В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24. 1998 года «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. Подтверждения отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов, и типовая форма паспорта отходов I — IV классов опасности утверждены Приказом Минприроды России от 08. 2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I – IV классов опасности».
Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов I – IV классов опасности, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации норм об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах и по результатам количественных химических анализов, выполняемых аккредитованной лабораторией.
Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.
Установление класса опасности вида отходов определяется на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее — ФККО) и банке данных об отходах (далее — БДО).
Срок действия паспорта отхода – бессрочно.
Класс опасности отходов V класса опасности должны подтверждаться протоколами биотестирования, выполненными аккредитованной лабораторией.
Нормативная база
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления»
- Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности»
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 (ред. от 04.10.2021) «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»
- Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»
Специалисты ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» имеют большой опыт по разработке паспортов отходов I — IV классов опасности в соответствии с новыми правилами, подтверждение протоколами КХА выполняется силами собственной аккредитованной лабораторией.
Стоимость разработки паспорта отхода
Наименования услугиЦенаСроки выполненияПаспорт опасных отходов I — IV классов опасностиот 3000 р. порядка двух недель в зависимости от способа определения компонентного состава отходов
Ответственность за не исполнение
- Ответственность за неисполнение обязательства по разработке паспорта опасного отхода предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, в том числе:наложение штрафов на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;наложение штрафов на индивидуальных предпринимателей – от 40 000 до 60 000 рублей;наложение штрафов на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.
- наложение штрафов на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;
- наложение штрафов на индивидуальных предпринимателей – от 40 000 до 60 000 рублей;
- наложение штрафов на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.
Журнал движения отходов
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24. 1998 года «Об отходах производства и потребления» хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 1028 от 08. 2020 года.
Учет в области обращения с отходами ведется по каждому объекту негативного воздействия на окружающую среду и/или по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.
Учету подлежат все виды отходов I — V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 1028 от 08. 2020 года «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» установлены формы и правила ведения таблиц «Журнала движения отходов», по которым ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В срок до 25 января года хозяйствующие субъекты должны обобщить данные учета отходов по итогам очередного календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учетным.
В случае ведения учета в электронном виде обобщённые данные учета по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель и заверяются подписью должностного лица, ответственного за ведение учета в области обращения с отходами
Хозяйствующие субъекты обязаны в течение 5 лет обеспечивать хранение в электронном и (или) бумажном виде:
— обобщенных данных учета в области обращения с отходами по итогам календарного года, с момента их формирования;
— документов, подтверждающих достоверность этих данных.
С 15. 2021 Журнал движения отходов является необходимым приложением к Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Специалисты ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в краткие сроки подготовят Журнал движения отходов для Вашей организации, при необходимости исправят замечания органов надзора.
Ответственность за неисполнение обязательства по ведению учета в области обращения с отходами предусмотрена статьей 8. 2 КоАП РФ, в том числе:
- наложение штрафов на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;
- наложение штрафов на индивидуальных предпринимателей – от 40 000 до 60 000 рублей;
- наложение штрафов на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 1026 от 8 декабря 2020 года утвержден «Порядок паспортизации и типовые формы паспортов отходов I-IV классов опасности» (далее – Приказ). Согласно положений Приказа паспорт отходов I — IV классов опасности (далее — паспорт отходов) является документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе. Утвержденный Порядок не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства). Паспортизация отходов I — IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности. Установление соответствия отходов виду отходов, включенному в Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах. При этом, документы, на основании которых установлено соответствие отходов I — IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов. Законодателем определено, что паспорта отходов, включенных в ФККО, действуют бессрочно, внесение изменений в паспорта отходов не допускается. Рассмотренный Приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Владимирская природоохранная прокуратура
Выбор темы
Обычная версия
Черно-белая версия
Бело-черная версия
Зелено-коричневая версия
Синяя версия
Отключение картинок
Обычный шрифт
Увеличенный шрифт 1. 5
Увеличенный шрифт 2
Интервал между буквами (кернинг)
Обычный
Большой
Очень большой
С 01. 2021 вступили в силу два Приказа Минприроды России — о порядке паспортизации отходов I–IV классов опасности (с новыми формами паспортов отходов) и о порядке подтверждения отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности. В статье рассмотрим, что изменилось в связи с принятием данных Приказов.
