Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
Данное пособие предназначено как для занятий на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы дома. Учебный материал представлен в таблицах, что способствует его лучшему запоминанию, а также развитию зрительной памяти. Для младшего школьного возраста.
Класс:
дополнительно
Категория:
русский язык дополнительно
Страниц:
64
Формат:
Автор:
неизвестно
Год:
2015
Язык учебника:
Русский
?
Log in
-
November 16 2020, 02:40
- 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()»> Cancel
Русский язык в таблицах — начальная школа — распечатать памятку
Автор — МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ. Это цитата этого сообщения
Серия сообщений «русский язык«:
Часть 1 — Веселые запоминалки по русскому языку — часть первая
Часть 2 — Веселые запоминалки по русскому языку в стихах — часть вторая
…
Часть 35 — Дидактические игры по русскому языку
Часть 36 — Домино `Словарные слова`- можно провести как физминутку
Часть 37 — Русский язык в таблицах — начальная школа — распечатать памятку
Часть 38 — Весёлые диктанты — стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1-5 классы)
Часть 39 — КНИЖНАЯ СЕРИЯ — Нестандартные задания по русскому языку — ко всем действующим учебникам — 1-4 класс
Комментарии (8):
Anael1949
09-05-2014-09:32
удалить
Спасибо пригодится
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
rosepetal
07-02-2016-20:37
удалить
Спасибо [показать]
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
eto_Krutaa_cherepaha
08-03-2016-15:04
удалить
Спасибо!
Приглашаю вас к себе в дневник)
Вот для поднятия настроения)
[показать]
[показать]
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
Марго-Вед
25-03-2017-06:00
удалить
класс.мне пригодится
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
24-11-2017-12:21
удалить
спасибо
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
07-02-2018-22:22
удалить
спасибо
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
07-02-2018-22:46
удалить
спасибо
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
Soldatka2905
22-09-2018-16:42
удалить
Спасибо
(Добавил ссылку к себе в дневник)
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
Комментарии (8):
вверх^
Русский язык: 1 — 4 класс в схемах и таблицах
Русский язык в схемах и таблицах
1.pdf
Adobe Acrobat Document
3.9 MB
В издании в сжатой, концентрированной форме приводится основной теоретический материал, охватывающий курс русского языка начальной школы. Правила, определения объединены в наглядные логические
блоки, схемы, которые позволяют лучше понять и усвоить информацию.
Пособие окажет неоценимую помощь в учёбе, систематизируя полученные знания, а также будет полезным при подготовке к итоговому тестированию по русскому языку за курс начальной школы.
Математика: 1 — 4 класс в схемах и таблицах
МАтематика в схемах и таблицах
2.pdf
Adobe Acrobat Document
2.6 MB
В издании в сжатой, концентрированной форме приводится основной теоретический материал, охватывающий курс математики начальной школы. Правила, определения объединены в наглядные логические блоки,
схемы, которые позволяют лучше понять и усвоить информацию.
Пособие окажет неоценимую помощь в учёбе, систематизируя полученные знания, а также будет полезным при подготовке к итоговому тестированию по математике за курс начальной школы.
Секреты успешной домашней работы
Секреты успешной домашней работы
3.pdf
Adobe Acrobat Document
6.1 MB
Комментарии (14):
MPAnatolyevna
23-09-2013-12:38
удалить
Спасибо, за хорошую книгу. Очень наглядно для ребёнка.
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
Ketevan
27-09-2013-23:55
удалить
галина_соловьева, Спасибо,очень хорошее пособие! Коротко и ясно)))
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
галина_соловьева
29-09-2013-00:22
удалить
Пожалуйста!
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
Karambol_2010
02-12-2013-11:55
удалить
Спасибо вам за работу!
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
галина_соловьева
02-12-2013-11:58
удалить
Всегда рада прекрасному слову — «спасибо»!
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
Сибирская
01-01-2014-06:59
удалить
[240×320]
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
09-07-2014-14:38
удалить
х-е-р-н-я
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
25-12-2014-22:47
удалить
Бодьшое спасибо,кратко и понятно ребенку.
