4 Класс
- 98716965 1

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма 4 класс планета знаний презентация

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание
Русский язык. 4 класс, Желтовская Л. , Калинина О. , Москва

Специально для учителя начальных классов. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для начальных классов 4 класс.

учить систематизировать и обобщать знания об однородных членах предложения, полученные на предыдущих этапах обучения; находить распространенные , выраженные разными частями речи однородные члены; отработать навык нахождения однородных членов в предложении, постановки знаков препинания.

Раздел: Конспекты уроков по русскому языку для 4 класса

Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.

ЕЩЁ из этой категории

  • Наречие
  • Единственное и множественное число глаголов
  • Глагол как часть речи
  • Все профессии хороши
  • Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами
  • Основные типы склонения имен существительных.Третье склонение
  • Имя существительное как часть речи
  • Местоимение
  • Правописание безударных окончаний глаголов
  • Штора

Для вывода других вариантов — обновите страницу.

Размер файлов: 43. 00 kB

Внести правки в свой материал

Выходные данные (библиографическая ссылка):

1

Орфоэпия Произносительные нормы литературного языка Подготовила: учитель русского языка и литературы Труфанова Надежда Николаевна

2

Отгадай слово 1. Безударный гласный звук в слове «вода» 2. Сонорный звук в слове «красота» 3. Глухой согласный звук в слове «лев» 4. Ударный звук в слове «работа» 5. Второй гласный звук в слове «фонетика» 6. Парный согласный по мягкости первому звуку в слове «портфель» 7. Ударный гласный звук в слове «красивее» 8. Буква, обозначающая два звука в слове «стоят»

3

Типы норм литературного языка орфоэпические нормы Устная форма акцентологические нормы орфографические нормы Письменная форма пунктуационные нормы

4

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный, Пора, красавица, проснись, Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры Звездою севера явись!

5

Правописание согласных перед буквой «Е» ПОРТРЕТ, СВИТЕР, ТЕКСТ, ТЕМА, КАШНЕ, МУЗЕЙ, БУТЕРБРОД, ФОНЕТИКА, МОДЕЛЬ, АТЕЛЬЕ. ПРОИЗНОСИ ПЕРЕД «Е» ПРОИЗНОСИ ПЕРЕД «Е» ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ

6

«Третий лишний» Почта, чтобы, точно Вечный, беспечно, конечно Нарочно, фабричный, яблочный Скворечник, что, игрушечный.

8

Рифмующиеся пары Памятка Договор- разговор Каталог- диалог Шофер- монтер Облегчить- полечить Звонит- говорит Столяр- маляр Документ- инструмент Портфель- щавель Средства для детства

9

ОРФОЭПИЯ Правила произношения гласных звуков Произношение согласных звуков перед «Е» Произношение некоторых сочетаний звуков Акцентологические нормы

решение задачи. docxТема 1. Принципы и задачи психолого-педагогической диагностики нПсихолого педагогические основы. docРП_ФИ 7-9 Методы решения физических задач 2022-2023. docx82261 реферат Федеральная таможенная служба задач и полномочия. dД-19 8 задача решение 21 вариант. pdfСитуационные задачи_Учебник. pdfБухгалтерский учет. Теория + Задачи. Коровин. docx142 задача. docx6 задача. docxСоблюдаем произносительные нормы и правила письма. Употребление Ь и Ъ

ъь ъьспособствовать развитию орфографической зоркости

Планируемые предметные результаты

Познакомятсяъьнаучатся ъьъподбирать однокоренные слова

основе наблюдения за собственной речью

Организационная структура урока

Самоопределение к деятельности

Проверка готовности к уроку.

Запись числа.

Актуализация знаний.

1)Контроль: сильные ученики – Т с 8 №5, слабые

с 9 №8

2)Проводит минутку чистописания.

Мир, нитка, лицо.

Шар, шалаш, чашка.

И шиш Ш иши

Поспешишь – людей насмешишь.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

( Вспомнить варианты употребления ь и ъ во время письма.

Научиться применять правила письма ь и ъ во время письма)

(См. РМ, Приложение 4

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

  • У с 18 у 33 Прочитайте задание. Объясните свой выбор.
  • Какую роль выполняют в словах мягкий и твердый знак?

Первичное закрепление знаний.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

У с 18-19 у 35

Прочитайте текст внимательно

Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа в тетради ДКЗ с5 к3

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

высказываются о трудностях

1

Урок русского языка в 4 классе по программе: «Планета знаний» авт. Желтовская, О. Калинина. Урок составила Шеховцова В. учитель начальных классов МОБУ СОШ 5 г. Таганрога Служебные части речи

2

Цели урока 1) Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; 2) Доказать значимость служебных частей речи; 3) Совершенствовать устную и письменную речь; 4) Воспитывать внимательность и активность;

4

Обобщение знаний 1. Что такое речь? 2. Из чего состоит речь? 3. Чем отличаются слова друг от друга?

5

Если всадник упал духом,то и конь не скачет. Выполните синтаксический разбор предложения Какие слова вызвали затруднения?