В рамках «регуляторной гильотины» обновлены порядок паспортизации отходов I–IV классов опасности (вместе с формами паспортов отходов), а также порядок подтверждения отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности:
Что изменилось в связи с принятием данных Приказов Минприроды России?
Паспортизация отходов
Основное, на что необходимо обратить внимание: ранее была утверждена только форма паспорта для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). Для отходов, не включенных в ФККО, паспорт не предусматривался; индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны были подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Минприроды России, для их включения в ФККО. И только после включения отхода в ФККО составлялся паспорт по утвержденной форме.
Теперь же Минприроды России утверждены две формы паспортов:
• для отходов, включенных в ФККО;
• для отходов, не включенных в ФККО.
Новые формы паспортов отходов, включенных в ФККО и не включенных в ФККО, фактически не отличаются друг от друга, за исключением того, что в первой указывается код вида отходов по ФККО, а во второй, соответственно, нет.
Паспорт на отход, не включенный в ФККО, составляется не сразу после появления такого отхода, а не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данного отхода к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора.
Впоследствии о включении соответствующего вида отходов в ФККО индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней с момента включения, и тогда в течение 30 календарных дней с указанной даты он переоформляет паспорт отхода, не включенного в ФККО, на паспорт отхода, включенного в ФККО.
Новый порядок паспортизации отходов предусматривает возможность переоформления паспорта, раньше такой возможности не было.
Отметим, что это очень правильная и полезная новация, поскольку ранее в таких случаях приходилось вновь выполнять паспортизацию в полном объеме, что требовало дополнительных финансовых затрат.
Следующий момент, на который необходимо обратить внимание.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2021.
Одной из часто обсуждаемых тем в области обращения с отходами является паспортизация отходов. Давайте разберемся, для чего нужен паспорт отходов, каковы правовые основания для его разработки и какие проблемы могут возникнуть при подготовке материалов паспортизации.
ЧТО ТАКОЕ ПАСПОРТ ОТХОДОВ И ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН?
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ паспорт отходов — это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Утвержденный паспорт отходов I–IV классов опасности служит основой для определения безопасного с точки зрения охраны окружающей среды и здоровья человека способа обращения с отходами.
Сведения, которые содержатся в паспорте, могут быть использованы хозяйствующим субъектом:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:
•хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком
более чем 11 месяцев
в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
•накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем
Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
Передача отходов I–IV классов опасности сторонним организациям также должна осуществляться при наличии паспорта.
Как показывает практика, незнание компонентного состава, опасных свойств, агрегатного состояния и физической формы отхода может стать причиной возникновения чрезвычайных ситуаций (например, неправильно организованное транспортирование отхода может привести к его возгоранию в процессе движения транспортного средства).
В связи с этим большое внимание при проведении паспортизации должно быть уделено достоверности информации, приведенной в паспорте.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА ОТХОДОВ
Паспорт отходов I–IV классов опасности составляется на основании:
- ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ;
- Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности» (далее — Постановление № 712).
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ и п. 2 Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утвержденных Постановлением № 712 (далее — Правила проведения паспортизации), требования данных нормативных правовых актов не распространяются на отношения в области обращения:
- с радиоактивными отходами;
- биологическими отходами;
- медицинскими отходами;
- веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства);
- выбросами вредных веществ в атмосферу;
- сбросами вредных веществ в водные объекты.
Класс опасности вида отхода устанавливается:
Документом, подтверждающим отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, является копия письма территориального органа Росприроднадзора либо о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО-2014 и БДО, и его конкретному классу опасности, либо о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО-2014 и БДО с присвоением соответствующего кода и наименования.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются (в уведомительном порядке!) в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Паспорт отходов действует бессрочно, при этом внесение изменений в паспорт не допускается.
