4 Класс
- 10 7 1

Сообщение об истории слов школа гимназия лицей для 4 класса ответы

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Русский родной язык 4 класс учебник Александрова стр 10

Выпиши слова, называющие школьные отметки. Почему ребята так их называют? Есть ли у вас свои названия школьных отметок?

Трояк, пятерища – названия отметок, которые используют ребята. Отметку три называют так, потому что считают эту оценку плохой, неудовлетворительной, а пятерку заслужить трудно, эту оценку дети любят, считают очень важной.

Свои названия: двояк, тройбан, пятера.

Запиши в тетрадь, от каких глаголов образовались имена существительные. Разбери имена существительные по составу слова, объясни их значение.

Отметить – отметка; оценить – оценка.

Отметка – обозначение оценки знаний и поведения ученика.

Оценка – выражение знаний, умений, навыков, которыми владеет ученик.

Выполни одно из двух проектных заданий.

2) Поработай со словарями. Подготовь сообщение об истории слов школа, гимназия, лицей.

1) 1 картинка – портфель, 2 картинка – чернильница и ручка.

Ранец — кожгалантерейное изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски учебников, школьно-письменных принадлежностей на спине.

Парта — предмет школьной мебели, письменный стол объединённый со скамьёй.

Чернильница-непроливайка — особого устройства чернильница, которую используют при работе с пером для письма или с перьевой ручкой.

Клякса — капля или пятно чернил на бумаге, обычно нежелательные.

Промокашка — промокательная бумага.

Перо — основной элемент пишущего узла перьевых ручек независимо от их типа и конструкции.

Ручка — письменная принадлежность, с помощью которой можно оставить чернильный след на поверхности.

Пенал — небольшой футляр или контейнер, предназначенный для хранения различных канцелярских принадлежностей.

Готовальня — набор чертёжных инструментов, заключённый в специальный футляр.

2) История слова «школа».

Это слово пришло к нам из древнегреческого языка. Греческое «схолэ» переводилось как «свободное время, отдых от работы». Это слово не означало полное бездействие, имелось в виду, что это время можно потратить на различные познавательные беседы, которыми славились философы Древней Греции. Со временем у этих мудрецов и мыслителей появились постоянные ученики, а «школа» стала ассоциироваться с учением, а позже со специальным помещением, приспособленным под обучение. Древние шумеры называли школы «Домами табличек», в них учились писать, сочинять стихи, писать музыку, изучали астрономию, алгебру и другие науки. В Египте ученики должны были выучить более 700 иероглифов, а нерадивых школьников наказывали плетью.

Школы посещали только мальчики, а вот девочек обучали только в стенах дома.

История слова «гимназия»

Слово «гимназия» также появилось в Древней Греции. Изначально оно означало «место для гимнастических упражнений». В таком значении слово использовали в городах Египта, Малой Азии, Сирии и др. Позже понятие «гимназия» объединило в себе все физические упражнения.

В учебном заведении с таким названием мальчики обучались фехтованию, учились охотиться верхом, биться на кулаках, изучали различные науки: гигиена, музыка, математика, риторика, танцы.

С годами гимназии менялись, в некоторых странах они превратились в учебные заведения со спортивным уклоном, в большинстве европейских стран это были места изучения творений античных авторов.

В 19-м веке в гимназиях начали обучаться девочки. В настоящее время «гимназия» — это среднее учебное заведение общего образования.

История слова «лицей»

Слово «лицей» пришло к нам из древнегреческого языка. В древних Афинах, недалеко от храма Апполона Ликейского, великий философ Аристотель основал школу, которая получила название Ликей – в честь храма, стоящего рядом. Ликейский, в переводе с древнегреческого, — «истребитель волков». Эта школа прославила себя в веках, с тех пор значимые учебные заведения начали называть лицеями.

В 19 веке начали появляться уже современные лицей, это было что-то среднее между университетом и гимназией. В буквальном смысле этот термин означал – «гимназия средних наук».

«Управление общеобразовательной организацией

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Логии Графии Метрии. docx

Науки — логии занимаются такими предметами, как человек, бог, время, природа, форма, душа. О человеке — антропо-логия (сравним: питек-антроп, обезьяно-человек; миз-антроп, человеконенавистник). О времени — хроно-логия (хроника — это летопись; хроно-метр — точные часы). О форме — мор-фо-логия (вы ее знаете как часть грамматики, но есть еще, например, слово мета-морф-оза, превращение, перемена формы). О душе — психо-логия.

Бахревский «Агей» (отрывок)

– А ты видишь этот график?

– Вижу. Одна фигура накладывается на другую. Получается прямоугольник.

– Верно. А главное – быстро и красиво! У математики своя красота. Жаль, что не всем дано это видеть. Спасибо, Богатов, садитесь.

Агей сел, а Вячеслав Николаевич стоял перед доской, как перед картиной.

– А какая отметка? – спросила Света Чудик.

