Лариса Порозова
Презентация к уроку русского языка «Текст и его план» в 4 классе (УМК «Школа России»)
Цель: уточнить представления об особенностях текста как единицы речи; развивать умение составлять план текста.
Формирование УУД: познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; коммуникативные — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Светлана Соболева
Конспект урока русского языка в 4 классе «Язык. Речь. Текст»
Тема: Язык. Речь. Текст
Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повторить признаки текста; развивать умение определять тему и основную мысль текста.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Цели урока: уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения, составлять план текста.
Задачи. Предметные:создать условия для определения признаков текста ( целостность, связность, законченность); способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.
Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.
Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
конспект урока Текст. План текста
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Составила Меньших Т.В.
Тема: Изложение повествовательного текста
Цель: 1.совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость:
3.воспитывать аккуратность, терпение.
Формируемые УУД:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: овладение монологической и диалогической формами речи;
Регулятивные: составление плана и последовательности действий; ;способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемоего содержания;
Ход урока:
I .Организационный момент.
II. Самоопределение к деятельности
-Сегодня у вас на партах лежат только тетради и пеналы. Догадались, чему может быть посвящен урок?
III .Сообщение темы урока.
IV. Работа по теме урока.
1)Знакомство с текстом (у каждого ученика текст).
Слон большой, слон сильный и умный, это все знают.
Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.
А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.
Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.
(104 слова)
-Чтение текста хорошо читающим учеником.
-Что прочитали?
-Докажите, что это текст.
-Определите тип текста. (Повествовательный.)
-О ком говорится в тексте?
-Что такое тема текста?
-Какова тема данного текста?
-Как бы вы озаглавили данный рассказ?
2)Обсуждение структуры текста, лексическая работа и орфографическая подготовка
— Сколько частей в данном тексте?
а) Прочитайте вводную часть.
-О чем в ней говорится?
-Озаглавьте эту часть.
б)Прочитайте вторую часть текста.
-О чем в ней говорится?
— Какие глаголы использованы в этой части?
— Определите время этих глаголов.
— Озаглавьте эту часть.
в) Прочитайте третью часть.
— О чем в ней говорится?
— Озаглавьте эту часть.
г) Прочитайте заключительную часть.
— О чем в ней говорится?
— Озаглавьте эту часть.
V. Физкультминутка
VI. Пересказ текста по плану:
1.Слон большой, сильный и умный.
2.Домашние слоны.
3.Дикие слоны.
4.Стадо спасает детеныша.
VII. Орфографическая подготовка.
-Найти слова с безударной гласной в корне слова, подобрать проверочные слова.
-Найти слова с непроизносимой согласной.
-Объяснить написание окончаний прилагательных.
-Найти предложения с запятыми и объяснить их необходимость.
-Найти глаголы, определить спряжение.
VIII. Работа над изложением.
IX.Самопроверка.
X.Домашнее задание:
Подготовиться к контрольной работе по теме «Глагол»
Просмотрено: 53%
Слон сильный и умный
Слон большой, слон сильный и умный, это все знают.
Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.
А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.
Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.
(104 слова)
Г. Снегирёв
1. Какую работу может выполнять домашний слон?
Тема: Текст и его план. Признаки текста.
Цели:формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умение соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью.
Формируемые УУД: п.- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;к.— инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р.— постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)
III.Актуализация знаний
— Прочитайте. Выпишите слова вежливости. Подчеркните непроверяемые орфограммы.
Встречу, новый разговор
Мы со «здравствуйте» начнём.
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим —
Будут все довольны нами.
Если наступил на ножку,
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори «простите»
Или лучше «извините».
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «спасибо» —
Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «до свиданья». (Проверка.)
— Как можно проверить написанные вами слова?(Написание этих слов проверить нельзя, их надо запомнить.)
— Запишите ещё три «вежливых» слова с непроверяемым написанием.
IV.Самоопределение к деятельности
— Почему важно употреблять в речи «вежливые» слова?
— Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи?(Вежливым, воспитанным.)
— Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком? (С воспитанным человеком приятно общаться, он располагает к себе.)
— Как помогают эти слова в жизни? Приведите примеры ситуаций из собственной жизни.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить виды «вежливых» слов, узнать, какую роль они играют, научиться употреблять их в речи и правильно писать)
V.Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.3 (с. 7).
