4 Класс
- 1019631 2384941

Основы светской этики 4 класс что изучает предмет отзывы

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Мы выбрали основы мировых религиозных культур( 7 чел. из класса), в классе 24 чел). Очень нравится. Кто на светской этике-стонут, еще и от учителя зависит, конечно. Но вода водой. В православие ушли только двое из класса, у обоих очень верующие родители. У вас как преподают эти предметы и особенно основы культур интересуют-что уже проходите?Есть ли по этому учебник?( у нас много чего объясняют по компу-какие-то фильмы, картинки и пр)

А напишите,пож-та,как проходят уроки — детей делят на группы со все параллели?

Нас попросили «выбрать» основы светской этики. Классрук и преподает. Учебник есть, но он совершенно бредовый. Про столицу нашей родины, добро и зло, в общем ни о чем.

Основы мировых религий — наиболее вменяемый курс оказался, мнение по итогам года родителей в нашем классе

Ну тогда и я выскажусь. У нас у всего класса основы православной культуры, тоже клас. рук преподаёт. Ребёнок доволен, я тоже. Учебник кураевский очень нравится, но для меня это не новость, я ещё перед тем как заявление писать со всеми учебниками ознакомилась в инете, так как была мысль податься в сторону мировых религий. Но во-первых учебник по основам православия мне понравился больше других и потом поступила настоятельная рекомендация всем родителям выбрать именно этот модуль. Да и ещё очень удачно с темами по музыке ОПК пересекается, так сказать дуют в одну дуду, что ИМХО, тоже хорошо.

да, именно так. Собирают со всех четырех четвертых классов.

вот нам так и сказали про этику-«ни о чем». Что и подозревалось. теперь к нам в мировые культуры потихоньку переходят из этики. По заявлению родителей

а кто у вас вел и есть ли учебник?Напишите автора, если есть

а чем по религиям учебник не понравился?И на сколько лет курс рассчитан?Или только для 4 кл?

мы выбрали, как и большинство, православие (кажется 2 трети класса, только человека по 4 в др. записались). Довольна пока. ВО-первых из трех преподов единственная что-то вменяемое (и даже очнеь интересно) смогла сказать о своем предмете. Второе- она НЕ зовет всех в церковь, а просто рассказывает историю ОДНОЙ религии — православия, но подробнее, чем на курсе Основы мировых религий о каждой. ПОка прошли что такое библия, что такое вера, заповеди, еще какие-то понятия. РИсуют картинки по ходу ее рассказа в тетрадке. Вообщем мне, не сведующей в религии, хоть и крещеная, очнеь нравится что ребенок будет знать основы.

Курс этики отвергла сразу — препод два слова сказать не могла о чем предмет. Курс основы мировых религий будет повторятся в старшей школе более подробно. Особенно когда будут проходить историю разных стран. ТАк что сочла, что тех знаний будет достаточно. А вот православие отдельно уже не будет, я не знаю, научить не смогу, так что пусть послушает.

НУ а самое главное, учитель действительно прекрасно говорит, и от нее исходит спокойствие — дети слушают с удовольствием!

сейчас у ребенка уточнила, на религии ходит только 1 человек — но он вообще мусульманин, а на этику двое ребят. Остальные на православие. Почему-то никакого учебника детям не дают, учитель все так рассказывает.

Я не скажу что по мировым религиям мне учебник не понравился учебник, я бы сказала что учебник Кураева по основам православной культуры мне понравился гораздо больше. Ну и вообще приятно почить что-либо написанное умными и талантливыми людьми. А он в этот учебник вложил всю душу и кучу времени, правда потом его в несколько раз сократили, что автора очень опечалило, но даже и в таком урезанном варианте учебник отличный.

на учебнике написано 4-5 класс, не знаю сколько сейчас часов на этот предмет выделяется.

конечно, дурацкая затея этот предмет, кто хочет изучать религию или еще что пусть бы факультативно этим занимались, нет же надо часы для количества нагнать, как-будто кроме школы жизни нет. У нас большинство выбрали светскую этику, так предмет ни о чем, просто болтают, отдыхают, а три человека пошли на православие там их грузят, ну за что боролись на то и напоролись)))

Беглов, Саплина основы мировых религий

мне наплевать на этот урок,не вмешиваюсь,но там ставят оценки и дают дз.

ого, у нас никакого д/з и оценок, просто слушают курс и всем зачет.

Курс предполагалось давать 2-е полугодие 4 и 1-е полугодие 5 класса. Школы сами скорректировали эту глупость, и теперь в большинстве школ, данный » предмет» идет весь 4-й класс.

повезло ваму нас задолбали дурацкими предметами(((были Истоки,теперь этот. Замучили детей ерундой.

было дз нарисовать герб или флаг семьи,гимн семьи и чё то еще. Я зарычала,что мы простолюдины и нет у нас герба семьи(((нунафигаэто((лучше лит-ру или русский английский добавили. Английский экзамен будет в 4кл.

