4 Класс
- lazy placeholder

Вид текста какие бывают в русском языке 4 класс таблица

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Стили речи — это разновидности русского литературного языка, для которых характерна определенная сфера применения и особые языковые средства и жанры.

Рассмотрим, что такое стили речи в русском литературном языке, выявим цель употребления, стилевые особенности и характерные признаки.

В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Речь и её характеристики
  5. Текст

Текст — это любая записанная речь.

Текст — это два или несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и объединены общей темой. Текст всегда имеет тему и главную мысль.

Тема текста — это то, о чём написан текст. Главная мысль — это самое главное, что хотел сказать автор своим текстом. То, что он хотел донести до читателя и для чего написан текст.

Текст обычно имеет заголовок. Заголовок указывает на то, о чём будет говориться в тексте. Если у текста нет заголовка, то его можно озаглавить.

Количество предложений в тексте не ограничено и зависит от его цели и желания автора.

Существуют даже однофразовые тексты — например, пословицы (Ученье — свет, а неученье — тьма.)

Предложения в тексте могут объединяться в:

  • главы (раздел книги или статьи)
  • параграфы (подразделения текста внутри главы, обозначается значком §)
  • абзацы (красная строка, отступ в начале строки или текст между двумя такими отступами)

По типу речи тексты бывают: текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование.

По стилю речи тексты бывают: разговорный, художественный, научный, официально-деловой, публицистический.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Речь и её характеристики
  5. Стили речи

Стиль речи — это применение языкового стиля в данной речевой сфере.

В русском языке всего 5 стилей речи:

  1. разговорный;
  2. художественный;
  3. публицистический;
  4. официально-деловой;
  5. научный.

Различаются стили устной и письменной речи. К устной речи относят разговорный стиль, к письменной речи — все остальные.

Каждый стиль имеет свою цель, используется в определенной сфере и обладает определёнными признакам, по которым их различают.

Разговорный стиль

Этот стиль речи используется в быту, при неформальном общении с родственниками, друзьями, коллегами. Для этого стиля характерно употребление обращений, слов с суффиксами разных окрасок (силища, мамочка и т.д.). В разговорном стиле используются нейтральные слова и разговорные слова, жаргонизмы.

Художественный стиль

Этот стиль речи используется в художественной литературе. В нём употребляются эпитеты, слова в переносном значении, образные сравнения и обороты речи. Этот стиль особенно выразительно передаёт эмоции, чувства, сильно воздействует на читателя.

Публицистический стиль

Используется в средствах массовой информации (в статьях, очерках, агитациях, выступлениях). В этом стиле также используются средства художественной выразительности, чтобы донести до читателя информацию. В стиле часто употребляются побудительные предложения, риторические вопросы (без ответов) и восклицания.

Официально-деловой стиль

Используется в официально-деловой среде для общения граждан в учреждениях. Особенность этого стиля — точность, достоверность информации. В нём присутствует много штампов речи, слова используются в прямом значении, предложения по цели высказывания — повествовательные.

Научный стиль

Используется в сфере науки, его цель — сообщение научной информации. Для этого стиля характерно строгое изложение фактов, слова в переносном значении, средства художественном выразительности и эмоциональная окраска не допустимы.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Что такое описание?

С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.

В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?

На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).

Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.

Определение

Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.

описание это, что такое описание, описание как часть речи

Разновидности текста с описанием

  • описание внешности человека (портрет);
  • описание состояния человека;
  • описание характера человека;
  • описание окружающей среды (природы);
  • описание места (города, села, местности);
  • описание предмета и пр.

описание, виды описания

Композиция описания

Описание имеет следующую композиционную структуру:

  1. общее впечатление от предмета речи;
  2. признаки предмета речи;
  3. авторская оценка описываемого.

Особенности языкового оформления описания

В описании автор использует следующие языковые средства:

  • преобладают имена существительные и прилагательные;
  • глаголы в  форме настоящего времени несовершенного вида;
  • составные именные сказуемые;
  • обстоятельства места.

Пример текста

Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Речь и её характеристики
  5. Текст
  6. Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

  • описание
  • рассуждение
  • повествование

Описание — это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

Пример текста-описания:

Ящерица

На камне греется ящерица.

Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение — это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Пример текста-рассуждения:

Не спешите брать птенцов домой!

Почему нельзя брать птенчика домой?

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование — это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Пример текста-повествования:

Неожиданная встреча

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Что такое повествование?

В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.

Определение

Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.

Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.

Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?

Например, вот как изображается весной разлив реки:

Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.

Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).

повествование

Композиция повествования

В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:

  1. завязка (начало действия);
  2. развитие действия;
  3. кульминация (самый острый, интересный момент);
  4. развязка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование создают следующие языковые средства:

  • преобладают глаголы и глагольные формы;
  • глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
  • простые и составные глагольные сказуемые;
  • обстоятельства времени.

Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг  среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.

Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).

Что такое стиль?

В русском языке слова, обороты речи, фразеологические единицы характеризуют как нейтральные, торжественные и сниженные.

Большинство языковых единиц принадлежат к нейтральным, общеупотребительным. Они являются базой для всех стилей русского языка. Стиль создается на основе сочетания нейтральных и специфичных языковых средств, характерных только для этого стиля речи. Практика употребления русского языка в процессе его использования в разных сферах общественной жизни отобрала определённый набор языковых средств и форм их реализации (жанров) в соответствии с функциями языка:

  • общение (коммуникация);
  • сообщение (информация);
  • воздействие.

В результате функционирования языка постепенно сложились его разновидности, принадлежащие к определенной сфере общественной жизни: политике, науке, культуре, деловым и бытовым отношениям и пр. Каждой разновидности присущи особые черты, языковые средства и жанры. С этой точки зрения определим, что такое стиль:

Определение

Стиль — это разновидность литературного языка, которая применяется в какой-либо сфере общественной жизни и имеет характерные для него черты, языковые средства и жанры.

В русском литературном языке различают следующие стили речи:

  • научный стиль;
  • публицистический стиль;
  • официально-деловой стиль;
  • художественный стиль;
  • разговорный стиль.

Стили речи

Каждому стилю речи принадлежат отличительные признаки:

  • сфера применения;
  • цель (задача речи);
  • стилевые черты;
  • языковые средства;
  • жанры.
Стиль Сфера использования Жанры Языковые средства
Научный Наука, техника, образование Научная статья,  монография, учебник, реферат, доклад и др. Абстрактные существительные, термины, усложненный синтаксис и др.
Публицистический Средства массовой информации Очерк, статья, заметка, интервью, эссе, репортаж, фельетон Общественно-политическая лексика, экспрессивная лексика, фразеологизмы, оценочная лексика
Официально-деловой Законодательство, делопроизводство Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, договор и др.) Официальная и канцелярская лексика, стандартные выражения, безличные предложения
Художественный  Художественная литература Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, пьеса и др. Широкое применение образных средств, восклицательные, вопросительные предложения
Разговорный Повседневное общение Бытовая беседа, просьба, личное письмо, телефонный разговор, комплимент и др.  Разговорная и просторечная лексика, эмоционально-оценочные слова, побудительные предложения, обращения, прямая речь

С этой точки зрения рассмотрим каждый стиль речи русского литературного языка.

Что такое рассуждение?

Определение

Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.

В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.

Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

рассуждение, рассуждение это, что такое рассуждение

Примеры

Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.

Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.

Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.

Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.

Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:

  1. тезис (основная мысль);
  2. аргументы (доказательства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:

  • преобладает абстрактная лексика;
  • имеются вводные слова;
  • используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки.

Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).

Виды текстов


Виды текстов

Всего получено оценок: 206.

Обновлено 18 Февраля, 2022

Всего получено оценок: 206.

Обновлено 18 Февраля, 2022

Текст — самая большая единица речи, письменное или устное высказывание. Он состоит из объединённых единой мыслью предложений и предполагает внутреннюю организованность и законченность. Тексты различаются по стилю и виду. Уже во 2 классе дети знают, какие бывают тексты, умеют различать их виды и составлять небольшие тексты заданного типа.

Какие бывают виды текстов

Тип текста определяется его назначением. Какая задача стояла перед автором? Он рассказывал о каком-то происшествии, событии? Или хотел донести до читателя свою мысль, поделиться рассуждениями, умозаключениями, которые привели его к тем или иным выводам? Итак, существует три основных вида текста:

  • описание;
  • повествование;
  • рассуждение.

Разновидности (типы, виды) текста иногда путают со стилями речи (разговорный, научный, публицистический и пр.).

Но это совершенно разные понятия. Стиль — это набор языковых инструментов (лексических, грамматических, синтаксических), позволяющих выстроить текст в соответствии с его назначением. А тип речи — это способ оформления мысли, создания образа, представления о событии.