— Прочитайте группы слов.
— В каких случаях вы употребите словоспасибо,а в каких случаях — благодарю вас!
— Какие ещё слова приветствия вы знаете? Какие слова вы скажете, здороваясь с друзьями, со взрослым человеком?
— Назовите слова извинения. Когда мы употребляем эти слова?
— Чем отличаются разные речевые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности?
— Для чего нам так много «вежливых» слов с одинаковым смыслом?
— Запишите слова группами по заданию учебника. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Запишите в словарик слово пожалуйста,поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (На доске записаны предложения.)
• Перезвоните, пожалуйста, через несколько минут.
• Передай мне соль, пожалуйста.
• Пожалуйста, оплатите проезд!
— Как выделяется это слово в предложениях?
— Составьте свои предложения с этим словом.
VI.Физкультминутка
VII.Продолжение работы по теме урока
1.Конкурс-аукцион «Кто больше знает «вежливых» слов?»
2.Беседа
— Что вы знаете о том, как появились «вежливые» слова?
Спасибо.В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» Спаси Бог превратилось в короткое спасибо.Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»
Пожалуйста.Издавна слово жаловатьозначало «оказывать внимание, уважать, проявлять почтение». Отсюда и другое, родственное, слово — пожаловать,т. е. откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове пожалуйставыражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.
Извините.Если кто-нибудь причинял кому-то огорчение или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!», т. е. «снимите с меня вину».
Здравствуйте.Слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же как и «здравия желаю», повелось с древних времён и считалось жестом уважения при приветствии. (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)
3.Работа по учебнику
Упр. 4 (с.7). (Работа в парах. Учащиеся устно составляют тексты. Несколько пар выступают у доски. Учитель напоминает о правилах пунктуации при употреблении этих слов в письменной речи, затем учащиеся записывают свои тексты.)
VIII.Рефлексия
Игра «Доскажи словечко»
— Запишите «вежливые» слова, которыми нужно закончить стихотворные строки.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… («спасибо»).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… («добрый день»).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… («здравствуйте»).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… («до свидания»).
(Проверка. Один ученик читает слова вслух, остальные проверяют.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С какой целью мы употребляем в речи «вежливые» слова?
— Какие формулы вежливости мы изобрели сегодня на уроке?
Домашнее задание
Упр. 3 (с. 7) — подготовить сообщение.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/164620-konspekt-po-russkomu-jazykutekst-i-ego-plan-
Тема: Типы текстов
Цели:проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; учить распознавать повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение.
ФормируемыеУУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; к.— инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала;л.— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Анализ изложения (Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, Грамматическими и орфографическими ошибками.)
III.Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)
IV.Актуализация знаний
Письмо по памяти
Лес, точно терем расписной,
лиловый, золотой, багряный,
весёлой пёстрою стеной
стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
блестят в лазури голубой…
И. Бунин
(Самопроверка, самооценка.)
— Можно ли сказать, что это текст? Докажите.(Предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.)
— Какому времени года посвящено стихотворение?(Осени.)
— Вспомните, какой это тип текста. (Описание.)
V.Самоопределение к деятельности
— Послушайте три текста.
1) Волчье лыко цветёт ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки сирени. Располагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков-цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.
2) К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной, так как оно ядовито. За это и название такое получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него раньше в деревнях плели лапти.
3) Волчье лыко становится всё более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. Атак как отдельную ветку отломить трудно, выдёргивают растение целиком, ведь оно небольшое.
— Определите тему текстов. (В них рассказывается о растении волчьем лыке.)
— Назовите главную мысль каждого текста.
— Попробуйте определить тип каждого текста.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять тип текста, составлять тексты разных типов.)
VI.Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 11.
Упр. 9 (с. 11).
— Прочитайте тексты.
— Определите тип первого текста. (Это текст-описание.)
— Докажите своё мнение. (В описательном тексте описывается внешний вид персонажа или предмета.)
— Как вы поняли, кто такой Соболько? (Это пёс.)
— Прочитайте, на какие детали во внешнем облике обращает внимание автор.
