4 Класс

Школьная олимпиада по русскому языку 4 класс 2009 2010

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Подготовка к олимпиадам по русскому языку в 4 классе

Одной из важнейших задач начальной школы является воспитание добросовестного отношения детей к учёбе. Оно формируется через совершенствование учебного процесса, так и через организацию работы вне урока.

Эффективной формой внеклассной работы является олимпиада. Каждый учебный год обучающиеся нашей школы принимают участие в городских олимпиадах среди учеников начальной школы. С этой целью, мы сначала проводим отборочный тур среди обучающихся 4 классов, а затем, сформировав группы ,начинаем подготовку к олимпиадам. Я знаю, как трудно найти подходящий материал для подготовки. Для этого я просмотрела огромное количество материала, включая и ресурсы интернета. Всё собрала и приготовила задания для подготовки к олимпиадам. Предлагаю свой опыт. Возможно он кому-то пригодиться. Оценку в баллах каждый может поставить сам, в зависимости от своего класса и трудностей задания. Работая по этим заданиям, в 2008-2009 учебном году наши ученики заняли 1 место в городе.

Олимпиада по русскому языку. 4 класс

Расставь ударение в словах.

Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. Торты, щавель, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, алфавит, жаворонок, поняла.

Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь.

Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются _________________________________________________________________________________________________________

Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.

Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

  • Заварить кашу-_______________________________
  • Жить душа в душу-____________________________
  • На ночь глядя-________________________________
  • Повесить нос-________________________________
  • Водой не разольешь –__________________________

Вместо знака? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.

Смор +? + а = ________________________________

? + янин = ________________________________

По + ? + л = _________________________________

Составь словосочетания « прилагательное + существительное» со словами: сирень, шампунь, такси, кенгуру, шимпанзе.

Закончи выражения:

Буква Ъ (ять) до 1918 года писалась в словах, в которых по современной орфографии пишется буква Е. Разница в произношении Ъ (ять) и Е не было. Сформулируй правило, по которому осуществлялся выбор Ъ (ять) или Е в словах:

бЪлить, грЕзить, дЪльный, рЪка, мЕдок, шЕка.

Запиши в старой записи такие слова:

весна _______________________

Найди ошибки и исправь их.

весна. Яркая сонце рушит последние снежные крепости. Звонкая копель стучит по земле. в лесу пахнет душистыми почьками. Зилёные ёлочки важно вытинули свои колючие ветки. С берёски течёт сладкий сок. Лучь сонца освитил всю паляну.

Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).

___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

Запиши, как правильно называют жителя(м. р), жительницу(ж. р) и всех жителей (мн. ) этих городов.

Саратов — __________________________________________________

Киев — __________________________________________________

Пермь — __________________________________________________

Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

Польская: как заяц в ананасе.

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает. ______________________________________________________________________________

Разгадай ребусы:

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

Объясни лексическое значение слов.

  • Туш — _________________________________________________________________________
  • Тушь — ______________________________________________________________________

Что бы это значило?

  • Т М Л О С Е А -____________________________________________________________
    7 3 5 4 1 6 2
  • Р А О В К О Р К С И А К — _______________________________________________________
    3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1
  • О К Б О К Л О О Р С К О А — ________________________________________________________
    4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6

Составь и запиши рассказ по его началу.

Подготовительные задания к олимпиаде (приложение).

Литература: Интернет ресурсы.

Десять вариантов олимпиад по русскому языку для учащихся 4-х классов

Вариант №1 (без ответов)

Составь и запиши все возможные словосочетания из данных слов: русский, род, язык, мужской, звук, древний, длинный, гласный.

Подбери антонимы к многозначным словам:

1) мелкий (бассейн, дождь) —

2) свежий (хлеб, журнал) —

3) мягкий (воск, свет) —.

Найди и обведи номера строк, в которых все слова являются однокоренными:

1) ежиха, ёж, ежевика;

2) коса, накосить, косынка;

3) дом, дома, домик;

4) грибной, гриб, грибница.

Найди и обведи номер строки, в которой дано верное написание предлогов и союзов с другими словами:

1) вдоме весело; на коня вскочил; прочитали, но не поняли.

2) побегут в лес; пойти по берегу; не говори, а слушай.

3) побродить по лесу; влетела в окно; запоют истанцуют.

В каждом ряду подчеркни слова с одинаковым окончанием:

1) домов, столов, коров, ковров;

2) ножей, батарей, шей, ушей.

Найди подлежащее в каждом предложении и подчеркни его:

Яркие краски утомляют глаза.

Глаза утомляются от ярких красок.

Найди и укажи имеющиеся в тексте орфограммы:

Ночью по полям и лугам гуляла вьюга. Белым пухом она укрывала тёмный клочок земли.

