4 Класс

Словарные диктанты 5 класс по русскому языку ладыженская 4 четверть

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Словарные диктанты по русскому языку для 2 классаДиктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОСОбъем словарных диктантов для 2 класса: от 10 до 12 словТемы словарных диктантов:Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн Мягкий знак (ь) Большая буква в именах собственных Правописание безударных гласных Правописание парных звонких и глухих согласныхВсе диктанты по русскому языку для 2 класса

Диктанты 2 класс 4 четверть по русскому языку. Диктанты и тексты диктантов адаптированы и соответствуют программам школ России и ФГОС. Сборник диктантов можно распечатать и использовать на уроках русского языка, а также будет полезен родителям для самостоятельной работы дома с детьми. Объем диктантов по русскому языку 2 класс 4 четверть: 40-45 слов. Во 2 классе вводятся контрольные диктанты по каждой четверти. В 4 четверти рекомендуется 2 контрольных диктанта. Во 2 классе 4 четверти проводятся проверочные диктанты, контрольные диктанты, творческие диктанты, объяснительные, словарные диктанты.

Диктанты по русскому языку для 2 класса по четвертям, темам и видам (контрольные, проверочные, словарные диктанты и т. ), соответствующие программам школ России и ФГОС. Сборник диктантов будет полезен учителям и ученикам (их можно распечатать и использовать на уроках русского языка), а также родителям для самостоятельной работы дома с детьми. Диктанты для 2 класса по четвертям:Входные диктанты для 2 класса2 класс 1 четверть2 класс 2 четверть2 класс 3 четверть2 класс 4 четвертьИтоговые диктанты за 2 классДиктанты по темам 2 классаСловарные диктанты для 2 классаОбъем проверочных и контрольных диктантов для 2 класса: 25–45 слов;Объем словарных диктантов для 2 класса: от 10 до 12 слов.

Словарный диктант 2 класс УМК «Перспектива».

Р ссия, н род, гор д, д ревня, ул ца, учебн к, т традь, рус(сс)кий,

М рковь, г рох, к пуста, т пор, г род, ур жай, мес ц, с пог.

М роз, мальч к, комн та, к ртина, , с нтябрь, ктябрь, н ябрь,

Х р шо, учебн к, т пор, м роз, комн та, мес ц, т традь.

днажды, вдру , скор , за ц, г рой, п тух, скалатор, экск ватор,

м г зин, м тро, р бота, меб ль, р сунок, д кабрь, нварь, ф враль.

К__ньки, п__льто, вес__ло, т__варищ, ов__щ, __гурец, к__ртофель, завтр__к,

л__пата, з_мл_ника, __рбуз, д__журный, п_н_дельник, пятн_ца, ч_тверг,

Сп__сибо, ст__кан, п__суда, уж__н, __дежда, тракт__р, м__шина, м__дведь,

з__вод, с__лдат, ал(лл)ея, жуж(жж)ать, суб(бб)ота, п__года, груп(пп)а,

Здра_ствуй, праз_ник, лес_ница, ал(лл)ея, сум(мм)а, трол(лл)ейбус, пер(рр)он,

пас(сс)ажир, хок(кк)ей, суб(бб)ота, Рос(сс)ия, сп__сибо, м__дведь, экск__ватор.

Диктанты по русскому языку 5 класс к учебнику Т. Ладыженской

Болото, горизонт, каморка, аллея, пассажир, порхать, лиловый, карьер, кастрюля, командир, батарея, лестница, иней, медведь, бирюзовый, колокольчик, корабль, матрос, баркас, очертание, панорама. Барахтаться, машина, аппетит, наследство, комод, стеллаж, природа, ароматный, терьер, терраса, павильон, группа, шофёр, оранжерея, лотерея, галерея, диван, облака, брусника, чирикать. Скамейка, колено, воробей, монета, карабкаться, силуэт, колонна, рисовать, снегирь, синица, сверкает, чувствовать, рокотать, календарь, маршрут, шоссе, Россия, салют, участвовать.