— Какой вопрос можно поставить к такому тексту?(Какой Соболько ?)
— Определите тип второго текста. (Это повествовательный текст.)
— Как вы это определили? (В повествовательном тексте повествуется о чём-либо, здесь рассказывается, что происходило с Лебедем.)
— Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что произошло?)
— К какому типу относится последний текст?(Это текст-рассуждение.)
— Объясните своё мнение. (В тексте-рассуждении даётся объяснение, почему один из островов Светлого озера назывался Голодаем.)
— Какой вопрос можно поставить к такому тексту?(Почему?)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Самопроверка по учебнику.)
(Учитель обращает внимание учащихся на условное обозначение над первым предложением второго текста. Дети вспоминают план разбора предложения по членам (памятка 6, с. 149). Один ученик выполняет разбор предложения на доске, остальные -в тетрадях.)
VII.Физкультминутка
VIII.Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 10 (с. 12). (Работа в парах.)
— Прочитайте тексты.
— Определите тему текстов. (В текстах говорится о ландыше.)
— Какова главная мысль каждого текста?
— Какой текст носит описательный характер?(Второй.)
— Нарисуйте словесную картину к этому тексту.
— Какой заголовок можно к нему подобрать?
— Какие выразительные средства использует поэт? (Олицетворение, эпитеты, сравнения.)
— Какие тексты можно встретить в учебниках, научно-популярных изданиях? (Первый и третий.)
— Прочитайте, какие предложения, словосочетания можно встретить в научных текстах. (Травянистое растение, латинское название и т. д.)
Упр. 11 (с. 12).
— Прочитайте варианты тем сочинения.
— При раскрытии каких тем вы будете использовать выразительные средства? Почему?
— Какие темы сочинений предполагают использование повествовательных текстов?
— Назовите темы, которые предполагают ответ на вопрос почему?
— К какому типу будут относиться такие сочинения? (Это тексты-рассуждения.)
(Выбор темы, обсуждение содержания сочинения, жанра, типа речи.)
IX.Рефлексия
(Учитель читает тексты, учащиеся определяют их тип и записывают в тетрадях.)
1) Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (Описание.)
По В. Солоухину
2)Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка.
И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку — и меня
по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стул.
Сел и скалится. (Повествование.)
Б. Житков
3) У слонов есть странная черта. Их страшит маленькая мышка. Случайно попадут в зверинец мыши. Слон ночью не ляжет. Будет дремать стоя. Это вредит здоровью. Ноги слона обтягивает толстая крепкая кожа. Но между пальцами кожа мягкая и тонкая. Мышка заползёт в складку между пальцами. Она может щекотать и даже прокусить зубками нежную кожу. Слон истечёт кровью.(Рассуждение.)
По В. Бианки
(Самопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
X.Подведение итогов урока
— Какие типы текстов вы знаете?
— На какие вопросы отвечает каждый из типов текстов?
— Как будет отличаться речь в разных типах текстов?
Домашнее задание
Упр. 11 (с. 12) — написать сочинение на выбранную тему.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/164623-konspekt-po-russkomu-jazykutipy-tekstov4-kl
Технологическая карта урока.
Предмет:
Русский язык
Тема урока:
Типы текстов
Цель:
формировать у учащихся понятия: текст-описание, текст-повествование, текст- рассуждение.
Задачи
обучающие:
Систематизировать знания детей о тексте, типах текста.
развивающие:
развивать умение осуществлять самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
воспитательные:
совершенствовать навыки общения, уважения друг к другу
Тип урока:
урок «открытия» новых знаний.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.
Технология проведения
1. Мотивация к учебной деятельности
Создает эмоциональный настрой на урок.
-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.
Для вас я подготовила интересные задания
2. Актуализация знаний.
Самостоятельная работа.
Учащихся выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают по кругу соседу.
Проверяет уровень усвоения правописания
- Письмо по памяти
Роса
Я видел впервые
Такую красу:
На листьях зелёных
Цветную росу.
Она вся сияла,
Сверкала, искрилась
И огоньками цветными
Светилась.
И я удивился,
Задумался сразу.
…
– Послушайте стихотворение Валентины Кудрявцевой. Как вы думаете, о чём задумался герой?
– Почему роса цветная? Видели ли вы такую росу?
