4 Класс
- 20210413 vu tg sbscrb2

Виды предложений по цели высказывания и интонации 4 класс проверочная работа

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Виды предложений по цели высказывания

Avatar

01.05.2019.
Тест. Русский язык, 3 класс

Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания — 5 балльная. Разбалловка теста — 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!

Самостоятельная
работа по русскому языку       __________________________________

1 вариант

1.Найди
предложения и обведи правильный ответ.

А)
Глаза страшатся, а руки делают.

Б)
а руки делают

В)
Зачем ты купил эту книгу?

Г)
Карандаш на стол лежал

Д)
Грибы

2.
Определи предложение по цели высказывания и интонации

А) Наступила осень.
_________________________________________________

Б) Почему вы не выучили урок?
________________________________________

В) Откройте, пожалуйста,
учебники. _____________________________________

Г) Сегодня все хорошо работали.
_________________________________________

3. Задай вопрос и определи части речи.(сущ.,
прил., гл.)

Диван-__________­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________

Кот-______________________

Бежит-____________________

Длинный-__________________

Холодный-_________________

Врач-______________________

Рисовать-__________________

4. Выдели окончания у слов.

Речка , двор ,
каменный , сосна , пони , дом , лесные , окно.

5.Составь из данных слов
предложение. Запиши его.

закружились, крупные,
воздухе, снежинки, в

­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напиши 5 любых слов, форма,
которых не изменяется

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная
работа по русскому языку       __________________________________

2 вариант

1.Найди
предложения и обведи правильный ответ.

А) топором не разрубишь

Б) Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

В) Перестал писать карандаши цветные

Г) Мне подарили щенка!

Д) Подарили

2.
Определи
предложение по цели высказывания и интонации

А) Я пошёл гулять с собакой.

Б) На улице хорошая погода?

В) Как красиво в лесу!

Г) Принеси, пожалуйста, мне тетрадь

3. Задай вопрос и определи
части речи.(сущ., прил., гл.)

Огонь-___________________________

Маленький-_______________________

Учитель-__________________________

Играть-____________________________

Красивые-__________________________

Пишет-_____________________________

Конь-_______________________________

4.Выдели окончания у слов

Дерево , ваза , рот , вишнёвый ,
интересные , цветы , кафе , маска

5. Составь из
данных слов предложение. Запиши его

зверь, на ель, пушистый, прыгнул

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Напиши 5 любых слов, форма,
которых не изменяется

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выберите предложение побудительное, восклицательное. 
  • Как шелестят колоски в поле!    
  • Дует ветер.            
  • Люди, берегите природу!                                     
     
  1. Выберите предложение повествовательное, невосклицательное.
  • Какое сегодня число?                       
  • Послушай, пожалуйста!                       
  • Наступила осень, высохли цветы.    
  1. Выберите предложение, повествовательное, восклицательное. 
  • Весна пришла.    
  • Это прекрасный лес!      
  • Спешите делать добрые дела!
  1. Выберите предложения, в которых есть только один главный член.
  • Но тут раздаётся телефонный звонок.  
  • Устроим у нас весёлую ёлку  
  • В дверь стучат.  
  • Дым рассеивается.
  1. Выберите предложения, в которых есть только один главный член. 
     
  • Крепости вам не взять!      
  • Возьмите рецепт.   
  • Мороз.   
  • Сверху раздаётся вдруг каркающий голос.   
  1. Выберите какая характеристика предложения является правильной?

– Принимай, дед, коней!

  • побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространённое;
  • повествовательное, восклицательное, с одним главным членом, распространённое;
  • побудительное, восклицательное, с одним главным членом, распространённое;

Разбудил поп работника и послал его в поле коров из овса выгонять.

  • повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространённое;
  • побудительное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространённое;
  • побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространённое;

Просмотр содержимого документа

«Проверочная работа по теме Предложение. Виды предложений по цели высказывания

Проверочная работа по теме «Предложение»

1.Виды предложений по цели высказывания:

а) восклицательное, невосклицательное

б) вопросительное, побудительное, повествовательное

в) повествовательное, вопросительное, восклицательное

2. Поясни, что содержит в себе каждый вид предложения:

Повествовательное — …………………………………………………………………………………………………..

Вопросительное — ………………………………………………………………………………………………………..

Побудительное — ………………………………………………………………………………………………………….

3. Словосочетание состоит из ………………………………………………………. В словосочетании есть …………………………и ………………………………. слово. Запиши данные словосочетания и укажи в них главное и зависимое слово.

Рыхлый снег , подарил другу, живет в лесу.

4. Найди сложное предложение. Выпиши его. Подчеркни в нем грамматическую основу.

а) Маша читает Наде стихи и поет песни.

б) Кот с удивлением взглянул на меня.

в) Наступил рассвет, и на траве засверкали капли росы.

5. Укажи, какое это предложение по цели высказывания и по интонации. Спиши его.

Таня, посмотри как много здесь грибов! ( …………………….., ………………………..)

Где лежат твои карандаши, Наташа ? (………………………….., ………………………….)

6. Запиши предложение. Подчеркни в нем главные члены. Выпиши пары слов.

Тоненькие березки водили хоровод под горячим солнцем.

