сито, рать, рвать, вор, ров, сова, лесть, село, перо, тост и т.д.)

(При составлении слов учитывать тот факт, что не оговорено, слова какой части речи составлять.)

(Итоги и награждение.)

Учитель: На этом наша игра завершилась. Молодцы! С заданиями все успешно справились. Надеюсь, что наша игра не пройдёт бесследно и знания., которые вы получили сегодня, пригодятся вам.

Мы заглянули лишь в крошечный миг истории нашей страны. И нам предстоит узнать ещё много интересного. Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.

«Нам многое простит эпоха, отлюбит с нами, отгрустит,

Но что Россию знаем плохо, того уж, видно, не простит».

Д/З. Сделать цветок любви к родине

«Уверуй,
что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы,
наши страдания… Мы умели жить. Помни это…»
— такое завещание
оставил нам выдающийся писатель и актёр Василий Макарович Шукшин.

И
действительно, наша культура росла и укреплялась, питалась от разных духовных
традиций. Традиции похожи на корни. Как человек не может жить без Родины, так и
дерево не может жить без корня. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче
ствол дерева и гуще его крона. А как вы думаете, на какое дерево похожа наша
Родина?

Согласитесь,
что это могучий дуб, проживающий на земле несколько веков.

Дуб
— это образ нашей Родины. Корни нашего дерева уходят в глубокую древность.
Поэтому историю, культуру, традиции, религию своих предков должен знать каждый
из нас. А они у нас очень богатые.

Мы
с вами знаем, что Россия — это огромная, красивая, богатая страна. Она росла и
укреплялась от разных традиций. Россия формировалась как многонациональное
государство, в него входили люди разных конфессий. На сегодняшний день в России
проживают люди более 150 национальностей, верующие люди объединены более чем в
70 конфессий.

В
VII—X веках на пространстве от Волги до
Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали
иудаизм. В VIII
веке в городе Дербенте (Дагестан) была построена первая мечеть, с которой
началась история ислама в нашей стране. В 988 году князь Владимир крестил Русь —
так на нашу землю пришло православие. В XVII веке в состав нашего государства
вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой буддизм. С XVIII века в России стала широко
распространяться нерелигиозная культура и начала формироваться традиция
светской этики. Так складывались духовные традиции народов России. Конечно, все
народы разные, и всё-таки мы вместе, вместе живём в нашей России. Нас всех
объединяет любовь — к своей семье, к близким людям, к своей малой Родине, к
нашей России.

Основа
патриотизма — любовь ко всему тому, что любили и защищали наши отцы и деды,
наши предки. Человек, который любит свою Родину, — любит свою историю,
национальные традиции, знает и изучает их. Наш патриотизм опирается на наши
многовековые святыни, на православие, на отечественные культурные ценности, на
российский дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими народами.

Любовь
— это основа нашей жизни. Каждый человек хочет, чтобы его любили. Но если он
останавливается только на этом чувстве, то превращается в эгоиста и себялюбца.
Настоящая любовь начинается с бескорыстной любви к ближнему: к маме и папе, к
брату и сестре, к друзьям, к одноклассникам. Ценность любви не в том, что любят
вас, а в том, что вы способны любить других.

Великий
русский писатель Николай Васильевич Гоголь в письме своей сестре писал: «Ты
жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело, любит ли нас кто или не
любит? Наше дело: любим ли мы?» Любовь — это когда можешь жизнь положить за «други своя».

Вас
любят родители и другие близкие люди, ничего не требуя взамен. Вы любите свою
семью, своих друзей, не требуя за это награды. Мы любим свою Родину уже за то,
что она у нас есть.

Любовь
— это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, на
благо нашей Родины.

Родина
начинается на пороге твоего дома, всё в ней нам близко, знакомо и понятно.
Родина нас объединяет. А что для вас означает слово «Отечество»? Отечество —
страна, где родился человек. Значит, слова «Родина» и «Отечество» имеют одно
значение? Что слово «Родина» означает для каждого из вас? Почему мы Родину
называем матушкой, мамой? Мы — дети нашей Родины, и она заботится о нас. Родина
нас кормит, дарит красоту, одевает, бережёт и так далее.

Родина
— это Отечество, отчизна. Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию,
потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её
потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью
— потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать
защищает и бережёт нас от всяких врагов…».
И действительно, Отечество — это всё мы. Подумайте, что вы можете сделать для
других. Начните с малого: сделайте уборку в квартире, помогите однокласснику в
учёбе, защитите малыша, с друзьями наведите порядок в своём дворе, посадите
деревья и ухаживайте за ними. Сделайте мир вокруг себя чище, добрее,
справедливее, и вы сделаете лучше себя, вы почувствуете, как возрастает в мире
любовь.

