4 Класс
- 73322294

Упражнения по русскому языку 5 класс повторение изученного в 4 классе

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Контрольная работа №1 (5 класс)

Прочитайте и озаглавьте текст.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, раскройте

Из предложения 5 выпишите слово, в котором происходит оглушение

(на конце вместо звонкого слышится глухой согласный). Подберите к

нему проверочное слово. Разберите слово фонетически.

Из предложения 7 выпишите слово, в котором количество букв больше,

чем звуков.

Из предложений 3-4 выпишите слово с непроизносимой согласной в

корне. Через точкус запятой запишите свои пять примеров с

непроизносимой согласной в корне слова.

Из предложения 3 выпишите слова с орфограммой «Проверяемая

безударная гласная корня». Обозначьте морфемный состав этих слов.

Тип урока: урок повторения и обобщения

Форма урока: урок-сказка

Класс: 5 класс

  • повторить и обобщить изученный материал по теме;
  • повторить изученный материал по литературе о русских народных сказках;
  • закрепить навык работы с орфограммами этого раздела;
  • уметь писать слова на изученные орфограммы;
  • уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции;
  • воспитывать интерес к русскому языку, к устному народному творчеству;
  • воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www. prodlenka. org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1. 01217 от 19. 2019. Услуга:
Дополнительное профессиональное образование. По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг
и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр
Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.

Задания по русскому языку для 4 класса. Включают в себя 16 заданий. Материал будет полезен для учителей.

  • Вставь пропущенные буквы, запиши слова в три столбика. Подчеркни орфограммы. Впиши в каждый столбик по одному слову.
  • Исправь в тексте ошибки
  • Вставь пропущенные буквы
  • Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их. Выдели в них окончания
  • Измени прилагательные по вопросам
  • Выпиши существительные в три столбика
  • Подчеркни однокоренные слова, выдели в них корень
  • Найди слова с приставками, выдели приставки
  • К глаголам из текса поставь вопросы, выпиши. Определи время, число глагола и, если можно, род
  • Выпиши только те слова, с которыми НЕ пишется раздельно
  • Разбей слова на три группы по частям речи. Запиши их в три столбика. Вставляй пропущенные буквы.
  • Прочитай текст. Определи тему текста и его главную мысль.
  • Вставь безударные окончания имён прилагательных, окончания выдели в рамочку
  • Исправь ошибки
  • Подчеркни грамматическую основу. Найди предложения с однородными членами, покажи графически их наличие

Повторение изученного в 4 классе

Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:

2)мол — мул;

3)лак — лыко.

Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв:

3) люк.

Укажите слово, в котором все согласные звуки твердые:

3) жила.

Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие:

3) широко.

Укажите слово, в котором все согласные звуки глухие:

Укажите слово, в котором все согласные звуки звонкие:

3) просьба.

Отметьте слово, у которого на конце оглушается согласный:

3) закат.

Отметьте слово, в котором шипящий звук твердый:

3) мощи.

Укажите слово, состоящее из четырех звуков:

3) дочь.

Укажите слово, состоящее из пяти звуков:

3) зимою.

Укажите слово, состоящее из шести звуков:

3) любовь.

Укажите слово, в котором пишется ь:

Отметьте слово, в корне которого пишется о:

3)к. сьба.

Отметьте слово, в корне которого пишется е:

3)н. сти.

Отметьте слово, в котором гласная в корне не проверяется ударением:

3)в. терок.

Отметьте слово, в котором пишется ь:

3)ад. ютант.

Укажите слово, в котором пишется ъ:

3)обез. яна.

Укажите слово с двойной согласной:

1) кристал. ный;

2)кристал. ический.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС.

ТЕМА «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Задание 1. Диктант.

Лесной праздник.

В лесу веселье. Солнце встаёт рано, а ложится поздно. Усердно

светит всем на земле. Лёгкий туман не окутал деревья. Вот поднялось над

лесом яркое солнышко. Оно прогнало туман, осветило всё вокруг

каждой веточке показались зелёные пальчики. Это распускаются листья.

Начался лесной праздник. Засвистал в кустах соловей. В лужах

квакают лягушки. Цветёт ландыш. Майские жуки носятся всюду с

гудением. Звонко, радостно кукует кукушка. Каждый веселится на свой

Задание 2. Найди и выпиши из текста: А — одну частицу, Б — один союз, В —

один предлог.

Задание 3. Найди и выпиши наречие. Докажи с помощью вопроса:

А — всюду. Б — в лесу. В — всё. Г — на свой.

Задание 6. Выпиши грамматическую основу из предложения:

ВОТ ПОДНЯЛОСЬ НАД ЛЕСОМ ЯРКОЕ СОЛНЫШКО.

Задание 7. Подбери три однокоренных слова разных частей речи к слову

Задание 8. Подбери три формы к слову ТУМАН.

Задание 9. Озаглавь данный текст.

Задание10. Выпиши по одному примеру на названную орфограмму,

подчеркни букву — орфограмму и ту морфему, где она находится:

А — разделительный Ъ и Ь.

Б – глаголы на ТСЯ и ТЬСЯ.

В – непроизносимая согласная.

Г — парная согласная в корне слова.

Д – НЕ с глаголами.

Е – И, У, А после шипящих.

