4 Класс

Значение и употребление имен прилагательных в речи 4 класс презентация

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Вастьянова Лариса Леонидовна
Презентация по русскому языку в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Значение и употребление в речи»

Презентация может быть использована на уроках русского языка в 4 классе по УМК «Школа России» по учебнику В. Канакиной (часть 2) при работе по разделу «Имя прилагательное» по теме «Повторение».

Тип документа: презентация
Целевой возраст: 4 класс

Количество закачек — 288. Благодарностей — 1Прокомментировать публикацию.

Поблагодарили: Горислава Найденова.

Людмила Разумова
Конспект урока «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи»

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи : значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

ТЕМА УРОКА :

Способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, углублению представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;

Создать условия для формирования умения ставить к слову вопрос.

Учащиеся должны научиться :

Определять роль прилагательных в речи.

Распознавать имена прилагательные и существительные, с которыми эти имена связаны по смыслу.

Метапредметные результаты.

Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Полно и точно выражать свои мысли, умение работать в группе.

Роль имен прилагательныхРусский язык 4 класс

• 4 класс

• урок нов. материал
,
презентация, конспект

25. 2014

Материал содержит конспект урока , мультимедийную презентацию, звуковой файл (слайд-шоу «Зимняя сказка»), дополнительный материал к уроку. Тип урока: изучение нового материала. Используемые методы, технологии обучения – словесный, наглядный методы, ИКТ. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся – фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала «Роль имен прилагательных» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Русский язык 4 класс» и представляет собой: «урок нов. материал». Загрузка началась. Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

Порядок вывода комментариев:

Cпасибо за урок! Всё подробно описано, яркая презентация с интересными заданиями. Понравилась карта урока!

Это  урок районного этапа конкурса «Учитель года РБ», в котором я имела удовольствие участвовать в январе этого года. Уважаемые коллеги,спасибо за Ваше внимание к материалу. Рада, что данный материал оказался Вам полезен. Спасибо за интересный урок!

Презентация на тему: Имя прилагательное 4 класс

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 4 классУМК «ШКОЛА РОССИИ» Автор программы: Л. Зеленина, Т. Хохлова Автор учебника:Л. Зеленина, Т. Хохлова

Прочитайте текст, подумайте, как можно «раскрасить» картину с помощью слов? Лисички, как морковь. Ножка гриба сразу переходит в зонтик. Этот гриб рано появляется в лесу. Стайка лисичек смотрит из мха.

Вставьте подходящие по смыслу слова Лисички , как морковь. ножка гриба сразу переходит в зонтик. Этот гриб рано появляется в лесу. стайка лисичек смотрит из мха. (оранжевые, небольшая, красивый, весёлая, зелёного)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Какие слова помогли «раскрасить» картину? оранжевые, небольшая, красивый, весёлая, зелёного На какой вопрос они отвечают? Какой? Какая? Какого? Какие? Что обозначают? Признак предмета К какой части речи они относятся?

ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ? ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ: ПО РОДАМ ПО ЧИСЛАМ ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ РОД И ЧИСЛО ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО? От имени существительного

Раскрась слово БЕРЁЗА (КАКАЯ?) Какие окончания имеют прилагательные в женском роде? — АЯ — ЯЯ

ЯБЛОКО (КАКОЕ?) Какие окончания имеют прилагательные в среднем роде? — ОЕ — ЕЕ

СНЕГ (КАКОЙ?) Какие окончания имеют прилагательные в мужском роде? — ОЙ — ЫЙ — ИЙ

ОБЛАКА (КАКИЕ?) Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе? — ЫЕ — ИЕ

Поставь вопрос от существительного к прилагательному, определи род и вставь пропущенное окончание Вкусн. какао, молод. тополя, жарен. картофель, яблочн. повидло, чёрн. тушь, красив. деревья. ПРОВЕРЬТЕ! Вкусное какао, молодые тополя, жареный картофель, яблочное повидло, чёрная тушь, красивые деревья.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ СОГЛАСУЕТСЯ С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В РОДЕ Подбери прилагательные к существительным ПРОРУБЬ (Ж. ) — ? КОФЕ (М. ) — ? ТЮЛЬ (М. ) — ? ФАМИЛИЯ (Ж. ) — ? ТУФЛЯ (Ж. ) — ?

Как называются пары слов связанные между собою по смыслу? СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Какое слово в словосочетании прилагательное + существительное является главным? СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Какое слово называется зависимым? ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

№ слайда 13

СОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ПО ФОРМУЛЕ – прилагательное + существительное ПРАЗДНЫЙ, ПРАЗДНИЧНЫЙ ЗАНЯТИЕ, ПЛАТЬЕ ПОЧЕТНЫЙ, ПОЧТЕННЫЙ ГРАМОТА, ЧЕЛОВЕК ПОНЯТНЫЙ, ПОНЯТЛИВЫЙ МАЛЫШ, ОБЪЯСНЕНИЕ СТЕКОЛЬНЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ ВАЗА, ЗАВОД ПРОВЕРЬ: праздничОЕ платье, празднОЕ занятие, почётнАЯ грамота, почтеннЫЙ человек, понятливЫЙ малыш, понятнОЕ объяснение, стекольнЫЙ завод, стекляннАЯ ваза. ОПРЕДЕЛИТЕ ЗАВИСИМОСТЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ ПО ОБРАЗЦУ: праздничОЕ платье

№ слайда 14

  • развивать умения распознавать имена
    прилагательные в речи;
  • формировать умения использовать
    прилагательные в тексте;
  • развивать умение работать со словарями;
  • развивать умение составлять связный анализ
    текста, пользуясь памяткой-планом.

Мотивация учебной деятельности:

Организационный момент. Чтение стихотворения:

“Ищу слова”.