Безударные гласные о, а, и, е, я

Зерно, слова, кольцо, угостил, слепой, больной, котёнок, свеча, ведро,

спешил, дрова, дела.

Водичка, росинка, корешок, тяжёлый, плита, сорняки, вредитель,

писатель, лепил, шалун, плясал, лисёнок.

Дрожал, оценил, гряда, звезда, гнездо, свистит, скрипит, ленивый,

пищит, ковёр, рожок, сидит, ночной, тишина.

Темнота, тепло, теплеет, кора, читатель, тащил, смотрел, ловил, водил,

шагал, ведёт, рябой, глядел, запах.

Трещали, пастух, весло, скотина, смешной, тропинка, глаза, вязал,

явился, далёкий, ласкал, свинья.

Сердце, местность, пастбище, лестница, окрестность, радостный,

счастливый, грустный, прелестный.

Праздник, поздно, тростник, солнце, ненастный, известный, честный,

праздник, капустный, здравствуй.

Повторение пройденного за год

Беседка, голубка, лестница, класс, повозка, местность, трубка, аллея,

коллекция, тростник, флажки, рябчик, счастливый.

Металл, ссора, ошибка, честный, жужжат, ненастный, праздник,

окрестность, узкая, глазки, грипп, весенняя, свистнул, мягкий.

Горчица, осина, пружина, перчатки, комната, посолили, капуста,

волчица, плачут, помирились, беготня, помидор.

Кофейник, сахар, площадка, кормушка, встреча, топор, посуда, чаща,

яблоко, овчарка, записал, чуткий, разговор, лопата.

Речь, врач, вещь, луч, рожь, сторож, ключ, дрожь плащ, лещ, чертёж,

Багаж, ёрш, глушь, товарищ, мяч, мышь, помощь, ложь, хлопья, вьюга,

съезд, подъем, семья, осенью, объяснение.

Соловьи, объект, друзья, подъёмный, гостья, перья, объявление,

отъезд, обезьяна, съёмки.

Категория «Русский язык»

Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 1 четверти 2 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России. Объём диктанта для 2 класса 1 четверть – 25 — 35 слов.

Диктант «Ночное небо»

Вечером быстро темнеет. Темнота из серого тона переходит в тёмный. Постепенно она застилает всё небо. Всё вокруг утопает в ночной темноте. И вот на небесный свод выплывает яркая большая луна. Объём слов: 30

Диктант «Белка»

Белка живёт в лесу. У неё цепкие коготки и пушистый хвост. Шустрый зверёк ловко скачет по веткам. Белочка любит орешки и шишки. На зиму хлопотливая хозяйка сушит грибы. Объём слов: 28

Диктант «В библиотеке»

Мы с другом Юрой ходили в библиотеку. Здесь много интересных книг. Я выбрал сборник стихов Ирины Петровны Токмаковой. Мой друг захотел перечитать сказки Владимира Григорьевича Сутеева. Объём слов: 26

Диктант «Помощники»

Летом внуки гостили у бабушки в деревне. Катя полола грядки с морковью, огурцами. Коля кормил травой козу Зинку. Старший Вася ходил на сенокос. Он заготовил сено для коровы Зорьки. Объём слов: 29

Входной диктант «В лесу»

У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Летом Ваську взяли на дачу. Он любит спать на окне. Там тепло. Объём слов: 26

Входной диктант «На даче»

Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха. Объём слов: 25

Диктант «Пушок»

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом. Объём слов: 24

Диктант «Весна»

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины. Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица. Объём слов: 27

Диктант «Зимой в лесу»

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле. Объём слов: 31

Контрольный диктант «В лесу»

Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. Объём слов: 30

Диктант «Октябрь»

Наступил октябрь. Роща сбросила золотые листья. Облака затянули небо. Редко светит солнце. Льют частые холодные дожди. Ночью морозно. Лужи покрыты льдом. Дует свежий осенний ветер. К утру замёрзла дорога. Скоро зима! Объём слов: 31

Диктант «Гроза»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением

отдельных предметов № 56» города Курска

Контрольные диктанты по русскому языку,

2 класс, УМК «Школа России»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Смирнова Ю.