– Отметка? – Вячеслав Николаевич не понял. – Ах, отметка. В отметке ли дело?

– В отметке! – Света встала, глаза у нее сверкали гневом. – Богатову трояк по истории влепили. Ни за что!

– Садись, Света! – улыбнулся Вячеслав Николаевич. – Я Богатову отметку не зажилю, будь спокойна. Только уже не в отметках дело. – Показал на доску. – Это очень серьезно. Чтобы так видеть математику, так ее чувствовать – мало знать. Это, братцы мои, талант!

Валентина Валентиновна положила на стол журнал, тетради, сумочку, прошла к окну и несколько минут стояла в задумчивости. Класс ждал.

– Вы знаете, – сказала она, все еще не поворачиваясь лицом, – я со вчерашнего дня думаю об одном из ваших сочинений. Не идет из головы. Она прошла к столу, взяла верхнюю тетрадь.

– Ошибочек многовато? – спросил Вова с первой парты.

– Про тебя, Богатов! – объявил Курочка.

– А что вы ему поставили? – спросила Света Чудик.

– Как двойки, так пожалуйста! – заупрямилась Света Чудик. – Вот и Вячеслав Николаевич нахвалил Богатова, а пятерочку-то не поставил. Позабыл.

Валентина Валентиновна села за стол, достала из сумочки красный карандаш.

– Пятерища! Во! – оповестил класс Вова, показывая над головой разведенными руками величину Агеевой отметки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский язык: прошлое и настоящее Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.

Русский родной язык.

Условные обозначения. стр

стр. 4 Первый раздел учебника.

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

стр. 5 Прочитайте текст. Какие необычные школьные принадлежности упоминает в своём стихотворении Юнна Мориц? Расскажите что вы о них знаете. стр. 4 Выпишите из текста все фразеологизмы. Объясните их значение. Объясни

Рано встающий человек Приводить себя в порядок Вычистить перья Медленно, нерасторопно, невнимательно. Ранние птички Спать на ходу Точить балясы Заниматься бесполезной болтовней.

Строить гримасы Бездельничать. Дурачиться, смешить других глупыми выходками. Прикидываться таким, который ничего не знает, не понимает. Валять дурака Искажать лицо Быть внимательным, быть на чеку. Отвечать с потолка Говорить что в голову придёт. Ушки держать на макушке

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены несколько значений слова урок. К каждому толкованию значения слова подберите соответствующие примеры. стр

3 3 1 2 1 3 Запишите в тетрадь третье толкование с подобранными к нему примерами.

Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок А потом вприсядку, И опять вприсядку, Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три!

Прочитайте фрагмент книги «Занимательная Греция». стр. 7-8 Почему у текста такой заголовок?

Прочитав текст М. Гаспарова из упражнения 3, ученик «перевёл» некоторые слова с греческими корнями на русский язык. Восстановите слова, которые он перевёл, запишите их в тетрадь. стр. 8 Телеграф, телефон, фонотека.

Прочитайте отрывки из повести Владислава Анатольевича Бахревского «Агей». Почему Вячеслав Анатольевич говорил, что «не в отметках дело», а Валентина Валентиновна не сразу поставила отметку за работу Агею Богатову? Оценили ли они работу Агея? стр

Задание на дом. стр. 9 стр. 10-11

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1309249

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык 2 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть — страница 72

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 72 странице по предмету русский язык за 2 класс. Ответы на задания: 109, 110 и 111.

Учебник 1 часть — Страница 72.

Заглянула осень в сад — Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Степанов

Ответ: В переносном значении употреблены слова «жёлтые метели» (это листья, которые опадают. Их несёт ветер. ) и «заглянула осень» (значит наступила осень).

(Не переносят слова из одного слога или из двух слогов, где один слог состоит из одной буквы

Прочитайте. Составьте из данных слов и сочетаний слов две загадки про музыкальные ноты.

Семь ребят, на пяти проводах, стая птах, на лесенке, заиграли, отдыхает, песенки.

Ответ: Семь ребят на пяти проводах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграли песенки.

(Выписать и разделить для переноса нужно только одно из слов. Если несколько возможны несколько вариантов переноса слова, их нужно указать все. ) ре-бят,пя-ти, про-водах, прово-дах, от-дыхают, отды-хают, отдыха-ют,ле-сенке, лесен-ке, за-играли, заиг-рали, заигра-ли,пе-сенки, песен-ки.

У зайчих первые зайчата родятся весной, когда ещё снег корочкой — наст. И называются они настовичками. Последние в году зайчата родятся осенью. Их охотники зовут листопадничками. Бианки

Ответ: Зайчатам дают название в зависимости от времени года, в которое они родились: настовички – весной, листопаднички – осенью.

Ответы

глуп- имя прилагательное.

начальная форма: глупый (именительный падеж единственного числа мужского рода);

постоянные признаки: качественное;

непостоянные признаки: единственное число, мужской род, краткая форма.

скучен- часть речи слова скучен — имя прилагательное.

