4 Класс
- t1488543447an

Итоговые тесты по окружающему миру 4 класс плешаков фгос с ответами

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Итоговый тест по окружающему миру. 4 класс

Тест предназначен для проведения оценки качества достижения выпускниками начальной школы результатов обучения по окружающему миру.

Какую из перечисленных достопримечательностей можно увидеть в Санкт — Петербурге?

Храм Христа Спасителя Дворцовая площадь Царь — колокол Красная площадь

Что является объектом неживой природы? Выдели все верные ответы.

снежный ком бабочка на цветке солнце на небе многоквартирный дом

Что является причиной смены времён года на нашей планете?

вращение Земли вокруг своей оси влияние других планет Солнечной системы вращение Земли вокруг Солнца вращение Луны вокруг Земли

Укажи, что из перечисленного не является государственным символом России.

герб марш флаг гимн

Что не является плодом?

слива редис персик яблоко

Какие из указанных полезных ископаемых используют в строительстве и отделочных работах? Укажи все верные ответы.

каменный уголь и природный газ железную руду и медный колчедан кварцевый песок и гранит известняк и глину

Выбери группу, в которой все слова и словосочетания относятся только к исторической науке.

исторический источник, археология, Средневековье исторический источник, астрономия, археология, глобус телескоп, исторический источник, археология

В каком веке происходила война России с армией Наполеона Бонапарта?

в XX веке в XIX веке в XVII веке в XVIII веке

Укажи все утверждения, в которых допущены ошибки.

Скелет человека очень крепкий и состоит из большого числа костей. Кости мягкие, они легко гнуться, поэтому человек может нагибаться и или поднимать руки Чтобы мышцы были крепкими, им нужно как можно больше оставаться без движения От скелета и мышц зависит осанка человека

Укажи естественный водоём.

канал река водохранилище производители

Итоговый тест по разделу «Страницы истории Отечества»

(окружающий мир, 4 класс)

В заданиях А1 – А18 отметь один правильный ответ знаком ۷

А 1. Чем НЕ занимались древние славяне?

А 2. В каком году было крещение Руси?

в 1147 г

в 988 г

в 1703 г

в 1237 г

А 3. Какой город стоит на берегу реки Волхов у Ильмень-озера?

А 4. Как называлась славянская азбука?

А 5. Новгородский князь, разбивший войска шведов и немецких рыцарей.

А 6. Кто основал Троицкий монастырь?

А 7. Чем закончилось стояние на реке Угре?

победой русского войска

победой войска Золотой Орды

закончилась зависимость Руси от Орды

Золотая Орда и Русь объединились

А 8. Первая печатная книга называлась:

Повесть временных лет

А 9. Какой праздник отмечается в современной России 4 ноября?

День народного единства

День защитников Отечества

А 10. Когда был заложен город Санкт-Петербург?

в 1721 г

в 1700 г

в 1713 г

А 11. Что НЕ относится к деятельности М. В Ломоносова?

открыл атмосферу на Венере

составил проект учреждения Московского университета

организовал первую русскую химическую лабораторию

основал первый русский музей — Кунсткамеру

А 12. Великий русский флотоводец, командующий Черноморским флотом, разгромивший турецкий флот

А 13. Почему было принято решение отдать Москву Наполеону?

русские солдаты не хотели сражаться

русское командывание хотело сберечь свою армию

армия Наполеона была сильнее

главнокомандующий русской армией был тяжело ранен

А 14. Кто из царей подписал манифест о крестьянской вольнице?

А 15. Как называется группа людей, которая выдвигает свою программу развития общества?

А 16. Союз Советских Социалистических Республик образовался

в 1914 г

в 1922 г

в 1917 г

в 1930 г

А 17. Переломным событием в ходе Великой отечественной войны является

битва под Москвой

Сталинградская и Курская битвы

А 18. К достижениям послевоенной истории нашей страны не относятся

добыча полезных ископаемых в Сибири

строительство крупных электростанций

В 1. На каких фотографиях изображены архитектурные памятники Древнего Киева? Отметь их знаком «+». Подчеркни их названия в списке.

Храм Христа Спасителя, Золотые ворота, Спасская башня, Зимний дворец, Софийский собор, Эрмитаж.

В 2. Соедини линией дату и событие. Заполни таблицу.

А 1812 г 1 Начало нашествия хана Батыя на Русь Б 1240 г 2 Куликовская битва В 1914 г 3 Ледовое побоище Г 1380 г 4 Невская битва Д 1242 г 5 Нашествие Наполеона на Россию Е 1237 г 6 Первая мировая война

А Б В Г Д Е

В 3. Узнай человека по описанию. Напиши его имя.

Он видел свой долг в том, чтобы править по заветам своих предков и передать царский трон своему сыну и наследнику Алексею — _________________.

Она была умна, прекрасно образована. Имела сильный характер, отличалась редким трудолюбием, обладала редким даром выбирать себе помощников и советников — _____________________.

Талантливый и трудолюбивый, он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк. По его предложению был открыт Московский университет, который носит его имя — _________________.

Неутомимый, волевой, деятельный и энергичный он все хотел постичь сам. Хорошо знал математику, навигацию, военное дело. Нравом был крут, не любил, когда шли наперекор его воле. При нем Россия превратилась в морскую державу — __________________.

Из сурового и жестокого он сделался добр и ласков ко всем. К нищим был щедр, больным приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мед. Опасаясь греха, он не хотел казнить даже разбойников. За то и любил его народ русский. При нем Русь приняла крещение — _____________________

В 4. Дополни предложения.

Главой Древней Руси был великий ___________ киевский, его советниками и помощниками ___________ , а опорой и поддержкой — верная и преданная ______________.

Великим Новгородом управляли ________________, которых выбирали на _______ — собрании всех граждан.

В 1917 году в России началась ____________ война. Сторонников большевиков называли ___________ , а их противников ____________.

В 5. Допиши определения.

Обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви (человека погружают в воду или кропят водой) — _____________.