– Какие языковые средства помогают автору передать восхищение от увиденного?
– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
– Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.
– Объясните знаки препинания во втором предложении.
– Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите его наизусть, Письмо.
2.Чистописание (листочки — по 4 на каждого ученика)
на доске вывешивается плакат каллиграфического написания строчных букв т,е,к,с,.
-Придумать 4 имен существительных — чья группа закончила, поднимают руки
-Какие слова получились? В группах есть ли у вас одинаковые слова?(учитель опрашивает по группам) Получилось слово «текст»
3.-Посовещайтесь в группе и составьте маленький текст
4.- Подчеркнуть изученные орфограммы
5.Повторение о признаках текста
— Группе №1 рассказать,что текст состоит…, начинает тот, кто у кого желтая эмблема
— Группе №2 рассказать,что предложения расположены…, начинает тот, у кого зеленая эмблема, поблагодарите друг друга
— Группе №3 рассказать, что текст выражает …, начинает тот, у кого желтая эмблема, поблагодарите друг друга
— Группе №4 рассказать, что текст имеет…, начинает тот, у кого синяя эмблема, поблагодарите друг друга
3. Проблемное объяснение нового знания.
1. Послушайте три текста:
1) На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).
2) Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
3) Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
-Мы повторили с вами признаки текста, можно ли сказать, что это текст?Докажите. ( по группам) Предложения связаны по смыслу,объедины одной темой.
— Назовите главную мысль каждого текста
-Попробуйте определить тип каждого текста
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Обсудите в группах.
Появляется презинтация «Типы текстов»
-назовите тему нашего урока
Работа в группах
— Проговорите по кругу один раз, типы текста.
— Чем, отличаются типы текстов?
(если, учащиеся не смогут сразу ответить на данный вопрос, то, прочитать материал рубрики «Вспомните!» с.11
4. Первичное закрепление.
Упр.9 с.11
-Прочитайте тексты
-Определите тип первого текста (текст-описание)
-Обсудите в группах и докажите свое мнение
-Как вы поняли, кто такой Соболько? (Это пес)
-Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Какой?)
-Определите тип второго текста. (Это повествовательный текст)
-Как вы это определили?
Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что произошло?_
-К какому типу относится последний текст? (Это текст-рассуждение)
-Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Почему?)
Выполните письменное задание к упражнению.
(Самопроверка)
-И еще ребята повторим.
1.- Проговорите по кругу один раз, о типах текста
— Как типы текста вы знаете?
— Как определить текст — описание?
— Как определить текст-повествование?
-Как определить текст-рассуждение?
2.Практическая част
Упр.10 с.12
(Работа в группах)
-Прочитайте тексты
-Определите тему текста
-Какова главная мысль каждого текста?
-Какой текст носит описательный характер?
-Какой заголовок можно к нему подобрать?
— Какие тексты можно встретить в учебниках, научно-популярных изданиях?
5.Самостоятельная работа с самопроверкой
1.-Выведите правило в группах и оформите карточку «Надо знать!»
Типы текстов:
1 группа Описание- зто____________________________
2 группа Повествование-это_________________________
3 группа Рассуждение-это____________________________
.
— № 1 зачитайте
-Вспомним какое слово вывели в начале урока ?
— Какие типы текстов вы знаете?
2. — Теперь, передвигаясь по классу, составьте текст –описание про осень
— Зачитайте(Вывод №3)
3. – Придумайте в группах текст-рассуждение по теме «Осень»
-Расскажите свой текст
— Запишите понравившийся текст в тетрадях, при записи подчеркните изученные орфограммы, подумайте как проверить?
4. –Вы обсуждали в группах, для чего необходимо знать типы текстов ? Теперь придумайте в группах текст-повествование по теме «Типы текстов.» (чтение-обсуждение по художественной литературе)
-Расскажите свой текст
— Запишите понравившийся текст в тетрадях, при записи подчеркните знакомые орфогаммы, подумайте как проверить?
— Зачитайте свой текст ( по группам)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение
– Тема «Осень» предполагает создание описательного текста; в формулировке темы заключена и тема, и главная мысль.
– При создании текста нужно не только описать осенний наряд березки, но сделать это так, чтобы все поняли, что она действительно красива и автор любуется ее красотой.
