4 Класс
- img phpGeWqea 4 klass Skorost vremya rasstoyanie 0

Скорость время расстояние единицы скорости конспект урока 4 класс школа россии

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ/ Скорость/Время/Расстояние//Математика 4 класс.

4 класс. Математика. Скорость, время, расстояние

4 класс. Математика. Скорость, время, расстояниеМатематика 4 класс (Урок№35 — Понятие скорости. Единицы скорости

4 класс. Математика. Скорость, время, расстояниеЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ/ Скорость/Время/Расстояние//Математика 4 класс.

Задачи на движение. Учимся решать задачи на движение. Способы решения задач на движение.

Образовательное учреждение: МОУ «Ирбитская средняя общеобразовательная школа №18»

Тема: «Скорость. Время. Расстояние».

Цели и задачи: 1)Обучающие:

-сформировать у учащихся представление о новой величине «скорость» и единицах её измерения; на основе

исследования графических моделей движения выявить зависимость между величинами, характеризующими

движение тел – скоростью, временем, расстоянием.

-развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать,

сравнивать, обобщать полученную информацию и делать выводы.

-продолжать формировать волевые качества, коммуникативные отношения.

Оборудование и использованные материалы:

Интерактивная доска, компьютер, проектор, слайды к уроку; таблицы для игры «Верите ли вы»;

индивидуальные «таблицы знаний», выполненные детьми на уроке труда по теме «Скорость.

Время. Расстояние»; индивидуальные карточки — тесты «Найди верные утверждения»;

Условия успешной работы

ДВИЖЕНИЕ : скорость, время, расстояние.

Движение — езда, ходьба в разном направлении.

  • Расстояние — это пространство разделяющее два пункта; промежуток между чем-либо.
  • Обозначение — S
  • Единицы измерения:

мм, см, м, км, шагах

  • Время – процесс смены явлений, вещей, событий.
  • Обозначение — t
  • Единицы измерения:

мин, сек, ч, сутках.

  • Скоростью — называется расстояние, пройденное в единицу времени (за какое-то время – час, минуту, секунду).
  • Обозначение — V
  • Единицы измерения:

V =S : t

t =S : V

Основные формулы и правила:

Соединить картинку со значением скорости.

Э К З А М Е Н

Назови предметы, найди лишние

Для чего предназначены данные приборы ?

Согласно рабочей программе по математике это первый урок в разделе «Решение задач на движение», на изучение которой отводиться 8 часов. Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особенности моего класса. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока.

Целевая аудитория: для 4 класса

Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!

Порядок вывода комментариев:

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

В помощь учителю

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах. Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами. При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Конспект урока по теме: «Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием»

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений составлять и решать

задачи на движение, сравнивать величины, соблюдать порядок выполнения действий в

выражениях со скобками и без скобок, находить площадь квадрата.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): учатся

составлять и решать задачи на движение, сравнивать величины, соблюдать порядок

выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, находить площадь

 Метапредметные (компоненты культурно — компетентностного опыта/

приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную

задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают

собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать

в речевое общение, пользоваться учебником;

 Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих

подходов к выполнению заданий.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.

Основные понятия и термины: задачи на движение

Мотивация учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования. Эмоциональный

настрой класса.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Сообщение темы, цели урока

III. Актуализация знаний. Самоопределение к учебной деятельности.

Проверка домашнего задания.

Устный счет.

1) Определите порядок действий

39 : 13 + 28 х 1 =

37 : 37 + 14 х 5 =

65 – 48 (81 : 27) =

2) Выразите в указанных единицах измерения.

3) Решение задач.

— Скорость космического корабля, если он пролетел 56 км за 8с.

— Скорость улитки, если она проползла 35 км за 7ч.

— Скорость плота на реке, если он за 4ч проплыл 16 км.

— Скорость велосипедиста, если он проехал 36км за 2ч.

— Рассмотрите таблицу:

— Составьте по таблице взаимообратные задачи.

— Как найти расстояние, если известны скорость и время?

— Как найти скорость?

— Как найти время?

-Сформулируйте задачи урока. (Продолжать учиться решать задачи с величинами

«скорость», «время», «расстояние»

Работа по теме урока. Мультимедийная доска.

Назовите и запишите в таблице значения данных и искомых величин.

— С какой скоростью двигалась черепаха?

— Что это значит?

— А сколько она была в пути?

— Чтобы вам легче было решить задачу, сделайте еще к ней чертеж.

5м 5м 5м

— Что надо узнать?

— Как это можно узнать?

5 х 3 = 15 (м)

Ответ: 15 метров прошла черепаха.

Решение с комментированием у доски.

10 х 10 = 1000 (м)

Ответ: 1000 метров прошел слон за 10 минут.

— Как найти расстояние, если известны скорость и время движения?

1) 60 х 3 = 180 (км) — проехал за 3 ч.

2) 70 х 2 = 140 (км) — проехал за 2 ч.

3) 180 + 140 = 320 (км) – всего.

Ответ : 320 км проехал всего.

— Давайте узнаем, на сколько больше мотоциклист проехал больше за 3ч?

60 х 3-70 х 2 = 40 (км)

Ответ: на 40 км мотоциклист проехал больше за 3 часа.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Учебник с. 7№22. Решение задачи у доски с комментированием.

Самостоятельная работа. Выполняем задание в рабочей тетради с. 4№4,5

Индивидуальная работа по дифференцирующим карточкам для обучающихся,

испытывающих трудности в решении задач.

30 : 6 = 5 (м/с)

Ответ: скорость Тани 5 м/с.

— Вспомните алгоритм деления с остатком. Два ученика работают у доски.

VII. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление

— Чему научились на уроке?

— Какой материал повторили?

— Где и когда вы можете применить свои знания на практике?

— Как оцениваете свою деятельность на уроке?

— VIII. Домашнее задание.

6,№ 19. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Тема урока: «Скорость. Время. Расстояние»

Цели урока: дать представление о скорости, научить решать задачи на нахождение скорости; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление, внимание.

Организационный момент.

— Вот звонок нам дал сигнал,

поработать час настал.

Так что время не теряем

и работать начинаем.

-А сегодня устный счёт-

В зимний лес лыжный поход!

Наш поход начался. В пути все должны помогать друг другу, если появятся какие-то трудности.

Дорога неровная, то холмы, то равнины,

С горки вверх, с горки вниз,

Знания – вот лучший приз!

(На доске изображена неровная дорога, состоящая из треугольников, на обратной стороне буквы)

а) Найти произведение чисел 6 и 8.

б) Найти частное чисел 45 и 5.