Контрольный диктант №1 по теме: « Предложение. Слово и его лексическое

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идет дождик. Кругом лужи. Птицы

улетели в теплые края. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.

(27 слов)

Грамматические задания.

1 вариант — первого предложения;

2 вариант – последнего предложения.

Записать 3 многозначных слова.

Контрольный диктант № 2 по теме: «Правописание безударных гласных в

Под крышей сарая было гнездо. Маленький воробей упал из гнезда. Он пищал.

Рыжий кот Васька подкрался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыгала перед

Васькой и била кота крыльями. Кот отступил.

(33 слова)

Поставьте ударение в словах

2 вариант — второго предложения.

Вставьте и подчеркните пропущенную гласную, запишите проверочное слово,

выдели корень во всех словах.

* Запишите 4 слова с безударными гласными, которые не проверяются

Контрольный диктант № 3 по теме: «Правописание слов с безударными

гласными и буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Была зима. Юра и дядя Игорь пошли на рыбалку. Вот река. Наши рыбаки стали

ловить рыбу. Дядя Игорь поймал леща и щуку. У Юры в руках окунь. Хороша будет

(31 слово)

1 вариант — четвертого предложения;

2 вариант — пятого предложения.

Выпишите из текста 3 однокоренных ( родственных ) слова, обозначьте в словах

Контрольный диктант № 4 по теме: «Правописание слов с парным согласным в

корне слова»

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу.

Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берез. Пролетела синичка. Каркнул ворон.

тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь.

Выпиши 2 слова, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши

проверочное, подчеркни эту орфограмму.

1 вариант — пятого предложения;

2 вариант – одиннадцатого предложения.

* Подбери и запиши однокоренные слова к слову

1 вариант — березка

2 вариант — мороз

Выдели корень во всех словах.

2 класс Контрольный диктант № 5 по теме: « Глагол»

Наступила весна. Светит теплое солнышко. Сугробы осели. На реке треснул лед.

Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На деревьях надулись почки.

Они пахнут душистой смолой. Прилетели грачи. Кричат веселые воробьи. Природа

проснулась и ожила.

1 вариант — в четвертом предложении;

2 вариант – в седьмом предложении.

Выписать из текста глаголы, употребленные

1 вариант — в единственном числе;

2 вариант – во множественном числе.

3* 1 вариант – подобрать синонимы к словам.

2 вариант — подобрать антонимы к словам.

2 класс Контрольный диктант № 6 по теме: « Местоимение. Предлоги»

Мы работали на берегу Волги. Я жил в избе лесника. Наступила весна. Подул

теплый ветер. Прилетели скворцы. Они устроились в дупле березы. Весь день

работали птицы. Скворцы носили в гнездо перья, травку, сухой мох. Вечером они

пели. Я любил слушать их песни.

(43 слова)

1 вариант — в первом предложении;

2 вариант – во втором предложении.

* Запиши, как названы в тексте скворцы.

2 класс Контрольный диктант № 7 по теме: « Лексика, фонетика,

грамматика и правописание»

Наша семья

Мы живём в деревне Дубровка. Стоят тёплые деньки. Утром мама уходит на

работу. Мы все ей помогаем. Маленькая Аня на крыльце кормит кур. Мой брат

Илья носит воду.

Папа в пруду поймал большого леща. Я чищу рыбу. Мы будем варить уху.

Мы живём дружно. Я люблю свою семью.

( 50 слов)

1 вариант — в пятом предложении;

2 вариант – в седьмом предложении.