– Прочитайте текст. Определите тип текста. Дайте название своему тексту.
– Какую работу нужно выполнить с данным текстом? (Списать, определить тему и главную мысль текста, найти характерные признаки для определения типа текста, выделить орфограммы, разобрать предложения и т. д.)
И.С. Тургенев «Бежин луг»:
Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].
Ученики прочитывают по цыпочке предложения и определяют к какому типу текста относятся. Каждая группа называет тему, главную мысль текста, доказывает принадлежность текста к тому или иному типу.
Познавательные: общеучебные: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
7. Рефлексия.
– Ребята, что нового узнали на уроке?
– Что такое текст?
– Назовите типы текстов.
– Почему в речи мы пользуемся разными видами текстов?
– Закончите предложения:
• Несколько предложений, объединенных по смыслу, называются … (текстом).
• Текст, в котором рассказывается, о чем произошло, называется … (повествованием).
• Текст, к которому можно поставить вопрос «какой?», называется … (описанием).
• Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос «почему?», называется … (рассуждением).
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Мы, ребята, молодцы
Поработали на славу!
Использованный материал:
- www.licey.net/russian/culture/7_3
- www.1september.ru
- Русский язык. 4 класс: поурочные планы по программе «Школа России». Компакт-диск для компьютера
4.Русский язык. 4 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого
Конспект урока по русскому языку.
Тема: Текст. План текста.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.
Задачи:
-сформировать представление о видах плана.
— развивать умение составлять план текста.
— Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
— формировать умение работать с текстом.
— формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.
— совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
— сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.
Метапредметные:
-
развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;
-
умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.
Личностные:
— воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
-
Организация начала урока. Психологический настрой.
— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
Учитель:
— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым
для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.
(слайд 2)
-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?
II. Актуализация знаний.
Учитель:
— Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)
— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.
— Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”.
ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.
ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.
ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п
III. Формулировка темы и цели урока.
Итак, тема урока: Текст. План текста.
-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?
Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать. Перед каждым из вас таблица. В один столбик запишите, что вы ожидаете от этого урока, а в другой – чего вы опасаетесь.
Ожидания |
Опасения |
IV. Объяснение нового материала
1) Беседа.
— Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира:
Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати, Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.
Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.
2. Словарная работа:
-
Текстоведение
-
Текстовой
-
Подтекст
— Выделим корень, что обозначают эти слова?
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
— Составьте предложение с любым из этих слов.
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
-Можно ли считать предложение текстом?
-Чем отличается предложение от текста?
(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)
— Любая ли группа предложений будет текстом?
(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)
3. Составление схемы «Признаки текста».
Учитель: — Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.
На доске появляется кластер «Признаки текста». Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:
-
Наличие главной мысли (идеи)
-
Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
-
Логическая связь частей
— Сделайте вывод. Что такое текст?
Текст — это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.
— Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы.(слайд З)
1. Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст?
Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах)
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).
Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)
-Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст?
На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста. (Композиция)
— На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две.)
— Как называется смысловая часть текста? (Абзац)
— Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки)
— Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.)
— Что такое микротема?
Запись в схеме «Признаки текста»: абзац, микротема.
— План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста?
План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.
Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.
— Что нужно сделать, чтобы правильно составить план? (слайд 4)
Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.
— Какие планы вы знаете? (слайд 5)
Планы бывают:
— простые; — сложные; — вопросные; — назывные; — тезисные.
Простой план
-
это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь. (Пример на слайде 6)
Сложный план текста
-
чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно. (пример и памятка на слайде 7)
Назывной план текста.
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. (слайд 8)
Вопросный план текста
-
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ) Пример на слайде 9)
Тезисный план
-
представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. (слайд 10)
Тезисный план — выражает суть текста в кратких формулировках.
Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.
V. Закрепление изученного материала
— А теперь каждая пара работает с текстом, составляет план текста согласно своей теме. ( Работа с текстами в парах по карточкам.) Приложение 1.
VI. Контроль и оценка знаний
Выполнение теста “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)
Учитель |
Ученик |
|
+ |
Проверим себя. Оцените свои знания сами ( 0 ошибок-«5»,1-2 ошибки-«4», 3-4-«3»,более 4 ошибок- «2»). Слайд 11
VII. Итог урока
— Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?
