4 Класс

Технологические карты по русскому языку 4 класс фгос планета знаний

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

1)– Вчера на уроке вы познакомились с новым для вас понятием «морфема». Что такое «морфема»? (Наименьшая значимая часть слова)

— Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

— Почему вы не назвали основу слова?(Основа может состоять из нескольких морфем, кроме окончания)

2) – Прочитайте самостоятельно первую часть статьи (на листочках), делая на полях знакомые нам пометы: «V» — уже знал, «+» — новое для меня, «-» — думал иначе, «?» — не понял.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Слова, имеющие одинаковый корень и общее значение, называются родственными (однокоренными).

Во всех словах есть корень.

В русском языке существует одно слово, в котором корень отсутствует.

Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

— Что было для вас знакомымиз прочитанного?

— Что нового вы узнали для себя из этого текста?

— У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

3)– Чтобы ответить на все непонятные вопросы, выполним практическую часть работы. Но сначала – «пальчиковая гимнастика».

А) Выпишите только однокоренные слова, выделяя в них корень.

Горка, горе, горный; водица, подводный, водитель; храбрый, смелый, храбрец; белка, побелить, белый.

Б) Шуточная минутка.

— Вы кто такие?

— Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?

— Я ваша тётя – Гусеница.

— Назовите однокоренные слова.

— Родня ли Гусеница Гусю?

В) Сообщение учителем информации о глаголе «ВЫНУТЬ», в котором отсутствует корень.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4)– Прочитайте самостоятельно вторую часть статьи, делая пометы.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

В приставках таится много смысла. Приставка помогает корню лучше выразить значение слова.

Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать слово без приставки или с другой приставкой.

— Что было для вас знакомымиз прочитанного?

— Что нового вы узнали для себя?

— Что осталось непонятным?

А) Практическая работа (по рядам)

— Образуйте с помощью приставок при-, у-, с-, в-, вы- новые слова. Первый ряд работает с глаголом ЕХАТЬ, второй – с глаголом БЕЖАТЬ. Приставки выделите.

— Объясните значение приставок в образованных словах.

(приехать прибежать при- — приближение

уехать убежать у- — удаление

съехать сбежать с- — спуск

въехать вбежать в- — вовнутрь

выехать выбежать вы- — наружу)

— Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы? (Значение приставки помогает понять лексическое значение всего слова)

5) – Прочитайте самостоятельно третью часть статьи, делая пометы.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс обогащает словарный состав языка.

Суффикс может всё: изменить размер и рост, превратить здание в человека…

— Что было для вас знакомым?

— Что нового вы узнали?

— Что осталось непонятным?

А) Практическая работа (в парах)

— Образуйте от данных слов с помощью суффиксов новые слова. В левом столбике должны получиться слова, обозначающие увеличение предмета, а в правом – уменьшение предмета.

котище – КОТ – котик

домина – ДОМ – домишко

ветрище – ВЕТЕР – ветерок

— С помощью каких суффиксов произошёл «рост» предметов?

— С помощью каких суффиксов мы сделали предметы маленькими?

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

— Прочитайте самостоятельно последнюю часть статьи, делая пометы.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении.

Чтобы определить в слове окончание, нужно изменить форму этого слова.

Окончание помогает определить грамматические признаки слова.

— Что было для вас знакомымиз прочитанного?

— Что нового вы узнали для себя из этого текста?

— У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

А) Практическая работа (фронтальная)

— Из данных слов составьте предложение, изменяя, если необходимо, окончание.

под, шуршат, ноги, листья, сухой

(Под ногами шуршат сухие листья. Сухие листья шуршат под ногами. Шуршат под ногами сухие листья.)

— Запишем предложение: Шуршат под ногами сухие листья.

— Почему нам пришлось изменить окончания некоторых слов? (Для связи слов в предложении)

— Дайте характеристику этого предложения.(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, неосложненное однородными членами предложения)

— Обозначим в словах окончания, которые помогают нам определить грамматические признаки слов. (Ногами – окончание –ами указывает, что это существительное в форме множественного числа творительного падежа…)

7) Закрепление пройденного (дифференцированные задания)

— Для закрепления материала выполним задания на карточках. Уровень задания выберите для себя сами.

— Выполним проверку.

Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА

Оценочные и методические материалы

по русскому языку

для УМК «Планета Знаний»

4 класс

Боева О. В., учитель начальных классов

Административный контрольный диктант №1

по русскому языку для учащихся 4-х классов в 2013-2014 учебном году

Летний дождик.