От
малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это
называется патриотизмом. Научить патриотизму, как учат математике и физике,
нельзя. Чувство Родины — это не заучивание перечня правил и положений, это
чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце,
которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству
должно пронизывать всю нашу жизнь.

Именно
от этого дерево наше будет расти. Родина — процветать. Дерево — это образ нашей
Родины. Каждая семья — это веточка на дереве. Мы все разные — листочки бывают
разные — и большие, и маленькие — но все мы связаны друг с другом, мы живём,
потому что у нас есть Родина. Человек не может без Родины. Без корней веточка
не может зеленеть и плодоносить. Так и человек не может жить без Родины и
приносить настоящую пользу обществу — духовные плоды. Родина — это наши корни,
наши традиции, наша семья, наши родные и близкие, все наши соседи, все люди,
живущие рядом, их мы называем соотечественниками, потому что у нас общее
Отечество, т. е. одна Родина. Всех нас объединяет общая история нашего
Отечества, общая вера, общие ценности.

С
чего начинается Россия? Она начинается с вашей любви, с того, что вы готовы
сделать ради неё.
Мы любим свою Родину за красоту природы, за могучие реки, за талантливость
народа, за его смелость в опасные для России времена. Любовь к Родине помогала
людям покорять космос, осваивать новые земли, возводить города. Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать её
славу и богатство. Будьте достойны нашей великой страны. А закончить
сегодняшний урок хотелось бы словами великого русского поэта Николая
Алексеевича Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

УРОК по теме « Любовь и уважение к Отечеству».

Цели:

  1. Воспитание патриотических чувств, желания быть похожим на своих земляков, любить, жить интересами Родины, края, станицы.

  2. Сформировать представление об исторически значимых событиях в жизни соотечественников.

  3. Привитие чувства гордости и патриотизма за свою отчизну.

  4. Развивать у учащихся память, мышление, способствовать установлению позитивных взаимоотношений между ребятами в микрогруппах и коллектива в целом.

Оборудование:

  1. Презентации для учащихся. Проектор и мультимедийная доска.

  2. Конверты с материалом для предметной деятельности.

I.Организационный момент. Звучит музыка о Кубани. Приветствие.

У

Слайд 1

читель. Ребята, закройте глаза и вспомните родные места, близких вам людей.

Какие чувства у вас возникли?

(Примерные ответы детей: любовь, уважение,

доброта, счастье иметь семью.)

Все названные слова связаны с одним, которое будет на уроке ключевым.

-Какое это слово?

Ученики. Родина, Отечество.

II.Актуализация знаний.

Учитель. Р

Слайд 2

ебята, сегодня мы с вами поведём разговор о стране, в которой мы живём. Россия — произнесите это слово.

Наша Родина- Россия- большая, великая страна. Долины и горы, леса и степи, города и деревни, тёплые края ми холодные — это наша страна, наша Родина.

В звучании этого слова раздолье, свет, простор, одухотворённость. Мы всегда произносим его с нежностью и называем Родина.

Ученики.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный зной твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом Русь!

Какие чувства вызывает это стихотворение у вас?

III.Словарная работа.

-Ребята, а что мы подразумеваем под словом «Родина»?

Ученики. Страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли.

Родная земля.

Учитель. На ваших столах листочки со словами. Соберите из них мудрые изречения.

(Дети работают по группам).

  • Своя земля и в горсти мила.

  • На чужбине родная землица во сне снится.

  • Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

  • В каком народе живешь, того и обычая держись.

  • родной сторонки и ворона мила.
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю , чтобы сохранить её для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней.

Ученики.

Для нас сады весною зацветают, Поля бескрайние, как море,

И нашим нивам не видать конца, И горы в шапках снеговых,

И шумным говором наш слух ласкают Разливы рек в степном просторе,

Кудрявые, зелёные леса. Листва берёзок молодых…

В колодцах наших, реках и озёрах Здесь людям радостно живётся,

Прозрачна и живительна вода. Здесь славен мирный труд людей.

По сочным травам в луговых просторах Всё это Родиной зовётся:

Пасутся наши тучные стада. Великой Родиной моей.

IV.Основная часть.

Ученики.

В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

Учитель. Любимый уголок земли называют малой родиной. Наша с вами малая родина – Краснодарский край чудесный и благодатный.