Укрепленный центр древнерусского города, внутри которого располагались княжеский дворец, дома знати, главная городская церковь — ______________.

Государство монгол, образовавшееся в результате из завоеваний на Руси в начале XIII в. — ________________.

Объединение людей для защиты своей Родины от захватчиков — ___________________________

Люди, «прикрепленные» к своим владельцам, то есть господин имел право распоряжаться их судьбой — ________________________________.

Решительные действия с целью глубоких изменений в обществе — ____________.

В 6. Установи соответствие. Соедини линией название памятника и картинку. Заполни таблицу.

Памятник Юрию Долгорукому Памятник Кириллу и Мефодию Памятник Ивану Федорову Памятник К. Минину и Д Пожарскому Памятник Петру   Памятник М. Ломоносову А Б В Г Д Е

1 2 3 4 5 6

С 1. Рассмотри картину. Напиши 3-5 предложений о том, что ты знаешь об этом событии

Ответы на задания

А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 2 2 3 2 1 2 3 3 1 4 4 2 2 1 3 2 4 3

В1 3,4, Золотые ворота, Софийский собор В2 5, 4, 6, 2, 3, 1 В3 Николай II, Екатерина Великая, М. Ломоносов, Петр I, Владимир Красное Солнышко В4 1) князь, бояре, дружина2) посадники, вече3) гражданская, красные, белые В5 крещение, кремль, Золотая Орда, народное ополчение, крепостные крестьяне, революция В6 4, 6, 2, 3, 1, 5

Примерный ответ: На картине мы видим Бородинское сражение. Оно произошло во время Отечественной войны 1812 года между Россией и Францией. Русской армией командовал М. Кутузов. Армией французов – Наполеон Бонапарт. Сражение закончилось отступлением русского войска.

Критерии оценивания.

Задание Критерии А1 – А18 1 балл за правильный ответ,0 баллов, если ответ не верный В1 2 балла за полностью правильный ответ,1 балл, если правильно отмечены рисунки или подчеркнуты названия,0 баллов, если все ответы неправильные или отсутствуют В2, В3, В5, В6 2 балла за полностью правильный ответ1 балл за 3-5 правильных ответов,0 баллов в остальных случаях В4 2 балла за полностью правильный ответ,1 балл за 4-7 правильных ответов,0 баллов в остальных случаях С1 3 балла за полный правильный ответ2 балла, если верно названо событие и дата или событие и имена полководцев1 балл, если верно названо событие0 баллов в остальных случаях

Максимальный балл – 33 балла

80 – 100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60 – 80 % — оценка «4»

40 – 60% – оценка «3»

0 – 40% — оценка «2»

Выполнение теста рассчитано на 1 урок

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс/ Сост. Яценко. – 4-е изд. , перераб. – М. :ВАКО, 2013 Г

Максимова Т. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс, М. :ВАКО,2015 г.

Плешаков А. , Крючкова Е. «Окружающий мир» 4 класс, учебник для общеобразовательных организаций, часть 2. – Москва, «Просвещение», 2014 г

Итоговый тест по окружающему миру за 4 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. Каждый вариант состоит из 3 частей (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 4 задания, в части С — 3 задания. 1 вариантА1. Выберите верное утверждение. 1) Вокруг Земли вращаются восемь планет
2) Вокруг Солнца вращаются восемь планет
3) Вокруг Солнца вращаются семь планет
4) Солнце вращается вокруг ЗемлиА2. Где самый богатый растительный и животный мир?1) в полярных поясах
2) на Северном полюсе
3) в умеренных поясах
4) в тропикахА3. Что мы называем историческим источником?1) учебник по истории
2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям
3) всё то, что может рассказать нам о прошлом
4) исторические книгиА4. Какая природная зона описана в тексте?Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен. 1) тундра
2) тайга
3) пустыня
4) арктическая пустыняА5. Укажите самую низкую равнину России?1) Западно- Сибирская
2) Приволжская
3) Среднесибирское плоскогорье
4) Восточно- ЕвропейскаяА6. Какое озеро России включено в список объектов Всемирного природного наследия?1) Ладожское
2) Байкал
3) Каспийское
4) ОнежскоеА7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?1) не купаться в реках
2) поливать огороды водой из рек и озёр
3) уничтожать обитателей водоёмов
4) расчищать берега водоёмов от мусораА8. Укажи основное свойство торфа?1) прочность
2) твёрдость
3) пластичность
4) горючестьА9. Что является названием отрасли животноводства?1) цветоводство
2) металлургия
3) свиноводство
4) полеводствоА10. Какая эпоха длилась с 1500 по 1900 год?1) эпоха Древнего мира
2) эпоха Средних веков
3) эпоха Нового времени
4) эпоха Новейшего времениВ1. Какое растение не является луговым?1) тысячелистник
2) мятлик
3) тимофеевка
4) тростникВ2. Какое насекомое поедает листья картофеля?1) колорадский жук
2) жужелица
3) божья коровка
4) тляВ3. Кто организовал первую в России химическую лабораторию?1) Пётр Первый
2) М. Ломоносов
3) Екатерина Вторая
4) Иван ТретийВ4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?1) Куликовская битва
2) Бородинская битва
3) Ледовое побоище
4) Ордынское сражениеС1. Укажи объекты Всемирного природного наследия России?1) водопад Виктория
2) Большой барьерный риф
3) Алтай
4) Озеро БайкалC2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?1) нефть
2) известняк
3) каменный уголь
4) природный газС3. Назови государственные праздники России1) День России
2) День Государственного флага Российской Федерации
3) День конституции
4) День милиции2 вариантА1. Выбери верное утверждение. 1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце. 2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна. 3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела. 4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты. Где самый бедный растительный и животный мир?1) в южном тропическом поясе
2) в северном тропическом поясе
3) в полярных поясах
4) в умеренных поясахА3. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы. сооружения?1) археология
2) история
3) астрономия
4) географияА4. Какая природная зона описана в тексте?Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой. 1) арктическая пустыня
2) тундра
3) степь
4) тайгаА5. Что называют Каменным поясом земли Русской?1) Уральские горы
2) Кавказские горы
3) Алтай
4) Русскую равнинуА6. Какое озеро России из-за огромных размеров часто называют морем?1) Ладожское
2) Онежское
3) Каспийское
4) БайкалА7. Какое утверждение неверно?1) Лес — защитник почвы
2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно
3) Лес очищает воздух
4) Лес защищает почву от разрушения. Какие почвы распространены в нашей стране?1) чернозёмы
2) луговые
3) болотные
4) подзолистыеА9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?1) глину
2) торф
3) известняк
4) гранитА10. В какую эпоху возникли первые цивилизации?1) в первобытную эпоху
2) в эпоху Древнего мира
3) в эпоху Средних веков
4) в эпоху Нового времениВ1. Какая птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной плодожорки?1) сова
2) скворец
3) канюк
4) пустельгаВ2. Из чего получают перловую крупу?1) из ячменя
2) из кукурузы
3) из ржи
4) из гречихиВ3. Кого называют продолжателем дел Петра Первого?1) Ивана Грозного
2) Екатерину Вторую
3) Александра Второго
4) Николая ВторогоВ4. Укажите порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации?1) красная, белая, синяя
2) синяя, красная, белая
3) белая, синяя, красная
4) белая, красная, синяяС1. Укажи объекты Всемирного культурного наследия России?1) Акрополь
2) Московский Кремль
3) исторический центр Санкт-Петербурга
4) КижиC2. Какие права есть у гражданина Российской Федерации?1) на образование
2) на труд
3) на отдых
4) на разрушение памятников культурыС3. Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени1) фотография
2) телевидение
3) электричество
4) холодильникОтветы на итоговый тест по окружающему миру за 4 класс
1 вариант
А1-2
А2-4
А3-3
А4-2
А5-1
А6-2
А7-4
А8-4
А9-3
А10-3
В1-4
В2-1
В3-2
В4-2
С1-34
С2-134
С3-123
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-1
А4-1
А5-1
А6-3
А7-2
А8-1
А9-4
А10-2
В1-2
В2-1
В3-2
В4-3
С1-234
С2-123
С3-24

