4 Класс
- lic 2

В беседе прослеживается развитие морали на протяжении всей истории человечества

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

С праздником, дорогие учителя! Желаем Вам радости от плодотворного труда, благодарных учеников, интересных проектов и вдохновения от каждого дня!

Зачем размещать разработки
у нас?

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Свидетельство о публикации
в СМИ

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Этика – наука о нравственной жизни человека

Учитель начальных классов

Пепеляева С.

УГАДАЙ СЛОВО 31, 20, 10, 12,1

АРИСТОТЕЛЬ (IVв. до н

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок — пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

«А что ты мне за это дашь?» — спрашивает тот.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие.

Спасибо за урок.

1

Основы светской этики

2

2 урок

3

Этика философское учение о морали.

6

Основатель этики — Аристотель Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

8

Мораль Правила поведения ПривычкиОбычаи Нравы

10

Мораль и нравственность Мораль это заданные этикой правила поведения. Нравственность, соотносима с воспитанностью, с системой моральных ценностей. Мораль — это нечто внешнее, что нужно знать, усваивать, соблюдать Нравственность внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила

11

Мораль это страж снаружи, а нравственность страж внутри, наша совесть, наши нравственные устои. Мораль это долг, ответственность перед другими, а совесть это ответственность перед самим собой

16

Живи и жить давай другим, Но только не за счет другого. Всегда доволен будь своим, Не трогай ничего чужого – Вот правило, стезя прямая Для счастья каждого и всех. Державин

17

Каждый лепесток этого цветка – какое-либо качество характера

18

Творческое задание Вспомните ваши любимые сказки и приведите 2-3 примера хороших и плохих поступков героев. Запишите в тетрадь. Домашнее задание:

1

Гущин Кирилл 4 « А » класс

2

Слова « нравственность », « мораль », « этика » близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.

3

Слово « этика » происходит от греч. ethos нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал « этическими » добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а « этикой » науку об этих качествах.

4

Слово « мораль » латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos ( множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis моральный и moralitas мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

5

А « нравственность » русское слово, происходящее от корня « нрав ». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами « этика » и « мораль » как их синоним.

6

Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы ( а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту ).

7

Слово « светская » означает « мирская », « гражданская ». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло ; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим ; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми. Этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше. Религиозная этика обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных, норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

8

Сообщить человеку нравственные знания и способствовать выработке у него привычки к совершению высоконравственных поступков.

9

Моральные нормы служат для контроля за поведением внутри социальных групп, различных классов и общества в целом. В любом обществе действия и поступки различных людей должны подчиняться строго определенным моральным принципам.

10

Мораль отличается от права тем, что носит именно неписаный характер и ее требования обычно закрепляются в обиходе в виде традиций, обычаев, общепринятых норм и т.

11

В этике определены высшие нравственные ценности, которые направляют нравственную жизнь общества и человека жизнь, свобода, патриотизм, социальная справедливость, национальное самосознание, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №1591

Конспект урока по предмету «ОРКСЭ. Основы светской этики»

Тема: «Этика — наука о нравственной жизни человека»

Педагог: Шаргородская Наталья Викторовна

Предмет: ОРКСЭ. Модуль» основы светской этики».

Автор учебника: А. Шемшурина.

Тема. Этика — наука о нравственной жизни человека.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: — познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения; сформировать умение применять их; научить сопоставлять добро и зло.

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация на воспитание нравственной культуры, на уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.

Регулятивные действия: отслеживание собственных поступков и их анализ.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Организационный момент урока.

-Ребята, мы знакомимся с новым для нас предметом. Положите перед собой учебник, рассмотрите его внимательно, пролистайте аккуратно. Учебник яркий, интересный. Он будет вам верным помощником! Берегите его!

-Но что мы будем изучать? Прочитайте название учебника. Кто-нибудь знает, что означает слово этика?

( Ответы детей).

-Давайте узнаем. Ответ мы найдём в стихотворении В. Маяковского.