Ищу слова певучие,
Народные, иконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.

— Ваши впечатления?

— Чем понравилось?

— Из каких частей речи состоит?

— Давайте сосчитаем прилагательные. (13)

Части речи неравноценны и неравноправны. Самую
важную информацию мы получаем от двух частей
речи: имена существительные и глаголы. Но то,
что выражается этими двумя самыми важными
частями речи, нуждается в дополнительной
информации. Для этого существуют имена
прилагательные. Поэтому-то это стихотворение так
красиво звучит.

— Вспомним грамматические признаки имени
прилагательного.

— В парах постарайтесь друг другу рассказать об
имени прилагательном по схеме.

— Дать связный, полный ответ об имени
прилагательном.

— Какую роль играют имена прилагательные в
предложении?

Определение темы урока.

— Исходя из темы урока, какую учебную задачу мы
можем поставить? (Какую роль играют имена
прилагательные в речи

Наблюдение над синонимами и антонимами:

Подберите к каждому прилагательному
подходящее по смыслу существительное и запишите
словосочетание по схеме: сущ. ( ?) прилаг. (род)

— Какие пары слов можно образовать? Объясните
свой выбор.

Весёлый – радостный

Весёлый – печальный (голос)

Синонимы, антонимы (работа со словарем).

Вывод: какую роль выполняют
прилагательные – синонимы? (уточняют, позволяют
избегать повторений)

— Давайте попробуем использовать
прилагательные – синонимы в тексте.

Прочитайте текст.

Сито – решето с мелкой решёткой.

Вы прочитали текст без прилагательных.

— Интересен ли этот текст?

Самостоятельно вставьте подходящие по смыслу
прилагательные. Можно использовать слова из
данного синонимического ряда, но не во всех
случаях.

Зачитайте по предложению.

Прочитайте весь текст.

— Какой вариант одного и того же текста звучит
лучше, интереснее, красочнее?

Вывод: какую роль играют прилагательные в
тексте, в речи? (обогащают нашу речь,
распространяют предложения)

— Какое настроение навеял рассказ об осени?
(грустное, унылое)

Прочитайте текст про себя, вслух. (Восприятие
учащимися нового текста

Зимний календарь начинает сбрасывать листочки. Северное солнце всё чаще заглядывает в окна
домов. У нас солнце! Ещё стоят крепкие морозы,
метут февральские вьюги.

Но весной уже пахнет. Скоро угомонятся
последние метели, Весна играет солнечным светом. В голубой и синий цвет окрашены дома. Весёлый
гомон воробьев радует слух. Похудевшие сосульки
звенят торопливой капелью. Всё слышнее шаги
весны.

— Какие слова непонятны?

Словарная работа с толковым словарем Ожегова:

Гомон – громкий шум от множества голосов,
звуков.

Угомонятся – успокоятся, утихомирятся.

Работаем над анализом текста, пользуясь
памяткой (приложение 1).

Докажем, что это текст.

Это текст, т. предложения связаны общей темой.

Подчеркните слова, которые помогут раскрыть
тему.

В этом тексте говорится о приходе весны.

Очень важно понять в тексте основную мысль. В
любом произведении, даже в тексте, состоящем из
нескольких предложений, есть то главное, что
хотел сказать автор, для чего написал эти
несколько строк.

Основная мысль – всё слышнее шаги весны.

— Как можно озаглавить текст?

Скоро весна (по теме)

Шаги весны (по основной мысли)

Тип текста: описание.

Давайте найдем изобразительные средства языка,
которые помогли нам понять тему, главную мысль,
образы.

Эпитеты (образные прилагательные):

Мы часто забывает выразить своё личное
впечатление о прочитанном, об услышанном. Но ведь
у каждого сложилось своё отношение.

Результат нашей работы над текстом –
самостоятельный связный анализ текста.

Дети самостоятельно анализируют данный текст
письменно в тетради, пользуясь памяткой (приложение 1).

— Какую роль играют имена прилагательные в
нашей жизни?

Тема:  Значение и
употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных.

Цель: актуализировать
знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

Формируемые УУД:
п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование
познавательной цели; осознанное и произволь­ное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с
целью выделения их признаков; к. — инициативное сотрудничество с
учителем

и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий
партнёра; р. — постановка учебной задачи; определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и
последовательности действий; предвосхищение результа­та и уровня усвоения, его
временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

—  Найдите среди букв слова. Выпишите их. КЛБЕСЕДАУНАЗАДОРДБЕРЕГИСТКРОВАТЬЯЛУП

—  Прочитайте слова, которые вы записали. (Беседа,
назад, берег, кровать

—  Что общего у этих
слов? (Это слова с непроверяемыми глас­ными в корне

—  Обозначьте
орфограмму.

—  Какое слово может быть лишним? Почему? (Назад — это
наречие, остальные слова — имена существительные

—  Дайте характеристику каждого слова как части речи.

III. Самоопределение к деятельности

—  Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о ка­кой
части речи мы будем говорить сегодня на уроке.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

—  Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об имени
прилага­тельном

—  Сформулируйте
задачи урока. (Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие
вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи, повторить морфологические
признаки имён прилагательных

Работа по теме урока

Повторение
признаков имени прилагательного как части речи

—  Послушайте
стихотворение ещё раз и скажите, какую не­точность допустил автор. Но
если к нам их приложить. » Имена прилагательные «прилагаются» к
существительным, а не наоборот

—  Что такое имя
прилагательное?

—  Подберите к именам
существительным, записанным в те­традях, подходящие по смыслу имена
прилагательные.

—  Прочитайте отрывок из
стихотворения А. Фета.