Предназначен для проверки базового уровня знаний по темам, изученным в 4 классе (УМК «Школа России»), а также даёт возможность проверить владение универсальными учебными действиями. Тест состоит из 15 вопросов с предлагаемыми вариантами ответов.

Какое утверждение верно?

в Солнечную систему входят Земля и Солнце; в Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна; в Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела; в Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него крупные планеты.

Укажи правильное расположение планет относительно Солнца:

Меркурий, Земля, Марс, Венера; Земля, Венера, Марс, Меркурий; Марс, Венера, Земля, Меркурий; Меркурий, Венера, Земля, Марс.

С чем связана смена дня и ночи на Земле?

с появлением Луны на небе; с вращением Земли вокруг своей оси; с обращением Земли вокруг Солнца; с обращением Земли вокруг Луны.

Какие из указанных полезных ископаемых используют в качестве топлива?

железную руду и медный колчедан; каменный уголь и природный газ; алюминиевую руду и кварцевый песок; чёрный гранит и известняк; бурый уголь и торф.

Из какого полезного ископаемого производят бензин?

Какое свойство гранита используется в строительстве?

зернистость; разноцветность; прочность.

Какое предложение лишнее в описании природной зоны:

На севере нашей страны простирается широкая полоса территории, на которой растут ель, пихта, лиственница, кедр. По весне под сосной и елью появляются первые весенние цветы: тюльпаны, ирисы, крокусы. Роль этой территории в жизни человека велика. Не будь деревьев, обмелели и пересохли бы реки. Без деревьев не было бы кислорода — источника нашей жизни.

Напиши название природной зоны, описанной выше

Выбери животных, которые обитают в степи:

лемминги; суслики; чёрные жаворонки; кабаны; куланы; летяги.

Определи, кто исчезнет с луга первым, если умрут все насекомые:

мыши; лягушки; луговые травы; корова.

Выбери неверное утверждение:

ящерицы приносят вред сообществу луга, поедая насекомых; прошлогоднюю траву на лугу надо сжигать, чтобы она не мешала расти новой; неумеренный выпас скота опасен для луга; гусеницы приносят вред человеку, их надо уничтожать

Какая фотография является лишней в альбоме растений и животных из Красной книги?

венерин башмачок; таймень; панда; мухоловка.

Вопрос №
13

Выбери группу, в которой все термины связаны с историей Древней Руси:

Рюрик, Владимир Красное Солнышко, Иван Калита, Иван Грозный; княжество, вече, царь, парламент; нашествие Батыя, Невская битва; Ледовое побоище, Куликовская битва; Новгород, Владимир, Санкт-Петербург, Москва.

Вопрос №
14

Четвероклассники на карте отмечали место Бородинской битвы. Около какого города они поставили флажок?

около Санкт-Петербурга; около Смоленска; около Москвы.

Вопрос №
15

Определите к какому историческому событию относится описание в тексте: Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, враг начал новое выступление. Он двинул в бой новые тяжёлые танки. Под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение.

Бородинская битва; Ледовое побоище; Куликовская битва; Курская битва.

Тест для промежуточной аттестации 4 класс по Окружающему миру. Итоговый тест по курсу ОМ

Пояснительная записка В соответствии с учебным планом нашей школы промежуточная итоговая аттестация по окружающему миру в 4 классе проводится в форме итогового тестирования.

На выполнение работы отводится 40 минут.

Оценивание тестов: За правильно выполненное задание ставится 1 балл. За неверный ответ и отсутствие ответа выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за работу – 21.