в) Произведение каких двух однозначных чисел равно 16.

д) Чему равна разность чисел 45 и 20?

е) 80 уменьшить в 2 раза.

ж) 30 увеличить в 2 раза.

з) 6 умножить на 7.

и) При каком значении а верно равенство 6 * а=0?

(После ответов детей беру по одному треугольнику и поворачиваю другой стороной. Получилось слово РАССТОЯНИЕ).

— Прочитаем, какое слово получилось.

— Назовите единицы измерения расстояния. (км, м, дм, см, мм)

— Наперекор снегам и вьюгам

Летим на лыжах друг за другом.

Впереди препятствие: дорогу замело сугробами. Надо расчистить дорогу.

У каждого есть номер, расшифруйте его и запишите на доске. Кто вперёд?

(Получилось 3 18 6 13 33

в р е м я)

— Назовите единицы измерения времени. (век, год, неделя, месяц, сутки, час, минута, секунда).

-Сколько месяцев в 10 годах?

— 1 час 30 мин. Сколько это минут?

— Сколько секунд в 1 минуте?

— Полминуты. Сколько это секунд?

— Четверть часа. Сколько это минут?

(Дети называют ответы, а учитель переворачивает «заносы»,

получилось 120, 90, 60, 30, 15)

— Какое число лишнее? Почему? (Рассмотреть все варианты: 120, т. оно трёхзначное; 15, т. остальные числа круглые)

(Убираю число 15, получился ряд чисел: 120,90,60,30)

— По какому принципу составлен этот ряд чисел? (Каждое следующее число меньше предыдущего на 30)

-Дальше вдруг сугроб огромный-

Развалился вдоль и вширь

Этот снежный богатырь,

Объезжать его мы стали

И задачи увидали.

Зайцы по лесу бежали

Волчьи следы на дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла,

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 40 следов.

Сколько , скажите здесь было волков?

Поспорили два друга: Игорь и Миша. Они учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них лучший спортсмен.

Миша на соревнованиях в своей школе прошёл 45 метров за 15 секунд, а Игорь 60 метров за 20 секунд. Кто прав?

-Напишите на листочке имя того мальчика, кто по вашему мнению прав, кто бежал быстрее.

-А какое слово употребляют, когда говорят, что человек бежит быстрее или медленнее; самолёт или машина движутся быстрее или медленнее?

-Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Скорость, время, расстояние)

-Решим задачу.

Машина за три часа проехал 180 км. Сколько проехала машина за 1 час?

Изобразите условие задачи графически.

-Как показать на рисунке?

Что означает 3 час?

-Запишите решение задачи.

— Как решили задачу? Что такое 60 км? 1 час?

— Как называется расстояние, пройденное за 1 час?

— Найдите ответ на вопрос в учебнике.

— Значит, что мы узнали, решая задачу?

-Как же найти скорость?

— Каковы единицы измерения скорости?

-Но бывают и другие единицы измерения скорости. Например, моряки измеряют скорость в «узлах». 1 узел = 2 км/ч.

Работа по учебнику ( с

№1 Устно.

-Объясни смысл предложений:

а) Самолёт летит со скоростью 800 км/час.

б) Скорость теплохода 45 км/ч

в) Меч – рыба развивает скорость 100 км/ч

г) Земля движется по орбите со скоростью 4 км/мин

д) Черепаха ползёт со скоростью 4 м/мин

е) Человек идёт со скоростью 4 км/ч

ж) Поезд идёт со скоростью а км/ч.

Какое значение может принимать а?

Как же узнать скорость движения?

№2 (а – с комментированием, а остальные самостоятельно)

а) Скорость космического корабля, если он пролетел 56 км за 8 секунд

б) Скорость улитки, если она проползла 35 метров за 7 часов

в) Скорость плота на реке, если он за 4 часа проплыл 16 км

Проверка выполненной работы.

(Проверка на доске. Соединить картинку и карточку.

Самолёт 45 км/ч

велосипедист 6 км/с

ракета 30 км/ч

машина 900 км/ч

автобус 4 км/ч

пешеход 60 км/ч

поезд 18 км/ч

— Что общего между расстоянием и временем?

Является ли скорость величиной?

Чем измеряется расстояние?

Каким прибором измеряется скорость?

-Определить по спидометру скорость движения каждой машины

(Картинки : «Волга», «Жигули», «Запорожец». По спидометру определяется скорость каждой машины)

— А теперь давайте решим задачу про Игоря и Мишу.

-Кто же был прав? Почему?

— У кого на листочке было написано и Игорь, И Миша?

Подведение итога урока.

— С какой новой единицей познакомились?

— Что такое скорость?

Как узнать скорость?

Составим формулу нахождения скорости.

-А как вы думаете, в жизни нам это знания пригодятся?

В каких ситуациях?

§ 1  Скорость сближения и скорость удаления

В этом уроке познакомимся с такими понятиями, как «скорость сближения» и «скорость удаления».

Для ознакомления с понятиями «скорость сближения» и «скорость удаления» рассмотрим 4 реальные ситуации.

Из двух городов навстречу друг другу одновременно выехало два автомобиля. Скорость первого автомобиля ʋ1 = 120 км/ч, а скорость второго автомобиля ʋ2 = 80 км/ч. Сокращается ли расстояние между автомобилями? Если да, то с какой скоростью?

Изобразим движение данных автомобилей на координатном луче.

Из рисунка видно, что два автомобиля, двигаясь навстречу друг другу, приближаются. Значит, расстояние между ними сокращается. Чтобы узнать, с какой скоростью сокращается расстояние между автомобилями или же с какой скоростью сближаются два автомобиля, необходимо к скорости первого автомобиля прибавить скорость второго. А именно, скорость сближения равна сумме скоростей первого и второго автомобилей: ʋсбл. = ʋ1 +ʋ2.

Найдем скорость сближения данных автомобилей:

Значит, расстояние между автомобилями сокращается со скоростью 200 км/ч. Рассмотрим вторую ситуацию.

Из двух городов одновременно в одном направлении, вдогонку, выехало два автомобиля. Скорость первого автомобиля ʋ1 = 120 км/ч, а скорость второго автомобиля ʋ2 = 80 км/ч. Сокращается или увеличивается расстояние между автомобилями и на сколько?

Из рисунка видно, что первый автомобиль движется быстрее второго автомобиля или же движется вдогонку второму автомобилю. Значит, расстояние между автомобилями будет сокращаться. Чтобы узнать, с какой скоростью сокращается расстояние между автомобилями или же с какой скоростью сближаются два автомобиля, необходимо из скорости первого автомобиля вычесть скорость второго автомобиля. А именно, скорость сближения равна разности скоростей двух автомобилей: ʋсбл. = ʋ1 — ʋ2.