1 вариант — первое предложение;

2 вариант – последнее предложение

и подчеркните главные члены предложения.

* Запишите 1 слово с проверяемой безударной гласной в корне слова и

1 слово с парной согласной в корне, указав проверочные слова. Орфограммы

Список использованной литературы:

Канакина В. , Горецкий В. Методическое пособие к комплекту «Русский язык:

2 класс». — М: Просвещение, 2011.

классы (тест). Методическое пособие. – М. : Академкнига /Учебник 2009г.

Тикунова Л. Контрольные работы по русскому языку: 1-4 классы. — Тула:

Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 4 четверти 2 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России. Объём диктанта для 1 класса 4 четверть – 35 — 52 слов.

Диктант «Птицы летят»

Слонёнок шёл за матерью по узкой лесной тропе. Это было прекрасное путешествие. Малыш восторгался природой. Вокруг над цветами порхали разноцветные бабочки. Птицы перелетали с дерева на дерево. Красиво кругом! Объём слов: 29

Диктант «Кораблик»

Всё сильнее пригревает солнышко. Тяжелеют и оседают снежные шапки сугробов. Около лесочка темнеют первые проталинки. Сквозь прошлогоднюю листву пробивается беленькая головка цветка. Это маленький подснежник приветствует приход весны. Объём слов: 28

Диктант «На реке»

Контрольные и итоговые диктанты по русскому языку для 2 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России — контрольные работы с повторением изученного материала. Объём диктанта для 2 класса: 1 и 2 четверть – 25 — 35 слов / 3 и 4 четверть – 35 — 52 слова.

  • Входной
  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • 4 четверть
  • Итоговый диктант
  • Предложение
  • Звуки и буквы
  • Буквосочетания с шипящими звуками
  • Части речи
  • Имя существительное
  • Глагол
  • Имя прилагательное

Диктант «Ненастный день»

Хмурый октябрьский день. Сильные порывы ветра срывают с деревьев жёлтые листья. Холодные капли дождя частой дробью бьют в оконное стекло. Съёжившиеся воробьи прячутся под крышей подъезда. Скорей бы закончилось ненастье! Объём слов: 30

Диктант «В лодке»

Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Настали ясные деньки. Детвора идёт бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой! Объём слов: 29

Диктант «Зима»

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут подосиновики, душистые рыжики. На большом старом пне жмутся друг к дружке опёнки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рёв могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом всё жёлтое, золотое, а он в белой шубке.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Выполнить синтаксический разбор второго предложения первого абзаца.

Выполнить пунктуационный разбор последнего предложения первого абзаца.

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

В грозу.

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе всё резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща.

От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень.

Выполнить фонетический разбор слова ливень.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Летняя гроза.

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

Объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

Выполнить морфемный разбор слов сильный, обрушилась.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

Выполнить морфемный разбор слов детство, записной.

Выполнить морфологический разбор существительного Пришвина из первого предложения.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с деревьев и ложатся на землю. Тишину леса не нарушает пение птиц, они уже улетели в дальние тёплые страны.

Прекрасен лес в зимний морозный день, когда серебристый иней сверкает на ветках деревьев. Рыхлый снег покрыл все тропинки в лесу. Не пройдёшь!

Красив лес и летом. Зелёным ковром покрывают землю травы и мхи, чуть видны из высокой травы цветы. А как прохладно в летнюю жару среди густых чащ! Хорошо лечь под белоствольную берёзку и долго глядеть сквозь ветви в прозрачное небо.

Выполнить морфологический разбор прилагательного зелёным из 2-го предложения последнего абзаца.

Выполнить фонетический разбор слова листья.

Контрольный диктант по теме «Глагол». (I)

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

Выполнить морфемный разбор глаголов посмотришь, лопаться, покажутся.

Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

Контрольный диктант по теме «Глагол». (II)

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Выполнить морфемный разбор глаголов выползает, растеклась.

Выполнить морфологический разбор глагола прикоснулась (из последнего предложения).

Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи».

I вариант.

В каких высказываниях раскрывается лексическое значение слова ударник:

А) значение затвора стрелкового оружия или орудия;

Б) имя существительное мужского рода в единственном числе, именительном падеже;

В) музыкант, играющий на ударных инструментах.

Однозначным является слово:

В) гребень.

Многозначным является слово:

В) рояль.

Слово чистое в предложении В чистом поле серебрится снег волнистый и рябой имеет значение:

А) освобождённое от грязи;

Б) честное, правильное;

В) открытое.

Слово великий может сочетаться со словом:

В) стол.

Слово глубокий (-ая, -ое) употреблено в прямом значении в словосочетании:

А) глубокая река;

Б) глубокое чувство;

В) глубокая рана.

Слово лететь употреблено в переносном значении в предложении:

А) птица летит;

Б) поезд летит;

В) время летит.

Омонимы употреблены в паре сочетаний:

А) строительный (кран) – водопроводный (кран);

Б) заставить (кого-либо заниматься делом) – заставить (комнату мебелью);

В) лечу (болезнь) – лечу (в Москву).

Синонимы представлены в паре слов:

А) далёкий – дальний;

Б) безветренный – покорный;

В) светиться – гореть.

Слово безмятежный (-ая, -ое) является синонимом к выделенному в словосочетании слову:

А) безоблачная жизнь;

Б) безоблачное небо;

В) безоблачное счастье.

Антонимы выделены в паре словосочетаний:

А) мощная армия – слабая армия;

Б) большое чувство – слабое чувство;

В) тучный человек – полный человек.

Слово пустой является антонимом к выделенному слову в словосочетании:

А) полный ответ;

Б) полный человек;

В) полный чайник.

Выделенные в словосочетаниях русая коса – песчаная коса слова являются:

В) антонимами.

Выделенные в словосочетаниях медленный темп – быстрый темп слова являются:

II вариант.

В каких высказываниях раскрывается лексическое значение слова молодой:

А) имя прилагательное в мужском роде, единственном числе, именительном падеже;

Б) юный, небольшой по росту;

В) недавно начавший расти, существовать.

Однозначными являются слова:

В) серебряный.

Многозначными являются слова:

В) хмурый.

Слово чистая в словосочетании чистая посуда имеет значение:

А) тщательная, аккуратная;

Б) без примесей;

В) освобождённая от грязи.

Слово смелый может сочетаться со словом:

В) сон.

Слово холодный употреблено в прямом значении в словосочетании:

А) холодный ветер;

Б) холодный взгляд;

В) холодный приём.

Слово золотая употреблено в переносном значении в словосочетании:

А) золотая монета;

Б) золотая осень;

В) золотая молодёжь.

Омонимы употреблены в паре словосочетаний:

А) пересмотреть (свою точку зрения) – пересмотреть (все фильмы);

Б) строевой (лес) – строевой (командир);

В) пар (из чайника) – несколько пар обуви.

А) ошибка – промах;

Б) мягкий – твёрдый;

В) бросать – кидать.

Слово горестный является синонимом к выделенному слову в словосочетании:

А) горькие слова;

Б) горький смех;

В) горькая ягода.

А) лёгкий портфель – тяжёлый портфель;

Б) лёгкое задание – трудное задание;

В) лёгкий сон — безмятежный сон.

Слово бессильный является антонимом к выделенным словам в словосочетаниях:

А) сильный ветер;

Б) сильная речь;

В) сильный человек.

Выделенные в словосочетаниях вкусное яблоко – глазное яблоко слова являются:

Выделенные в словосочетаниях нести груз – тащить груз слова являются:

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 1-4

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат,

собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные

годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далёкие и

опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают

поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда

миролюбивые весёлые белки. С вершины на вершину друг за дружкой

гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны

проказницы белки. (77 слов

(По И. Соколову-Микитову

— Выпишите два слова, в которых есть орфограмма «Буквы и, у, а

после шипящих» (I вариант); «Безударные проверяемые гласные в корне

слова» (II вариант).