По итогам выставляется 1 отметка Для обработки тестов используется пятибалльная система оценки: 19-21баллов – «5»-90-100% 16 -18 баллов – «4» -75-89% 11-15 баллов – «3»- 50-74% Ниже 11 – «2» 30-49 % Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

Проверяемые результаты: 1. Предметные результаты: а) проверить знания учащихся о разных сторонах и объектах окружающего мира; б) проверить умения устанавливать элементарные связи и зависимости в природе и обществе; в) проверить кругозор и культурный опыт учащихся.

Метапредметные результаты: а) проверить способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ и др. ) б) проверить уровень владения способами организации своей деятельности (репродуктивной, поисковой); в) проверить способность в логически целесообразной форме найти и выбрать правильный результат изучения объектов окружающего мира, способность рассуждать и делать выводы.

Вариант 1 1. Что из перечисленного характерно только для зоны тундры? 1) равнинный характер поверхности; 2) наличие большого количества травянистых растений; 3) вечная мерзлота; 4) много животных с белой шерстью;

О какой природной зоне идёт речь в строчке стихотворения? Южнее полосы лесов лежит ковёр из трав, цветов. 1) зона лесов; 2) зона тундры; 3) зона степей; 4) Арктика (Крайний Север);

Какое животное не встретишь в зоне лесов? 1) песец 2) бурый медведь 3) заяц 4) лиса

Чем из перечисленного занимаются люди в тайге? 1) заготавливают лес 2) сажают лес 3) ловят рыбу 4) выращивают скот

Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации (снизу вверх): 1) красная, синяя, белая; 2) синяя, красная, белая; 3) белая, синяя, красная; 4) белая, красная, синяя

Когда французская армия во главе с Наполеоном вторглась на территорию России? 1) в 1821 году 2) в 1818 году

3) в 1812 году 4) в 1815 году

Кто проявил полководческий талант в сражении на льду Чудского озера? 1) Дмитрий Донской 2) Александр Невский 3) Иван Калита 4) Юрий Долгорукий

День Победы мы отмечаем: 1) 23 февраля 2) 12 июня 3) 9 мая 4) 1 сентября

Создатель русского флота – 1) Николай II; 2) Петр I; 3) Екатерина Великая; 4) Александр Второй

К естественным водоёмам относятся: 1) река, озеро, море, океан, пруд 2) река, озеро, море, океан, водохранилище 3) река, озеро, море, океан, ручей

Какие полезные ископаемые есть в Смоленской области? 1) глина, песок, торф,известняк 2) песок, нефть, глина, известняк 3) газ, глина, песок, каменный уголь 4) газ, глина, мел, гранит

Сколько дней длилась блокада Ленинграда? 1) 365 дней 2) 500 дней 3) 900 дней 4) 356 дней

Кто из путешественников открыл Антарктиду? 1) Фернан Магеллан и Христофор Колумб 2) Руаль Амундсен и Роберт Пири 3) Жак –Ив Кусто и Тур Хейердал 4) Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев

Где происходило Бородинское сражение? 1) на реке 2) в поле 3) в лесу 4) на лугу

Какое озеро России включено в список объектов Всемирного природного наследия? 1) Ладожское 2) Байкал 3) Каспийское 4) Онежское

Кого называют продолжателем дел Петра Первого? 1) Ивана Грозного 2) Екатерину Вторую 3) Александра Второго 4) Николая Второго

Кто организовал первую в России химическую лабораторию? 1) Пётр Первый 2) М. Ломоносов 3) Екатерина Вторая 4) Иван Третий

Какие почвы распространены в нашей стране? 1) чернозёмы 2) луговые 3) болотные 4) подзолистые

Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды? 1) глину 2) торф 3) известняк 4) гранит

В результате деятельности человека на Земле возникли экологические проблемы, какие: 1) проблема загрязнения океана 2) проблема мусора 3) проблема табакокурения 4) проблема исчезновения тропических лесов

Что поможет получить более подробную информацию о вашем крае? 1) Карта родного края. 2) Политико-административная карта России. 3) Политическая карта мира. 4) Карта полушарий.

Вариант 2 1. Мой край расположен в природной зоне: 1) степей; 2) тундры; 3) смешанных лесов; 4) тайги;

Какое животное не характерно для зоны Арктики? 1) бурый медведь; 2) тюлень; 3) морской котик; 4) морж;

Выдели главное природное условие зоны степей, по которому жители этой зоны занимаются земледелием. 1) короткая зима; 2) короткая и тёплая весна; 3) продолжительное и жаркое лето; 4) чернозёмная почва;

Какая природная зона описана в тексте? Лето теплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, т. они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен. 1) тундра; 2) тайга; 3) пустыня; 4) арктическая пустыня

Как называется наша Родина, наша страна? 1) Русь; 2) Белоруссия; 3) Российская империя; 4) Россия, Российская Федерация

Когда началась Великая Отечественная война? 1) 22 июня 1941 г. 2) 9 мая 1945 г. 3) 1 сентября 1939 г. 4) 7 ноября 1941 г.

Укажи, с кем сражалось народное ополчение, собранное Мининым и Пожарским? 1) с немцами 2) со шведами 3) с монголо- татарами 4) с поляками

Кто был русским первопечатником: 1) Дмитрий Донской 2) Иван Федоров 3) Иван Грозный 4) Христофор Колумб

Впервые человек побывал в космосе: 1) 11 апреля 1962 г. 2) 12 апреля 1951 г. 3) 12 апреля 1961 г. 4) 11 апреля 1957 г.