6

Какие части речи вам известны? Каково их общее название?

7

Самостоятельные части речи: 1. Имя существительное 2. Имя прилагательное 3. Имя числительное 4. Местоимение 5. Глагол 6. Наречие Являются членами предложения; Имеют лексическое значение; Отвечают на вопросы;

8

Попробуйте составить предложения из данных слов В, И, НЕ, ОТ, ПРО, ЗА, но, А, К, ПО, ИЗ,О, Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? Придумайте для них общее название.

9

Ч А С Т И Р Е Ч И: 1. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ 2. СЛУЖЕБНЫЕ

10

Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет. Каким частям речи посвящается урок?

11

Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет. Найдите и обозначьте самостоятельные и служебные части речи

13

1 вариант 2 вариант Отредактируйте предложения Обведи кружком служебные части речи Истинная любовь к своя страна немыслима без любовь к свой язык. ( К. Паустовский) Для я русский язык в не меньшая степень родной с детство, родной на вся жизнь. Айтматов)

14

Проверь: 1 вариант 2 вариант Истинная любовь к Для меня русский своей стране не язык в не меньшей мыслима без любви степени родной с к своему языку. детства, родной на всю жизнь. Какую роль выполняют служебные части речи?

15

РАБОТА В ГРУППАХ

16

Служебные части речи Не отвечают на вопросы Не имеют лексического значения Не являются членами предложения Не употребляются без самостоятельных частей речи

18

Предлоги, союзы, частицы- Все встали в один хоровод, Служебные важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значение свое привнесут, Здесь свяжут, а рядом разделят Укажут и силу дадут!

21

Домашнее задание Составить сказку(5 – 7 предложений) о роли служебных частей речи в русском языке.

Подробное описание

Предлагаемое пособие представляет собой технологические карты уроков по русскому языку для 4 класса, составленные в соответствии с учебно-методическим комплектом «Планета знаний»:

Желтовская, Л. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. / Л. Желтовская, О. Калинина. – М. : Дрофа ; Астрель, 2018.

Желтовская, Л. Русский язык. 4 класс : рабочая тетрадь : пособие для обучающихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / Л. Желтовская, О. Калинина. – М. : Дрофа ; Астрель, 2017.

Желтовская, Л. Русский язык: Контрольные и диагностические работы: 4 класс : к учебнику Л. Жел- товской, О. Калининой «Русский язык» / Л. Желтовская, О. Калинина. – М. : Дрофа ; Астрель, 2018.

Технологические карты, представленные в пособии, отражают реальный ход урока. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Для каждого урока формулируются тема и педагогические задачи, в которых находят отражение вопросы, связанные не только с изучением нового материала, но и с закреплением изученного ранее. Указаны планируемые результаты каждого урока: предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные действия.

Проведение организационного момента определяет психологический настрой урока. Данный этап необходимо проводить на каждом уроке для формирования регулятивных универсальных учебных действий (эмоциональная, мотивационная готовность к уроку). Учитель может по своему усмотрению добавлять различные элементы для организационного начала урока и мотивирования обучающихся к учебной деятельности. В пособии представлены нетрадиционные элементы начала урока, введение в тему: эпиграфы и девизы, высказывания выдающихся людей, пословицы и поговорки, относящиеся к теме занятия.

В целях развития логического мышления и внимания обучающихся и активизации знаний по материалу, который будет необходим в работе по теме урока, в пособие включены стихотворения, загадки, кроссворды. Данные задания учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя предложенные идеи в собственной педагогической практике, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовки учеников по русскому языку.

В структуру каждого урока включен этап изучения словарного слова (слова с непроверяемой орфограммой). Работа по изучению и запоминанию написания словарного слова ведется в нескольких направлениях:

Объяснение лексического значения слова с помощью словаря или иллюстрации.

Сообщение – этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Такое обращение к истории слова часто позволяет объяснить его современное написание.

Подбор однокоренных слов, позволяющий провести наблюдение за единообразным написанием в них корня.

Подбор синонимов, антонимов, фразеологизмов и пословиц с изучаемым словарным словом.

Для формирования навыка графически правильного, четкого и быстрого письма на каждом уроке проводится минутка чистописания. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников; аккуратности, сосредоточенности, старательному отношению к выполнению любой работы. Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. Предполагаются самостоятельное определение и формулирование обучающимися темы минутки чистописания и составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов.

В целях осуществления профилактики и ориентации на здоровый образ жизни педагогу необходимо самостоятельно предусмотреть проведение физкультминуток и пальчиковых разминок на каждом уроке для снятия утомляемости, обеспечить условия для активного отдыха и повышения умственной работоспособности.

В пособии предложены тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием, проверочные работы, тесты, а также карточки дифференцированного характера для проверки уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков обучающихся.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии, в ходе которого ученики могут сформулировать результаты занятия, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Ученикам предлагается провести рефлексию своего настроения и эмоционального состояния, деятельности и содержания учебного материала.