7. Спиши предложения. Найди обращения. Поставь, где нужно запятые. Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.

Бабушка ты прочтешь нам сказку ? Берегите родную природу люди !

8. Из данных слов составь предложения. Запиши их. Подчеркни главные члены.

— устроили, на, журавли, танцы, болоте

— птицы, в, собрались, кружок

— подпрыгивали, на, они, ногах, длинных

— журавли, хлопали, другие, крыльями

9* Запиши предложение. Образуй от него побудительное предложение с обращением.

Журавли летят к родной земле.

12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация

Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК

 

Бесплатные всероссийские конкурсы

Бесплатные сертификаты
за публикации
 

Нужна помощь? Инструкции для новых участников

Бесплатная   онлайн-школа для 1-4 классов

Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости

#4 класс #Русский язык #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель начальных классов #Школьное образование

Презентация к уроку русского языка по теме «Виды предложений по цели высказывания и интонации»

2PPTX / 1.53 Мб




Задание 1

Какие бывают предложения по цели высказывания?

1) Восхитительные. 2) Побудительные. 3) Вопросительные.

4) Описательные. 5) Сочинительные.6) Повествовательные.

Задание 2

Прочитай предложение. Каким по цели высказывания оно является?

Весной голодный медведь выходит из берлоги.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Вопросительное невосклицательное

2) Повествовательное невосклицательное

3) Побудительное невосклицательное

Задание 3

Какими по цели высказывания являются данные предложения?

1) Побудительное невосклицательное

2) Вопросительное невосклицательное

3) Повествовательное невосклицательное

__ Ира, давай завтра сходим в театр.

__ Третьеклассники завтра пойдут в театр.

__ Коля пойдёт в театр вместе с нами?

Задание 4

Выбери повествовательное предложение.

1) Если ты быстро справишься с домашним заданием, мы пойдём в парк.

2) Мы пойдём сегодня в парк?

3) Немедленно займись выполнением домашнего задания!

Задание 5

Отметь верно (+) или неверно (-) дано высказывание.

__ Побудительные предложения побуждают к действию.

__ В вопросительных предложениях сообщается какая-либо информация.

__ В повествовательных предложениях задаётся вопрос.

Задание 1

Какие бывают предложения по цели высказывания?

1) Восхитительные. 2) Побудительные. 3) Вопросительные.

4) Описательные. 5) Сочинительные.6) Повествовательные.

Задание 2

Прочитай предложение. Каким по цели высказывания оно является?

Ребята, берегите природу!

1. Побудительное, невосклицательное  2. Побудительное, восклицательное  3. Вопросительное, восклицательное  4. Повествовательное, невосклицательное

Задание 3

Пронумеруй предложения в следующем порядке:

1) Вопросительное, невосклицательное

2) Побудительное, невосклицательное

3) Повествовательное, невосклицательное

__ Ребята, собирайте семена и листья для уроков труда.

__ Ребята собирали семена и листья для уроков труда.

__ Ребята, вы собирали семена и листья для уроков труда?

Задание 4

Среди данных предложений выбери побудительные.

1) Спой нам, пожалуйста, эту песню.

2) Подготовьтесь к контрольной работе.

3) Как красиво в лесу ранней осенью!

4) Слушайте внимательно и учитесь старательно!

Задание 5

Отметь верно (+) или неверно (-) дано высказывание.

__ Побудительные предложения побуждают к действию.

__ В вопросительных предложениях сообщается какая-либо информация.

__ В повествовательных предложениях задаётся вопрос.

Тест по русскому языку «Синтаксис. Виды предложений по цели высказывания и интонации» для начальной школы

1.
Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:

Дина, иди завтракать! (Осеева В.)

1) Побудительное, невосклицательное 2) Побудительное, восклицательное 3) Вопросительное, восклицательное4) Повествовательное, невосклицательное

2.
Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:

В кустах громко чирикали воробьи. (Медведев В.)

1) Повествовательное, восклицательное 2) Побудительное, восклицательное 3) Вопросительное, восклицательное 4) Повествовательное, невосклицательное

3.
Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:

И у великих людей бывают ошибки! (Коржиков В.)

1) Повествовательное, восклицательное 2) Побудительное, восклицательное 3) Вопросительное, восклицательное 4) Повествовательное, невосклицательное

4.
Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:

И где взять время для отдыха? (Медведев В.)

1) Повествовательное, восклицательное 2) Вопросительное, невосклицательное 3) Побудительное, восклицательное 4) Вопросительное, восклицательное

5.
Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:

Берите белые бублики и баранки. (Токмакова И.)

1) Повествовательное, невосклицательное 2) Побудительное, восклицательное 3) Побудительное, невосклицательное4) Вопросительное, невосклицательное

6.
Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:

Никогда в жизни я так не смеялся! (Носов Н.)

1) Побудительное, восклицательное 2) Повествовательное, восклицательное3) Вопросительное, восклицательное 4) Повествовательное, невосклицательное

7.
Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:

Там, кажется, пожар?! (Губарев В.)

1) Повествовательное, восклицательное 2) Вопросительное, невосклицательное 3) Побудительное, восклицательное4) Вопросительное, восклицательное

8.
Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:

Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака. (Чарушин Е.)