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОТХОДОВ
К сожалению, в Правилах проведения паспортизации приведен лишь общий порядок организации работы по паспортизации отходов. В связи с этим у хозяйствующих субъектов возникает множество вопросов по выполнению требований данных Правил. В целях разъяснения этих вопросов Минприроды России и Росприроднадзор опубликовали ряд писем, касающихся отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, порядка подтверждения классов опасности отходов, включенных в ФККО-2014, рассмотрения материалов паспортизации и предложений о включении отходов в ФККО-2014.
Приведем перечень разъяснительных писем Минприроды России и Росприроднадзора, которые касаются проведения паспортизации отходов:
•письмо Минприроды России от 17. 2014 № 05-12-44/5164;
•письмо Минприроды России от 30. 2014 № 05-12-44/16059;
•письмо Росприроднадзора от 08. 2014 № ВК-03-04-36/12086;
•письмо Росприроднадзора от 03. 2014 № ВК-03-04-36/13543 (далее — письмо № ВК-03-04-36/13543);
•письмо Минприроды России от 15. 2014 № 05-12-44/20925;
•письмо Росприроднадзора от 03. 2014 № АА-03-04-33/15339;
•письмо Минприроды России от 04. 2014 № 05-12-44/27813;
•письмо Росприроднадзора от 24. 2014 № АА-03-04-32/21113;
•письмо Минприроды России от 13. 2015 № 05-12-44/11312;
•письмо Росприроднадзора от 18. 2015 № АА-03-04-36/8203;
•письмо Росприроднадзора от 16. 2015 № АА-03-04-36/12324;
•письмо Росприроднадзора от 18. 2015 № АА-03-04-32/16765.
Итак, при проведении паспортизации отходов хозяйствующие субъекты могут столкнуться в том числе со следующими проблемами:
1) необходимость подтверждения компонентного состава всех отходов, включенных в ФККО-2014, в т. товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства;
2) необходимость определения свойств отхода;
3) отсутствие четких правил по определению соответствия образующегося вида отхода виду отхода, зарегистрированному в ФККО-2014;
4) отсутствие инструкции по заполнению типовой формы паспорта отходов.
Рассмотрим эти проблемы подробнее.
Проблема № 1
В Правилах проведения паспортизации и разъяснительных письмах не приводится информация об определении компонентного состава отходов, которые представлены товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, и включены в ФККО-2014. В связи с этим непонятно, нужно ли проводить лабораторные исследования компонентного состава всех образующихся на предприятии отходов.
Например, много вопросов связано с определением компонентного состава отработанной компьютерной техники. Отметим, что большинство из таких отходов включены в ФККО-2014 и имеют IV класс опасности:
•«Системный блок компьютера, утративший потребительские свойства» (48120101524);
•«Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства» (48120201524);
•«Клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства» (48120401524).
Территориальные органы Росприроднадзора требуют подтверждения компонентного состава каждой компьютерной мыши лабораторным методом! Стоимость же одного исследования по подтверждению компонентного состава составляет около 1000 руб. У огромного числа предприятий ежегодно образуются данные виды отходов. Представляете, сколько денег должно быть потрачено на подтверждение их компонентного состава?!
Перед включением отходов в ФККО-2014, в т. товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства, хозяйствующими субъектами проводятся работы по паспортизации отходов (включая исследования компонентного состава и установление класса опасности) и формулируются предложения о включении конкретного вида отходов в ФККО-2014. Затем специалисты ФБУ «ФЦАО» и Росприроднадзора рассматривают материалы паспортизации, после чего конкретные виды отходов Приказом Росприроднадзора включаются в ФККО-2014 с присвоением им соответствующих наименований и кодов. Так зачем остальным предприятиям проводить исследования компонентного состава одноименных видов товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства, если это уже было сделано не один раз?
Проблема № 2
В соответствии с п. 3 Правил проведения паспортизации паспорт отходов I–IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Возникает вопрос: какие свойства отходов должны быть определены при проведении паспортизации и с какой целью?