— Назовите признаки текста.
— Какие виды плана вы узнали?
Выставление оценок.
VIII. Рефлексия
-Чем запомнился урок?
— Что из намеченного вами в начале урока исполнилось?
— Каким выражением можно оценить работу на уроке:
-
Корень учения горек, да плод его сладок
-
Глаза боятся, а руки делают
IX. Домашнее задание: упр.487 с.90
Карпухина Наталья Игоревна
учитель начальных классов
ГУ «Аманкарагайская средняя школа им. Н. Островского
отдела образования акимата Аулиекольского района»
Республика Казахстан
Тема: « Текст. Признаки текста».
Класс: 4
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель: Систематизировать у детей понятия о тексте как тематическом единстве предложений.
Задачи, направленные на достижение
— предметных результатов:
-
Создать условия для систематизации знаний об отличительных особенностях текста. Совершенствовать умение определять тип текста; отрабатывать навык озаглавливать текст, составлять текст, исходя из заданной темы;
— метапредметных результатов:
-
Формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
-
Развивать умение работать с информацией
-
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
— личностных результатов:
-
Создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний.
-
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
-
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе.
Основные методы и приёмы:
-
Проблемное изложение
-
Частично-поисковый
-
Диалогический
-
Приёмы РКМ
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки с заданиями, листы и маркеры для выполнения групповых проектов.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивационное начало.
-Ребята, на доске вы видите пословицу: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». Как вы понимаете ее смысл?
— Какое значение имеет в обретении мудрости школа?
— Помогают ли становиться мудрее уроки русского языка?
— Назовите 3 причины необходимости изучения русского языка лично для вас.
— Тогда не будем терять времени и приступим к выполнению первого задания.
2. Определение темы и целей урока.
— Восстановите перепутанную логическую цепочку слов: предложение, звук, слово, слог.
(звук →слог→слово→предложение)
— В этой цепочке не хватает одного слова. Это слово написано цифрами 20, 6, 12,19,20.
(Текст.)
— Как определили слово? (Цифры — это место букв в алфавите.)
— Кто догадался, какова будет тема нашего урока? (Текст)
— Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (дети определяют цели урока) (глубже познакомиться с понятием «Текст» и определить, каковы его отличительные особенности)
— Работать будем в группах. (деление на группы проведено заблаговременно при помощи цветных карточек)
— Вспомните правила работы в группах. (есть текст на доске)
3. Актуализация знаний.
— Что вы знаете о тексте? (приём «Корзина идей»)
(Учащимся предлагается в группах вспомнить имеющиеся у них знания о тексте. Все высказывания учащихся фиксируются на листах. Далее группы обмениваются листами для доработки проектов)
В конце проводиться презентация работ.
Текст состоит из нескольких предложений.
В тексте предложения связаны по смыслу.
У текста есть название, или можно дать название.
Все предложения в тексте объединены одной темой.
Текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка.
— Молодцы! Данные положения помогут нам в работе, мы сможем при необходимости опираться на них. Но это ещё не всё, что нам необходимо знать о тексте, мы обязательно расширим свои познания, узнаем что-нибудь новое.
III. Работа по теме урока.
— Продолжаем нашу работу.
Задание 1. Работа в группах.
Ученикам каждой группы предложены карточки с заданиями:
1 группа. Задание: Подготовьте ответ, какой из данных отрывков является текстом? Обоснуйте свой ответ.
Прошла весенняя гроза. Красив и печален лес в осенние дни. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Цветут поздние осенние цветы.
Прошла первая весенняя гроза. Я вошёл в лес. Стою и глаз не могу оторвать. Стволы берёзок тонкие, белые, в ветви лиловые. На концах ветвей серёжки висят, на серёжках – капли дождя.
— Докажите, что это текст, опираясь на ваш проект.
2 группа. Задание: Работа с деформированным текстом.
— Это текст?
— Можно ли создать из этих предложений текст?
— Восстановите текст.
— Что вы сделали для этого?(расставили предложения по порядку)
А потом тучи разошлись. Вот и зиме пришёл конец. Показалось солнце и пригрело землю. Ветер пригнал тучи. На землю полился первый дождь. Укрыли они всё небо. А потом тучи разошлись.