—  О каком времени года
пишет поэт? (О зиме

—  Как он называет
картину зимы? Какое прилагательное ис­пользует? (Чудная

—  Подберите синонимы к
этому слову. (Чудесная, дивная, уди­вительная, волшебная,
обворожительная, очаровательная, чарующая, изумительная, поразительная

—  Что такое эпитет? (Художественное
определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает
представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Эпитеты — чаще
всего имена прилагательные

—  Выполните
письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка

—  Прочитайте материал
рубрики «Обратите внимание!».

—  В чём отличие слов чудный
и чудной!

Знакомство с
понятием краткая форма прилагательных

—  Прочитайте загадку. Назовите отгадку.

На себе его везёт

Бокаста да рогата. (Улитка

—  Какие слова
используются для описания улитки? (Богата, бокаста и рогата

—  Слова богата,
бокаста, рогата — это особая форма имён прилагательных, которая называется
краткой формой.

—  Прочитайте материал
рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.

—  Что вы узнали о краткой
форме имён прилагательных?

—  Прочитайте загадку,
изменив краткую форму прилагатель­ных на полную.

—  Вернёмся к упр. К какой части речи относится
выделенное слово? (Это краткое имя прилагательное

—  Прочитайте сказку
«Лягушка-невеста» из книги Т. Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное».

(Если нет книги, текст
можно распечатать на отдельных ли­сточках

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я
не­много толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного
прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои
выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и,
прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно,
спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

—  Найдите в тексте краткие имена прилагательные.

—  На какие вопросы они отвечают?

—  Замените их полными именами прилагательными.

Работа по учебнику

—  Прочитайте.

—  О какой птице говорится в тексте? (О сороке

—  Прочитайте
словосочетания, которые помогают описать внешний вид сороки. (Перышки по
бокам белые; голова, кры­лья, хвост чёрные; хвост длинный, прямой; перья на
хвосте зеленоватые

—  Какая птица по
характеру? (Ловкая, подвижная

—  А что вы знаете об
этих птицах?

(На данном этапе урока
можно использовать школьный сло­варик «Птицы России»

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка

—  Слова какой части речи помогли узнать птицу? (Имена
при­лагательные

—  Какие слова вы подчеркнули?

(Два ученика выполняют на
доске грамматические разборы

Закрепление изученного материала Работа по учебнику

—  Прочитайте задание.

—  Назовите цель выполнения этого упражнения. (Вспомнить
способы образования имён прилагательных

—  С помощью каких суффиксов будете образовывать имена
прилагательные? (С помощью суффиксов -ист-, -лив-, -ив-, -ск-, -н-,
-чив-

—  Выполните задания.

(Один ученик работает на
откидной доске. Коллективная проверка

—  Прочитайте предложение, которое вы составили. (Самооценка

—  Запишите в словарик слово автомобиль, поставьте
ударе­ние, подчеркните орфограммы.

—  Найдите значение этого слова в толковом словаре. Слово
состоит из двух частей: авто — сам, сам по себе, мобиль — подвижный. Значит, автомобиль — это то, что само по себе и нижется.

—  Подберите к слову автомобиль однокоренные слова и
запи­шите их. (Автомобильный, автомобилист, автомобильчик,
автомобилестроение

(На данном этапе урока
можно использовать школьные словарики: орфографический,
толково-этимологический

VII. Рефлексия Работа по учебнику

—  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

—  Что такое имя прилагательное?

—  Какую роль играют имена прилагательные в речи?

—  С помощью каких суффиксов могут образовываться имена
прилагательные?

Упр. 5 (с. 6), 7 (с. 7) — по выбору.

  • Повторить и обобщить знаний учащихся о
    признаках имени прилагательного как части речи.
    пополнить практический опыт учащихся в
    употреблении имен прилагательных в
    словосочетаниях, предложениях и связном тексте,
    обратить внимание на роль прилагательных в речи.
  • Развивать умения распознавать прилагательные
    как часть речи, совершенствовать
    орфографические и пунктуационные умения и
    навыки; развитие логического мышления.
  • Формировать у учащихся мотивацию к
    самообразования, навыков самообразования,
    умений сотрудничать при выполнении упражнений;
    воспитание внимания и уважения к слову.
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация “Имя прилагательное как часть
    речи”.
  • Наглядные пособия: картинки зайца, медведя, лисы
    в цвете и без цвета.
  • Дидактический материал: карточки для
    индивидуальной работы и работе в парах.
  • Рейтиг-листы.

— Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос:

Какая часть речи делает нашу речь ярче,
выразительнее, богаче?

— Чем мы будем заниматься на уроке?

— Рассмотрите рейтинг-лист. В столбик записаны
этапы работы на уроке. А в строке формы работы. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на
уроке. На каждом этапе будете сами себе
выставлять не оценку, а количество баллов. В
конце урока подсчитаете баллы. Определенное
количество баллов соответствует оценке, которую
вы получите за урок. Максимальное количество
дано в таблице. (Приложение 1)

Определение темы и сообщение целей урока

Наблюдения над ролью прилагательных в речи. (Слайд 4)

Класс делится на 3 группы

Отгадайте загадки.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая — для лета,
Шуба для зимы — другого цвета. (Заяц

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь

(Слайд 5, 6, 7)

— Я знаю вы любите рисовать. Давайте порисуем,
но не красками, а словами. Раскрасьте своих
животных. Для этого опишите внешний вид
животного и его качества. Запишите эти слова к
себе в тетрадь. (Выполнение работы) Проверка.

Какие слова вы использовали? Какую часть речи?

