4 Класс
- screen1

Урок русского языка 4 класс текст и его план признаки текста

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Текст. План текста.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

-сформировать представление о видах плана.

— развивать умение составлять план текста.

— Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в парах.

— формировать умение работать с текстом.

— формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.

— совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

— сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

  • развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;
  • умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

— воспитывать интерес к предмету.

— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

—  Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым

для жизни является, конечно, умение   ясно, понятно говорить

на своем языке.

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

Актуализация знаний.

— Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое

— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.

— Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”.

ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.

ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т

III. Формулировка темы и цели урока.

Итак, тема урока: Текст. План текста.

-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?

Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать. Перед каждым из вас таблица. В один столбик запишите, что вы ожидаете от этого урока, а в другой – чего вы опасаетесь.

Объяснение нового материала

1) Беседа.

— Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А. Кантемира:

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати, Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

  • Текстоведение
  • Текстовой
  • Подтекст

— Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

— Составьте предложение с любым из этих слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

— Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

Составление схемы «Признаки текста».

Учитель: — Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

На доске появляется кластер «Признаки текста». Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

  • Наличие главной мысли (идеи)
  • Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
  • Логическая связь частей

— Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст — это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

— Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы. (слайд З)

Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. Куприн).

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Куприн)

-Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст?

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т. цельность, связность текста. (Композиция)

— На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две

— Как называется смысловая часть текста? (Абзац)

— Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки)

— Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения

— Что такое микротема?

Запись в схеме «Признаки текста»: абзац, микротема.

— План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста?

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

— Что нужно сделать, чтобы правильно составить план? (слайд 4)

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

— Какие планы вы знаете? (слайд 5)

— простые; — сложные; — вопросные; — назывные; — тезисные.

Назывной план   текста.

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. (слайд 8)

Тезисный план — выражает суть текста в кратких формулировках.

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

Закрепление изученного материала

Контроль и оценка знаний

Выполнение теста “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Учитель УченикТекст состоит из предложений К тексту нельзя придумать заглавие Все предложения в тексте имеют границы Предложения в тексте не имеют определенной последовательности В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится Текст можно разделить на части Каждая часть текста записывается с красной строки + — + — + + + +

VII. Итог урока

— Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?

— Назовите признаки текста.

— Какие виды плана вы узнали?

Выставление оценок.

-Чем запомнился урок?

— Что из намеченного вами в начале урока исполнилось?

— Каким выражением можно оценить работу   на уроке:

  • Корень учения горек, да плод его сладок
  • Глаза боятся, а руки делают

Домашнее задание:  упр. 487 с

Цели урока: уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения, составлять план текста.

Задачи. Предметные:создать условия для определения признаков текста ( целостность, связность, законченность); способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.

Личностные:  ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Текст. Признаки текста

Тип урока: урок повторения с элементами усложнения. Постановка учебной задачи.

Методы: словесный, репродуктивный, наглядный, проблемный.

Приемы: слово учителя, беседа, пересказ правила учащимися, выполнение упражнений разных типов, решение проблемной задачи, творческие задания.

образовательная познавательная- познакомить учащихся с понятием «текст», сравнить ранее толкование этого слова и новое толкование, какую роль играет в жизни людей;

образовательная практическая- систематизировать знания учащихся о тексте; производить работу с текстом;

развивающая- развитие речи, обогащение словарного запаса школьников, понимание выразительных средств языка; формировать умение и доказывать, что это текст; определять тему; главную мысль текста; озаглавливать; формирование опыта работы с учебником, навыком самостоятельной и групповой работы.

воспитательная- воспитывать любовь у русскому языку, его многообразным формам, чуткое отношение к языковым фактам.

Оборудование: интерактивная доска, плакат (что такое текст, основные элементы текста), карточки с заданием, компьютер.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня вас ожидает много интересных заданий, открытий, а помощниками будут внимание, находчивость, смекалка.

А перед нашей работой мы с вами разомнем наши пальчики.

Давайте приготовим их для работы, помассируем:

Здравствуй, пальчик – дедушка,

Здравствуй, пальчик – бабушка,

Здравствуй, пальчик – папа,

Здравствуй, пальчик – мама,

Здравствуй, пальчик – Я.

Здравствуй, вся моя семья! (Дети массируют поочередно каждый пальчик)

Учитель: Руки для письма готовы. Послушайте стихотворение и определите написание какой буквы мы сегодня повторим.

