4 Класс

Все народы воспевают материнство урок изо 4 класс презентация поэтапное рисование

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

•Почитать родителей значит: любить их, быть почтительным к ним, не оскорблять и не обижать их ни словами, ни поступками; повиноваться им во всем, кроме советов, направленных против заповедей Христовых; помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости; молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.

Грех непочтения к родителям есть великий грех. По законам Ветхого Завета, злословящий отца или мать, наказывался смертью (Марк. 7,10; Исх. 21,16).

Тема урока  «Все народы воспевают материнство»

Цель урока: изобразить мать и дитя, их единство и ласку.

Задачи: 1)познакомить с темой материнства в изобразительном искусстве; дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов;

2)познакомить с произведениями великих художников; развивать интерес к произведениям искусства разных стран;

3)совершенствовать навыки и умения в изображении человека; развивать навык рисования по представлению;

4)воспитывать уважение к женщине, к матери;

5) укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство)

Просмотр содержимого документа

«Урок ИЗО в 4 классе «Все народы воспевают материнство»»

  • Все народы воспевают
  • материнство

Не оставляй отца и мать на старости лет, и Бог тебя не оставит.

  • Не оставляй отца и мать на старости лет, и Бог тебя не оставит.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.
  • Без отца – полсирота, а без матери и вся сирота.
  • Пчелки без матки – пропащие детки.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • При солнышке светло, при матери добро.
  • Без матери нет ни поэта, ни героя. (М. Горький)‏
  • Любовь к Родине начинается с любви к матери.
  • (Ю. Яковлев)‏
  • Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни.
  • (В. Шукшин)‏
  • Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе. (Сухомлинский)‏
  • Сердце матери – неиссякаемый источник чудес.
  • (П. Беранже)‏

Икона «Владимирская Богоматерь»

  • Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем.
  • 1490-1491г.

Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1515-1519 г. Пикассо. Мать и дитя. Савицкий. Партизанская мадонна. 1967г. Кустодиев. Утро. Петров-Водкин. Мать. 1915г.

Дейнека. Мать. Неменский. Тишина. Какие слова передают твои чувства, когда ты смотришь картины, где изображена Мать.

  • Мы своими нежными руками
  • Вышиваем рушничок для мамы,
  • Чтоб на праздник подарить смогли мы
  • Нашу радость мамочке любимой.
  • В синей нитке – птицы прилетают,
  • В красной нитке – маки расцветают.
  • Задание
  • Изобразите мать и дитя, их единство, ласку.

Спасибо за работу!

Без матери нет ни поэта, ни героя. Горький)

Любовь к Родине начинается с любви к матери. Яковлев)

Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни. Шукшин)

Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе.

Сердце матери – неиссякаемый источник чудес. Беранже)

Учитель. В разные времена и в разных странах художники воспевали

материнство, используя свойственные времени средства художественного

Для многих народов образ матери был идеализирован (от слова идеал) в

Мадонне и иконе «Богоматерь Владимирская».

Мастер Изображения предлагает вам посмотреть и сравнить образ

-Что общего и чем отличаются эти образы? (ответы детей)

Учитель. Автор иконы и Леонардо да Винчи увидели в образе матери

Христа общие, свойственные всем матерям качества: нежность, умиление и

восхищение младенцем. И в то же время женщины не похожи друг на друга:

Богоматерь чем-то озабочена, даже скобит, а Мадонна Леонардо – юная,

игривая, сама как ребенок.

Согласно преданию, икона «Богоматерь Владимирская» написана святым

апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола,

за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в

Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в

Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал

специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию

-Мастер Изображения просит вас всмотреться в «Сикстинскую Мадонну»

-Поделитесь впечатлениями. (Ответы детей)

«Сикстинская Мадонна» Рафаэль. Попирая облака босыми ступнями,

прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Ее взор смущен этим

зрелищем неустроенности мира, страданий и волнений обитателей земли.

Прекрасное, благородное лицо отражает все оттенки изумления. Мария не

слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами

жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна чувствует его

трагическую судьбу, и поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного

печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью

осенена ее юная краса.

Учитель. Тема материнства вечная, художники разных стран видят в ней все

новые оттенки, связанные со страданиями, борьбой своего народа, а также с

неисчерпаемой красотой душевных переживаний, которые открывает в

женщине рождение ребенка. Слайды 6,7,8,9,10,11.