Педагог может использовать предлагаемые сценарии уроков полностью либо частично, встраивая представленный в пособии материал в собственный план урока. Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить для учителя как подготовку к уроку, так и деятельность на уроке. Предложено все необходимое для организации учебного процесса: подробные сценарии, минутки чистописания, организационные моменты и т.

Урок 2
Тема: Качества устной речи. Наблюдение над свойствами русского 
ударения. Цели: Наблюдение за особенностями ударения в русской речи. УУД предметные: соблюдать нормы орфоэпии, анализировать 
языковой  материал; личностные: стремиться к соблюдению языковых
норм как условию взаимопонимания; метапредметные: 
аргументировать свой выбор, планировать деятельность, осуществлять 
самооценку
                              Ход урока
1. Подготовка к восприятию. Актуализация опорных знаний
3. Чистописание
Р. стр. 5 Анализ предложения( главные члены, части речи)
Словарь: благодарить, воскресенье, путешествовать
4. Постановка темы урока
Упр. 11­ Что мы знаем про ударение? Узнаем новые свойства 
русского ударения. Запись словосочетаний
Вывод­ Ключик
5. Работа над новым материалом 
Упр. 6 – организация наблюдения за ударением. Запись по памяти. Самопроверка. Упр8­ работа с загадками. Почему в некоторых случаях ударение падает на предлог? За какими 
словами –образами спрятана отгадка? Запись отгадок. Возможно, 
запись текста загадок. стр5 упр. 5
6. Рефлексия. Выполнили мы задачи урока? Что теперь знаем об ударении? Как эти 
знания можем использовать?
7. Домашнее задание. стр. 4 упр. 3­4
 
Урок 3
Тема: Соблюдаем произносительные нормы и правила письма. Цели: Актуализация известных сведений о произношении и правописании 
гласных, способах решения орфографических задач. УУД предметные: соблюдать нормы орфоэпии, анализировать 
языковой  материал; личностные: стремиться к соблюдению языковых
норм как условию взаимопонимания; метапредметные: доказывать и 
аргументировать личную точку зрения, работать с различными источниками
информации
                              Ход урока
1. Подготовка к восприятию. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з
3. Чистописание. Чтобы поверить в добро, надо начать его делать. ­  характеристика 
предложения; части речи
Словарь: пациент, недуг, творог. Постановка темы урока
Упр. 12­ по  1 чел проговорить устно. ; письменно в р. т стр. 6 упр1­поставить
ударение­работа в паре. Работа над новым материалом. Упр. 13 – наблюдение за перенесением ударного слога при изменении формы
рода и числа глаголов прош. По одному столбику у доски ( повторяется подвижность ударения). Упр. 14– привести свои примеры и записать их. стр. 6 упр2­коллективно
6. Рефлексия. Чему учились? 7. Домашнее задание. стр. 11 упр. 15 
Урок 4
Тема: О нормах произношения и правописания гласных в словах. Цели: Классификация орфограмм по типу, решение орфографических 
задач. УУД предметные:  анализировать языковой  материал с точки 
зрения строения языковых единиц; личностные: осознавать богатство 
языковых средств для выражения мыслей, чувств; метапредметные:
удерживать цель деятельности, отбирать и классифицировать языковой 
материал
                              Ход урока
1. Подготовка к восприятию. Актуализация опорных знаний
Проверка  д/з
3. Чистописание
Мм Лл молодость лиловый
4. Постановка темы урока
Упр. 18­ Списать двустишие. Подобрать прилагательные, записать. ­1 у доски
5. Работа над новым материалом 
Упр. 16 – запись слов в алфавитном порядке. Запись с комментированием. ( или запись под диктовку на листочках)
Упр. 20­21 – устно
Упр19­ запись под диктовку. Рефлексия. Чему учились на уроке? Что повторили? Все ли удалось ?
7. Домашнее задание. Стр. 13 упр. 20
 
Урок 5
Тема: Соблюдаем произносительные нормы и правила письма. Цели: Актуализация известных сведений о произношении и правописании 
гласных, способах решения орфографических задач. УУД предметные: анализировать, классифицировать языковой  
материал с точки зрения строения языковых единиц; личностные: 
стремиться к соблюдению языковых норм как условию 
взаимопонимания; метапредметные: анализировать и дополнять 
языковой материал по выделенным признакам, осуществлять самоконтроль
                              Ход урока
1. Подготовка к восприятию. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з
3. Чистописание. Сентябрь­месяц разноцветный!­ анализ предложения
Словарь: счастье, здравствуй, до свидания. Постановка темы урока
Упр. 22 ­ Наблюдение за словами с орфограммой. Работа над новым материалом. Упр. 23 – парная согласная. Коллективно, по 1 у доски
Упр. 24– непроизносимая согласная в корне слова. Определить род прилаг. коллективно, с комментированием
упр. 25­записать любой отрывок по памяти­самопроверка
6. Рефлексия. Чему учились? Какие орфограммы повторили?
7. Домашнее задание. стр. 7 упр4
6. Рефлексия. Чему учились на уроке? Что повторили? Что получилось?
Урок 6
Тема: О нормах произношения и правописания согласных в словах. Цели: Наблюдение за особенностями записи согласных звуков и букв в 
словах. УУД предметные:  анализировать, классифицировать языковой  
материал с точки зрения произношения и написания; личностные: 
стремиться к соблюдению языковых норм как условию 
взаимопонимания; метапредметные: анализировать,  сравнивать, 
делать выводы. Ход урока
1. Подготовка к восприятию. Актуализация опорных знаний
Проверка  д/з
3. Чистописание
Чч  чн, сч счет сочник
4. Постановка темы урока
Упр. 26­ Как правильно произнести эти слова?
Записать слова, подчеркнуть буквосочетание, дать произносительные 
пометы. 1строчку­у доски, 2­самостоятельно
5. Работа над новым материалом 
Упр. 27 – выразительное чтение. Запись по памяти. Упр. 28 – устно
Упр. 30­ запись с комментированием
Упр. 31­ обогащение словаря эмоционально­оценочной лексикой
7. Домашнее задание. стр. 6 упр. 3
 