А у нас отняли английский, раньше было 3 в неделю. Сделали 2 и добавили этот дурацкий предмет

у нас 3 английского,славаБогу.

Нам сказали: выбрать тему, сделать по ней доклад и сваять презентацию

дурацкая затея! просто бедные дети сидят лишний час в школе, толка никакого. у дочери в прошлом году были основы религий. учебники так и не было. то писали какую-нибудь ерунду и своей стране, о семье. то доклады про какую-нибудь религию несколько человек сделали, ну зачитали. кому это надо было?

+1 и нельзя слово сказать против,отказаться нельзя,нас сразу предупредили. Лучше бы дети с родителями провели время в выходной или погуляли.

А у нас это так и не ввели, хотя еще в третьем классе давали бумажки с вариантами выбора. Сейчас ребенок в шестом, нас миновала эта чаша.

а кто ведет эти уроки?нас учительница настоятельно попросила выбрать этику, если не хотим, чтобы она уволилась )) она атеист и никакую религию преподавать не будет ни под каким соусом. Неужели везде отдельные учителя это ведут?

Основы мировых культур вполне себе так неплох. Но тут нужно смотреть кто преподает. Поскольку православие от РПЦ,которое чисто бизнес и мракобесие, неотделимы сейчас-у нас никто не выбрал, да и православных в классе не большинство.

Учебники так и не выдали — дело было в прошлом году. А сыну нравилось — им учительница какие-то презентации делала, на маках что-то смотрели, в конце года сами делали небольшую презентацию на любую тему из курса (курс был тот же — основы мировых культур)

Мы выбрали основы мировых религий, учебник есть, написан нормально. Учитель, который ведет, учился на курсах, деть мой грит, что нормально.

у нас вела учитель параллельного 4 класса, курсы она посетила, учебников так и не было. да, этот предмет мог быть интересным, я в универе сама такой факультатив посещала,но у наших детей это был просто час ничегонеделания , и английского стало 2, вместо 3х

Обычная профанация и показуха в нашей школе. Чему мы (родители) очень рады. Выбрали (по настоятельному совету педагогов и завуча) всем классом «основы мировых религий», вела наша классная. Соответственно она сама планировала уроки, когда надо заменяя уроком чтения или русского. Хотя сами уроки «религии» тоже были неплохие, и тесты все дети написали хорошо. Делали какие-то доклады и творческие работы, но у детей агностиков все равно полная каша в голове. Как резюме: бсполезно потраченное время,Более логично было внести данный предмет в курс истории в более старших классах, где дети уже кое-что знают и понимают

У нас тоже профанация. Объявили, выбирайте. Только по факту нет преподавателя на мировые религии. Но выбрать можете. В итоге весь класс занимается этикой. Не обращаю даже внимания на эту фигню.

С нами не стали играть в демократию, и все четыре параллели учат Основы мировых религиозных культур. Под это дело откусили час от литературы.

Да, разные. Этику ведет наша*ведет-громко сказано, дает по книге читать), у нас другая по религиям, а завуч по православию.

а моей дочке очень нравится(мировые религии). Говорит, очень толково учитель объясняет, плюс фильмы показывает по теме, на компе что-то. (НЕ наша,наша ведет этику)

а у нас не лишний час. Какой-то предмет убрали- вместо него осноовы культур. Так и есть4 урока в этот день, как было

если будут проходить историю разных стран, как вы пишете-православие так будет точно. К тому же, православие все равно знать будет, т. в нашей стране оно и есть и книг полно на эту тему. А знать ,чем отличаются другие религиозные культуры-не помешало бы. Сама не очень во всех разбираюсь

Я просто молюсь на нашу учительницу. Она у нас русский ведет вместо этих идиотских «основ». И еще у нас логика вместо одной из технологий, т. на математику явно не хватает часов.

У нас основы религиозной культуры и светской этики. Предпочтения одной из религий нет, ведёт учительница истории, рассказывает обо всех мировых религиях. В классе есть и православные, и мусульмане, моя дочь вообще неверующая. Учебников нет, учительница рассказывает по своим материалам. На первых уроках вообще зачем-то пословицы о родине учили.

Для меня главное, чтобы моему ребёнку ничего не навязывали, поэтому такой подход вполне устраивает. Основы разных религий пусть расскажут для общей эрудиции.

Да, православие будут проходить, но имено что «проходить» быстренько — кто ввел, когда и в принципе всё. А я хочу чтобы знал что такое библия, вера, завет и тому подобное, что я не знаю. ТАк как в церковь не ходим, то врядли где еще прочитает. И тем более книги не будет сам читать по этой теме. А вот про другие религии мне достаточно если будет знать в общих чертах (как в принципе и я).