1) Повествовательное, восклицательное 2) Повествовательное, невосклицательное 3) Побудительное, восклицательное4) Побудительное, невосклицательное

9.
Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:

Машинисты смогут развить предельную скорость? (Коржиков В.)

1) Повествовательное, восклицательное 2) Вопросительное, невосклицательное 3) Побудительное, восклицательное4) Вопросительное, восклицательное

10.
Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:

Пусть говорит Баранкин! (Медведев В.)

1) Повествовательное, невосклицательное 2) Побудительное, невосклицательное3) Вопросительное, невосклицательное4) Побудительное, восклицательное

  • Главная
  • Виды разборов в русском языке
  • Первый — последний
  • Русский язык. 4 класс. Всё о предложении.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Всё о предложении.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Зима. На улице идёт снег.

Виды предложений по цели высказывания.

По цели высказывания (то есть с какой целью предложение произносится или пишется) предложения бывают:

Повествовательные предложения – это предложения, в которых о чём-либо сообщается (повествуется). В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Вопросительные предложения – это предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

Побудительные предложения – это предложения, в которых содержится побуждение к действию (просьба, приказ, совет).  В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Виды предложений по интонации.

По интонации (то есть как, с какой интонацией произносится предложение) предложения бывают:

Восклицательные предложения – это предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг). Они произносятся с восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

Невосклицательные предложения – это предложения, которые произносятся без восклицательной интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак.

Как красиво в лесу! (Повествовательное, восклицательное).

Посмотрите на эту красоту! (Побудительное, восклицательное).

В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный, и восклицательный знаки.

Почему ты не пришёл на дополнительное занятие?! (Вопросительное, восклицательное).

Виды предложений по наличию второстепенных членов (то есть второстепенные члены в предложении или нет).

По наличию второстепенных членов предложения бывают:

Нераспространённые предложения состоят только из главных членов.

Утро. Выглянуло солнце.

Распространённые предложения имеют в своём составе не только главные члены, но и второстепенные члены предложения.

Примеры. Весеннее утро. Выглянуло лаковое солнышко.

По количеству грамматических основ (то есть по тому, сколько в предложении грамматических основ) предложения бывают:

Простые предложения – это такие предложения, в которых одна грамматическая основа.

Сложные предложения – это такие предложения, в которых две и более грамматических основ.

Части сложного предложения связаны по смыслу и могут быть соединены:

  • или интонацией (без союзов);
  • или интонацией и союзами и, а, но.

Части сложного предложения разделяются запятой.

Карточка №1

Найдите границы предложений. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Будьте внимательны: в тексте есть предложения с однородными членами.

Пришла в…сна со…нце свет…т ярко с крыш ч…стая капель пада…т на земле разлились огромные лужи а что это за шум доносится из сквера да это вороб…и расселись по веткам крылышки топорщат наскакивают друг на друга чирикают

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Найти предложение с однородными членами, указать грамматическую основу.

2.Выписать глагол в форме 3 лица, ед. числа, настоящего времени, указать его спряжение. __________________________________

3.Выписать существительное ед. числа в форме предложного падежа. Указать его род и склонение. ______________________

4.Разбери по составу слово крылышки, подбери слово с таким же составом.____________________________________

Карточка №2

Найдите границы предложений. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Будьте внимательны: в тексте есть предложения с однородными членами.

Стояло раннее утро солнце осв…щало в…рхушки высоких сосен длинные тени л…жали на песке лё…кая в…лна наб…гала на берег на берегу сидела белая ч…йка

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выписать глагол в форме прошедшего времени, ед. числа. Указать его род. ________________________________

Выписать одушевлённое сущ., указать род, склонение, падеж. _______________________

Выписать имя прилагательное ед. числа, женского рода. Указать падеж. ________________________________________

Подобрать антонимы к словам: высоких- _________________, длинные______________________ Подобрать проверочные слова: лё…кая -______________, в…рхушки -________________

Карточка 3

Найдите границы предложений. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Будь те внимательны: в тексте есть предложения с однородными членами.

Редкая гостья.

Однажды на птич…ей к…рмушке появилась белка дети очень обрадовались ей белка села на задние ла(п,б)ки и взяла в передние ла(п,б)ки кисточ…ку сухой рябины она начала ловко об…едать ягоды потом зверёк схв…тил в зубы другую гроздь прыгнул на сук и исчез в густых ветвях с тех пор белка каждый день стала навещать птич…ю столовую

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Выписать имя прилагательное, стоящее в форме творительного падежа.____________________

2.Подчерки союзы.

3.Разбери по составу слово зверёк. Подбери слово с таким же составом.____________________

4.Запиши два однокоренных слова к слову белка. ________________________________________

5.Найди в тексте предложения с однородными членами, подчеркни грамматическую основу.

Карточка 3

Составь из слов предложения и запиши получившийся текст. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы.

ос…ни, дни, х…лодные, наступили;

в, плавали. жёлтые, лужах, листья;

н..бу, низкие, п…лзли, по, тучи;

послышался, птичий, вдруг, крик;

поднял, журавлей, увидел, гол…ву, и, я;

над, покружили, (В, в)олгой, горизонтом, за, скрылись, птицы, и;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 4

Расставь номера предложений так, чтобы получился связный текст.