Игра “Кто больше?” (Слайд 8)

— Обменяйтесь тетрадями;

— Проверьте написанное;

— Подсчитайте баллы (за каждое верно написанное
слово получаете 1 балл)

Вывод: — С какой целью используются в речи
имена прилагательные? (Чтобы точно описать
предмет, назвать его признаки

Вывод: Тема нашего урока “Имя
прилагательное”

Да, сегодня мы постараемся вспомнить все, что
уже знаем об имени прилагательном, задумаемся
над его ролью в тексте и нашей речи.

III. Работа над темой урока

Определение роли имени прилагательного в
тексте (Слайд 10)

Работа в парах по карточке №1 — Что такое
имя прилагательное?

Карточка №1 (Приложение 2)

Прочитай тексты. Какой текст понравился тебе
больше? Почему?

Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом
проносятся стрижи.

Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу
плывут белые облака. Высоко над облаками кружит
белогрудая ласточка. Со звонким свистом
проносятся стрижи.

Текст №2 отличается от текста №1 словами

Эти слова делают текст_________________________________

Они отвечают на вопросы__________________________________

Они связаны со словами___________________________________

и обозначают их________________________________________

Проверка (Слайд 12)

Вывод (Слайд 13)

— Какая часть речи называется прилагательным? (Имя
прилагательное — часть речи, которая отвечает на
вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, обозначает
признак предмета

Выставление баллов —  мак. 5 баллов.

Определение морфологических признаков имен
прилагательных. Словообразование.

Упражнение “Магазин”. (Слайд 14)

Учитель диктует существительные.

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, БАРАНКИ, ШКАФ, КОНЬКИ.

— Учащиеся должны записать прилагательные,
обозначающие, в каком магазине можно купить
данные предметы. Выделить корень слова.

— Найдите и выделите часть слова, с помощью
которой образованы имена прилагательные.

— Как называется эта часть слова? (суффикс)

Выставление баллов — макс. 5 баллов

Упражнение “Антонимы”. (Слайд 16)

— Что такое “антонимы”? (слова противоположные
по смыслу)

— Для чего они нужны в нашей речи?

Учитель диктует имена прилагательные:

Учащиеся записывают слова с противоположным
значением:

Проверка на слайде

Определение синтаксической роли
прилагательных.

Самостоятельная работа по карточкам. (Слайд 18)

— Прочитайте текст.

— О каком времени года говорится в этом тексте?

— С какой частью речи в предложении связано имя
прилагательное?

— Найти и подчеркнуть словосочетания
прилагательного и существительного.

Карточка №2 (Приложение 2)

Я проснулся серым утром. Комната была
залита жёлтым светом, как будто от керосиновой
лампы.

Странный свет — неяркий и неподвижный — был не
похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую
листву, она лежала шумными грудами на чёрной
земле и распространяла тусклое сияние. От этого
сияния лица людей казались загорелыми, а
страницы книг на столе как будто покрылись слоем
старого воска.

(По К. Паустовскому

— Когда мы говорим о частях речи, то обязательно
определяем их синтаксическую роль в предложении.

— Выписать и разобрать 1 предложение.

— Один ученик работает у доски.

Вывод: Каким членом предложения является имя
прилагательное? (второстепенным членом)

Выставление баллов — 1 зад. 5 даллов

Учащиеся выполняют по выбору разноуровневые
задания.

Упражнение “Лишнее слово”. (Слайд 19)

— На доске записаны 3 группы слов. Надо найти
“лишнее” слово.

— Записать слова в тетрадь. Подчеркнуть
вставленные буквы. Обвести “лишнее” слово.

(“Безграничный” — это прилагательное,
остальные слова — существительные

(“Сосновый” — в этом слове пишется одна буква,
в остальных словах — удвоенная согласная

(“Крепкий” — здесь пропущена парная глухая
согласная, в остальных словах — парная звонкая

Выставление баллов –

  • 1 задание — 3 балла
  • 2 задание — 4 балла
  • 3 задание — 5 баллов

Контрольный тест Слайд 20, 21)

а) Слово.

б) Часть речи.

в) Часть предложения.

Имена прилагательные отвечают на вопросы.

а) какой? какая? какое? Какие?

б) кто? что?

в) что делает? что сделает?

Какая часть речи обозначает признак предмета?

а) Имя существительное.

в) Имя прилагательное

С какой частью речи связано имя
прилагательное?

а) С глаголом.

б) С именем существительным

в) С местоимением

Каким членом предложения бывает имя
прилагательное?

Укажите имена прилагательные

Проверка на доске:

6) 2, 5, 7, 8

Выставление баллов — мак. 6 баллов

Итог урока (Слайд 23)

— Вспомните начало урока. На какой вопрос мы
должны были найти ответ? Помог ли наш урок
ответить на этот вопрос?

— Подсчет баллов. Выставление оценок.

— Рефлексия на рейтинг – листе. (Слайд 24)

Не понял.

Понял все.

Понял все и могу рассказать.

Понял все и могу научить.

Дополнительное творческое задание “Продолжи
стихотворение” (Слайд 25)

Карточка №3 (Приложение 2)

Мы с тобой дружны.

Притяжательные прилагательные

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
• Притяжательные прилагательные на -ов/-ев, -ин/-ын
употребляются только в разговорной речи: дедов,
старухин. Двойное выражение принадлежности —
явный признак просторечья: к дяди Петину дому, в
тети Машиной кофте, тетин Лизин муж. • При
выборе
вариантов
в
синонимических
конструкциях отцов дом — отцовский дом следует
учитывать, что прилагательные на -ский (-веский, инский) чаще выражают качественное значение, ср. :
отцовская забота, материнская любовь.

Качественные прилагательные

КАЧЕСТВЕННЫЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
• Однако всеми перечисленными признаками обладает не
каждое качественное прилагательное. Например, есть
прилагательные, обозначающие абсолютный признак
(больной, босой, голый, глухой, немой, слепой, буланый,
саврасый, гнедой и др. ), которые не образуют степеней
сравнения, не всегда имеют краткую форму, антонимы. • Тем не менее такие прилагательные — качественные,
поскольку они обозначают признак непосредственно, а не
через отношение к другим предметам или явлениям.