Найдем скорость сближения данных автомобилей: ʋсбл. = ʋ1 — ʋ2 = 120 – 80 = 40 км/ч. Значит, расстояние между автомобилями сокращается со скоростью 40 км/ч.

Рассматривая приведенные выше ситуации, мы познакомились с понятием «скорость сближения». Скорость сближения – это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.

Рассмотрим следующую третью ситуацию.

Из двух городов в противоположных направлениях одновременно выехало два автомобиля. Скорость первого автомобиля ʋ1 = 120 км/ч, а скорость второго автомобиля ʋ2 = 80 км/ч. Будет ли увеличиваться расстояние между автомобилями? Если да, то на сколько?

Из рисунка видно, что два автомобиля, двигаясь в противоположных направлениях, удаляются друг от друга. Значит, расстояние между ними увеличивается. Чтобы узнать, с какой скоростью увеличивается расстояние между автомобилями или же с какой скоростью удаляются два автомобиля друг от друга, необходимо к скорости первого автомобиля прибавить скорость второго автомобиля. А именно, скорость удаления равна сумме скоростей двух автомобилей: ʋуд. = ʋ1 + ʋ2.

Найдем скорость удаления данных автомобилей: ʋуд. = ʋ1 + ʋ2 = 120 + 80 = 200 км/ч. Значит, расстояние между автомобилями увеличивается со скоростью 200 км/ч.

Рассмотрим последнюю четвертую ситуацию.

Из двух городов водном направление одновременно выехало два автомобиля. Скорость первого автомобиля ʋ1 = 120 км/ч, а скорость второго автомобиля ʋ2 = 80 км/ч. Причем второй автомобиль движется с отставанием. Будет увеличиваться или уменьшаться расстояние между автомобилями и на сколько?

Из рисунка видно, что второй автомобиль движется медленнее первого автомобиля или же движется с отставанием от первого автомобиля. Значит, расстояние между автомобилями будет увеличиваться. Чтобы узнать, с какой скоростью увеличивается расстояние между автомобилями или же с какой скоростью удаляются два автомобиля друг от друга, необходимо из скорости первого автомобиля вычесть скорость второго автомобиля. А именно, скорость удаления равна разности скоростей двух автомобилей: ʋуд. = ʋ1 — ʋ2.

Найдем скорость удаления данных автомобилей: ʋуд. = ʋ1 — ʋ2 = 120 – 80 = 40 км/ч. Значит, расстояние между автомобилями увеличивается со скоростью 40 км/ч.

Рассматривая приведенные выше ситуации, мы познакомились с понятием «скорость удаления». Скорость удаления – это расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени.

§ 2  Краткие итоги по теме урока

При движении двух объектов навстречу друг другу скорость сближения равна сумме скоростей этих объектов. ʋсбл. = ʋ1 + ʋ2

При движении вдогонку скорость сближения равна разности скоростей объектов движения. ʋсбл. = ʋ1 — ʋ2

При движении двух объектов в противоположных направлениях скорость удаления равна сумме скоростей этих объектов. ʋуд. = ʋ1 + ʋ2

При движении с отставанием скорость удаления равна разности скоростей объектов движения. ʋуд. = ʋ1 — ʋ2

В этом уроке мы познакомимся с задачами на встречное движение.

При решении любой задачи на движение мы сталкиваемся с такими понятиями, как «скорость», «время» и «расстояние».

Скорость – это расстояние, которое преодолевает объект за единицу времени. Измеряется скорость в км/ч, м/сек и т. Обозначается латинской буквой ʋ.

Время – это время, за которое объект преодолевает определенное расстояние. Измеряется время в секундах, минутах, часах и т. Обозначается латинской буквой t.

Расстояние – это путь, который преодолевает объект за определенное время. Измеряется расстояние в километрах, метрах, дециметрах и т. Обозначается латинской буквой S.

В задачах на движение эти понятия взаимосвязаны. Так, чтобы найти скорость, необходимо расстояние разделить на время: ʋ = S : t. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость: t = S : ʋ. А чтобы найти расстояние, скорость умножают на время: S = ʋ · t.

Говоря о задачах на встречное движение, используют понятие «скорость сближения». Скорость сближения – это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени. Обозначается ʋсбл.

Чтобы найти скорость сближения при встречном движении, зная скорости объектов, надо найти сумму этих скоростей: ʋсбл. = ʋ1 + ʋ2. Чтобы найти скорость сближения, зная время и расстояние, необходимо расстояние разделить на время: ʋсбл. = S : t.

Рассмотрим взаимосвязь понятий «скорость», «время» и «расстояние» при решении задач на встречное движение.

ЗАДАЧА 1. От двух станций, расстояние между которыми 564 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость одного из них — 63 км/час. Какова скорость второго, если поезда встретились через 4 часа?

Изобразим движение поездов на схеме:

скорость первого поезда обозначим буквой ʋ1 = 63 км/ч. Скорость второго поезда обозначим буквой ʋ2 = ? км/ч. Время в пути обозначим буквой t = 4 ч. Расстояние, которое прошли оба поезда, — буквой S = 564 км.

Поскольку, чтобы найти неизвестную скорость, необходимо знать время, а оно известно и равно 4 часам, и расстояние, прошедшее вторым поездом до встречи, которое не указано в условиях задачи, то необходимо найти это расстояние. Из условия задачи нам известно все расстояние S = 564 км, скорость первого поезда ʋ1 = 63 км/ч и время t = 4 ч. Зная расстояние, которое прошел до встречи первый поезд, мы сможем узнать и расстояние, которое прошел второй поезд. S1 = ʋ1 · t = 63 · 4 = 252 км. Значит, S2 = S – S1 = 564 – 252 = 312 км. Найдя расстояние, которое прошел до встречи второй поезд, можем найти и скорость второго поезда. ʋ2 = S2 : t = 312 : 4 = 78 км/ч. Получили, что скорость второго поезда равна 78 км/ч.

Рассмотрим второй вариант.

Поскольку, чтобы найти неизвестную скорость, необходимо знать скорость первого поезда, из условий задачи она известна ʋ1 = 63 км/ч, и скорость сближения, которая не оговаривается условиями задачи, то надо найти скорость сближения, используя данные задачи, а именно расстояние S = 564 км и время встречи t = 4 часа. Чтобы найти скорость сближения поездов, можно расстояние разделить на время. ʋсбл. = S : t = 564 : 4 = 141 км/ч. Теперь, зная скорость сближения, можем найти скорость второго поезда. ʋ2 = ʋсбл. — ʋ1 = 141 – 63 = 78 км/ч. Получили, что скорость второго поезда равна 78 км/ч.