Край рек, озер и морей, золотых хлебных полей, бескрайних степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, космонавты, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу малую Родину ещё лучше, богаче, красивее.

Учитель. В 988г князь Владимир крестил Русь — на нашу землю пришло православие.

В XVII в. в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой буддизм. С XVIII в. В России стала широко распространятся нерелигиозная культура и стала формироваться традиция светской этики.

Ученики .Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.

В каждой казачьей станице, в каждом городе есть храм.

Мы, как и наши предки, чтим и соблюдаем семейные традиции.

  • Авторитет отца с матерью был непререкаем , без благословения родителей не начинали никакую работу. К ним обращались только на «Вы».

  • Вопросы создания семьи решались только с согласия старших и родни.

  • Слова старшего являлись для младшего обязательными. Младший не должен был прекословить, должен был проявлять выдержку и терпение.

  • Детям до совершеннолетия не разрешалось присутствовать за столом, где идет застолье, присутствовать при разговоре старших, при приеме госте.

V. Минутка релаксации.

VI. Работа в группах.

Учитель. Ребята, а вы хотели бы побывать в роли старейшего своего рода?

Сейчас я вам предлагаю почувствовать себя настоящими мудрецами. Объединитесь в группы, обсудите и решите:

  • Какие семейные традиции вы считаете наиболее важными?

  • Какие ценности лежат в основе этих традиций?

( Дети обсуждают свои варианты, доказывают значимость выбранных традиций.)

VII.Сюрприз учителя.

Учитель. Наступило время сюрприза. Вот он… Ребята, вы удивлены? Назовите всё,

что может быть связанно с этим рисунком.

(Ответы детей.)

Учитель. Неожиданно для себя я узнала, что слово имеет семь уровней существования.

7 уровень — святое слово,6 уровень- вещее слово, 5 уровень- красное слово,4 уровень- золотое слово, 3 уровень- тёплое слово,2 уровень- праздное (пустое) слово,1 уровень- чёрное слово.

Разместите ключевые слова нашего урока по уровням.

Как вы думаете , о каких уровнях нам с вами важнее поговорить?

(Ответы-размышления детей.)

VIII.Игра « Конверт дружеских вопросов»

( Суть игры- свободный обмен мнениями в дружеской обстановке. В большой красивый конверт вложены карточки с вопросами по теме. Ребята по своему желанию берут карточку и отвечают на вопросы.)

Вопросы и задания:

  • Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы были горды тем, что живёте в России.

  • Как вы понимаете слово «патриот»?

  • Расскажите о своём поступке, который принёс счастье близким людям.

  • Как вы понимаете следующее изречение «Человек без Родины, что соловей без песни»

  • Расскажите о своих семейных традициях.

  • Как вы думаете, нужна ли людям любовь к Родине?

IX. Итог урока.

Учитель. Мне очень понравились ваши высказывания.

Нас вех объединяет любовь — к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к России.

Любовь- это служение .Оно проявляется прежде всего на благо людей, на благо нашей Родины.

Отечество- это мы все. Что вы можете сделать для других? Начните с малого. Сделаете мир вокруг себя чище, добрее, справедливее и вы сделаете лучше себя. От малого рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, к своей Родине.

Всё это мы называем патриотизмом.

Любовь и уважение к Отечеству начинается с того, что вы готовы сделать ради него.

Спасибо, ребята, что помогли провести такой интересный и полезный урок.

Гордеева Г.Н..

Учитель начальных классов

МОАУ «Школы № 17 г.Благовещенска»

Амурской области

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Класс — 4

Учебник: Автор: А.Я. Данилюк, Москва, «Просвещение», 2012.

Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству»

Целевые установки урока:

формировать чувство гордости за свою Родину,

развивать личностные качества любви к родине, развивать чувство патриотизма; аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры

Задачи:

актуализировать понятия «Отечество», «любовь», «уважение» «патриотизм»

рассмотреть роль патриотизма в формировании человека.

Универсальные учебные действия:

регулятивные: осознание учеником, какими качествами должен обладать человек, любящий и уважающий своё Отечество;

познавательные: формирование представлений о духовных традициях России;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками

Оборудование: компьютер, монитор, детские рисунки, видеоролики — «Моя Россия», клип к песне «Офицеры»,шаблоны, толковый словарь С.И.Ожегова, учебное пособие «Основы светской этики».

Ход урока.

1.Актуализация знаний и умений.

Проверка домашнего задания

ВопросЧто такое ценности?