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
08-01-2015-14:17
удалить
Спасибо большое. Очень благодарны за ваш труд
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
01-04-2015-16:44
удалить
Спасибо !
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
22-05-2015-11:21
удалить
Спасибо! Только я не нашёл правила про синонимы и антонимы.
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
anaf
12-08-2015-04:12
удалить
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
rebfeb1984
21-09-2015-03:28
удалить
Большое спасибо очень интересный материал
Обратиться —
Ответить —
К полной версии
Комментарии (14):
вверх^
Земан Мария Фёдоровна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №425 имени академика П.Л.Капицы
ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1
О ЗНАЧЕНИЯХ СЛОВ
Слова, у которых есть несколько значений, называются
МНОГОЗНАЧНЫМИ.
Например: ЛИСА – 1. То же, что лисица.
2. Хитрый человек.
Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают
разное, называются ОМОНИМАМИ.
Например: ЛУК 1 – растение;
ЛУК 2 – оружие.
Слова, близкие по смыслу, называются СИНОНИМАМИ.
Например: месяц – луна.
Слова, противоположные по смыслу, называются
АНТОНИМАМИ.
Например: белый – чёрный.
3
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы косвенных падежей:
кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?
и подчёркивается отрывистой линией.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы: где? куда? когда?
откуда? как? и подчёркивается отрывистой линией
и точкой.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы: какой? какая? какое?
какие? чей? и подчёркивается волнистой линией.
5
ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи
слов в предложении.
Предлоги со словами пишутся раздельно.
Между предлогом и словом можно вставить слово
или вопрос.
Например: в (сосновом) лесу, на (зелёной) ветке.
МЕСТОИМЕНИЕ — это часть речи, которая указывает
на предметы, признаки и качества, но не называет их.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ: я, мы,
ты, вы,
он, она, оно, они
7
О СОСТАВЕ СЛОВ
ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая
служит для связи слов в предложении.
Например: читал (что?) книгу,
рассказывал (о чём?) о книге.
ОСНОВА – это часть слова без окончания.
Например: дедушка, девочка, облако.
Родственные слова – слова с РАЗНЫМИ ОСНОВАМИ,
в которых есть ОБЩАЯ (по смыслу и по написанию)
часть.
Например: лес , лесной, лесник .
КОРЕНЬ – это ОБЩАЯ часть ОСНОВ родственных слов.
Например: лес, лесной, лесник.
СУФФИКС – это часть слова, которая стоит после корня
и служит для образования новых слов.
Например: рыба, рыбка, рыбёшка, рыбный (суп).
ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед
корнем и служит для образования новых слов.
Например: бежать, забежать, добежать, убежать.
9
Разделительный Ъ пишется после приставок,
оканчивающихся на согласную, и перед корнем,
начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Например: подъезд, съёжился, объявил,
предъюбилейный.
6. В именах существительных женского рода с
ОСНОВОЙ на шипящий на конце слова пишется Ь.
В именах существительных мужского рода с
ОСНОВОЙ на шипящий Ь не пишется.
Например: рожь, печь, мышь, вещь – ж. р.
ёж, грач, ландыш, лещ – м. р.
7. Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей,
клички животных называются именами собственными.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Например: Марина, Волга, Москва.
8. ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А,
ЧУ – ЩУ с буквой У.
Например: жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука.
9. Начало предложения пишется с большой буквы.
Например: Мальчики играли во дворе.
10. Предлоги пишутся отдельно от слова. Между
предлогом и словом можно вставить другое слово.
Например: Сосна росла у берега.
Сосна росла у (высокого) берега.
Приставка со словом пишется слитно.
11
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Названия падежей |
Вспомогатель- ные слова |
Вопросы |
Предлоги |
И. п. |
есть |
кто? что? |
|
Р. п. |
нет |
кого? чего? |
без, у, от, до, с, из, для, около |
Д. п. |
дам |
кому? чему? |
к, по |
В. п. |
вижу |
кого? что? |
на, за, про, в |
Т. п. |
восхищаюсь |
кем? чем? |
с, за, над. под |
П. п. |
думаю |
о ком? о чём? |
о, об, в, на |
СКЛОНЕНИЕ – это изменение слова по падежам и числам.