Однажды днём на маленьком пригорке оттаяла земля. Пробежал тёплый ветерок. Показался цветок. Это был подснежник.

Солнце заметило подснежник. Оно согрело его и открыло дорогу весне. Здравствуй, весна!

Приставка какого слова может быть предлогом?

1) небосвод; 2) переход; 3) повидло; 4) отметка.

Вариант №2 (без ответов)

Образуй множественное число от данных имён существительных:

Профессор, трактор, пастбище, слесарь, доктор, шофёр, сторож, стакан, инженер, полотенце.

Чем отличается склонение числительных пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьсот?

В склонении каких числительных есть только две формы?

Чем отличается склонение словосочетаний пять книг и стопка книг?

В каком падеже различается склонение сочетаний два ученика и двенадцать учеников?

Почему числительные два, три, четыре не могут сочетаться с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сани, носилки, очки и т

Запиши слова с удвоенными согласными: бб, жж, нн.

С одним из этих слов составь и запиши предложение.

Перепиши, заключая, где надо, в кавычки имена существительные: книга, Сын полка, кинофильм Семеро смелых, собака Отважная, семья Беликовых, рассказ Чук и Гек, река Волга, город Самара, газета Известия.

Вариант №3 (частично с ответами)

Прочитай зашифрованную фразу и запиши её правильно:

(Ответ: Любите наш могучий язык).

Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их:

Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.

Пе (. ) ол; те (. ) л

Подбери как можно больше значений многозначных слов к следующим словам:

Составь пословицы с данными словами: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

Подбери слова-антонимы к следующим словам:

Назови одним словом, ссылаясь на данные определения:

1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

2) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

3) Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

Вставь в корни приведённых ниже слов необходимые безударные гласные:

Землетр_сение, изнем_гать от усталости, к_лючий, м_рщи- нистый, насл_ждаться, неисс_каемый источник.

Ответ: землетрясение, изнемогать от усталости, колючий, морщинистый, наслаждаться, неиссякаемый источник.

Проставь где надо пропущенные буквы, вспомнив правила правописания суффиксов и гласных в корне слова:

Предо. жили Мишке кашу:

«Кушай, Миша, кашу нашу».

Надо Мишке преда. гать

Спать л. житься лишь в кр. вать.

И пл. вчиха, и пл. вец

Сбросили немного вес.

ванье — хороший спорт:

плывешь — и есть рекорд!

В поле выр. сла трава,

А на ней р. стет айва.

Выр. щен тот плод не зря –

Будет рада детвора.

— На минутку заск. чи,

Ты забыл у нас оч.

— Я не конь, чтобы ск. кать,

Хоть забыл оч. ки забрать.

гушка прыг. ла по коч. кам.

На дереве раскрылись поч.

У Саши — п. пугай руч. ной.

У пристани — в. кзал реч. ной.

Вспомни басни И. Крылова и вставь пропущенное слово в название басни.

Лебедь, Щука и.

Стрекоза и.

Слон и.

В словах для справок найди нужное и соедини с названием сказки.

Аленький. табакерке.

-семицветик. Горбунок.

и медведь. цветочек.

Городок в. цветик

Придумай (вспомни) слова, образованные с помощью приставок и означающие что-то особенное. Например, приставка «супер» позволила создать слово суперавтомобиль.

СО-. (варианты ответов, со-автор, со-брат, со-существо- вать, со-стыковаться);

Где Дядя Федор нашел кота Матроскина?

а) во дворе дома;

б) в подъезде своего дома;

в) на вокзале.

Объясни значение слов:

Апломб (В современном русском языке слово «апломб» обозначает явную самоуверенность, самонадеянность и необоснованную категоричность в поведении (манерах) или в разговоре).

Беспечный (Это слово произошло от древнерусского диалектного слова «пёча» — «забота, попеченье, усердное участье» (В. Даль). Следовательно, буквальное значение слова «беспечный» — «ни о чем не пекущийся»; в современном значении — «беззаботный, легкомысленный»).

Шантрапа (В русском языке это слово появилось в лексиконе дворян XVII века от французского выражения (пе) chanterapas — «не будет петь», которое употреблялось ими при отборе крепостных детей в помещичий хор! Тогда оно означало «неспособный, бесталанный». Отсюда и современное значение — «ничтожный, никчёмный, никуда не годный, дрянной человек». Кроме этого, в русском диалекте слово «шантрапа» постепенно впитывало в себя древнечешское понятие jbantrok, jbantroch — «обманщик» и средневерхненемецкое santrocke — «обман». В современном значении «шантропа» — это ничтожные, никчемные, малообразованные, невоспитанные люди любого возраста, склонные к правонарушению или преступлению).

Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? Выбери правильный ответ и обведи его кружком.

а) Корней Чуковский;

б) братья Гримм;

в) Джанни Родари.