Определённый тип текста может быть создан в любом из стилей. Описать бабочку можно в художественном стиле, используя метафоры, эпитеты и сравнения, а можно по-научному строго изложить все признаки этого вида насекомых и перечислить основные условия и факторы её жизнедеятельности.

Кратко о сути каждого типа текста

Описание предполагает последовательное раскрытие и перечисление признаков объекта, явления, которые важны с точки зрения автора. Предметом описания в литературе чаще всего становятся:

  • пейзаж;
  • человек (его внешность и состояние);
  • интерьер;
  • состояние окружающей среды;
  • предмет.

Описание можно встретить в любом стиле русского языка. Конечно, при этом описания разного стиля сильно отличаются друг от друга.

Повествование — рассказ о последовательно совершающихся действиях, о событии, протекающем во времени. Обязательным признаком этого типа текста является наличие сюжета: завязки, развития, кульминации и развязки.

Последовательность действий (и сюжетных узлов) может быть нарушена по воле автора. Повествование может начаться с финального события или даже с эпилога, а события, приведшие к такому концу, излагаются позже.

Рассуждение. Этот тип текста самый востребованный в публицистике, в научных работах и выступлениях. Его суть заключается в изложении своей мысли, обосновании её, приведении фактов и аргументов, способных убедить слушателя или читателя.

Примеры текстов, соответствующих одному какому-то типу, в публицистическом и художественном стиле редки. Преобладают тексты смешанного типа: описание с элементами рассуждения, повествование, включающее в себя описание и т. п.


Заключение

Что мы узнали?

Самая большая единица речи в русском языке — это текст. В зависимости от цели создания выделяются три типа текста: повествование, рассуждение и описание.

Тест по теме


Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!


Оценка статьи

Всего получено оценок: 206.


А какая ваша оценка?

Публицистический стиль

Публицистический стиль — это разновидность литературного языка, которая используется средствами массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и пр.) с целью сообщения важных сведений в мире политики, народного хозяйства, культуры, а также воздействия на читателей и слушателей с целью формирования у них определенной точки зрения.

Публицистический стиль

Этот стиль применяется в периодической печати, общественно-политической литературе, в выступлениях и речах на митингах, предвыборных кампаниях, съездах и пр. Укажем его характерные стилевые черты:

  • эмоциональность
  • актуальность
  • использование призывов
  • яркость

В текстах публицистического стиля наряду с нейтральной широко используется общественно-политическая лексика, речевые публицистические стереотипы, риторические вопросы, обращения, побудительные предложения.

Пример

По итогам последнего голосования на парламентских выборах претендентом в бундестаг стала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которая с небольшим перевесом обошла партию Ангелы Меркель ХДС/ХСС. Главным кандидатом на пост канцлера считают Олафа Шольца (из партии СДПГ).

Функционально-смысловые типы текстов

Текст и его основные признаки

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи. Вполне естественно, что автор по-разному выстроит свой текст, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причины каких-либо явлений.

На протяжении столетий постепенно формировались функционально-смысловые типы речи, то есть способы, схемы, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Типы текстов

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.
1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.
Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

Продемонстрируем структуру и способ оформления разных функционально-смысловых типов текстов на следующих примерах.

В качестве примера текста-описания взят отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с описанием внешности Емельяна Пугачева:

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

Описывая внешность неизвестного пока ему человека, Пётр Гринёв прежде всего передает свое впечатление от этой внешности, выделяя те детали, которые показались ему наиболее примечательными. Так, общее представление о незнакомце даётся в начале описания: Наружность его показалась мне замечательна. Далее следует характеристика героя: возраст, телосложение, лицо, волосы и элементы одежды. Автор стремится не только дать представление о внешности Пугачёва, но и показать, как по этим деталям можно составить мнение о его образе жизни, характере, поведении. Например, крепкое телосложение явно свидетельствует об активном образе жизни. Причёска и одежда – о социальном статусе незнакомца: это бедный яицкий казак. Но основное внимание автор уделяет выражению глаз. Именно по этой детали читатель может понять, что Пугачёв обладает живым умом. Это не злодей, напротив, его внешность располагает к себе, но в то же время вожатый Гринёва явно что-то скрывает (ср.: бегающие глаза и плутовское выражение лица).

