4 Класс

Рабочая программа по светской этике 4 класс фгос с ууд шемшурина

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ»

Цыреновой Ирины Валерьевны,

учителя начальных классов

по Основам религиозных культур и светской этики

Модуль «Основы светской этики»

4 «Г» класс

Рассмотрено на звседании

2017-2018 учебный год.

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО II поколения, Основной образовательной программы МАОУ «СОШ №40» и авторской программы А. Шемшуриной «Основы светской этики».

Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс — просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.

Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.

Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.

В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Цели и задачи изучения учебного предмета:

  • дать представление об основных нормах нравственности, первичные
  • представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
  • формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
  • адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
  • изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.
  • развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
  • формирование качеств гражданина России;
  • воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно — нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основны­ми нормами нравственности, дать первичные представления о мо­рали. Поставлена задача нравственного развития младших школь­ников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельно­сти предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упоря­дочить уже имеющиеся у них.

Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания — понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и поря­дочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики по­лучают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, ска­зок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первона­чальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоци­онального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализи­ровать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебно­го пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие но­вого для учеников материала; при интерпретации во время бесе­ды происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диало­га ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пере­сказ прочитанного, составление рассказа с введением в него но­вых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений де­тей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходит­ся поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое пове­дение или свою позицию, обосновать поступок, разработать соб­ственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и про­анализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: форму­лировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный ма­териал по предложенному плану, работать с разнообразными источ­никами информации, планировать и контролировать учебные дей­ствия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и программами начального общего образования предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю (34 ч)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Личностные результаты.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
  • строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
  • адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
  • слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
  • определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • понимать и сопереживать чувствам других людей.
  • проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
  • вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
  • знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
  • иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
  • осознавать ценности человеческой жизни.

Формы учебной работы на занятиях в рамках курса.

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Система оценки достижения

планируемых результатов освоения программы

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

  • Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа.
  • Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
  • Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

Добрым жить на белом свете веселей.

Правила общения для всех.

От добрых правил-добрые слова и поступки.

Каждый интересен.

Премудрости этикета.

Красота этикета.

Простые школьные и домашние правила этикета.

Чистый ручеек нашей речи.

В развитии добрых чувств – творение души

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Чувство Родины.

Жизнь протекает среди людей.

Чтобы быть коллективом.

Коллектив начинается с меня

Мой класс – мои друзья.

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Жизнь священна.

Человек рожден для добра

Милосердие – закон жизни.

Жить во благо себе и другим.

Следовать нравственной установке.

Достойно жить среди людей.

Уметь понять и простить.

Простая этика поступков

Общение и источники преодоления обид

Ростки нравственного опыта поведения.

Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»

С чего начинается Родина.

В тебе рождается патриот и гражданин.

Человек — чело века.

Слово, обращенное к себе

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

№ п/п Раздел Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся 1 Этика общения 4 Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. 2 Этикет 4 Отвечают на вопросы; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. 3 Этика человеческих отношений 4 Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение 4 Этика отношений в коллективе 4 Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу 5 Простые нравственные истины 4 Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы. Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал. Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. Анализируют высказывания о нравственном выборе. 6 Душа обязана трудиться 4 Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. 7 Посеешь поступок – пожнешь характер 4 Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу. Пишут мини-сочинение. 8 Судьба и Родина едины 6 Составляют список нравственных качеств; обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу Всего: 34часа

Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы светской этики»

№п/п Тема урока Кол-вочасов Дата Характеристика деятельности учащихся Требования к уровню подготовки обучающихся Предметные результаты Универсальныеучебные действия Этика общения (4 часа) 1 Добрым жить на белом свете веселей Читать и понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания — ориентироваться в словарях и справочниках;- формулировать выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать П. , — принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К. , — адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;Р. , — планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 2 Правила общения для всех 3 От добрых правил — добрые слова и поступки 4 Каждый интересен Этикет (4 часа) 5 Премудрости этикета Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводятитоги урока; готовятся к работе над проектом. — знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, — познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений П. , — строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями, новыми этическими категориями. , — слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; — излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;Р. , — планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. 6 Красота этикета 7 Простые школьные и домашние правила этикета 8 Чистый ручеек нашей речи Этика человеческих отношений (4 часа) 9 В развитии добрых чувств – творение души Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняюттаблицы; выполняют словарную работу; Пишутмини-сочинение ориентироваться в словарях и справочниках;- определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера П. , — владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; — строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. , — владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;Р. , — осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. 10 Природа – волшебные двери к добру и доверию 11 Чувство Родины 12 Жизнь протекает среди людей Этика отношений в коллективе (4 часа) 13 Чтобы быть коллективом Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечаютна вопросы, выполняют словарную работу формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности П. , — строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. , — сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;- понимать и сопереживать чувствам других людей;- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. , — осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. 14 Коллектив начинается с меня 15 Мой класс – мои друзья 16 Ежели душевны вы и к этике не глухи Простые нравственные истины (4 часа) 17 Жизнь священна Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечаютна вопросы, выполняют словарную работу формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности П. , — строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. , — сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;- понимать и сопереживать чувствам других людей;- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. , — осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. 18 Человек рожден для добра 19 Милосердие – закон жизни 20 Жить во благо себе и другим Душа обязана трудиться (4 часа) 21 Следовать нравственной установке Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводятитоги урока; готовятся к работе над проектом. — формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека- осознавать ценность человеческой жизни П. , — строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. , — излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;- понимать и сопереживать чувствам других людей;- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. , — осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями 22 Достойно жить среди людей 23 Уметь понять и простить 24 Простая этика поступков Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа) 25 Общение и источники преодоления обид Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняюттаблицы; выполняют словарную работу; Пишутмини-сочинение формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве,о значении ответственности в жизни людей П. , — владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; — строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. , — владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания- понимать и сопереживать чувствам других людей;- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. , — осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. 26 Ростки нравственного опыта поведения 27 Доброте сопутствует терпение 28 Действия с приставкой «со-» Судьба и Родина едины (6 часов) 29 С чего начинается Родина Формулируют проблемныевопросыПланируют алгоритм решения проблемы,записывают проблемныевопросы. Читают текст учебника с комментированием;работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемныевопросы. — знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы культурной традиции многонационального народа России П. , — принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К. , — адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;Р. , — планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 30,31 В тебе рождается патриот и гражданин 32 Человек — чело века 33 Слово, обращенное к себе 34 Обобщение пройденного