Что называют «Каменным поясом Земли Русской»? 1) Кавказские горы; 2) Уральские горы; 3) Восточно-Европейскую равнину; 4) Западно-Европейскую равнину;

Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения? 1) археология 2) история 3) астрономия 4) география

Создание славянской азбуки принадлежит 1) Нестору 2) Кириллу и Мефодию 3) Ивану Федорову; 4) Петру первому

Какой объект не является Всемирным культурным наследием России? 1) Акрополь 2) Московский Кремль 3) исторический центр Санкт-Петербурга 4) Кижи

Какие права есть у гражданина Российской Федерации? 1) на образование 2) на медицинскую помощь 3) на отдых 4) на разрушение памятников культуры

Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени? 1) фотография 2) телевидение 3) электричество 4) холодильник

Какое озеро России из-за огромных размеров часто называют морем? 1) Ладожское 2) Онежское 3) Каспийское 4) Байкал

Какое растение не является луговым? 1) тысячелистник 2) мятлик 3) тимофеевка 4) тростник

Какие полезные ископаемые используют для получения топлива? 1) нефть 2) известняк 3) каменный уголь 4) фосфориты

Кто подписал манифест о крестьянской вольности? 1) Николай Второй 2) Пётр I 3) Александр Второй 4) Екатерина Великая

Какой полководец командовал русскими войсками в отечественной войне 1812 года? 1) Кутузов М. 2) Суворов А. 3) Ушаков Ф. 4) Давыдов Д.

Укажи основное свойство торфа. 1) прочность 2) твёрдость 3) пластичность 4) горючесть

Ответы на вопросы теста Вариант 1 1 – 3 2 – 3 3 – 1 4 – 1 5 – 3 6 – 3 7 – 2 8 – 3 9 – 2 10 – 3 11 – 1 12 – 3 13 – 4 14 – 2 15 – 15 16 – 2 17 – 2 18 – 4 19 – 1 20 – 1,2,4 21 – 1

Вариант 1 1 – 3 2 – 1 3 – 4 4 – 2 5 – 4 6 – 1 7 – 4 8 – 2 9 – 3 10 – 2 11 – 1 12 – 2 13 – 11 14 – 1,2,3 15 – 3 16 – 3 17 – 4 18 – 3 19 – 3 20 – 1 21 – 4

Рекомендуем посмотреть

Как человек познаёт окружающий мир, 4 класс. Гармония

Кроссворд на тему «Как ориентироваться на местности» с ответами

Как изображают предметы и местность, 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Итоговый тест за учебный год

А 1. Выбери верное утверждение.

1) Вокруг Земли вращаются восемь планет.  3) Вокруг Солнца вращаются восемь планет.

2) Вокруг Солнца вращаются девять планет.  4) Солнце вращается вокруг Земли.

А 2. Где самый богатый растительный и животный мир?

 1) в полярных поясах  3) в умеренных поясах

 2) на Северном полюсе  4) в тропиках

А 3. Что мы называем историческим источником?

учебник по истории

статьи в газетах, посвящённые историческим событиям

всё то, что может рассказать нам о прошлом

А 4. Какая природная зона описана в тексте?

Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они

менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

 1) тундра 2) тайга  3) пустыня  4) арктическая пустыня

А 5. Укажи самую низкую равнину России.

 1) Западно-Сибирская  3) Среднесибирское плоскогорье

 2) Приволжская  4) Восточно-Европейская

А 6. Какое озеро включено в Список объектов Всемирного природного наследия?

 1) Ладожское  2) Байкал  3) Каспийское  4) Онежское

А 7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?

 1) не купаться в реках  3) уничтожать обитателей водоёмов

 2) поливать огороды водой из рек и озёр  4) расчищать берега водоёмов от мусора

А 8. Укажи основное свойство торфа.

1) прочность  2) твёрдость  3) пластичность  4) горючесть

А 9. Что является названием отрасли животноводства?

 1) цветоводство  2) металлургия  3) свиноводство  4) полеводство

 1) эпоха Древнего мира  3) эпоха Нового времени

 2) эпоха Средних веков  4) эпоха Новейшего времени

В 1. Какое растение не является луговым?

1) тысячелистник  2) мятлик  3) тимофеевка  4) тростник

В 2. Какое насекомое поедает листья картофеля?

1) колорадскйй жук 2) жужелица  3) божья коровка  4) тля

В 3. Кто организовал первую в России химическую лабораторию?

1) Пётр Первый 2) М. Ломоносов 3) Екатерина Вторая  4) Иван Третий

В 4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?

 1) Куликовская битва  3) Ледовое побоище

 2) Бородинская битва  4) Ордынское сражение

С 1. Укажи объекты Всемирного природного наследия России.

1) водопад Виктория  2) Большой барьерный риф  3) Алтай  4) озеро Байкал

С 2. Какие полезные ископаемые используют для поучения топлива?

 1) нефть  2) известняк  3) каменный уголь  4) природный газ

С 3. Назови государственные праздники России.

 1) День России  3) День Конституции

 2) День Государственного флага Российской Федерации  4) День милиции

Итоговый тест за учебный год

А 1. Какое утверждение верно?

 1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце

 2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна.

 3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела.

 4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.

А 2. Где самый бедный растительный и животный мир?

 1) в южном тропическом поясе  3) в полярных поясах

 2) в северном тропическом поясе  4) в умеренных поясах

A 3. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?

 1) археология  2) история  3) астрономия  4) география

1) арктическая пустыня  2) тундра  3) степь 4) тайга

A 5. Что называют Каменным поясом земли Русской?

 1) Уральские горы  2) Кавказские горы  3) Алтай  4) Русскую равнину

А 6. Какое озеро России из-за огромных размеров часто называют морем?

 1) Ладожское  2)Онежское  3) Каспийское  4) Байкал

А 7. Какое утверждение неверно?

1) Лес — защитник почвы.  3) Лес очищает воздух

2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно 4) Лес защищает почву от разрушения.

А 8. Какие почвы распространены в нашей стране?

 1) чернозёмы  2) луговые  3) болотные  4) подзолистые

А 9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?

 1) глину  2) торф  3) известняк  4) гранит

А 10. В какую эпоху возникли первые цивилизации?

 1) в первобытную эпоху  3) в эпоху Средних веков

 2) в эпоху Древнего мира  4) в эпоху Нового времени

В 1. Какая птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной

1) сова  2) скворец  3) канюк  4) пустельга

В 2. Из чего получают перловую крупу?

 1) из ячменя  2) из кукурузы  3) из ржи  4) из гречихи

В 3. Кого называют продолжателем дел Петра Первого?