Ответ- Ценности – это все то, что имеет большое значение для человека. Мы ценим свою страну, ее традиции, отношения с родителями и друзьями, свой дом, одежду, книги и многое другое.

ВопросЧто мы можем отнести к высшей нравственной ценности?

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

Выставка детских рисунков « Достижение человека»

Обобщение:

Жизнь человека имеет особую ценность. Только он мог создать мир культуры. Именно люди могут строить удивительной красоты города и села, выводить новые сорта растений и новые породы животных, создавать машины, шить одежду и т.п. Все это заставляет ценить жизнь любого человека, охранять и защищать все живое на Земле.

2. Самоопределение к деятельности

(просмотр клипа к песне « Офицеры»)

клип Офицеры

— О чем клип?(О войне)

— Что вы увидели? (слезы, горе, переживание, радость, победу, память)

— Что вы почувствовали? (ответы детей)

Обобщение: Ценна не только счастливая жизнь, но и жизнь, полная страданий и бед. Она дает неоценимый опыт того, как можно переносить страдания, пережить потерю родных и близких, и другие несчастья, как бороться с болезнями и т п..Т.е. это то, что затрагивает наши дущи глубинным осознанием утрат, которых мы  не смогли избежать, но еще острее почувствовать ценность человеческой жизни.

— Внимательно послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова

Наша Родина!

И красива и богата

Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканье голубое, Голубые небеса.

Каждый город Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда-то взято И упрочено трудом!

Ответы учеников: о Родине, о любимой земле, о родном крае.

Обобщение: Верно, тема нашего урока: «Любовь и уважение к Отечеству». Мы вместе постараемся ответить на вопросы: «Что такое Отечество?, «Что значит любить и уважать своё Отечество?», «Что такое патриотизм?», «Можно ли каждого из вас назвать патриотом?»

3. Объяснение нового материала

У детей шаблоны карт разных по размеру — г. Благовещенска, России, планеты Земля; слова – малая родина, Отечество, Отчизна, Родина, планета Земля.

— Соотнесите слова и шаблоны карт. Проверка.

-Какие слова вы внесли маленькую карту? Почему?

А)  Малая родина — это то маленькое место на планете, где человек родился, вырос, где он живёт, учится, где пустил свои корни. Это карта г.Благовещенска.

-Какие слова вы соотнесли с картой среднего размера? Почему?

Б) Отечество, Отчизна, Родина — это слова синонимы. Это карта нашей страны России.

— Какие слова вы соотнесли с самым большим шаблоном? Почему?

В) Планета Земля — это дом нашей Родины, а значит наш, всех жителей планеты Земля.

Обобщение:

Значение слов (Родина, Отечество) из толкового словаря С.И.Ожегова.

Родина — 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.

Отечество – 1. Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

«Моя Родина»- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.

Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.

Давайте бережно относится и к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её.

Физминутка

Значение слов «любовь», «уважение».

Работа в группах (раздаются задания каждой группе)

1 группа: — Что значит любить Родину, любить своё Отечество?

2 –группа: — Кем гордится каждый человек нашей Родины?

3 группа: — Что может сохранить наше Отечество?

Проверка работы в группах

1 группа — любить Родину значит — защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться о ней, украшать её, гордиться ею…

2 группа – каждый человек нашей Родины гордится Ю.А.Гагариным- первым космонавтом, А.С.Пушкиным, нашей Армией, фронтовиками, героями труда и т.д.

3 группа – сохранить наше Отечество может  — память о прошлом, сохранение традиций, знание истории и культуры своей Родины.

А теперь обобщите ответы трех групп и скажите, что значит уважать Отечество? (ответы детей)

Физминутка

Понятие слов «Патриот», «Патриотизм».

Задание на индивидуальных листах – дополни предложение

Человек, который любит свою Родину, любит свою историю, национальные традиции, знает и изучает их –_____________________________________

Обобщение

Из толкового словаря С.И.Ожегова

Патриот – человек одушевлённый патриотизмом.

Патриотизм – преданность и любовь к своему народу и готовность к любым подвигам во имя интересов своей Родины.

Любовь ко всему тому, что любили и защищали наши отцы и деды, наши предки — Основа патриотизма

4. Рефлексия

Вспомните клип, который вы посмотрели в начале урока.

— Как можно назвать людей, которые защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны? (Патриоты, люди, которые любили, уважали, защищали Отечество ценой своей жизни.)

— Как вы думаете, какую роль играет патриотизм в жизни человека?

— Можете ли вы назвать себя патриотами своей Родины?