начальная форма: скученный (именительный падеж единственного числа мужского рода);

может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

начальная форма: скучный (именительный падеж единственного числа мужского рода);

однажды я засиделся над уроками допоздна и, когда лег спать, мне приснился странный сон. будто я иду по огромной библиотеке со сводчатым потолком и высокими стрельчатыми окнами, а вдоль стен, насколько хватает глаз, стеллажи с книгами. многие из них написаны на других языках. и вдруг среди множества неизвестных мне книг я вижу старый учебник, на котором написано: «».

Этимология слова «гимназия»

Происхождение слова «гимназия» – интересный вопрос, который будет полезно изучить как самим гимназистам, чтобы понимать, где они учатся и откуда это слово берёт свои корни, так и школьникам и лицеистам – для общего развития. В данной статье узнаем происхождение этого слова историю изменения термина, его значение, синонимы и однокоренные слова. А так же увидим примеры его использования в повседневной речи. История слова «гимназия»Слово «гимназия» произошло от древнегреческого «gymnasion» которое означало, по сути, гимнастический зал. Со временем они преобразовались в учебные заведения, где мальчиков Древней Греции учили фехтованию, борьбе, охоте верхом, а так же гигиене, танцам, риторике математике и другим наукам. Позже гимназии распространились по всему миру, где-то оставшись образовательными заведениями со спортивным уклоном, в других странах став местами изучения творений древних авторов. В XIX веке они открыли свои двери и для девочек. В наше время под этим словом подразумевается среднее образовательное заведение. Есть определённые отличия от школ и лицеев, но они не принципиальны – и то, и другое, и третье даёт знания, умения и навыки, которые пригодятся для получения высшего образования и взрослой жизни. Лексическое значение слова «гимназия»Они предполагают углубленное, профильное или дифференцированное обучение. При этом создаются условия для профориентации и подготовки к получению дальнейшего образования. Более конкретизированное определение можно найти в специализированных педагогических словарях. Синонимы и однокоренные словаУ слова «гимназия» два наиболее близких синонима:

  • Лицей;
  • Школа.
  • Гимназист;
  • Гимназистка.
  • Я учусь в гимназии №1543 города Москва и мне здесь нравится.
  • Гимназия – это тоже учебное заведение, как школа или лицей.
  • Средняя общеобразовательная школа может получить статус гимназии, при определённых условиях.
  • Мы учимся в лингвистической гимназии и изучаем английский язык с первого класса, с пятого – испанский и скоро начнём изучать китайский.
  • Я вспоминаю времена работы в гимназии имени А.С.Пушкина как лучшие годы своей профессиональной деятельности и иногда подумываю вернуться, чтобы снова окунуться в эту круговерть.

Слово «гимназия» также зародилось в Древней Греции, там оно первоначально значило  «место для гимнастических упражнений».

В таком  значении слово нашло свое применение в  древних городах  Египта, Сирии,  Малой Азии и других. Со временем в понятие  «гимназия» вошли  любые физические упражнения.

В учебных заведениях с таким названием  мальчики фехтовали, бились на  кулаках,  охотились верхом, изучали такие науки, как гигиена, танцы, музыка, риторика и  математика.

Гимназии менялись в течением времени, в ряде стран они стали учебными заведениями со спортивным уклоном, в других странах, в основном, в европейских,  – местами изучения творений античных авторов.

Начиная с 19-го века в гимназиях стали обучаться и девочки.

Сегодня в большинстве стран под термином «гимназия»  понимается среднее учебное заведение общего образования

История слова «лицей» берет свое начало в Древней Греции. На самом краю древнихАфин возлехрама Апполона Ликейскоговеликий философ Аристотель основал школу, получившую названиеЛикей в честь рядом стоящего храма. В переводе сдревнегреческого Ликейский — это «истребитель волков». Школа прославила себяв веках, и с тех пор значимым учебным заведениям во многих странах

Это слово тоже пришло к нам из Древней Греции, где «схолэ» значило«приятное времяпровождение». Это понятие подразумевало не абсолютноебездействие, а умные ипоучительные беседы, которыми издавна славились греческие философы. С течением времени эти мудрецы и мыслители обзаводилисьпостоянными учениками, а«школа» стала ассоциироваться с учебным процессом, а позже и с приспособленным под учебу помещением.

Школы древних шумеров назывались «Домами табличек», в них учили письменности, сочинению стихов, написанию музыки,азам астрономии, алгебре и другим наукам.

Вшколах Египта требовали знанияболее 700 иероглифов, а за нерадивость наказывали плетью.

В школах учились только мальчики, для девочек обучение подразумевалось только дома.

В такомзначении слово нашло свое применение вдревних городахЕгипта, Сирии,Малой Азии и других. Со временем в понятие«гимназия» вошлилюбые физические упражнения.

В учебных заведениях с таким названиеммальчики фехтовали, бились накулаках,охотились верхом, изучали такие науки, как гигиена, танцы, музыка, риторика иматематика.