Буквою Ж.

Солнце её не растопит уже!

Ученики: Буква Ж.

Учитель: Совершенно верно. Записываем число, классная работа в рабочих тетрадях. Обращаю ваше внимание на каллиграфически правильное письмо. Запись начнём с элементов наклона для заглавной и строчной буквы Ж. Расстояние между наклонными элементами соответствует ширине буквы. Затем – заглавная буква Ж и строчная. Далее – заглавная и строчная в соединении и, наконец  сочетание шипящей Ж и гласной И. И по этой закономерности допишите до конца строки.

Учитель: Давайте запишем слово, которое мы желаем друг другу каждое утро. (слайд 2).

Учитель: Какие «опасные» места вам встретились в этом слове?

Ученик: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением и разделительный мягкий знак.

Учитель: Запишите пословицу в словарь: «В здоровом теле – здоровый дух». Объясните смысл этой пословицы.

Ученики: объясняют значение пословицы.

Учитель: Какие умения вы применяли, решая сейчас задачи письма?

Ученики: Умение работать над орфограммой.

Учитель: А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Ученики: Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов.

Можно употреблять в пищу витамины с огорода и сада.

Учитель: Что вы использовали при ответе на вопрос?

Ученики: Предложения.

Учитель: Что можно составить из предложений?

Ученики: Текст.

Учитель: Верно. Без текста наша речь была бы обрывиста и несуразна.

Учитель: Ребята, с текстом мы уже с вами встречались во 2-ом классе. Что такое текст? Попытайтесь вспомнить и дать определение.

Ученик: Текст – это два и более предложений, связанных одной темой.

Учитель: Правильно. Как вы думаете это полное толкование слова «текст»?

Ученики: Думаем, что нет.

Учитель: Конечно. А теперь давайте обратимся к нашему учебнику. Откроем стр. 12 и прочитаем рубрику «Вспомните».

Ученик: читает определение понятия «текст».

Учитель: Давайте назовем главные элементы (особенности) текста.

Ученик: Общая тема, предложения связаны по смыслу, есть тема, главная мысль и его можно озаглавить.

Учитель: Молодец. Правильно ответил на вопрос.

Учитель: Ребята, кажется, что вы уже все знаете о тесте. Тогда зачем же нам снова возвращаться к этой теме?

Ученики: Чтобы дать более глубокое представление о тексте, видеть в нем все элементы.

Учитель: Действительно, с этими особенностями мы будем работать. Сформулировать тему урока и его цель вы можете уже самостоятельно.

Ученик: Тема урока — «Текст». Цель урока — видеть смысловую связь предложений в тексте, законченность, тему, основную мысль.

I аспект темы

Учитель: Давайте снова обратимся к нашему доброму учебнику. Откроем стр. 12 упр. Прочитайте задание.

Ученик: читает задание, далее читает вслух текст.

Учитель: Прочитайте вопросы под заданием.

Ученик: читает 1-ый вопрос.

Учитель: Докажите, что это текст.

Ученики: Это высказывание, в котором два и больше предложений, есть общая тема, связаны по смыслу, есть тема и главная мысль, можно озаглавить.

Учитель: Совершенно верно. Определите тему текста.

Ученик: Текст о соловье.

Учитель: Какова главная мысль текста?

Ученик: Главная мысль текста — это голос соловья, что ему не было равных.

Учитель: Какие вы смышленые все. Справляетесь с вопросами на раз, два. Постарайтесь озаглавить текст.

Ученики: предлагают свои варианты.

II аспект темы

Учитель: Молодцы, ребята. А теперь я прочитаю вам статью об этапах построения текста. (начало, середина и конец)

Ученики: слушают статью.

Учитель: А теперь перескажите мне, что я вам прочитала.

Ученики: пересказывают.

На болоте две лягушки,

Две зелёные подружки

Утром рано умывались,

Вправо влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет —

Всем друзьям физкульт-привет!

Учитель: Давайте потренируемся. Вернемся к упр. 11, с которым мы работали ранее. Напишем в тетради заголовок текста, который больше всего понравился. Спишем текст, по цепочке диктуя слова, объясняя ошибкоопасные слова, подчеркивая их написание. И в конце работы по линеечке подчеркните прилагательные.

Ученики: диктуют по цепочке слова.

Учитель: Посмотрите на доску. Прочитайте.