Стоял жаркий денек. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошел дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.

Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идет легкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов.

Грамматические задания:

1. Разобрать по составу слова:

I вариант: листочках, полевых, подумает.

II вариант: травинках, шумные, нарисует.

2. Разобрать по членам предложения и указать части речи.

I вариант:От земли идёт лёгкий парок.

II вариант:Они повисали на листочках и травинках.

3. Вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово.

I вариант:наб…жала –

п…левых –

лё…кий –

ду…ки –

со…нце –

извес…ный –

II вариант:ст…ял –

д…ждевых –

мя…кий –

берё…ки –

грус…ный –

мес…ность –

Контрольный диктант №2 по теме

«Формы изменения глаголов»

Изменения в природе.

Стояла золотая осень. Горел, полыхал осенний лес. Багряные круги плыли перед глазами. Горячими казались гроздья рябин. К рябине подлетела птица и села. Грудка у неё была оранжевая, на крыльях голубые пятнышки. Это сойка. Она распушила крылья, что-то прокричала и скрылась.

Осень быстро кончилась. Ветер оборвал с деревьев последние листья, обломал сухие сучья. Поздним вечером выпал снег. Все радостно вздохнули. Здравствуй, первый снег! (62 слова)

Слова длясправок:полыхал, багряные, у неё, оранжевая, что-то, горел, горячими.

Учитель должен предупредить учащихся о постановке запятой в последнем предложении.

Грамматические задания:

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

1 вариант – 3 предложение в первом абзаце

2 вариант – 3 предложение во втором абзаце

2. Разбери по составу: осенний, пятнышки, послушаешь.

3. Укажи форму глагола:

кричишь – …,

думают – …,

нарисуем – …,

будете читать – …,

слышал – …,

спорили – … .

Контрольный диктант №3 по теме

«Формы изменения и правописания глаголов»

Утром.

Кто из нас не любит природу? Встанешь утром, выйдешь на крыльцо и услышишь, как тихо шумят деревья. Пруд дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом. На поверхности пруда покачиваются прелестные цветы — кувшинки. На востоке появляется светлая полоска. Дует тёплый ветерок. Повеяло душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом!

Но вот и яркое солнце показалось. Поля заблестели росой. Окрестность наполнилась весёлым щебетанием птиц. Золотом отливает поспевающая рожь.

По узкой тропинке около пашни идёшь к речке. Песок на берегу ещё холодный, а ты спешишь нырнуть в воду. Как чудесно и свежо утром!

Грамматические задания:

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

1 вариант – 6 предложение 1 абзаца;

2 вариант – 3 предложение 2 абзаца.

2. Разбери слова по составу:

услышишь, покачиваются, спешила.

3. Распредели глаголы в 2 столбика по спряжениям:

гнать, рисовать, брить, рубить, колоть, смотреть, дружить, зеленеть, дышать, зависеть.

Контрольный диктант №4 по теме

«Предложения с однородными членами»

Ёлка.

Было ясное морозное утро. Мороз запушил деревья снежком. Они стоят словно в сказке. Окна домов покрылись слоем снежных листьев и цветов.

В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки оттаяли, распушились. В доме приятно запахло пушистой хвоей.

Ребята стали наряжать лесную красавицу. На ёлке появились хлопушки, гирлянды, бусы, бумажные длинные цепочки. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветилась огнями.

Грамматические задания:

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

1 вариант – 2 предложение 3 абзаца;

2 вариант – 4 предложение 1 абзаца.

2. Разбери слова по составу:

1 вариант – морозное, распушились, хлопушки, веточки, внесли.

2 вариант – лесную, засветилась, верхушка, цепочки, запахло.

Контрольный диктант №5 по теме

«Склонение разных частей речи»

О снегире.

Вместе со снегом в нашей местности появилось зимние гости — снегири. Летом птицы живут на севере. Их можно увидеть на лесной опушке, в парке, на березе около дома.

Снегиря узнают по черной шапочке и по яркой грудке. Часами может сидеть снегирь на рябине.

Словно яблоки, круглые, пушистые, красные сидят опоры на ветках яблони.

Весной снегири устраивают жилье в чаще леса. Гнездо прячут в густой зелени ели. Пища снегиря — рябина, семена деревьев.

Грамматические задания:

1. Распредели слова в 3 столбика по склонениям:

метель, картина, дедушка, конь, поле, ночь, луч, одеяло, Соня, тетрадь, пустыня, сладость.