Гимназии менялись в течением времени, в ряде стран они стали учебными заведениями со спортивным уклоном, в других странах, в основном, в европейских,– местами изучения творений античных авторов.

Сегодня в большинстве стран под термином «гимназия»понимается среднее учебное заведение общего образования.

Этимология слова «лицей»

Большинство из нас учились в обычных среднеобразовательных школах, но некоторые дети посещали гимназии и лицеи. И у многих возникал логичный вопрос – чем их учебное заведение отличается от других и откуда вообще возникло такое название. Получить ответы на эти вопросы можно разобравшись в происхождении слова «лицей». ЭтимологияПозже слово «Ликей» перейдет сначала в латинский язык, потом в немецкий, и уже из немецкого перейдет в русский язык. Доподлинно неизвестно в какой момент буква «к» была заменена на «ц», но на данный момент произношения слова во всех европейских языках идентично друг другу. Лексическое значение

  • Так называют среднее общеобразовательное учреждение в ряде западноевропейских, латиноамериканских и африканских странах.
  • В России среднее общеобразовательное или профессиональное учебное заведение, преподающее по собственным программам.
  • До революции 1917 года в Российской империи среднее или высшее учебное заведение, в котором могли учиться только привилегированные мужчины – отпрыски высших сословий: дворяне, чиновники, высокопоставленные военнослужащие и другие.

Примечательно, что как таковых лицеев в СССР не существовало – вместо них были средние специальные учебные заведения с углубленным изучением конкретных предметов для предоставления обучающемуся нужной специальности. Синонимы и однокоренные словаМногие люди считают, что у слова существует множество синонимов – университет, училище, колледж, гимназия и так далее. Это исходит из простой логической цепочки: лицей – это учебное заведение, следовательно любое учебное заведение – синоним. На самом же деле это не так – у слова «лицей» нет и не может быть синонимов.

  • лицеист/лицеистка;
  • лицейский.

Примеры предложений«8 января 1815 года Александр Сергеевич Пушкин зачитал своё стихотворение перед Гаврилой Державиным на экзамене в Царскосельском лицее». «В лицее я хорошо изучил только математику, физику и информатику – на остальные предметы времени не оставалось». «По окончании лицея, я был принят на службу офицером гвардейской конной артиллерии». «Чтобы я не делал, исправить оценки не получалось – исключение из лицея было все ближе».

Школа, лицей, гимназия – что это такое и отличия

Определения

Школа – это учебная организация, в которой ученики получают общее образование. Для школ характерно неукоснительное следование федеральным госстандартам. Нагрузка соответствует установленным для определённого возраста учеников нормам, в программе нет ничего сверх государственных требований. В целом, можно сказать, что школа рассчитана на среднего обучающегося. Больших результатов ребенок может достигнуть, если сам того пожелает – будет более тщательно изучать тот или иной предмет, наймет репетиторов и т.

Гимназия – это уже элитное учебное заведение. Многие предметы здесь изучаются углубленно. Именно в гимназиях упор больше делается на гуманитарные дисциплины. Ученики зачастую изучают несколько иностранных языков. В программах возможны отклонения в сторону углубления и усложнения (в пределах разумного) от госстандартов.

Лицей, как и гимназия, является престижной образовательной организацией. Направленность таких заведений преимущественно математико-техническая. Часто лицеи создаются на базе определённых вузов, что дает их ученикам больше шансов на поступление в них. В силу этого в преподавательском составе этих школ часто присутствуют университетские профессора. Конечно, все это влияет на качество образования.

Отличие школ от лицеев и гимназий

Сегодня ФГОСы несколько уравняли качество образования во всех видах учебных заведений. То есть сейчас дети получают примерно одинаковый каркас знаний. Но, конечно, обычная школа по-прежнему сильно отличается от гимназий и лицеев:

Отличие между гимназией и лицеем

Основное отличие между этими учебными заведениями – это их направленность. В гимназии больше внимания уделяется гуманитарным дисциплинам, в лицее – точным наукам.

Кроме того, лицеи, в отличии от гимназий, более профилизированы. Многие из них изначально создаются на базе вузов. Соответственно, в лицеи нередко приходят дети в 8-9-й класс, когда они (и/или их родители) уже более-менее определились с будущей профессией.

Что же лучше?

Это вопрос индивидуальный. Плюсов и минусов хватает у всех типов образовательных учреждений.

В лицеях и гимназиях дают более качественное образование. Однако не каждый ребенок «потянет» такую нагрузку. Большое количество вступительных и переводных испытаний для некоторых детей может обернуться стрессом. Особенно, если их результаты окажутся ниже среднего.

Кроме того, даже в государственных лицеях и гимназиях плата за дополнительные услуги и «родительские» сборы обычно выше, чем в обычных школах.

Но если ребенок одарен и нацелен на учебу, то лучшее применение своих способностей он встретит именно в элитном учебном учреждении.