-Какая картина вам особенно понравилась?

-Какое произведение поразило? Запомнилось? Чем? (высказывания детей)

2

«Владимирская Богоматерь» Икона «Владимирская Богоматерь»- один из древнейших и самых прекрасных образов. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью — лицо её прекрасно. Мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

3

«Сикстинская мадонна» Рафаэль Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к людям своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец- это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь.

5

« У колыбели» Кугач

6

«Мать» А. Дейнеки Жемчужиной творчества Александра Дейнеки является его работа «Мать». Дитя спит на плече у матери.

7

«Тишина» Б. Неменский

8

«Мать» Б. Неменский Эта картина никого не оставила равнодушным, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлучённым войной. Спящие на полу в крестьянской избе бойцы, заботливо укрыты тёплым платком. Картина о простых русских женщинах, по- матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе.

9

Нет народа, у которого материнство не пользовалось бы великим почётом. Все народы воспевают материнство. « Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу,- это мать». Островский) « Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу,- это мать». Островский) « Материнская ласка конца не знает» (русская пословица). « Чувства отца выше гор, чувства матери глубже океана» (японская пословица). « Чувства отца выше гор, чувства матери глубже океана» (японская пословица). « Сердце матери — неиссякаемый источник чудес» (П. Беранже, француз). « Сердце матери — неиссякаемый источник чудес» (П. Беранже, француз).

Тема урока: «Все народы воспевают материнство»

Цель: формирование представлений о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства.

  • Развитие чувства восхищения матерью. Почитание материнства у всех народов.
  • Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
  • Формировать уважительное и заботливое отношение к матери.
  • Воспитание потребности в творческом самовыражении.
  • Осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, история, православие).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Тип опроса: индивидуально-фронтальный.

Неменского, Ю. Кугач «У колыбели»

  • интерактивная доска
  • стихи о маме
  • Музыкальный ряд: Песня из кинофильма «Мама», песня мамонтенка, песни про маму, Ф.Шуберт «Аве Мария», оркестровая музыкальная композиция (во время практического задания).
  • альбом
  • краски
  • кисти
  • непроливайка
  • фломастеры
  • Объяснение нового материала – 10 -12 минут
  • Выполнение практической работы учащимися – 25 минут
  • Выставка работ – 4 – 5 мин
  • Уборка рабочего места – 2 минуты.

Организационный момент.

Учитель: Я рада приветствовать Вас, ребята!

Проверьте, все ли у Вас готово к уроку.

Пожалуйста, садитесь.

— Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий.

— Садитесь поудобнее. И так, начнем!

Сообщение темы.

Учитель: — В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном и вечном. (Звучит песня о маме из кинофильма «Мама»).

— Прослушав замечательную песню, вы, ребята, конечно же догадались о ком сегодня на уроке пойдет речь. (Ответы детей)

«Есть в природе знак святой и вещий, 
Ярко обозначенный в веках! 
Самая прекрасная из женщин – 
Женщина с ребёнком на руках».

III. Постановка учебной задачи и практическая работа.

Сегодня мы на уроке рисуем наших мам. Расположим лист вертикально. Рисуем крупным планом лицо. Давайте правильно разметим элементы портрета на листе.

— Нарисуйте себя вместе с мамой. Главное не внешнее сходство, а  внутренняя красота. Главное  — попытайтесь передать свои  чувства и всю свою любовь к маме.

— Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, её улыбку. Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет своей  мамы с её чертами лица.

— Какая цветовая гамма больше подходит для  сюжета «Мать и дитя» — «теплая», «холодная»?

Самостоятельная работа учащихся.

— Работаем в карандаше, затем в цвете, лучше использовать теп­лый колорит, проводим детальную проработку. (Звучат песни о маме тихим фоном)

По ходу работы проводить анализ общих ошибок.

( Во время работы звучат  песни о маме, просто нежная музыка

Итог урока.

(выставка детских работ)

— Как вам кажется, удалось ли вам передать мамин характер?

Какие разные и красивые работы получились!
— Что сегодня нового для себя открыли на уроке?

VII. Домашнее задание:

Предложить учащимся сделать презентацию по фотографиям близкого человека – проследив его жизнь от детства до пожилого возраста.