А библия, завет не тока в православии есть)))Вы учебник-то откройте и почитайте. Вообще в таком возрасте после 1 часа в неделю и полного смешения в учебнике «знать» будут только те, кто и так знают от родителей

я уже писала, у нас нет учебников. Преподаватель просто рассказывает и они записывают что-то, плюс рисуют. Возможно вы и правы, но я надеюсь, что она что-то все же им больше даст,несмотря на то, что я ничего не знаю и от меня он узнать что-то дополнительно не может. На сколько я знаю она еще и в воскресной школе ведет что-то. ВОт посмотрела тетрадку, что они прошли-1 урок — что такое вера в бога, откуда чел. знает о боге. Сотворение мира по Библии (здесь идут 6 пунктов и к каждому рисунок, кот. рисовали дома). 2 урок — какая-то схема что человек это душа и тело, у кот. тело по образцу, а душа подобно богу. Как-то так. и что такое послушание, тоже схемка, что это вера, благодарность и любовь. плюс еще что-то недописанное, Видимо не успел. дальше 2 урока мы пропустили и еще не списывали.

Нормально они идут?, похоже на учебник?, если у кого-то он есть и можно сравнить.

+100. У нас тоже русский. И слава Богу (из-за этих основ у нас убрали один урок русского в неделю, блин!)

а вообще-то, учебников полно по этим темам, вчера вот в книжном была, даже разных издательств. Купила ребенку то,что мне наиболее понравилось-не изд-ва Просвещение, здоровая а обычного формата-но более толковый. Автора не помню, дочка в школу забрала сейчас. Но четко не вода, а именно про ислам, православие, буддизм и иудаизм-чем отличаются, история, основные принципы. Чтобы хоть немного в этом разбираться.

У детей с 5-го класса начнётся МХК, там им всё расскажут.

У Вас дети на музыке псалмы поют?

Anonymous написал(а): >> Как резюме: бсполезно потраченное время.

Вот поэтому у наших детей есть дополнительный час по математике или русскому.

простите безграмотную- а что это такое?

Мировая художественная культура.

У нас второй раздел учебника называется «О России петь — что стремиться в храм». Главы: Святые земли Русской, Илья Муромец, Кирилл и Мефодий, Праздников праздник, торжество из торжеств, Ангел вопияше, Родной обычай старины, Светлый праздник.

Это страницы 25 — 73. А всего в в учебнике 127 стр. Как видите это основная часть учебника.

Открыть тему в окнах

Важные темы, иллюстрации.

Цена, мягкая обложка.

Приветствую всех читателей отзыва!

Не часто я пишу отзывы о литературе, но мимо школьного учебника «Основы светской этики» под редакцией А. Шамшуриной, просто не могла пройти. Очень уж он мне понравился!В этом году дочка пошла в четвёртый класс, и у неё появился новый предмет ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»). К сожалению, учебников в бумажном виде нам не выдали, разослали электронную версию в PDF формате. Зрение у дочки не очень, и с компьютера читать довольно

проблематично. Поэтому заказала этот учебник в одном из наших книжных магазинов. Цену не озвучили, сказали, как найдём, позвоним. Пришёл учебник к нам только через месяц, и цена у него оказалась прямо скажем не шуточная — ни много ни мало 800 руб. Теперь понятно, почему школа не закупила эти учебники, хотя оптом наверно дешевле. Не смотря на стоимость, я всё же решила приобрести этот учебник, и думаю, что не зря. Не только из-за зрения дочери, но и из-за того, что он может и в будущем быть хорошим подспорьем в воспитании детей. Учебник стандартного формата А4 в мягкой обложке, что, конечно не практично, но зато не будет отяжелять рюкзак. Кроме привычного этикета, в учебнике рассматривается этика человеческих отношений и этика отношений в коллективе. Понравилось, что в учебнике к каждой теме есть поучительная сказка или рассказ, и хорошие запоминающиеся иллюстрации. Например в теме о вежливости вот такая иллюстрация к сказке о кролике и змее.

Так же в учебнике освещаются важные жизненные вопросы. Например как житьв мире и согласии с людьми разных национальностей и культур. В нашей многонациональной стране это очень актуально.

Даже такой сложный вопрос о смысле жизни, тоже не обошли стороной. Помню себяв детстве, тоже часто задумывалась: «Для чего я живу?»В учебнике приводится много цитат известных людей. После каждой темы есть интересные вопросы и даже практические задания.

Единственное, что хотелось бы отметить, что некоторые вопросы для десятилеток наверно ещё сложны для понимания. Как пользоваться гаджетами они знают, а как научиться улаживать разногласия или какие-то другие вопросы, касающиеся взаимоотношения людей, для них порой как космос — далеки. Понятно, что в первую очередь вопросами этики и морали с детьми должны заниматься родители, но всё же когда в классе рассматриваются эти темы это тоже здорово!Мне понравилось, что в школе появился такой предмет и был издан такой учебник.