То есть выбор образовательной организации – это дело сугубо индивидуальное, требующее учета особенностей ребенка и семьи.

Что такое гимназия

Сегодня словом «гимназия» именуют определенный тип элитных учебных заведений для получения базового и полного среднего образования, являющийся аналогом общеобразовательной школы. Гимназии могут быть государственными и частными.

На протяжении всей истории существования учебного заведения под названием «гимназия», определение слова, как и перечень изучаемых предметов, менялось, причем иногда кардинально.

В некоторых современных языках этот термин имеет дополнительное значение. Так, в немецком, английском, польском гимназия – это не только высшая школа, но и помещение для занятий спортом, в частности гимнастикой.

Чтобы понять, почему одно и то же существительное приобрело сразу 2 разных смысла, нужно узнать его этимологию, а также историю.

Происхождение термина «гимназия»

Это слово пришло в современные европейские языки из греческого. Образовано оно от древнегреческого термина γυμνός, который дословно переводится как «обнаженный».

Помимо существительного «гимназия», от этого греческого термина произошло и известное всем слово «гимнастика». Хотя сегодня значения этих слов кажутся весьма далекими друг от друга, у древних греков они были однокоренными. Чтобы понять, почему так произошло, нужно углубиться в историю.

Гимназии в Древней Греции

Не стоит, однако, думать, что греческие гимнасии занимались только физическим развитием своих подопечных. Хотя оно и было в приоритете, также там обучали чтению и письму. А в более поздние века – философии и риторике.

В Древней Греции было 2 типа гимназий: Александрийская (общеобразовательное обучение всех граждан) и Спартанская (физическое воспитание и военное дело, причем не только для юношей, но и для девушек).

Среди наиболее известных античных педагогов, можно назвать Платона, Аристотеля и Киносарга, которые преподавали в греческих гимназиях. Платон выступал за гармоническое развитие личности, настаивая на том, что физическому развитию стоит уделять только половину времени. Его ученик – Аристотель, наоборот, концентрировал внимание на физическом развитии. Он написал несколько учебников для гимназий, которые оставались популярными вплоть до XVIII в.

Гимназии в Древнем Риме

Греческая культура оказала огромное влияние на большинство городов-государств Малой Азии. С легкой руки греков аналоги гимназий существовали в Египте, Сирии и других близлежащих странах.

Когда Римская империя покорила Грецию, они переименовали многие из своих школ в гимназии. Поскольку изначально у римлян не было гимнасий для занятий физическими упражнениями (они тренировались на Форуме и Марсовом поле), подражая грекам, они стали строить подобные площадки.

Жители Рима придерживались взглядов Спартанского типа гимназий и Аристотеля, готовя из учеников в первую очередь воинов и спортсменов.

С принятием христианства культ здорового и красивого тела надолго ушел в подполье, поскольку теологи призывали людей заботиться о духовном развитии, а не о плоти. В связи с этим на многие столетия традиции гимназического обучения были забыты, и лишь в эпоху Возрождения снова стали актуальными.

Гимназии в Европе

Стоит отметить, что возвращению к традициям гимназического обучения способствовало увлечения людей эпохи Возрождения античностью. До этого, вместо гимназий, в Европе существовала система монастырских школ, а также светских учебных заведений при университетах. Главными изучаемыми предметами в них были латынь, грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, физика и астрономия.

Начиная с XVI в. в Германии и Англии начинают открываться школы-гимназии, программа которых строится по античному образцу, в частности, на трудах Аристотеля. К предметам, которые преподавались в этих заведениях, добавился греческий, язык, а также курс естествознания.

Особенной популярностью пользовалась гимназическая образовательная система в Италии, Польше и на территориях, принадлежащих Германии.

Во Франции в роли гимназий выступали лицеи и колледжи. В Великобритании, а позже и США – Grammar-Schools, Grammar-Colleges и High Schools. В Испании – колехьйос. В Швейцарии – кантональные школы.

Дореволюционные гимназии в Российской империи

Собственно русская гимназия появилась лишь спустя 23 года. Это была Московская академическая гимназия. Поначалу туда допускали лишь дворянских детей. Однако видя их не особое рвение к наукам, через несколько лет в Академическую гимназию стали принимать выходцев из среднего сословия, а также детей солдат. Из-за проблем с преподавателями устав учебного заведения постоянно менялся, как и учебные предметы. С трудом просуществовав вплоть до 1805 г. , эта гимназия была закрыта.

Несмотря на это интерес к подобным образовательным учреждениям в империи усиливался. С началом нового века было создано Министерство народного просвещения. Именно с его деятельностью связано начало формирование полноценной образовательной системы и повсеместное открытие гимназий. Их устройство было позаимствовано у французов. В отличие от греков, у россиян физическое воспитание стало необязательным предметом. В XIX в. гимназисты начали изучать историю, географию, математику, право, политическую экономику, латынь, иностранные языки (французский и немецкий), рисование, музыку и танцы.