Показ мультфильма « Что такое хорошо, что такое плохо» (часть 1).

— Так что такое этика? (Ответы детей).

III. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика.

— Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

— Этика — это наука. Её основатель — древнегреческий мыслитель Аристотель. Он назвал этику наукой, когда писал книгу о добродетели для своего сына, Никомаха. Книга так и называлась «Никомахова этика». В ней заботливый отец описывал основные правила и нормы для жизни в обществе, которые признают все люди. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими нормами.

Изучение нового материала.

Работа в парах.

— Вспомните основные правила работы в парах. Положите перед собой маршрутные листы. Подпишите их.

— Просмотрите мультфильм дальше. Запишите основные черты героев мультфильма в два столбика, разделив их на положительные и отрицательные. (Приложение. Задание 1).

Те люди, которые обладают положительными качествами, называются в обществе воспитанными, вежливыми людьми.

Игра — физминутка

— Встаньте. Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо –руки вверх, потянулись на цыпочках; невежливо — опустились на корточки).

Проблемное задание.

Работа в группах.

— Ребята, слово «Вежливость» произошло от слова «Вежа». Это слово означало «знатока правил поведения», человека, с которым приятно общаться.

Попробуйте в группах перечислить как можно больше качеств вежливого человека. (Приложение. Задание 2)

Работа с учебником.

— Прочитаем мексиканскую сказку «Вежливый кролик». (Чтение по цепочке либо чтение по ролям).

— Каким был кролик?

— Кто жил в пещере?

— Какими качествами обладала змея?

— Какое качество спасло кролику жизнь? Объясни.

— Какова мораль этой сказки? (Вежливость никогда ещё никому не повредила).

Закрепление изученного материала.

Работа с пословицами.

— Посмотрите на иллюстрации и устно подберите подходящие пословицы из приложения (Приложение. Задание 3).

Вежливости открываются все двери.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Смола — не вода, брань — не привет.

Ласковое слово — что весенний день.

Невежа и бога гневит.

Не пригоже есть лежа.

Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба.

— Составьте пословицы. Соедините линией.

У себя как хочешь, молчание – золото Хоть не богат, по делам гляди В деревню, где живут одноногие, а гостям рад Слово – серебро, дорога любовь По одежде не суди, а в гостях – как велят Не дорог подарок – надо идти на одной ноге

Работа с нравственными понятиями

(Приложение. Задание 5).

Соедини противоположные по смыслу слова.

Этика
изучает
мораль
и
нравственность. Слово мораль возникло в Древнем
Риме и означает привычки, обычаи,
правила поведения, черты характера
человека. Все это вместе можно
обозначить
словом
«нравы»,
от
которого в русском языке произошло
слово нравственность.

Основателем этой науки был
древнегреческий философ
Аристотель (IV в. до н. ),
который ввёл и сам термин в
названия своих трудов. В Древней Греции все науки
назывались философией. Слово «философия» состоит
из греческих слов «фило» любовь и «софия» мудрость. Получается,
философия — любовь к
мудрости. Аристотель считал, что этика –
часть философии

Слайды и текст этой онлайн презентации

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Слайд 2

Этика – наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле
Математика и логика нужны для ума. Поэзия и музыка нужны для сердца. Этика нужна и для ума и для сердца.

Слайд 3

Основатель этики – древнегреческий философ Аристотель( IV в. до н. ) Он назвал этику наукой когда писал книгу о нравственных основах жизни человека для своего сына Никомаха Книга называлась «Никомахова этика» Аристотель считал, что этика – часть философии
Аристотель

Слайд 4

В древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» — любовь и «софия» — мудрость. любовь к мудрости

Слайд 5

Различают этику религиозную и светскую. (Ислам, Православие, Иудаизм, буддизм) Религиозная этика основана на религии, на вере в Бога, на нравственных законах, которые нашли отражение в религиозных учениях. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим ИЛИ плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми. Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше. Светская этика основана на правах и обязанностях человека и гражданина.