1) Ивана Грозного  3) Александра Второго

2) Екатерину Вторую  4) Николая Второго

В 4. Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской

1) красная, белая, синяя  3) белая, синяя, красная

2) синяя, красная, белая  4) белая, красная, синяя

С 1. Назови объекты Всемирного культурного наследия России.

1) Акрополь  3) исторический центр Санкт-Петербурга

2) Московский Кремль  4) Кижи

С 2. Какие права есть у гражданина Российской Федерации?

1)на образование 2) на труд 3) на отдых 4) на разрушение памятников культуры

С 3. Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени?

 1) фотография 2) телевидение  3) электричество  4) холодильник

Итоговый тест по окружающему миру за 1 четверть 4 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 8 заданий, в части В — 4 задания, в части С — 4 задания. Назови науку, изучающую Землю. 1) история
2) астрономия
3) география
4) экологияА2. Укажи, что не является планетой. 1) Нептун
2) Солнце
3) Плутон
4) ЗемляА3. Обозначь самый холодный материк. 1) Северная Америка
2) Антарктида
3) Евразия
4) Австралия1) сказка
2) былина
3) поговорка
4) монетаA5. Определи век, к которому относится 1812 г. 1) XVI
2) XVIII
3) XVII
4) XIXА6. Отметь памятник культурного наследия России. 1) Большой каньон
2) Водопад Виктория
3) Тадж-Махал
4) КижиА7. Укажи самые высокие горы. 1) Саяны
2) Кавказские
3) Алтай
4) УральскиеА8. Укажи цвет окраски многих животных тундры. 1) белая
2) жёлтая
3) серая
4) коричневаяВ1. Подумай, почему моржи стали редкими. 1) не хватает пищи
2) уничтожили люди
3) в Арктике холодно
4) их съели хищникиВ2. Назови профессию людей, работающих в Арктике. 1) овощевод
2) строитель
3) метеоролог
4) водительВ3. Укажи заповедник лесной зоны. 1) Ильменский
2) Таймырский
3) Приокско-Террасный
4) «Остров Врангеля»В4. Определи, что не растет в лесной зоне. 1) клюква
2) калина
3) ягель
4) шиповникС1. Отметь созвездия Зодиака. 1) Близнецы
2) Краб
3) Скорпион
4) ДеваС2. Вспомни, какие птицы бывают белого цвета. 1) куропатка
3) сова
2) орёл
4) лебедьС3. Укажи птиц из Красной книги. 1) кречет
2) утка-мандаринка
3) стерх
4) дятелС4. Обозначь правильное поведение в лесу. 1) нельзя шуметь
2) можно собирать цветы
3) можно ходить по лесу
4) нельзя трогать животных2 вариантА1. Назови науку, изучающую Вселенную. 1) история
2) астрономия
3) география
4) экологияА2. Укажи, что не является планетой. 1) Луна
2) Венера
3) Сатурн
4) МеркурийА3. Обозначь самый маленький материк. 1) Австралия
2) Евразия
3) Африка
4) Южная Америка1) посуда
2) сказание
3) строение
4) рукописьA5. Определи век, к которому относится 1380 г. 1) XII
2) XIV
3) XIII
4) XVIА6. Отметь памятник природного наследия России. 1) Большой Барьерный риф
2) Алтай — Золотые горы
3) статуя Свободы
4) водопад ИгуасуА7. Укажи самые низкие горы. 1) Саяны
2) Кавказские
3) Алтай
4) УральскиеА8. Укажи, когда появляется потомство у белых мед­ведей. 1) зимой
2) летом
3) весной
4) осеньюВ1. Назови профессию людей, работающих в тундре. 1) овощевод
2) комбайнёр
3) оленевод
4) лесорубВ2. Подумай, почему восстановилось поголовье зубров. 1) ушли в другие леса
2) перешли на другой корм
3) стали разводить в заповеднике
4) привезли зубров из-за границыВ3. Укажи заповедник Арктики. 1) Ильменский
2) Таймырский
3) Приокско-Террасный
4) Остров ВрангеляВ4. Определи, что не растет в тундре. 1) морошка
2) папоротник
3) голубика
4) лишайникС1. Отметь созвездия Зодиака. 1) Водолей
2) Баран
3) Весы
4) ДеваС2. Вспомни, какие звери бывают белого цвета. 1) заяц
2) медведь
3) песец
4) лосьС3. Укажи зверей из Красной книги. 1) волк
2) тигр
3) зубр
4) овцебыкС4. Обозначь правильное поведение в лесу. 1) можно собирать грибы
2) можно наблюдать за зверями
3) нельзя подкармливать птиц
4) нельзя ломать деревьяОтветы на итоговый тест по окружающему миру за 1 четверть 4 класс
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-2
А4-4
А5-4
А6-4
А7-2
А8-1
В1-2
В2-3
В3-3
В4-3
С1-134
С2-134
С3-123
С4-134
2 вариант
А1-2
А2-1
А3-1
А4-4
А5-2
А6-2
А7-4
А8-1
В1-3
В2-3
В3-4
В4-2
С1-134
С2-123
С3-234
С4-124

Тестовая работа по окружающему миру. 4 класс

Тест предназначен для диагностики уровня подготовки обучающихся 4 класса по предмету “Окружающий мир”.

Тестовая работа составлена в соответствии с порядком изучения тем в первом полугодии 4 класса по УМК “Окружающий мир” А. Плешакова (“Школа России”). Может быть использована при работе по другим УМК, так как на данном этапе обучения изученный материал практически совпадает.

Формат заданий соответствует ВПР по окружающему миру, но представлен на материале, тематически не совпадающим с демоверсиями ВПР. Это даёт возможность использовать данный тест для знакомства с заданиями разного типа и тренировке в их выполнении.

Формулировки заданий содержат сведения, расширяющие и углубляющие знания учащихся об изученных объектах и явлениях.

Представленный материал подходит для распечатки как в цветном, так и чёрно-белом варианте.