В XIX в. в гимназии стали принимать детей всех сословий, однако у дворянских отпрысков всегда были привилегии вроде пансионов.

На протяжении всего века устройство гимназий в империи непрерывно менялось. Был введен такой предмет, как закон божий, а само заведение было распределено на 2 группы: классическая гимназия и реальная. Главным отличием между ними было изучение в классических гимназиях древних языков, вроде латыни и греческого. Также в этот период были введены телесные наказания, а также увеличена плата за учебу.

В начале XX в. на территории страны уже функционировало около 180 гимназий. Среди них были не только государственные, но и частные, а также гимназии, устроенные при церквях неправославного вероисповедания (католики, протестанты), женские гимназии.

После революции, в 1915-1916 гг. , были попытки реформировать гимназии по новому образцу. Однако из-за неспособности политиков и преподавателей найти общий язык, этот проект свернули. А с приходом к власти коммунистов гимназии были устранены. Вместо них появились общеобразовательные школы, которые существуют и сегодня.

Гимназия сегодня

После распада СССР в 1992 г. в Российской Федерации был возвращен такой тип учебного заведения, как гимназия. Сегодня этим словом называют учебное учреждение, дающее ученикам более обширные знания, чем обычные школы.

В Украине, которая обрела независимость в 1991 г. , гимназии вернулись в тот же период. Однако долгие годы требования к ним не были четко сформулированы в законодательстве, что вызывало массу манипуляций со стороны руководства этих заведений. Лишь к 1999 г. правовой статус гимназий на территории Украины был четко прописан в законодательстве.

Разница между обычной школой, гимназией и лицеем

Так в чем же отличие? Ответ на этот вопрос можно найти в законодательстве. Так, школы – это общеобразовательные учреждения. Гимназии – это профильные заведение, дающие углубленные знания, согласно специализации. Иными словами, гимназия – это та же школа, однако с более высоким уровнем преподавания.

Лицей и гимназия имеют более существенные отличия. Цель лицея не просто дать хорошие знания ученикам (как в гимназии), а подготовить их к поступлению на конкретную специальность или даже в определенный вуз. Если в гимназии обучение носит, скорее, теоретический характер, то в лицее – практический. По этой причине на базе многих вузов открываются подготовительные лицеи, куда можно поступить, сдав экзамены после 7-8 классов.

Школа — это про отдых

Школа. Кто бы мог подумать, что это про отдых! Однако, если мы обратимся к древнегреческому языку, откуда это слово перекочевало к нам, окажется, что это действительно так. Sholē (схоле) означает досуг, отдых, возможность проводить время свободно, праздно. Причем сам этот досуг воспринимался древним греком как абсолютная ценность, как единственно достойный способ времяпрепровождения. Физический труд в античности потому и презирался, что он не досуг, а значит, отклонение от нормального образа жизни. Для нас, современных людей, это, конечно, нонсенс. Мы живем в таком обществе, где не трудиться просто не принято, а того, кто от работы отлынивает, мы называем «тунеядцами» или «сачками».

Но для древних греков все было наоборот: если ты трудишься, значит, ты раб и обязан обеспечивать всем необходимым класс свободных людей, которые, в свою очередь, могли использовать имеющийся у них досуг, чтобы стать достойными гражданами. И образовательная система как раз служила этой цели — воспитать такого человека, чья деятельность, как замечает Аристотель, будет добродетельна. Причем подлинное обучение — для древних это было очень важно — мыслилось возможным только, когда человек освобожден от «трудностей» труда, когда голова его не занята заботами и тревогами о завтрашнем дне. И здесь интересно отметить, что слово «схоле» означало еще и завороженное созерцание, своеобразное отсечение всего, что мешает чистому и непосредственному восприятию природы или какого-то явления. А этот смысловой оттенок «схоле» удивительным образом перекликается с христианским богословием, а если конкретнее — с идеалом монастыря и монашеской жизни.

Монастыри, как известно, стали образовываться в IV веке. Основывались они поначалу, как правило, вдали от многолюдных и шумных городов. Почему? Как раз потому, что одна из основных целей монашеской жизни — это богомыслие, то есть полная устремленность ума к Богу. А возможно это, когда окружающий человека мир и его мир внутренний полностью успокоены, когда суета, шум и тревоги оставлены где-то там, за закрытой дверью. Сама возможность созерцания Бога, как писал знаменитый святой блаженный Августин, открывается тогда, когда человек отказывается от любой формы активности. Достижение «покоя» мысли и есть путь к богомыслию. И когда святой говорит о «покое», то употребляет латинское слово «otium», которое по своему смыслу очень близко к греческому «схоле». Получается, что подлинная, возвышенная школа — это путь к богомыслию.

Гимназия — это про аскетику

Сегодня гимназия — это учебное заведение с углубленной образовательной программой с некоторыми предметами, которые, как правило, не изучают в обычной школе. Но изначально гимназия была предназначена совсем не для этого.