Слайд 6

К основным ценностям светской этики относятся::
Дружба
Ответственность
Любовь
Красота
Свобода
К основным ценностям религиозной этики относятся:
Молитва
Покаяние
Смирение
Неприятие зла
Добротолюбие
Вера
Любовь к ближнему и к Богу

Слайд 7

Этика изучает мораль. Мораль — это привычки, обычаи, правила поведения, нормы
Совокупность моральных норм формирует нравственность
Человек нарушающий моральные нормы поступает безнравственно
Для того чтобы жить в обществе, человеку необходимо соблюдать нравственные нормы
(вежливость, доброжелательность )
Добродетель от слов «добро» и «делать», это такой положительный поступок, когда человек делает добро и приносит пользу обществу

Слайд 8

Слово вежливость образовано от слова вежа (веже). Это слово до XVI века означало «знаток правил поведения», т. вежливый человек, с которым легко и приятно общаться. При этом вежливость должна быть искренней, естественной, а не наигранной, притворной.

Слайд 9

Изречение мыслителей. Вежливость порождает и вызывает вежливость. Эразм Роттердамский
Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес
Вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Локк

Слайд 10

Притча о доброте и вежливости
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него. — Зачем тебе это? — спросил мастер. — Хочу стать сильным и непобедимым. — Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. — Почему? — Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. — Что тебе нужно? — спросил старый мастер. — Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь. И тогда Учитель взял его в ученики.

Слайд 11

Разыграй
У вас день рождение. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени. , стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Слайд 12

Слайд 13

Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Слайд 14

Дополни предложение. Этика – это наука, которая рассматривает отношение между ________ с точки зрения представления о __________ и ___________.

Слайд 15

Для чего нужна этика?
Помогает дружить
Для общения
Любить
Для правильного поведения
Жить по совести

Слайд 16

Слайд 17

В жизни можно
По-разному жить. В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости. А можно и так:
Поутру встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать,
И подарить его людям.

Слайд 18

Нравственные нормы

Нравственные нормы – основой нравственных норм является
принцип не навредить, не обидеть, не сделать больно и т. Какие же нравственные нормы являются первостепенными?
Прежде всего быть вежливым, доброжелательным по
отношению к другим людям.

Аристотель (древнегреческий мыслитель) – он назвал этику наукой, он говорил что этика это философия. Деятель философии Аристотель, понимая это как характер, добавил к нему прилагательное «этический»,
подразумевая под ним определенный набор добродетелей. То есть человек с этическим характером – это личность, чье поведение ориентировано на созидание добра.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРО?
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
« Добро — нечто положительное, хорошее,
полезное, противоположное злу; добрый
поступок»,
а « доброта — это отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать
добро другим».

Презентация этика- наука о нравственной жизни человека

Дата публикации: 21. 2016

ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Урок ОРКСЭ 4 класс Подолян Г.

Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. ), который ввёл и сам термин в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» — любовь и «софия» — мудрость. Получается, философия — любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика – часть философии

Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

Этика — это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать словом «нравы», ОТ которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» И «нравственность» являются синонимами.

Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или иначе. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.

Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло, что от самого человека зависит, станет он хорошим ИЛИ плохим, что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми. Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья – это надежное прибежище. Для того чтобы совершить благородные поступки, необязательно царить над сушей и морем. В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. Жить – значит делать вещи, а не приобретать их.

Задание 1 У вас день рождение. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени. , стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2 Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3 Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4 Дополни предложение. Этика – это наука, которая рассматривает отношение между ________ с точки зрения представления о __________ и ___________.

ИГРА «ВЕЖЛИВО-НЕВЕЖЛИВО»
(ЕСЛИ ВЕЖЛИВО – ХЛОПАТЬ 2 РАЗА, НЕВЕЖЛИВО – 1 РАЗ)
Поздороваться при встрече –
Толкнуть, не извиниться –
Помочь подняться, поднять упавшую вещь –
Взять билеты в трамвае –
Не уступить место в транспорте –
Не заметить недовольство мамы –