Промышленность разв_вается — флаги разв_ваются, ум_лять достоинства — ум_лять о помощи.

(Ответ: промышленность развивается — флаги развеваются, умалять достоинства — умолять о помощи).

Придумай (вспомни) слова (глаголы), в которых приставка «с» имеет различные значения:

— движение с разных сторон к одной точке, соединение в одном месте.

Ответ: связать, сложить, созвать, скрепить и т

— движение сверху вниз.

Ответ: спрыгнуть, сбросить, слезть и т

— удаление чего-либо с какого-нибудь места, поверхности.

Ответ: скосить, срезать, сбрить и т

— воспроизведение чего-нибудь по какому-либо образцу.

Ответ: срисовать, скопировать, счертить и т

— с частицей «ся» — взаимное действие.

Ответ: сработаться, сговориться, созвониться и т.

Кто в известном мультфильме достал Шарика-фотографа со дна реки, когда тот тонул?

Отданных существительных образуй глагол с частицей «ся» (можно использовать приставку): пояс, правда, свет, земля, луна, свобода.

Белены объелся —.

Собаку съела —.

Знать назубок —.

За пояс заткнуть —.

После дождичка в четверг —.

Плясать под чужую дудку —.

Невежда (невеждой называют малообразованного человека, неуча или человека, неосведомленного в какой-либо области. Невежда — это «несведущий, незнающий», происходит это слово от глагола «ведать», т. «знать»).

Захолустье (это старинное русское слово в современном языке значит «удаленное, малонаселенное место, глушь». Холудье, или холустье — это кустарник, мелкий лес, хворост. Захолустье буквально значит «место за кустарником; глухая чаща»).

Вестибюль (слово «вестибюль» означает «большое помещение перед входом во внутренние части какого-нибудь здания». Чаще всего вестибюлем называют помещение при входе в общественное здание или в большой жилой дом).

Разбери по составу следующие глаголы:

— слепить глаза — слепить игрушку;

— скупить книги — скупиться на ласку.

Прочитай предложения. Найди ошибки. Запиши предложения верно.

— Повар посолил соль солью.

— У Юры жил молодой котёнок.

— На хрустальной люстре было много висячих висюлек.

Посв _ тить себе фонариком — посв_тить себя науке, прим_рять платье — прим_рять поссорившихся).

(Ответ: посветить себе фонариком — посвятить себя науке, примерять платье — примирять поссорившихся).

Где это необходимо, вставь пропущенные буквы:

Отряд ребят пош. л купат.

А нам придется постарат

Ребят в отряде посч. тать.

таем хором — три и пять

Потом пятна. цать и шестна. цать,

Семна. цать, даже восемнадцать.

А девятнадцатый — вожак,

Залег у дерева в г. мак.

Вставь пропущенные буквы и определи падеж прилагательных:

На ручей ряб. и пёстр.

За листком летит листок,

И струёй сух. и остр.

Набегает холодок.

Из слова «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» составь как можно больше новых слов, используя при этом буквы только заданного слова.

Вставь, где это необходимо, согласные «лл» и подчеркни данные слова:

Ал_очка, брил_ьянтик, кристал_ьно, кирил_ический, кристал_ический, нул_евка, кристал_ик, кристал_ьность, правильный, брил_иантовый, Ал_ка, пятибал_ьный, интел_игенция, метал_ист, трил_ион.

Ответ: Аллочка, брильянтик, кристально, кириллический, кристаллический, нулевка, кристаллик, кристальность, правильный, бриллиантовый, Алка, пятибалльный, интеллигенция, металлист, триллион.

К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели окончания, обозначь падеж и склонение:

по шоссе —. , об Отчизне —.

Ответ: по шоссе — по дороге. , 1-е скл: об Отчизне — о Родине. 1-е скл.

Как принято называть детёнышей животных? Напиши правильный ответ:

Коров —. Собак —.

Овец —. Коз —.

Кур -. Быков -.

Морских котиков —. Носорогов —.

Змей -. Верблюдов -.

Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: мышь, дочь, пень, пеньки и т.

пол_скать белье — пол_скать котенка, местный ст_рожил — ст_рожил склад.

Ответ: полоскать белье — поласкать котенка, местный старожил — сторожил склад.

Напиши небольшое сочинение-рассуждение, в котором постарайся «поспорить» с заданным вопросом:

• Днем всегда светло?

• Железо всегда тонет?

Поставь существительные множественного числа в родительном падеже:

килограммы —. ; апельсины —. ; сапоги —. ; помидоры —. ; ботинки —

Ответ: килограммы — килограммов, апельсины — апельсинов, сапоги — сапог, помидоры — помидоров, ботинки — ботинок.