Урок 7
Тема: Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. Ь и Ъ знак
Цели: Наблюдение за правописанием Ь и Ъ знака в словах, характеристика 
имён сущ. УУД предметные: анализировать, классифицировать языковой  
материал с точки зрения произношения и написания; личностные: 
иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к 
изучению языка взаимопонимания; метапредметные: анализировать,  
сравнивать, делать выводы. Ход урока
1. Подготовка к восприятию. Актуализация опорных знаний. Упр. 32
3. Чистописание. Поспел урожай на яблонях и грушах. ­ анализ предложения
Словарь: воскресенье, картофель, сирень, путешествовать, багряный, 
желтый, коллекция, творог, пациент, вдруг
4. Постановка темы урока
Упр. 33 – найти «лишнее» слово и объяснить. Работа над новым материалом. Упр. 34 – наблюдение за ролью Ь и Ъ знаком. Запись с комментированием Первое предложение второй части разобрать по членам предложения. Падеж и число имён сущ. Упр. 40­ лексическая работа по толкованию слов
Записать слова. Упр. 36– Письмо под диктовку с самопроверкой. Ключик ­ историческая справка по уточнению значения слова «стадион»
Р. стр. 8 упр. 6, 7, 8­ коллективно
6. Рефлексия. Чему учились? Какую работу в слове выполняет Ь и Ъ знаки?
7. Домашнее задание. Стр. 18 упр. 35­объяснить выполнение задания
Урок 8
Тема: Упражнения в написании слов с разными типами гласных и согласных
орфограмм. Цели: Актуализация знаний о правописании слов с удвоенной и 
непроизносимыми согласными. УУД предметные:  анализировать, классифицировать языковой  
материал с точки зрения способа решения орфографических задач; 
личностные: иметь положительную мотивацию и познавательный 
интерес к изучению языка; метапредметные: анализировать,  
сравнивать, делать выводы. Ход урока
1. Подготовка к восприятию. Актуализация опорных знаний
Проверка  д/з
3. Чистописание
На санках катались розовые лица ребят. ­ найти ошибку и записать 
исправленный вариант. Разбор предложения, главные члены 
предложения, части речи, падеж имён сущ. Упр. 38
Словарь: грипп, дрессировщик, дрессура, дрессировать, 
дрессированный
4. Постановка темы урока
5. Работа над новым материалом 
Упр. 41 – полногласные и неполногласные  сочетания. Упр. 42 – редактирование предложений
Упр. 39 –запись слов  «цепочкой»
6. Рефлексия. Чему учились на уроке? Что повторили?Какое задание понравилось7
7. Домашнее задание. стр. 38 упр. 2
 