О коло берёзы растёт подберёзовик

В солнечный день дети пошли за грибами.

Р ебята вышли на поляну.

Они взяли с собой плетёные корзины.

А это сыроежка прячет свою красную шляпку под опавшим листом осины.

Допиши 4 – 5 предложений, продолжив текст.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6.

Расставь в кружках номера предложений так, чтобы получился связный текст.

Перед этим ежиха укутывает своих детей л…сточками и травой.

Прошла неделя после рождения ежат.

Л…жат маленькие пакетики в гнезде.

У них по…вились зу…ки.

Тепло им в упаковке.

Мать уходит из гнезда искать пищу.

Подбери и запиши проверочное слово к словам с пропущенной буквой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 7

Определи границы предложений. Спиши текст, расставляя нужные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Вот и наступили в…сенние деньки сошли снега земля опять поч…рнела уже по…вляются первая тра…ка и цветы этой порой я люблю рано утром вых…дить со двора на берё…ках по…вилась листва как хорошо в лесу

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Какой это текст: описание или повествование? (подчеркни верный ответ)

2.Подбери проверочные слова: в…сенние— ___________, на берё…ках — _____________ .

3.Выпиши из текста имя прилагательное в форме И.п., мн.ч. Разбери его по составу.__________________________________________________

4.Найди в тексте предложение с однородными членами, подчеркни в нем грамматическую основу.

5.Определи, какое это предложение по цели высказывания.___________________________

6.По интонации?________________________________________

Карточка 8

Найдите предложения с неверным порядком слов. Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

На деревьях весной листочки появляются зеленые.

Один за другим смолкают соловьи.

Вдоль дорожки тополей ряды ровные выстроились.

Солнечный свет изредка сквозь кроны пробивался деревьев тонкими лучами.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первое предложение разберите по членам предложения.

Карточка 9

Прочитайте текст.

Вечер тишина на небе зажигаются первые звёздочки река потемнела деревья стали казаться великанами но что это кто нарушил вечернюю тишину чей голос раздался в тиши

Определите границы предложений, расставьте знаки. Озаглавьте текст. Спишите текст.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 10

Прочитайте текст.

На траве на былинках на соломинках блестели бесчисленные нити осенней паутины. На берёзках осинах липах и клёнах блестят золотисто – жёлтые листья. Ветерок поиграл с клёном и дальше полетел.