Ж – Ь на конце после шипящих.

З – безударная проверяемая гласная в корне слова.

И – правописание предлогов и приставок.

Стартовая диагностическая работа по русскому языку в 5 классе.

В каком слове все согласные звуки мягкие:

1) день;2) пенал;3) скользкий;4) дорога.

В каком слове звуков меньше, чем букв:

1) чувство;2) собака;3) ёлка;4) мороз.

В каком слове нельзя проверить ударением безударную гласную в корне:

В каком слове нет непроизносимых согласных:

В каком слове следует писать букву ь:

В каком ряду все слова соответствуют правилу правописания удвоенной согласной в корне слова:

Укажите слово без Ь на конце:

Какое из данных слов является проверочным для остальных:

Найдите имя существительное:

1) опоздал;2) рад;3) разговор;4) скоро.

А10. Какое слово среди приведённых не является однокоренным?

1) морской;2) моряна;3) море;4) морить.

1) часть слова, которая служит для образования новых слов;2) часть слова, которая служит для связи слов в предложении;3) неизменяемая часть слова;4) общая часть родственных слов.

А12 Укажите, где надо писать окончание –ом:

А13. В каком из примеров прилагательное употреблено не в том значении, что в других?

1) золотая монета, 2) золотые часы,3) золотая брошь, 4) золотой характер.

А14. В каком примере пропущена буква Е?

А15. В каком слове есть приставка под-?

1) подруга, 2) подвинуть, 3) бесподобный, 4) преподнести.

Часть Б.

Прочитайте предложения и выполните задания Б1 – Б8.

И народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Поэтому эта красногрудая птица и зовётся снегирём. Почти всегда так бывает. Чуть раньше первого снега появляются снегири.

Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.

1) А, Г, Б, В 2) Г, А, В, Б3) Г, Б, В, А 4) А, В, Г, Б

Из предложения Г выпишите грамматическую основу.

Найдите ошибку в анализе предложения Б.

1) Это предложение повествовательное. 2) Главные члены – птица зовётся. 3) Это предложение распространённое. 4) Предложение по интонации восклицательное.

Сделайте морфемный разбор словаПрилетели

Сколько словосочетаний в предложении Б? Запишите цифрой.

Найдите в тексте и выпишите имя прилагательное, стоящее в женском роде, единственном числе, именительном падеже.

Найдите в тексте антоним к слову «исчезают» и выпишите.

Выпишите из текста глагол в прошедшем времени.

Часть А:А1 – 1А2 — 1А3 – 2А4 — 3А5 – 1А6 – 2А7 – 3А8 – 4А9 – 3А10 – 4А11 – 1А12 – 3А13 – 4А14 – 4А15 — 4Часть Б:Б1 – 2Б2 — появляются снегириБ3 – 4Б4 –Б5 – 4Б6 – красногрудаяБ7 – появляютсяБ8 – прилетелиУровни:2 – высокий уровень1 – средний уровень0 – низкий уровень18 — 23 – высокий уровень10 — 17 – средний уровень9 и менее – низкий уровень

Тест по русскому языку для 4 класса

УМК «Школа России»

Повторение за курс начальной школы

Тест предназначен для проведения мини-зачетов по русскому языку в 4 классе в 4 четверти. Задания охватывают изученные темы и служат для обобщения, систематизации и проверки знаний за курс начальной школы. Тест имеет два уровня сложности. За каждый правильный ответ выставляется по 1 баллу (для заданий 1-5) и по 2 балла (для заданий 6-15). За 1 допущенную ошибку (в заданиях 6-15) снимается 1 балл. Максимальное количество баллов за тест 25.

Инструкция для учащихся.

Внимательно прочитай задание и обдумай его. Закрась кружок рядом с тем ответом, который ты считаешь правильным. Если задание требует записи слова, цифры или перечисления признаков, то для этого есть специальное поле:                                    Ваш ответ __________________ , куда делаются необходимые записи.

В случае ошибки, можно зачеркнуть неправильный ответ и выбрать, записать новый.

В каждом тестовом задании с 1 по 5 — один правильный ответ, в заданиях 6-15 могут быть несколько правильных ответов.

Выбери букву, которая пропущена во всех словах: объ зжать, обд лять,обм рять,        обр зать.

Укажи слова с ударением на первом слоге.

  • щавельцементсвекланачать
  • щавель
  • цемент
  • свекла
  • начать

В каком слове отсутствует приставка?

  • скаласъехатьсходкасварка
  • скала
  • съехать
  • сходка
  • сварка

Укажи слова с предлогом.

  • (по)ехали(по)други(по)бережье(по)берегам
  • (по)ехали
  • (по)други
  • (по)бережье
  • (по)берегам

В каком слове звуков больше, чем букв?

  • инеймаякпьетель
  • иней
  • маяк
  • пьет
  • ель

Выбери слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

  • кореньсолдатлевшаводакартофельхолод
  • корень
  • солдат
  • левша
  • вода
  • картофель
  • холод

В каком слове все согласные звуки мягкие?

  • сеятьсентябрьясеньяркий
  • сеять
  • сентябрь
  • ясень
  • яркий

Укажи имена существительные 2-го склонения.