2.Укажи падеж существительного:

живут на севере – …

появились со снегом – …

увидеть около дома – …

поговорю с ним – …

подошёл к ней – …

красивую ёлочку – …

сидят птицы – …

Контрольный диктант №6 по теме

«Правописание падежных окончаний имён существительных»

Удача.

Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.

Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!

Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба. Зверькам пригодится!

Грамматические задания:

Укажи падеж существительного во втором и третьем абзацах текста.

Контрольный диктант №7 по теме

«Правописание окончаний имён прилагательных»

Медвежонок.

Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке. Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи зелени выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный. Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал.

Грамматические задания:

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

1 вариант – 1 предложение;

2 вариант – 4 предложение.

2. Разбери слова по составу:

1 вариант – аппетитный, кисленьким, сочного.

2 вариант – вкусный, толстенького, лесным.

Контрольный диктант №8 по теме

«Изменение и правописание частей речи»

Тополя.

От станции до посёлка более километра. Дорога была на редкость прямой. По обе стороны её росли стройные тополя. Они украшали местность, радовали глаз. Мне рассказали удивительную историю о них.

Мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из веточки может вырасти дерево. Он об этом сообщил другу. Ранней весной обрезали тополя. Мальчики собрали все веточки. Ранним утром и поздним вечером ребята бежали на дорогу. Они высаживали свои тополя, ухаживали за молодыми деревцами.

Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумела на дороге. Как много могут сделать настойчивые руки!

Грамматические задания:

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

1 вариант – 11 предложение;

2 вариант – 12 предложение.

2. Выполни морфологический разбор:

1 вариант – о тополях.

2 вариант – за деревцами.

Промежуточная аттестация (диктант с грамматическими заданиями)

Белки.

У старой ветвистой ели резвятся веселые белочки. Рады они теплому солнцу и молодой зелени. Зверьки сменили к весне свои пушистые серые шубки. Всю долгую зиму жили белки в еловом лесу, скрывались в густой чаще. С елки на елку носились белочки по лесу, грызли тяжелые смолистые шишки.

Много забот будет летом у белочки. Нужно выкормить маленьких бельчат, сделать запасы орехов. В голодные годы белка пускается в далекие и опасные путешествия. Смело она переплывает широкие реки, перебегает открытые поля, забегает в города. Миролюбивые белки не делают вреда. Радостно смотреть на белок в лесу.

Грамматические задания:

1. Синтаксический разбор:

1 вариант: 1 предложение.

2 вариант: 3 предложение.

2. Разбери слова по составу:

1 вариант: ветвистой, грызли, выкормить, белочки.

2 вариант: сменили, смолистые,смотреть, пушистые.

Контрольное списывание №1

Листопаднички.

1. Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как учатся летать долговязые журавлята.

— Вот бы мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

— Не говори глупости! — строго ответила старая Зайчиха. — Разве зайцам полагается летать?

2. Пришла поздняя осень стало в лесу скучно и холодно стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны кружат над болотом журавли прощаются они на всю зиму с милой зелёной родиной слышится зайчатам будто это с ними прощаются журавли:

— Прощайте, прощайте, бедные листопаднички.

(По И. С. Соколову-Микитову)

1) Проверь свою графическую зоркость: спиши первую часть текста без список и ошибок.

2) Запиши вторую часть текста, выделяя границы каждого предложения и ставя знаки препинания.

Контрольное списывание №2

Берёзкины слёзки.

Ходили мы с дедушкой по лесу, устали и сели отдохнуть.

Вдруг мне прямо на лоб: кап-кап-кап… Уж не дождик ли? Вскочил я, поднял глаза кверху, а у берёзы кто- то сучок обломил. Вот оттуда, из ранки, и капало.

Подставили мы с дедушкой под капель ладони и стали берёзовый сок собирать. Попробовал я его на язык, а он сладковатый и пахнет сырой землёй.

«Сок — берёзкины слёзы», — сказал дедушка. Он порылся в карманах, достал верёвку и перевязал сучок. Берёзка сразу успокоилась, перестала плакать. А к вечеру мы пришли и замазали рану глиной. Пусть берёзка живёт долго-долго. (А Барков)

Контрольное списывание №3

Дуб-богатырь.

В русских лесах нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. В народных русских сказках и былинах недаром поминался дуб — богатырь.