Заметила, что дочка читает его с большим интересом, как художественную книгу. Даже если в вашей школе нет такого предмета, рекомендую обратить внимание наэтот учебник. Можно использовать его в домашнем обучении.

Желаю всем успехов в нелёгком деле воспитания детей!

Важные истины в доступной для детей форме.

Приветствую всех читателей отзыва! Не часто я пишу отзывы о литературе, но мимо школьного учебника «Основы светской этики» под редакцией А. Шамшуриной, просто не могла пройти. Очень уж он мне понравился! В этом году дочка пошла в четвёртый класс, и у неё появился новый предмет ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»). К сожалению, учебников в бумажном виде.

Просто, интересно и красиво.

интересно. много нового

С прошлого года в нашей школе ввели два обязательных предмета на выбор: основы религиозных культур и основы светской этики. Обязательно для детей 4 класса. Дали на выбор. У нас все разделились на две группы: кто-то на «религию», кто-то на «светскую этику». Естественно и учебники выдало государство по российскому стандарту. Учебник формата А-4. В мягком переплете. Обложка красочная глянцевая. сам.

  • Форум
  • Архив
  • Школы, Олимпиады, Вузы

Предложили на выбор — основы православной культуры или основы светской этики. Девочки, у кого уже была светская этика -что это?

Нельзя. Факультатив обязателен.

Нам дали на выбор только два варианта.

У нас светская этика. Темы про мораль, добродетель, свободу и долг, дружбу, нравственные поступки, честь и достоинство, совесть и прочее в таком же духе. На уроках тезисно что-то пишут в тетрадь. Сейчас стала показывать отрывки из фильмов и проч. , где, как понимаю из рассказов сына, и есть те или иные ситуации, требующие нравственного выбора, дети смотрят, обсуждают.

ттт у нас ничего — пару раз читали учебники в основном — заменяли на другие предметыа параллельному классу не повезло — учебник еще и пересказывать заставлялион не то что совсем плох — но пустой, водичкано не православие же выбиратьмировые религии — вот это б интересноно учителя их не знают

вообще-то это не факультативэто обязательный предмет в 4 классе

Почему так категорично насчет православия? Я бы лично выбрала либо православие, либо основы мировых рел. культур. Смотря, кто преподавать будет и что из себя учебники представляют (еще в глаза их не видела).

из этого набора — православие. Этика — совсем скука скучная. Но знайте, что вообще-то модулей 6. Еще есть:основы мировых религиозных культуросновы исламской культурыосновы иудейской культурыосновы буддийской культуры. Теоретически, Вы можете выбрать ЛЮБОЙ модуль.

потому что школа не место для религиозного воспитанияне важно буддизм или православиея выбирала основы религийно — кто будет преподавать-то?в итоге была этика номинально, по факту чаще — либо шло как чтение (пофиг какой учебник читать) либо прямо заменяли другим уроком

У нас нет. Учительница ведет дополнительный русский вместо этой лабуды. В ноги ей за это упасть готова.

а факультатив не надо выбирать — на него можно просто не ходитьбоюсь он у вас будет совсем не факультативнымно если администрация решилась убрать этот час из обязаловки- точно на таких молиться надо ))))

Я выбрала культуры — правда у нас это все-таки основы мировых религий. Этика-это предмет ни о чем, ребенка в здравом уме я туда не отдам)

этика-сплошная вода, у нас полкласса там(кто не выбирал, а автоматом засунули, раз не выбрали), стонут уже все. Кто на православной-получше, но там всего трое из класса. А 8 человек, включая мою, на «Основах мировых религиозных культур», учебник изд-ва Дрофа очень хороший(сама читаю, не отрываясь,многое не знала

)- в общем, в восторге(им еще на компе много показывают и фильмы иногда)Ну, может у нас так- и с учителем повезло( у нас ведет библиотекарь, молодец просто, очень интересно все подает). Раз предложили только на выбор-идите на православие. Этика совсем ужас.

да что им их знать. Есть отличный учебник изд-ва Дрофа(не Просвещение. там хуже). там четко и без воды всякой описаны принципы Буддизма, Христианства, ислама и иудаизма. Много фотографий, очень интересная книга. Наша учительница по ней ведет. Сама дома зачитываюсь.

Я написала заявление на православие. Но класс делить пополам не будут. Большинство родителей выбрали этику.

у нс из двух классов сделали 3 группы: группа — мировые религии, группа этика и сборная из 2х классов группа — православие

Завидую вашей учительнице(смелая женщина). Нас проверяют. Тоже русский бы вела лишний.

