4 Класс
- img0

Составить рассказ по картинкам 4 класс русский язык упр

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Презентации»
Образование»

Сочинение
по серии картинок
Учебник Канакиной В. 4 класс часть 2 упр. 228

Слайды и текст этой презентации

  • Имя файла презентации:
    sochineniexApo-serii-kartinokxAuchebnik-kanakinoj-vpxA4-klass-chast-2-upr-228 .ppt
  • Тип файла презентации:
    ppt
  • Просмотрели:
    23

Вот какие местоимения и существительное следует поставить на пропущенных местах:

Я, Я, Лягушка, Вас, Я, Него, Вы, Я, Вы, Я.

Пример рассказа по рисунку к сказке «Лягушка-путешествен­ница» Гаршина:

Однажды на болото приземлилась стая уток. Они бродили по кочкам и отдыхали перед дальней дорогой.

В болоте том жила лягушка. Увидев уток она сперва спряталась. но потом поняла, что утки ее не съедят и тоже выбралась на кочку.

Лягушка спросила уток, куда те направляются, а утки рассказали ей про замечательный юг, где много комаров и очень тепло круглый год.

Лягушке тоже захотелось полететь а юг и она стала думать о том, как отправится в полет с утками.

Наконец она придумала следующее: утки должна были взять прутик, а лягушка уцепилась бы за него и на прутике полетела бы на юг.

Я думаю, что темой нашего будущего текста будет воспитание служебной собаки. А озаглавить его можно «Помощь пограничникам».

На первом рисунке мы видим, как дети находят щенка, на второй картинке они его дрессируют, а на последней третьей приводят на службу к пограничникам.

  • Неожиданная находка.
  • Занятия со щенком, дрессировка.
  • Алого приводят на заставу.

Егор и Света возвращались из школы и на дороге нашли бездомного щенка. Они взяли его к себе.

Когда Алый, так назвали пса, немного подрос и окреп, ребята стали его дрессировать. Особенно Егор старался, много времени проводил на площадке, обучая смышленого пса выполнению команд.

И вот настал день, когда Алый был полностью готов к пограничной службе. Ребята привели своего воспитанника на заставу. Командир с радостью взял пса на службу и поблагодарил ребят за работу.

Тема рисунков: вежливость.

Составим текст к первому рисунку.

Сергея учитель попросила принести учебники в класс. Маша не видела Сергея и резко открыла дверь. Учебники повалились на пол. Маша растерялась и сказала:

  • Извините, пожалуйста! Я сейчас помогу Вам собрать учебники.
  • Благодарю вас! Вы очень меня выручили.

Маша помогла Сергею собрать учебники и донести их до стола учителя.

Слова из 3 упражнения: Благодарю вас и Извините, пожалуйста!

Текст второй картинки:

Сергей ехал домой в автобусе и смотрел в окно. Вдруг он увидел Лидию Николаевну, учителя музыки. Сергей встал и освободил место учителю:

  • Добрый день. Садитесь, пожалуйста!
  • Спасибо.
  • Пожалуйста.

Сергей был рад, что пошел в школу, ведь теперь он знал, что взрослым надо уступать место в автобусе.

Слова из 3 упражнения: спасибо, пожалуйста, добрый день.

Рассмотрите рисунки. Определите их тему. Наблюдали ли вы какую-нибудь из этих ситуаций в жизни?

К первому рисунку:

Витя нёс все учебники и рабочие тетради за четвёртый класс. Мальчик уже протянул руку к двери, как вдруг она резко открылась. Учебники один за другим полетели на пол. — Ой! – сказала Маша. — Извини, пожалуйста. Я нечаянно. — Кто же так из класса выбегает?! – буркнул Витя. — Прости, пожалуйста, – повторила Маша и собрала учебники с пола. — Спасибо, – сказал Витя. — Всего хорошего! – весело крикнула Маша и убежала.