В соответствии с утратившим силу федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Минприроды России от 02. 2002 № 786 (в ред. от 30. 2003; далее — ФККО-2002), одиннадцатая и двенадцатая цифры 13-значного кода вида отходов использовались для кодирования опасных свойств и их комбинаций (0 — данные не установлены, 1 — токсичность (т), 2 — взрывоопасность (в), 3 — пожароопасность (п), 4 — высокая реакционная способность (р), 5 — содержание возбудителей инфекционных болезней (и), 6 — т + в, 7 — т + п, 8 — т + р, 9 — в + п, 10 — в + р, 11 — в + и, 12 — п + р, 13 — п + и, 14 — р + и, 15 — т + в + п, 16 — т + в + р, 17 — т + п + р, 18 — в + п + р, 19 — в + п + и, 20 — п + р + и, 21 — т + в + п + р, 22 — в + п + р + и, 99 — опасные свойства отсутствуют).
В кодах отходов, предусмотренных ФККО-2014, такая информация не отображается.
Напрасно, на наш взгляд, в законодательстве об отходах не уделяется должного внимания определению опасных свойств отхода. Ведь именно наличие опасных свойств является определяющим при организации мест сбора и накопления (хранения) отходов. Так, если отход токсичен, то место его накопления должно быть снабжено источниками приточно-вытяжной вентиляции; если обладает пожароопасными свойствами — он должен накапливаться вдали от возможных источников возгорания, а место накопления должно быть снабжено средствами пожаротушения и т.
Проблема № 3
При сравнительном анализе классификационных признаков отходов у хозяйствующих субъектов могут возникнуть вопросы, касающиеся сопоставления агрегатного состояния и физической формы отходов.
Так, например, сравним сведения об отработанных ртутных лампах, которые указаны в ФККО-2002 и ФККО-2014 (табл.
Проблема № 4
При отсутствии инструкции по заполнению паспорта отходов неизбежно возникают следующие вопросы:
Какие сведения должны быть отражены в строке «Составлен на» формы паспорта отходов, ведь кроме кода и наименования по ФККО-2014 там требуется указать еще и вид отхода?
Ответ на этот вопрос содержит письмо № ВК-03-04-36/13543 (выделено автором):
Извлечение
из письма № ВК-03-04-36/13543
Согласно пункту 7 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30. 2011 № 792 (далее — Порядок), для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Согласно пункту 9 Порядка конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности — в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Вид отходов отображается в ФККО следующим образом: код вида отходов, наименование вида отходов. Код вида отходов имеет 11-значную структуру.
Какие сведения должны отражаться в строке «агрегатное состояние и физическая форма» формы паспорта отходов, если в подстрочном тексте указаны варианты агрегатного состояния и физической формы отхода, которые применялись в ФККО 2002 и были, к сожалению, автоматически перенесены в ФККО-2014?
Но как быть, например, с уже упомянутым ранее отходом «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства», имеющим код 47110101521 (т. девятая и десятая цифры кода — 52)? Каковы агрегатное состояние и физическая форма этого отхода?
Опять-таки, ответ на этот вопрос можно найти в письме № ВК-03-04-36/135436:
Извлечение
из письма № ВК-03-04-36/135436
Так, в соответствии с проектом приказа девятый и десятый знаки 11-значного кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов в соответствии с кодификатором агрегатного состояния и физической формы.
Кодификатор агрегатного состояния и физической формы
Наши предложения
Каким образом можно избавиться от перечисленных проблем? На наш взгляд, следует:
– «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код 47110101521);
– «Системный блок компьютера, утративший потребительские свойства» (код 48120101524);
– «Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства» (код 48120201524);
– «Клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства» (код 48120401524) и т
Напоминаем, что в этом вопросе уже есть определенные подвижки: был принят Приказ Росприроднадзора от 13. 2015 № 810 «Об утверждении Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» (в ред. от 10. 2015; далее — Приказ № 810). В данном Приказе содержится в том числе информация (к сожалению, отнюдь не исчерпывающая) о компонентном составе уже упомянутых нами товаров, утративших свои потребительские свойства:
ПЕРЕЧЕНЬ
среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов
Компонентный состав отходов, приведенный в данном Перечне, не может служить для хозяйствующего субъекта подтверждением компонентного состава образующихся в результате его деятельности отходов. Приказ № 810 призван лишь упростить работу специалистам территориальных органов Росприроднадзора, принимающих решение о соответствии конкретного вида отхода, образующегося на предприятии, виду отхода, зарегистрированному в ФККО;
– «Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более» (код 91920401603);
– «Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %» (код 91920402604) и т
- утвердить единую форму подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды;
- разработать подробную инструкцию по заполнению паспорта отходов.