— Озаглавьте получившийся текст.
— Докажите, что это текст, опираясь на вашу таблицу.
3 группа. Задание: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Поставьте знаки препинания, определяя границы предложений; напишите заглавные буквы, где это нужно.
Три дня дул мокрый ветер он съедал снег на буграх оголилась пашня в воздухе пахло талым снегом ночью хлынул ливень чудесен шум ночного дождя он звонко барабанит по стёклам.
— Докажите, что это текст, опираясь на вашу таблицу.
4 группа. Задание: Прочитайте. Определите тему текстов.
Текст № 1.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
Текст № 2
2. Травка зеленеет,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
— Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу.
5 группа. Задание: Прочитайте. Определите тип текстов. Докажите своё мнение.
Текст №1.
На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.
Текст № 2.
Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным. Возьмем хотя бы раннюю весну. У этой девочки-весны, есть в запасе много хороших слов. Начинаются оттепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх — проталины и проплешины. Потом на реках происходит первая подвижка из лунок из прорубей выступает вода.
Текст № 3.
В воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка:
— Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку, ку-ку…
Весь мир слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, — все загадали судьбу. Кукушка куковала, и ещё веселее зашумел молодыми листьями весенний лес…
Общее задание для всех пяти групп:
Озаглавить и записать тексты. (Четвёртая и пятая группы записывают тексты под № 1 из предложенных). Сделать синтаксический разбор любого одного предложения.
IV. Задания на отработку ключевых понятий.
А) Знакомство со статьёй «Текст, его признаки».
Приём «Чтение с пометами»
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка.
Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.
Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации и т.д.
Каждый текст имеет своё строение – части, которые следуют друг за другом в определённом порядке: начало (вводная часть), основная часть, концовка. При письме каждая часть текста обозначается красной строкой.
Различают три типа текстов. Текс-рассуждение – это текст, в котором объясняется и доказывается что-либо. Он состоит из трёх частей: 1) то, что доказывается (тезис); 2) доказательство; 3) вывод.
В тексте-повествовании говорится о каких-то событиях, из которых можно узнать, что было сначала , что потом и чем закончилась история. В таком тексте содержится ответ на вопросы: что случилось? что произошло? Текст-описание указывает на признаки описываемого предмета, лица, места. В нём содержится ответ на вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? Какие признаки для него характерны?
Задание: дополните свои проекты недостающими фактами.
Б) Диалог на углубление и проверку знаний о новых понятиях. «Ромашка Блума».
— Назовите типы текста.
— Поясните, пожалуйста, своими словами: что подразумевается под этими названиями?
— Составьте текст из 3-4 предложений определённого типа.
— А может ли быть такое, чтобы один текст имел признаки разных типов? Как это отразиться на тексте?
— Как вы считаете, есть ли необходимость изучения данной темы в школе? Поясните ответ.
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
А) Работа в парах.
— Перед вами на карточках предложения. Отметьте галочкой те, из которых можно составить текст. Запишите предложения так, чтобы получился связанный текст.
□ Солнечные лучи весело играли с листвой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Из-за леса вылетели грач и ласточка.
□ Их тени отражались в талой воде.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Какое-то мгновение неуклюжий грач и красивая изящная ласточка летели рядом.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Скоро стремительная ласточка скрылась с глаз.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев.
□ А грач всё махал и махал крыльями.
□ Кто лучше из птиц? Природе обе птицы нужны!
— К какому типу относится этот текст?
— Каких признаков нет в этом тексте? (Заголовка)
— Дайте название тексту.
VI. Этап усвоения и закрепления темы урока. (2 варианта – на выбор)
А) Работа в группах. Приём «Письмо по кругу»
Учащиеся пишут текст на заданную тему «Весна», стараясь соблюдать все критерии присущие тексту.
По окончании работы тексты зачитываются и анализируются. (соотносятся с заданными критериями)
или
Б) Упражнение «Пятиминутка».
За ограниченное время – 5 минут, учащимся необходимо написать все, что они знают по изучаемой на уроке теме.