В русском языке различаются три разных типа склонений существительных.
К I склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я в начальной форме.
Например:стена, земля, папа, дядя.
Ко II склонению относятся существительные ср. р. с окончаниями -о, -е, а также существительные
м. р. с нулевым окончанием в начальной форме.
Например:окно, поле, стол , конь .
К III склонению относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием в начальной форме.
Например:тетрадь , рожь .
13
ГЛАГОЛ
СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Личные окончания глаголов
Iспр. |
IIспр. |
— Е |
— И |
— УТ, -ЮТ |
— АТ, — ЯТ |
Спряжение глаголов определяем по неопределённой форме.
Iспр. |
IIспр. |
Все глаголы на — еть, — ать, — оть, — уть, — ть(кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на – ить:брить, зиждиться, стелить |
Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: Гнать, дышать, держать и слышать. Видеть, зависеть и обидеть. А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть. |
15
ТЕКСТ – это группа предложений, расположенных
в определённой последовательности и связанных
по смыслу, стилю и грамматически.
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чём автор пишет.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ автора – это то, что автор хочет
сказать; то, ради чего он пишет текст.
ГЛАВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ автора – это выраженное
в тексте отношение автора к тому, о чём он пишет.
ВИДЫ ТЕКСТОВ
по цели высказывания
Цель автора в ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ – рассказать
о каких-либо событиях.
Цель автора в ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ – описать что-либо
или кого-либо так, чтобы читатель смог это представить.
2
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов,
связанных по смыслу и выражающих законченную
мысль.
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По цели высказывания предложения бывают:
повествовательные (сообщают о чём-либо),
вопросительные (задают вопросы),
побудительные (просят, требуют, советуют).
По интонации предложения бывают:
восклицательные (произносим с особым чувством),
невосклицательные (произносим спокойно).
ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это главные члены
предложения.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это главный член предложения,
который обозначает о ком или о чём говорится
в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?
(подчёркивается одной чертой)
СКАЗУЕМОЕ – это главный член предложения,
который обозначает, что в предложении говорится
о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает?
что делают? что сделал? что сделала?
(подчёркивается двумя чертами)
4
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это два слова, связанных
по смыслу. В словосочетании одно слово главное, а
другое зависимое.
Например:день(какой?) ясный,
гулял(где?) в парке.
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая
обозначает предмет, явления природы, события, вещи,
людей, зверей и отвечает на вопросы кто? или что?
Например:(кто?) девочка, медведь;
(что?) урок, клён.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая
обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие?
Например:(какой?) красный, лесной,
(какая?) весёлая,
(какое?) яркое,
(какие?) умные.
ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает
действие предмета и отвечает на вопросы
что делает? что делал? что сделал?
Например:(что делает?) читает,
(что делал?) рисовал,
(что сделал?) купил.
6
О ФОРМАХ СЛОВ
Изменения слова – это ФОРМЫ СЛОВА.
Например: (есть) школьник – (нет) школьника;
(он) школьник – (они) школьники.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён существительных –
это форма единственного числа. Слова в этой форме
отвечают на вопросы: кто? что?
Например: (кто?) школьник, школьница;
(что?) урок, тетрадь, окно.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён прилагательных –
это форма мужского рода единственного числа. Слова
в этой форме отвечают на вопрос: какой?
Например: (какой?) грамотный, сильный.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА глаголов – это форма, которая
отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Например: (что делать?) писать;
(что сделать?) написать;
(что сделать?) помочь.
8
ОРФОГРАММЫ
1. Чтобы проверить БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ в корне
слова, надо подобрать родственное слово или другую
форму этого слова так, чтобы на эту гласную падало
ударение.
Например: вода – водный, вода – воды.
2 Чтобы проверить ПАРНУЮ ЗВОНКУЮ или ГЛУХУЮ
СОГЛАСНУЮ в корне слова, надо подобрать
родственное слово или другую форму этого слова так,
чтобы после согласной была гласная.
Например:голубка – голубушка, завод – заводы.
3. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся,
но не произносятся.
