Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ»
Цыреновой Ирины Валерьевны,
учителя начальных классов
по Основам религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы светской этики»
4 «Г» класс
Рассмотрено на звседании
2017-2018 учебный год.
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО II поколения, Основной образовательной программы МАОУ «СОШ №40» и авторской программы А. Шемшуриной «Основы светской этики».
Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс — просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.
Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.
Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.
В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
дать представление об основных нормах нравственности, первичные
представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.
развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно — нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания — понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и программами начального общего образования предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю (34 ч)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные результаты.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
понимать и сопереживать чувствам других людей.
проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
осознавать ценности человеческой жизни.
Формы учебной работы на занятиях в рамках курса.
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения программы
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа.
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Добрым жить на белом свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил-добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеек нашей речи.
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Жизнь священна.
Человек рожден для добра
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек — чело века.
Слово, обращенное к себе
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ п/п Раздел Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся 1 Этика общения 4 Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. 2 Этикет 4 Отвечают на вопросы; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. 3 Этика человеческих отношений 4 Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение 4 Этика отношений в коллективе 4 Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу 5 Простые нравственные истины 4 Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы. Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал. Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. Анализируют высказывания о нравственном выборе. 6 Душа обязана трудиться 4 Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. 7 Посеешь поступок – пожнешь характер 4 Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу. Пишут мини-сочинение. 8 Судьба и Родина едины 6 Составляют список нравственных качеств; обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу Всего: 34часа
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы светской этики»
№п/п Тема урока Кол-вочасов Дата Характеристика деятельности учащихся Требования к уровню подготовки обучающихся Предметные результаты Универсальныеучебные действия Этика общения (4 часа) 1 Добрым жить на белом свете веселей Читать и понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания — ориентироваться в словарях и справочниках;- формулировать выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать П. , — принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К. , — адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;Р. , — планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 2 Правила общения для всех 3 От добрых правил — добрые слова и поступки 4 Каждый интересен Этикет (4 часа) 5 Премудрости этикета Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводятитоги урока; готовятся к работе над проектом. — знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, — познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений П. , — строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями, новыми этическими категориями. , — слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; — излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;Р. , — планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. 6 Красота этикета 7 Простые школьные и домашние правила этикета 8 Чистый ручеек нашей речи Этика человеческих отношений (4 часа) 9 В развитии добрых чувств – творение души Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняюттаблицы; выполняют словарную работу; Пишутмини-сочинение ориентироваться в словарях и справочниках;- определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера П. , — владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; — строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. , — владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;Р. , — осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. 10 Природа – волшебные двери к добру и доверию 11 Чувство Родины 12 Жизнь протекает среди людей Этика отношений в коллективе (4 часа) 13 Чтобы быть коллективом Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечаютна вопросы, выполняют словарную работу формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности П. , — строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. , — сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;- понимать и сопереживать чувствам других людей;- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. , — осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. 14 Коллектив начинается с меня 15 Мой класс – мои друзья 16 Ежели душевны вы и к этике не глухи Простые нравственные истины (4 часа) 17 Жизнь священна Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечаютна вопросы, выполняют словарную работу формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности П. , — строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. , — сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;- понимать и сопереживать чувствам других людей;- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. , — осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. 18 Человек рожден для добра 19 Милосердие – закон жизни 20 Жить во благо себе и другим Душа обязана трудиться (4 часа) 21 Следовать нравственной установке Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводятитоги урока; готовятся к работе над проектом. — формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека- осознавать ценность человеческой жизни П. , — строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. , — излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;- понимать и сопереживать чувствам других людей;- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. , — осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями 22 Достойно жить среди людей 23 Уметь понять и простить 24 Простая этика поступков Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа) 25 Общение и источники преодоления обид Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняюттаблицы; выполняют словарную работу; Пишутмини-сочинение формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве,о значении ответственности в жизни людей П. , — владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; — строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. , — владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания- понимать и сопереживать чувствам других людей;- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. , — осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. 26 Ростки нравственного опыта поведения 27 Доброте сопутствует терпение 28 Действия с приставкой «со-» Судьба и Родина едины (6 часов) 29 С чего начинается Родина Формулируют проблемныевопросыПланируют алгоритм решения проблемы,записывают проблемныевопросы. Читают текст учебника с комментированием;работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемныевопросы. — знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы культурной традиции многонационального народа России П. , — принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; К. , — адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;Р. , — планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 30,31 В тебе рождается патриот и гражданин 32 Человек — чело века 33 Слово, обращенное к себе 34 Обобщение пройденного