Продолжительность проверочной работы — 40 минут.

Кодификатор проверяемых элементов содержания диагностической работы

Проверяемые элементы содержания 1 Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда. 2 Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. 3 Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. 4 Формы земной поверхности: равнины, горы. Природные объекты своей страны. 5 Водоемы, их разнообразие. Природные объекты своей страны. 6 Полезные ископаемые, их использование в хозяйстве человека. 7 Почва, ее состав, значение для хозяйственной жизни человека. 8 Растения, их разнообразие. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. 9 Животные, их разнообразие. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. 10 Взаимосвязи в природном сообществе: пищевые цепи. 11 Природные зоны России: климат, растительный и животный мир, особенности труда людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы. 12 Охрана природных богатств: воды. Заповедники, их роль в охране природы. 13 Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. 14 Особенности труда человека. Профессии людей.

Работа состоит из 11 заданий.

Максимально возможный балл за работу – 30.

Перевод первичных баллов в отметки

Отметка 2 3 4 5 Баллы 0-8 9-17 18-26 27-30

  • На выполнение работы даётся 40 минут.Задания лучше выполнять в том порядке, как они даны.Ответы записывай в тексте работы в отведённых для этого местах.При затруднении пропусти задание и перейди к следующему. В конце работы проверь, все ли задания сделаны, выполни пропущенные.
  • На выполнение работы даётся 40 минут.
  • Задания лучше выполнять в том порядке, как они даны.
  • Ответы записывай в тексте работы в отведённых для этого местах.
  • При затруднении пропусти задание и перейди к следующему. В конце работы проверь, все ли задания сделаны, выполни пропущенные.

№ 1. Рассмотри картинки-пиктогра́ммы — знаки, изображающие узнаваемые черты объекта, предмета или явления. Подумай, какие науки они обозначают.

Запиши номера пиктограмм в таблицу под соответствующими названиями наук.

Наука Астрономия География История Анатомия Экология Знак-пиктограмма

№ 2. Выбери верные утверждения и запиши их номера:

  • В центре Солнечной системы находится Земля.
  • Смена времён года происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца.
  • За сутки планета совершает полный оборот вокруг своей оси.
  • У Земли два спутника – Солнце и Луна
  • Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли.

№ 3. 1) Запиши номер и название материка, на котором ты живёшь.

Ответ: ___________________________________________________________________.

2) Запиши названия материков, которые НЕ видны на рисунке.

№ 4. 1) В каждой группе найди лишний географический объект. Выпиши название лишних объектов в группу Г.

Кавказ, Урал, Байкал, Алтай

Белое, Онежское, Охотское, Азовское

Дон, Енисей, Лена, Ладога

2) Запиши общее название объектов каждой получившейся группы.

А — ______________ Б — _____________ В — ______________ Г — _________________

№ 5. 1) Восстанови последовательность природных зон России с севера на юг. Запиши номера зон в нужном порядке. Лесная зона 2. Арктика 3. Пустыни 4. Степь

2) Какая природная зона пропущена? Запиши её название.

№ 6. В нашей стране много заповедников, они находятся во всех природных зонах России. Соотнеси название заповедника и место его расположения, используя данные таблицы.

Запиши парами номер заповедника и букву соответствующей природной зоны.

Название заповедника Основные объекты охраны Природная зона 1 Чёрные земли сайгак А Арктика 2 Остров Врангеля белый медведь Б Пустыня 3 Баргузинский соболь В Тундра 4 Лапландский дикий северный олень Г Тайга

Ответ: 1 — ____ , 2 — ____ , 3 — ____ , 4 — _____.

№ 7. Рассмотри рисунки. Напиши, какой природной зоне соответствует каждая из цепей питания.

Ответ: 1. ________________________ 2. _____________________________

№ 8. 1) Куб, вырезанный из этой почвы, был признан “царём почв” на выставке в Париже и стал эталоном плодородия. Выбери и запиши букву этого вида почвы.

Серая лесная Б. Подзолистая В. Чернозёмная Г. Болотная

2) В какой природной зоне России наиболее плодородные почвы?

№ 9. 1) К какой отрасли растениеводства относится выращивание гречихи, гороха, овса, пшеницы, ячменя?

2) Солому из стеблей перечисленных растений используют на корм скоту. Выпиши из списка животных, которым подойдёт такой корм: куры, коровы, пчёлы, свиньи, лошади.

3) Выбери и подчеркни ОДИН из видов выписанных животных. Напиши название профессии, представители которой занимаются выращиванием и уходом за ними. (Если знаешь несколько профессий, запиши одну из них

№10. 1) Рассмотри фотографии полезных ископаемых: гранит, известняк, нефть, торф. Запиши название каждого полезного ископаемого рядом с номером фотографии с его изображением.

Ответ: 1. __________________________ 3. _______________________________

__________________________ 4. _______________________________

2) Какие из этих полезных ископаемых используются в строительстве (С), а какие – как топливо (Т)? Запиши номера соответствующих фотографий в таблицу:

Назначение С Т Полезные ископаемые

№ 11. Полезные ископаемые используют даже в медицине. Например, из каменного угля получают активированный уголь, который применяют при отравлениях для удаления ядов из желудка и кишечника.

Найди на схеме желудок и укажи, под каким номером он изображён.

Напиши, к какой системе органов относятся желудок и кишечник.