Чтобы проверить НЕПРОИЗНОСИМУЮ СОГЛАСНУЮ,
надо подобрать родственное слово так, чтобы эта
согласная хорошо слышалась.
Например: солнце – солнышко,
капустный – капуста.
4. Разделительный Ь пишется в корне и после корня
слова за согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.
Например: платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10
11. ЧАСТИЦА НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не спешить, не рисовать.
12. Буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, НЧ пиши без Ь.
Например: девочка, ручной, каменщик, помощник,
кончик.
13.В ОКОНЧАНИЯХ имён существительных после
Ц пишется буква Ы.
Например: голубцы, птенцы, леденцы.
В КОРНЯХ слов после Ц пишется буква И.
Например: циркуль, цифра, циркач.
Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать,
на цыпочках.
14. Слово переносится ПО СЛОГАМ. Слово, состоящее
из одного слога, не переносится.
Например: лам-па, иг-ла, ве-тер, день.
Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить
на другую строку.
Например: якорь, Ира, Юлия.
Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от
стоящей впереди буквы.
Например: май-ка, конь-ки, подъ-езд.
При переносе слов с двойными согласными одна буква
остаётся на строке, а другая переносится.
Например: суб-бота, хок-кей, кол-лекция.
12
Безударные падежные окончания имён существительных
Iскл. |
IIскл. |
IIIскл. |
|
Р. п. |
-и |
-и |
|
Д. п. |
-е |
-и |
|
П. п. |
-е |
-е |
-и |
14
Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения
на -ать и -еть так:
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,
ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,
А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,
НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
16
Земан Мария Фёдоровна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №425 имени академика П.Л.Капицы
ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1
О ЗНАЧЕНИЯХ СЛОВ
Слова, у которых есть несколько значений, называются
МНОГОЗНАЧНЫМИ.
Например: ЛИСА – 1. То же, что лисица.
2. Хитрый человек.
Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают
разное, называются ОМОНИМАМИ.
Например: ЛУК 1 – растение;
ЛУК 2 – оружие.
Слова, близкие по смыслу, называются СИНОНИМАМИ.
Например: месяц – луна.
Слова, противоположные по смыслу, называются
АНТОНИМАМИ.
Например: белый – чёрный.
3
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы косвенных падежей:
кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?
и подчёркивается отрывистой линией.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы: где? куда? когда?
откуда? как? и подчёркивается отрывистой линией
и точкой.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы: какой? какая? какое?
какие? чей? и подчёркивается волнистой линией.
5
ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи
слов в предложении.
Предлоги со словами пишутся раздельно.
Между предлогом и словом можно вставить слово
или вопрос.
Например: в (сосновом) лесу, на (зелёной) ветке.
МЕСТОИМЕНИЕ — это часть речи, которая указывает
на предметы, признаки и качества, но не называет их.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ: я, мы,
ты, вы,
он, она, оно, они
7
О СОСТАВЕ СЛОВ
ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая
служит для связи слов в предложении.
Например: читал (что?) книгу,
рассказывал (о чём?) о книге.
ОСНОВА – это часть слова без окончания.
Например: дедушка, девочка, облако.
Родственные слова – слова с РАЗНЫМИ ОСНОВАМИ,
в которых есть ОБЩАЯ (по смыслу и по написанию)
часть.
Например: лес , лесной, лесник .
КОРЕНЬ – это ОБЩАЯ часть ОСНОВ родственных слов.
Например: лес, лесной, лесник.
СУФФИКС – это часть слова, которая стоит после корня
и служит для образования новых слов.
Например: рыба, рыбка, рыбёшка, рыбный (суп).
ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед
корнем и служит для образования новых слов.
Например: бежать, забежать, добежать, убежать.
9
Разделительный Ъ пишется после приставок,
оканчивающихся на согласную, и перед корнем,
начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Например: подъезд, съёжился, объявил,
предъюбилейный.
6. В именах существительных женского рода с
ОСНОВОЙ на шипящий на конце слова пишется Ь.
В именах существительных мужского рода с
ОСНОВОЙ на шипящий Ь не пишется.