Если обратиться к грамматическим средствам оформления текста, то можно констатировать следующее. При описании преобладают простые предложения или цепочки сложных бессоюзных предложений с прямым порядком слов. Кроме того, обращают на себя внимание составные именные сказуемые: показалась замечательна; был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч; были острижены. Глаголы (преимущественно несовершенного вида) указывают на одновременность действия. Использование форм прошедшего, а не настоящего времени во вневременном значении обусловлено тем, что рассказчик повествует о встрече, произошедшей в прошлом (был лет сорока; глаза так и бегали; лицо имело выражение; волоса были острижены; на нём был армяк). Наконец, практически в каждом предложении можно обнаружить члены с различного рода определительными характеристиками: примечательна; худощав, широкоплеч, чёрная борода; большие живые глаза и т.д.

В этой же повести А.С. Пушкина встречаются и микротексты-повествования, например:

        Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
        Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
        Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»…
        Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

В данном микротексте рассказывается о буране, в который попал Гринёв во время путешествия к месту службы. Описание бурана в данном случае даётся именно как повествование, поскольку чётко соблюдена логическая последовательность событий, причём вся композиция хронологизирована: на небе появляется белое облачко; Гринёв, несмотря на колебания ямщика и Савельича, решает продолжить путь; ямщик пускает лошадей вскачь; ветер усиливается; начинается метель; метель перерастает в буран; обессиленные лошади останавливаются. Смена событий во времени выражена с помощью глаголов совершенного вида: Я увидел облачко; я велел ехать скорее; ямщик поскакал; облако обратилось в белую тучу; пошёл снег и т.д. Те же события, которые включены в один и тот же временной отрезок, описаны с помощью предложений с глаголами несовершенного вида (ср.: Я слыхал; Савельич советовал и т.д.). Предложения с глаголами совершенного вида являются показателями узловых фактов, сигнализируют о смене одного события другим, причём каждое новое событие мыслится во взаимосвязи с предыдущим (в данном случае эта связь хронологическая).

Специфику текста-рассуждения можно продемонстрировать на примере дорожных размышлений Гринёва после проигрыша Зурину ста рублей и ссоры с Савельичем:

Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.

Рассуждение начинается с утверждения тезиса: Дорожные размышления мои были не очень приятны. И хотя далее мы не находим придаточных причины, но само расположение последующих умозаключений воспринимается как объяснение причин недовольства Гринёва собой. В качестве аргументов выступает сумма проигрыша, «глупое» поведение и чувство вины перед старым слугой. В заключении делается вывод о внутреннем состоянии рассказчика, что воспринимается как следствие «горестных умозаключений»: Всё это меня мучило.

В целом, наиболее яркие примеры рассуждений можно обнаружить в научных текстах (см. приведенный в упр. 123 отрывок из книги Ю.М. Лотмана).

Конечно, текст может содержать разные функционально-смысловые типы речи. Так, очень часто повествование совмещается с описанием (это можно проследить и на примере приведенных отрывков). Дополняя друг друга, они нередко сливаются настолько органично, что порой их трудно разграничить. Ср. сочетание этих типов речи в отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»:

Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали [описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].

Упражнение к теме «7. Функционально-смысловые типы текстов»


Читайте также другие темы раздела 7 «Текст и его основные признаки»:

  • 7.1. Общее представление о тексте
  • 7.2. Основные правила построения текста
  • 7.3. Функционально-смысловые типы текстов
  • 7.4. Текст-описание и его виды
  • 7.5. Текст-повествование и его виды
  • 7.6. Тексты-рассуждения и их виды
  • 7.7. Тексты с различными видами связи

Художественный стиль

Художественный стиль реализуется в творчестве писателей и поэтов. Цель художественного стиля — воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью ярких образов, созданных мастером слова.

Художественный стиль

Так же, как и другие стили речи, он базируется на нейтральной лексике и вместе с тем сочетает языковые средства других стилей, и не только. Чтобы сделать восприятие читателя многоплановым и ярким, художник слова использует эмоционально окрашенную лексику, а также слова ограниченной сферы использования (диалектизмы, профессионализмы) и даже просторечия.

Образность и выразительность художественного стиля речи создают тропы и стилистические фигуры речи: метафоры, эпитеты, олицетворения, гиперболы, сравнения, аллегории, анафоры, эпифоры и пр. Эти языковые средства увеличивают возможность объективного отображения действительности, усиливают эмоциональный фон произведения и в то же время помогают образно и лаконично передать суть персонажа, явления, события.

Художественный стиль востребован в прозе, поэзии и драматургии, где существуют определенные жанры:

  • трагедия, комедия, драма, фарс;
  • роман, повесть, новелла, рассказ;
  • поэма, стихотворение, ода, басня, романс и пр.