Выделите однородные члены предложения, расставьте запятые. Отметьте значком «х» слова, к которым относятся однородные члены предложения.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Цели:  актуализировать   знания   о   видах   предложений   по   цели   высказывания   и   по
интонации; развивать умения правильно ставить знаки препинания в конце предложений,
передавать   голосом   интонацию   предложений,   разных   по   цели   высказывания   и   эмо­
циональной окраске.
Формируемые   УУД:  п.
 —   самостоятельное   выделение   и   формулирование
познавательной   цели;   анализ,   сравнение,   классификация   объектов   по   выделенным
признакам;  к.   —  инициативное   сотрудничество   с   учителем   и   сверстниками;   контроль,
коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа
действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения
материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
I.
Организационный момент
Ход урока
II. Актуализация знаний
—     Запишите   слова   в   два   столбика   в   зависимости   от   вида   орфограммы.   Обозначьте
орфограммы.
С.езд, л..ют, об..явление, вороб..и, об..ём, обез..яна, под..езд, варен..е, бур..ян, объявление,
поголов..е, п..ёт, под..ём, в..юга.
—   Как вы определили, когда в слове нужно поставить твёрдый знак, а когда ­ мягкий
знак? (Твёрдый знак пишется после приставки перед корнем, начинающимся на буквы е,
ё, ю, я. Мягкий знак пишется в корне перед гласными и, е, ё, ю, я.)
—  Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчеркните в них орфограммы.
(Взаимопроверка, взаимооценка.) 
III. Самоопределение к деятельности
—  Послушайте стихотворение. 
Мяч летает полосатый. 
В мяч играют медвежата.
— Можно мне? — 
Спросила мышка.
— Что ты! 
Ты ещё малышка.
Г. Сатир
—  Назовите повествовательные предложения. (Мяч летает полосатый. В мяч играют
медвежата. Ты ещё малышка.)
—  Назовите вопросительное предложение. (Можно мне?)
—  Какие ещё предложения бывают по цели высказывания? (Побудительные.)
—     Измените   вопросительное   предложение   в   стихотворении   так,   чтобы   оно   стало
побудительным. (Дайте мне мяч. Возьмите меня с собой играть. И т. д.)
—  Назовите в стихотворении восклицательные и невосклицательные предложения.  (Что
ты!— восклицательное, остальные невосклицательные.) — Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие бывают виды предложений по цели
высказывания   и   по   интонации,   научиться   составлять   повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения, восклицательные и невосклицательные
предложения.)
  Придумайте   примеры   вопросительных,   повествовательных,   побудительных
IV. Работа по теме урока 
Работа по учебнику
—     Прочитайте   в   рубрике   «Вспомните!»   (с.   14),   какие   бывают   предложения   по   цели
высказывания и как их отличить.
—  
предложений.
Упр. 15 (с. 14­15).
—  Прочитайте текст.
—  Прочитайте повествовательные предложения. С какой целью их употребил автор?  (В
них сообщаются сведения о растении чистотеле.)
—  Прочитайте выразительно вопросительное предложение. С какой целью его употребил
автор? (Автор предлагает задуматься и узнать ответ на вопрос.)
—    Прочитайте   выразительно   побудительное   предложение.   Какова   его   цель?  (В   нём
содержится совет, призыв.)
—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка, взаимооценка.)
Упр. 16 (с. 15).
—  Прочитайте предложения.
—     Найдите   среди   них   загадки.   Какие   это   предложения   по   цели   высказывания?
(Вопросительные.)
—  Ответьте на вопросы, назовите отгадки. Найдите отгадки на иллюстрации.
—  Найдите среди предложений пословицы. Объясните их смысл.
—   Определите, какие это предложения по цели высказывания.  (Повествовательные и
побудительные.)
—  Прочитайте побудительные предложения. Какие советы они содержат?
—  Выполните письменные задания к упражнению.
—  В каком предложении встретилось слово из словаря? Назовите это слово. (Хозяин.)
—  Найдите значение этого слова в толковом словаре. Сколько значений имеет это слово?
(Семь.)
—  Составьте предложения с этим словом в разных значениях.
—  В каком значении употреблено слово хозяин в поговорке? (В переносном. Это значит,
что   человек   сам   распоряжается   своими   словами.   Если   ты   дал   слово,   надо   его
держать.)
—  Подберите однокоренные слова к слову хозяин. (Хозяйство, хозяйственный, хозяйка,
хозяйничать.)
—  Какие непроверяемые гласные в этих словах надо запомнить?
—     Запишите   в   словарик   слова  хозяин,   хозяйство,  поставьте   ударение,   подчеркните
орфограммы.
(На   данном   этапе   урока   можно   использовать   школьные   словарики:   орфографический,
словарик трудностей русского языка.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока 
Работа по учебнику —  Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 15.
—  Прочитайте предложения выразительно.
—  Приведите примеры восклицательных предложений, разных по цели высказывания.
—  Придумайте невосклицательные предложения, разные по цели высказывания.
—  Сделайте вывод: когда и какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Упр. 17 (с. 16). (Устное выполнение.)
—  Прочитайте.
—   Объясните употребление знаков препинания в предложениях. Определите, какие это
предложения по цели высказывания.
—  Прочитайте предложения выразительно.
—  Назовите невосклицательное предложение. 
Упр.  18 (с. 16).   (Работа в парах. Проверка. Одна пара у доски отчитывается о своей
работе, остальные оценивают.)
Дополнительное задание: составить свои пары предложений по аналогии.
VII. Рефлексия
—  Определите виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
1) На плечах у них висят коньки. (Повествовательное, невосклицательное.)
2) Куда они спешат? (Вопросительное, невосклицательное.)
3) Как светло на катке от цветных огней! (Повествовательное, восклицательное.)
4) Быстрее скользите, коньки, по льду! (Побудительное, восклицательное.)
—  Оцените свою работу на уроке. 
VIII. Подведение итогов урока                                    
—  Какие бывают предложения по цели высказывания?
—  В каких случаях в этих предложениях ставится восклицательный знак?
Домашнее задание
Упр. 19 (с. 16).

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания.

Цели: показать роль интонации и специальных языковых средств (глаголы в повелительном наклонении, вопросительные слова) в формировании определённого типа предложений по цели высказывания и по интонации; развивать речь учащихся при составлении предложений, разных по цели высказывания.

Формируемые УУД:

Познавательные-использование методов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные-умение в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; умения представлять и защищать результат совместной деятельности

Регулятивные- способность принимать и запоминать учебную цель и задачу, придерживаться их;

Личностные- творческое, исследовательское самообучение; формирование эстетических чувств (совесть, осознание вины, ответственность за свои поступки) как регуляторов морального поведения.

Оборудование: задания на карточках, на доске или слайде для этапа самоопределения, толковые словари.

Ход урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Организационный момент.

-Каким бы вы хотели видеть урок?

-Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность. И девиз урока-

Один за всех и все за одного

«Никто не знает так много, как все мы вместе!»

Запись числа (Двенадцатое октября) , классная работа ( с комментированием учениками)

2.Актуализация знаний

Работа над каллиграфией

Красиво писать — красоту творить!

Чистописание

— Запишите в строчку задание, задание будет связано с темой прошлого урока: звуки и буквы алфавита.

Назовите парную согласную буквы з и запишите ее. (с)

Какая буква в алфавите стоит перед буквой п? (о)

Назовите букву, которая придаёт мягкость согласной букве и не имеет звука (ь)

Назовите согласную букву, которая идёт после буквы М и запишите ее. (н)

Эта буква волшебная, она в некоторых случаях имеет два звука, а замена её в звуковой оболочке – звук Э (е)

А что вы ещё знаете про буквы алфавита?

— А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе и составить слово. Что получилось? (Осень)

Проблема:

-Ребята, что написано на доске. (слово)

-Что можете сказать про это слово? (время года, состоит из 5 букв и 4 звуков)

— А я хочу сказать, что это предложение. Вы поддержите меня?