Полная и краткая формы имени прилагательного

ПОЛНАЯ И КРАТКАЯ ФОРМЫ ИМЕНИ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Полная форма
Краткая форма
1. Смысловое различие
Обозначает постоянный признак или Выражает идею временного признака,
вневременное качество: Ср. друг больной недлительного состояния: Ср. друг
больной — друг болен. — друг болен. Грамматическое различие
Синтаксическое управление используется
лишь в качестве стилистического приема:
Я на такую тяжесть уже не способный. Способна к синтаксическому
управлению: Рюкзак тяжел для тебя. Стилистическое различие
Характерен оттенок смягченного выражения: Она красивая, он добрый. Встречается чаще всего в разговорном
стиле, например: Ответы ученика ясные
и точные. Характеризуется большей определенностью, категоричностью: Она
красива, он добр. Присуща книжному стилю: Настоящая
мудрость немногословна. Толстой)

Склонение
имен прилагательных в мн. Какие?
-ые
-ие
Белые берёзы
Тонкие берёзы
Р. Каких?
О каких?
— ых, -их
Верных, хороших друзей
О верных, хороших друзьях
Д. Каким?
Какими?
-ыми, -ими
Верным, хорошим друзьям
Верными, хорошими
друзьями

Особенности употребления имен прилагательных в формах степеней сравнения

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ФОРМАХ СТЕПЕНЕЙ
СРАВНЕНИЯ
• Ошибки при образовании степеней сравнения имен
прилагательных возникают из-за того, что говорящим не
учитывается отсутствие в русском языке для данных слов
таких форм. Например, не имеют форм простой
сравнительной степени прилагательные с суффиксами -к-,
-ск-у -ов-, -ев-, -л-: боевой, вялый, маркий, вражеский и др. Сравнительная
степень
подобных
прилагательных
образуется при помощи слов более и менее.

Имя прилагательное как часть речи

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК
ЧАСТЬ РЕЧИ
• По значению различают разряды прилагательных:
качественные, относительные и притяжательные. • Качественные имена прилагательные употребляются в
полной и краткой форме. Например: Облетевший тополь
серебрист и светел. Закружилась листва золотая в
розоватой воде на пруду. • В предложении имена прилагательные в полной форме
чаще всего являются согласованными определениями, а в
краткой форме – сказуемыми.

• В древнерусском языке краткие прилагательные
изменялись по падежам. В современном языке
краткие прилагательные не склоняются, как в
древности. • Память об их «прошлой жизни» сохранилась в
некоторых
фразеологизмах (на босу ногу);
фольклорных произведениях: «У меня золота
казна не
тощится, Цветно платьице не
носится, Дружина хоробра не изменяется» (из
былины «Садко»);

СОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ПО ФОРМУЛЕ –
прилагательное + существительное
ПРАЗДНЫЙ, ПРАЗДНИЧНЫЙ
ПОЧЕТНЫЙ, ПОЧТЕННЫЙ
ПОНЯТНЫЙ, ПОНЯТЛИВЫЙ
ОБЪЯСНЕНИЕ
СТЕКОЛЬНЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ
ЗАНЯТИЕ, ПЛАТЬЕ
ГРАМОТА, ЧЕЛОВЕК
МАЛЫШ,
ВАЗА, ЗАВОД
ПРОВЕРЬ:
праздничОЕ платье, празднОЕ занятие, почётнАЯ грамота,
почтеннЫЙ человек, понятливЫЙ малыш, понятнОЕ
объяснение, стекольнЫЙ завод, стекляннАЯ ваза. ОПРЕДЕЛИТЕ ЗАВИСИМОСТЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
ПО ОБРАЗЦУ:
Какое?
праздничное платье

Роль имён прилагательных в речи

Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи. Автор Осипова И. , учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 Ст. Ильинская Новопокровского района Краснодарского края

Догадливый, жаркий, речь, сообразительная, день, добро, находчивая, ученица.

речь день добро ученица догадливая жаркий сообразительная находчивая

сущ. + прил. с вопросом снег (какой?) последний пар (какой?) тёплый кувшинчик (какой?) синий лес (какой?) юный в дым (какой?) зелёный гроз (каких?) тёплых

Выхухоль — зверёк. Мех у него очень , , цвета. Тело у выху- холи , лапки, хвост стелется по земле. Голова зверька с глазками и хоботком, который все время шевелится.

Имя прилагательное – это служебная часть речи. Имена прилагательные обозначают признаки предметов. Имена прилагательные связаны с именами прилагательными. Синонимы – это слова противоположного значения. Эпитет – это образное, художественное определение, почти то же самое, что и прилагательное. В тексте-описании главную роль играют имена прилагательные. Прилагательные обогащают речь, украшают, делают её ярче, выразительнее, описывают свойства и качества предмета.

№ слайда 15

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК
ЧАСТЬ РЕЧИ
• Имя прилагательное – самостоятельная часть речи,
которая обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы (какой? каков? чей?). • Имена прилагательные зависят от имён существительных и
согласуются с ними в роде, числе и падеже (т. ставятся в
том же роде, числе и падеже, что и имена
существительные). Например: охотничьей избушки,
весёлые деньки, в розоватой воде. • Начальная форма имени прилагательного – И. , ед. ч, м.

Прилагательные всегда связаны
с существительными и стоят в
том же роде, числе и падеже,
что и существительное, с
которым они связаны. В предложении прилагательное
чаще всего бывает определением. В предложении
краткое прилагательное
является сказуемым.