Ко второму рисунку:

Вася ехал в автобусе и смотрел в окно. На остановке вошла женщина с тяжёлой сумкой и встала около Васи. — Садитесь, пожалуйста, – уступил ей место Вася. — Благодарю, тебя, – ответила ему женщина. — До свидания! – сказал Вася, собираясь выходить. — Всего хорошего, джентльмен, – улыбнулась женщина.

1) Извини, пожалуйста. Прости, пожалуйста. Спасибо. Всего хорошего!

2) Пожалуйста. Благодарю. До свидания! Всего хорошего.

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В.

Ответы по русскому языку. 4 класс

Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 4, с

3 (86. 93%) от 150 голосующих

228. Рассмотрите рисунки.

О том, как дети вырастили собаку и подарили её пограничникам.

Заголовки: «Подарок пограничникам», «Юные помощники».

  • Продумайте содержание всего текста. Соотнесите содержание каждой части с рисунком.
  • Составьте план. Подберите слова для связи частей текста.

План:
1. Находка. Дрессировка Мухтара. Подарок пограничникам.

Однажды, возвращаясь со школы, Ваня и его сестра нашли пушистого, беззащитного, крошечного щеночка. Им стало его жалко. И они решили взять его к себе. Они дали ему кличку Мухтар.

Спустя некоторое время, когда пёсик подрос, Ваня решил его дрессировать. Мальчик учил Мухтара многим командам «Сидеть!», «Лежать», «Голос!», «Фас!», «Дай лапу!» и многим другим.

Через несколько лет брат и сестра решили сделать подарок пограничникам: отдали им своего Мухтара для того, чтобы он верно служил Родине.

Теперь дети очень скучают по Мухтару и вспоминают его каждый день. И наверное пёс тоже скучает по своим хозяевам.

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В.

Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 228, с. 108

3 (85. 31%) от 403 голосующих

Русский язык 2 класс
УМК «Школа России»

Развитие речи.

Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

Вастьянова Л

учитель начальных классов

МКОУ «Мамонтовская СОШ»

Мамонтовского района

Алтайского края

2018 год

19 октября. Сочинение.

Будем учиться писать сочинение по картинкам, вопросам и опорным словам

Спасение зайца.

Заботливый друг.

Заяц спасён.

Какой заголовок подойдёт?

Кого мальчик нашёл в лесу?

Однажды мальчик увидел в лесу зайца.

Какая беда приключилась с зайцем?

У зайца была сломана лапка.

Как заботился мальчик о зверьке?

Мальчик принёс зверька домой. Он перевязал ему лапку, лечил и кормил зайца.

Куда он отнёс зайца после выздоровления?

Зайчик выздоровел. Мальчик отпустил его на волю.

Орфографическая подготовка

Успешной работы!

Интернет ресурсы

  • uroki.tv
  • gk170.ru
  • antalyaelitestroy.ru

Использованная литература

  • Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс. – М., Просвещение, 2014
  • Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.: Просвещение, 2018
  • Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М: ВАКО, 2013.

Русский язык 4 класс
УМК «Школа России»

учитель начальных классов

МБОУ «Мамонтовская СОШ»

2021 год

Развитие речи. Составление повествовательного текста по плану и рисункам

Двадцать седьмое апреля.

Работа по развитию речи.

Сижу правильно,

пишу красиво!

108 упр. 228

Постарайтесь определить, какую работу будем выполнять на уроке развития речи?

Определите тему текста, который можно составить по данным рисункам

Юные помощники

Подарок пограничникам

Продумайте содержание всего текста. Соотнесите содержание каждой части с рисунком

  • Кого нашли дети?
  • Каким был щенок?
  • Как ребята поступили со щенком?
  • Какую дали кличку?

Брат с сестрой шли из школы домой. По дороге они заметили маленького щенка. Он жалобно скулил. Рядом не было хозяев. Костя и Маша решили взять малыша к себе. Его назвали Мухтар.