-Могут ли предложения состоять из одного слова? (могут) (Предложение может состоять из одного или нескольких слов)

3. Самоопределение к деятельности (работа по учебнику)

-Загляните в учебник на стр.52 упражнение 75.

-Прочитайте, можно ли сказать, что вы прочитали предложения? (Нет, там слова)

-Что нужно сделать, чтобы получились предложения? (Связать по смыслу)

-Давайте составим из них предложения.

(В наших лесах живёт много лосей.

Люди заботливо охраняют красивых зверей.

Умные лоси почти не страшатся людей.)

-Что вы сейчас делали, чтобы составить полноценные предложения? (Собирали слова по смыслу)

-Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить? (о предложениях)

-Вспомните, что вы ещё знаете о предложении? Вы должны записать, что вы знаете на листочках (ЗНАЮ- ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ)

А я на доске запишу. (записываю ключевое слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ) .

Как вы думаете, что мы сейчас с вами можем составить? (кластер) СЛАЙД 1

Составление кластера (сбор идей учащихся, их знаний и систематизация знаний, идей)

Сейчас мы с вами будем записывать все ваши понятия в течении урока в кластер

(Написали на доске идеи учащихся)

-Теперь, напишите, что вы хотите ещё сегодня узнать? (на листочках -ХОЧУ УЗНАТЬ)

4. Открытие новых знаний.

Послушайте историю

Как Восклицательный знак едва не подрался с Вопросительным

Забрел не туда Вопросительный знакИ места себе не находит никак.Кого ни встречает – ко всем пристаетИ каждому странный вопрос задает:

— Скажите, нельзя ли, ответьте, нельзя ли,Чтоб эти стихи по-другому читали?Вот так:Забрел? Не туда? Вопросительный знак?И места себе не находит? Никак?

— А ну убирайтесь отсюда, Вопрос! —

В сердцах Восклицательный знак произнес…

— Для драки, — (сказала спокойная Точка)Нет места. Настала последняя строчка.

Поможем помирить знаки в одном тексте.

РАБОТА в ПАРАХ

Разделите запись на предложения и расставьте нужные знаки препинания.

Проверь себя

Стоит в лесу тишина. Только отдалённый звук раскатывает эхом по лесу. Кто это? Это глухари. Осеннее солнце цепляет верхушки деревьев. Опавшая листва шуршит под ногами. Какой чистый воздух!

-Какого предложения по цели высказывания не хватает?

Так как у нас ГОД ЭКОЛОГИИ (дополните текст побудительным предложением) Например, Берегите лес!

Объясните выбор постановки знаков.

От чего зависит постановка знака в конце предложения?

Постановка знаков в конце предложения зависит от интонации и от того, что мы хотим донести до слушателя, — значит от цели высказывания

Какие цели ставят перед собой люди, общаясь?

ХОЧУ О ЧЕМ-ТО СПРОСИТЬ…

Какая сегодня погода?

ХОЧУ О ЧЕМ-ТО СООБЩИТЬ…

На улице идет дождь.

ХОЧУ ПРИЗВАТЬ КОГО-ТО СОВЕРШИТЬ ДЕЙСТВИЕ…

Не забудьте зонт!

Составление кластера (сбор идей учащихся, их знаний и систематизация знаний, идей):

-Что вы можете ещё добавить о предложении?

(бывает побудительное, повествовательное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное, в конце ставится точка, ?, ! знаки, выражает законченную мысль, распространённое, нераспространённое)

Предложения по цели в речи отличаются.

Одни нас информируют, в них что-нибудь сообщается.

Другие нам советуют, а третьи выясняют.

Бывают предложения очень любознательные,

Бывают «узнавательные» и даже «приказательные»

— Предположите, о чем ещё мы будем говорить на уроке?..

— Верно, сегодня мы будем говорить о предложениях, разных по цели высказывания. Поставьте цель…  ( научиться определять предложения по цели высказывания и ставить знаки препинания в конце предложения)

5.Физминутка. 

— Если вы слышите побудительное предложение – то встаете, если повествовательное – сидите, если вопросительное – хлопаем в ладоши. Будьте внимательны.

  • Что такое басня? (хлопают)

  • С книгою жить- век не тужить (сидят)

  • Любите книгу- она источник знания. (встают)

  • Я ль на свете всех милее всех румяней и белее? (хлопают)

Береста- это верхний слой коры берёзы (сидят)

  • Не рвите первоцветы, берегите матушку-природу! (встают)

  • Записи Онфима, это бесценное сокровище? (хлопают)

  • В овраге мы нашли родник. (сидят)

  • Ребята, берегите природу, ибо она наш дом! (встают)

Продолжить могут и сами ребята

6.Развитие умений

Работа по учебнику стр.53

Упражнение 76. Прочитайте предложения. Определите их тип по цели высказывания и по интонации.

7. Итог урока. Оценивание.

— Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

8. Рефлексия. (ЛИСТ – я узнал)

знаю

Хочу узнать

узнал

Упражнение «МИКРОФОН»

-Продолжите фразу:

     — Предложение – это…

     — Предложение выражает ….

     — По цели высказывания предложения бывают …

     — По интонации предложения бывают …

     — В конце повествовательного предложения ставим …

     — В конце вопросительного предложения ставим …

    — В конце побудительного предложения ставим  …

— Что нового для себя узнали на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

— Какое задание было для вас очень интересным?