Например: рожь, печь, мышь, вещь – ж. р.
ёж, грач, ландыш, лещ – м. р.
7. Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей,
клички животных называются именами собственными.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Например: Марина, Волга, Москва.
8. ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А,
ЧУ – ЩУ с буквой У.
Например: жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука.
9. Начало предложения пишется с большой буквы.
Например: Мальчики играли во дворе.
10. Предлоги пишутся отдельно от слова. Между
предлогом и словом можно вставить другое слово.
Например: Сосна росла у берега.
Сосна росла у (высокого) берега.
Приставка со словом пишется слитно.
11
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Названия падежей |
Вспомогатель- ные слова |
Вопросы |
Предлоги |
И. п. |
есть |
кто? что? |
|
Р. п. |
нет |
кого? чего? |
без, у, от, до, с, из, для, около |
Д. п. |
дам |
кому? чему? |
к, по |
В. п. |
вижу |
кого? что? |
на, за, про, в |
Т. п. |
восхищаюсь |
кем? чем? |
с, за, над. под |
П. п. |
думаю |
о ком? о чём? |
о, об, в, на |
СКЛОНЕНИЕ – это изменение слова по падежам и числам.
В русском языке различаются три разных типа склонений существительных.
К I склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я в начальной форме.
Например:стена, земля, папа, дядя.
Ко II склонению относятся существительные ср. р. с окончаниями -о, -е, а также существительные
м. р. с нулевым окончанием в начальной форме.
Например:окно, поле, стол , конь .
К III склонению относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием в начальной форме.
Например:тетрадь , рожь .
13
ГЛАГОЛ
СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Личные окончания глаголов
Iспр. |
IIспр. |
— Е |
— И |
— УТ, -ЮТ |
— АТ, — ЯТ |
Спряжение глаголов определяем по неопределённой форме.
Iспр. |
IIспр. |
Все глаголы на — еть, — ать, — оть, — уть, — ть(кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на – ить:брить, зиждиться, стелить |
Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: Гнать, дышать, держать и слышать. Видеть, зависеть и обидеть. А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть. |
15
ТЕКСТ – это группа предложений, расположенных
в определённой последовательности и связанных
по смыслу, стилю и грамматически.
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чём автор пишет.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ автора – это то, что автор хочет
сказать; то, ради чего он пишет текст.
ГЛАВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ автора – это выраженное
в тексте отношение автора к тому, о чём он пишет.
ВИДЫ ТЕКСТОВ
по цели высказывания
Цель автора в ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ – рассказать
о каких-либо событиях.
Цель автора в ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ – описать что-либо
или кого-либо так, чтобы читатель смог это представить.
2
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов,
связанных по смыслу и выражающих законченную
мысль.
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По цели высказывания предложения бывают:
повествовательные (сообщают о чём-либо),
вопросительные (задают вопросы),
побудительные (просят, требуют, советуют).
По интонации предложения бывают:
восклицательные (произносим с особым чувством),
невосклицательные (произносим спокойно).
ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это главные члены
предложения.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это главный член предложения,
который обозначает о ком или о чём говорится
в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?
(подчёркивается одной чертой)
СКАЗУЕМОЕ – это главный член предложения,
который обозначает, что в предложении говорится
о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает?
что делают? что сделал? что сделала?
(подчёркивается двумя чертами)
4
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это два слова, связанных
по смыслу. В словосочетании одно слово главное, а
другое зависимое.
Например:день(какой?) ясный,
гулял(где?) в парке.
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая
обозначает предмет, явления природы, события, вещи,
людей, зверей и отвечает на вопросы кто? или что?
Например:(кто?) девочка, медведь;
(что?) урок, клён.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая
обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие?
Например:(какой?) красный, лесной,
(какая?) весёлая,
(какое?) яркое,
(какие?) умные.
ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает
действие предмета и отвечает на вопросы
что делает? что делал? что сделал?
Например:(что делает?) читает,
(что делал?) рисовал,
(что сделал?) купил.
6
О ФОРМАХ СЛОВ
Изменения слова – это ФОРМЫ СЛОВА.