ЗАДАЧА 2. Расстояние между двумя пристанями 90 км. От каждой из них одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода. Сколько часов им понадобится, чтобы встретиться, если скорость первого составляет 20 км/час, а второго – 25 км/час?

Изобразим движение теплоходов на схеме.

Скорость первого теплохода обозначим буквой ʋ1 = 20 км/ч. Скорость второго теплохода обозначим буквой ʋ2 = 25 км/ч. Расстояние между пристанями обозначим буквой S = 90 км. Время – буквой t = ? часов.

Чтобы ответить на поставленный вопрос задачи, необходимо знать расстояние и скорость сближения, так как t = S : ʋсбл. Поскольку расстояние нам известно из условия задачи, надо найти скорость сближения. ʋсбл. = ʋ1 + ʋ2 = 20 + 25 = 45 км/ч. Теперь, зная скорость сближения, можем найти неизвестное время. t = S : ʋсбл = 90 : 45 = 2 ч. Получаем, что теплоходам понадобится 2 часа, чтобы встретиться.

ЗАДАЧА 3. Из поселка и города навстречу друг другу одновременно выехали два автобуса. Один автобус до встречи проехал 100 км со скоростью 25 км/час. Сколько километров до встречи проехал второй автобус, если его скорость — 50 км/час?

Покажем движение автобусов на схеме.

Скорость первого автобуса обозначим буквой ʋ1 = 25 км /ч. Скорость второго автобуса обозначим буквой ʋ2 = 50 км/ч. Расстояние, которое до места встречи проехал первый автобус, обозначим буквой S1 = 100 км. Расстояние, которое проехал до встречи второй автобус – буквой S2 = ? км, а время – буквой t.

Чтобы ответить на вопрос задачи, необходимо знать скорость второго автобуса и время, которое он был в пути до встречи, так как S2 = ʋ2 · t. Поскольку скорость второго автобуса известна из условия задачи, надо найти время. Если мы найдем время, которое был в пути первый автобус, то мы найдем и время, которое был в пути второй автобус, так как они выехали одновременно, а это значит, что до момента встречи автобусы были в пути одинаковое количество времени. Чтобы найти время, можно расстояние, которое проехал первый автобус, разделить на его скорость. t = S1 : ʋ1 = 100 : 25 = 4 часа. Теперь, зная время, можем найти расстояние, которое второй автобус проехал до момента встречи. S2 = ʋ2 · t = 50 · 4 = 200 км. Получили, что второй автобус проехал до встречи 200 км.

§ 3  Краткие итоги по теме урока

При решение задач на встречное движение следует помнить, что в задачах такого типа выполняются следующие условия:

Объекты начинают свое движение одновременно навстречу друг другу, т. находятся в пути до встречи одинаковое количество времени; время обозначается латинской буквой t = S : ʋсбл;

Расстояние S – это сумма расстояний двух объектов до встречи; S = S1 + S2 или S = ʋсбл· t;

Объекты сближаются с определенной скоростью – скоростью сближения, обозначающейся латинской буквой ʋсбл. = S : t или ʋсбл = ʋ1 + ʋ2, соответственно ʋ1 = S1 : t и ʋ2 = S2 : t.

Конспект урока по теме: «Скорость. Единицы скорости»

Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению со скоростью равномерного движения

и с решением простых задач на нахождение скорости по известному расстоянию и времени

движения, развитию умений выполнять деление с остатком, находить значение выражений с одной

переменной, преобразовывать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со

скобками и без них.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомится со

скоростью равномерного движения и с решением простых задач на нахождение скорости по

известному расстоянию и времени движения; научатся выполнять движение с остатком;

находить значение выражений с одной переменной; преобразовывать величины; соблюдать

порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;

 Метапредметные (компоненты культурно — компетентностного опыта/ приобретенная

компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на

вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог,

оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться

 Личностные: понимают необходимость бережного отношения к природе, своему здоровью и

здоровью других людей.

Основные понятия и термины: скорость, единицы скорости.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования. Эмоциональный настрой

Математику, друзья, не любить никак нельзя.

Очень строгая наука, очень точная наука,

Интересная наука — это математика!

Сообщение темы, цели урока.

1) Арифметический диктант.

— найдите частное чисел 420 и 6;

— какое число меньше 720 на 100?

— какое число надо увеличить на 8, чтобы получить 64?

— запишите число, которое больше 20 в 5 раз;

— на сколько нужно разделить 560, чтобы получить 80?

— к какому числу надо прибавить 100, чтобы получить 360?

— первый множитель 42, а второй – 2. Чему равно произведение?

— во сколько раз 70 больше 2?

— уменьшаемое 360, вычитаемое 60. Чему равна разность?

— из чисел 625, 506, 650, 605, 526, 256, 560 выпишите, у которых 6 единиц I разряда и 5 единиц III

разряда (числа записываются на доске);

2) Решение примеров.

Найдите ошибки и вычислите правильно (можно вынести на доску).

3) Работа в парах.

— установите соответствия между величинами и единицами измерения и соедините их парами.

Длина кг

Масса л

Объем км

Площадь мин

Скорость м

— К какой величине вы не нашли меру? (К скорости)

— Что вы знаете об этой величине? (Ответы детей)

— Сформулируйте задачи урока (Познакомиться с новой величиной – скоростью, узнать, с какими

величинами она связана, в каких единицах измеряется

Изучение нового материала.

Назовите единицы измерения времени, площади.

Мультимедийная доска. Обратите внимание на единицы измерения. Как вы думаете, что

мы будем измерять этими единицами и почему.

Работа по учебнику.

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с

— Что значит «скорость движения легкового автомобиля 80км/ч»? (в течение каждого часа

автомобиль проходит 80 км/ч)

— Объясните, что значит «скорость движения космического корабля 8000 м/с»? (В течение

каждой секунды космический корабль пролетает 8000м или 8 км)

— Прочитайте задачу.

— Что известно в задаче? (Средняя скорость полета аиста

— В какие единицы надо перевести секунды? (В минуты

— Сколько секунд в одной минуте?

— Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать, какое расстояние пролетит аист за 1с?

— Запишите выражение. (600:60=10(м/с)

— Прочитайте задачи.

— Рассмотрите таблицу.

— Как называется первый столбец, второй, третий?