– В чём испытали затруднения?

9.Лист Самооценки (заполняют ребята)

10. Домашнее задание.

1. Упр. 77, стр.53, выучить правило на с. 53.

2. Письменный звуко-буквенный анализ слова съем.

В­1                                 Проверочная работа по теме «Предложение»
Выполнена …………………………………………………………………………
1.Предложение ­ это………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………..………
2.Укажи виды предложений по цели высказывания:
а) восклицательное, невосклицательное
б) вопросительное, побудительное, повествовательное
в) повествовательное, вопросительное, восклицательное
3. Поясни, что содержит в себе каждый вид предложения:
Повествовательное ­ ……………………………………………………………………………………
Вопросительное ­ …………………………………………………………………………………………
Побудительное ­ …………………………………………………………………………………………
4. Словосочетание ­ это…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………..…………
Словосочетание состоит из ………………………………………………………………………………
В словосочетании есть …………………………и ………………………………. слово.   
5. Запиши данные словосочетания и укажи в них главное и зависимое слово.
                        Рыхлый снег,  подарил другу,  живет в лесу.
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
6. Найди сложное предложение. Выпиши его. Подчеркни в нем грамматическую основу.
а)  Маша читает Наде стихи и поет песни.
б)  Кот с удивлением взглянул на меня.
в)  Наступил рассвет,  на траве засверкали капли росы. 
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
7. Какое предложение по цели высказывания и по интонации? 
                                           (повеств, побудит, вопросит, воскл, невоскл)
    
          Таня, посмотри как много здесь грибов!  ( …………………….., ………………………..)
8. Подчеркни в предложении  главные члены. Выпиши словосочетания.
                     Тоненькие березки водили хоровод под горячим солнцем.
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………… 9. Найди обращения, обведи. Поставь, где нужно запятые. Определи вид предложения по цели 
высказывания и по интонации.
                         Берегите родную природу люди ! (……………………,……………………)
10. Расставь запятые в схемах там, где это необходимо.
а) [– = ] и [– =].    б) [– = ] да [– =]   в) [– О но О]   г) [– = О О О]   д) [– и О и О и О].  е) [– = ] а [– =]
11. Определи по схемам в задании 12
Схемы сложных предложений записаны под буквами ………………………………………………
12. Закончи предложения
Предложение, в котором  одна грамматическая основа называется …………………………………
Предложение, в котором несколько  грамматических основ называется…………………………
Запятая ставится в сложном предложении, если………………………………………………………
Запятая в сложном предложении не ставится, если ……………………………………………………
13. Спиши. Поставь необходимые знаки препинания. Какое предложение: простое, сложное? 
                      Берёзы ещё густо зеленели  а земля пахла прелыми листьями.
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
14. Из данных слов составь предложения. Запиши их. Подчеркни главные члены.
           ­ устроили, на, журавли, танцы,  болоте
           ­ птицы, в, собрались, кружок
           ­ подпрыгивали,  на,  они, ногах, длинных
           ­ журавли, хлопали, другие, крыльями
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………… В­2                               Проверочная работа по теме «Предложение»
Выполнена …………………………………………………………………………
1. Предложение ­ это……………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………..…………
2. Укажи виды предложений по интонации:
а) восклицательное, невосклицательное
б) вопросительное, побудительное, повествовательное
в) повествовательное, вопросительное, восклицательное
3. Поясни, что содержит в себе каждый вид предложения:
Повествовательное ­ ……………………………………………………………………………………
Вопросительное ­ …………………………………………………………………………………………
Побудительное ­ …………………………………………………………………………………………
4. Словосочетание ­ это…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………..…………
Словосочетание состоит из ……………………………………………………….  В словосочетании есть 
…………………………и ………………………………. слово.   
5. Запиши словосочетания и укажи в них главное и зависимое слово.
                        Лежит на столе, красная лента, зашли в магазин
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
6. Найди сложное предложение. Выпиши его. Подчеркни в нем грамматическую основу.
а)  Маша читает стихи, а Надя  поет песни.
б)  Кот с удивлением взглянул на меня.
в)  На траве засверкали капли росы. 
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
7. Укажи, какое это предложение по цели высказывания и по интонации. Спиши его.
                                               (повеств, побудит, вопросит, воскл, невоскл)
    
                  Оля, ты выучила уроки? ( …………………….., ………………………..)
 
8. Подчеркни в предложении  главные члены. Выпиши словосочетания.
               