Веду православную культуру. серьёзно приходится готовиться к каждому уроку,детям интересно. Коллега ведёт этику(умирают со скуки все- и дети, и учитель),Мировые религии тоже коллега ведёт( у нее на 2 части класс разделился). Мировые повеселее и поинтереснее. Непонятно,почему у вас только 2 предмета предложили,вообще вы должны из 6 выбирать-правосл. культура-ислам-буддизм-иудаизм-мировые религииэтика светская

настаивайте, что хотите изучать буддизм

сам предмет интересный. В учебнике много иллюстраций детского характера, что делает предмет более доступный. Написан учебник просто и легко. Разбит на главы. В конце каждого параграфа есть задания, а также афоризмы и изречения знаменитый философов и литераторов.

Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле.

Светская этика в школе

Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.

Не так давно учебный предмет «Основы светской этики» Министерством образования и науки Российской Федерации был включен в школьную программу. Предназначен для изучения в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. Изначально программу «Основы светской этики» ввели в 19 регионах России в качестве эксперимента. Это произошло в апреле 2010 года.

Курс светской этики

Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.

Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного урока о патриотизме – «Россия – наша Родина».

Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:

Именно таким образом выглядит программа «Светская этика» в 4 классе. Вторая половина курса начинается уже в 5-м, основная часть уроков рассматривает проблемы многонациональных меньшинств и патриотизма. Также здесь уделяется внимание понятиям добра и зла, ценностям, религии, морали и этикету.

Вторая половина курса

Третий блок также посвящен основам религиозных культур и светской этики. Состоит из 12 уроков:

  • Понятие добра и зла.
  • Что такое долг и совесть?
  • Достоинство и честь в современном мире.
  • Что такое счастье и в чем заключается смысл жизни?
  • Высшие нравственные ценности.
  • Идеалы
  • Моральные принципы.
  • Как создается моральный кодекс в школе.
  • Этикет и моральные нормы.
  • Диалог: «Школьная форма – за и против». Этикет соответствующих нарядов.
  • Является ли образование нравственной нормой?
  • Методы нравственного самосовершенствования.

Заключительный этап курса

Четвертый блок изучает духовные традиции многонациональных народов России.

Здесь рассматриваются темы патриотизма, ученики готовят творческие проекты на темы:

  • «Что такое православие и как я его понимаю?».
  • «Как я понимаю ислам/буддизм/иудаизм?» (на выбор).
  • «Что такое светская этика?».
  • «В чем состоит значение религии для человека и общества?».
  • «Памятники духовной культуры в моем городе/селе».
  • «Мое отношение к миру/людям/России» (на выбор).
  • «Герои России».
  • «Какой вклад сделала моя семья в процветание государства».

Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были изучены ранее или тем, которые предложил учитель.

Проблема

В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.

В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.

С 90-х до сегодня

Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или «религиозный».

Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».

Хотя если рассмотреть этот вопрос с точки зрения педагогики и психологии, то изучать этику также необходимо, как и математику. Это помогает ребенку полноценно развиваться, правильно вести себя в обществе и с малых лет понимать — что можно, а что нельзя.

Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.

Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:

  • В качестве объекта исследования выступает мораль.
  • Этику описывают и теоретически осмысливают в социокультурном контексте.
  • Этика – это основная парадигма философствования.

Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой – обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль – ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.

И все же логично задаться вопросом, почему «светская»? И что такое светская этика? Ее основы берут свое начало из экспериментов и логических аргументов. Здесь хорошим считается то, что есть рациональным и обдуманным. Светская этика – это объективные законы природы, которые действуют в обществе. Но ко всему прочему «светский» означает «нерелигиозный» (собственно, вот почему люди, приближенные к церкви, отрицают ее существование). Хотя «светский» не значит «атеист» или «нерелигиозное образование».

Вопрос нравственности

Светская этика обучает нравственности, а это одна из производных религии. Светская этика тесно связана с религией, но не дополняет ее, а, скорее, оттеняет. Как гениально выразился Федор Достоевский: «если Бога нет, то все дозволено». Естественно, в нашем обществе истинно верующих людей, которые соблюдают религиозную мораль, очень мало. Для остальных Бога нет — соответственно, можно делать все, что угодно. А если человеку разрешить делать все, что он захочет, то в мире наступит настоящая анархия. Именно поэтому и создана светская этика, чтобы обосновать человеческую вседозволенность и выразить ее в приемлемых, цивилизованных свойствах.

Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.

Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть
чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит
ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое.

Академик Д. Лихачев

Дорогие родители и учителя!

Первый этап очень важного
педагогического начинания по преподаванию в 4-5 классах
школ некоторых регионов Российской Федерации
комплексного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» близится к завершению.

По официальным данным многие родители выбрали для своих
детей-школьников «Основы православной
культуры». Но получается так, что большая часть
родителей выбрали «Основы светской этики». Но
был ли этот выбор, а если был, то был ли он осознанным?