Ход УРОКА

1 Психологический настрой.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем думать,рассуждать и друг другу помогать.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши,  не отставая,

Слушай не  перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно,

Если друг стал отвечать

Не  спеши перебивать.

-Чем мы буде сегодня заниматься на уроке, судя по стих. Выберем девиз урока. Возьмите карточку. Зачеркните всегда твёрдые согласные и прочитайте получившееся предложение.

Какое качество человека необходимо нам на уроке?

-Как понимаете пословицу?

Внимательно посмотрите на буквенное поле. Слайд 1. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. (слайд)

—  Верно, сегодня будем писать  строчную букву  Н.

— Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

— Назовите, из каких элементов состоит буква (анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

Минутка чистописания: н, нн

– Какое правило напоминает вам это соединение?

На доске записаны слова:

«длина», «рано», «весна». (слайд)

– Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной.

– Какой частью речи являются эти слова? Что такое имя прилагательное? Дети записывают: н, нн – Написание слов

Записывают слова: «длинный», «ранний», «весенний». Выделяют номер орфограммы (№11)

Актуализация знаний.

— Какой раздел мы изучаем? (Части речи) Какие части речи мы подробно изучили?

-Давайте вспомним, что мы о них знаем? (Приём технологии критического мышления «Зигзаг»)

В группах составляется таблица

Роль в русском языке.

явления,дают предметам имя.

По числам.

Слова наполняют движением, придают тексту динамичность

Проверка со слайда.

Возьмите ромашку и оцените себя. (закрашивают лепестки)

Постановка проблемы. Введение в тему.

А сейчас я хочу вам рассказать историю.

Встретились однажды Аня и Валя. У них разгорелся спор.

Аня:Я могу обойтись без лишних слов, мне не нужны слова -пояснения. Я могу без них понять о чём идёт речь и первой выполнить задание.

Валя:А я не имея слова -признаки могу ошибиться, без этих слов мой разговор был бы не понятен.

Ставлю перед вами проблему. Кто прав?В течении урока мы попробуем ответить на этот вопрос.

Посмотри на составленную таблицу, как вы думаете, что мы должны сегодня изучить на уроке? Что мы не знаем об имени прил (Роль в русском языке и как изменяется) Возьмём частичку материала. Какова роль прилагательных в речи.

Постановка целей учащимися. (Использовать опорные слова

Этап. Осмысление. Исследование.

Я предлагаю поиграть в игру «Угадай»У меня в коробке лежит предмет. Вы должны отгадать, что это.

1 подсказка: неживое,полезное, тяжёлое. Что это?

-Почему нет единого мнения?

2 подсказка: круглое, душистое, витаминное.

Мнения разошлись.

3 подсказка :оранжевое (тыква)Какие слова были в подсказках, Часть речи? Поставь вопрос к словам. Почему мнения сошлись? Назван более точный признак предмета. Какую же роль играют в речи прилагательные?

Вывод:Прилагательные помогают описать предмет и быстрее понять о чём идёт речь.

Составляется кластер на доске.

в русском языке?

Физминутка. О ромашке

Вы прислушайтесь к ромашке,

Низко, низко наклонясь.

Ей погладьте лепестки,

Встаньте прямо, руки в боки,

Оглядитесь все вокруг:

Перед нами целый луг.

Раз — ромашка, два — ромашка

Любоваться ими будем.

И не тронем не обидим!

-А сейчас попробуйте сами описать ромашку, используя только прилагательные. Посмотрим, кто более точно опишет предмет. Работа в группах. Лист белой бумаги А4 сгибают пополам 4 раза, передают лист каждому участнику и записывают прилагательные, затем другой группе, затем возвращают в прежнюю группу. Каждая группа будет иметь по 16 прилагательных.

Рефлексия на лепестках цветка.

Применение знаний на практике.

Сам работа.

Отгадывание загадок. (загадки на карточках) Выписать прилагательные.

У каждой группы своя загадка.

Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.

Не нужна и шоколадка.

Я сушить его могу,

Получу я курагу.

Отвечай мне на вопрос. Что же это (абрикос)

В садочке есть плод.

Он сладкий как мёд.

Румяный,как калач, но не круглый, как мяч

Он под самой ножкой-

Вытянут немножко. (груша)

У этого зверя огрмный рост.

Сзади у зверя маленькийх вост.

Спереди у зверя хвост большой.

Кто же это?

Ну конечно это он!

Стоят в поле сестрички-

Это качество прекрасное,

Хоть порою и опасно

И не каждому дано,

В голове живёт оно.

(Ум, интеллект).

Проверка, выступление групп. Определение роли прилаг. в русском языке.

Первая загадка — название признаков по цвету и по вкусу.

2 загадка — признаки по размеру, 3 загадка — признак по форме и вкусу.

4 загадка- признак по качеству человека

По ходу дополняется кластер.

Дети делают вывод.

Вывод: имена прилагательные называют признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства (слайд)

Физминутка для глаз.

Вручение подарка- памятку (волшебный цветок, на лепестках написаны виды признаков предмета)

Посчитайте сколько лепестков у волшебного цветочка, который я вам подарила? (семь)

— Как вы думаете, почему, я его назвала волшебным? (Есть такой волшебный цветок в сказке, а зовут этот цветок цветик-семицветик)

В какой сказке мы встречаемся с этим цветком. (В сказке Катаева «Цветик-семицветик)

Старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок, вроде ромашки. У цветка было семь прозрачных цветов:жёлтый, красный,зелёный,синий,оранжевый,фиолетовый и голубой.

— Прочитайте этот текст (читают в учебнике)

— Какие слова помогли вам представить красоту цветика –семицветика?

— К какой части речи относятся эти слова?