Урок 9
Тема: Диктант (входной)
Цели: Демонстрация уровня остаточных знаний и умений. УУД предметные: применять изученные правила и алгоритмы 
действия в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль; 
личностные: осознавать практическую значимость изучения русского 
языка; метапредметные: анализировать,  сравнивать, делать выводы. Ход урока
1. Подготовка к восприятию. Актуализация опорных знаний 
 ­ Какие орфограммы мы повторили?
3. Постановка темы урока
­ Сегодня на уроке мы будем писать диктант
4. Работа над новым материалом. 1)  Знакомство с текстом
2)  Запись под диктовку учителя
3)  Самопроверка
4)  Выполнение заданий
6. Рефлексия. Чему учились на уроке? 
Какие задания были сложными?
7. Домашнее задание. стр. 9  упр. 9
Урок 10
Тема: РНО. Различаем и оформляем предложения по цели высказывания. Цели: Актуализация знаний об интонационных средствах и их роли в устной
речи. УУД предметные:  различать типы предложений по интонации и 
цели высказывания; личностные: стремиться к соблюдению языковых 
норм; метапредметные: анализировать, сравнивать, делать выводы. Ход урока
1. Подготовка к восприятию. Сообщение результатов диктанта. Актуализация опорных знаний
Выписать слова­ подобрать проверочные (кол­вно у доски)
Упр. 43 устно
3. Чистописание
Р. стр 11
Словарь: кристалл, кристаллик, кристаллический­ разбор по 
составу; грипп, дрессировщик
4. Постановка темы урока
Р. стр. 11 упр. 1
5. Работа над новым материалом 
Упр. 44­ устно
Упр. 45­ письменно с комментированием
Упр. 48 – самостоятельно
Р. стр. 12 упр. 2­работа в парах
6. Рефлексия. Чему учились на уроке? Что повторили?
7. Домашнее задание. стр. 23 упр. 47
Урок 11
Тема: Различаем и оформляем предложения по цели высказывания. Цели: Упражнения в выделении предложений из потока речи. УУД предметные:  различать типы предложений по интонации и 
цели высказывания; личностные: стремиться к соблюдению языковых 
норм; метапредметные: анализировать, сравнивать, делать выводы. Ход урока
1. Подготовка к восприятию. Актуализация опорных знаний
Проверка  д/з
3. Чистописание
Звенит звонок на урок?­ Разбор предложения, главные члены 
предложения, части речи, падеж имён сущ. Записать к нему ответ отрицание. Постановка темы урока
Упр. 50­ работа  над пословицей и её запись
5. Работа над новым материалом 
Упр. 51 – работа над интонацией и произносительными пометами. Упр. 49 – Записать текст, расставляя знаки препинания. Определить 
падеж имён сущ. Рефлексия. Чему учились на уроке? Что повторили?
7. Домашнее задание. стр. 13 упр

Правильная речь. Пиши правильно (3 класс)

Учитель: А. Колтовскова

Тема: Правильная речь. Пиши правильно.

Цели и задачи: ознакомление учащихся с нормами литературного языка, способствующими эффективному общению, формирование умения находить и исправлять ошибки в устной и письменной речи, стремления соблюдать правила хорошего тона.

— Стали ровно, выпрямили спинки, улыбнулись друг другу, сели. У нас урок риторики. К нам пришли гости. Им очень хочется узнать, как вы умеете общаться между собой, помогать друг другу, слушать учителя, отвечать.

— Скажите, пожалуйста, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

(Мы говорили об этикете, о вежливости, о том, кого можно считать вежливым человеком, и для чего нужна вежливая речь).

-Ну что ж, давайте, посмотрим, как вы усвоили изученное?

-Что такое этикет?

(Этикет – это правила поведения, принятые в данном обществе, ставшие традиционными

-Кто впервые на Руси ввел правила этикета и требовал их соблюдения.

-Что такое вежливость?

(Умение быть деликатным, тактичным, проявлять уважение к другому человеку. Словарь по этикету определяет вежливость так: моральное качество, характеризующего человека, для которого уважение к людям стало нормой поведения и привычным способом общения с окружающими

— Кого можно считать вежливым человеком?

(Да, вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить и поддерживать контакт, легко общаться

— Для чего человеку вежливая речь? Может ли невежливый человек быть хорошим собеседником?

(Для того, чтобы общение было приятным, плодотворным, эффективным. Нет).

— Посмотрите сценку и скажите, можно ли ребят назвать вежливыми? Почему? (Не умеют общаться).

— Было, было! Что ты меня все время перебиваешь?

— Это ты мне слова не даешь сказать!

Будет ли общение этих ребят приятным, эффективным? (нет). Почему? Что важно при общении? (Важно умение слушать товарища

— Действительно, при общении с другими людьми очень важно уметь слушать, даже если вам это не интересно. Вежливый человек всегда тактичен, внимателен, он говорит добрые слова, совершает добрые поступки. С таким человеком легко и интересно общаться. Я надеюсь, что вежливое общение станет нормой вашего поведения. Сегодня мне еще раз хочется напомнить вам строчки из стихотворения Бокова «Добрые слова».

— Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: «Добрый день»,

И следуйте хорошему примеру –

Продляйте добрым словом жизнь людей.

Итак, для чего человеку вежливая речь? (помогает приятному, успешному общению, поднимает настроение, окрыляет их).

-А какая еще речь способствует приятному, успешному, эффективному общению?

Сегодня мы с вами начинаем новый раздел, который так и называется «Правильная речь». А тема нашего урока «Пиши правильно»

На уроке мы с вами должны уточнить, действительно ли правильная речь помогает общению, а неправильная речь – затруднить понимание одного человека другим. А для начала выясним, какая речь считается правильной?

Нарушение орфографических правил (ошибка)

В любом языке есть свои правила произношения, правила написания, правила употребления слов. Правильная речь – это речь без ошибок, без нарушений правил языка.

Орфоэпия – это наука, в которой изучаются правильное произношение слов.

Орфография – это наука, которая изучает правильное написание слов.

Если тебе говорят: «Это слово так не пишется; так по-русски не говорят; ты неверно произнес это слово» — значит, ты нарушил какие-то правила русского языка.

Откройте учебники на странице 116. Ребята, перед вами записка, кото­рую оставил своим друзьям Кристофер Робин. Поняли ли вы, о чем она? А по­няли ли друзья мальчика, что он написал? (Конечно, нет

Послушайте фрагмент повести.