Просмотр клипа «Моя Россия»

моя Россия

5. Домашнее задание:

Учебник с. 62-63,определение понятий любовь, Отечество, Патриотизм. Подготовь стихотворение о Родине.

Использованные материалы

Учебник — Основы светской этики. Автор А.Я. Данилюк, Москва, «Просвещение» , 2012.

Видеоролик «Моя Россия» работа учителя начальных классов г.Астрахани Фирсовой И.А. — интернет ресурс https://www.google.ru

Ресурсы интернет https://infourok.ru

Стихотворение Г. Ладонщикова «Наша Родина».

Толковый словарь С.И.Ожегова.

МБОУ Устьевская ООШ

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль «ОПК»)Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»

Любовь к отечеству

МБОУ Устьевская ООШ Собинский район, Владимирская область

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль «ОПК»)

Тема:  «Любовь и уважение к Отечеству» (4 класс)

Щукина Н.И. учитель.

Тема: Любовь и уважение к Отечеству.

Основные понятия: Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Цель: Способствовать формированию у детей чувства любви и уважения к Отечеству.

Образовательная: выявить имеющиеся знания у учащихся о стране, в которой они живут, и расширить их; уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм.

Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к Родине, чувство гордости за традиции, обычаи; воспитывать желание быть причастными к истории Отечества, эмоциональную отзывчивость учащихся, чувствовать красоту слова; создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, чувства гордости за героическое прошлое своей Родины.

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, интерес и желание больше узнать о родном крае; устную речь учеников, навык самостоятельной работы с текстом, развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.

расширять кругозор обучающихся, обогащать словарный запас.

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– формулировать тему урока;

-корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень – успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

-извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель);

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

Технологии: сотрудничества, здоровьесберегающая, личностно – ориентированный и деятельностный подход.

По основной дидактической цели: изучение нового материала.

По способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев, рабочая тетрадь «Основы православной культуры », автор А.А.. Мороз; мультимедийный проектор для просмотра презентации, иллюстрации с изображением природы, достопримечательностей России, Владимирского края. Фотографии  знаменитостей, односельчан ветеранов, дети и родители на субботнике.

Толковые словари. Клипы Ярославы Дегтярёвой «Наш край Россия», «Колокша-частица Собинского района».

Листы большого формата, маркеры, клей.

  1. Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Добрый день! Пожелаем друг другу хорошего настроения и плодотворного урока.

У вас на парте листочки с вопросом  Кто я? Напишите, пожалуйста, ответ. ( Дети записывают слова -ученик, мальчик -..)

Отложите их на время, мы к ним вернёмся.

Наш урок предлагаю начать с просмотра видеоролика, который поможет вам догадаться о теме нашего урока.

Вы услышали песню в исполнение вашей сверстницы Ярославы Дегтярёвой?

О  чём она пела?

Прочитайте слова из песни. Какие чувства хотела передать нам исполнительница?

Моя Россия, моя Отчизна – моя душа.

(Дети высказывают свое мнение, основываясь на просмотренный материал- Душа связана с Родиной, без Родины душа страдает)

О чём же сегодня будет наша беседа? (О Родине России)

– А что же такое «Родина». (Родина – это место, где мы родились, где мы живем. Родина нас объединяет).

-Какие синонимы к слову «Родина». (Отечество, Отчизна). Найдите значение  в  толковом словаре.

-Да, слова Родина и Отечество имеют схожее значение.

В художественной литературе и в устном народном творчестве Родину ещё называют матерью, матушкой, мамой. Как вы думаете, почему? (Мы дети нашей Родины, она заботится о нас, как мама: кормит, дарит красоту, одевает, бережет.)

А как люди должны относиться к Родине? Попробуйте сформулировать тему урока.

-Тема сегодняшнего урока не просто Родина, а Любовь и уважение к Родине, к Отечеству.  Слайд 3

  1. Изучение нового материала.

-Откройте ваши учебники и прочитайте тему нашего урока.

Какую мы поставим цель? (Испытать чувство любви к Отчизне)

Работа с учебником.

-Прочитайте 3 и 4 абзацы и ответьте на вопрос: Из чего складывались духовные традиции России. (Из традиций народов, живущих в нашей стране.)

-Люди каких религий живут в нашей стране? (Иудаизм, ислам, христианство, буддизм)

-Благодаря какому чувству людям удается жить в мире и согласии в нашей стране? (Любовь, уважение).

-Любовь и уважение к кому? (Друг к другу, к стране, к Отечеству).