  • в школев кроватив классев морев папке
  • в школе
  • в кровати
  • в классе
  • в море
  • в папке

В какой строке на месте пропуска в окончании имени прилагательного пишется буква   « е » ?

  • за дальн м озеромв син м море весенн м тепломпоздн й осени
  • за дальн м озером
  • в син м море
  • весенн м теплом
  • поздн й осени

Отметь глаголы единственного числа 2-го лица настоящего времени.

  • читаюпрочиталдочитаешьперечитаетзачиталсядочитаем
  • читаю
  • прочитал
  • дочитаешь
  • перечитает
  • зачитался
  • дочитаем

Выбери строку, в которой правильно указаны главные члены предложения: Дернул рыбак удочку и вытащил окунька.

Запиши цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении: Сучья (1) ломались (2) скрипели (3) трещали.

Ваш ответ ________________________________

Определи падеж и число имени прилагательного в предложении: Корни яблони тянут из земли питательные соки.

Ваш ответ _____________________________

Запиши синоним к слову загремел.

Слово какой части речи отсутствует в данном предложении: Вьется в воздухе осенняя листва.

  • глаголимя существительноеместоимениепредлогсоюзимя прилагательное
  • глагол
  • имя существительное
  • местоимение
  • предлог
  • союз
  • имя прилагательное

Правильные ответы.

в классе, в море

в синем море, поздней осени

дернул рыбак и вытащил

, мн.

Канакина,  В. Горецкий. Учебник «Русский  язык» 4 класс в 2 частях. : «Просвещение»,  2018г.

Канакина, Г. Щёголева  Русский  язык. Сборник  диктантов  и  самостоятельных  работ. : «Просвещение»,  2017 г

Никифорова. КИМ  «Русский язык»  4 класс. : «ВАКО» 2016г.

Итоговое тестирование по русскому языку для учащихся 5 класса

Обведите кружком номер правильного ответа.

Укажите существительное с окончанием е.

б) не знал об этом событи.

в) путешествовал по Инди.

г) сидел на лошад.

В каком ряду во всех словах пропущена буква е(ё)?.

б) яркой свеч. й, ш. л, крыш

Укажите существительные с суффиксом –чик-

а)докдад. ик в) смаз

а) И как тебе не лень с утра до вечера трудит. ся целый день!

б) Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собрат. ся с силой.

в) Но курам никогда до облак не добрат. ся!

г) Как взмолит. ся золотая рыбка!

В каком слове нулевое окончание?

а) направо в) растут

б) прыжок г) растоплю

Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) маленький в) небольшой

б) миниатюрный г) младший

Какое утверждение верно?

Ночь прошла и к утру лег первый мороз.

а)Простое предложение с однородными членами,

перед союзом И запятая не нужна

б)Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

в) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна

г) Простое предложение с однородными членами,

В каком ряду во всех словах пропущена е:

а) Печка неж. т, а дорожка уч.

б) День хвал. тся вечером.

в) Солнце встан. т, так и утро настан.

г) День на день не приход. тся.

В каком примере не пишется слитно?

а) Иван Петрович никогда (не)выходил из себя.

б) В прошлом году (не)было сильных морозов.

в) Утром мне слегка (не)здоровилось, и я остался дома.

г) Дедушке (не)нравится мое пение.

В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

а) гореч. , кирпич. , стрич.

б) пять груш. , полноч. , ландыш пахуч.

В каких примерах не пишется раздельно ?

а) То (не) ветер ветку клонит.

б) Надежда – верная сестра (не)счастью.

в) Рассказывать (не)былицы.

г) (Не) погода волновала нас , а отсутствие снаряжения.

Найдите ошибку в произношении слова.

В каком ряду во всех словах безударная глас­ная в корне проверяется ударением?

а) разд. вать, увл. кать, гл. тать

б) м. лина, отл. читься, возр

в) р. бина, к. лина, к. нфета

г) изл. жение, выр. с, обл. гчить

Укажите неверное утверждение.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

а) это предложение повествовательное

б) это предложение простое

в) главные члены — тучи собирает

г) это предложение распространенное

Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко.

б) Показалась ранняя зорька, и журавли опять отправи­лись в дальний путь.

в) Наедине с тобою брат хотел бы я побыть.

г) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь сереб­рит.

Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.

а) песня в) жук

б) шубка г) помощь

Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан.

Больше всего эта шишка походила на кокарду.

Вместо нее прямо на шее был прикреплен огромный клюв с какой-то шишкой на переносье.

Собственно головы у него, казалось, и не было.

а) А, Г, Б, В в) В, Г, Б, А

б) Г. В, А, Б г) А, Г, В, Б

У какого слова лексическое значение опреде­лено неверно?

а) зодчество — строительное искусство, архитектура

б) жюри — группа специалистов, присуждающих пре­мии на конкурсе

в) изморось — иней на ветках деревьев, на проводах

г) изумрудный — ярко-зеленый

Контрольная работа по теме

«Повторение пройденного в 1-4 классах».

Пояснительная записка.

Контрольная работа представляет собой диктант объемом в 84 слова, который проводится с целью выявления прочности знаний у учащихся по русскому языку за 1-4 классы, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации.

