4 Класс
- grammaticheskaya osnova predlozheniya

Что такое основы предложения в русском языке 4 класс таблица

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Грамматическая основа предложения

Всего получено оценок: 390. Обновлено 28 Октября, 2020Всего получено оценок: 390. Обновлено 28 Октября, 2020

Чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания, необходимо понимать структуру предложения, то есть уметь быстро находить грамматическую основу. Именно об этом наша статья.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое грамматическая основа

Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое; это смысловой центр фразы. Именно в нем заключен основной смысл, который необходимо передать. В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Это и грамматический центр, ведь именно сказуемое связывает предложение со временем и реальностью.

Из чего состоит грамматическая основа

В двусоставном предложении грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении, а сказуемое – то, что нам сообщается о подлежащем.

В 3 классе на уроках русского языка, изучая эту тему, проходят наиболее простой и распространенный вид грамматической основы, когда подлежащее выражено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом в личной форме.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее может выражаться существительным или местоимением, инфинитивом, сочетанием существительного с количественным числительным (два брата), синтаксически неделимым сочетанием (детский сад) и т.

Чем может быть выражено сказуемое

Различают три вида сказуемых:

  • простое глагольное сказуемое – это глагол в любой форме, кроме инфинитива;
  • составное глагольное – это инфинитив смыслового глагола и вспомогательный глагол (модальный или фазовый) либо краткое прилагательное с модальным значением – для выражения грамматического смысла;
  • составное именное – это глагол-связка “быть” (или “полусвязка” казаться, стать и т.д.) и именная часть, которая может выражаться чем угодно, кроме глагола в личной форме или деепричастия.

Если подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным или инфинитивом (в любом комплекте), то между ними часто ставится тире; из правила есть исключения. Вот пример схемы грамматической основы предложения с тире: ̲ ― это ̳.

Запятая между подлежащим и сказуемым стоять не может; разве что там два выделительных знака, но тогда их обязательно два!

Основа односоставного предложения

В односоставном предложении грамматическая основа состоит только из сказуемого или (редко) только из подлежащего.

Иногда можно встретить мнение, что это не подлежащее и не сказуемое, а особый член предложения.

Выделяют несколько видов односоставных предложений в зависимости от того, чем выражен главный член.

Распространенное и нераспространенное предложения

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. В нераспространенном есть только грамматическая основа.

Что мы узнали?Грамматическая основа – это ядро предложения, его грамматической структуры и смысла. Вид предложения зависит от количества главных членов в основе: если основа из двух членов, предложение двусоставное, из одного – односоставное. В распространенном предложении есть еще второстепенные члены, в нераспространенном – только одна грамматическая основа. Главные члены могут быть выражены многими частями речи или сочетаниями. В зависимости от этого определяют вид сказуемого. Между подлежащим и сказуемым может стоять тире, но не запятая.

Тест по теме

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка статьиВсего получено оценок: 390. А какая ваша оценка?

Грамматические основы простых предложений

Всего получено оценок: 885. Всего получено оценок: 885.

Простое предложение – это синтаксическая единица, которая обязательно имеет грамматическую основу. основа – это главный структурный признак предложения, его основная часть. Какие существуют разновидности грамматических основ и какие типы простых предложений в связи с этим выделяются, должен знать каждый ученик 9 класса.

Грамматические основы простых предложений

В каждом простом предложении есть то, что является его ядром, то есть такие члены предложения, вокруг которых группируются все остальные. Этим ядром и является грамматическая основа, то есть подлежащее и сказуемое или только один из этих членов предложения. Как раз ориентируясь на то, сколько членов входит в грамматическую основу, и выделяют двусоставные (подлежащее + сказуемое) и односоставные (только подлежащее или только сказуемое) предложения. Это классификация, основанная на грамматической основе.

Итак, грамматическая основа – это основная часть предложения, которая состоит из подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении и только одного из этих главных членов в односоставном.

Найти грамматическую основу несложно – для начала нужно выяснить, о чем (или о ком) в нем ведется речь. Это делается с помощью вопросов кто или что. После этого нужно выяснить, что делает предмет или лицо в высказывании с помощью соответствующих вопросов – и грамматическая основа будет найдена.

Подлежащее и сказуемое выражаются разными частями речи, поэтому грамматические основы простых предложений могут иметь разный вид. Например, сказуемое может быть не только простым, то есть выраженным одиночным глаголом, но и сложным, когда в нем есть глагол-связка и основная часть, которая бывает как глагольной, так и именной.

Чтобы научиться правильно выделять грамматическую основу, используют следующую схему. Сначала нужно найти слово или слова выражающие действие, потом – слова, которые обозначают лицо, которое это действие совершило. Таким образом и выделяется грамматическая основа, состоящая из производителя действия и собственно действия.

Составление схемы обычно начинается с поиска выражающих действие слов потому, что односоставных глагольных предложений больше, чем именных.

Вот примеры грамматических основ простых предложений, которые помогут лучше понять вышесказанное.