VIII. Рефлексия.

Методика “Незаконченного предложения”:

•«Я не напрасно провел этот урок, потому что.

•«Главным для меня было.

На этом наш урок изобразительного искусства закончен. За работу на уроке, за старание над рисунками своих мам все получают пятёрки.

Спасибо вам, ребята,  за работу, а гостям за внимание!

Просмотр содержимого документа

«презентация к уроку

Конспект урока ИЗО в 4-м классе «Все народы воспевают материнство.

Характер и цели урока: Развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру

человека, способности углубиться в себя, осознание своих внутренних

• Средствами художественной выразительности – формой, пропорциями,

цветом, линией, фактурой материала, композицией освоить изображение

на плоскости (по представлению) в технике рисования гуашью.

• Воспитание сознательного отношения к процессу изображения, к труду,

воспитание аккуратности, стремления довести работу до конца.

• Развитие чувства восхищения матерью. Почитание материнства у всех

• Высшее проявление красоты – материнство. Мать и дитя.

• Дальнейшее изучение пропорций головы, построение лица. Рисунок по

памяти (характерный портрет мамы)

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-

Тип опроса: индивидуально-фронтальный.

Для учителя: ноутбук, проектор, экран, слайд шоу портретов (Леонардо да

Винчи «Мадонна Лита», Рафаэль «Сикстинская мадонна», Рубенс «Мать и

дети», Б. Неменский «Тишина» и др

Для учеников: краски – гуашь; лист А4; на каждый стол – клеёнка; тряпочка;

непроливайка; кисточки.

• Орг. момент – 1 минуты

• Обсуждение Д. рассказа Ю. Яковлева – 5 минут.

• Объяснение нового материала – 5 -7 минут

• Выполнение практической работы учащимися – 25 -30минут

• Выставка работ – 3 – 4 мин

• Уборка рабочего места – 2 минуты.

Проверте всё ли у вас готово к уроку. Поздоровайтесь с гостями.

Проверка домашнего задания:

Дома вы читали рассказ Юрия Яковлева «Мама». расскажите о чём этот

рассказ? (ответы учащихся)

Вспомните понравившийся вам отрывок из этого рассказа. (учащиеся

зачитывают понравившийся отрывок)

Какие чувства к матери хотел вызвать у нас автор этим произведением?

(ответы учащихся – благодарность, любовь) Да, он словами описал свою

Тема материнства во все века волновала не только писателей, но и

Эта тема близка каждому. Со временем понимание её становилось всё более

богатым и многогранным. Перед вами на слайде несколько великих образов

материнства, где мы видим, как младенец своей щекой нежно прижимается к

матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно.

Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием

силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон придают ей

звучание покоя и нежности. (слайд 2)

Какие черты присущи каждой маме?

Вот знаменитый образ «Сикстинской мадонны», созданный великим

итальянским художником Рафаэлем. (слайд 3) Прекрасная женщина

спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви,

Каждая мать так же несёт свой бесценный груз – своих детей к людям, к

радостям и трудностям жизни (рассматриваем слайд 4). Из века в век вечно

единство матери и ребёнка. Посмотрите на картину Рубенса – мать и дети,

словно единая скульптура, их не разлучить. Великое счастье быть вместе!

И в наши дни художники разных народов (слайд 6) создают об этом свои

произведения. На картине «Тишина» Б. Неменского рука матери также

охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается

в защите! (рассматриваем 7 слайд)

Расскажите о своей маме, какая она, что она любит?

Какие слова можно сказать о маме? Мама всегда рядом, всю жизнь. Она

Вспомним пропорции лица.

(слайд 8) Сегодня мы на уроке рисуем наших мам. Расположим лист

Лицо представляет собой овал. Мы расположим овал так, чтобы он занял

большую часть листа. Повторим пропорции лица. У всех они разные, но

мы с вами в своём упражнении сделаем, как рисовали великие художники.

Сначала рисуем подмалевок в форме овала.

Делим овал пополам по горизонтали — на этом уровне у нас будут глаза.

Мысленно делим овал пополам по вертикали – на этой линии у нас

должен располагаться нос и рот.

Уши находятся на уровне глаз и носа.