Ученики: читают.

Учитель: Что вы видите перед собой?

Учитель: Почему вы так думаете?

Ученики: называют основные признаки текста.

Учитель: Как можно озаглавить текст?

Ученики: Осень.

Учитель: Какова основная мысль текста?

Ученики: высказывают свои предположения. (осенью созрел урожай)

Учитель: Перед вами на партах лежат листочки. Внимательно просмотрите, что в них написано. Вам нужно собрать последовательно предложения, так , чтобы получился текст. Возле каждого предложения ставьте цифры. 3 минуты на выполнение задания и будем совместно проверять. Что нужно помнить, чтобы выполнить задание?

Ученики: Особенности текста.

Учитель: проверяем, выполненное задание, анализируем и исправляем ошибки.

Учитель: Теперь мы с вами знаем о тексте практически все. на основе полученных знаний выполните упр. 12 в учебнике на стр. 12-13. Делаем по образцу, как упр.

Ученики смотрят образец и задают вопросы, где непонятно.

Учитель: Обобщите все проделанное на уроке, укажите, чему научил урок.

Ученик: Сегодня мы вспомнили, что такое текст, дали ему определение. На уроке говорили о том, какие особенности имеет текст. Еще узнали из каких частей состоит текст.

ЭТАП ОЦЕНИВАНИЯ И КОММЕНТИРОВАНИЯ ОЦЕНОК (РЕФЛЕКСИЯ)

Учитель: Ребята, постарайтесь охарактеризовать вашу работу на сегодняшнем уроке.

Ученик: Мы работали с интересом, и почти всегда ответы были верными, но Миша часто отвлекался и отвечал неверно.

Учитель: Сегодня за работу на уроке получили оценки:

«5» — Никулина Мария (все ответы Машеньки были верны)

«5»- Кузнецова Кристина (все ответы были верны, активно работала на уроке)

«4» — Петров Иван (ошибся несколько раз, на поставленные мною вопросы)

«4» — Иванов Петр (2 раза не мог вспомнить признаки текста)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

И начнем урок опять.

Итак, урок окончен. Спасибо всем за работу, дорогие детишки!

Пожалуйста, аккуратно отложите в сторону ваши учебники русского языка и тетради, приготовьте учебники и тетради для следующего урока — литературное чтение. Приведите в порядок своё рабочее место и не спеша выходите из кабинета на перемену.

Лариса Порозова
Презентация к уроку русского языка «Текст и его план» в 4 классе (УМК «Школа России»)

Цель: уточнить представления об особенностях текста как единицы речи; развивать умение составлять план текста.

Формирование УУД: познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; коммуникативные — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Слайды презентации

Семнадцатое сентября. Классная работа.

Текст и его признаки.

Лесная дорога. Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли. Лесная дорога – как широкая просека, заросшая травой. Будто лесная река. Федор Абрамов.

1) Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. 2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, обратился ко мне и сказал: — Барин, не прикажешь ли воротиться? — Это зачем? — Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу. 3) – Что за беда? — А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток). — Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба. 4) А вон-вон: это облачко. Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран. 5) Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скоро.

Список похожих презентаций

Анализ текста и написание рецензии

Прочитайте текст. Определите. тему идею стиль текста отметьте средства выразительности. Прежде чем начать писать работу, ответьте на вопросы к тексту:.

Атрибутивные сочетания и смежные явления

Устойчивые книжные атрибуты-. это определения, которые в функции оценки приобретают характер постоянных эпитетов в сочетании с конкретными определяемых. (Михайловская,.

Алфавиты. Истории создания и тайны

Алфавиты. Истории создания и тайны. Родная, привычная для нас азбука. Древние алфавиты, которые употребляются в наше время. — латинский — греческий.

Азбука и ее история

Первую славянскую азбуку тысячу лет назад создали братья Кирилл и Мефодий. Тогда каждая буква имела своё значение. Например, буквы «А Б В» читались:.

Азбука животных в стихах и загадках

НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ. Быкова Юлия Перминова Мария. Нет ни доброты, ни злобы У животного амёбы. До того она проста, Что ни шеи, ни хвоста. По лесным.

«Война и мир» — Отечественная война

Народное ополчение. Партизаны. Тихон Щербатый. Купец Ферапонтов. Салон Анны Павловны Шерер. К партизанам также присоединились.