Вставьте, где это необходимо, согласные «д» и подчеркните данные слова:

под_ать книгу другу, преддверие праздника, иностранный под_анный, под_елать документ, под_аться слабому, под_ерживать равновесие, прид_ворный слуга, под_елать немного уроки, под_ать ногой мяч, под_ержаться на перекладине, под_аться вперёд.

Ответ: подать книгу другу, преддверие праздника, иностранный подданный, подделать документ, поддаться слабому, поддерживать равновесие, придворный слуга, поделать немного уроки, поддать ногой мяч, подержаться на перекладине, податься вперёд.

Составь анаграммы, ответив на следующие вопросы:

• как из вкусной булочки, умело переставив буквы, получить маленькую лодку? Ответ: плюшка — шлюпка;

• как из электричества, переставив буквы в одном слове, получить мурлыкающе животное? Ответ: ток — кот;

• переставив буквы в слове, превратите вредного грызуна в породистую лошадь. Ответ: крыса — рысак;

• из того, на чем сидят, сделай то, на чем едят. Ответ: стул — стол;

• из того, чего не хватает, сделай то, чем можно мыть. Ответ: мало — мыло.

Подбери анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, слово, стирка, уборка.

Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, волос, старик, кобура.

• Если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп.

Ответ: фа-соль — фасоль.

• Первое — предлог, второе — девочка, целое — обязательный атрибут рыбака.

Ответ: у-дочка — удочка.

• Первое используется в игре, второе — материк, целое

найдешь в фантастической сказке. Ответ: фант-азия — фантазия.

Закончи стихотворение, но будь внимательным:

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его.

Ответ: Карлсон.

Он пиявок добывал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали.

Ответ: Дуремар.

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко,

Звали песика.

Ответ: Шарик.

Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Ответ: Колобок.

Зап_вать куплет — зап_вать лекарство, отв_рить картошку — отв_рить окно.

Ответ: Запевать куплет — запивать лекарство, отварить картошку — отворить окно.

Здесь перечислены названия известных сказок. Их надо разделить на 2 группы: народные сказки и сказки, написанные автором (писателем, поэтом, сказочником):

«Марья Моревна»             «Золотая антилопа»

«Красная шапочка»           «Золотой петушок»

«Теремок»                          «Волк и лиса»

«Три медведя»                   «Снегурочка»

Вспомни правила правописания числительных и вставь правильно пропущенные буквы:

О дв_ст_ примерах, к девяност_ годам, в сем_ст_ страницах, дв_ст_ зрителям, в девяност_ институтах, ст_ книгами, шест_ст_ жителям, в пят_ст_ школах.

Ответ: О двухстах примерах, к девяноста годам, в семистах страницах, двумстам зрителям, в девяноста институтах, ста книгами, шестистам жителям, в пятистах школах.

Укажи признак, по которому слова сгруппированы:

• Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина — это.

• Арбуз, папоротник, изумруд, ель, трава, зелёнка — это.

Почему Иван, прыгнув в кипящую воду, не сварился? Выбери правильный ответ и обведи его кружком.

а) вода была живая;

б) Конек-Горбунок дунул на воду;

в) вода только сверху бурлила, а внизу была холодная.

Проставь пропущенные буквы в словах, вспомнив правила правописания корней с чередованием:

Летом надо заг. рать,

Но не надо забывать:

Лишь умеренный з. гар

Нам полезен. Это знай!

На з. ре запел петух –

Заг. релась зорька вдруг.

Испугался он з. ри:

«Зарево, ты не г. ри!»

нялся слуга царю,

Отбивал покл. н ему.

няться ему не лень,

Может бить покл. н весь день.

Из слова ТРАНСПОРТ составь как можно больше слов, используя буквы только заданного слова.

В каких словах количество букв и звуков совпадает? Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

Отт_пель, оч_ровательная девушка, погл_щение влаги, пож_лой человек, пок_яние, пор_девший.

Ответ: отепель, очаровательная девушка, поглощение влаги, пожилой человек, покаяние, поредевший.

Шест_десят_ книгами, к ст_задачам, девяност_учениками, пят_ст_ участниками, тр_ст_ сотрудникам, о ст_ друзьях, с девят_ст_ рублями, в тр_ст_ квартирах.

Ответ: шестьюдесятью книгами, к ста задачам, девяноста учениками, пятьюстами участниками, тремстам сотрудникам, о ста друзьях, с девятьюстами рублями, в трехстах квартирах.

Найди пару (родственные слова):

стол — столбы,                буква — алфавит,

пень — пенка,                   день — деньги,

коза — козленок,                 лимон — лимонад,

ком — комната,                 лимон — апельсин,

вода — водитель,             пять — пятка,

час — часто,                        конь — конец,

сад — досада,                     дорога — подорожник.

Вспомни правила правописания букв «ы» и «и» после «ц». Вставь правильно в нижеприведённых словах букву «ы» или «и»:

Ц_стерна, проц_тировать, ц_клон, ц__рк, ц_трон, ц_низм, ц_рюльник, вакц_на, ц_ркулировать, пац_ент, иниц_алы.