В самом начале апробации комплексного курса, состоящего из
шести модулей-предметов, было чётко сформулировано
условие: сторонники того, или иного модуля не должны
критиковать содержание другого модуля. Однако идеологи так
называемой «светской этики» сами же нарушают
этот принцип, систематически противопоставляя верующую
часть населения атеистам. Они доказывают, что
«духовно-нравственная культура не равняется и не
является синонимом религиозной культуры» (член-корр. РАО Н. Виноградова. «Учительская газета» №
44, 1. 2011 г. ), подчеркивают, что религиозное
мировоззрение противоречит науке и «может обладать
деструк­тивным потенциалом» («Книга для
учителя», изд. «Просвещение», 2010. 3, 8). А сторонников «Основ православной
культуры» при этом постоянно призывают к
толерантности. Приход православного священника в школу
называют прямым нарушением Конституции («Книга для
родителей», изд. «Просвещение», 2010. 5), как будто мы живём по Конституции РСФСР 1918 г. (23
и 65 статьи этой Конституции, как известно, поражали в
правах «монахов и духовных служителей церквей и
религиозных культов»). Между тем даже со времен
«сталинской» Конституции 1936 года
священнослужителей нельзя считать деклассированным
элементом, а уж тем более теперь их нельзя считать людьми
«второго сорта», которым запрещен вход в
светские школы.

Поскольку, к сожалению, продолжается идеологическая война
атеистов-секуляристов со сторонниками
духовно-нравственного воспитания своих детей на основе
традиционного для России культурно-исторического и
духовно-нравственного наследия, то необходимо сказать
правдивое слово о так называемой «светской
этике», предлагаемой, а иногда прямо навязываемой
родителям при выборе модуля-предмета комплексного курса
«Основы религиозных культур и светской этики».

В январе 2010 года на XVIII Международных Рождественских
Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Кирилл предупредил родителей, что
«светская этика» — это предмет по сути
своей атеистический: «Многие, не вполне осознавая
значение термина «светская этика», склонны
полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах
приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика
— это нерелигиозная, то есть атеистическая
мораль».

Святейший Патриарх также сказал: «Сегодня всё ещё
приходится слышать критику со стороны сторонников
агрессивного секуляризма по поводу преподавания
«Основ православной культуры». Зачастую
делаются необоснованные утверждения о нарушении
Конституции, декларирующей светскость Российского
государства, что якобы должно исключать всякую возможность
преподавания основ религиозной культуры в
общеобразовательной школе. При этом односторонне
перетолковывается само понятие светскости, в результате
чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с
тем практически отсутствует критика в адрес преподавания
светской этики — по сути нерелигиозной этики».

На XIX Международных Рождественских Образовательных
Чтениях (24 января 2011 г. ), Святейший Патриарх Кирилл
сказал: «Не следует ставить знак равенства между
светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий
ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав
и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той
или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и
другие страны Русского мира, является светским
государством, но это ни в коей мере не означает
возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие
люди — такие же граждане своей страны, как и
неверующие, и приходят в школу как равноправные участники
образовательного процесса».

Поэтому при выборе модуля-предмета по ОРКСЭ или смене
модуля родители должны ясно осознавать, что так называемая
«светская этика» — это не какой-то
мировоззренчески нейтральный предмет, а атеистический
учебный курс, который не случайно противопоставляется
основам религиозной культуры, а следовательно — и
традиционному для России духовно-нравственному воспитанию.

Главной задачей учебного предмета «Основы
православной культуры» является духовно-нравственное
воспитание школьников, основанное на родной православной
культуре, к которой принадлежит ребенок и его родители;
воспитание российских школьников в любви к своей Родине, к
Отечественной истории, к сокровищам тысячелетней
православной культуры России. Недаром же действующее
законодательство гласит, что Православие имеет особую роль
в истории России, в становлении её духовности и культуры
(Закон «О свободе совести и о религиозных
объединениях» 1997 г.

Что же является основой «Основ светской
этики»?

Термин «этика» используется в русской
философии лишь со второй половины XIX века, а термин
«светская этика» вообще не имеет традиции в
русской философской мысли. В европейской традиции теория
морали, начиная с Аристотеля, всегда именовалась этикой
(философией морали), но никогда — светской этикой. В
школах Германии, например, имеется предмет
«Этика», однако нет предмета «Светская
этика». Потому он и не противопоставляется основам
религиозной культуры и религиозному воспитанию.

Нелепое внедрение так называемой «светской
этики» в одном ряду с основами религиозных культур
— это не что иное, как попытка идеологов атеизма
представить свою секулярную «светскость» как
неорелигию. Тогда атеисты получают возможность продолжать
воспитывать школьников в безбожии. При этом они всё время
подчеркивают, что «Основы православной
культуры» должны иметь только
информативно-культурологический характер и не ставить
задачи религиозного воспитания.