Автоматизация звуков Х и Д

_ _ / / Автоматизация звука Х. АХО ОХУ УХО ОХЕ. _ / / / Назови лишнюю картинку. _ /_ _ / Составь предложение. _ / / Уходить, зима, _ / __ / __ собирается,.

Азбука зверей и птиц

АИСТ Аист свил гнездо на крыше, Он теперь живет всех выше. Украшает аист дом, Мы заботимся о нем! Б. БЫК Бык пасется на лугу, Я кормить его могу.

Азбука Кирилла и Мефодия

Участники проекта (учащиеся 10 класса «Б»). Баженова Любовь Войтюк Яна Галустян Надежда Кузнецова Кристина Лескова Мария Сальникова Мария Шагина Анастасия.

Конспекты

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов города Шебекино.

Буква и звук Ф. Парная В

Занятие № 27 Буква и звук Ф. Парная В. Орг. анизационный. момент. Прозвенел звонок,. Начинается урок. Слушаем, запоминаем,. Ни минуты.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  • Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих
    вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно
    просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста
    позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая
    информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет
    сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для
    этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации,
    а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете
    первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его
    выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете
    меньше волноваться.

Карпухина Наталья Игоревна

учитель начальных классов

ГУ «Аманкарагайская средняя школа им. Островского

отдела образования акимата Аулиекольского района»

Тема: « Текст. Признаки текста».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель: Систематизировать у детей понятия о тексте как тематическом единстве предложений.

Задачи, направленные на достижение

— предметных результатов:

— метапредметных результатов:

  • Формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
  • Развивать умение работать с информацией
  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

— личностных результатов:

  • Создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка.
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе.

Основные методы и приёмы:

  • Проблемное изложение
  • Частично-поисковый
  • Диалогический
  • Приёмы РКМ

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки с заданиями, листы и маркеры для выполнения групповых проектов.

Организационный момент. Мотивационное начало.

-Ребята, на доске вы видите пословицу: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». Как вы понимаете ее смысл?

— Какое значение имеет в обретении мудрости школа?

— Помогают ли становиться мудрее уроки русского языка?

— Назовите 3 причины необходимости изучения русского языка лично для вас.

— Тогда не будем терять времени и приступим к выполнению первого задания.

Определение темы и целей урока.

— Восстановите перепутанную логическую цепочку слов: предложение, звук, слово, слог.

— В этой цепочке не хватает одного слова. Это слово написано цифрами 20, 6, 12,19,20.

— Как определили слово? (Цифры — это место букв в алфавите

— Кто догадался, какова будет тема нашего урока? (Текст)

— Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (дети определяют цели урока) (глубже познакомиться с понятием «Текст» и определить, каковы его отличительные особенности)

— Работать будем в группах. (деление на группы проведено заблаговременно при помощи цветных карточек)

— Вспомните правила работы в группах. (есть текст на доске)

— Что вы знаете о тексте? (приём «Корзина идей»)

(Учащимся предлагается в группах вспомнить имеющиеся у них знания о тексте. Все высказывания учащихся фиксируются на листах. Далее группы обмениваются листами для доработки проектов)

В конце проводиться презентация работ.

Текст состоит из нескольких предложений.

В тексте предложения связаны по смыслу.

У текста есть название, или можно дать название.

Все предложения в тексте объединены одной темой.

Текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка.

— Молодцы! Данные положения помогут нам в работе, мы сможем при необходимости опираться на них. Но это ещё не всё, что нам необходимо знать о тексте, мы обязательно расширим свои познания, узнаем что-нибудь новое.

III. Работа по теме урока.

— Продолжаем нашу работу.

Задание 1. Работа в группах.

Ученикам каждой группы предложены карточки с заданиями:

1 группа. Задание: Подготовьте ответ, какой из данных отрывков является текстом? Обоснуйте свой ответ.

Прошла весенняя гроза. Красив и печален лес в осенние дни. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Цветут поздние осенние цветы.

Прошла первая весенняя гроза. Я вошёл в лес. Стою и глаз не могу оторвать. Стволы берёзок тонкие, белые, в ветви лиловые. На концах ветвей серёжки висят, на серёжках – капли дождя.

— Докажите, что это текст, опираясь на ваш проект.

2 группа. Задание: Работа с деформированным текстом.

— Это текст?

— Можно ли создать из этих предложений текст?

— Восстановите текст.