В данном тексте часто встречаются такие орфограммы: правильное обозначение безударного гласного звука, парного согласного и непроизносимого согласного звука буквой на основе знаний правила проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова; правильная запись сочетаний гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; точное употребление мягкого знака в разных позициях в слове; правильное обозначение буквами окончаний частей речи; обозначение интонации предложения соответствующими знаками препинания.

После написания диктанта обязательным является выполнение 4 грамматических заданий с целью оценки умений определять грамматическую основу предложения, части речи, определять число, падеж и склонение имен существительных, определять спряжение глагола. Выделенные орфограммы произносятся четко.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1негрубой орфографической или 1негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и грамматического задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 4-х заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено 3 задания.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении грамматического задания, учитываются при выведении оценки за диктант.

Мы идём по узкой дорожке. Под яркими лучами солнца горит, сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой пролегает болото. По нему шагать опасно.

Мы входим в лесную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Тишь и прохлада в лесу.

Посмотришь вверх и увидишь пушистую белку. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки, и пошли к деревне по крутому подъёму. Здесь конец нашего интересного путешествия, но мы вернёмся сюда ещё.

Грамматическое задание.

Найти и подчеркнуть прилагательные:

1 вариант 2 вариант

Прохладный, прохлада, Голубизна, голубой

охладить, прохладительный голубенький, голубеть

Указать род, склонение, падеж существительного:

В лесу В чащу

Определить вид и время глагола:

Горит, постояли Сверкает, прыгнул

Из 3-го предложения Из 4-го предложения.

Диктанты по русскому языку для 5 класса по теме «Повторению изученного в 1-4 классах»

Контрольный диктант «Белки»

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далёкие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые весёлые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки. (77 слов) / По И. Соколову-Микитову

  • Выпишите два слова, в которых есть
    1 вариант — орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих»;
    2 вариант — «Безударные проверяемые гласные в корне слова».
  • Обозначьте морфемы в словах
    1 вариант — (в) дуплах, голодные, перебегают;
    2 вариант — грибов, широкие, забегают.
  • Найдите два существительных
    1 вариант — в форме родительного падежа множественного числа;
    2 вариант — в форме винительного падежа множественного числа.
  • Подчеркните личное местоимение, укажите его падеж.

Контрольный диктант «Восход солнца»

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов) / По И. Соколову-Микитову

  • Выпишите два слова, в которых есть
    1 вариант — орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих»;
    2 вариант — «Безударные проверяемые гласные в корне слова».
  • Подчеркните личное местоимение, укажите его падеж.

Диктант «В лесу»

Мы идём по узкой дорожке2 берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. 4 Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим2 в зелёную чащу. 4 Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую2 шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия. (89 слов)

Диктант «Летняя гроза»

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. 4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная2 даль. 4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце. (76 слов)

Диктант (Озаглавить

Наступила осень. Светит грустное2 солнце. На стройных берёзках2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима. (95 слов)

Контрольные и проверочные диктанты по теме «Повторению изученного в начальных классах» Русский язык 5 класс «Школа России»

Из опыта работы (Орфограмма )

учителя начальных классов

Кузнецовой Ирины Александровны

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе.

Презентация к уроку

Тема : «Повторение по разделу «Орфография»»

Цель: закрепить умения находить в словах орфограммы разных видов, уметь их проверять и записывать без ошибок

-обобщить и систематизировать знания об изученных орфограммах;

-развивать орфографическую зоркость, умения работать в парах;

-формировать умения распознавать опасные места- орфограммы;

-создать условия для развития мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать ;

-воспитывать познавательный интерес, прививать навыки дружеского общения

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные УУД : формировать навыки проверки разных видов орфограмм, применять полученные знания при решении разных упражнений.

Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к русскому языку, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Регулятивные УУД : понимать учебную задачу урока, осуществлять решение этой задачи, определять цель учебных заданий, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Личностные УУД :формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Ход урока.

«Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив. певуч. выразителен, гибок, ловок, вместителен ».

-Прикоснитесь ладошками друг к другу и давайте пожелаем себе и своим товарищам успешной работы на уроке, умных мыслей, взаимопонимания.

-Внимательно спишите число, классная работа.

ДОСКА (д в а ц а т д и в а т а й а а п р э л а )

Клас. ная р. бота.

-Почему не пишите? С какой целью я так написала?(чтобы задумались ,как правильно написать) А зачем?(Если не будем знать русский язык, уметь грамотно писать, это значит не любить и не уважать себя прежде всего)

-Что же нужно знать ,чтобы правильно писать слова?

Запись числа и классной работы в тетради.

III. Создание и закрепление ситуации успеха.

-Какую цель поставим?(учиться видеть опасности в словах и преодолевать их без ошибок)

-По каким признакам можно определить орфограммы?

-Где они могут прятаться?

-Какие виды орфограмм встречаются в словах?

-Будем учиться объяснять написание слов с изученными орфограммами.

Систематизация знаний об орфограммах.

-Какие виды орфограмм вы знаете? Проверять умеете?

РАБОТА В ГРУППАХ. (повторение правил работы в группах: применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением других и т

-На листочках написать алгоритм или план проверки орфограмм с примерами

Дети выбирают «свою орфограмму»(Орфограмма в окончаниях, правописание ь после шипящих, безударная гласная в корне, удвоенные согласные, парные звонкие и глухие согласные, правописание Ь и Ъ)

Выслушиваем каждую группу(обязательны ДОКАЗАТЕЛЬСТВА)

-Какую задачу решили? Решили?