Проиллюстрируем художественный стиль отрывком из произведения писателя А. Куприна:

В воздухе разлит крепкий и нежный, похожий на запах хорошего вина, аромат увядающих клёнов. Под ногами шуршат жёлтые, мертвые листья, покрывающие густым слоем дорожку. Деревья убрались пёстро и ярко, точно для предсмертного пира. Еще оставшиеся кое-где местами зелёные ветки причудливо перемешаны с осенними тонами, то светло-лимонными, то палевыми, то оранжевыми, то розовыми и кровавыми, переходящими изредка в цвета лиловый и пурпуровый. Небо пустое, холодное, но его безоблачная синева приятно ласкает взор.

Правило встречается в следующих упражнениях

2 класс

Упражнение 145,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 166,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 193,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 194,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 122,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 154,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 68,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 200,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 201,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 27,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 84,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 68,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 247,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 70,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 71,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 12,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 15,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 44,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 206,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 216,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 402,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 548,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 569,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 682,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 684,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 690,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 777,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 14,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 98,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 407,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 80,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 188,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 571,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 654,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 199,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 363,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 369,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 552,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 575,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 592,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 608,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 68,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Повторение стр. 72,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 183,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 184,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 51,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 374,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 467,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 82,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 328,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 377,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 26,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 286,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 8,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 413,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 414,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 21,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 43,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 51,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 98,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Правило встречается в следующих упражнениях

2 класс

Упражнение 225,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 226,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 227,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 228,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 33,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 171,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 244,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 247,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 248,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 249,
Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 91,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 14,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 62,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 558,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 579,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 678,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 692,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 761,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 135,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 137,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 230,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 86,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 142,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 327,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 188,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 731,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 740,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 33,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 66,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 362,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 363,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 36,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 68,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Задачка стр. 45,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 183,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 44,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 246,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 392,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 443,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 198,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 175,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 18,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 19,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 24,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 28,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 32,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 48,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Тема и главная мысль текста

Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.

1. Прочитать текст и определить его тему:

«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».

Э. Шим

Проверим: о ком говорится в тексте? – о гусятах. Все предложения связаны одной темой.

2. Прочитать текст и определить, все ли предложения в нем соответствуют теме текста.

«У каждого ручья свой голос – один шепчет, другой громко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка – сядь у речки и послушай».

По Н. Садкову

В данном тексте рассказывается о ручьях: в первом предложении говорится, какие бывают ручьи, во втором – куда они спешат, в третьем – как разгадать тайну ручейка.

Мы видим, что все предложения соответствуют теме «ручьи».

3. Прочитать текст и из предложенных предложений выбрать то, которое называет тему данного текста.

«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».

Предложенные темы:

1. Был жаркий день.

2. Леня.

3. Жучка.

4. Леня и собака Жучка.

Вариант «Леня и собака Жучка» более полно определяет тему, то есть называет то, о ком идет речь в тексте.

У каждого текста есть автор, который через текст обращается к читателям, чтобы донести нужную информацию. Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

4. Определить тему и основную мысль текста:

«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

Тема – букварь.

Основная мысль: «Букварь – важная и нужная книга».

Иногда в тексте есть предложение, в котором и заключена основная мысль.

5. Определить тему и предложение, в котором заключена основная мысль:

«Банановые пальмы – это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».

В. Абдулова

Тема – банановые пальмы. Основная мысль заключена в первом предложении: именно о том, что «банановые пальмы – это трава», и хотел рассказать автор.

6. Прочитать текст, назвать его тему и основную мысль:

«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».

Тема – скворцы, основная мысль – берегите скворцов, они наши друзья.

7. Каждый текст имеет название, заголовок, который указывает на то, о чем пойдет речь в этом тексте. Текст можно озаглавить.

Задание

Прочитать текст, выяснить, о чем говорится в тексте, выбрать наиболее удачный заголовок.

«Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она вступает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!»

Е. Чарушин

О чем говорится в тексте? О том, как лиса охотится на мышей.

Варианты:

1. Лиса.

2. Пушистая охотница.

3. Лиса и мыши.

Самый удачный вариант – пушистая охотница.

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи

Ещё статьи >>>

Разговорный стиль

Разговорный стиль — это язык непринужденного общения. Он используется как средство коммуникации, установления непосредственного контакта между говорящими или пишущими.

Разговорный стиль

Разговорный стиль в основном принадлежит устной речи. Он используется в бытовых и непринужденных профессиональных отношениях.