Ответ: цистерна, процитировать, циклон, цирк, цитрон, цинизм, цирюльник, вакцина, циркулировать, пациент, инициалы.

Найди проверочное слово для пропущенной орфограммы: на ветках в. сят яблоки.

1) вес; 2) повесить; 3) зависнуть; 4) висеть.

Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:

Роман — роман, слезать — слизать, посидеть — поседеть.

Допиши, где нужно, окончания имен существительных:

По алле_, в большой аудитори_, сушить на батаре_, флаг

на башн_, во всем величи_, возникнуть в воображени_.

Ответ: по аллее, в большой аудитории, сушить на батарее, флаг на башне, во всем величии, возникнуть в воображении.

В каких из данных трех слов перенос осуществлен правильно:

А) пог — ляди; Б) отпущен — ный; В) усмот — рел;

Ответ: Варианты Б и В.

Образуй от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый,

подсветка, светает и т.

Из слова КИНЕМАТОГРАФ составь как можно больше новых слов, используя буквы только заданного слова.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в котором постарайтесь «поспорить» с заданным вопросом:

• Все рыбы плавают?

Варианты ответов. Нет, не все рыбы плавают. Рыбу можно нарисовать, она может быть жареная или это вообще может быть созвездие.

• Машина всегда обгонит пешехода?

Варианты ответов. Нет, не всегда. Если машина стоит на обочине без движения, любой пешеход её обгонит.

Где это необходимо, проставь пропущенные буквы, вспомнив при этом правила правописания:

Огней м. рцающий наряд

влек ц. пленка де. ский взгляд.

нец проник в ц. рк-шапито,

Как капелька сквозь решето.

линдр волшебника без дна,

Там заяц, кот, еж. нка два!

тает ц. фры ч. рный дог,

Мяч. м ж. нглирует бульдог.

ркач под куполом п. рит,

С трапец. й птицею л. тит,

Рукою ловит он кольц.

Его сменяют шесть борц.

Отрывок из стихотворения И. Русаловой «Цыпленок в цирке»

Путем приставления к данным двум буквам всего одной буквы образуй как можно больше новых слов:

• ОМ — (сом, ром, дом, том, ком, лом и т.

• УК — (лук, сук, жук, бук и т.

• АК — (мак, рак, бак, лак и т.

Вспомни, героям какой сказки понадобился этот предмет? Соедини название предмета и название сказки.

Зонтик                                          «Дикие лебеди»

Скорлупа грецкого ореха           «Оле-Лукойе»

Крапива                                        «Стойкий оловянный солдатик»

Бумажный кораблик                    «Снежная королева»

Сочини четверостишие со словами «укол» и «узор».

Рекомендуем посмотреть

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс

Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе

Олимпиада по русскому языку

Инструкция для участника олимпиады по русскому языку

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предлагается всего 11 олимпиадных заданий,
разнообразных по форме и содержанию. Олимпиадные задания охватывают многие
уровни языка. По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и
содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и
лингвистический кругозор обучающихся и способность кратко, точно, логично и
аргументированно выразить мысль.

Задания переписывать не нужно. Достаточно внимательно
прочесть их и чѐтко написать краткий ответ. Задания можно выполнять в
произвольном порядке.

Надеемся, что при их выполнении вы проявите
изобретательность и эрудицию.

Не торопитесь. Постарайтесь не оставлять на листе
опроса следов своих раздумий. Лучше это сделать на черновике. А в листе опроса
уверенной рукой подписывать, подчѐркивать и обводить только то, что
нужно.

Наличие в аудитории и использование текстов
художественной литературы, словарей, учебно-методической литературы, средств
мобильной связи, компьютера и т. исключается.

Время выполнения заданий – 1 час 30 минут.

ШИФР______________________

№ п/п
Задание
Балл

1. Вставь, где необходимо, недостающие буквы. В_сна
– самое радос_ное, самое  м_л_дое время года. Уходят  снега  вглу_ь  земли,  руч_и 
подталкивают и  угоняют  л_динки. Пр_рода 
ож_вает  у  нас на глазах, каждый день сулит новые _ткрытия. Пр_пущенное 
сегодня  уже  не повторит_ся  завтра. Еще  вчера стоял  х_лодный день,  с
ле_кими  утренними заморозк_,  а сегодня все изменилось. Холодную, темную
почву облива_т  поток  золотых солнеч_ных  лучей. Солнце ходит уже высоко. Чутко трепещ_т осинки. Над цветами  жуж_ат  первые, самые смелые  шм_ли. 10

2. Поставь в словах ударение в соответствии с современными
литературными нормами. засахарить, мельком,
свекла, инструмент, кухонный, монумент. 6