  • Каким стал пёс?
  • Чему учил мальчик собаку?

Прошло некоторое время. Щенок подрос. Костя решил дрессировать Мухтара. Мальчик учил его многим командам: «Сидеть!», «Лежать!», «Голос!», «Фас!», «Дай лапу!».

Родители Кости и Маши предложили сделать подарок пограничникам — отдать уже взрослого Мухтара на службу. Теперь дети навещают своего пса по выходным. Все рады!

Учимся употреблять слова в тексте!

ребята, они, брат и сестра, имена детей

щенок, малыш, он, пёс, питомец, кличка собаки

По рисункам и плану

запишите текст!

Удачной работы!

Страничка для самопроверки

  • Текст имеет заголовок и план.
  • В тексте выделены границы 3 – ёх частей с помощью красной строки.
  • Предложения текста связаны по смыслу.
  • Использованы слова для связи частей текста.
  • В тексте не встречается слов — повторений.
  • Изученные орфограммы проверены.
  • Работа выполнена аккуратно.

Интернет ресурсы

Использованная литература

  • Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс. – М., Просвещение, 2014
  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2018

2020 год

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»

Двадцать второе сентября.

Рассказ по репродукции картины И. Левитана

Сижу правильно, пишу красиво!

Картинная галерея учебника

Левитан «Золотая осень»

Пейзаж русского художника И. Левитана, написанный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее.

Левитан
(1860 – 1900)

Выдающийся русский художник — пейзажист. Левитан по праву считается создателем «пейзажа настроения»,

в котором образ природы наполнен человеческими чувствами и размышлениями.

  • Почему автор назвал картину «Золотая осень»?
  • Какие краски выбрал художник, чтобы показать «золото» осени?

Что нам поможет составить рассказ по картине?

Художник И. Левитан и его картина. Осенний день. Деревья в золотом наряде. Лесная речка. Моё впечатление о картине.

(1 – 2 предложения)

Осенний день. (2 предложения)

осенний солнечный день;

любуемся синим небом с белыми облаками

Деревья в золотом наряде. (2 предложения)

Берёзки уже успели нарядиться в золотой наряд. Две трепетные осинки, как подружки, притаились на краю рощи.

(2 – 3 предложения)

Через рощу бежит речка. Вода в ней тёмная, потому что холодная. Река течёт к деревеньке, которая видна на холме.

(1 — 2 предложения)

Художник помог мне восхищаться необыкновенными красками этого времени года.

Запишите составленный рассказ объёмом 10 -12 предложений.

Проверьте себя!

Левитан написал замечательную картину о поре золотой осени. Он её так и назвал «Золотая осень». Перед нами предстаёт осенний

солнечный день. Мы любуемся синим с белыми облаками небом.

Берёзки уже успели нарядиться в

золотой наряд. Две трепетные осинки, как подружки, притаились на краю рощи. Лесная речка прозрачная и чистая. Её водная гладь холодна и неподвижна. Художник помог мне восхищаться необыкновенными красками этого

Интернет источники

  • pshop.by
  • parusa-chg.nethouse.ru
  • Бубнова И.А., Роговцева Н.И. , Федотова Е. Ю. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс. – М., Просвещение, 2013
  • Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.: Просвещение, 2018

Школа: Лебединский филиал                                                                                 ФИ студента: Куплевацкая Валерия

Класс: 4                                                                                                                ФИО методиста: Солопова Т.

Конспект урока русского языка

Тема: «Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок

знать:    как составлять рассказ с опорой на серию картинок;

уметь:  определять и раскрывать тему текста.

Личностные:принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: рефлексии

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4кл. : Учебник:  В 2 ч. / В. Канакина, В. Горецкий. — ;раздаточный материал; презентация.

Урок развития речи. 4 класс.