А вот позднее, функции гимнасия значительно расширились. Появился целый комплекс зданий, где можно было не только заниматься физическими упражнениями, но и развивать свой интеллект: здесь изучали политику, риторику, литературу, философию, проводились многочасовые беседы и дискуссии, в которых участвовали ученые-философы.

Однако, если мы вернемся к первоначальному смыслу гимназии как месту для тренировок или как упражнению вообще, то увидим, что и в христианстве существует свой гимнасий — аскеза. Ведь если посмотреть на греческое слово askēsis (ἄσκησις), то окажется, что переводится оно тоже как упражнение, тренировка. Поэтому аскетическая практика — это не про ущемление и умерщвление человеческого тела Все совсем наоборот: аскетика — это тренировка тела и души для их укрепления и окончательного преображения. Иначе говоря, христианская гимназия — это система упражнений, приближающих человека к Богу.

Академия и ее святые выпускники

Сегодня академия — это и громадная научная организация, и высшее учебное заведение, которое готовит экспертов и преподавателей для университетов. Однако изначально так называлась одна из самых известных и элитных гимназий в Афинском полисе. Академия (Ἀκαδήμεια) была основана знаменитым философом Платоном в 386 году до Р. и свое название получила от священной оливковой рощи, где располагались здания школы и где, согласно легенде, был похоронен древнегреческий герой Академ.

По сути, именно здесь сформировалась первые научные традиции, ставшие образцовыми для всех последующих поколений ученых и исследователей. Более того, через Академию Платона прошли такие великие отцы Церкви, как святители Василий Великий и Григорий Богослов. И во многом благодаря тому образованию, которое они получили в этой Академии, им удалось совершить самый настоящий прорыв в христианском богословии. Не говоря уже о том, что в принципе большинство отцов Церкви были интеллектуально связаны с той образовательной системой, которая сложилась в Академии и других знаменитых школах античности.

Почему прогулки полезны для учебы

В 1811 году состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея, который мы в первую очередь знаем потому, что в нем учился Пушкин. Нельзя сказать, что поэт проявил себя здесь как блестящий ученик — по итогам выпускных экзаменов Александр Сергеевич занял только 26-е место среди 29 учащихся, — но имя его, конечно, на века прославило Царскосельский лицей. Тем интереснее, что Пушкин как раз через воспетое им во многих стихах любимое учебное заведение связан с великим философом античности — Аристотелем.

Ликей (Λύκειον) — в латинском произношении «лицей» — известнейшая элитная гимназия древности, основанная как раз этим знаменитым философом. Здания для своего гимнасия Аристотель арендовал неподалеку от храма в честь Аполлона Ликейского, откуда и пошло название школы. Ликей, кстати, известен еще и как Перипатос (Peripatos) – так назывались городские сады, предназначенные для прогулок. Здесь свободные греки могли не только спрятаться от дневной жары, но и послушать философские беседы, лекции и выступления ученых. В школе же Аристотеля некоторые занятия было заведено проводить во время неспешных прогулок по тропинкам расположенного на территории Ликея сада, а потому и учеников этого гимнасия иногда называли «перипатетиками». Практика таких философских прогулок отразилась в творчестве художника Михаила Нестерова, который написал знаменитый парный портрет «Философы». На этой картине изображены неторопливо гуляющие и беседующие друг с другом священник Павел Флоренский и Сергий Булгаков — выдающиеся представители религиозно-философской мысли.

Так что прогулки могут быть очень полезны для учебы. Особенно если они проходят в компании великого философа.

Со словами школа, лицей, гимназия в жизни каждого школьника и его родителей связано немало радостных и трогательных воспоминаний, значительная часть жизни каждого человека переплетается с учебой, а, значит, и со школой и т.

Откуда же произошли сами слова, обозначающие названия учебных заведений?

История слова «лицей»

История слова «лицей» берет свое начало в Древней Греции. На самом краю древних Афин возле храма Апполона Ликейского великий философ Аристотель основал школу, получившую название Ликей в честь рядом стоящего храма. В переводе с древнегреческого Ликейский — это «истребитель волков». Школа прославила себя в веках, и с тех пор значимым учебным заведениям во многих странах присваивали статус лицея.

Современные лицеи появились в 19 веке, это был средний – между университетом и гимназией – формат учебного заведения. Термин имел буквальное значение «гимназия высших наук».

История слова «школа»

Это слово тоже пришло к нам из Древней Греции, где «схолэ» значило «приятное времяпровождение». Это понятие подразумевало не абсолютное бездействие, а умные и поучительные беседы, которыми издавна славились греческие философы. С течением времени эти мудрецы и мыслители обзаводились постоянными учениками, а «школа» стала ассоциироваться с учебным процессом, а позже и с приспособленным под учебу помещением.

Школы древних шумеров назывались «Домами табличек», в них учили письменности, сочинению стихов, написанию музыки, азам астрономии, алгебре и другим наукам.

В школах Египта требовали знания более 700 иероглифов, а за нерадивость наказывали плетью.

