Ожидаемые результаты освоения учебного курса «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 34 классе является формирование следующих
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и
работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины
явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение;
ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе являются следующие умения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных
использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения
причин смены дня и ночи, смены времен года;
находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);
понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от
уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми
бутылками, осколками стекла);
описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона),
называть его заповедные места;
понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная,
система кровообращения, мочевая система);
характеризовать основные функции систем органов человека;
измерять температуру тела, вес и рост человека;
понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения
и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на
извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет,
детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать
правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего
здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных
источников о Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные
изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);
самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником
которых является глава государства – президент Российской Федерации;
готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности
граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);
находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы
государств, граничащих с Россией;
пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;
называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;
определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;
находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-
рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы,
сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама
«Бородинская битва»; памятник маршалу Г. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской
стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира,
монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);
обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные
рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.
составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в
определять часовой пояс своего края;
находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со
собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры
родного края).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема
(предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма,
прилива; соприкосновение с животными в воде);
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;
понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая
музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.
соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи,
несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т
соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;
заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.
Содержание учебного курса «Окружающий мир» 4класс
Человек и природа (40ч)
Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из
теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение
на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли
вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные
зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат
природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от
уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами,
пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края.
Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское
время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена
систем органов.
Человек и общество (24ч)
Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный
герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция — Основной закон Российской
Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта
Российской Федерации (республика, край, город федерального значения — Москва, Санкт- Петербург, автономный округ,
Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык — государственный язык Российской
Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика).
Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда
людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств.
Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих
путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив
Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на
политической карте, столицы государств, главные достопримечательности. Терроризм- международная опасность
(США, г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001г. ; Россия, г. Беслан, 3 сентября 2004 г.
История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования.
Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв. Крещение Руси (988г). первый
на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв. ),основание города Ярославля (988-1010
объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир
Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг. ), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг
Владимир Мономах (1053-1125 гг. ), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.
московская Русь: основание Москвы (1147 г. ), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг. Первые московские князья
(период правления): Иван Калита (1325-1340 гг. ), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-
времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные,
языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах-
духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).
Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с
ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского
государства с иноземными захватчиками в начале XVII в. , подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама
«бородинская битва» (память о войне 1812 г. ); памятник маршалу Г. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного
солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля,
монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля-
День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила безопасного поведения (4ч)
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара,
ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с
морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и
нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при
необходимости носить очки).
Календарно – тематическое планирование
История Отечества (7 часов)
Москвы; сколько веков
УУД: поиск и
что усвоено и что
нужно усвоить.
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
системы; что Земля
один оборот вокруг
Солнца делает за один
объяснять появление в
как план.
Знать причины смены
Путешествие по природным зонам России (13 часов)
я зона.
й зоны.
в зоне арктических
Уметь: работать с
растения и животных
для арктической зоны;
сложились в Арктике;
люди с давних пор
разных формах.
точек зрения.
Родной край – часть великой России (11 часов)
рассказывать, в каком
границы родного края.
решении задачи.
свою позицию и
Человеческий организм (11 часов)
и УУД.
о строении и значении
основные части тела
о значении каждой
части тела человека.
УУД: выделение и
осознание того, что
уже усвоено и что
задавать вопросы и
отвечать на них.
сть и личная
внешний вид ткани
(нервная ткань, ткань
результату и по
способу действия.
Изучаем органы чувств (8 часов)
Знать: органы чувств;
правила ухода за
органом обоняния.
органе равновесия; о
строении носа.
сообщение об органах
чувств по плану;
опыты и наблюдения.
о строении языка.
Уметь: рассказывать о
Путешествие по странам мира (6 часов)
России; с какими
понятие «государства».
соседние государства и
соседних с Россией
памятники соседних с
Россией государств.
одном из материков
с которым Россия
одну из областей
отделена от основной
и показывать на карте
объекты; находить в
северных берегов Азии
в XVII веке.
о характера.
Москва как летопись истории России (5 часов)
историю создания на
которому в октябре
1941 года была
о героях Великой
Отечественной войны.
Мы – граждане России (3 часа)
Знать: все названия
символы России.
что изображено на
и гордости за
свою Родину.
Знать, что Россия
Контрольные и проверочные работы по окружающему миру 4 класс… Эльбрус горы доклад для 4 класса по окружающему миру Календарь праздников моей семьи для 4 класса проект по… Контрольная работа по окружающему миру 3 класса плешакова 4… Подготовится к контрольной работе по окружающему миру для 4… Ответы для впр по окружающему миру 2017 года для 4 класса