Наступила (насыпь)весна(вестник). Из-за далекого(даль) моря прилители (призма, прилёт) ласточки. Ани(он)вьют гнёзда. Записывают в тетради.

ОФОГРАММУ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ ПРОВЕРЯЕМ ПО СИЛЬНОЙ В ТОЙ ЖЕ ЧАСТИ СЛОВА С ТЕМ ЖЕ ЗНАЧЕНИЕМ.

-Все ли способы проверки подчиняются ОЗР?(нет) Как быть?( по словарю, по правилу)

Для детей, у кого трудности- вставить пропущенные буквы(Стихотворение Ф. Тютчева)

Найти и выписать слова из текста в группы по видам орфограмм(Упр. 310)

«Корректор»( письмо с ошибками – исправь и докажи)

Написать изложение или сочинение.

Дети выбирают и выполняют задания. Взаимопроверка или самопроверка.

Творческая работа. СЛАЙД 9+музыка П. Чайковского «Подснежник»

Дети пишут мини-сочинения на тему «ВЕСНА». Самопроверка.

-Какую задачу ставили?

Подведение итогов.

-Какие цели и задачи ставили в начале урока?

-Решили ли мы их? Дети делают вывод.

-Я доволен своей работой на уроке.

-На уроке я работал неплохо

-На уроке мне было трудно.

Учитель подходит к ученику , берет его ладошку в свои руки и просит продолжить фразу:

Придумать свои задания по данной теме для одноклассников

Написать сочинение-рассуждение на тему : «Как стать гением орфографии?»

5 класс (тестирование)

«Повторение изученного в начальной школе»

Цель: проверить знания, умения и навыки, полученные в начальной школе

«Повторение изученного в начальной школе: орфограммы»

Найдите слова, которой произносится не так, как пишется?

В каком ряду записаны слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением?

сна, м. тель

В каком яду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

В каком слове нет непроизносимого согласного в корне?

  • вес.ник
  • чудес.ный
  • мес.ный
  • со.нце

Из данного предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие?

Шесть умножить на девять.

В каких случаях употребляется Ь и почему? (Ответ должен быть полным)

«Повторение изученного в начальной школе: имя существительное»

В каком словосочетании есть имя существительное 3 склонения?

  • шампунь для волос
  • работа в тетради
  • купили тюль
  • играет на рояле

В каком словосочетании есть имя существительное в предложном падеже?

  • пожелай удачи
  • покрылись инеем
  • песня из кинофильма
  • в роли Дубовского

В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

В каком слове на конце не пишется Ь знак?

И данного предложения выпишите имя существительное 3 склонения.

Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.

Какова роль имени существительного в предложении? (на примере предложения задания В1)? (Ответ должен быть полным)

«Повторение изученного в начальной школе: имя прилагательное»

Какое имя прилагательное может употребляться в роли имени существительного?

  • столовая ложка
  • грибной дождь
  • зелёная листва
  • резвая белка

В каком словосочетании есть имя прилагательное в винительном падеже?

  • на безлюдной улице
  • хожу по мягкому ковру
  • букет веселых ромашек
  • нарисовал затейливый узор

В каком словосочетании вместо слова ДРУЖНЫЙ нужно употребить слово ДРУЖЕСКИЙ?

  • дружные всходы
  • дружная улыбка
  • дружный класс
  • дружная работа

Из данного предложения выпишите имя прилагательное в родительном падеже?

Новую страницу в создании литературных сказок открыл А. Пушкин.

Чем отличается имя прилагательное от имени существительного? (Ответ должен быть полным)

«Повторение изученного в начальной школе: глагол»

Какое утверждение ошибочно?

  • Изменение глаголов называют спряжением.
  • Все глаголы изменяются по родам.
  • Лицо глагола можно определить по местоимению
  • В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого

Какой глагол относится ко 2 спряжению?

  • жить
  • копать
  • плести
  • пилить

В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

Из данного предложения выпишите слово (слова), с которым (с которыми) НЕ пишется слитно?

(Не)погода (не)хочет уняться, (не)лепо выходить из дому.

Какое значение в речи имеют глаголы? (Ответ должен быть полным)

«Повторение изученного в начальной школе: местоимения, служебные части речи»

Какое слово не является местоимением?

Какое слово с Не пишется слитно?

  • (не) знаю
  • (не)беги
  • (не)стись
  • (не)видел

В каком ряду оба слова являются местоимениями 2 лица?

  • вас, мне
  • их, она
  • тебя, вам,
  • вас, его

В каком словосочетании нет предлога?

  • (во)шёл быстро
  • катался (во)дворе
  • играет (на)гитаре
  • вышел (из)дома

Из данного предложения выпишите предлоги.

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним.

С1 Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? (Ответ должен быть полным)

Какое слово пишется не так, как произносится?

  • игра
  • стол
  • солнце
  • кусок
  • с.стра, танцу.т
  • селё.ка, попы.ка
  • по рощ., уход.т
  • в.шневый, стр.ла
  • старает.ся, молодёж.
  • в.юнок, с.ёмка

В каком словосочетании вместо слова ПЕСЧАНЫЙ нужно употребить слово ПЕСОЧНЫЙ?