Подумайте где расположены шея? Плечи?

Обратите внимание, что будет самым светлым на лице при рисовании?

Найдите тёмные части лица. Не забудьте, что шея находится в тени, потому

что на неё падает тень от подбородка.

Работа по памяти.

Постарайтесь нарисовать портрет конкретного человека, т. мамы с её

Тест – Проверь себя (слайд 9-11)

С любовью постарайтесь передать образ мамы, вспомните характер своей

мамы, постарайтесь передать его в рисунке.

В ходе работы учитель наблюдает за работой детей и помогает при

Предложить некоторым учащимся по предварительной разметке проложите

тени на лице и шее, обратите внимание на веки, нос, линию губ, углубления у

подбородка. Напомнить что тени прокладываются в последний момент.

(дифференцированное задание).

Что вы хотели пожелать в рисунке о своей маме?

Подумайте о пожилых людях, живущих с вами рядом, чем вы можете им

помочь? Быть внимательными, помогать им во всём. Присмотритесь к своим

бабушкам и дедушкам. Подберите картинки-иллюстрации с изображением

пожилых людей. Сравните чем лицо пожилого человека отличается от

2-3 учащимся предложить сделать презентацию по фотографиям близкого

VIII. Итог урока

пятёрки. Урок окончен.

«Пресвятая, Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!»

«Пресвятая, Богородица,
защити моего ребёнка,
помоги ему, молю Тебя!»
Так обращается каждая мама к Царице
Небесной, Пресвятой Богородице, Матери
Бога нашего Иисуса Христа. Богородица
является символом материнства на Земле и
духовной матерью каждого из нас.

«Мать» Б. Неменский

Эта картина никого не
оставила равнодушным,
выплеснув тоску по дому,
тихую нежность к матери и
сыновьям, разлучённым
войной. Спящие на полу в
крестьянской избе бойцы,
заботливо укрыты тёплым
платком. Картина о простых
русских женщинах, поматерински встречавших
солдат в каждом селе, в
каждом городе.

«Мадонна Лита» Леонардо да Винчи

Икона «Владимирская
Богоматерь»- один из
древнейших и самых
прекрасных образов. Младенец своей щекой нежно
прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён
нежностью — лицо её
прекрасно. Мать и дитя слиты
в неразрывное целое
очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и
тёплый золотистый тон иконы
придают ей звучание покоя и
вечности.

Нет народа, у которого материнство не пользовалось бы великим почётом. Все народы воспевают материнство.

► « Есть прекраснейшее существо на свете, у
которого мы всегда в долгу,- это мать». Островский)
« Материнская ласка конца не знает» (русская
пословица). ► « Чувства отца выше гор, чувства матери
глубже океана» (японская пословица). ► « Сердце матери — неиссякаемый источник
чудес» (П. Беранже, француз).

— Родина –всем матерям мать. — Птица рада весне, а младенец матери. — нет милее дружка, чем родимая матушка. — при солнышке

Не менее знаменит и образ
«Сикстинской мадонны»,
созданный великим
итальянским художником
Рафаэлем. Прекрасная
женщина спокойно,
царственно несёт к людям
своего младенца. Она
исполнена любви, чувства
материнской гордости,
кротости и тревоги. Младенец- это Христос. Мать
предчувствует его тяжёлый
путь.

«ВСЕ НАРОДЫ ВОСПЕВАЮТ МАТЕРИНСТВО ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ИЗО В 4 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ Б. НЕМЕНСКОГО АВТОР

1

ВСЕ НАРОДЫ ВОСПЕВАЮТ МАТЕРИНСТВО ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ИЗО В 4 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ Б. НЕМЕНСКОГО АВТОР : УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ « СОШ С. СТОРОЖЕВКА » КОНОПЛЁВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА 2010 ГОД

3

« Колыбельная » Н. Римский — Корсаков

4

П. Пикассо « Мать и дитя »

5

А. и С. Ткачёвы « Матери »

6

А. Пластов « Мама »

7

Рафаэль « Сикстинская мадонна »

8

Икона « Богоматерь Владимирская »

10

Кузьма Петров — Водкин Петроградская Мадонна год г.

11

Савицкий М. Партизанская мадонна Холст, масло.

12

БОРИС НЕМЕНСКИЙ Тишина.