Стройные берёзы ещё густо зеленели  на лесной поляне.
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………… 9. Найди обращения, обведи. Поставь, где нужно запятые. Определи вид предложения по цели 
высказывания и по интонации.                
                       Бабушка ты прочтешь нам сказку ?  (……………………,……………………)               
10. Расставь запятые в схемах там, где это необходимо.
а) [– = ] [– =]     б) [– О  и  О]     в) [– = ]  и  [– =]    г) [– = ]  но  [– =]    б) [– = О  О  О]     д) [–  О  О и О].   
11. Определи по схемам в задании 12
Схемы простых предложений записаны под буквами ………………………………………………
12. Закончи предложения
Простое –предложение, в котором ………………………………………………………………………
Сложное­предложение, в котором ………………………………………………………………………
Запятая ставится в сложном предложении, если ………………………………………………………
Части сложного предложения соединяются с помощью……………………………………………….
13.Спиши. Поставь необходимые знаки препинания. Какое предложение: простое, сложное?
         Пушистые снежинки касаются земли а она одевается в ослепительный наряд.
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
14. Из данных слов составь предложения. Запиши их. Подчеркни главные члены.
на, гнездо, вьет, скале, орёл
высоко, далеко, и, видит, летает, он
добычей, мелкие, орла, птицы, и, становятся, животные
парит, орел, землей, над, долго
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………

Тест «Предложение»

Avatar

Кондратович Е,М

21.04.2020.
Тест. Начальные классы, 4 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

В тесте есть только один правильный ответ. время ограничено 20 минут.

Предложение выражает…

Закончите предложения: Предложение выражает…

Закончите предложения:

Предложение выражает…

Подлежащее и сказуемое – это…

Словосочетание – слова, связанные друг с другом…

Грамматическая основа предложения не является…

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Список вопросов теста

Вопрос 1

1.Выбере виды предложения по цели высказывыания .

Варианты ответов
  • восклицательное, невосклицательное
  • повествовательное, побудительное, восклицательное
  • повествовательное, побудительное, вопросительное
Вопрос 2

2.Выбере виды предложения по интонации.

Варианты ответов
  • повествовательное, побудительное, вопросительное
  • восклицательное, невосклицательное
  • вопросительное, невопросительное
Вопрос 3

3.Укажи вид предложения по цели высказивания и по интонации.

Дина, иди завтракать!

Варианты ответов
  • Повествовательное, невосклицательное
  • Вопросительное, восклицательное
  • Побудительное, восклицательное
  • Побудительное, невосклицательное
Вопрос 4

4.Укажи вид предложения по цели высказивания и по интонации.

В кустах громко чирикали воробьи.

Варианты ответов
  • Повествовательное, восклицательное
  • Побудительное, восклицательное
  • Вопросительное, восклицательное
  • Повествовательное, невосклицательное
Вопрос 5

5.Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации

И где взять время для отдыха?

Варианты ответов
  • Повествовательное, восклицательное
  • Вопросительное, невосклицательное
  • Побудительное, восклицательное
  • Вопросительное, восклицательное
Вопрос 6

6.Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации

Пусть говорит Баранкин!

Варианты ответов
  • Повествовательное, невосклицательное
  • Побудительное, невосклицательное
  • Вопросительное, невосклицательное
  • Побудительное, восклицательное
Вопрос 7

7.Всегда ли в конце побудительного предложения ставится восклицательный знак (!) ?

Вопрос 8

8.Соотнеси знак препинания с предложением.

Варианты ответов
  • Выпила ли моя Мурка молоко
  • На берегу распустился цветок
  • Ребята, давайте жить дружно
Вопрос 9

9.Выберите предложения повествовательные, невосклицательные.

Варианты ответов
  • В лесу раздалось чье-то рычание.
  • Что же там по лестнице катится?
  • Просыпайтесь, просыпайтесь, вставайте все!
  • На дворе прекрасная погода!
  • Подарите мне щенка!

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Варианты ответов
  • Повествовательные.
  • Описательные.
  • Побудительные.
  • Вопросительные.
  • Сочинительные.
Вопрос 2

Какими по цели высказывания являются данные предложения?

Варианты ответов
  • Третьеклассники завтра пойдут в театр.
  • Коля пойдёт в театр вместе с нами?
  • Света, давай завтра сходим в театр.
Вопрос 3

Прочитай предложение. Каким по цели высказывания оно является?

Белка скачет с ветки на ветку.

Варианты ответов
  • Вопросительное.
  • Побудительное.
  • Повествовательное.
Вопрос 4

Выбери повествовательное предложение.

Варианты ответов
  • Мы пойдём сегодня в парк?
  • Немедленно займись выполнением домашнего задания!
  • Если ты быстро справишься с домашним заданием, мы пойдём в парк.
Вопрос 5

Укажи, где правда, а где ложь.

Варианты ответов
  • В повествовательных предложениях задаётся вопрос.
  • В вопросительных предложениях сообщается какая-либо информация.
  • Побудительные предложения побуждают к действию.
Вопрос 6

Укажи, где правда, а где ложь.

Варианты ответов
  • В конце вопросительных предложений может стоять вопросительный знак или точка.
  • В конце повествовательных предложений может стоять точка или восклицательный знак.
  • В конце побудительных предложений может стоять точка или восклицательный знак.
  • В конце побудительных предложений ставится вопросительный знак.
Вопрос 7

Пронумеруй предложения в следующем порядке: 
1) вопросительное, 2) побудительное, 3) повествовательное.

Варианты ответов
  • Девочки, вы сделали бусы из ягод рябины?
  • Девочки, сделайте бусы из ягод рябины.
  • Девочки сделали бусы из ягод рябины.
Вопрос 8

Среди данных предложений выбери побудительные.

Варианты ответов
  • Слушайте внимательно и учитесь старательно!
  • Спой нам, пожалуйста, эту песню.
  • Как красиво в лесу ранней осенью!
  • Подготовьтесь к контрольной работе.