«Сова снова поглядела на записку.

— По-моему, дорогой мой Кролик, довольно ясно, что произошло, — сказа­ла она, — Кристофер Робин куда-то ушел с Щасвирнусом. Он и этот. Щас-вирнус сейчас чем-то заняты. Ты за последнее время встречал у нас в Лесу ка­ких-нибудь Щасвирнусов?

  • М-м-м, — сказал Кролик, — я как раз хотел у тебя узнать. Как они выглядят?
  • Итак, поняла Сова и Кролик, о чем идет речь в записке?
  • (Нет. Они реши­ли, что существует какой-то Щасвирнус, но какой он и как выглядит, никто не знает.)
  • Почему же друзья ничего не поняли?
  • (Потому что Кристофер Робин допустил орфографические ошибки, написал слитно два слова.)
  • Что можно сказать о Кристофере Робине только на основании его запис­ки? (Кристофер Робин пока еще не знает орфографических правил и поэтому пишет безграмотно, с ошибками.)

— Запишите исправленный вариант записки. Не забудьте о знаках препинания.

— Отсутствие Кристофера Робина связано с тем, что он стал учиться. Пос­лушайте, что сказал Иа своим друзьям, Кролику и Пятачку:

«- Что делает Кристофер Робин по утрам? Он учится. Он получает образо­вание. Он обалдевает — по-моему, он употребил именно это слово, но, может быть, я и заблуждаюсь, — он обалдевает знаниями. В меру своих скромных сил я также — если я правильно усвоил слово — обал. делаю то же, что и он». На следующее утро записка на двери Кристофера Робина гласила:

Я ушел, сейчас вернусь.

Вот почему все обитатели Леса — за исключением, конечно, Пятнистого или Травоядного Щасвирнуса — отныне знают, что Кристофер Робин занимается по утрам.

(«Обалдевает» вместо «овладевает». Сова услышала слово «овладевает», но не запомнила, как оно произносится, не знает, что точно означают слова «вла­деть, овладеть», т. научиться

В этом вам помогут взрослые, или вы можете обратиться к словарям, которые объяснят вам значение слов, научат вас правильно произносить и писать слова.

Работа по рисунку (задание 117)

— Посмотрите на рисунок (страница 117). С какими правилами русского языка не знакома Сова? (Сова не знает правила правописания безударных глас­ных в корне (совешник) и в приставках (открывают, подергать). Дома прочитаете объ­явления еще раз, приведите их в норму и запишите их в учебник.

Итак, какой можно сделать вывод? (Неправильная письменная речь способствует непониманию, затрудняет общение, а правильная помогает успешному общению

Анализ текста (задание 111)

Почему слова были не довольны Ежей?

-Давайте рассмотрим еще ситуации, когда нарушение правописных (орфографических) и произносительных (орфоэпических) норм нарушало общение.

Прочитайте текст. Определите, почему произошла путаница? Какую ошибку допустил Петя?

Рассказ об одной ошибке.

Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.

  • Ну как? Спросил её Дима.
  • Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.

В шестом часу Дима собрал во дворе ребят.

Тут появился Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования – длинный деревянный меч.

Отчего же так получилось? Что можно посоветовать Пете?

Анализ текста. «Где спрятался кот?» (задание 108). В русском языке очень много слов, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, имеют разное значение. Люди, путая их допускают ошибки, происходит путаница, изменяется смысл написанного, происходит непонимание. С такой историей мы с вами познакомимся.

Так почему произошла путаница, изменился смысл написанного.

(Девочка не знала, что одинаково про­износимые слова «кот» и «код» пишутся по-разному, имеют разное значение. Кот — домашнее животное, а код — специальное устройство, сигнализа­ция, устанавливаемая в дверях подъездов

  • Нередко в устной речи нарушается взаимопонимание, если слово упот­ребляется так, что его значение неясно, например,
  • У моего друга большой (род, рот).

Для того чтобы не возникало недоразумения, путаницы, как это произошло с двумя подругами из рассказа Р. Александровой, нужно точнее употреблять слова, например, в словосочетаниях:

У моего друга большой рот.

У моего друга старинный (знаменитый) род.

Варианты слов, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разно­му и имеют разное значение, для аналогичной работы:

Можно дополнительно предложить и такие омофоны:

поседеть — посидеть, примерять — примирять, спеши — спиши, вышел — вышил, будет — будит, съезд — съест, сторожил — старожил, водица — водиться.

Такая история и произошла в одном классе.

Объясните, почему Алеша ничего не писал и был в замешательстве?

Учительница написала на доске слова и сказала ребятам:

  • Ты, почему не работаешь, Алёша?
  • А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то «не спишите».

Часто случается так, что многие неправильно определяют ударный слог и от этого меняется смысл слова. Послушайте миниатюру, вот к чему приводит ошибка.

Ударение. (Миниатюра).

  • Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. (Берет бутылочку с лекарством. Читает: три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи. Принимает лекарство. Начинает пищать. Вбегает мама.
  • Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
  • Я лекарство принял. А здесь написано: «После приёма пищи».
  • Ах ты глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза в дель после приёма пищи, а не пищи.
  • Ой мамочка, нам и учительница в школе говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

РАБОТА В ПАРАХ.

Прочитайте текст. Все ли вам понятно? Найдите ошибки, если они есть.

К Гене подбежал Чебурашка:

— Гена, а Гена, там человеки яму копают!

Через несколько минут Чебурашка снова подбегает:

  • Гена, Гена, там один люд в яму упал.
  • Какую ошибку допустил Чебурашка? (Он неправильно употребил слово человек.) Прочитайте правильно.

Коллективная работа.

А сейчас самая сложная работа. Найди и исправь ошибку. Можете использовать подсказку.

Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо. «Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой

  • Как ты будешь развеваться, ведь ты не флаг?
  • Ты, надеюсь, пошутил, что заколешься?
  • И почему поворачиваешься с бачка на бачок? Где там, на речке, бачки?
  • Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним на рыбалку не ходишь?
  • Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Неужели седые волосы лучше твоих черных?

Итог: Наш урок заканчивается. Так какая речь способствует эффективному, плодотворному общению между людьми? (вежливая и правильная). А чтобы говорить правильно, нужно много учиться, знать правила и уметь их применять. На следующих уроках мы с вами продолжим работу над умением говорить и писать правильно.

Методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование изучения учебного материала по русскому языку3 класс.

Русский язык 1 класс УМК «Планета знаний»(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс.

Русский язык 1 класс УМК «Планета знаний»(Календарно -тематическое планирование по русскому языку

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, УМК «Планета Знаний»

Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой по русскому языку (автор Л. Желтовская), разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартам.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс УМК «Планета знаний»

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс УМК «Планета знаний».

Календарно — тематическое планирование уроков русского языка 2 класс. Программа «Планета Знаний»

Календарно — тематическое планирование уроков русского языка 2 класс. Программа «Планета Знаний.

Календарно-тематическое планирование русский язык 4 класс УМК Планета знаний

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом ФГОС.

Технологические карты уроков по учебнику Л. Желтовской, О. Калининой. УМК «Планета знаний»

  • В избранное
  • Поделиться

У данного товара существует несколько версий для покупки:

  • Книга — привычный печатный вариант книги.
  • Онлайн-книга — вариант книги, доступный для просмотра через сайт. Разделы книги доступны для скачивания и редактирования на вашем компьютере.

Код5181бАвторы-составителиКривоногова Н. ИздательствоУчитель, 2018СерияФГОС. Поурочное планированиеISBN978-5-7057-5108-2

Страниц294УДК372. 016:811. 161. 1*04Штрихкод9785705751082Размеры (Ш x В x Т)203 x 285 x 13 (мм)Обложкаприпрессовка глянцевой плёнкойПереплётмягкая, склейкаВес416 г

Предварительный просмотр

Русский язык (170 ч

Учебник: Русский язык: в 2 ч. : для 4 кл. четырёхлетней нач. школы/ Желтовская Л. , Калинина О. : АСТ: Астрель, 2014.

5 часов в неделю.

1 четверть — 40 ч.

2 четверть — 40 ч.

3 четверть — 48 ч.

4 четверть — 43 ч.

Речевое общение 32 ч.

Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) 24 ч.

Язык как средство общения 138 ч.

Речевое общение. Особенности устной речи. Произносим внятно, читаем выразительно.

Наблюдение над свойствами русского ударения.

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма. О нормах произношения и правописания гласных в словах.

О нормах произношения и правописания согласных в словах.

Употребление Ь и Ъ.

Упражнение в написании слов с разными типами орфограмм.

Контрольный вводный диктант (диагностический) по теме «Речевое общение» и его анализ

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение.

Изложение «Надёжный друг» по теме «Речевое общение». Работа над ошибками в изложении. Уточняем смысл высказывания.

Контрольное списывание по теме «Общаемся устно и письменно»

Работа над ошибками в списывании. Творческая работа с текстом.

Выделяем этикетные слова и фразы.

Используем средства пунктуации.

Проверочный диктант по теме «Общаемся устно и письменно» и его анализ

Уроки творчества. Свободный диктант и его анализ.

Сочинение поздравления с днём рождения по теме «Речевое общение»

Части речи и члены предложения.

Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого. Глагол как двигатель всей фразы

Неопределённая форма глаголов (повторение).

Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени (повторение).

Формы глаголов в настоящем и будущем времени.

Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов.

Контрольный диктант за 1 четверть по теме «Анализируем и строим предложения» и его анализ

Проверочная работа по теме «Анализируем и строим предложения» и её анализ.

Словарный диктант. Гласные Е — И в безударных личных окончаниях глаголов

Правописание глаголов. Гласные Е — И в безударных окончаниях

Изложение «Река стала» по теме «Анализируем и строим предложения» и его анализ

Гласные е — и в безударных личных окончаниях глаголов.

Урок-тренинг. Правописание глаголов.