— Как найти среднюю скорость? (Нужно пройденное расстояние разделит на время, которое

затратили на прохождение этого пути

— Решите первую задачу. (120:2=60 (км/ч)

Ответ: 60 км/ч-скорость пассажирского поезда.

— Что известно о следующей задаче? (Расстояние и время

— Что нужно узнать? (Какое расстояние поезд проходит за 1ч, т. скорость

— Как найти скорость, зная расстояние и время? (Нужно расстояние разделить на время

— Чем похожи первая и вторая задачи? (Вопросом

— Сравните решения этих задач.

— Сделайте вывод: как найти скорость движения?

— Решите вторую задачу. (120:3=40 (км/ч)

Ответ: 40 км/ч-скорость товарного поезда.

— Как, зная время и расстояние, можно найти скорость?

МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот Повороты корпусом

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! Приседания

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места

Работа по учебнику №12.

Пешком -6км/ч.

На машине — ? в 10 раз б.

На велосипеде — ? в 4 раза м.

1) 6 х 10 = 60 (км/ч) — на машине.

2) 60 : 4 = 15 (км/ч).

Ответ: скорость на велосипеде 15 км/ч.

— Вспомните алгоритм деления с остатком. Два ученика работают у доски. Самопроверка.

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.

— Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

— Что мы повторяли сегодня на уроке?

— Какое задание понравилось вам больше всего? Какое – меньше?

5,№ 11. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Урок математики в 4 классе

На тему: «Скорость, время, расстояние»

Разработала: Пьяникова Ксения Игоревна

Учитель начальных классов

2015 г.

Тема: Скорость, время, расстояние.

Цели: сформировать представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения;

научить определять скорость движения,

— познакомить с единицами измерения скоростей,

— научить пользоваться правилом нахождения скорости движения.

— выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел скоростью, временем, расстоянием, и ввести формулы, выражающие эти зависимости;

— научить использовать выведенные формулы для решения задач;

— отрабатывать вычислительные навыки;

— развивать логическое мышление, воображение, кругозор, память, речь, познавательный интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля.

— воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах;

Средства достижения целей: учебник «Математика» 4 класс (часть 1), Москва «Просвещение» 2014, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь, белая доска.

Тип урока: повторение изученного материала.

Оборудование: плакат для рефлексии, (карточки по группам, карточки для пар, самостоятельная работа на карточках, для индивидуального задания), презентация.

Методы учебной деятельности:

— самостоятельная работа;

— коллективного взаимодействия;

— рефлексивная деятельность;

— стимулирование мотивации личностного саморазвития.

Приемы учебной деятельности:

беседа, групповая работа, проблемные ситуации.

Результативность урока определяется по оценкам за самостоятельную работу и рефлексию.

  • Мотивация к уроку
  • Работа в тетради и с учебником
  • Проблемная ситуация (открытие нового)
  • Работа в паре +проверка класса
  • Работа в группах+ интерактивная доска
  • Работа с геометрическим материалом
  • Итог урока; Рефлексия.

Ход урока.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Ребята у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их, тем что мы готовы к уроку, что можем отлично работать.

У вас на столах лежат листочки разного цвета, поднимите тот листок:

Кто пришел на урок с отличным настроением и готов к новым знаниям – это красный

Кто пришел на урок с грустным настроением и не готов к новым знаниям на уроке – зеленый

Хорошо! Молодцы! Я думаю, что у ребят с зеленым листком настроение на уроке измениться в лучшую сторону.

Пока мы будем выполнять с ребятами устный счёт, 3 человека из нашего класса будут работать на карточках индивидуально, после выполнения своего задания они продолжают работать с нами и за свою работу получают отметку.

1 карточка Вычисли среднее арифметическое чисел: 20, 23, 32,41. Вычисли значение выражений: 465:3+525:5 * 2 Начерти окружность в центре с точкой О и радиусом 2 см. 2 карточка1) Вычисли среднее арифметическое чисел: 20, 23, 32,41. 2) Вычисли значение выражений: 465:3+525:5 * 2 3) Начерти окружность в центре с точкой О и радиусом 2 см. 3 карточка 1) Вычисли среднее арифметическое чисел: 20, 23, 32,41. 2) Вычисли значение выражений: 465:3+525:5 * 23) Начерти окружность в центре с точкой О и радиусом 2 см.

На доске записаны числовые выражения (без ответов) – интерактивная доска

Что вы заметили когда мы решали числовые выражения? ( ответ являлся первым числом в след. числовом выражении.

Актуализация знаний (обычная доска, картинки)

Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

Ракета, гепард, черепаха, машина, самолет.

— как вы думаете, что их объединяет?

— а чем же они отличаются? (скорость)

— а на какие группы вы можете разбить эти рисунки?

— животные и транспорт, быстрые и медленные.

Теперь сравните элементы первой группы

— гепард быстрый

— черепаха медленная

— вторую группу?

Так значит чем они отличаются друг от друга?

А теперь представьте, что вам надо куда либо доехать быстро, что вы выберете? (ракету или самолет)

Потому что быстрая.

— что вы сравнивали когда делали выбор?

Как вы думайте какая будет тема нашего урока? (скорость, время, расстояние)

Сегодня на уроке мы закрепим знания нахождения скорости. Будем учиться решать задачи с помощью формул.

— Как вы понимаете км/ч, м/мин?

Вам на сегодня было задано учить правило.

Что такое скорость? Какая она может быть? Как её находить? (спросить 3 человека)

скорость движения – это движение какого- либо объекта, пройденное за единицу времени.

Работа в тетради и учебнике

Открываем тетради и записываем число, классная работа, учебники на стр.

Как вы понимаете в порядке увеличения?

Проблемная ситуация (слайд 5)

Давай вспомним, как мы будем записывать условие задачи в тетрадь?

Скорость Время Расстояние

правило на стр

На машине за 3 ч проехали 180 км с одной и той же скорость. Чему равна скорость машины?

Если нам в задаче известно время и расстояние, как же тогда найти скорость? (нужно расстояние разделить на время)

запишем в тетрадь рамочку с формулой как найти скорость V=s:t

давайте попробуем решить задачу вместе.

Физ. минутка.

Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши

А потом на каждый счет. (Шагаем на месте

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши

И на месте походили. (Шагаем на месте

  • Про что задача?
  • Что известно в задаче?
  • Что требуется узнать в задаче?
  • Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
  • Значения каких величин были даны в этой задаче?
  • Значение какой величины является искомым?

(распечатаны задачи на карточках каждой паре, они решают её на листках, потом отвечают вместе, как решали

Комар за 3 минуты пролетел расстояние равное 195 метров. С какой скорость летел комар?