Солнце вставало из-за горы лениво и медленно. Какие слова в данном случае выражают действие? Это глагол “вставало”, к которому можно задать вопрос “что делало?”. Есть в предложении и производитель действия – солнце. Таким образом грамматическая основа этой синтаксической единицы состоит из подлежащего и сказуемого.

Вот еще один пример: Нельзя гладить кота против шерсти. Словом, выражающим действие, в данном предложении является глагол “гладить”, к которому можно задать вопрос “что делать?”. А вот производителя действия в нем нет: существительное “кот” является тем, на что это действие направлено. Таким образом это простое односоставное предложение.

Что мы узнали?Грамматическая основа простого предложения – это некое ядро, которое состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого) или только одного. В зависимости от того, сколько главных членов входит в грамматическую основу, простые предложения бывают двусоставными и односоставными. Выделение грамматической основы начинается с поиска слова или слов, которые выражают действие, после чего нужно найти производителя действия, если он имеется. Это поможет составить схему грамматической основы и дать характеристику предложению.

Оценка статьиВсего получено оценок: 885. А какая ваша оценка?

Состав грамматической основы предложения

Всего получено оценок: 524. Всего получено оценок: 524.

Ядро предложения составляет грамматическая основа. Какие члены предложения являются грамматической основой в русском языке? Каков может быть ядра предложения – этот вопрос мы рассмотрим в этой статье.

Грамматическая основа составляет грамматический и смысловой центр предложения. Она выполняет главную коммуникативную функцию и передаёт наиболее важную информацию. Часто, если убрать все второстепенные члены, общий смысл предложения сохраняется. Нередко встречаются и нераспространенные предложения, то есть такие, в которых нет второстепенных членов вообще.

Бывают и такие предложения, в которых нет грамматической основы; они называются неполные; вне контекста они не имеют смысла.

Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?

Грамматическая основа обычно состоит из подлежащего и сказуемого. Но бывает и так, что в предложении только один главный член. Тогда его называют односоставным.

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Часто это субъект, совершающий действие или описываемый в предложении.

Обычно подлежащее – это смысловой центр предложения.

Чаще всего этот главный член выражается существительным или местоимением в именительном падеже. Однако бывают и другие способы выражения. Но ни при каких условиях подлежащее не может стоять в другом падеже, кроме именительного.

некоторые ученые считают, что иногда подлежащее может стоять в родительном падеже в предложениях с отрицанием (У меня есть кот. – У меня нет кота); но с этим согласны далеко не все.

В состав грамматической основы предложения входит также сказуемое.

Сказуемое – это, напротив, грамматический центр. Причем он может брать на себя часть функций подлежащего (в то время как это последнее выполнять функции сказуемого не может), поэтому предложения без сказуемого встречаются редко.

Сказуемое показывает, происходит ли действие в настоящем, прошедшем или будущем и реально ли оно (изъявительное наклонение) или нет (условное и повелительное наклонения).

Чаще всего сказуемое бывает выражено глаголом в личной форме. Нередки составные именные сказуемые, выраженные прилагательными, причастиями, существительными с глаголом-связкой. Но возможны и другие варианты. Из самостоятельных частей речи сказуемое не выражается только деепричастием.

Главный член односоставного предложения

В разных учебниках отражено разное понимание того, являются ли эти слова подлежащими или сказуемыми или же это особый член предложения. Как бы то ни было,

  • в назывных предложениях главный член похож на подлежащее и выражается теми же частями речи;
  • в определенно-личных – на сказуемое; выражается глаголом в 1 или 2 лице изъявительного или повелительного наклонения;
  • в неопределенно-личных – тоже сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени или множественного числа прошедшего времени;
  • в безличном – безличным глаголом, безличной формой глагола или словом категории состояния.

Что мы узнали?Грамматическая основа – это главные члены предложения. Они выражают смысловой и грамматический смысл предложения. В двусоставном предложении есть подлежащее и сказуемое. Первое может быть выражено существительным или местоимением в именительном падеже; реже – другими частями речи. Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия. В односоставном предложении один главный член; в основном он выражается как подлежащее или сказуемое.

Оценка статьиВсего получено оценок: 524. А какая ваша оценка?

  • Виды разборов в русском языке
  • Первый — последний
  • Русский язык. 4 класс. Всё о предложении.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Всё о предложении. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Зима. На улице идёт снег. Виды предложений по цели высказывания. По цели высказывания (то есть с какой целью предложение произносится или пишется) предложения бывают:Повествовательные предложения – это предложения, в которых о чём-либо сообщается (повествуется). В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак. Вопросительные предложения – это предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Побудительные предложения – это предложения, в которых содержится побуждение к действию (просьба, приказ, совет). В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак. Виды предложений по интонации. По интонации (то есть как, с какой интонацией произносится предложение) предложения бывают:Восклицательные предложения – это предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг). Они произносятся с восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!). Невосклицательные предложения – это предложения, которые произносятся без восклицательной интонации. Знаки препинания в конце предложений. В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак. Как красиво в лесу! (Повествовательное, восклицательное). Посмотрите на эту красоту! (Побудительное, восклицательное). В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный, и восклицательный знаки. Почему ты не пришёл на дополнительное занятие?! (Вопросительное, восклицательное).