Система оценивания тестовой работы

№ задания Правильный ответ Максимальный балл Система оценивания 1. 2,3,1,5,4 2 В заданиях, оцениваемых максимально 1 баллом:1 балл – верный ответ;0 баллов – неверный ответ. В заданиях, оцениваемых максимально 2 баллами:2 балла – полный верный ответ;1 балл — одна ошибка (в том числе лишняя цифра или нет нужной цифры);0 баллов – две и более ошибки. 2,3,5 2 3. 1) 3, Евразия 2 3. 2) Австралия, Антарктида 2 4. 1) Онежское, Ладога, Байкал 2 4. 2) А) горы; Б) моря; В) реки; Г) озёра 2 5. 1) 2,1,4,3 2 5. 2) тундра 1 6. 1Б, 2А, 3Г, 4В 2 7. 1)Арктика, 2)степь 2 8. 1) В 1 8. 2) В степи 1 9. 1) полеводство 1 9. 2) Коровы, лошади 1 9. 3) Правильно названа профессия. Допустима конкретизация любого уровня (животновод, доярка, ветеринар и т. ) 1 10. 1) 1)нефть; 2)торф; 3)известняк; 4)гранит 2 10. 2) 3,4 и 1,2 2 11. 1) 5 1 11. 2) пищеварительная 1

Плешаков А. , Крючкова Е. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2 ч. — М. : Просвещение 2014

Окружающий мир (4 «__» класс)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

Как называется наука о Земле? Обведи нужную букву.

г) экология.

В каком ряду перечислены только те органы тела человека, которые

относятся к органам опоры и движения?

1) трахея, лёгкие, пищевод

2) рёбра, позвоночник, мышцы

3) печень, желудок, вены

4) сердце, артерии, головной мозг

О какой природной зоне идёт речь в тексте?

«Лето здесь очень жаркое и засушливое. Поверхность земли днём может

нагреваться до 70°. Многие животные и растения приспособились к этим

условиям. Например, корни верблюжьей колючки проникают на глубину

почти 20 м и оттуда добывают воду».

Запиши в ответе название природной зоны.

Установи соответствие между датами и событиями.

Для каждой даты подбери историческое событие. Соедини стрелками.

Дата  Событие А) 1380 г. Великая Отечественная война Б) 1812 г. Отечественная война с армией Наполеона В) 1941 г. Куликовская битва

Продолжи предложение.

Причиной смены дня и ночи на нашей планете является постоянное вращение Земли ____________________________________________

Запиши, о каком полезном ископаемом идёт речь в тексте.

«Это твёрдое горючее вещество чёрного цвета. Образовалось данное

полезное ископаемое из остатков древних растений, причём сначала

образовался торф, а уже затем это более плотное вещество. Добывают его

в шахтах и карьерах и используют как топливо».

1) каменный уголь и природный газ

2) железную руду и медный колчедан

3) алюминиевую руду и кварцевый песок

4) известняк и чёрный гранит

Выбери верное утверждение об образе жизни древних славян. Обведи номер ответа.

1) Древние славяне носили одежду из белого хлопка.

2) Основным строительным материалом у древних славян было дерево.

3) Древние славяне готовили пищу в больших стальных котлах.

4) Древние славяне вели кочевой образ жизни, следуя за табунами

Плодородие почвы определяется содержанием в ней:

1) песка и золы

Ниже приведены названия животных и растения:

Ястреб, осина, мышь, пшеница, заяц, лиса, комар, волк, ласточка.

Вставь названия трёх живых организмов в схему так, чтобы получилась

пищевая цепь (картинка в прикреплеённом файле)

Установи соответствие между животными и той природной зоной, в которой они обитают. Для каждого животного из первого столбца выбери природную зону из второго столбца.

ЖИВОТНЫЕ ПРИРОДНАЯ ЗОНА

А) белая сова 1)тундра

Б) суслик 2)степь

Кто открыл первый музей в России – Кунсткамеру? Обведи нужную букву.

а) Пётр Первый;

б) Иван Грозный;

в) Екатерина Вторая.

Как жили древние славяне? Обведи нужную букву.

б) в одиночку;

в) племенами.

Из чего древние славяне сроили свои дома? Обведи нужную букву.

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

Чем занимались древние славяне? Подчеркни.

Как ты поступишь, если на светофоре для пешеходов загорится зелёный свет?

А – перебегу улицу

Б – подожду, когда загорится красный свет на светофоре

В – спокойно перейду улицу

Жёлтый сигнал светофора разрешает или запрещает движение?

А – не разрешает и не запрещает, а предупреждает о движении

Б – разрешает

В – запрещает

В какую службу будет звонок по телефонам:

Окружающий мир (4 класс)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _______________________________________________

Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.

г) астрономия.

Какие органы выводят из организма человека ненужные и вредные

1) почки и кожа

2) лёгкие и печень

3) кости и мышцы

4) сердце и кровеносные сосуды

«Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает мало. Из-за

недостатка влаги деревья здесь почти не растут. Летом бывают сильные

ветры – суховеи. Почвы здесь очень плодородны, поэтому повсюду

раскинулись сады и распаханы поля».

3) зона лесов

4) зона степей

Определи, в каком порядке в течение года проходят Государственные

День весны и труда

День Защитника Отечества

Запиши в ответ цифры, которыми обозначены праздники, в том порядке,

в котором проходят соответствующие праздники.

1 марта 1564 года в типографии Ивана Фёдорова была издана книга

«Апостол», первая печатная книга на Руси. В каком веке появилось на

Руси книгопечатание? Обведи номер ответа.

1) в XIV веке

2) в XV веке

3) в XVI веке

4) в XVII веке

Выбери из списка названия двух органов чувств человека и обведи

цифры, которыми они обозначены.

Ястреб, мышь, пшеница, заяц, лиса, комар, волк, ласточка, осина.

пищевая цепь (картинка в прикреплённом файле)

Допиши предложения.

Русь выплачивала Золотой Орде ________________________.

Князья должны были ездить за разрешением на владение княжествами к ___________________________________________________.

С какими иноземными захватчиками пришлось сражаться Руси в XIII (13) веке? Вычеркни неверное.

С немцами, испанцами, монголо-татарами, шведами.

плаваньем издательством книг

Укажи, в каком порядке на флаге Российской Федерации располагаются цветные полосы. Впиши название цвета с соответствующей полосой на флаге.

Красный, синий, белый.

Назови правила безопасного нахождения на улице:

Кто возглавил поход монголо-татар на Русь? Обведи нужную букву.

в) Темучин.

Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам? Обведи нужную букву.

в) Козельск.