- I класс — чрезвычайно опасные отходы;
- II класс — высокоопасные отходы;
- III класс — умеренно опасные отходы;
- IV класс — малоопасные отходы;
- V класс — практически неопасные отходы.
Подробнее об этом см. : Никитина В. Экологические правила // Справочник эколога. 2015. № 9. 59–65 (прим. редакции).
– Никитина В. Обучение в области экологической безопасности // Справочник эколога. 2015. № 9. 68–79;
– Куликов И. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. 61–65;
– Дудникова А. Профессиональная подготовка в области экологической безопасности и обращения с отходами // Справочник эколога. 2015. № 12. 6–16 (прим. редакции).
- наименование вида отходов;
- происхождение (производство и технологический процесс);
- состав (наименования компонентов и их содержание в отходе);
- агрегатное состояние и физическая форма;
- класс опасности.
Следует отметить, что полная информация о компонентном составе отходов в процентном соотношении в БДО отсутствует, да и вообще компонентный состав представлен не для всех видов отходов.
О расчете класса опасности отхода см
- при подтверждении класса опасности отходов, включенных в ФККО-2014, руководствоваться Перечнем для принятия решения о подтверждении класса опасности отходов;
- в случае поступления материалов по подтверждению класса опасности отходов и полной идентификации отхода в соответствии с Перечнем самостоятельно принимать решения о правильности отнесения отходов к включенным в ФККО-2014 без направления материалов в ФБУ «ФЦАО»;
- до момента реализации автоматизированного сервиса для проведения проверки подтверждения класса опасности отхода самостоятельно, используя действующий функционал Модуля «ГКО», осуществлять выборку и проверку соответствия данных, содержащихся в поступивших заявках, параметрам, утвержденным Перечнем.
Более того, уже даже вышел Приказ Росприроднадзора от 10. 2015 № 894 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 13. 2015 № 810» , в соответствии с которым утвержденный Перечень был заменен новым.
Никитина, руководитель учреждения «Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности»
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12, 2015.
В декабре 2015 г. российский законодатель был как никогда щедр на сюрпризы. Так, незадолго до наступления нового года в Минюсте России были зарегистрированы Приказ Минприроды России от 04. 2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (далее — Приказ № 536) и Приказ Минприроды России от 05. 2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности» (далее — Приказ № 541). Что же означает для природопользователя принятие этих документов?
Таким образом, в соответствии со ст. 14 (в новой редакции) Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), не требуется.
ФККО утвержден Приказом Росприроднадзора от 18. 2014 № 445 (в ред. от 15. 2015).
Каталог ищите здесь:
На основании п. 7 Правил паспортизации индивидуальные предприниматели и юридические лица должны направить в территориальный орган Росприроднадзора копию паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отходов к конкретному классу опасности.
Таким образом, мы имеем дело с двумя процедурами:
1) отнесение вида отходов к конкретному классу опасности;
2) подтверждение отнесения вида отходов к конкретному классу опасности.
ОТНЕСЕНИЕ ВИДА ОТХОДОВ К КОНКРЕТНОМУ КЛАССУ ОПАСНОСТИ
На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно Порядку отнесения отходов к классу для их включения в ФККО.
Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов.
Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется путем сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО. Причем вид отходов признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков, к которым относятся:
- происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции);
- химический и (или) компонентный состав;
- агрегатное состояние и физическая форма.
Сложность заключается в том, что далеко не все отходы, включенные в ФККО, есть в БДО, в связи с чем соотнести химический и (или) компонентный состав можно не по всем отходам.
- Кто ведет государственный кадастр отходов 1 4 класса…
- Задания прошлых лет кубок гагарина информатика 4 класс
- План текста житие сергия радонежского для 4 класса в…
- В моем отчете для ортопеда 4 класса говорится, что…
- Презентация по самостоятельным и второстепенным…
- Сбор проблем математики четвертого класса