Виды предложений по наличию второстепенных членов (то есть второстепенные члены в предложении или нет). По наличию второстепенных членов предложения бывают:Нераспространённые предложения состоят только из главных членов. Утро. Выглянуло солнце. Распространённые предложения имеют в своём составе не только главные члены, но и второстепенные члены предложения. Примеры. Весеннее утро. Выглянуло лаковое солнышко. По количеству грамматических основ (то есть по тому, сколько в предложении грамматических основ) предложения бывают:

Простые предложения – это такие предложения, в которых одна грамматическая основа. Сложные предложения – это такие предложения, в которых две и более грамматических основ. Части сложного предложения связаны по смыслу и могут быть соединены:

  • или интонацией (без союзов);
  • или интонацией и союзами и, а, но.

Части сложного предложения разделяются запятой.

  • Теория. Обобщение по темам
  • Первый — последний
  • Русский язык. 4 класс. Правила. Члены предложения.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Члены предложения бывают:Главные члены предложения:

Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения. Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет речи. Выражается именем существительным или местоимением. Подчёркивается одной линией. Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? что делал, что будет делать и др. и обозначает действие предмета. Выражается глаголом. Подчёркивается двумя линиями. Второстепенные члены поясняют главные или другие второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения:Определение отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает чаще всего признак предмета. Определение обычно выражается именем прилагательным. Определение подчёркивается волнистой линией.

Дополнение отвечает на вопросы кого? чего? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? (то есть на вопросы косвенных падежей). Дополнение может быть выражено именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Дополнение подчёркивается пунктиром:

Обстоятельство отвечает на следующие вопросы: где? откуда? когда? как? и обозначает место, время, способ действия. Обстоятельство выражается наречием или именем существительным в косвенном падеже. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точками:

  • Теория. Обобщение по темам
  • Первый — последний
  • Русский язык. 1- 4 классы. Предложения простые и сложные.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:либо из двух главных членов (подлежащего и сказуемого):подлежащее Гроза быстро сказуемое надвигалась. либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого):Раннее подлежащее утро. сказуемое Светает. Сложное предложение — это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В сложном предложении может быть две и более грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. подлежащее Бор сосновый в странеВ нём подлежащее ручей меж деревьев сказуемое

Перед союзом в сложном предложении ставится запятая. Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?В простом предложении с однородными членами может быть одно подлежащее и однородные сказуемые или одно сказуемое и однородные подлежащие. Дети читали книги, рисовали, лепили игрушки. (Простое предложение с однородными сказуемыми: дети (что делали?) читали, рисовали, лепили. Вопрос ко всем сказуемым задаётся от одного слова – подлежащего). Мальчики и девочки весело играли. (Простое предложение с однородными подлежащими: (кто?) мальчики и девочки. Мальчики и девочки выполняли одно действие – играли). В сложном предложении – несколько основ. Мальчики рисовали стенгазету, а девочки украшали класс к празднику. (Это сложное предложение, так как две основы: мальчики (что делали?) рисовали, девочки (что делали?) украшали

Грамматическая основа — синтаксическая единица русского языка. Это главная часть предложения, состоящая из таких членов, как подлежащее и сказуемое. Иными словами — это смысловой центр фразы, в который вкладывается основной смысл. Чаще всего он является самостоятельной частью. То есть если убрать из контекста другие члены (дополнение, обстоятельство), то смысл фразы останется тем же.

Как определить грамматическую основу

Для определения смыслового центра фразы первым делом потребуется найти подлежащее. Это член предложения, который отвечает на вопрос «Кто, Что?» Следовательно, он должен находиться в именительном падеже. Обычно в этой роли выступает существительное или местоимение. Подлежащее всегда подчеркивается одной чертой. Пример:

  • из университета. Главным членом здесь будет местоимение «Я», к которому применим вопрос «Кто вышел из университета?».
  • в магазин. Кто ушел в магазин? Мама.

Бывает так, что в тексте подлежащее выражается иными частями речи. Какими они бывают:

  • Именем числительным. Образец: « пошли в магазин». Одной чертой здесь будет выделяться числительное «трое».
  • Прилагательным. Пример: « голодному не товарищ». В качестве главного члена выступает «Сытый».
  • Причастием. Образец: « веселились на пляже». Одной линией здесь будет подчеркиваться причастие «Отдыхающие».
  • Наречием. Образец:  обязательно придет.
  • Словосочетанием. Пример: «Мы с другом отправились в поход».
  • Неопределённой формой глагола — « — мое хобби».

