4 Класс

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса программа пнш

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Ожидаемые результаты освоения учебного курса «Окружающий мир»

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 34 классе является формирование следующих

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы

общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и

работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины

явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение;

ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе являются следующие умения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных

использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения

причин смены дня и ночи, смены времен года;

находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир,

особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);

понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от

уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми

бутылками, осколками стекла);

описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона),

называть его заповедные места;

понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная,

система кровообращения, мочевая система);

характеризовать основные функции систем органов человека;

измерять температуру тела, вес и рост человека;

понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения

и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на

извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет,

детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать

правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего

здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных

источников о Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные

изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником

которых является глава государства – президент Российской Федерации;

готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности

граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы

государств, граничащих с Россией;

пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;

находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-

рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы,

сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама

«Бородинская битва»; памятник маршалу Г. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской

стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира,

монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные

рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в

определять часовой пояс своего края;

находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со

собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры

родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема

(предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма,

прилива; соприкосновение с животными в воде);

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая

музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.

соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи,

несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т

соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

Содержание учебного курса «Окружающий мир» 4класс

Человек и природа (40ч)

Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из

теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение

на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли

вокруг Солнца как причина смены времен года.

Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные

зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат

природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от

уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами,

пластиковыми бутылками, осколками стекла).

Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края.

Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское

время, часовые пояса.

Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная,

пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена

систем органов.

Человек и общество (24ч)

Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный

герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция — Основной закон Российской

Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта

Российской Федерации (республика, край, город федерального значения — Москва, Санкт- Петербург, автономный округ,

Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык — государственный язык Российской

Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика).

Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда

людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств.

Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих

путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив

Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на

политической карте, столицы государств, главные достопримечательности. Терроризм- международная опасность

(США, г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001г. ; Россия, г. Беслан, 3 сентября 2004 г.

История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования.

Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв. Крещение Руси (988г). первый

на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв. ),основание города Ярославля (988-1010

объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир

Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг. ), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг

Владимир Мономах (1053-1125 гг. ), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.

московская Русь: основание Москвы (1147 г. ), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг. Первые московские князья

(период правления): Иван Калита (1325-1340 гг. ), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.

Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-

времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные,

языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах-

духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).

Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с

ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского

государства с иноземными захватчиками в начале XVII в. , подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама

«бородинская битва» (память о войне 1812 г. ); памятник маршалу Г. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного

солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях

Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля,

монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля-

День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила безопасного поведения (4ч)

Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара,

ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с

морскими животными в воде).

Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и

нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при

необходимости носить очки).

Календарно – тематическое планирование

История Отечества (7 часов)

Москвы; сколько веков

УУД: поиск и

что усвоено и что

нужно усвоить.

Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

системы; что Земля

один оборот вокруг

Солнца делает за один

объяснять появление в

как план.

Знать причины смены

Путешествие по природным зонам России (13 часов)

я зона.

й зоны.

в зоне арктических

Уметь: работать с

растения и животных

для арктической зоны;

сложились в Арктике;

люди с давних пор

разных формах.

точек зрения.

Родной край – часть великой России (11 часов)

рассказывать, в каком

границы родного края.

решении задачи.

свою позицию и

Человеческий организм (11 часов)

и УУД.

о строении и значении

основные части тела

о значении каждой

части тела человека.

УУД: выделение и

осознание того, что

уже усвоено и что

задавать вопросы и

отвечать на них.

сть и личная

внешний вид ткани

(нервная ткань, ткань

результату и по

способу действия.

Изучаем органы чувств (8 часов)

Знать: органы чувств;

правила ухода за

органом обоняния.

органе равновесия; о

строении носа.

сообщение об органах

чувств по плану;

опыты и наблюдения.

о строении языка.

Уметь: рассказывать о

Путешествие по странам мира (6 часов)

России; с какими

понятие «государства».

соседние государства и

соседних с Россией

памятники соседних с

Россией государств.

одном из материков

с которым Россия

одну из областей

отделена от основной

и показывать на карте

объекты; находить в

северных берегов Азии

в XVII веке.

о характера.

Москва как летопись истории России (5 часов)

историю создания на

которому в октябре

1941 года была

о героях Великой

Отечественной войны.

Мы – граждане России (3 часа)

Знать: все названия

символы России.

что изображено на

и гордости за

свою Родину.

Знать, что Россия