Например: (есть) школьник – (нет) школьника;
(он) школьник – (они) школьники.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён существительных –
это форма единственного числа. Слова в этой форме
отвечают на вопросы: кто? что?
Например: (кто?) школьник, школьница;
(что?) урок, тетрадь, окно.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён прилагательных –
это форма мужского рода единственного числа. Слова
в этой форме отвечают на вопрос: какой?
Например: (какой?) грамотный, сильный.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА глаголов – это форма, которая
отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Например: (что делать?) писать;
(что сделать?) написать;
(что сделать?) помочь.
8
ОРФОГРАММЫ
1. Чтобы проверить БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ в корне
слова, надо подобрать родственное слово или другую
форму этого слова так, чтобы на эту гласную падало
ударение.
Например: вода – водный, вода – воды.
2 Чтобы проверить ПАРНУЮ ЗВОНКУЮ или ГЛУХУЮ
СОГЛАСНУЮ в корне слова, надо подобрать
родственное слово или другую форму этого слова так,
чтобы после согласной была гласная.
Например:голубка – голубушка, завод – заводы.
3. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся,
но не произносятся.
Чтобы проверить НЕПРОИЗНОСИМУЮ СОГЛАСНУЮ,
надо подобрать родственное слово так, чтобы эта
согласная хорошо слышалась.
Например: солнце – солнышко,
капустный – капуста.
4. Разделительный Ь пишется в корне и после корня
слова за согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.
Например: платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10
11. ЧАСТИЦА НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не спешить, не рисовать.
12. Буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, НЧ пиши без Ь.
Например: девочка, ручной, каменщик, помощник,
кончик.
13.В ОКОНЧАНИЯХ имён существительных после
Ц пишется буква Ы.
Например: голубцы, птенцы, леденцы.
В КОРНЯХ слов после Ц пишется буква И.
Например: циркуль, цифра, циркач.
Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать,
на цыпочках.
14. Слово переносится ПО СЛОГАМ. Слово, состоящее
из одного слога, не переносится.
Например: лам-па, иг-ла, ве-тер, день.
Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить
на другую строку.
Например: якорь, Ира, Юлия.
Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от
стоящей впереди буквы.
Например: май-ка, конь-ки, подъ-езд.
При переносе слов с двойными согласными одна буква
остаётся на строке, а другая переносится.
Например: суб-бота, хок-кей, кол-лекция.
12
Безударные падежные окончания имён существительных
Iскл. |
IIскл. |
IIIскл. |
|
Р. п. |
-и |
-и |
|
Д. п. |
-е |
-и |
|
П. п. |
-е |
-е |
-и |
14
Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения
на -ать и -еть так:
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,
ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,
А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,
НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
16
Земан Мария Фёдоровна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №425 имени академика П.Л.Капицы
ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1
О ЗНАЧЕНИЯХ СЛОВ
Слова, у которых есть несколько значений, называются
МНОГОЗНАЧНЫМИ.
Например: ЛИСА – 1. То же, что лисица.
2. Хитрый человек.
Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают
разное, называются ОМОНИМАМИ.
Например: ЛУК 1 – растение;
ЛУК 2 – оружие.
Слова, близкие по смыслу, называются СИНОНИМАМИ.
Например: месяц – луна.
Слова, противоположные по смыслу, называются
АНТОНИМАМИ.
Например: белый – чёрный.
3
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы косвенных падежей:
кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?
и подчёркивается отрывистой линией.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы: где? куда? когда?
откуда? как? и подчёркивается отрывистой линией
и точкой.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы: какой? какая? какое?
какие? чей? и подчёркивается волнистой линией.
5
ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи
слов в предложении.
Предлоги со словами пишутся раздельно.
Между предлогом и словом можно вставить слово
или вопрос.
Например: в (сосновом) лесу, на (зелёной) ветке.
МЕСТОИМЕНИЕ — это часть речи, которая указывает
на предметы, признаки и качества, но не называет их.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ: я, мы,
ты, вы,
он, она, оно, они
7
О СОСТАВЕ СЛОВ
ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая
служит для связи слов в предложении.
Например: читал (что?) книгу,
рассказывал (о чём?) о книге.