Крепок и объёмен ствол старого дуба. В вершинах развесистых дубов вьют гнёзда птицы. При сильных ветрах грозно шумит зелёная вершина. Весной позже других деревьев распускаются на дубах почки. Люди давно приметили, что в это время обычно дует холодный северный ветер.

Дуб – теплолюбивое и светлолюбивое дерево. Несмотря на свою силу, дуб – дерево нежное, боится крепких морозов. Дуб растёт очень медленно. Учёные – лесоводы утверждают, что некоторые дубы живут до тысячи лет. Нужна не одна человеческая жизнь, чтобы вырос настоящий дуб – богатырь.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

Словарный диктант №1

Скворечник, скучно, подсвечник, счастье, конечно, счёт, модель, дельфин, воскресенье, юбилей, кристалл, стадион, грипп, фанера, шинель.

Словарный диктант №2

Благодарить, шёл, до свидания, спасибо, пожалуйста, калач, юбилей, дельфин, воскресенье, кристалл, металл, грипп, стадион, счастье, счёт.

Словарный диктант №3

Город, деревня, адрес, Россия, Отечество, улица, район, телеграмма, квартира, комната, километр, хозяин, хозяйство, завод, предприятие.

Словарный диктант №4

Гирлянда, серпантин, мишура, конфетти, сверкать, чемодан, корзина, изморось, изморозь, кристалл, календарь, забава, погода, иней.

Словарный диктант №5

Вдалеке, вскоре, сначала, вмиг, вверху, сзади, вперёд, весело, скучно, конечно, слева, однажды, вдруг, издалека, вблизи, здесь.

Словарный диктант №6

Квартира, обаяние, пассажир, матч, овощ, кроссворд, карнавал, мужчина, лимон, металл, неделя, одежда, перрон, налево, помидор.

Словарный диктант №7

Сейчас, облако, синица, помощник, насекомое, праздничный, огород, сиреневый, правильно, серебряный, оранжевый, почерк, наоборот, навсегда, потому что.

Словарный диктант №8

Искусство, картина, мужчина, галерея, абрикос, завтрак, длина, женщина, здравствуйте, костюм, до свидания, лестница, малина, ветер, аппетит.

Словарный диктант №9

Хобби, сзади, троллейбус, эскалатор, счёт, сумма, расстояние, хоккей, ссора, территория, суббота, шоссе, терраса, телеграмма, экскаватор.

Оценка письменных работ по русскому языку

Вид работы

2 класс

3 класс

4 класс

Диктант

«5» — без ошибок и соблюдение правил каллиграфии (допускается 1 негрубая ошибка)

«4»

1-2 орфографич. ошибки + 1 исправление; или

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; или

1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки.

«3»

3-5 орфографич. ошибок + 1-2 пунктуационные; или

2 орфографич. + 3-4 исправления

«2» — более 5 ошибок

«5» — без ошибок и соблюдение правил каллиграфии (допускается 1 негрубая ошибка)

«4»

1-2 орфографич. ошибки + 1 исправление; или

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; или

1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки.

«3»

3-5 орфографич. ошибок + 1-2 пунктуационные; или

2 орфографич. + 3-4 исправления

«2» — более 5 ошибок

«5» — без ошибок и соблюдение правил каллиграфии (допускается 1 негрубая ошибка)

«4»

1-2 орфографич. ошибки + 1 исправление; или

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; или

1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки.

«3»

3-5 орфографич. ошибок + 1-2 пунктуационные; или

2 орфографич. + 3-4 исправления

«2» — более 5 ошибок

Оценки за задание

«5» — без ошибок

«4» — если выполнено не менее ¾ заданий

«3» — если выполнено не менее ½ заданий

«2» — если выполнено менее ½ заданий

«5» — без ошибок

«4» — если выполнено не менее ¾ заданий

«3» — если выполнено не менее ½ заданий

«2» — если выполнено менее ½ заданий

«5» — без ошибок

«4» — если выполнено не менее ¾ заданий

«3» — если выполнено не менее ½ заданий

«2» — если выполнено менее ½ заданий

Оценки при списывании

«5» — без ошибок

«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление

«3» — 3 ошибка + 1 исправление

« 2» — 4 ошибки

«5» — без ошибок

«4» — 1 ошибка + 1 исправление

«3» — 2 ошибки + 1 исправление

«2» — 3 ошибки

«5» — без ошибок

«4» — 1 ошибка + 1 исправление

«3» — 2 ошибки + 1 исправление, или 1 ошибка + 3 исправления

«2» — 3 ошибки

Словарный диктант

8-10 слов

«5» — без ошибок

«4» — 1 ошибка + 1 исправление

«3» — 2 ошибки + 1 исправление

«2» — 3 и более ошибок

10-12 слов

«5» — без ошибок

«4» — 1 ошибка + 1 исправление

«3» — 2 ошибки + 1 исправление

«2» — 3-5 ошибок

12-15 слов

«5» — без ошибок

«4» — 1 ошибка + 1 исправление

«3» — 2 ошибки + 1 исправление

«2» — 3-5 ошибок

Изложения

Критерии оценки содержания и речевого оформления

Оценка «5» ставится:

за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы;

отсутствие фактических ошибок;

богатство словаря;

правильное речевое оформление;

допускается не более 1 речевой неточности.

Оценка «4» ставится:

правильно, достаточно полно передан авторский текст (изложение); раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложений мыслей, отдельные фактические и речевые неточности;

допускается не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста.

Оценка «3» ставится:

в работе допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонения от темы;

в главном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложений мыслей, в построении 2-3 предложений;

беден словарь, имеются речевые неточности;

допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста.

Оценка «2» ставится:

работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), либо совсем не передан авторский текст (изложение), не раскрыта тема;

допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей;

во всех частях работы отсутствие связи между ними, крайне беден словарь;

в целом в работе допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.

Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как и при оценке диктанта.

Ошибками в диктанте следует считать:

нарушение правил орфографии при написании слов;

пропуск и искажение букв;

замена слов;

отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

неправильное написание словарных слов;

ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.

За ошибку в диктанте не следует считать:

ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

два исправления;

две пунктуационные ошибки;

повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

повторение одной и той же буквы в слове;

недописанное слово;

перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/33110-ocenochnye-i-metodicheskie-materialy-po-russk

Предмет, класс, ОС

Русский язык, 4 класс, ОС Планета знаний

Учитель

Карпова Н.П.

Тема урока

Осложнённое списывание с дополнительным заданием.

Тип урока

Контроль, оценка и коррекция знаний

Цель урока:

Создать условия для проверки знаний обучающихся.

Планируемые результаты

Предметные результаты

— научатся составлять текст из предложений, употреблять глаголы в прошедшем времени

Метапредметные результаты

РегулятивныеУУД

— учить принимать и сохранять учебную задачу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные УУД

— произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;

— ориентироваться в своей системе знаний; списывать текст; знать изученные орфограммы;

Коммуникативные УУД

— использовать речь для регуляции своего действия; слушать и понимать речь учителя.

Личностные

— осознавать задачи изучения предмета в целях общения

ТК

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

Постановка учебной задачи

Работа с учебником (с.90, упр.3)

— Отгадайте загадку:

— Косолапый и мохнатый,

Греет он в берлоге лапы.

Летом любит погулять

И зверушек охранять.

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

— Что вы знаете об этом животном?

— Какое это слово? Написание каких букв надо запомнить?

— Составьте с данным словом предложение.

— Сегодня на уроке вы будете списывать текст.

Читает текст.

— Что произошло с текстом?

— Что ещё нужно исправить в тексте?

Слушают, отгадывают загадку

Медведь

— Словарное, медведь

Нет последовательности в изложении.

— Употребить глаголы в прошедшем времени.

Коммуникативные УУД

-умение слушать и понимать речь других

Изучение нового материала.

Составление текста и списывание

— Обсудим и составим из предложений текст.

— А теперь запишите составленный текст, не забывая употреблять глаголы в прошедшем времени.

Памятка-алгоритм

Прочитайте внимательно предложение.

Спишите предложение, диктуя себе по слогам.

Проверьте предложение.

Обсуждают и составляют текст.

Записывают.

Коммуникативные УУД

-уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД:

-общеучебные: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-логические: анализ, синтез, выбор частей в логической взаимосвязи.

3. Грамматическое задание

— Выделите приставки, подчеркните орфограммы в глагольных формах прошедшего времени

Выполняют задания

Регулятивные УУД

— планирование своей деятельности

— прогнозирование поиска информации

Познавательные УУД

— самостоятельное выстраивание алгоритма решения учебной задачи

Коммуникативные УУД

— умение выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

-прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Регулятивные УУД.

-оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятел-ти

4.Домашнее задание

Организует обсуждение д/з (р/т, с.38-39)

Записывают д/з, задают уточняющие вопросы.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какая перед нами стояла задача на уроке?

Мы с ней справились?

Какие были трудности?

Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии, оценивают свою деятельность на уроке.

Приложение

Карточки для работы в группах

1 группа

Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите

Разговаривать громко- кричать

дать ответ —

покрыть краской —

лить слёзы —

сделать подарок —

сделать проверку —

2 группа

Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите

Сделать подарок- подарить

сделать покупку-

одержать победу-

резать пилой-

оказывать помощь-

давать корм —

3 группа

Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме

Следите за вопросом!

Держать язык за зубами —

Зарубить на носу —

Повесить нос —

Слова для справок: радовался, похвалить, запомнили, грустил, голодал, молчал, обманывали, кричали, наказал

5 группа

«Замени одним словом». (Нужно заменить каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме).

Есть вечером-

Становиться зелёным-

Находиться в действии-

Уничтожаться огнём-

Испытывать желание-

4 группа

Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме

Следите за вопросом!

Показать, где раки зимуют —

Пускать пыль в глаза —

Слова для справок: радовался, похвалить, запомнили, грустил, голодал, молчал, обманывали, кричали, наказал

6 группа

Образуйте глаголы неопределенной формы от других частей речи:

От имени существительного:

бритва — брить

коса -……..

пила -……..

свет -…….

чтение -……

смех -…….

Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

На уроке использовались методы и приёмы , направленные на формирование УУД

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Такличностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках работы при затрагивании вопросов отношения к книге

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, словаря и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

РегулятивныеУУД формируются на этапах деления на группы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

И, конечно, коммуникативныеУУД — речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах .Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах.

На уроке проведена рефлексияучебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/288360-tehnologicheskaja-karta-uroka-russkogo-jazyka

Подробное описание

Введение

Предлагаемое пособие представляет собой технологические карты уроков по русскому языку для 4 класса, составленные в соответствии с учебно-методическим комплектом «Планета знаний»:

1. Желтовская, Л. Я. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : Дрофа ; Астрель, 2018.

2. Желтовская, Л. Я. Русский язык. 4 класс : рабочая тетрадь : пособие для обучающихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : Дрофа ; Астрель, 2017.

3. Желтовская, Л. Я. Русский язык: Контрольные и диагностические работы: 4 класс : к учебнику Л. Я. Жел-товской, О. Б. Калининой «Русский язык» / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : Дрофа ; Астрель, 2018.

Технологические карты, представленные в пособии, отражают реальный ход урока. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Для каждого урока формулируются тема и педагогические задачи, в которых находят отражение вопросы, связанные не только с изучением нового материала, но и с закреплением изученного ранее. Указаны планируемые результаты каждого урока: предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные действия.

Проведение организационного момента определяет психологический настрой урока. Данный этап необходимо проводить на каждом уроке для формирования регулятивных универсальных учебных действий (эмоциональная, мотивационная готовность к уроку). Учитель может по своему усмотрению добавлять различные элементы для организационного начала урока и мотивирования обучающихся к учебной деятельности. В пособии представлены нетрадиционные элементы начала урока, введение в тему: эпиграфы и девизы, высказывания выдающихся людей, пословицы и поговорки, относящиеся к теме занятия.

В целях развития логического мышления и внимания обучающихся и активизации знаний по материалу, который будет необходим в работе по теме урока, в пособие включены стихотворения, загадки, кроссворды. Данные задания учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя предложенные идеи в собственной педагогической практике, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовки учеников по русскому языку.

В структуру каждого урока включен этап изучения словарного слова (слова с непроверяемой орфограммой). Работа по изучению и запоминанию написания словарного слова ведется в нескольких направлениях:

1. Объяснение лексического значения слова с помощью словаря или иллюстрации.

2. Сообщение – этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Такое обращение к истории слова часто позволяет объяснить его современное написание.

3. Подбор однокоренных слов, позволяющий провести наблюдение за единообразным написанием в них корня.

4. Подбор синонимов, антонимов, фразеологизмов и пословиц с изучаемым словарным словом.

Для формирования навыка графически правильного, четкого и быстрого письма на каждом уроке проводится минутка чистописания. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников; аккуратности, сосредоточенности, старательному отношению к выполнению любой работы. Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. Предполагаются самостоятельное определение и формулирование обучающимися темы минутки чистописания и составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов.

В целях осуществления профилактики и ориентации на здоровый образ жизни педагогу необходимо самостоятельно предусмотреть проведение физкультминуток и пальчиковых разминок на каждом уроке для снятия утомляемости, обеспечить условия для активного отдыха и повышения умственной работоспособности.