На самом деле «светская этика» не может и не
должна быть альтернативой основам религиозной культуры,
поскольку любая культура, и религиозная прежде всего, не
исчерпывается этическим содержанием. Дети должны иметь
возможность изучать основы православной культуры, а не
основы православной этики (или основы иных религиозных
этик). Если безбожники ратовали бы за некую отвлеченную
«светскость» (без атеистического содержания),
то им тогда следовало бы предложить модуль «Основы
светской культуры». Однако они назвали свой модуль
«Основы светской этики», так как хотят
сохранить монополию на атеистическое воспитание
школьников. И в этом им усердно помогают солидарные с ними
средства массовой информации.

Никакой «светской этики» как целостного и
дисциплинарно внятного учебного предмета не существует. Если Русская Православная Церковь в «Основах
социальной концепции» (2000 г. ) смогла чётко
сформулировать этические нормы (веками оправданные!), то в
современном секулярном обществе нет никаких четких
конвенциональных норм и ценностей. Нет их не столько в
силу собственной исторической ситуации России, сколько в
силу общих нравственных и социальных проблем мирового
сообщества.

Так называемая «светская этика» при её
изучении превращается в «универсальную этику»,
«глобальную этику» или «индивидуальную
этику» (см. «Книгу для учителя» по
ОРКСЭ), то есть полностью теряет смысл сама этика, как
учение, отличающееся от вседозволенности. Постепенно
«светская этика» превращается в этику одного
человека. Согласно учению Ницше, человек сам «может
стать источником своих собственных ценностей и проверять
эти ценности своим «собственным огнем»». Так и в учебном пособии для учащихся «Основы
светской этики» содержится учение, вполне согласное
с Ницше: «Светская этика предполагает, что
человек сам может определить, что такое добро, а что такое
зло». (Изд. «Просвещение», 2010

В «Рабочей тетради для учителя» содержатся
такие вопросы (для учащихся), что их задавать-то детям
нельзя, если учитель не желает сам подтолкнуть школьника
на путь оправдания зла.

Существует ещё одна сторона проблемы.

Мало того, что многим родителям без достаточного
разъяснения была рекомендована «светская
этика», и не раскрыты цель и задачи «Основ
православной культуры». В модуль-предмет
«Основы православной культуры» (как и в модули
по другим религиозным культурам) усиленно внедрялась так
называемая толерантность.

Что такое толерантность?

Если открыть словарь медицинских терминов, то в нем найдем
следующее определение: Толерантность (tolerance) —
снижение или полное отсутствие нормальной реакции на
какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее
проявление в организме определенных симптомов. Например,
толерантность к лекарственному веществу (drug tolerance)
может развиться в результате длительного приема
какого-либо лекарства. Для достижения эффекта больному
приходится постоянно увеличивать дозу принимаемого
препарата. Некоторые лекарственные вещества, вызывающие у
человека то­лерантность, также могут приводить и к
развитию зависимости от них (Большой толковый медицинский
словарь. 2001).

Следовательно, толерантность — это уступчивость
живого организма к инфекции, потеря способности
защищаться. Внедрение этого слова в современную культуру и
жизнь — это насмешка над теми, кто его употребляет,
не догадываясь о его сути. Следуя исходному значению
термина, современный человек должен терпимо относиться к
любой социальной заразе.

Не всякий выбор — очевидно нравственный выбор. Поступок человека определяется по направлению —
положительному или отрицательному. А если критерия
нравственности нет, если объявляется, что человек —
сам себе критерий, то мы, безусловно, придём (если не
пришли) к индивидуально понимаемой нравственности, то есть
к нравственному плюрализму.

Академик Д. Лихачев составил такую заповедь:
«Есть свет и тьма, есть благородство и низость,
есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых
стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не
лёгкое».

Воспитание, основанное на религиозной традиции и культуре,
даёт вполне определённый ответ на вопрос: «Как надо
жить?». — Надо стремиться к свету, к добру.

Светская этика, утверждая самодостаточность человека,
прежде всякого вопрошания отвечает: «Живи как
хочешь!» И это звучит очень привлекательно. Однако
плоды такой «светcкости» и такого
«просвещения» очень горькие: это показывает и
социальная статистика, и в целом окружающая нас
действительность, и всё возрастающие проблемы воспитания
детей и молодёжи.

Непонимание очевидностей — один из признаков нашего
времени. «Общечеловеческие ценности» и
«мультиконфессионализм» — это миражи. Чем ближе человек старается приблизиться к ним, тем
сомнительнее их очертания. А мирное жительство
представителей разных национальностей и вероисповеданий
обуславливается не так называемой «светской
этикой» и пресловутой «толерантностью»,
а освоением родной религиозной традиции и культуры. Знающий и любящий свою родную историю и культуру человек
будет уважать и доброжелательно относиться к другим людям,
независимо от их национальности или верования. Непомнящий родства своего рискует превратиться в
человека крайних взглядов.

На XVIII Международных Рождественских Образовательных
Чтениях Святейший Патриарх Кирилл сказал:
«Поскольку русская религиозная традиция является
неотторжимой частью как национального культурного
наследия, так и Отечественной истории, курс Основ
православной культуры призван донести до юного гражданина
нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и
нераздельны понятия «Россия» и
«Православие».