Тема: Сочинение по серии картинок

Цель и задачи урока:

Формирование умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению.

Формирование умения рассматривать картинки и раскрывать содержание картинок в письменном тексте.

Формирование умения выделять части в тексте.

Постановка учебной задачи.

-Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

( Писали изложение)

— Что вам помогало правильно, поэтапно написать изложение?

( План работы)

— Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание  будете сегодня выполнять?

( Составлять по картинкам рассказ)

Восстановление деформированного плана работы. Работа в группах.

— Определим порядок  работы. Для чего нужен нам план работы?

( План работы отражает нашу работу)

— Прочитайте памятку.

Определю части.

Выделю в них главное и озаглавлю.

Рассмотрю картинки. Выделю  события, которые буду описывать.

Обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

Напишу сочинение, проверю.

( Памятка, т. порядок  работы, составлен неверно)

— Ребята, работаете в группах по четыре человека, будем устанавливать правильную последовательность работы.

(При восстановлении деформированного плана работы учащиеся обосновывают необходимость и последовательность каждой операции

— Почему первым пунктом плана работы мы должны рассмотреть картинку, выделить события?

( Чтобы знать, о чём или оком будет речь)

— А почему следующим пунктом будет подбор слов, предложений?

( Знать, что писать и как писать)

— Почему следующим пунктом определяем части текста, продумываем содержание вводной, основной и заключительной частей текста?

( Чтобы знать с чего начинать писать, чтобы рассказ получился последовательным, чтобы текст был законченным)

— А почему следующее действие: выделяю в частях главное и озаглавливаю, т. (план сочинения).

( Чтобы всё рассказать по порядку, ничего не пропустить)

— Почему следующим пунктом будет: обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

( Чтобы предложения были правильно оформлены, чтобы грамотно написать текст

— Зачем после написания сочинения мы должны обязательно проверить работу?

( Мы увидим, получился ли у нас текст, проверим написание текста)

— Читаем памятку №2, сравниваем с памяткой №1.

(Памятка №2 —  это последовательность нашей работы)

Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать.

Выделю в них главное и озаглавлю (план сочинения).

Рассматривание картинок. Определение темы и основной мысли текста.

— Рассмотрите картинки. О чём будет рассказ?

( О том, как спасли рыбаков на льдине)

— Верно. А что главное хотел сказать автор?

( Людей не оставили в беде)

— Что мы определили?

( Тему и основную мысль)

— Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено?

— Как можно озаглавить рассказ?

( Спасение рыбаков. Рыбалка на льдине. Опасная рыбалка. Помощь пришла

-Какие заголовки отражают тему? ( Спасение рыбаков)

— Какие заголовки отражают главную мысль?

Составление плана текста.

— Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании?

( План сочинения)

— Подумайте, что могло произойти до того момента, который изображён на картинке?

(Дед с внуком собираются на рыбалку)

— В какой части можно рассказать об этом?

(  Во вводной)

— Составьте предложения для вводной части. Можно пользоваться опорными словами. Дайте мальчику имя.

( Дед и внук Максим давно мечтали о рыбалке. Наступил долгожданный день, и они стали собираться. Погода была прекрасная. Максим был очень счастлив, что сбылась его мечта)

— Как озаглавим эту часть?

( Долгожданная рыбалка. Сборы на рыбалку

Учитель записывает заголовок на доске.

— Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять?( Правильно. Роль плана могут выполнять картинки

— Как  называется следующая часть? ( Основная часть)

— О чём будем рассказывать в основной части? ( О событиях, которые изображены на рисунках)

— Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит? (Максим с дедом ловят рыбу)

— Как озаглавим эту часть? ( Первый улов)

— Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события?