  • песчаная почва
  • песчаный пляж
  • песчаное тесто
  • песчаный берег
  • строгий учитель
  • часовой механизм
  • твёрдый знак
  • светлый день
  • оглядываться
  • рисовать
  • стелить
  • идти

Из данного предложения выпишите все предлоги.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.

Напишите часть(части ) речи, которой (которыми) выражены однородные члены в предложении задания В1.

Из предложения заданияВ1 выпишите глагол (глагол), в котором (в которых) есть приставки.

Почему в предложении задания В1 слово «Ворона» написано с прописной буквы?

(Ответ должен быть полным, его нельзя начинать со союза «потому что»)

Просмотр содержимого документа

«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 5 класс (тестирование) «Повторение изученного в начальной школе»»

Тетрадь
по русскому языку
учени_        5_класса
_______________
________________

Повторение в начале учебного года
Состав слова
Упражнение 1
Подберите однокоренные слова. Диво — ___________________________________________________________
Слава — __________________________________________________________
Даль — ___________________________________________________________
Тряска- __________________________________________________________
Вина -____________________________________________________________

Упражнение 2
Разберите слова по составу. Загадка,  тормозишь, ночной, жёлтенький, лётчик, чистенький, пролетают,
лимонный, чугунный, карман, молчаливый, прославлять, удивительный, дальний, безвинный, встряхнуть.

Упражнение 3                                                                   
Выпишите однокоренные слова. А)   Гора, гористый, горный, горец, горе. Водитель, водяной, водить, вода. Делит, дело, разделить, деловой, делец. Б)    Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал он.

Правописание безударных гласных
Упражнение 4
Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова. р_веть – р_в                      выст_вка – ст_вить              з_ма – з_мний
затр_щал – тр_ск              нач_ла – нач_ло                   уд_вительно –д_во
встр_чать – встр_ча         затр_щал – тр_ск                 тр_сёт – тр_ска
хл_потать – хл_поты       т_желый –т_жесть               т_рговать –т_рг
взгл_нуть – взгл_д           тр_пинка – тр_пы                просл_влять – сл_ва

Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова. др_жать -__________                         др_знить- ___________
ч_совщик -__________                      м_ряк -_________________
ж_леть -_____________                     з_л_то — _________________
л_петал- _____________                    см_треть-________________
т_нуться -____________                     вр_дитель — ______________
св_тлеет -____________                     уд_вительный- _____________
прибл_жаться -_________                  сож_леть -_________________

Упражнение 6
Вставьте пропущенные безударные гласные. Л_нивый2  к_тёнок п_щит, щенок вес_ло в_зжит. П_сти ск_тину2 в д_лине пом_гала  п_стуху2 собака. Море с_нело, парус  б_лел вд_ли, песок сиял б_лизной. Ураганный ветер пов_лил б_льшие  с_сновые2 и _ловые д_ревья. На фоне н_чного неба над д_мами пок_залась луна.

Упражнение 7
Выпишите слова с проверяемой безударной гласной. Осень позолотила леса и поля. Пожелтели деревья в лесу. Дети шли по лесной тропинке. Потянул лёгкий ветерок. Настали холодные ночи. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 8
Вставьте пропущенные буквы. К_пуста, к_ртофель, м_рковь, ст_лица, п_м_дор, в_рона, с_рока, ур_жай,
к_рзина, б_рёза, л_сица, м_л_ток, ар_мат, д_ректор, п_ртрет, в_стибюль.

Упражнение 9
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически( что пишу, где пишу, почему пишу)
Р_бину называют  _сенней2  красавицей. Она не б_ится  хол_да, а её ягоды становятся2  сладкими2  от м_роза. Р_бина – п_лезная ягода. Она обогащает почву св_ими пл_дами, привл_кает массу птиц. А птицы истр_бляют вр_дителей л_сов.

Правописание согласных в корне слова

Упражнение 10
Вставьте пропущенные непроизносимые согласные. изве__ный – изве__ие                         преле__ный – преле___ь
радо__ный – радо___ь                        вку__ный – вку__
опа___ный – опа__ен                          чуде___ый – чуде__а
прекра__ный – прекра_ен                  вла__ный – вла___ь
ус__ный – ус__а                                  гру__ный – гру___ь
уча__вовать – уча___ие                     окре__ный – окре__
нена__ный – нена___ье                      жало___ливый – жалос__ь
здра__ствуй – здра__ие                      гиган__ский – гиган__ы
аген__ство – аген__                            ненави__ный – ненави__ь
обла__ной – облас__ь                        корыс__ный – корыс__ь

Упражнение11
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова. звёз_ный — _________                             поз_но — ____________
праз_ник — _________                            доблес_ный -___________
грус_ный — _________                            лес_ница — _____________
окрес_ность — _________                       мес_ность -_____________
свис_нул -____________                       чу_ ство -_______________
счас_ливый — __________                      радос_ный — ____________
капус_ный — ___________                     гиган_ский — ____________
ярос_ный — ____________                     облас_ной — _____________

Упражнение 12
Выпишите слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подберите к ним проверочные слова. Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят –я снова счастлив, молод!