Теперь необходимо отыскать и подчеркнуть сказуемое. Это часть речи, отвечающая на вопрос «Что делает?». Она непрерывно связана с первым членом грамматической основы. Однако сказуемое также может отвечать на другие вопросы — «Каков?», «Что такое?». Все зависит от формы, в которой стоит подлежащее. Пример:

  • Он на работу. На вопрос «Что делал?» отвечает глагол «шел».
  • Я домой. На вопрос «Что сделала?» отвечает глагол «поехала».

Сказуемое в тексте выделяется двумя линиями.

По характеру и структуре грамматические основы могут быть односоставными (нет одного из членов) и двусоставными (имеются оба члена предложения).

Главная часть предложения состоит из подлежащего и сказуемого. Первое обычно представлено в виде существительного и местоимения, второе — в виде глагола. Однако в русском языке встречаются и иные варианты. Рассмотрены они будут ниже.

В качестве этого члена могут выступать следующие части речи в простом предложении:

  • Существительное. Оно употребляется только в именительном падеже. Пример:  играла с хозяином. Существительное здесь находится в именительном падеже.
  • Местоимение, которое также стоит в именительном падеже. Пример: отправился на работу.
  • Прилагательное, которое перешло в существительное. Образец: всегда держит свое слово.
  • Числительное. Образец:  отправились на рыбалку.
  • Неизменяемые части речи в виде междометия и наречия. Пример: Звонкое «» слышалось из детского лагеря. станет прекрасным днём.
  • Инфинитив, то есть начальная форма глагола. Образец:  — значит чувствовать.

Подлежащее не всегда выражено в виде одного слова. Им могут быть словосочетания.

  • Существительное в именительном падеже с сущ. В творительном падеже. Образец: Аня с Таней пошли в школу.
  • Имя прилагательное в превосходной степени. Образец: Самые отважные вышли вперёд.
  • Местоимение с прилагательным (или существительное с причастием). Образец: Кто-то нехороший выбил стекло в заброшенном доме.

Также эта часть текста может быть числительным в сочетании с именем существительным — Пятеро ребят играли во дворе.

Чаще всего этим членом является глагол в личной форме. Пример: Он уехал в магазин. Однако оно также может быть представлено в виде других частей речи:

  • Устойчивое словосочетание. Жду не дождусь ее прихода.
  • Краткое прилагательное. Ирина сегодня очень женственно.

Сказуемое может выступать в роли существительного при условии, что оно стоит в именительном падеже, а между ним и подлежащим имеется тире. Например: Лондон — столица Великобритании.

Как выделяется грамматическая основа

Грамматическая основа выделяется одной и двумя чертами. Подлежащее — одной, сказуемое — двумя. Первым делом находится часть речи, которая отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?». От нее уже задаётся вопрос к сказуемому — «Что сделал?» (Вопрос может меняться в зависимости от того, чем выражено подлежащее). Пример:

  • в магазин, а затем на работу.
  • Сегодня одета.
  • на рыбалку.

Предложения с двумя грамматическими основами

Предложения с двумя грамматическими центрами называются сложными. Это значит, что в обеих их частях имеется подлежащее и сказуемое. При этом соединяются части фразы союзом, но также могут и не иметь его. Образцы сложных предложений:

  • утром, и уличные сразу же к нему.
  • холодная , и стаями на юг.
  • на работу, и этим .
  • черная , на улице уже .
  • , на речке .
  • причину опоздания директору — меня .

При большем количестве в тексте грамматических основ все их члены подчёркиваются по вышеуказанным правилам.

Грамматическая основа — это главный предикативный член предложения. В ней заложен основной его смысл. Если убрать остальные члены предложения из контекста и оставить только подлежащее и сказуемое, то смысл фразы не поменяется. Определение грамматической основы начинается с подлежащего, которое может выступать в роли существительного, местоимения, словосочетания. От него задаётся вопрос к сказуемому, в роли которого выступает глагол, инфинитив, краткое прилагательное. Главная часть предложения подчеркивается одной и двумя линиями в зависимости от вопроса, на который отвечают ее члены.

Подлежащее и сказуемое в русском языке

Грамматическая основа предложения — это его главные члены, подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает предмет, о котором идет речь. Сказуемое — действие или состояние предмета.

При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое — двумя чертами.

Грамматическая основа предложения. Пример

Вася сегодня утром идёт в школу.

Грамматическая основа — Вася идётПодлежащее — ВасяСказуемое — идёт

Грамматическая основа — это ядро предложения, вокруг которого группируются другие слова.

Если в предложении есть только подлежащее (Вот и зима) или только сказуемое (За окном вечерело), то грамматическая основа состоит из одного слова. Такое предложение называется односоставным.

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое — это двусоставное предложение (Вот и наступила зима).

Предложение, в котором есть подлежащее и/или сказуемое, но нет второстепенных членов, называется нераспространенным предложением. Примеры нераспространенных предложений: Идет дождь. Мне грустно. Собеседник заблуждался.