В пособии предложены тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием, проверочные работы, тесты, а также карточки дифференцированного характера для проверки уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков обучающихся.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии, в ходе которого ученики могут сформулировать результаты занятия, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Ученикам предлагается провести рефлексию своего настроения и эмоционального состояния, деятельности и содержания учебного материала.

Педагог может использовать предлагаемые сценарии уроков полностью либо частично, встраивая представленный в пособии материал в собственный план урока. Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить для учителя как подготовку к уроку, так и деятельность на уроке. Предложено все необходимое для организации учебного процесса: подробные сценарии, минутки чистописания, организационные моменты и т. д.

Урок русского родного языка в 4 классе

Тема урока: «Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи»

Цель: знакомство с историей возникновения и фунцией знаков препинания, их ролью в речи, совершенствование навыков правильного пунктационного оформления текста.

Задачи:

-познакомить учащихся с историей возникновения знаков препинания;

-систематизировать знания учащихся о знаках препинания;

-формировать умение правильно использовать знаки.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учитель: Барабанова Тамара Владимировна

Планируемые результаты:

Личностные:

-развиватьучебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

— формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности.

Регулятивные:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

— строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение,включающее установление причинно­ следственных связей.

Коммуникативные:

— контролировать действия партнёра;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

— развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

— осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные:

— обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.

Дидактические средства: учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др., карточки с заданиями для групповой работы, презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

— Здравствуйте ребята, садитесь!

— Проверьте, все ли готово к уроку?

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

— Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)

— Что необходимо для успешной работы на уроке?

— Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

Подготовка класса к работе.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. готовность к уроку.

Актуализация знаний

Цель:актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, зафиксировать необходимость введения нового правила.

У.Вспомните, что вы знаете о знаках препинания с уроков русского языка?

У.Для чего они служат в речи?

На слайде записаны предложения. Прочитайте.

Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами.

У. Легко ли понять этот текст? Почему? Расставим знаки.

— Какие предложения по цели высказывания перед вами? А по интонации? Прочитайте.

У. Легко ли понять текст, когда рассталены знаки?

— Какую роль они играют в речи?

Дети отвечают.

Д. Знаки препинания делают нашу речь понятной, яркой, выразительной.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Постановка учебной задачи

Цель:создать условия дляопределения учащимися темы урока.

Послушайте четверостишие. Предположите тему урока.

Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения.

— О чем идет речь в четверостишии?

У.Что это за неприметные значки?

У.Почему они требуют почтения?

У.Знакипрепинания очень важны в устной и письменной речи. А знаете ли вы историю их возникновения?

У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?

Тема нашего урока: Как и когда возникли знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи

Д. В четверостишии говорится о знаках препинания.

Д.Точка, запятая, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, двоеточие.

Д. Нет.

Д. О знаках препинания.

Д. Сообщают примерную тему урока. Учитель корректирует тему урока и сообщает учащимся.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Регулятивные:уметь формулировать тему и цель урока.

Изучение нового материала

Цель:

создание условий для усвоения нового материала с опрой на имеющиеся знания.

У. Из истории знаков препинания. (Слайд)

 Прочитайте строки писателя о знаках препинания:

«Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский

У.Сегодня нам трудно представить, что когда – то книги печатались без знаков препинания. Мы уже настолько привыкли к ним, что уже просто не замечаем и практически не задумываемся над тем, как и когда они появились, кто их создал.

У. Вот и раньше, ребята, книги печатались без этих маленьких значков. Посмотрите, как выглядели древние тексты. На слайде:

ЯСЕГОДНЯСБИЛАСЬСНОГУМЕНЯПРОПАЛЩЕНОК

У. Кроме этого во многих языках писали без гласных букв. Посмотрите, как бы выглядело это предложение в таком случае. См. на слайд.

СГДНСБЛСЬСНГМНПРПЛЩНК

У. Ребята, тяжело читать такие тексты?

У. Затем слова в тексте стали делить небольшой точкой в центре. Посмотрите на слайд.

Теперь возможно прочитать?

Я∙СЕГОДНЯ∙СБИЛАСЬ∙С∙НОГ∙У∙МЕНЯ∙ПРОПАЛ∙ЩЕНОК∙ Потом появился небольшой пробел

Я СЕГОДНЯ СБИЛАСЬ С НОГ У МЕНЯ ПРОПАЛ ЩЕНОК

У. И вот появилась точка. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. „ТОЧКА (ткнуть) , значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

       И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся.