195:4=65 (м/мин) — скорость комара

За 4 часа спортсмен пробежал 284 км. С какой скорость бежал спортсмен?

284:4=71 (км/ч) – скорость пешехода

Укажи стрелкой (слайд 7)

За 2 часа машина прошла 96км, а велосипедист за 6 часов проехал 72 км. Во сколько раз скорость машины больше, чем скорость велосипедиста?

  • 96:2=48 (км/ч) – скорость машины
  • 72:6=12 (км/ч) – скорость велосипедиста

Ответ: в 4 раза скорость машины больше, чем скорость велосипедиста.

Что это за фигура?

Почему она так называется? (равнобедренный, разносторонний, равносторонний)

Какие виды треугольников вы знаете?

Сколько в этом треугольнике треугольников? (8)

А здесь? (9)

Дополнительное задание: (в конце после всех слайдов, если останется время)

стр. 57 № 4

Задача на интерактивной доске. (1 ученик работает у доски)

Скорость поезда 36 км/ч, скорость велосипедиста в 3 раза меньше, чем скорость поезда, а скорость мотоциклиста в 3 раза больше, чем скорость поезда. Какова скорость велосипедиста и мотоциклиста?

  • 36:3=12 (км/ч) – скорость велосипедиста
  • 36*3=108 (км/ч) – скорость мотоциклиста

Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?

Чему учились ?

Что такое скорость? И как её находить?

А сейчас, ребята, давайте, выразим свои чувства от урока. Выберите тот цвет, который отражает ваше настроение, может у ребят у которых был зелёный цвет настроение изменилось.

Скажи какое у нас сейчас время года? (осень)

А как вы это определили?

Вот как раз к вам на ваши парты упали такие разноцветные листочки, их 3 цвета:

красный — урок прошёл удачно. Я доволен собой!

жёлтый — мне было трудно, но я справился с заданиями. Я вполне доволен собой!

зелёный — мне было очень трудно. Мне нужна помощь!

Подумайте какой цвет вы выберете и приклейте листочек на наше дерево на доске. Вот какое дерево в нашем классе стало красивым.

Открываем свои дневники и записываем задание на среду.

стр. 58 правило, № 7.

(слайд 14) Спасибо ребята за урок! С вами было приятно работать! Молодцы! Теперь готовьтесь к след. уроку по расписанию. Тетради по математике сдайте.

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты: Предметные: учащиеся получат представление о скорости как новой величине;

научатся использовать формулы при решении задач на движение;

ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию и работать с ней;

использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предполагаемые результаты деятельности:

  • умение самостоятельно решать задачи на движение;
  • умение строить формулы и использовать их для рационального решения задач
  • умение ставить перед собой цель, принимать решение;
  • понимание необходимости использования эталонов для самопроверки, умение пользоваться алгоритмом самооценки;
  • умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
  • приобретают способность адекватно оценивать свои действия, выявлять и корректировать возникшие затруднения;
  • осознают необходимость умения согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться;
  • отрабатывают вычислительные навыки;

Общеобразовательная школа I-III ступеней №3

отдела образования администрации г. Кировское

Цикл уроков математики.

Евченко В.

учитель начальных классов,

специалист высшей категории,

старший учитель.

УРОК № 1Тема. Понятие о скорости, время, расстояние. Решение простых задачЦель. Познакомить учащихся с понятиями: скорость, время, расстояние, с их буквенными обозначениями.

Учиться решать простые задачи на нахождение скорости, времени и расстояния.

Повторить приемы сложения и вычитания именованных чисел. Оборудования. Таблицы, буквы «s», «v», «t» в виде сказочных героев.

Создание проблемной ситуации. Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя неразлучными друзьями. Вот они. (Выставляю сказочные рисунки букв: (s, v, t). Вы знакомы с ними?Но, прежде чем познакомиться, наши герои хотят поиграть в игру «День и ночь». Согласны?

Устный счет. Игра «День и ночь». 160: 4 • 9 + 24 =. (384)40 • 20-120-40: 80 =. (8) 30 • ЗО — 700: 10: 5 =. (4) (Это примеры-цепочки).

Работа над новым материалом. -Молодцы! Но, чтобы познакомиться с нашими героями нужно отгадать вот эти загадки. 1) Идет из села в село, из города в город, а с места и шагу не ступит. (Путь)2) Что не вернешь назад? (Время)3) Преодолевает путь она через некоторое время,Так соревнуясь с кем-либо из нас,Это ветер обгоняя, то облако нагоняя. Есть она и у каждого из нас,И у машины, самолета или червяка,У ракеты, парохода,А также и у жука. (Скорость)-О чем мы отгадывали загадки? (Скорость, расстояние, время)Как вы думаете, зачем?Да, верно. С этими данными мы научимся решать задачи. А еще со скоростью и временем путешествует этот веселый значок. (Выставляю сказочный значок умножить »). А бегут они по чему? (По дороге)Выражение составили нам эти буквы? v • t = sА теперь вспомните, как называются числа при умножении?Как найти первый множитель? Второй?-значит: v • t = s, v = s: t, t = s: v.

Единицы измерения. А о чем мы еще не спросили у наших друзей?Да, верно. О единицах измерения. Как или чем измеряем путь (расстояние)? (км, м, дм, см, мм). А время? ( мин. , ч. , с. )А что показывает нам скорость? ( путь за определённую единицу времени)Как говорят о скорости машин? (60 км / ч)А какую скорость имеет пешеход? (5 км / ч)А ракета? (180 км / с)

Физкультхвилинка. Мы прилетели на Луну, На удобную площадку сели. И скафандры мы одели, И гулять отправились. Как необычно нам ходить, Так и хочется взлететь. Здесь, на Луне, в шесть разЛегче стали мы. -С кем из наших друзей мы здесь встретились?(Со скоростью ракеты и пешехода, а также с расстоянием от Земли до Луны — 384 405 км)

Решение простых задач. Движущийся объект Скорость (v) Время (t) Расстояние (s)

Велосипедист? За 2 часа -28 кмАвтомобиль 70 км ч- за 3 ч-?Ласточка 90 км ч? 180 км — ? ч. Пассажирскийсамолет? За 3 ч- 1500 км s — ?км/чДельфин 35 км ч за 6 ч — ? кмЛебедь 8 км ч? 16 км — ? ч

Закрепление изученного. № 527 — коллективная работа по плану, данному в учебнике.