— Что вы сделали для этого?(расставили предложения по порядку)

А потом тучи разошлись. Вот и зиме пришёл конец. Показалось солнце и пригрело землю. Ветер пригнал тучи. На землю полился первый дождь. Укрыли они всё небо. А потом тучи разошлись.

— Озаглавьте получившийся текст.

— Докажите, что это текст, опираясь на вашу таблицу.

3 группа. Задание: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Поставьте знаки препинания, определяя границы предложений; напишите заглавные буквы, где это нужно.

Три дня дул мокрый ветер он съедал снег на буграх оголилась пашня в воздухе пахло талым снегом ночью хлынул ливень чудесен шум ночного дождя он звонко барабанит по стёклам.

4 группа. Задание: Прочитайте. Определите тему текстов.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

— Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу.

5 группа. Задание: Прочитайте. Определите тип текстов. Докажите своё мнение.

Текст №1.

На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным. Возьмем хотя бы раннюю весну. У этой девочки-весны, есть в запасе много хороших слов. Начинаются оттепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх — проталины и проплешины. Потом на реках происходит первая подвижка из лунок из прорубей выступает вода.

В воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка:

— Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку, ку-ку.

Весь мир слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, — все загадали судьбу. Кукушка куковала, и ещё веселее зашумел молодыми листьями весенний лес.

Общее задание для всех пяти групп:

Озаглавить и записать тексты. (Четвёртая и пятая группы записывают тексты под № 1 из предложенных). Сделать синтаксический разбор любого одного предложения.

Задания на отработку ключевых понятий.

А) Знакомство со статьёй «Текст, его признаки».

Приём «Чтение с пометами»

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка.

Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.

Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации и т.

Каждый текст имеет своё строение – части, которые следуют друг за другом в определённом порядке: начало (вводная часть), основная часть, концовка. При письме каждая часть текста обозначается красной строкой.

Различают три типа текстов. Текс-рассуждение – это текст, в котором объясняется и доказывается что-либо. Он состоит из трёх частей: 1) то, что доказывается (тезис); 2) доказательство; 3) вывод.

В тексте-повествовании говорится о каких-то событиях, из которых можно узнать, что было сначала , что потом и чем закончилась история. В таком тексте содержится ответ на вопросы: что случилось? что произошло? Текст-описание указывает на признаки описываемого предмета, лица, места. В нём содержится ответ на вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? Какие признаки для него характерны?

Задание: дополните свои проекты недостающими фактами.

Б) Диалог на углубление и проверку знаний о новых понятиях. «Ромашка Блума».

— Назовите типы текста.

— Поясните, пожалуйста, своими словами: что подразумевается под этими названиями?

— Составьте текст из 3-4 предложений определённого типа.

— А может ли быть такое, чтобы один текст имел признаки разных типов? Как это отразиться на тексте?

— Как вы считаете, есть ли необходимость изучения данной темы в школе? Поясните ответ.

Этап проверки понимания учащимися нового материала.

А) Работа в парах.

— Перед вами на карточках предложения. Отметьте галочкой те, из которых можно составить текст. Запишите предложения так, чтобы получился связанный текст.

□ Солнечные лучи весело играли с листвой.

□ На столе стоит бокал с соком.

□ Из-за леса вылетели грач и ласточка.

□ Их тени отражались в талой воде.

□ Вот старый дуб, остановилась белочка.

□ Какое-то мгновение неуклюжий грач и красивая изящная ласточка летели рядом.

□ Скоро наступит зима, выпадет снег.

□ Скоро стремительная ласточка скрылась с глаз.

□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев.

□ А грач всё махал и махал крыльями.

□ Кто лучше из птиц? Природе обе птицы нужны!

— К какому типу относится этот текст?

— Каких признаков нет в этом тексте? (Заголовка)

— Дайте название тексту.

Этап усвоения и закрепления темы урока. (2 варианта – на выбор)

А) Работа в группах. Приём «Письмо по кругу»

Учащиеся пишут текст на заданную тему «Весна», стараясь соблюдать все критерии присущие тексту.

По окончании работы тексты зачитываются и анализируются. (соотносятся с заданными критериями)

Б) Упражнение «Пятиминутка».

За ограниченное время – 5 минут, учащимся необходимо написать все, что они знают по изучаемой на уроке теме.