Выражение сказуемого разными формами времени глаголов. Обобщение сведений о формах времени глаголов

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях

Творческие работы. Изложение «Воронёнок» по теме «Анализируем и строим предложения» и его анализ

Творческое списывание по теме «Анализируем и строим предложения» и его анализ. Правописание глаголов.

РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ. Используем второстепенные члены предложения

Падежные формы склоняемых частей речи (повторение).

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

Сочинение по рисунку и опорным словам по теме «Развёртываем, распространяем мысли» и его анализ

Однородные второстепенные члены предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Решение общих пунктуационных задач.

Осложнённое списывание текста. Предложения с однородными членами

Проверочный диктант по теме «Развёртываем, распространяем мысли» и его анализ.

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).

Изложение по теме «Развёртываем, распространяем мысли» и его анализ.

Однородные второстепенные члены предложения. Словарный диктант.

Части речи. Их формы и правописание. Слово как часть речи.

Формы частей речи

Изменение частей речи по числам и родам.

Изложение по теме «Части речи»

Анализ изложения. Спряжение и склонение.

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи.

Имена существительные 1, 2, и 3 склонений.

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.

Сочинение по теме «Части речи» и его анализ. Падежные окончания.

Как выбрать окончание: е или и ?

Диктант по теме «Части речи» и его анализ.

Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.

Изложение по теме «Части речи» и его анализ.

Закрепление изученного. Окончания имён существительных.

Безударные падежные окончания имён прилагательных.

Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа.

Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Упражнение в проверке безударных падежных окончаний имён прилагательных (а или и)

Упражнение в проверке безударных падежных окончаний имён прилагательных (и или е)

Закрепление изученного. Списывание текста с употреблением нужных падежных форм частей речи.

Правописание падежных форм личных местоимений.

Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение)

Изложение (краткое) и его анализ по теме «Части речи их формы и правописание».

Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту по теме «Части речи»)

Контрольный диктант и его анализ по теме «Части речи»

Сочинение о подснежнике по теме «Части речи» и его анализ.

Словарный диктант. Закрепление изученного по теме «Части речи»

Части речи, их формы и правописание.

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение)

Формы имён прилагательных.

Наречия – признаки действия.

Изложение и его анализ. Частицы – служебные части речи. Предлоги, союзы.

Проверочный диктант и его анализ по теме «Части речи, их формы и правописание»

Используем средства языка в речи. Язык и речь. Слово.

Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог.

Лексическое и грамматическое значения слова.

Правописание слов. Повторение изученных орфограмм.

Распространение мыслей в предложении и тексте

Связи частей и предложений в тексте.

Составление инструкции как разновидности текста- повествования по теме «Используем средства языка в речи». Работа над ошибками.

Композиция (построение) текста

Описание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» и его анализ по теме «Используем средства языка в речи»

Контрольное списывание текста с учебника по теме «Используем средства языка в речи»

Работа над ошибками. Предупредительный диктант (подготовка к контрольному диктанту)

Итоговая комплексная работа, работа над ошибками

О роли языка в жизни человека

Контрольное изложение и его анализ

Друзья мои – книги (составление отзыва о прочитанной книге)

Закрепление изученного. Словарный диктант. Презентации сборников по проектной деятельности

Похожие презентации

«Чередование гласных И Е» — Начитать — начётчик подсчитать- подсчёт. Чередование гласных в корне. Тема: «Корни с чередованием гласных Е/И». «Правила ослика». Блест/блист жег/жиг стел/стил счет/счит. Чередование гласных корне. «Ослик-китаец». (С)чет/(с)чит. мер/мирА.

«Правописание безударной гласной» — Безударные гласные могут быть. Непроверяемые безударные гласные. Учитель русского языка и литературы Смолова Ираида Михайловна. Практическая работа. Примеры: акк_ мп_ немент, б_ гряный, в_ н_ грет, г_ р_ зонт и тд. Проверяемые безударные гласные. Чередующиеся корни. Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

«Гласная в корне» — Умирает, умереть. Добираться. рАвнина. Запишите, вставляя пропущенные буквы, делая необходимые обозначения. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. утвАрь. Без ударения. О//А: от значения. рОвесник. Из предложений 1 — 6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Из предложений 16 — 19 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

«Безударная гласная 3 класс» — Как проверить безударные гласные? Проверка безударных гласных. Проверь себя. Т плый. Разгадай ребус. Снегурочка. Проверь безударную гласную. Х л дало – х лод, хол дный. русский язык 3 класс учитель начальных классов Федорова Надежда Анатольевна. Б рёза. Т пло. Д ма. Правило: Дом. Словарное слово.

«Правописание гласных в корне» — Гласные о и е (ё) после шипящих. Исключения: зорянка, зоревать. Правописание гласных в корне. Исключения: утварь. Правописание чередующихся гласных. Написание о или е после ц определяется ударением. Алгоритм проверки гласной в корне. В корнях –раст/-рост пишется а перед ст, щ, в остальных случаях – о: расти, росла.

Нормы произношения гласных

Слайд 27 из презентации «Нормы для иностранных студентов»