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?. »
(А. Пушкин)

Упражнение 13
Вставьте пропущенные буквы. Поз_но, мес_ность, сер_це, трос_ник, чу_ства, со_нце, вкус_ный, опас_ный, здра_ствуй, ус_ный, счас_ливый, ненас_ный, извес_ный, звез_ный, ужас_ный.

Упражнение 14
Вставьте пропущенные буквы.

Ж_вые приметы. Ж_выми барометрами _вляются п_уки. Они не переносят сырости, поэтому ре_ко выходят на охоту утром. По утрам они по_вляются тогда, когда нет р_сы. А это верный признак скорого д_ждя. Подсказывают п_году и навозные жуки. Они ч_ще л_тают над л_сными д_ро_ками и тр_пинками. По_вление жука – верная примета х_рошей п_годы. Даже если и_росит дождь, а жук л_тает, ненас_ная п_года скоро кончится.

Упражнение 15
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи. См_треть, брош_ра, пред_юбилейный2, доро_ка2, кл_новый, _синовый,  не увидишь, по д_реву, налево, меня.

Упражнение16
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола. Посмотр_м, застел_м, среж_шь2, се_шь, слыш_те, мечта_те, наклон_шься2, увид_шься2, дыш_т, излуча_т, багрове_т, наскоч_т, распиш_т.

Упражнение 17
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение и лицо глагола. ( погонишься – 2 спр. , 2л. )
Угоща_ш_ся, залива_ш_ся, заверт_ш_ся, ласка-ш_, стел_ш_ся, чист_ш_ся,
стучиш_ся, побре_ш_ся, печал_ш_ся, напуга_ш_ся, верт_ш_ся, груз_ш_ся,
равняя_ш_ся, пачка_ш_ся, свяж_ш_ся, озира_ш_ся.

Упражнение 18
Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение существительных. Правильная реч_, много туч_, острый нож_, без груш_, вкусная дич_, ужасный смерч_, из-под крыш_, сильная фальш_, морской пляж_, без встреч_, звонкий мяч_, тысячи тысяч_, мягкий плюш_, лесная глуш_.

Упражнение 19
Вставьте пропущенные буквы, определите склонение, падеж существительных. К маск_, на асфальт_, на атлас_, без бирк_, о гибел_, около арк_,  о черемух_,
о ладон_, без жимолост_, у рощ_,  к  картин_,  из овчарн_, для вырезк_, о сирен_ без верхушк_, в ежевик_, для жизн_, до башн_, для площадк_, до дуэл_.

Упражнение 20
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи. Смотриш_, малыш_,  береч_, помощ_, дрож_,  нарядиш_ся, светиш_ся, плащ_, много дач, объеш_ся, у рощ_, ёж_, товарищ_.

Упражнение 21
Вставьте пропущенные буквы. Уд_вительно, разд_ваться, объед_ниться, просл_вление, д_лина, д_лекий,
землетр_сение, во_зал, рю_зак, спор__мен, посв_тить (рассказ), содр_гнуться, р_деющий, обв_нять.

Упражнение 22
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически. Это было как (в) ска_к_. Кл_новые2  лист_я  пов_сали  (на) нитках _сенней  п_утины. Лес прощ_лся (с) со_нцем. А при прощ_нии все бывают грус_ными. Солнечные2 зайчики играли на _павших лист_ях. Я выбрал зайчика п_крупней и накрыл пл_щом. Получилась мя_кая постель. Как хочет_ся сесть на неё после долгой хо_ьбы. Рядом, на куст ш_повника. Сл_телись п_грет_ся2  мо_ки. Сядет мо_ка  на лё-кий лист, а он (не) держит тяжест_, валит_ся (на) землю.

Работа над ошибками. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетание и простое предложение

Упражнение 23
Вставьте пропущенные буквы, выпишите все словосочетания. У л_сной п_ляны я увидел высокую многоцветную гр_зу. ___________________________________________________________________________________________________________________________________
 Упражнение 24
Проверочная работа
1. Найдите словосочетание  «сущХ. + прил. »
1едем направо;                           4. помощь друга;
2. в синюю высь;                          5. слушаю песню
3. тоскуешь по дому

2Найти словосочетание «сущ. Х + сущ

  • беседуем за столом                   4.на вершине ели;
  • густых ёлок                                5. Учишься с желанием
  • резкого ветра

Найдите словосочетания «глагол Х + сущ. »
1. объясняем пример                       4. растаяли снега
2. вырос гриб                                   5. беседовать с другом
3. поздним вечером

Укажите именные словосочетания
1. устный счёт;
2. участвовать в соревновании;
3. участвовать в игре;
4. чествовать победителя.

Укажите глагольные словосочетания
1. ужасный ветер;
2. расстилаться по вершине;
3. искусный мастер;
4. собирать крыжовник

Словосочетание –это___________________________________________
_______________________________________________________________
Если главное слово выражено____________________, то это словосочетание именное, если ____________________, то глагольное, если _______________, то наречное.

Упражнение 25
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, составьте схемы предложений.