( Льдина треснула, и рыбаков унесло в море)

— Скажите, что почувствовали рыбаки? ( Рыбаки очень испугались

— Как это показал художник?  ( У них испуганное выражение лиц, открыты рты, словно они кричат, дед выронил со страха удочку)

— Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное. ( Льдина треснула. Страшное несчастье. Рыбаков унесло в море

— Что случилось дальше? ( Диму с дедом спас вертолёт)

— Может ли эта часть быть заключительной? Озаглавьте эту часть.

— Для чего нам нужен план?  ( Чтобы вспомнить главные моменты сочинения; чтобы события излагать по порядку)

— Посмотрите на доску, что у нас получилось?

Сборы на рыбалку.

Первый улов.

Рыбаков унесло в море.

Чудесное спасение.

— Сколько у нас получилось частей по плану? ( Четыре)

— Как отделить одну часть от другой? ( Писать с красной строки)

Орфографическая подготовка.

— Подготовьтесь написать сочинение грамотно:

  • найдите слова с проверяемыми безударными гласными. Подберите проверочные слова;
  • прочитайте слова и  запомните, как они пишутся;

Запись текста.

-Напиши заглавие.

— А теперь молча, готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе.

— Проверьте грамотность  написанного.

Итог урока.

— Чему учились на уроке?

( Устанавливать план работы; составлять план сочинения по сюжетным картинкам

— Расскажите, как пользовались памяткой ( планом работы) ?

Часть 1. Упражнение №76 Страница 50

Как курица лапой, водой не разольёшь, засучив рукава.

Каким из данных фразеологизмов можно подписать эти картинки?

Как курица лапой (рисунок, расположенный по центру), водой не разольёшь (рисунок, расположенный справа), засучив рукава (рисунок, расположенный слева).

Составим предложения или рассказ по одному из картинок, употребив соответствующий фразеологизм.

Дядя Саша подошёл к большому бревну и стал пилить его засучив рукава.

Коля писал в тетради как курица лапой.

Витя и Коля были друзьями водой не разольёшь.

Часть 2. Упражнение №228 Страница 108

Упражнение №227 Страница 108
Упражнение №229 Страница 109

Вариант #1, решение к НОВОМУ учебнику 2022 года

Вариант #2, решение к учебнику 2013 года

Смотрите ещё задания из учебника:
222 Страница 106
223 Страница 106
224 Страница 107
225 Страница 107
226 Страница 107
230 Страница 109
231 Страница 110
232 Страница 110
233 Страница 111
234 Страница 111. смотреть все номера

Forward (Вербицкая) — учебник

Кузовлев Activity book — рабочая тетрадь

Матвеева, Челак — рабочая тетрадь

Климанова, Грецкий, Голованова

Моро, Бантова, Бельтюкова

Плешаков, Крючкова — рабочая тетрадь

Предварительный просмотр

  • 1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах
  • 2. Составление плана сочинения по картине в средних классах
  • 3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?

Составление плана сочинения по картине в начальных классах

Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.

Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.

Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.

Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.

Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.

Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

Примерный план может выглядеть так:

  • Название картины, её автор, жанр
  • Короткое сообщение о художнике и картине
  • Сюжет картины
  • Что изображено на переднем плане
  • Описание фона
  • Описание деталей, их значение
  • Цвет в картине
  • Настроение
  • Что хотел сказать автор?
  • Моё отношение к изброженному на картине

Составление плана сочинения по картине в средних классах

Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.

Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.

На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому? Какое время дня, года изображено, если это пейзаж? Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?

Закончить работу нужно высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора. Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника? Из «кирпичиков» — ответов на все эти вопросы легко выстроить план.

  • Краткие сведения о жизни и творчестве художника
  • История создания картины

Основная часть (описание картины)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Детали
  • Цветовая гамма
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)
  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

Составление плана сочинения по картине в старших классах

Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?

Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.

Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?

Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?

Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

Составляя план старайтесь придерживаться следующих пунктов:

  • Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
  • Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)

Основная часть (анализ)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Описание героев картины, если они присутствуют
  • Детали, их роль в картине
  • Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины

Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!