ОСНОВА – это часть слова без окончания.
Например: дедушка, девочка, облако.
Родственные слова – слова с РАЗНЫМИ ОСНОВАМИ,
в которых есть ОБЩАЯ (по смыслу и по написанию)
часть.
Например: лес , лесной, лесник .
КОРЕНЬ – это ОБЩАЯ часть ОСНОВ родственных слов.
Например: лес, лесной, лесник.
СУФФИКС – это часть слова, которая стоит после корня
и служит для образования новых слов.
Например: рыба, рыбка, рыбёшка, рыбный (суп).
ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед
корнем и служит для образования новых слов.
Например: бежать, забежать, добежать, убежать.
9
Разделительный Ъ пишется после приставок,
оканчивающихся на согласную, и перед корнем,
начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Например: подъезд, съёжился, объявил,
предъюбилейный.
6. В именах существительных женского рода с
ОСНОВОЙ на шипящий на конце слова пишется Ь.
В именах существительных мужского рода с
ОСНОВОЙ на шипящий Ь не пишется.
Например: рожь, печь, мышь, вещь – ж. р.
ёж, грач, ландыш, лещ – м. р.
7. Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей,
клички животных называются именами собственными.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Например: Марина, Волга, Москва.
8. ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А,
ЧУ – ЩУ с буквой У.
Например: жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука.
9. Начало предложения пишется с большой буквы.
Например: Мальчики играли во дворе.
10. Предлоги пишутся отдельно от слова. Между
предлогом и словом можно вставить другое слово.
Например: Сосна росла у берега.
Сосна росла у (высокого) берега.
Приставка со словом пишется слитно.
11
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Названия падежей |
Вспомогатель- ные слова |
Вопросы |
Предлоги |
И. п. |
есть |
кто? что? |
|
Р. п. |
нет |
кого? чего? |
без, у, от, до, с, из, для, около |
Д. п. |
дам |
кому? чему? |
к, по |
В. п. |
вижу |
кого? что? |
на, за, про, в |
Т. п. |
восхищаюсь |
кем? чем? |
с, за, над. под |
П. п. |
думаю |
о ком? о чём? |
о, об, в, на |
СКЛОНЕНИЕ – это изменение слова по падежам и числам.
В русском языке различаются три разных типа склонений существительных.
К I склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я в начальной форме.
Например:стена, земля, папа, дядя.
Ко II склонению относятся существительные ср. р. с окончаниями -о, -е, а также существительные
м. р. с нулевым окончанием в начальной форме.
Например:окно, поле, стол , конь .
К III склонению относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием в начальной форме.
Например:тетрадь , рожь .
13
ГЛАГОЛ
СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Личные окончания глаголов
Iспр. |
IIспр. |
— Е |
— И |
— УТ, -ЮТ |
— АТ, — ЯТ |
Спряжение глаголов определяем по неопределённой форме.
Iспр. |
IIспр. |
Все глаголы на — еть, — ать, — оть, — уть, — ть(кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на – ить:брить, зиждиться, стелить |
Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: Гнать, дышать, держать и слышать. Видеть, зависеть и обидеть. А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть. |
15
ТЕКСТ – это группа предложений, расположенных
в определённой последовательности и связанных
по смыслу, стилю и грамматически.
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чём автор пишет.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ автора – это то, что автор хочет
сказать; то, ради чего он пишет текст.
ГЛАВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ автора – это выраженное
в тексте отношение автора к тому, о чём он пишет.
ВИДЫ ТЕКСТОВ
по цели высказывания
Цель автора в ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ – рассказать
о каких-либо событиях.
Цель автора в ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ – описать что-либо
или кого-либо так, чтобы читатель смог это представить.
2
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов,
связанных по смыслу и выражающих законченную
мысль.
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По цели высказывания предложения бывают:
повествовательные (сообщают о чём-либо),
вопросительные (задают вопросы),
побудительные (просят, требуют, советуют).
По интонации предложения бывают:
восклицательные (произносим с особым чувством),
невосклицательные (произносим спокойно).
ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это главные члены
предложения.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это главный член предложения,
который обозначает о ком или о чём говорится
в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?
(подчёркивается одной чертой)
СКАЗУЕМОЕ – это главный член предложения,
который обозначает, что в предложении говорится
о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает?
что делают? что сделал? что сделала?
(подчёркивается двумя чертами)
4
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это два слова, связанных
по смыслу. В словосочетании одно слово главное, а
другое зависимое.
Например:день(какой?) ясный,
гулял(где?) в парке.
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая
обозначает предмет, явления природы, события, вещи,
людей, зверей и отвечает на вопросы кто? или что?
Например:(кто?) девочка, медведь;
(что?) урок, клён.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая
обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие?
Например:(какой?) красный, лесной,
(какая?) весёлая,
(какое?) яркое,
(какие?) умные.
ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает
действие предмета и отвечает на вопросы
что делает? что делал? что сделал?
Например:(что делает?) читает,
(что делал?) рисовал,
(что сделал?) купил.
6
О ФОРМАХ СЛОВ
Изменения слова – это ФОРМЫ СЛОВА.
Например: (есть) школьник – (нет) школьника;
(он) школьник – (они) школьники.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён существительных –
это форма единственного числа. Слова в этой форме
отвечают на вопросы: кто? что?
Например: (кто?) школьник, школьница;
(что?) урок, тетрадь, окно.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён прилагательных –
это форма мужского рода единственного числа. Слова
в этой форме отвечают на вопрос: какой?
Например: (какой?) грамотный, сильный.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА глаголов – это форма, которая
отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Например: (что делать?) писать;
(что сделать?) написать;
(что сделать?) помочь.
8
ОРФОГРАММЫ
1. Чтобы проверить БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ в корне
слова, надо подобрать родственное слово или другую
форму этого слова так, чтобы на эту гласную падало
ударение.
Например: вода – водный, вода – воды.
2 Чтобы проверить ПАРНУЮ ЗВОНКУЮ или ГЛУХУЮ
СОГЛАСНУЮ в корне слова, надо подобрать
родственное слово или другую форму этого слова так,
чтобы после согласной была гласная.
Например:голубка – голубушка, завод – заводы.
3. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся,
но не произносятся.
Чтобы проверить НЕПРОИЗНОСИМУЮ СОГЛАСНУЮ,
надо подобрать родственное слово так, чтобы эта
согласная хорошо слышалась.
Например: солнце – солнышко,
капустный – капуста.
4. Разделительный Ь пишется в корне и после корня
слова за согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.
Например: платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10
11. ЧАСТИЦА НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не спешить, не рисовать.
12. Буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, НЧ пиши без Ь.
Например: девочка, ручной, каменщик, помощник,
кончик.
13.В ОКОНЧАНИЯХ имён существительных после
Ц пишется буква Ы.
Например: голубцы, птенцы, леденцы.
В КОРНЯХ слов после Ц пишется буква И.
Например: циркуль, цифра, циркач.
Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать,
на цыпочках.
14. Слово переносится ПО СЛОГАМ. Слово, состоящее
из одного слога, не переносится.
Например: лам-па, иг-ла, ве-тер, день.
Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить
на другую строку.
Например: якорь, Ира, Юлия.
Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от
стоящей впереди буквы.
Например: май-ка, конь-ки, подъ-езд.
При переносе слов с двойными согласными одна буква
остаётся на строке, а другая переносится.
Например: суб-бота, хок-кей, кол-лекция.
12
Безударные падежные окончания имён существительных
Iскл. |
IIскл. |
IIIскл. |
|
Р. п. |
-и |
-и |
|
Д. п. |
-е |
-и |
|
П. п. |
-е |
-е |
-и |
14
Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения
на -ать и -еть так:
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,
ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,
А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,
НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
16
- Руководство для начинающих по освоению русского…
- Правила по русскому языку 4 класс в таблицах…
- Игры на сплочение коллектива в начальной школе 4…
- Тест по начальной школе 21 века по математике 4 класс
- Учебник русского языка 4 класс 1 часть вентана граф…
- Урок русского языка 4 класс текст и его план признаки текста