3. Закончи пословицу. Где родился, _____________________________________________. Глаза боятся, ____________________________________________. Жизнь дана на ____________________________________________. Долог день до вечера, 
_____________________________________. 8

4. Помоги иностранцу
заменить словосочетания одним словом, которое является именем прилагательным
единственного числа мужского рода. Запиши получившиеся слова. Темные волосы –__________________________________________  Ясные глаза-______________________________________________ Острый ум-_______________________________________________ Белые
зубы-______________________________________________
4

5. Подбери
к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном
числе. Запиши получившиеся словосочетания. шампунь
_________________________________________________
бандероль________________________________________________ тюль_____________________________________________________

      6

фламинго
________________________________________________
какаду___________________________________________________ шинель
__________________________________________________

6. Поясни, что обозначают данные фразеологизмы. Тянут резину — ____________________________________________
Чесать зубы — _____________________________________________
Мерить на свой аршин _____________________________________ Язык без костей ___________________________________________
Сердце в пятки
ушло_______________________________________
10

7. Найдите и выпишите слова, в которых находятся рядом два
гласных звука: Маяк, стоит, моют, лауреат, баян, каучук, галерея ,
фиалка,  театральная, рояль, аэропорт, дуэль. Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________

6

8. Даны  слова:  тѐмный, сильный, светлый, громкий,
тихий, слабый, забавный. Слова  тѐмный  и светлый составляют
пару. Если таким образом разбить на пары остальные слова, одно
останется лишним. Подчеркни, какое слово останется лишним. Ответ:  сильный          
громкий           забавный               слабый       тихий
     1

9. Прочитай существительные, рядом запиши их множественное
число. курица__________________________________________________
морское судно____________________________________________ 
чудо____________________________________________________ небо____________________________________________________
человек__________________________________________________
5

10. Подчеркни слово, которое от изменения ударения меняет
свой смысл:       Москиты, клещи,
бабочки, кузнечики, пауки. 1

11. Напиши текст, предварительно
поставив буквы в словах на свои места. Чтобы предложение имело смысл. Лнуа
8

Зсплаыаа дрвнеея. Мшкои блсьии
в стклео. Гслаи гнои в дмхоа. Ржйыи кто Тршкоа спла на крльцые. Бльшйоо пкау
сле у свйое стеи и змрае. Лнуа збрлсьааа в сда. нОа свтлоеиа кстуы и трпкоу. Нстплауиа тшнииа. Ответ:                  ______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 4 КЛАСС

№ п/п
Критерии оценки

№1
За каждую правильно
вставленную букву – 0,5 балла                                                     
Максимальная сумма 10 баллов. №2
За  каждое верно
поставленное ударение в слове -1 балл Максимальная сумма 6 баллов. №3
За каждую верную концовку в пословице -2 балла. Максимальная сумма 8 баллов. № 4
За каждое правильно
составленное сложное слово -1 балл                                                         
Максимальная сумма 4 балла. №5
За каждое правильно
подобранное прилагательное – 1 балл                                                             
Максимальная сумма 6 баллов. № 6
За каждый правильно
поясненный фразеологизм-2 балла                                                       
Максимальная сумма 10 баллов. №7
 За каждое правильно
выписанное слово 1 балл (за ошибки в слове снять 0,5 балла)

                                                         
Максимальная сумма 6 баллов

№ 8
За правильно выбранное слово – 1 балл  Максимальная сумма 1 балл. №9
За каждое правильное  слово во мн. Числе -1 балл Максимальная сумма 5 баллов. №10
За правильный ответ – 1 балл                                                 
Максимальное количество –1 балл. №11
За каждое правильно составленное предложение -2 балла. (предложение с небольшими отклонениями оценивается в 1
балл)                                                      
Максимальная сумма 16 баллов. итого
                                                                                    
73 балла

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку

№п/п
Ответы
Критерии оценки
Балл

12. ВЕсна – самое радосТное,
самое  мОлОдое время года. Уходят снега вглуБь земли,
ручЬи подталкивают и угоняют лЬдинки. ПрИрода ожИвает
у нас на глазах, каждый день сулит новые Открытия. ПрОпущенное
сегодня уже не повториТСЯ завтра. Еще вчера стоял хОлодный
день, с леГкими  утренними заморозкАМИ, а сегодня все
изменилось. Холодную, темную почву обливаЕт поток золотых солнеЧНых
лучей. Солнце ходит уже высоко. Чутко трепещАт осинки. Над цветами жужЖат
первые, самые смелые шмЕли. 0,5   балла         за каждое правильное
слово. Максимальная сумма 10 баллов. 10