Если же в нем есть второстепенные члены (дополнение, обстоятельство, приложение) — это уже распространенное предложение. Примеры распространенных предложений: Всю ночь идет дождь. Осенью мне всегда грустно. Мой собеседник сильно заблуждался.

Подробнее читайте в материале: Распространенное предложение — что это? Как его составить

Как выделить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно понять, о ком или о чем идет речь (задать вопросы кто? что?), что говорится об этом объекте (задать вопросы что делает? каков он?).

Как выделить подлежащее и сказуемое. Примеры

Море третий день волнуется. Что? Море. Это подлежащее. Море что делает? Волнуется. Это сказуемое.

Дед снова был невесел. Кто? Дед. Это подлежащее. Что о нем говорится? Был невесел. Это сказуемое.

Что такое подлежащее. Примеры

Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

Чаще всего это субъект действия — тот, кто что-то делает. Например: Федор Иванович уволился с работы. Но если глагол стоит в страдательном залоге, то подлежащее — объект чужого действия: Федор Иванович был уволен с работы.

Подлежащее может выражаться существительным или местоимением в именительном падеже, а также любой частью речи в значении имени существительного — прилагательным, причастием, числительным, даже междометием.

Подлежащее, выраженное разными частями речи. ПримерыПапа был доволен. (Существительное)Они думают. (Местоимение)Хромой улыбнулся. (Прилагательное)Отдыхающие вернулись в гостиницу. (Причастие)Ко мне подошли двое. (Числительное)Раздалось дружное ах. (Междометие)

Подлежащим может быть сочетание числительного с существительным: Три собаки бежали за мной. Четверо друзей гуляют в парке.

Синтаксически неделимое словосочетание также может выступать в роли подлежащего: Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся поэт. Анютины глазки — мои любимые цветы.

Подлежащим может быть инфинитив, неопределенная форма глагола: Играть в шахматы — его любимое занятие.

Что такое сказуемое. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Примеры

Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Оно отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой? Оно определяет подлежащее и вместе с ним составляет основу предложения.

Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:Из дома вышел человек с дубинкой и мешком. Девушка пела в церковном хоре. Умремте ж под Москвой.

Простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов — например, в будущем времени изъявительного наклонения или в форме повелительного наклонения:Вы будете жить с нами? Давай обсудим планы на будущее. Пускай она пройдет в дом.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива — неопределенной формы глагола: Преподаватель прекратил говорить. Я хотел вам позвонить. Мы думали заглянуть в гости. Преподаватель продолжал приводить интересные примеры.

В качестве связки может выступать также краткие прилагательные: рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен. Рад стараться. Всегда готов буду вам помочь. Мы вынуждены откланяться. Сотрудник начал работать над вашим заданием.

В состав составного глагольного сказуемого может входить устойчивое модальное сочетание: имел намерение, сделал усилие, имел возможность и т.

Например: Он имел намерение поступить на службу. Друзья имели возможность помочь мне с этой проблемой.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное). Андрей стал отцом. Она оказалась другой. Охотник осторожен.

В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Вода в море была холодная и чистая. Я не был смельчаком. Бог есть любовь.

Глагол «быть» в русском языке часто опускается. Поэтому связка может отсутствовать — быть нулевой. ​Золото — драгоценный металл. Ты тоже молодец. Он мой друг.

Про грамматическую основу школьники слышат с самого начала учебы, с первого класса. Однако у многих возникает проблема с пониманием материала. Поэтому, чтобы не оставалось никаких вопросов, стоит детально разобраться в этой теме и в синтаксисе в целом, понять, что такое предложения, какими они бывают, какие части речи могут нам встретиться.

  • Что такое предложение
  • Что такое грамматическая основа предложения
  • Порядок определения грамматической основы
  • Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку
  • Задание. Найдите и обозначьте грамматические конструкции в следующих высказываниях

Что такое предложение

Первоочередно следует разобраться в деталях и в частности понять, что такое предложение, поскольку грамматическая конструкция выделяется именно в нем.

Этот лингвистический термин обозначает сочетание слов, соединенных графически, лексически и по смыслу. Все слова в нем должны сочетаться. К тому же у него должна быть своя микротема. Только при соблюдении этих условий условный набор слов и словосочетаний можно назвать полноценным предложением.

Предложения бывают разными. Они делятся на множество отдельных категорий.

В чем заключается разница между предложением и словосочетанием

Предложение не обязательно должно быть длинным, оно вполне может состоять из одного или двух слов (к примеру, «Вечерело» или «Я приехал»). При таком положении вещей его легко можно спутать со словосочетаниями.

Смысловое и грамматическое сочетание двух и более слов называют словосочетанием.

Его основное отличие от короткого предложения заключается в том, что у словосочетания не может быть грамматической основы. Если оно состоит из подлежащего и сказуемого, то это уже нераспространенное предложение.

  • Холодная осень.
  • Красочная пора.
  • Альбом и кисти.

Еще одно важное отличие, с помощью которого можно определить, какая синтаксическая единица перед нами. Оно заключается в том, что в предложениях, даже коротких, ясна законченная мысль автора. В словосочетаниях такого нет.