Самостоятельная работа. 1-й вариант — № 528Ответ: (400 + 400): 4 = 200м мин2-й вариант — № 533Ответ: (20 + 20): 4 = 10 км ч(Перед работой обращаю внимание учащихся на значение словосочетания: туда и обратно).

Домашнее задание№532 запомнить правила на нахождение времени, скорости, расстояния.

Итог урока. О каких новых понятиях узнали на уроке?Как найти скорость?А как находится время?А расстояние?

УРОК № 2Тема. Задачи на нахождение расстояния, скорости и времениЦель. Закреплять навыки учащихся решать простые задачи на нахождение расстояния, скорости и времени.

Формировать умение решать задачи на основе творческих видов деятельности, развесить вычислительные навыки, мышления учащихся. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование. Незнайка, таблица с задачами на движение,ребусы:а) 40 а,б) 100 лица,в) карточки с буквами: «М о л о д ц ы».

Организационный момент. -Дети, сегодня у нас на уроке сказочный гость. Это мальчик, который очень любит слово «не знаю». Отгадали?Да, это — Незнайка. У него беда. Но прежде чем рассказать о своей беде, он хочет проверить, умеете ли вы считать, или учите правила. Для этого, сначала игра, но не простая, а математическая, «День и ночь» называется.

Устный счет. Игра «День и ночь». «Ночь» — дети закрывают глаза, учитель медленно диктует действия цепочки одну за другой. «День» — открывают глаза и называют ответ. -3×4: 6×9: 3: 2 = 3-15: 5×9: 3: 3×4: 2 = 6-Найти разницу, сумму, часть от числа: 36 и 9, 25 и 5, 64 и 8, произведение 5 и 8, 6 и 4, 6 и 7.

Проверка домашнего задания. Выставляю поочередно сказочные значки для обозначения расстояния, скорости и времени. Даю вопросы. Кто это? Как их найти?Решите эти задачи: (выставляю таблицу с задачами). Скорость Время РасстояниеЛыжник 12 км / ч t — 4 ч, s — ?Автомобиль 80 км / ч? 160 км -? ч

Мотивация учебной деятельности. Молодцы. Только теперь Незнайка убедился, что вы сможете ему помочь. Дело в том, что Незнайка со своими друзьями отправился в путешествие. И случилось так, что он отстал от своих друзей. Чтобы их догнать, ему необходимо преодолеть три препятствия: пройти через лес, переплыть озеро и преодолеть горы. Поможем?

Расстояние до леса 140 км. Преодолеть ее надо за 2 часа. С какой скоростью должен двигаться Незнайка?Да, верно. 70 км / ч. Можно преодолеть это расстояние пешком? (Нет)Почему? На каком транспортном средстве сможет добраться до леса Незнайка? (На автомобиле)Вот и лес. Здесь Незнайка встретил мудрую сову и спросил у нее:Какое расстояние до озера?А ты подумай, — ответила Сова. — Если будешь двигаться 3часа со скоростью 5 км ч, то и придешь к озеру. -Незнайка задумался. Какая же расстояние? (15 км)

Работа в тетрадях. -Пока Незнайка будет путешествовать, давайте обе его задачи запишем в тетради.

Физкультхвилинка. -Устал в дороге Незнайка. Подбежал к озеру и мы вместе с ним:- Водичка, водичка,Умой мое личико. Чтобы и глазки светились,Чтобы и бровки чернели. Чтобы смеялся ротик.

-Но, Чтобы переплыть озеро, нужно что? (Лодка)-А где её искать, написано на этих ребусах:40а (сорока), 100 лица (столица)Что это может означать? Да, верно. Лодку спрятала сорока под деревом, на котором она живет.

Работа над задачей. -А в лодочке листочек. На нем № 537. Значит, чтобы сесть в челнок, нужно решить задачу. Читаем. О ком задача? (О туристах)Кто такие туристы? (Люди, которые путешествуют с целью изучения родного края , отдыха. )О чем не следует забывать во время путешествия? (Об охране природы, не мусорить во время стоянок). Какими средствами транспорта пользовались туристы?(Шли, ехали автобусом). Сколько времени они шли? С какой скоростью? Что можно найти?Сколько часов ехали? С какой скоростью? О чем узнаем?А о чем мы должны узнать, решив задачу?-Как Найти расстояние, которое преодолели туристы?(Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях).

Повторение изученного материала. -Можно садиться в лодку. но Незнайку не пускают рыбки. Давайте поймаем их и спросим, ​​чего они хотят?(На обратной стороне рыбок записаны примеры из № 538). Два ученика работают у доски, остальные дети — в тетрадях, по вариантам). 1-й вариант. 48350 — 9405 + 598 = 39543. 2-й вариант. 8 365 — (2120 + 1080) — 5165. (Дети у доски отвечают на дополнительные вопросы, которые им задают учащиеся класса).

Решение осложненного уравнения. -Вот и осталось преодолеть последнее препятствие -горы. Да еще и с крутыми склонами. Почему с крутыми, вы сейчас поймёте.

(Вызываю одного ученика к доске и читаю задачу № 541). -Когда неизвестное число умножили на 100 и от результата отняли 80, то получили 720. Найди неизвестное число. х ∙ 100 — 80 = 720 (х = 8)

Итог урока. Незнайка вам очень благодарен, что вы помогли ему догнать его друзей. Чего мы учились, путешествуя? Что больше всего вам понравилось на уроке?Оценку своей работе вы узнаете, когда прочтете слово с рассыпанных букв. (Молодцы).

Домашнее задание. № 543, №542 (1 строка ) УРОК № 3Тема. Решение задач на нахождение расстояния,скорости и времениЦель. Совершенствовать навыки решения , как простых, так и составных. задач на нахождение расстояния, скорости и времени.

Развивать мышление, вычислительные навыки. Оборудование. Карточки для проверки домашнего задания, схемы к задачам.

Ход урокаI. Организационный момент. Устный счет. Запишите число, классная работа. Найдите № 549. Быстренько цепочкой решаем примеры и записываем только ответы в строку в тетрадях и на доске. 51, 52, 32, 4360, 47, 84, 568, 26Во второй строчке первый вариант записывает эти числа в порядке возрастания, а второй — в порядке убывания. В третьей строчке записываете те же числа, что и во втором, только уменьшив их на 10 (Проверяем).