— Обозначьте морфемы в словах (в) дуплах, голодные, перебегают (I

вариант); грибов, широкие, забегают (II вариант).

— Найдите два существительных в форме родительного падежа

множественного числа (I вариант); в форме винительного падежа

множественного числа (II вариант).

— Подчеркните личное местоимение, укажите его падеж.

Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация.

Зима. Всюду снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях

снегу во дворе деловито разгуливают вороны.

Вот выбежал во двор пёс с кусочком хлеба, лёг на снег закусить, а

вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде

подскакивают, того и гляди изо рта вырвут кусок.

Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь прочь, а то

живо хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не

Пёс терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными

птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал.

А в это время другие давно уже его хлеб утащили.

(По Г. Скребицкому

Дополнительные задания.

Составьте схему предложения с прямой речью.

Составьте схему второго предложения (1 вариант); четвёртого

предложения (II вариант).

Выделите условными обозначениями два обстоятельства (I

вариант); два дополнения (II вариант). Укажите, к какому слову в

предложении они относятся, какими частями речи выражены.

Подберите проверочные слова к 3-м словам с орфограммой

«Проверяемые гласные в корне» (I вариант); «Проверяемые согласные в

корне» (II вариант).

Контрольная работа №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия»

Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие, ручные. Они на

ладошке поместятся. А есть огромные, такие сильные, что их боятся даже

леопарды. У некоторых обезьян мощные хвосты, которые помогают им ловко

перескакивать с дерева на дерево. У толстохвостки хвост большой и

пушистый, как у лисы.

Шёрстка у обезьян тоже разная. У одних она гладкая и не очень

плотная, у других густая.

Есть обезьяны, у которых во рту имеются специальные защёчные

мешочки. В них прячут запасы: плоды, орехи, ягоды.

Обезьяны живут в джунглях Африки, Индии и в тропических лесах

Южной Америки.

(По Г. Снегирёву

Запишите цифрой, сколько раз в предложении У одних она

Выпишите три слова, в которых есть мягкий согласный, укажите,

как обозначена в них мягкость согласных.

Выпишите два слова, в которых есть гласные в слабой позиции.

Укажите, сколько звуков в слове ягоды (I вариант); обезьяны (II

Расположите в алфавитном порядке слова в предложении А есть

огромные. (I вариант); в предложении Есть обезьяны, у которых. (II

Контрольная работа №4 по теме «Лексика. Словообразование.

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и

скрылось. Вся окрестность вдруг меняется и принимает мрачный вид. Вот

задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки

деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и

ласточки пролетают над землёй. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и

освещает нас. Над самой головой раздаётся оглушительный гул, который

заставляет нас трепетать.

Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на

волнистые облака, светлеет. Сквозь её большие края виднеется ясная лазурь.

(По Л. Толстому)

Графически объяснить написание безударной гласной в корнях

Составить схему предложений с союзом и.

Подобрать синоним к слову большой, антоним – к слову ясная.

Контрольная работа №5 по теме «Морфемика. Орфография»

Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий,

безветренный летний день листья осин дрожат. От этого деревья кажутся

живыми существами. Они точно шепчутся между собой.

Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром

расстилаются под осинками опавшие листья. Под листьями видны

красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков.

В дуплах старых толстых осин располагаются дневные и ночные

птицы, белки прячут в них свои запасы. Зимой корой молодых растений

кормятся зайчата.

Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут

рядом с берёзами и тёмными елями. По трепетанию листвы на высоких

вершинах и тихому шелесту сразу узнаешь осину.

Из первого и второго абзацев выпишите словосочетания, в которые

входят слова осины (I вариант); листья (II вариант). Сделайте письменный

разбор этих словосочетаний, укажите число и падеж данных слов.