Что такое грамматическая основа предложения

Это одно или несколько ключевых слов в предложении. Обычно в ней выделяется объект (подлежащее), который является «главным действующим лицом», а также то, что он делает (сказуемое).

Предложение может быть как односоставным, так и двусоставным. То есть в нём может быть и подлежащее, и сказуемое (в этом случае оно двусоставное и грамматическая основа состоит из двух слов), либо только что-то одно (тогда оно односоставное и грамматическая основа состоит из одного слова).

Грамматических основ в одной фразе может быть две и больше, в последнем случае мы имеем дело со сложным предложением, например:

Ася утром пошла в школу — это простое предложение;

Ася утром пошла в школу, и свора собак во дворе залаяла — а это сложное предложение.

В первом случае можно наблюдать только одну грамматическую конструкцию, а во втором — две. Помимо основы в обеих фразах также есть дополнительные слова, поэтому они оба — распространенные.

И подлежащие, и сказуемые могут быть выражены разными лексико-грамматическими категориями слов. Обычно в роли подлежащего выступает существительное, а в роли сказуемого — глагол, однако это далеко не единственный доступный вариант.

Как подчёркивается грамматическая основа

Основы часто нужно выделять на письме графически. Если возникла такая необходимость, то подлежащие надо подчеркивать одной чертой, а сказуемые — двумя. Также иногда нужно рисовать к предложению схему — там главные члены обозначаются аналогичным образом.

Схема к простому продолжению состоит из графически обозначенной грамматической конструкции в скобках.

Я вчера ходил на рыбалку.

Цветут сады и вишни спеют.

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Чаще всего подлежащее выражается существительным. Пример подобного высказывания:

Стол был сделан из дерева.

Подлежащим в этой конструкции выступает слово «стол», которое обозначает предмет. Однако могут встречаться и другие варианты. По факту, подлежащее может быть выражено множеством других частей речи. Проиллюстрировать это смогут конкретные примеры:

  • ходил весь день  (подлежащее , оно выражено местоимением).
  • можно поделить на два  (подлежащее , выражено числительным).
  • всегда внимательно выслушает (подлежащее , выражено прилагательным).
  • Наконец наступило долгожданное (подлежащее , выражено наречием).
  • рассеивались по перрону (подлежащее , выражено прилагательным).
  • Громкое (подлежащее , выражено междометием) прокатилось по площади.
  • Родине — вот мое призвание (подлежащее , выражено глаголом-инфинитивом).

При синтаксическом разборе очень важно об этом помнить.

Составное глагольное сказуемое

Сказуемое чаще всего выражено глаголом. Но бывает оно представлено и в виде составного глагольного сказуемого. Формируется из вспомогательного глагола-связки и глагола инфинитива. Чтобы проиллюстрировать это, можно привести следующий пример:

Ему следовало начать еще вчера.

Сказуемое в этом предложении — словосочетание «следовало начать», где «следовало» — глагол-связка, а «начать» — инфинитив.

Подобные конструкции очень распространены и часто используются в устной и письменной речи.

Количество грамматических основ в предложении

Основ может быть неограниченное количество. Чаще всего она только одна или их две, однако встречаются конструкции с четырьмя и пятью основами. Между ними преимущественно ставятся знаки препинания, обычно — запятые, однако есть и различные другие варианты. Например, поставить тире или точку с запятой.

В некоторых случаях ставить знаки препинания между частями сложного предложения не нужно. В частности, если они относятся к одному слову или к одной вводной конструкции.

В целом, не рекомендуется использовать предложения с большим количеством основ.

  • Во-первых, они тяжело воспринимаются
  • Во-вторых, в них можно сделать очень много ошибок.

Порядок определения грамматической основы

Умение определять основы в предложениях — очень важный и полезный навык. От него зависит, правильно человек расставит знаки препинания в предложении или будет делать множество орфографических ошибок.

Чтобы сделать это, нужно внимательно прочитать текст выделить в каждом предложении основные слова. Важно помнить, что любое предложение может быть как односоставным, так и двусоставным.

Определение основы в односоставных предложениях

Наибольшую трудность вызывает определение основы именно в подобных предложениях, то есть в тех, где есть либо подлежащее, либо сказуемое. Они бывают разных видов.

Если в составе основы присутствует только подлежащее, то оно классифицируется как Назывное (например, «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»). Если же в предложении только сказуемое, то в этой ситуации все намного сложнее. Подобные конструкции делятся на пять подвидов:

С такими предложениями надо работать по стандартной схеме. Первоначально найти объект, который совершает действие, а потом то, что он делает. Если тот или другой член предложения не получается найти, то вполне вероятно, что его там и нет изначально.

Важно запомнить, что подлежащее может быть выражено строго только тем словом, которое стоит в именительном падеже. Зачастую это значительно облегчает выделение грамматической конструкции.