– Как же мы должны относиться к Родине? (Беречь, любить, уважать Родину).

Беседа о нашей малой родине.

-Что мы считаем своей малой родиной? ( Владимирский край.  Поселок Колокша)

Многие люди любят свой край, а значит, любят свою Родину, прославляют, трудятся на  её благо.

Учителя нашей школы Евдокимычева Ольга Павловна, Попов Артур Викторович  и ученики старших классов создали слайд фильм, который познакомит вас с историей нашего посёлка «Колокша-частица Собинского района» и  с замечательными односельчанами, покажет красоту наших мест.

-Узнали вы родные места? Что нового для себя открыли?

-Какие чувства вы испытали от увиденного?

Понравились вам стихотворение? Что можете сказать об авторе? (любит свой край) Эти стихи написала выпускница нашей школы Шумкина Ангелина.

  1. Работа в группах. .

Слайд 5 с заданием каждой группе.

Каждая группа выбирает фото, картинки по своей теме, делает запись темы, рисунки. Представляют свою работу. (Дети работают на больших листах).

(Каждая группа представляет свой материал, который вывешивается на доску).

1 группа рассказывает о достопримечательностях (соборы, природа, памятники).

Какие чувства у вас возникли?  (восхищение, гордость)

  1. Работа  над понятием  «Патриотизм»

– Можно этих людей  считать патриотами, почему? ( Любили свою страну и трудились для ее блага).

–Православие чтит своих патриотов. Рассмотрите иконы. Слайды 7-11

Как вы считаете быть патриотом своей страны это важно? Почему?

–Скажите, вы можете  быть патриотами?

– От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Все это мы называем патриотизмом.

  1. Закрепление изученного.
  1. Работа в тетради (с.28-30).

Задание 1.  Какая строка из Государственного гимна  связана с православной культурой.

Задание 3. Собрать пословицы.

(Проверка выполненного задания: дети зачитывают составленные пословицы).

А как относится православие к войне? Задание 2, используйте слова для справок.

  1. Рефлексия.

– Итак, ребята, давайте подведем итог нашему уроку. Слайд 13

– Что вам показалось интересным на сегодняшнем уроке?

– В чем проявилось ваше творчество?

– Чему вы обучились на уроке?

– А что было для вас главным?

(Главное то, что все мы разные, но живем в одной стране. Мы должны любить, уважать свое Отечество и заботиться о нем).

Вернёмся к цели нашего урока. Можем ли сказать, что достигли её? Почему?

А теперь вернёмся к листочкам с вашими ответами на вопрос кто я? У кого-нибудь было написано что он патриот своей Родины? Можете дописать это  о себе ( патриот) Почему важно быть патриотом? Расскажите об этом своим близким. Поделитесь своими чувствами .

  1. Домашнее задание.

1.В тетради подпишите иконы. Задание 4.

  1. Найти информацию и подготовить сообщение о людях, прославивших нашу страну или родной край.
  2. По желанию напишите стихи или мини – сочинение «Я люблю свой край родной»

Слайд фильм  «Колокша-частица Собинского района»

Урок № 30.

Любовь и уважение к отечеству.

Ключевые понятия: бескорыстная любовь, любовь к Отечеству, патриотизм.

Цели и задачи урока: формирование у школьников представления о патриотизме, деятельной любви к Родине как нравственному идеалу, во имя которого должен жить нравственный человек.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, иллюстрации .

Ход урока.

1. Учитель предлагает прочитать эпиграфы к уроку, подумать, какие слова пропущены.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, ……….посвятим
Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте ……….. мою». С.А. Есенин

Какие чувства выразили поэты? Вы , наверное, догадались, о чём мы будем говорить на этом уроке. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

( Любовь и уважение к Отечеству)

2. Как называется наша Родина, Отечество? Мы с вами знаем, что Россия – огромная, красивая, богатая страна. Она росла и укреплялась от разных традиций. Россия формировалась как многонациональное государство, в него входили люди разных конфессий. На сегодняшний день в России проживают люди более 150 национальностей, верующие люди объединены более чем в 70 конфессий.

Предлагаю вам вспомнить историю , работая в парах, вставить пропущенные слова в текст.

В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали—————- .В 8 веке в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история- ———- в нашей стране. В —— князь —— крестил Русь- на нашу землю пришло ——- В 17 веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой ——- . С 18 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться традиция светской этики. Так складывались духовные ————- России.

Буддизм, ислам, православие, 988, Владимир, традиции, иудаизм

Проверяем по тексту учебника.