(Одаренные дети успевают за короткий промежуток времени не только полностью дать ответ, но и сделать вывод, дать собственную оценку явлению, событию или факту)

VII. Этап подведения итогов урока.

А) Тест « Верные и неверные высказывания» (Отметить неверные высказывания)

Текст состоит из предложений.

Все предложения в тексте имеют границы.

В тексте всегда о чем- то или о ком- то говорится.

Текст можно разделить на части.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Существует 2 типа текстов

— Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

— Кто сможет ответить на главный вопрос урока: Что такое текст?

(Текст – это группа предложений, связанных по смыслу)

VIII. Домашнее задание

— Составьте текст – рассуждение по теме приближающегося праздника «9 мая»

Рефлексия: У вас на столах лежат цветные листочки. Если вам урок понравился, вам было интересно и всё понятно нарисуйте смеющийся смайлик, если вам было скучно – с ровным ротиком, а если урок совсем не понравился, и вы плохо поняли тему урока, нарисуйте с грустной улыбкой.

Тема: Текст и его план. Признаки текста.

Цели:формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умение соотносить содержание выска­зывания с его темой и главной мыслью.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделен­ным признакам;к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уров­ня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений

III. Актуализация знаний

— Прочитайте. Выпишите слова вежливости. Подчеркните непроверяемые орфограммы.

Встречу, новый разговор

Мы со «здравствуйте» начнём.

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим —

Будут все довольны нами.

Если наступил на ножку,

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори «простите»

Или лучше «извините».

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи «спасибо» —

Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «до свиданья». (Проверка

— Как можно проверить написанные вами слова?(Написание этих слов проверить нельзя, их надо запомнить

— Запишите ещё три «вежливых» слова с непроверяемым на­писанием.

Самоопределение к деятельности

— Почему важно употреблять в речи «вежливые» слова?

— Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи?(Вежливым, воспитанным

— Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком? (С воспитанным человеком приятно общаться, он располага­ет к себе

— Как помогают эти слова в жизни? Приведите примеры си­туаций из собственной жизни.

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить виды «вежливых» слов, узнать, какую роль они играют, научиться употреблять их в речи и правильно пи­сать)

Работа по учебнику

— Прочитайте группы слов.

— В каких случаях вы употребите словоспасибо,а в каких слу­чаях — благодарю вас!

— Какие ещё слова приветствия вы знаете? Какие слова вы скажете, здороваясь с друзьями, со взрослым человеком?

— Назовите слова извинения. Когда мы употребляем эти слова?

— Чем отличаются разные речевые формы приветствия, про­щания, извинения, благодарности?

— Для чего нам так много «вежливых» слов с одинаковым смыслом?

— Запишите слова группами по заданию учебника. (Взаимопроверка, взаимооценка

— Запишите в словарик слово пожалуйста,поставьте ударе­ние, подчеркните орфограммы. (На доске записаны предложения

• Перезвоните, пожалуйста, через несколько минут.

• Передай мне соль, пожалуйста.

• Пожалуйста, оплатите проезд!

— Как выделяется это слово в предложениях?

— Составьте свои предложения с этим словом.

VII. Продолжение работы по теме урока

Конкурс-аукцион «Кто больше знает «вежливых» слов?»

— Что вы знаете о том, как появились «вежливые» слова?

Спасибо. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» Спаси Бог превра­тилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»

Пожалуйста. Издавна слово жаловатьозначало «оказывать внимание, уважать, проявлять почтение». Отсюда и другое, род­ственное, слово — пожаловать,т. откликнуться на просьбу, жа­ловать вниманием. В слове пожалуйставыражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.

Извините. Если кто-нибудь причинял кому-то огорчение или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!», т. «сни­мите с меня вину».

Здравствуйте. Слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова — по­желание здоровья. Так же как и «здравия желаю», повелось с древ­них времён и считалось жестом уважения при приветствии. (На данном этапе урока можно использовать школьный тол­ково-этимологический словарик

Игра «Доскажи словечко»

— Запишите «вежливые» слова, которыми нужно закончить стихотворные строки.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого. («спасибо»).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит. («добрый день»).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече. («здравствуйте»).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят. («до свидания»).

(Проверка. Один ученик читает слова вслух, остальные про­веряют

— Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

— С какой целью мы употребляем в речи «вежливые» слова?

— Какие формулы вежливости мы изобрели сегодня на уроке?

Упр. 3 (с. 7) — подготовить сообщение.