Найдите три слова, в которых основа равна корню.

Выпишите по два слова: 1) с приставками, которые не изменяются

на письме; 2) с приставками на з (с). Графически объясните правописание

Выпишите слова с корнем -раст- — -рос- (I вариант); -лаг- — -лож-

(II вариант). Подберите к ним 3—4 однокоренных слова.

Найдите во втором и третьем абзаце слова-антонимы.

Контрольная работа №6 по теме «Имя существительное»

Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму

середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать

осторожно держит бурых детёнышей около своей груди, кутает их в

косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревает

своим дыханием, вылизывает их шёрстку.

Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Теперь она

учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, клубни

растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Жирные

жучки, мягкие червячки — всё идёт в пищу.

А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить

детёнышей от опасности. Если медвежатам грозит беда, медведица бросится

на любого противника.

(По С. Покровскому

Выпишите два существительных разных склонений, определите, в

форме какого падежа они употреблены.

Обозначьте морфемный состав слов шёрстку, выходит, жирные (I

вариант); вкусные, жучки, бросится (II вариант).

Подчеркните существительные как члены предложения: Под

толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму (I вариант); Но

вот медведица с медвежатами выходит из берлоги (II вариант).

Укажите орфограммы в словах: (в) берлоге, детёнышей, червячки (I

вариант); (от) холода, жучки, смотрит (II вариант).

Контрольная работа №7 по теме «Имя прилагательное»

ВЕСЕННИЙ СНЕГОПАД.

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе

марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим

одеялом закрыл землю и пищу.

Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю

кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже

воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже

скворцы присели на край и осторожно клевали старые крошки.

Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг

зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают

встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда

стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился.

(По Л. Семаго

Найдите имя прилагательное в первом предложении (I вариант); в

предложении Снег глухим одеялом. (II вариант). Произведите его

морфологический разбор.

Обозначьте морфемы в словах: мартовскими, прилетали, крошки (I

вариант); кормушку, зимней, встречный (II вариант).

Подчеркните три слова, у которых в окончании проверяемая

Найдите сложное предложение, выделите в нём грамматические

Контрольная работа №8 по теме «Глагол»

ЗВУКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА.

Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья продолжают

осыпаться и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, птицы не

щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто

колонны. Между ними расстилается мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка

попадаются молоденькие дубки, на которых ещё не опали листья. Они

вспыхивают на солнце в просветах между стволами, будто факелы. И гулкое

эхо раздаётся в лесу, как в большом пустом доме.

В таком лесу далеко слышится каждый звук. Нет-нет да и хрустнет

сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или

осторожно лисица пробирается среди кустов.

(По Е. Носову

Произведите синтаксический разбор предложения В таком лесу

вариант); Между ними расстилается. (II вариант).

В этом же предложении укажите глагол, назовите его

морфологические признаки.

Выпишите по два глагола несовершенного вида (I вариант) и

совершенного вида (II вариант).

Найдите глагол с чередующейся гласной в корне, объясните выбор

буквы в этом слове.

Контрольная работа №9 по теме «Глагол»

КТО СЕЕТ В ЛЕСУ.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли.

Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало

передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце

нагрело её. Когда же начнётся сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел

ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках лёгкие семена.

Одни ветер с поляны унёс, другие в траве запутались. Но многие попали на

рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками.

Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны

зарастают деревьями.

(По Э. Шиму

Произведите синтаксический разбор первого предложения.

Поставьте глаголы трудились, увидишь в неопределённую форму.

Обозначьте морфемы в словах передвигаться, кротовую, (на)

Найдите два глагола совершенного вида и два глагола

несовершенного вида.

Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Поставьте глаголы насыпали, запутались в неопределённую форму.

Обозначьте морфемы в словах расположились, свечками,

Контрольный диктант №10 по теме «Повторение и систематизация

пройденного в 5 классе»