«Это принципиально важный шаг на пути долгожданного
воссоединения образовательного и воспитательного процессов
в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается
краеугольный камень в систему преемственной передачи
подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей
национальной идентичности», — говорил
Святейший Патриарх.

Целостным, духовно-нравственным, социально-ориентированным
мировоззрением школьник будет обладать в том случае, если
получит возможность свободно изучать и осваивать родную
религиозную культуру. Так называемая «светская
этика» не имеет ни внятной концепции, ни
научно-педагогической основы, ни исторического опыта. А
горькие плоды плюралистического «просвещения»
и воспитания очевидны.

Если в школе нормально изучать предмет
«Этика», то в него непременно надо включать
прежде всего христианскую этику, как это делается во
многих европейских странах. Потому что в основе
европейской культуры лежит христианская вера. А так
называемая «светская этика» прививает
ницшеанский, то есть антихристианский взгляд на человека,
на судьбы человечества. Вот что скрывается от родителей,
когда им предлагают выбрать модуль «светской
этики». А ведь зачастую никакого выбора и нет!
Школами оформляется «липовая» документация о
якобы проведенных собраниях с родителями, либо эти
собрания проводятся, но родителей ставят перед фактом о
том, что «в нашей школе будет преподаваться только
«светская этика» так как
условий/педагога/учебного времени и т. для «основ
православной культуры» нет».

Но этот «выбор без выбора» является
профанацией самой идеи курса ОРКСЭ!

Родители учащихся всех классов должны иметь полноценную
информацию о цели и задачах учебного предмета
«Основы православной культуры».

Родители учащихся должны иметь реальные представления и
о так называемой «светской этике»,
благодаря которой атеисты хотят сохранить атеистическое
содержание всего общего образования.

Родители учащихся должны иметь реальный выбор
предмета-модуля комплексного курса ОРКСЭ.

В настоящее время подводятся итоги первого этапа апробации
курса ОРКСЭ. И в связи с этим необходимо напомнить, что
противникам «Основ православной культуры» пока
не удалось вытеснить из комплексного курса ОРКСЭ учебный
предмет «Основы православной культуры». Хотя
на протяжении двух лет они настаивали на том, чтобы
оставить только два модуля: «Основы светской
этики» и «Основы мировых религий». Особенно старался Общественный совет при Министерстве
образования и науки, состоящий по большей части из
противников «Основ православной культуры».

Теперь ими же предпринимается попытка внедрить в каждый из
четырех модулей курса ОРКСЭ еще по пять или более общих
уроков (по 4 четыре общих урока в программу и учебные
пособия они уже внедрили на первом этапе апробации). Получится уже 9 или более общих уроков (треть учебного
курса). «Не мытьём, так катаньем» секуляристы
хотят нивелировать духовно-нравственное воспитательное
значение «Основ православной культуры». Всё
это не что иное как новая попытка из «Основ
православной культуры» (буддийской, исламской,
иудейской) фактически сформировать учебный курс
«Основы мировых религий».

Поэтому в настоящее время, когда готовится расширение
преподавания основ религиозной культуры в школе (в новых
субъектах РФ, в разных классах, не только в 4-м и 5-м),
важно знать и понимать — какие огромные усилия
предпринимаются пропагандистами так называемой
«светской этики» и апологетами светского (в их
понимании внерелигиозного) преподавания основ религиозной
культуры чтобы:

1) не позволить большему числу родителей и учащихся
свободно выбирать «Основы православной
культуры»;

2) сам предмет-модуль «Основы православной
культуры» так разбавить мультиконфессиональностью,
чтобы совершенно выхолостить из него традиционное
православное духовно-нравственное воспитание.

В связи с этим всем православным родителям нужно хорошо
знать свои права: они имеют полное право на образование
и воспитание своих детей в соответствии с собственными
православными убеждениями.

Протокол №1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета
Европы «О защите прав человека и основных
свобод» (ст. 2 «Право на образование»)
гласит: «Никому не может быть отказано в праве на
образование. Государство при осуществлении любых функций,
которые оно принимает на себя в области образования и
обучения, уважает право родителей обеспечить такое
образование и такое обучение, которые соответствуют их
религиозным и философским убеждениям».

Президентская инициатива по введению основ религиозной
культуры в школе достигнет цели только в том случае, если
не будут продолжаться попытки под прикрытием борьбы за
светский характер образования навязывать учащимся
материалистическое мировоззрение. Говоря об имеющихся
трудностях апробации «Основ православной
культуры», Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками
идеологизировать школьное образование, под прикрытием
борьбы за светский характер школы навязать учащимся
материалистическое мировоззрение. Следует прямо
сказать, что значение президентской инициативы состоит как
раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в
обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора
каждого человека».