Выпиши прилагательные. Проверка- консультант.

— А теперь прочитайте его без прилагательных (Слайд)

— О чем первый  текст, который вы читали с прилагательными?

— О цветике-семицветике.

— А второй  текст, который вы прочитали без имён прилагательных, о чём?

— О цветике, но ни как о семицветике.

— Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

— Наличие прилагательных.

— А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

— Они сделали текст более красивым, интересным, понятным.

— Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной.

Дополнение кластера. Рефлексия

-Ещё раз повторим,что же мы сегодня в результате исследования узнали о прилагательном?

Вернёмся к началу нашего урока. Вспомним, какой спор разгорелся между ребятами. Кто был из них прав и почему?

Заполнение таблицы частей речи. (точно описывают предмет, делают речь выразительной красочной)

Заканчивая разговор об имени прилагательном, я предлагаю вам написать синквейн (учимся писать) Перед вами памятка, давайте поробуем.

Описывает,   уточняет,     дополняет,   украшает

Пример прилагательного.

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его, вас оценить,

Но прилагательными только.

Рефлексия на цветах успеха, закрашенные лепестки, вставляют в корзину.

Оборудование кластер, разрезная и полная таблицы, цифры 1,2,3,4,ромашки для раскрашивания, памятка ромашка, загадки и текст.

Для точности описания предмета.

Называют цвет, форму,размер, вкус, запах, качества.

Делают речь яркой,выразительной,понятной.

1 2 3 4

Отвечай мне на вопрос. Что же это?

Относительные прилагательные

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
• Относительные прилагательные не имеют ни степеней
сравнения, ни краткой формы, ни антонимов, ни
суффиксов субъективной оценки и не образуют наречий
на -о. Если нам встречаются подобные аномалии, то это
либо стилистический прием, окказиональное явление в
творчестве мастеров слова, либо речевые ошибки,
вызванные незнанием грамматических норм.

Особенности употребления полной и краткой форм имён прилагательных

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ПОЛНОЙ И КРАТКОЙ ФОРМ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
• Полную и краткую формы имён прилагательных нельзя
употреблять как однородные члены предложения:
Староста нашего класса серьёзна, дисциплинированна и
очень ответственная. В качестве однородных членов
должны выступать однотипные формы: либо полные,
либо краткие. Староста нашего класса серьёзна,
дисциплинированна и очень ответственна.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
• Прилагательные на -овый, -иный (китовый ус,
слоновая кость, змеиный яд, пчелиное жало) и
прилагательные на -ий, -ья, -ье (казачья станица,
рыбачий поселок, верблюжья шерсть, лебяжий пух,
групповую
обозначают
медвежье
сало)
принадлежность и часто приобретают качественноотносительное
значение: бобровый воротник,
змеиное коварство, волчий аппетит, лисья
хитрость, охотничья собака.

С какой частью речи связано имя
прилагательное?
А)с глаголом
Б) с именем существительным
В) с местоимением
5. Каким членом предложения бывает имя
прилагательное?
А) главным
Б) второстепенным
6. Укажите имена прилагательные
1)замечаешь 2) оранжевый 3) насекомое
2)4) рукоятка 5)великий
6)сказуемое
7)любимый
8)смолистый
9)больше

Запомни!
• Прилагательные, заканчивающиеся на ударный –Е́нный,
образуют краткую форму мужского рода только на -ЕНЕН,
кроме слов-исключений современный (современен) и
блаженный (блажен):
обыкновЕнный – обыкновенен
сокровЕнный — сокровенен

Степени сравнения имён прилагательных

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЁН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Сравнительная
Превосходная
простая
составная
прил. + -ЕЕ-/-ЕЙ-
БОЛЕЕ (МЕНЕЕ)
+прил. более прочный
менее смелый
милый -милее/милей
добрый-добрее/добрей
простая
составная
прил. + -ЕЙШСАМЫЙ+ прил. умный-умнейший
самая умная
самое глубокое
прил. + -Е-/-ШЕнизкий – ниже
высокий – выше
тонкий – тоньше
долгий — дольше
прил. + -АЙШглубокий глубочайший
ПО + прил. + -ШЕ-/-Евысокий — повыше
большой — побольше
НАИ + прил. + -Шнаивысший
наикрасивейший
НАИБОЛЕЕ (НАИМЕНЕЕ) + прил. наиболее
серьёзный,
наименее
подходящее
ср. прил. + ВСЕХ
(ВСЕГО)
грустнее всех
интереснее всего

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Работа по карточкам)
1. Прочитать текст. Найти и подчеркнуть словосочетания
прилагательное + существительное
3. Выписать и разобрать 1 предложение. Вывод: Каким членом предложения является
имя прилагательное?

Употребление имён прилагательных в речи

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ Гибок, богат и, при всех своих несовершенствах, прекрасен язык каждого народа. Чернышевский

Я — часть речи интересная,Широко в миру известная:Опишу любой предмет -В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна,И точна и удивительна. Чтоб красиво говорить,Мною нужно дорожить. Головко

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стеной,Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбойКак вышки, елочки темнеют,А между кленами синеют,То там, то здесь, в листве сквозной,Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.

золотой, солнечный, янтарный бирюзовый, небесный, васильковый кофейный, шоколадный баклажановый сиреневый огненный, кровавый, пурпурный, багровый, алый изумрудный

СЛОВА-СИНОНИМЫ 1. Фиолетовый (баклажановый, сиреневый) 2. Красный (багровый, алый, огненный, кровавый, пурпурный) 3. Желтый (золотой, солнечный, янтарный) 4. Синий (бирюзовый, небесный, васильковый) 5. Зеленый (изумрудный) 6. Коричневый (кофейный, шоколадный)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Упр. 162 (письменно) на стр. 64 НА ВЫБОР. Упр. 166 (устно)на стр. 66 или написать сочинение-рассуждение (исследовательский труд) о роли прилагательного в речи.