  • Ле_кий в_терок гон_т  топит _блака.
  • Над цветами кружат_ся з_лотые пчёлы жадно п_ют сла_кий мёд.
  • Осень пришла и завладела садами п_лями и птицами.
  • На севере дерев_я растут медленно но вырастают  крепкими и могучими.
  • Лёнька взял шёлковую леску прив_зал к ней за хвост плотвицу и закинул её через лаз в подполье.
  • В садах растут и плодовые дерев_я и ягодные дерев_я и ягодные кусты.

Упражнение 26
Вставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы предложений.

  • На опушке леса росли цветы колокольчики ромашки гвоздики.
  • Мы взяли с собой всё необходимое  продукты одежду тёплое бельё.
  • Николай умеет делать всё водить машину поменять шины чинить паруса.
  • Листья лежали везде на потемневшей воде на побуревших тропинках.
  • Ни суровый климат ни густые леса ни болота ничто не пугало юных натуралистов.
  • На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег.

Упражнение 27
Вставьте пропущенные знаки препинания ,составьте схемы предложений. С б_ков доро_ки кустами росла с_рень и в самой глуши сада ст_яла бесе_ка. Капли д_ждя ре_ко застуч_ли и зашлёпали по лист_ям. В другой костёр дед полож_л сухие полен,я чтобы они горели всю ноч_. Он почу_ствовал что кто-то схватил его за руку. Когда отря_ подходил к реке по_вился пароход. Герда стала рассказывать обо всем что она испутала. Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.

Полный вариант рабочей тетради

Ход урока

Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-сказка (слайд 1). На этом уроке мы вспомним русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Назовите ее героев.

— К какому типу сказок она относится?

— По каким законам строятся волшебные сказки?

— Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

— Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы тоже встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича за Василисой Премудрой будет проходить через волшебный лес, хозяйкой которого является Королева Орфограмма. Без вашей помощи нашему герою с ней не справиться.

Путешествие по сказочному лесу

-Итак, в добрый путь!

Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.

Задание. Вставить пропущенные буквы (в скобках написать проверочное слово) (слайд 2).

— Перед выполнением задания вспомним: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?

  • Сл..зами горю не поможешь.
  • Риск – благ..родное дело.
  • В..лков бояться – в лес не х..дить.

Задание «Словарная разминка». Как следует писать непроверяемые гласные в корне слова? (Задание с диска: Курс русского языка (базовый). Электронный репетитор-тренажер. (ОРФО Агент 2004 (версия 8. 0)Проверка орфографии. «МедиаХауз»).

Задание: вставьте пропущенные буквы в слова с непроверяемыми гласными.

1 вариант – 1 столбик, 2 вариант – 2 столбик (слайд 3).

Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь (слайд 4). Чтобы медведь помог герою, необходимо выполнить несколько его заданий.

Что вы знаете о правописании непроизносимых согласных?

Задание. Запись под диктовку. Подчеркнуть непроизносимые согласные.

Солнце, тростник, известный, опасность, местность, сердце, окрестность, участник, вестник, ненастный.

— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой согласной в корне слова?

Задание. По лексическому значению определите слово. Подчеркните в этих словах непроверяемые согласные (слайд 5).

Спортивная командная игра с мячом, который забрасывают руками в кольцо с сеткой – (баскетбол)

Спортивная игра с шайбой на льду – (хоккей)

Заплечный мешок с лямками и карманами для переноса вещей – (рюкзак)

Название дороги с твердым покрытием – (шоссе)

Коллекция засушенных растений – (гербарий)

Первый дневной прием пищи – (завтрак)

— Чтобы Иван-царевич продолжил свой путь дальше, медведь предлагает еще одно задание. Вспомните, что нужно знать, чтобы правильно написать согласную в корне слова?

Задание: запишите слова, соответствующие картинкам. Обозначьте проверяемые согласные в корне слова (слайд 6).

(дуб, утюг, варежка, веревка, ложка, беседка).

Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень  (слайд 7). Обратился он к Ивану с такими словами: «Иван-царевич, какие гласные буквы пишутся после шипящих ж, ч, ш, щ? Какие есть слова-исключения?» Задумался Иван-царевич. Давайте ему поможем.

— Молодцы! Однако нужно выполнить еще одно задание на карточке по теме «Буквы и, у, а после шипящих» (Приложение 1).

Физкультурная минутка

Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц (слайд 8):

— Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала выполни карточку по теме «Разделительные ъ и ь» (Приложение 2).

— Ребята, давайте перед выполнением карточки вспомним, когда пишется разделительный Ъ, а когда разделительный Ь?

Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает (слайд 9). Щука умной оказалась и решила проверить орфограмму «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». А вы знаете?

Задание: распределите в два столбика: меч, дочь, уж, тушь, ключ, дичь, кулич, страж, мышь (слайд 10).

С мягким знакомБез мягкого знака

А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга (слайд 11). Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич пишет предлоги с существительными (Приложение 3).

Бросился Иван-царевич к заветному дубу. Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: «В этом сундуке Кощей прячет свою смерть» (слайд 12).

Чтобы Иван-царевич открыл этот сундук, вам необходимо ему помочь, разгадав слово. Давайте разгадаем его вместе!

Подведение итогов урока (слайд 13)

— Молодцы! И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. А помогли ему в этом вы, ребята! Понравился Вам урок?

Выставление оценок

Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы по карточкам, а также за устные ответы на уроке.

Домашнее задание

Подготовиться к контрольному диктанту.