История слова «гимназия»

В таком значении слово нашло свое применение в древних городах Египта, Сирии, Малой Азии и других. Со временем в понятие «гимназия» вошли любые физические упражнения.

В учебных заведениях с таким названием мальчики фехтовали, бились на кулаках, охотились верхом, изучали такие науки, как гигиена, танцы, музыка, риторика и математика.

Гимназии менялись в течением времени, в ряде стран они стали учебными заведениями со спортивным уклоном, в других странах, в основном, в европейских, – местами изучения творений античных авторов.

Сегодня в большинстве стран под термином «гимназия» понимается среднее учебное заведение общего образования.

История слова школа гимназия лицей кратко 4 класс сообщение

РЕПЕТИТОРЫ запись закреплена

История слова «лицей»История слова «лицей» берет свое начало в Древней Греции. На самом краю древних Афин возле храма Апполона Ликейского великий философ Аристотель основал школу, получившую название Ликей в честь рядом стоящего храма. В переводе с древнегреческого Ликейский — это «истребитель волков». Школа прославила себя в веках, и с тех пор значимым учебным заведениям во многих странах присваивали статус лицея.

История слова «школа»Это слово тоже пришло к нам из Древней Греции, где «схолэ» значило «приятное времяпровождение». Это понятие подразумевало не абсолютное бездействие, а умные и поучительные беседы, которыми издавна славились греческие философы. С течением времени эти мудрецы и мыслители обзаводились постоянными учениками, а «школа» стала ассоциироваться с учебным процессом, а позже и с приспособленным под учебу помещением.

  • Определения
  • Отличие школ от лицеев и гимназий
  • Отличие между гимназией и лицеем
  • Что же лучше?
  • Условия поступления: в приеме в общеобразовательную школу ребенку не имеют право отказать, тогда как перед поступлением в лицей или гимназию ученику придется пройти вступительные испытания, от результата которого зависит многое;
  • Форма собственности: школа – это всегда государственное учреждение, обучение в котором бесплатно; гимназии и лицеи часто бывают частными, и, соответственно, платными;
  • Оснащенность: материально-техническая база лицеев и гимназий обычно бывает более совершенной, чем оснащение простых школ. Это объясняется тем, что у элитных учебных заведений больше спонсоров (часто из числа родителей учеников), также в них существуют попечительские советы;
  • Уровень обучения: школьная программа не выходит за рамки госстандартов, а в гимназиях и лицеях предметы изучаются более серьезно и глубоко. Кроме того, в элитных учебных заведениях учащиеся на постоянной основе принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, готовят творческие проекты и т.д. ;
  • Ориентация на результат: в школах до последнего «тянут» даже откровенно слабых и незаинтересованных учебой детей, из гимназии же или лицея легко можно «вылететь» (в ту же обычную школу) за неуспеваемость;
  • Преподавательский состав: учителей в элитные образовательные организации нередко выбирают на конкурсной основе: это преподаватели высших квалификаций, победители всевозможных конкурсов, новаторы и энтузиасты; в школе же такой тщательный отбор не практикуется, здесь встречается проблема нехватки квалифицированных кадров и некомплектности состава;
  • Отношение к одаренным ученикам: школа рассчитана на среднего ребенка, в гимназиях и лицеях всячески поддерживают и поощряют таланты учащихся, здесь реализуется более адресный подход к детям.

Ох уж эти правила русского языка! Вечная каша в голове школьников:)

Деепричастные и причастные обороты — просто и на пальцах разбираем различия

Этимология слова «школа»

Наука этимология занимается изучением истории слов. Многие лексические единицы в своем первоначальном виде имели иное, отличное от современного, и иногда даже кардинально противоположное ему значение. Примером такой трансформации может выступить происхождение слова «школа». История слова «школа»Согласно этимологическому словарю в русский язык слово «школа» пришло из польского (szkola). В европейские языки и непосредственно в польский оно перекочевало из латинского (schola). На момент заимствования слово уже обозначало «образовательное учреждение, училище», однако первоначальное значение слова «школа» было иным. Изучив историю возникновения слова «школа», можно отследить, что латинское понятие schola произошло от греческого scholḗ (σχολή) со значениями «свободное время», «досуг» и даже «праздность». В свободное от работы время жители Древней Греции занимались самообразованием − посещали встречи философов и слушали их лекции. Так произошла трансформация смысла «праздность» в «процесс получения знаний». Позже термином школа начали называть места, где проводилось обучение. Лексическое значение

  • Название учебно-воспитательного учреждения, а также его здание.
  • Выучка, полученный в чем-то опыт.
  • Оформленная система знаний в науке или искусстве.
  • Комплекс общеобязательных упражнений в фигурном катании.

Однокоренные слова: школьник, школьница, школьный, дошкольный, пришкольный, школяр, дошколенок. ПримерыНовый забор перед школою,Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая,Сяду опять на забор!(Н. Рубцов «Тихая моя родина»)