3. Родина подобна огромному дереву, корни которого – духовные традиции и нравственные ценности народов. Чем корней больше, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Конечно, все народы разные, и всё-таки мы вместе , вместе живём в нашей России.

Попробуйте найти общее, что ценят люди всех национальностей.

Проводится игра –« Корни дерева»

( работа в группах, результаты оформляются на доске – прикрепляются к корням дерева)

Примерные ответы – труд, красота, семья, творчество, добро, любовь к Родине, патриотизм.

Какое из этих понятий объединяет людей в единое государство? (Патриотизм) Как вы понимаете, что это такое? Как нам узнать, что такое патриотизм?

4. Да, мы все разные, но мы уважаем и изучаем традиции других народов. Я прочитаю вам грузинскую легенду Сурамская крепость.

Много лет назад возле небольшого грузинского города Сурами росла высокая чинара. Ствол ее был обуглен, ветки поломаны. Немало горя повидало на своем веку старое дерево. Трудно приходилось в те времена жителям города: то с одной, то с другой стороны подбирались к ним враги. Грузинские женщины, наспех укутав маленьких детей, бенгали с ними в горы, а мужчины, если даже их было очень мало, брали оружие и шли навстречу жестоким чужеземцам. Враги вытаптывали поля, жгли дома, угоняли скот. Не однажды они дотла сжигали Сурами, и не однажды город снова поднимался из пепла. И не было у жителей Сурами иной защиты, кроме старой чинары: с ее высокой вершины можно было заранее заметить приближение врага.

Однажды старый мудрец сказал жителям Сурами: «Разве помощник храброму чинара? Не с веток дерева, а со сторожевых башен могучей крепости должны следить вы за приближением врага. Его нужно встречать лицом к лицу и с высоких стен забрасывать горящей смолой и камнями».

И народ согласился с мудрецом. Крепость решили строить на горе, чтобы еще труднее было добраться врагу до ее неприступных стен. Работали все жители города. Каждый, кто спускался в долину, возвращался, толкая впереди себя камень. Шли недели, месяцы… Крепость была уже почта достроена, как вдруг обрушилась одна из стен. Камни с грохотом мчались в долину, и гора стонала и гудела под их тяжкими ударами. И опять мужчины, женщины, дети поднимались в гору, толкая камни впереди себя. Стену воздвигли снова, но она снова обрушилась, и так несколько раз. Многие люди стучались в те дни в хижину старого мудреца.

— Врагов тучи,— говорили одни. — Это океан, в котором все мы захлебнемся. Разве под силу маленькой крепости сдержать напор океана?

— Лучше совсем уйти отсюда, — говорили другие.— Где-нибудь мы найдем уголок, чтобы спрятаться от зла.

— Пока на земле есть зло, от него никуда не спрячешься, — отвечал старый мудрец. — Зло нужно одолеть, а не бежать от него.

— Так почему же ты не научишь нас, как достроить крепость? Или ты бессилен, старик, как и все мы?

— Нет, я знаю, как достроить крепость, — медленно сказал мудрец. — Надо найти женщину — мать единственного сына, и юношу — единственного сына у матери. Юношу нужно замуровать в стену. Тогда крепость будет стоять века. Но надо, чтобы мать отдала сына добровольно и чтобы юноша не дрогнул перед лицом смерти. Эти люди передадут стене свою стойкость.

-Как вы думаете, нашлись в городе такие мать с сыном?

Вскоре весь город узнал о словах мудреца, и сразу же три матери привели своих единственных сыновей. Из них выбрали одну: женщину, у которой, кроме сына, красиво го мальчика по имени Зураб, не осталось на свете ни одного близкого человека. Зураб обнял мать, лицо которой почернело за одну ночь, поклонился ей за все, что она для него сделала, и уверен но, спокойно пошел в сторону крепости. У поворота дороги Зураб замедлил шаг, но не обернулся. Он понял, что, если оглянется, шаги его уже не будут такими уверенными. И он знал, что никто не должен видеть слез на глазах воина, если воин идет на подвиг. Люди молча ждали. Когда Зураб встал в пролом стены, люди начали подкатывать камни и класть их вокруг него. А на гору в это время не спеша поднимался мудрец. Вот он оглядел зорким огненным взглядом работавших и обратился к матери Зураба, которая помогала другим женщинам очищать камни:

— Как же ты решилась отдать единственного ребенка? Ты стареешь. Кто будет помогать тебе? Кто поддержит твою старость?

-Что ответила мать?