Алгоритм определения грамматической основы

Это действие не должно вызывать трудностей. Все делается по описанной выше, стандартной схеме. Однако есть несколько ситуаций, когда определить основу предложения бывает очень затруднительно. В особенности вопросы вызывают сказуемые.

Сложные случаи в определении сказуемых

Зачастую проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Напомним, что такое возможно в сочетании с употреблением вспомогательного глагола «быть» в личной форме, частиц — «пусть», «давай», «пускай», «давайте» и когда сказуемое представлено в виде фразеологизмов, которые могут быть заменены одним словом. Например:

  • Сегодня ты не один.
  • дружно!
  • Бухгалтер (подытожил) очередного отчётного периода.

В каждом из примеров мы имеем дело с простым глагольным сказуемым. О таких явлениях стоит помнить и не удивляться, когда они появляются в тексте.

Ошибка в определении типа сказуемого часто бывает связана с тем, что человек неверно определил часть речи (например, перепутал причастие и глагол). Поэтому в любой ситуации следует быть максимально внимательными и все перепроверять по несколько раз.

Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку

Такую тему, как грамматическая основа, начинают проходить на уроках русского языка еще в первом классе. Детям не всегда просто дается эта тема. Зачастую они не понимают, что это такое, как выделять эту конструкцию и что от них требует учитель.

Если говорить совсем просто, то грамматическая основа — это главное, что есть в предложении: маленькое предложение внутри большого, распространенного. Она должна передавать всю суть фразы и мысли автора.

Объясняем главные члены предложения

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Важно запомнить, что в предложении они могут быть представлены не в единственном числе, а также то, что одного из них может не быть вообще.

Объясняем второстепенные члены предложения

Второстепенных членов предложения три — это дополнения, обстоятельства и определения. О каждом из них стоит поговорить подробнее.

Дополнение — это предмет, являющийся объектом действия сказуемого. В его роли выступают существительное и местоимение. Оно отвечает на вопросы косвенных падежей (т. всех, кроме именительного). Графически дополнение выделяется пунктиром.

Обстоятельство, как можно догадаться из названия обозначает какие-то обстоятельства, например, место или время. Чаще всего оно отвечает на вопросы «где?» или «когда?», однако на деле их гораздо больше. Обычно выражено наречием, деепричастием или существительным, реже — инфинитивом. Графически обозначается пунктиром и точкой.

Определение обозначает признак чего-либо. Оно отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?» и т. Чаще всего выражено прилагательным, реже — другими частями речи. Графически отображается волнистой линией.

Алгоритм синтаксического разбора

Для того чтобы объяснить ребёнку как определить грамматическую основу, необходимо найти и выделить все члены предложения и обозначить, какими лексико-грамматическим категориями слов они выражены.

Первоначально нужно всесторонне проанализировать выбранное предложение и выделить его главные члены, а затем и второстепенные. После этого выделить грамматическую основу предложения не составит никакого труда, укажите на подлежащее и сказуемое, вот она и найдена!

Задание. Найдите и обозначьте грамматические конструкции в следующих высказываниях

  • Близилась ночь и солнце медленно неспешно заходило за край горизонта.
  • Впереди школьников ждал полный уроков день в течение которого они могли узнать много новой и полезной информации.
  • Ранним утром мы выехали из города надеясь успеть доехать до деревни начала послеполуденной жары.
  • Аня взяла книгу надела пальто и шапку повязал на шею шарф и вышла из квартиры.
  • Однажды я пошел в лесу и долго блуждал между вековыми деревьями наблюдал за птицами и просто наслаждался тишиной умиротворением.
  • Утренняя тишина была внезапно нарушена громким отчаянным криком петуха да мычанием коровы.
  • Лошадь скакала все быстрее и быстрее а наездник не забывал ее подгонять.
  • У Маши в саду было много фруктовых деревьев на которых уже поспели плоды.
  • Саша заходил около пяти вечера но никого не застал дома.
  • Гроза бушевала всю ночь, и утром мы увидели множество поваленных деревьев.

УМК «Школа России»

Тип урока: «Изучение нового материала»

Тема: «Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения»

Цель: вспомнить главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения, уметь разбирать предложения по членам предложения.

Задачи:  1. Формировать умение различать распространённое предложение от нераспространённого.

организовать деятельность по постановке  учебной задачи, планировании деятельности, осуществлению самоконтроля;

организовать групповое взаимодействия, ведение диалога

обучать поиску информации в учебнике.