Для этого стиля речи характерны неофициальность, отсутствие предварительного выбора языковых средств, а также широкое использование внеязыковых способов общения, как жесты и мимика.

Основным языковым средством является разговорная лексика, существительные с оценочными суффиксами (тётенька, малышка), слова со сниженной окраской (вляпаться, офигеть).

Для разговорного стиля характерно обилие вопросительных, побудительных и восклицательных предложений, усеченных оборотов речи, неполных предложений.

Разговорный стиль речи реализуется в неофициальной беседе, приватном разговоре,  в общении по телефону, личной переписке, в дневниковых записях.

Пример

Приветик, милая подружка Светочка!

Спешу сообщить, что  я быстро добралась к тётке в деревню. Здесь так классно! Наконец-то могу дрыхнуть, сколько хочется. Свежий воздух просто пьётся глотками, и рядом речка. В такую духотищу это просто спасение. Не представляю, как ты там живешь в этих каменных джунглях! Собирай свои манатки и приезжай отдохнуть в выходной день. Не пожалеешь!

Хотя в разговорной речи допускается свобода выбора языковых средств, тем не менее этот стиль речи является несомненной составляющей русского литературного языка. Разговорная речь образованных людей вполне литературная, и в то же время она отличается от книжных стилей речи, связанных со строгими языковыми нормами.

Научный стиль

Название этого стиля четко указывает на его сферу применения в общественной жизни. Если открыть любой учебник, справочник, энциклопедию или научный труд (монографию, диссертацию, доклад, реферат, аннотацию и пр.), то выясним, что текст изложен научным стилем литературного языка.

Научный стиль

С помощью научного стиля речи реализуется цель — сообщить сведения. Для этого стиля характерна подчёркнутая логичность. Важные стилевые черты — это точность и доказательность в сообщении сведений о предмете исследований или размышлений.

В текстах научного стиля невозможна неопределённость или двусмысленность. Для научного стиля присуще обилие терминов как слов, не обладающих многозначностью. Наряду с терминами широко используются абстрактные имена существительные, а также востребованы сложные предложения. Научные тексты лишены эмоциональности или экспрессивности.

Убедимся в этом, прочитав пример теста научного стиля:

Процесс слияния нескольких народов или отдельных значительных групп в один крупный народ и его дальнейшее этническое сплочение по мере экономического и культурного развития носит название консолидации. Другим очень распространенным в настоящее время этническим процессом является ассимиляция, заключающаяся в поглощении одним народом небольших, обычно разобщённых групп других народов; процессы ассимиляции наиболее характерны для развитых многонациональных стран массового оседания иммигрантов (США, Канада и другие страны Америки, Австралия, Франция и т. д.)

Справочник «Население земного шара»

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль востребован в письменном оформлении различных документов. Основная его задача — сообщить информацию. Этот стиль речи используется при написании законов, указов, приказов, справок, отчетов, заявлений, объявлений, инструкций, протоколов, доверенностей и пр.

Официально-деловой стиль

Для официально-делового стиля характерен предварительный отбор языковых средств, который состоит в использовании готовых стандартных выражений, клише, отглагольных существительных (предписание, постановление, нарушение, действие), слов со значением долженствования (необходимо, нужно, обязательно, следует, обязан и пр.).

В написании документов не используются экспрессивные языковые средства. В оформлении документации широко употребляются безличные или неопределенно-личные предложения. Это стиль речи довольно консервативен. Он характеризуется исторически сложившимися жанрами и оборотами речи, которые почти не меняются с течением времени.

Пример

выполнять требования санитарного закона, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

(Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Правило встречается в следующих упражнениях

1 класс

Страница 8,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 235,
Климанова, Макеева, Учебник

Страница 60,
Климанова, Рабочая тетрадь

2 класс

Упражнение 14,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 10,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 11,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 14,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 143,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 19,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 187,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 35,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 2,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 8,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 14,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 9,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 153,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 263,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 236,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 8,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 253,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 257,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 310,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 38,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 83,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 40,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 41,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 158,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 160,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 675,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 691,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 755,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 10,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 10,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 14,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 18,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 76,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 478,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 483,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 729,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 730,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 740,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 15,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр.15,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 33,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 84,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 1,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 9,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 32,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 7,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 178,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 81,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 391,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 392,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 497,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 4,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 44,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 46,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 260,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 301,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 441,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 2,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 127,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 20,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 63,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Типы речи в тексте

Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.

Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.

Определение

Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.

типы речи

Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет,  укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.