У.Всего в русском языке 10 знаков препинания. Давайте их назовем.

Д. Читают.

Д.Трудно. Нет знаков препинания.

Дети читают, обращая внимание на знак в конце предложения.

Дети смотрят на слайд, пробуют читать.

Д. Да.

Дети называют, учитель вывешивает на доске.

Познавательные:развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Регулятивные:оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Закрепление изученного материала

Цель:проверить навык усвоения новых знаний через различные виды работ.

1. Работа с учебником «Русский родной язык»

У. Откройте учебник стр. 68 упр. 1. Прочитайте упражнение.

У. Почему раньше учение о знаках препинания называлось учением о силе точек?

Какой знак препинания в русской письменности является самым древним? Приведите два доказательства из текста для подтверждения своего ответа.

Дети открывают. Читают задание в упражнении. Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль

Регулятивные:планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:применять правила делового сотрудничества.

ФИЗМИНУТКА

Мы сейчас покажем точку: (сделать глубокий вдох,
Раз, два, три – надули щёчки! задержать дыхание на счёт 1-2-3)
Дружно прыгнули на строчки – (прыжки на двух ногах 5-6 раз)
Вот и показали точку!

Спинку все согнули так, (наклоны вперед 4-5 раз)
Знак вопроса – нужный знак! (медленная ходьба, высоко
Он идёт, как старый дед поднимая ноги)
Ста пятидесяти лет!

Дети выполняют упражнения.

Работа в тетради.

2. Работа в тетради.

— Выпишите из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка.

Как раньше назывались вопросительный и восклицательный знаки? Почему?

Точка, двоеточие, многоточие. Корень –точ.

Вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления.

Самостоятельная работа.

1. Самостоятельная работа. Упр. 2 стр. 70 (1 часть).

Взаимопроверка. Сравнение с образцом.

У.Зачем нужны точки в этих текстах?

В 16 веке учение о знаках препинания называлось учение «О силе точек» или «Точечном разуме».

Выполняют задание по учебнику, осуществляют взаимопроверку в парах, сравнивают с образцом, отвечают на вопросы в упражнении.

2. Работа в группах

Стр. 70-73

а) Чтение информации о значении термина «Знаки препинания».

б) Упр. 3 стр. 71

в) Проверка выполнения задания.

Дети делятся на малые группы (4-5 человек).

Изучают информацию по учебнику.

Выполняют задание, Заполняют таблицу на карточке для групповой работы, отвечают на вопросы.

Представитель от группы отчитывается о выполнении упражнения.

3. Самостоятельная работа. Упр. 5 стр. 72. Тест.

Проверка на слайде.

Самопроверка на слайде.

Самооценка.

Расширение представлений о роли знаков препинания.

А) У.Прочтите, как сможете.

Казнить нельзя помиловать.

У. Посмотрите, ребята, как поступил Виктор Перестукин, чтобы спасти свою жизнь.

Просмотр отрывка из мультфильма

«В стране невыученных уроков» — Приговор Виктора Перестукина. (25,6 МБ продолжительность 00:01:19)

В стране невыученных уроков http://teramult.org.ua/mult/1969_su_v.strane.nevyuchennyx.urokov

У. Чему учит нас этот фрагмент?

У.В каком ещё произведении мы встречались с этой фразой?

Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

12 месяцев http://teramult.org.ua/mult/1980_jp_12.mesjacev

У.Как в этой сказке принцесса решила судьбу человека? Чему он нас учит?

Б) Продолжение работы

Учить нельзя забыть.

Уходить домой нельзя есть мороженое.

Смотреть телевизор хватит учить уроки.

Д. Этот фрагмент учит нас рассуждать, быть внимательными. От неправильной постановки запятой может зависеть жизнь человека.

Д.В сказке «Двенадцать месяцев»

Д. Ответы детей.

Домашнее задание.

Упр. 2 (2 часть) стр. 70

Слушают объяснение учителя.

Регулятивные:умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы.

Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности.

У. Что нового узнал на уроке? Зачем нужны знаки препинания? Можно ли без них обойтись?

-Напишите синквейн о любом знаке препинания.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. Д. Сегодня на уроке я узнал….

Мне было интересно узнать….

Я понял, что…

Личностные: способность к самооценке. Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные:проявлять активность в деятельности.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/403199-tehnologicheskaja-karta-uroka-rodnogo-russkog