Оборудование для учителя: учебник русского языка, электронное приложение, доска, презентация.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник, рабочая тетрадь, пенал

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяМетоды, приёмы средства. Универсальные учебные действияI. Организационный моментПрозвенел звонок – начинается урок,Наши ушки на макушке, глазки широко открыты,Слушаем и запоминаемНи минуты не теряем. Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Психологический настройК-  планирование учебного сотрудничества учителя с учениками. Л- самоопределениеII. Актуализация знанийРазвитие речиЗапиши слова в три столбика (карточки)С безударными гласными в корне2. С парными согласными в корнеС непроизносимыми согласными в корне Честный, робкий, весёлый, ловкий, ленивый, праздный, резкий, прыткий, доблестный. Что общего у этих слов?Составьте предложения с этими словами. Самостоятельная работаОни относятся к одной части речи — имена прилагательныеСоставление предложений словесная беседаЛ- формирвоание мотивации к обучению и целенаправленной деятельностиП – формирование умений ориентироваться в системе знанийК – обеспечивают возможность сотрудничества: слушать и слышать друг другаIII. Постановка темы и цели урокаСлайд 2. Найди лишнее слово. Почему эти слова лишние?Кто вспомнит, что такое подлежащее?Что такое сказуемое?Сравните свои ответы с доской. (слайд 3)Все верно?Какая тема урока?- подлежащее, глаголЭто не часть речи. Подлежащее и сказуемое составляет основу предложения. Это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто?что?  и подчеркивается одной чертой. В предложении бывает существительным или местоимением. Это главный член предложения, который отвечает на вопрос что делает? Что будет делать? В предложении является часть речи глаголом. Повторить что такое главные члены предложения, научиться их находить в предложении, вспомнить как они обозначаются. Фронтальная работаР – формирование цели деятельности на уроке с помощью учителяЛ – осмысление заданияП – целеполаганиеIV. Работа по темеФизминутка. Откройте ученик на стр18 № 23. Спишите строчки по памяти. Сравните предложения. (слайд 4)Чем отличаются предложения?К какому предложению мы сможем нарисовать картинку?Какие слова вам помогли это сделать?Зачем нужны второстепенные члены?Сравните выводы с рубрикой «Вспомните»С 19 упр. Прочитайте задание, что нужно сделать?Так какие предложения называются распространенные, а какие нераспространенные?Сравните свой ответ со слайдом 5. Физминутка на доске. В первом предложении только главные члены предложения, а во втором есть еще и второстепенные. Ко 2 Лист золотой, влажную землю в лесу. Украшать нашу речь и чтобы было понятно, что имеет ввиду рассказчик. Списать и вставить пропущенные орфограммы. Подчеркнуть основу предложения. Фронтальная работа. Работа в пареВзаимопроверкаЛичностные: оценивают работы  и ответы одноклассников. — знание основных моральных норм работы в группе(справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);Регулятивные: оценивают свою работу на уроке. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зренияVI. Закрепление изученного материалаРефлексия. Слайд 6. Спишите текст вставляя пропущенные буквы. На электронной доске появляется работа учащегося. На карточках. Напишите над распространенными предложениями букву Р, а нам нераспространенными – букву Н. Вариант 1. Блекнут травы. Дремлют хаты. Рощи вспыхнули вдали. По незримому канатуПротянулись журавли. Варивант 2. Тихо дремлет река. Темный бор не шумит. Соловей не поет. И дергач не кричит. Выполняют задание. Выполняют задание. Самостоятельная работа. Проверка по эталону. Р — умение действовать по плану и планировать свою деятельность;- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П- поиск и выделение необходимой информацииЛ- оценивание усваиваемого содержания. К- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;- самостоятельное формулирование познавательной цели;VII. Итог урокаЧто мы повторили на уроке?Что так главные члены предложения?Как различить распространенное предложение от нераспространенного?(слайд 7)С 20 № 27. Инструктаж. Отвечают на урокеЗаписывают домашнее задание. Личное отношение к теме. Беседа. Р- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;- осуществлять итоговый контрольП- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Л- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. К- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. — проявлять активность в деятельности. VIII. Домашнее задание

У меня прекрасное, солнечное настроение. Я волнуюсь. У меня нет настроения работать.

Запишите слова в три столбика: Честный, робкий, весёлый, ловкий, совестливый, ленивый, праздный, резкий, кроткий, правдивый, жалостливый, молчаливый, доблестный. Безударные гласные Парные согласные Непроизносимые согласные

Проверь! Безударные гласные Парные согласные Непроизносимые согласные в е сёлый л е нивый пр а вдивый м о лчаливый ро б кий ло в кий ре з кий кро т кий чес т ный совес т ливый праз д ный жалос т ливый доблес т ный

Цели урока вспомнить, что такое основа предложения; вспомнить, что такое главные и второстепенные члены предложения; научиться находить их в предложении.

Сравните предложения. Лист кроет. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу.

Запишите над распространёнными предложениями букву р , над нераспространёнными – букву н. Блёкнут травы. Дремлют хаты. Рощи вспыхнули вдали. По незримому канату Протянулись журавли. Исаковский Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт. И дергач не кричит. Есенин

Цели урока достигнуты? Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Какие члены предложения составляют его грамматическую основу? Как различить распространённые и нераспространённые предложения?

Уровни моей успешности Я молодец! У меня все получалось! Я чувствую себя уверенно! У меня получалось почти всё! Но я чувствую себя не совсем уверенно! Я старался! Но не сумел справиться со всеми заданиями!