13. засАхарить, мЕльком, свЁкла, инструмЕнт,
кУхонный,

1балл
за  каждое верно поставленное ударение Максимальная сумма 6 баллов. 6

монумЕнт. Где родился, там и пригодился. Глаза боятся, а руки делают. Жизнь дана на добрые дела. 2 балла за каждую верную концовку. Максимальная

8

Долог день до вечера, коли
делать нечего. сумма 8 баллов. Темные волосы –темноволосый Ясные глаза- ясноглазый Острый ум- остроумный Белые зубы- белозубый
1 балл за каждое слово Максимальная сумма 4
балла. 4

16. шампунь — ароматный бандероль- срочная
тюль- прозрачный фламинго -розовый какаду- большой
шинель- солдатская 
1 балл за каждое слово. Максимальная сумма 6
баллов. 6

17. Тянут резину — медлить,
затягивать какое-либо дело; делать что-либо очень медленно, не торопясь Чесать зубы — бессмысленные
и пустые разговоры, болтать, много
говорить, разговаривать. Мерить на свой аршин- судить
о ком-либо или о чемлибо, оценивать кого-либо или что-либо в соответствии со
своими собственными представлениями. Язык без костей – кто-либо очень разговорчив, не в меру болтлив, говорит
глупости Сердце в пятки ушло — очень сильно испугаться. 2 балла за каждый фразеологизм Максимальная сумма 10
баллов. 10

18. Маяк, стоит, моют, лауреат,
баян, каучук,  галерея , фиалка, театральная,
рояль, аэропорт, дуэль. 1      балл за каждое
правильно выписанное слово (за ошибки  снять 0,5 балла)  Максимальная сумма 6
баллов. 6

19. забавный
1 балл за правильный
1

ответ. Максимальная сумма 1
балл. курица- курицы морское судно- морские суда  чудо- чудеса
небо- небеса человек- люди
1 балл за каждое
правильное  слово Максимальная сумма 5
баллов. 5

21. клЕщи,  клещИ

1 балл за правильный ответ  Максимальное количество
–1 балл. 1

22. Луна  Засыпала деревня. Мошки бились в стекло. Гасли огни
в домах. Рыжий кот Трошка спал на крыльце. Большой паук сел у своей сети и
замер. Луна забралась в сад. Она осветила кусты и тропку. Наступила тишина. 2 балла- за каждое правильно составленное предложение. (предложение с небольшими
отклонениями оценивается в 1 балл) Максимальная сумма 16
баллов

С осчитай, сколько здесь слов.

Подчеркни слова, которые будут проверочными:

Ненастье, трость, ненастные, тростник, уста, капуста, устное.

Ответ: слова: ненастный, наст, тростник, капустный, устный.

Табун охотничьих собак

Ответ: табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак.

Маленький Саша весело заплакал.

Ребята пили чай с удовольствием и бубликами.

По дороге полз колючий и гладенький ёж.

Шёл снег и две девочки.

Зайчик перепрыгивал через пеньки, куст черники, сосны.

Маленький Саша заплакал.

Ребята пили чай с бубликами.

По дороге полз колючий ёж.

Шёл снег.

Зайчик перепрыгивал через пеньки.

Человек, который ловит рыбу.

Суп из рыбы.

Жена рыбака.

Ловить рыбу.

Ответ: рыбак, рыбный – уха, рыбачка, рыбачить.

Ответ: Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Полка, посмотреть, налим, написать, загрустить, накрыть, стакан, выходить, изба.

Выпиши слова с приставками, выдели приставки.

Ответ: посмотреть, написать, загрустить, накрыть, выходить.

Старый враг хуже старых двух.

Плохая слава дешевле бедности.

Всё плохо, что плохо начинается.

Старый друг лучше новых двух.

Хорошая слава дороже золота.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Ответ: снег, снегирь, снегокат, Снегурочка, снегопад, снеговик.

— наклала каши

— положила каши

— поклала каши

— выклала каши

Ответ: Аня взяла тарелку и положила каши.

Вечерний, хрустальный, малиновый –

Кедровый, мускатный, грецкий –

Низкий, высокий, хриплый —

Яблочный, желудочный, апельсиновый –

Ответ: звон, орех, лук, голос, сок.

Олимпиада по
русскому языку для 4 класса

Дорогой
друг! Перед тобой олимпиадные задания по русскому языку. В некоторых заданиях
нужно выбрать правильный ответ и отметить его в клетке знаком Х, в
других заданиях нужно записать буквы, слова или словосочетания или подчеркнуть. Внимательно читай каждое задание. Работа рассчитана на 40 минут.

В каком слове нет мягких согласных звуков?

□ цыплёнок;   □  яблоко;  □
ножик;     □  лайка.

Сколько общих звуков в словах «серп» и «перс»?


два;    □ три;    □  четыре;    □ один.

Какое слово не является
существительным?


пень; □ жизнь  □ встарь;  □ даль.