— Никто не смеет спрашивать у меня, как я решилась на это и что будет со мной после,— гордо ответила женщина. — А у сына моего есть другая мать — Родина. Это она сегодня позвала его…

Мудрец спросил мальчика:

— Зураб, прислушайся к своему сердцу. Нет ли в нем страха?

-Что ответил мальчик?

— Страха нет во мне, — ответил мальчик. — С детства я ждал дня, когда смогу стать воином и защитником своего народа. Этот день настал. Гордость чувствую я, а не страх.

Тогда мудрец жестом остановил людей, которые собирались закрыть Зураба камнями.

— Жители Сурами, грузины,— сказал мудрец. — Неужели страх или отчаяние могут овладеть людьми, пока живут среди них такие матери и такие сыновья? Отпустите мальчика и стройте стену. Пусть десять раз она обрушится, но на одиннадцатый вы все-таки ее воздвигнете. Снова без устали втаскивали сурамцы на гору тяжелые камни, и Зураб работал имеете со всеми. Теперь люди смеялись и пели, и звонче всех других звучал юный голос Зураба. Много веков прошло с тех пор. Давно обрушилась Сурамская крепость. Но до сих пор непоколебимо стоит одна из ее стен — та стена, которую труднее всего было построить.

-Как  бы вы поступили на месте главных героев? Можно ли сказать, что Зураб любит свою Родину, можно ли назвать его патриотом? А маму? А жителей города?

-Тат что же значит быть патриотом? –вот на этот вопрос мы постараемся с вами ответить.

Учитель проводит беседу . (примерные вопросы):

-Почему мальчик согласился? Какие чувства он испытывал? А почему мама отпустила своего сына? Что чувствовала при этом? Какие чувства испытывали жители города, когда хотели замуровать мальчика? Почему людям удалось достроить крепость? Что показал им мудрец? Как бы вы назвали такую любовь, которая не требует ничего взамен? (бескорыстная, любовь-служение) Из чего же сложился, вырос патриотизм людей, описанных в легенде? ( из бескорыстной любви к маме, детям, семье, народу и т д )

Так же и наша Россия крепнет благодаря нашим трудам, нашей любви, нашим усилиям по преодолению трудностей и бед.

5. Работа с учебником – маркировка текста ( в –важное, н – новое, и – интересное, ? –есть вопросы. -Что показалось важным?

Обобщение, коллективное уточнение понятия патриотизма.

Подберите подходящую пословицу, обоснуйте свой выбор.

Жить — Родине служить.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Родину любить — верно Родине служить.

Родину-мать умей защищать.

6. -Рассмотрите слайды. Кто изображён на них? Что объединяет этих людей?Любят ли они свою Родину, можем ли мы назвать их патриотами? (на слайдах спортсмены, трудовые люди разных профессий, герои войн, защитники Отечества разных времён) (работа в группах)

Обобщение, коллективное составление модели.

7. Самостоятельная работа с иллюстрациями и отрывками из литературных произведений, обсуждение в группах. (былина про Илью Муромца – иллюстрация и отрывок, А.С.Экзюпери Маленький принц – иллюстрация и отрывок, А.П.Гайдар Горячий камень – отрывок, Н.Артюхова Аришка-трусишка – отрывок.)

8. Работа по группам – копилка добрых дел.

-Мы с вами выяснили, что патриотизм начинается с малых дел каждого из нас. А что вы можете сделать для других?

Результаты оформляются на отдельных карточках и складываются в коробочку.

-Сделав мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, вы почувствуете, как стало в мире больше любви.

9. Рефлексия. Составление синквейна, словесное оценивание работы групп. ( пример:)

Любовь к Отечеству

Бескорыстная искренняя

Трудиться поддерживать защищать

Служение на благо Родины

Патриотизм

Презентация «Любовь и уважение к Отечеству»

Код для использования на сайте:

Ширина блока

px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Скачать материал

Скачать материал

Подписи к слайдам:

Основы светской этики
Любовь и уважение к Отечеству.

Учитель начальных классов Алексеева Г.Л.

АРМИЯ

НАРОД

ПРИРОДА

РЕЛИГИЯ

НАУКА

КУЛЬТУРА

Отечество

Родина

Россия

ОРКСЭ — еще материалы к урокам:

  • Конспект урока «Любовь и уважение к Отечеству»
  • Конспект урока «Православный храм»
  • Классный час «Терпение и терпимость»
  • Конспект урока «Добро и зло»
  • Конспект урока «Род и семья – исток нравственных отношений» 4 класс
  • Конспект урока «Православная молитва»