(Одаренные дети успевают за короткий промежуток времени не только полностью дать ответ, но и сделать вывод, дать собственную оценку явлению, событию или факту)
VII. Этап подведения итогов урока.
А) Тест « Верные и неверные высказывания» (Отметить неверные высказывания)
Текст состоит из предложений.
К тексту нельзя придумать заглавие. ×
Все предложения в тексте имеют границы.
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. ×
В тексте всегда о чем- то или о ком- то говорится.
Текст можно разделить на части.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Существует 2 типа текстов. *
— Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
— Кто сможет ответить на главный вопрос урока: Что такое текст?
(Текст – это группа предложений, связанных по смыслу)
VIII. Домашнее задание
— Составьте текст – рассуждение по теме приближающегося праздника «9 мая»
Рефлексия: У вас на столах лежат цветные листочки. Если вам урок понравился, вам было интересно и всё понятно нарисуйте смеющийся смайлик, если вам было скучно – с ровным ротиком, а если урок совсем не понравился, и вы плохо поняли тему урока, нарисуйте с грустной улыбкой.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Текст. Признаки текста», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Русский язык (4 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Распределите слова по группам и запишите их в два столбика.
Платье, Колька, оленьи, тюлень, брать, братья, угольки, мель, петелька, пальто, перья, льёт, солью, катанье, пальцы.
(Проверка.)
— Какие группы у вас получились? (Слова с разделительным мягким знаком, слова с мягким знаком —показателем мягкости согласных на конце слова и в середине слова.)
— Допишите в каждую группу ещё по два слова.
— Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицы.
• Красна речь слушаньем.
• Поменьше говори — побольше услышишь.
• Всех речей не переслушаешь.
• Глупые речи что пыль на ветру.
— Что объединяет эти пословицы? (Они все о речи.)
— Как вы думаете, какой теме будет посвящен сегодняшний урок?
— Что мы будем повторять, какие умения закреплять?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 254 (с. 121).
(Работа в парах. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы. Проверка.)
— Какие вопросы вызвали у вас затруднение? На какие вопросы вы забыли ответы?
Упр. 255 (с. 121).
— Прочитайте.
— Это диалог или монолог? Докажите. (Монолог. Рассуждает один человек.)
(Далее устная работа по вопросам упражнения, выполнение грамматических разборов.)
Упр. 256 (с. 121-122).
(Устная работа по вопросам учебника, самостоятельное выполнение письменного задания. Один ученик выполняет на доске разбор слова (для) чести как части речи. Проверка.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 257 (с. 122).
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— На какой вопрос отвечает текст-описание? (Какой)
— На какой вопрос отвечает текст-рассуждение? (Почему)
Упр. 258 (с. 122).
— Прочитайте текст.
— О чём говорится в тексте? Какова его тема? (О планете Марс.)
— Сколько в нём частей? (Две.)
— Определите тип первой части. (Описание.)
— Определите тип второй части. (Рассуждение.)
— Как можно озаглавить этот текст?
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. (Проверка.)
— Разберите по составу слово красноватую.
VII. Рефлексия
— Прочитайте тексты.
В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни (Л. да Винчи)
Крот и Заяц
— И чего ты, Крот, после дождя ходишь, лапы в лужах мочишь?
— А когда же ходить?
— Когда земелька сухая. Тогда бегать хорошо, скакать ловко — одно удовольствие!
— Эх, торопыга. Разве я бегать да скакать выхожу? После дождя земляные черви на свет показываются. Чем их под землёй ловить, лучше по лужам пройтись. Лапы мокрые, зато обед сытный!
Э. Шим
— Что представляет собой каждый текст — диалог или монолог? (Первый текст — монолог, второй —диалог.)
— Как вы определили?
— Спишите диалог, подчеркните безударные гласные в корнях слов. Устно подберите проверочные слова.
(Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?
— Кто доволен своими знаниями по этой теме?
Домашнее задание
Упр. 259 (с. 123).
- Урок русского языка 4 класс текст и его план признаки текста
- Клычков весна в лесу конспект урока 4 класс школа россии
- Конспект урока чудесный мир классики 4 класс школа россии
- Конспект урока по окружающему миру 4 класс екатерина…
- Конспект урока наши подземные богатства 4 класс школа россии
- Скорость время расстояние единицы скорости конспект…