Вместо точек запиши сс
или с:

Подчеркни
существительные, у которых нет формы единственного числа:

Жалюзи,
усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы.

В какой строке записаны синонимы?

□ дом, домик, домишко, домище;

□  здание, постройка, дом, сооружение;

□  завод, здание, офис, памятник;

□ дом, дома, домов, домами.

Это можно раскрыть, а можно вывернуть. Это можно вложить, а можно вынуть. Что
это?


деньги;          □  душа;            □ тайна;          □
шуба.

В  Искитиме   живут искитимцы, в Новосибирске –
новосибирцы. Запиши, как называют жителей этих городов:  в Москве -_______________, 
Курске — ______________, Омске — ________________, Перми —
________________, Ростове – на —  Дону — _____________________, Екатеринбурге
-___________________________.

Объясни значение
фразеологизмов,  запиши:

В час по чайной ложке  —
_________________

Мозолить глаза  —  _______________________

После дождичка в четверг — _______________

Язык прикусить — _______________________

Лясы
точить — __________________________

У
чёрта на куличках — ____________________

Найди и выдели  корень в словах:

Беседка, бездельник, бездна, бесёнок, бескозырка.

Какое из записанных слов имеет только одно значение?


полька;   □  чешка;   □ финка;    □ француженка.

Определи падежи
выделенных существительных:

Берег увидел командир.

В каком слове после шипящего нужно поставить Ь?

Ключ к заданиям олимпиадной работы по русскому языку
для 4 класса

Правильный ответ оценивается 
в 1 балл, неправильный – 0 баллов.

ножик – 1 балл.

два — 1 балл.

встарь- 1 балл.

Расследование,  расстояние,
искусство, путешествие, ссориться,
врасплох, расход – 7 баллов.

Жалюзи,
усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы. — 4 балла.

здание, постройка, дом, сооружение –
1 балл.

душа – 1 балл.

в Москве -москвичи,  Курске — куряне,
Омске — омичи, Перми — пермяки, Ростове – на — 
Дону — ростовчане, Екатеринбурге – екатеринбуржцы –
6 баллов.

В час по чайной ложке  — медленно.

Мозолить глаза  —  надоедать.

После дождичка в четверг – никогда.

Язык прикусить – замолчать.

Лясы
точить – болтать.

У
чёрта на куличках – далеко – 6 баллов.

Беседка, бездельник,
бездна, бесёнок, бескозырка – 5 баллов.

француженка – 1 балл.

Берег
увидел командир – 2 балла.

пяшлая нужЬ — 1 балл.

Максимальное количество
баллов – 37 баллов.

Победитель определяется по
большему количеству баллов.

Определяются призёры (2 и 3
места), заполняется протокол.

Олимпиада по русскому языку для учеников 4 класса

развивать творческие способности учащихся;
воспитывать у подрастающего поколения любовь к русскому языку.

Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества. Тьма-
товар-
халва-
кобура-
теплица-

К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе. Вставляет палки в колёса-
Обведёшь вокруг пальца-
Выбьетесь из сил-
Пропускает мимо ушей-
Зарубить на носу-

Подчеркните слова с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа. Макароны, помидоры, погоны, шорты, циркуль, корова, сапоги, яблоко, апельсин.

Разбери глаголы и прилагательное по составу. Слепить игрушку, скупой человек, слепить глаза, склеить части, скупил книги.

Укажите, какой частью речи являются выделенные слова. Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят. Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной. Шурка – слесарь в мастерской. Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.

В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.

Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу.

Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.

В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

Он обратно опоздал на урок.

Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных и укажите их падеж.

Найдите в стихотворении однокоренные слова.

Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода. От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод. Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.

О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.

Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

Польская: как заяц в ананасе.

Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка. Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.

Ответы к олимпиаде

Мать, отвар, хвала, уборка, петлица (5 баллов)
2. Мешает, обманешь, устанете, не слушает (прослушивает), запомнить (5 баллов)
3. 3 ряд (1 балл)
4. Макароны, погоны, шорты, корова, сапоги, яблоко (6 баллов)
5. С-леп-и-ть, скуп-ой, слеп-и-ть, с-кле-и-ть, с-куп-и-л (5 баллов)
6. Прилагательное, существительное, существительное, существительное (4 балла)
7. Съешь (2 балла)
8. Победили, построили, опять (3 балла)
9. Рябой, пёстрый-в. ; сухой, острой- т. (4 балла)
10. Вода, вод, водоотвод, водоворот. (4 балла)
11. Нос (1 балл)
12. Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая (4 балла)
13. Тише едешь, дальше будешь. Язык до Киева доведёт. Как сыр в масле. (3 балла)
14. Жалюз

скра. (4 балла)

Орфографический диктант в 4 классе

Конспект урока русского языка в 4 классе

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите

Конспект урока русского языка в 4 классе