Стихотворение о важности имен прилагательных. Очень занимательное — Имя прилагательное. Трудно будет без него,Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это:Как без признаков предметаБудем спорить, говорить,Веселиться и шутить?Что тогда получится?Стоит разве мучиться?Не скажем мы, «прекрасное»,Не скажем «безобразное»Не скажем маме «милая,Красивая, любимая». Отцу, и брату, и сестре,Не сможем говорить нигдеЭти замечательныеПри-ла-га-тель-ные.

Разряды имён прилагательных

РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Качественные
Относительные
обозначают
признак,
который
может проявляться в большей или в
меньшей степени (т. имеет
градации по степени интенсивности
своего
проявления)
называют признак через отношение к
другому предмету (их корень содержит
предметное значение): каменный забор
(камень),
настенные
часы (стена) и др. — имеют степени
сравнения: красивый —
красивее — красивейший;
имеют полную и краткую
форму: красив красива —
красиво — красивы;
могут образовывать наречия на
-о: красиво;
образуют антонимы между
собой, в том числе с не-:
красивый — ужасный /
красивый — некрасивый,
имеют суффиксы
субъективной оценки:
красивенький. Относительные прилагательные
обозначают только отношения,
например:
а) к месту (ростовский, речной), б) ко
времени (утренний, зимний,
прошлогодний, январский), в) к
материалу (деревянный)
г)
назначению (стиральная
пассажирский, плавательный), д)
конкретному весу, длине, мере
(метровая, квартальный). • Относительные прилагательные
всегда можно заменить
синонимичной конструкцией со
словом, от которого они
образованы. : московский вокзал — вокзал в
Москве, кирпичная стена — стена из
кирпича, осенний лес — лес осенью. Притяжательные
Притяжательные прилагательные обозначают
принадлежность предмета
человеку или животному. Например:
Сережина тетрадь, Верины
куклы,
анютины глазки,
китовый ус,
слоновая кость,
змеиный яд,
пчелиное жало

• Однородные члены могут быть выражены одинаковыми и
разнотипными морфологическими формами. • Однако предпочтительным в речевой практике является
употребление однородных членов с однотипными
морфологическими
формами. В
ряде
случаев
использование
одинакового
морфологического
выражения считается обязательным с точки зрения норм
литературного языка. • Так, не допускается объединение в ряду однородных
членов полной и краткой формы прилагательных или
причастий:
Он ранен и контуженный.

• В разговоре об обыденных вещах, например о погоде,
желательно использовать конструкции с полными
прилагательными: Утро было тёплое и безветренное. В
письменной же речи отдавайте предпочтение кратким
формам. Зачастую писатели и поэты намеренно
употребляют такие формы, чтобы придать тексту оттенок
книжности, высокого стиля.

А ТАКЖЕ:
• Ошибочным считается соединение в одной конструкции
простой и сложной форм сравнительной степени типа
более лучший, более худший, более красивее, поскольку
второе слово само по себе не выражает значение
сравнительной степени. • Нарушением грамматических норм является и
употребление конструкций, образованных по схеме:
«САМЫЙ + превосходная степени сравнения» типа самых
добрейших. Они также носят плеонастический характер, так
как слово САМЫЙ дублирует указание на предельное
проявление признака, содержащееся в формах с
суффиксами -ейш- или -айш-.

ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
В ФОРМАХ СТЕПЕНЕЙ
СРАВНЕНИЯ
• Простая
форма
сравнительной
степени
имеет
нейтральный характер, сложная вносит оттенок
книжности: более смелый в разговорной речи
употребляется реже, чем смелее, что соответствует
тенденции к экономии речевых усилий. • Интересно, что синтетические формы сравнительной
степени прилагательных все более склоняются к
предпочтению форм с фонетической редукцией: яснее —
ясней, бодрее —бодрей, смелее —смелей, сочнее —
сочней, виднее —видней, темнее —темней, живее —
живей, краснее —красней.

Контрольный тест
1. Что такое имя прилагательное?
А)слово
Б)часть речи
В)часть предложения
2. Имена прилагательные отвечают на вопросы
А)какой? Какая? Какое? Какие?
Б)Кто? Что?
В) что делать? Что сделать?
3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
А) имя существительное
Б)глагол
В) имя прилагательное

Помните

ПОМНИТЕ:
• Нормативными являются следующие формы: бойче, вязче,
горче (горше), жальче, жарче, звонче, площе, робче,
хлёстче, хрупче, уже. • Формы с приставкой по- вносящие добавочное значение
небольшой степени увеличения или уменьшения качеств,
характерны для разговорной речи. Например, сделать
получше, стать повыше, проснуться пораньше и т. • Ср. в деловой речи: немного лучше, немного выше,
немного раньше.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
• Употребляясь в переносном значении, относительные
прилагательные
могут
приобретать
качественное
значение, например: золотое кольцо, серьги, цепочка,
купол и т. — золотое сердце, золотые руки, золотая
душа, золотые слова и т. , но и в этом случае они не
образуют ни степеней сравнения, ни краткой формы. Единственное, что они могут — это иметь антонимы, и то
чаше контекстуальные, ср. : — Значит, разбираешься?
Золотые, видать, руки. — Это поглядим — золотые они
или оловянные. Васильев)

Использованная литература

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
• Былкова С. , Махницкая Е. Русский язык и культура
речи: Пособие для вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов
н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. • Сенина Н. , Глянцева Т. , Гурдаева Н. Русский язык. Нормы речи. «заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное
пособие. 10-11-й классы. – Ростов н/Д: Легион, 2014.