Проверка домашнего задания. Два ученика работают у доски по карточкам. 1) Карточка: 54408 + 351 875 + 973 = 4072567Скорость — ЗО км / ч, время — 2:00, расстояние -? (60 км). 2) Карточка: 10 ц 03 кг — 4 ц 12 кг = 5 ц 91 кг. Расстояние — 240 км, время — 3:00,скорость -? (80 км / ч). Фронтально с классом: № 542№ 543:66 • 2 = 132км,132 • 3 = 396 км,132 + 396 = 528 км. А как бы вы решили задачу, если бы скорость автомобиля было не 66 км / ч, а 70 км / ч?70 • 2 = 140 км,140 • 3 = 420 км,140 + 420 = 560 км. -Молодцы.

Сообщение темы и цели урока. -Сегодня Мы с вами будем тренировать свой ум и память в решении составных задач на движение, а также выполнять действия с именованными числами. И будем готовиться к следующей самостоятельной работы.

Робота над задачами. 1) № 546: читают ученики задачу молча, потом одинученик вслух. -О чем задача? (О грузовых автомобилях с прицепом и без прицепа)-Что мы знаем об автомобиле без прицепа?(Расстояние — 480 км, скорость — 60 км / ч)О чем можем узнать? (О времени)А что известно об автомобиле с прицепом? (Скорость — 40 км / ч)А как сказано о расстоянии? По расстоянию и скорости можем найти. (время). Записали эти два действия с вопросами в тетради. Автомобиль был дольше в пути? Почему? И на сколько часов?12 — 8 = 4 (ч. )2) № 547: ученики самостоятельно читают задачу. -на Сколько действий задача? (На три)-Назовите Действия по порядку. (Разделить, разделить и добавить)(Те ученики, которые назвали правильно действия, решают задачу самостоятельно. Первые пять учеников подают тетради для оценки. Состальными детьми решаем задачу фронтально). 210: 70 = 3 ч. 90: 45 = 2 ч. 3 + 2 = 5 ч.

Физкультминутка. А теперь за работу снова. 2) Для развития мышления. — 28 яблок в корзинеПринесла мать ребенку,И сказала: «На, сынок,Одну четвертую часть съешь. Сколько яблок осталось в корзине? (21)-Было 2 растения. Из них собрали по 142 семечки. С каждой семечки вырастет растение. Сколько растений вырастет из всех семян ? (284)

Творческая работа. № 552. -Подставить наименование, чтобы равенства были правильные. 3 т 320 кг + 5. (ц) = 3 т 820 кг 3 т 320 кг — 5. (кг) = 3 т 315 кг 7м — 6. (дм) = 6 м 4 дм 7м — 6. (см) = 6 м 94 см7. Решение задачи № 551 (коллективно). 4 м 9 дм + 9 м 8 дм = 14 м 7 дм 14 м 7 дм + 9 м 8 дм = 24 м 5 дм 9 дм + 14 м 7 дм + 24 м 5 дм = 44 м 1 дм.

Самостоятельная работа: №548- по вариантам. 1-й вариант. 1 строку. 6т 054 кг 13 М48 см2 т 300 кг 07 м 56 см8 т 354 кг 21 м 04 см

2-й вариант. 2 строка15 т 7 ц 8 кг 250 г7т 9 ц 6 кг 940 г7 т 8 кг 15 кг 190 г(2 ученика работают у доски с другой стороны, проверяем). Вопрос. Как найти время? Расстояние? Скорость? В каких единицах измеряются?8. Домашнее задание. №553.

Итог урока. Чему научились за последние три урока математики?(Решать задачи на движение).

Тема. Простые и составные задачи на определение времени, скорости и расстояния. Самостоятельная работа.

Цель. Обобщить связь между величинами: скорость, время, расстояние. Проверить умение решать задачи на эту тему, развивать навыки самостоятельной работы. Оборудования. Три карточки с задачами на движение, «Цепи» для устного счета.

Ход урокаI Организационный момент. Устный счет. Игра «Цепочки». (Учитывать порядок действий). 4 • 25 — 52: 2 — 27 • 2 + 74: 37 = 2295: 19 + 22 • 3 — 69: 23 — 2 ▪25 = 18(Игра проводится в виде соревнований между рядами).

Проверка домашнего задания. -Как Найти скорость, расстояние, время?1) 3 ученика работают по карточкам у доски. а) v = 70 км / ч 6) v = 60 км / чt = 3 ч s = 300 кмs-? t -?в) t = 4 ч s = 360 кмV -?2) №553. 1) 12: 6 = 2 часа 2) 8 • 2 = 16 кмКак бы изменилось решение задачи, если бы слон прошел расстоянии не 12км, а 18 км?Какие еще вопросы можно задать к задаче?

Повторение изученного материала. 1) №557 — составляем выражение, предварительно нарисовав рисунок. 15 км — 17км 250 м + 19 км 885 м = 52 км 135 м2) № 558 — коллективно. — Прежде, чем решать задачу, что нужно сделать?(Преобразовать 1 км в метры. Это будет 1000 м). 1) 1000: 100 = »10 мин. 2) 400: 10 = 40 м / мин.

Физкультминутка. 1) Для опорно-двигательного аппарата. Встали. Руки на пояс ставим все. Будем прыгать, как воробьи. Скок вперед и скок назад (6 раз Крылышки все вниз опустили И на месте походили. 2) Для мышления. 9 шло грузовиков, Каждый вез по 7 столбов 15 завезли в село, Чтобы электричество было. Сколько столбов повезли дальше грузовики? (48) — На дереве было 7 гнезд ,По 8 птиц в них жило. 29 улетели. Сколько осталось? (27)

Самостоятельная работа. 1-й вариант. Велосипедист был в пути 3ч, а всадник – 4ч. Кто из них преодолел большее расстояние и на сколько больше, если велосипедист двигался со скоростью 15 км / ч, а всадник — 12 км / ч?15 • 3 = 45 (км)12 • 4 = 48 (км)48 — 45 = на 3 км. Реши примеры. 5 т 047 кг + 3 т 400 кг = 9 т 447 кг40870 + 94059 + 475 = 535404360040 — 18636 = 3414043 170 — 70 = 3 100 2-й вариант. Товарный поезд был в пути 6ч, а пассажирский – 5ч. Какой поезд проехал большее расстояние и на сколько километров больше, если скорость товарного поезда была 50 км / ч, а пассажирского — 60 км / ч?50 ∙ 6 = 300 км60 • 5 = 300 км300 — 300 = 0 км. Реши примеры. 27 км 800 м + 3 км 305 м = 31 км 105 м345853 + 22097 + 592 = 368542387007 — 33609 = 3533984140 + 60 = 4200

Домашнее задание. Задача № 570, примеры № 568 — по вариантам.

Итог урока. С какими трудностями встретились при выполнении самостоятельной работы?В чем не уверены?Что нужно было знать и уметь, чтобы хорошо справиться с работой?