4 Класс
- img phpM9k9NG Les i chelovek 0

Роль леса в природе и жизни людей 4 класс презентация

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Предмет: Окружающий мир, 4 класс. Раздел: Природа России Тема: « Лес и человек ».

Это лес – он наш друг зелёный!

Добрый друг, он шумит, поёт

И в прохладную тень зовёт.

БЕЛКА — ЛЕТЯГА

РОЛЬ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

  • Дом для растений, животных, грибов.
  • Защитник воздуха, водоёмов и почв.
  • Место для отдыха человека.
  • Источник ягод, грибов, лекарственных растений.
  • Источник древесины.

Особые вещества, которые листья многих деревьев выделяют в воздух.

От них погибают болезнетворные бактерии.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕСА

Пожар – это грозная беда для леса. Известно, что только 8 из 100 лесных пожаров возникли без помощи человека , от молнии или от перегрева торфа.

В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём или просто хулиганства.

Загрязнение леса бытовым мусором

ВОТ ВО ЧТО МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ ЛЕС

Неумеренная охота и браконьерство

Привели к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.

Охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.

Красная книга России

  • ПОЖАРЫ
  • ВЫРУБКА ЛЕСА
  • ЗАГРЯЗНЕНИЕ ЛЕСА БЫТОВЫМ МУСОРОМ
  • НЕУМЕРЕННАЯ ОХОТА И БРАКОНЬЕРСТВО

ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса!
  • Враг природы тот, кто леса не бережёт.
  • Много леса — не губи, мало леса – береги,

нет леса- посади!

Список использованной литературы

  • Плешаков А.А. Учебник для 4 класса в 2 частях «Окружающий мир», Москва: Просвещение, 2010
  • Поурочные разработки: Плешаков А.А «Окружающий мир», 4 класс

Использованные материалы и интернет – ресурсы

  • Плешаков А.А. Учебник для 4 класса в 2 частях «Окружающий мир», Москва: Просвещение, 2010 (мультимедийный диск)
  • Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2010. Плешаков А.А «От земли до неба»
  • Карта природных зон России
  • Автор и источник заимствования интернет – ресурсов неизвестен.
  • Сформировать у учащихся представление о роли
    леса в жизни человека и природы; ознакомить с
    экологическими проблемами леса, которые
    возникли по вине человека, с охранной
    деятельностью людей в зоне лесов.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Воспитывать уважение и любовь к природе,
    культуру поведения.

Ход урока

Звучат голоса птиц.

Сообщение темы и целей урока.

– Почему мы начали наш урок со стихотворения
С. Погорельского?

(Это стихотворение о лесе. Лес с удовольствием
открывает нам все свои тайны. Он дарит нам чудеса,
и мы должны его беречь

– А кто должен беречь лес (Это должны делать
люди

Тема нашего урока: “Лес и человек”.

Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни
человека и природы; познакомимся с
экологическими проблемами леса, которые
возникли по вине человека, с охранной
деятельностью людей в зоне лесов.

III. Проверка знаний и умений.

– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное
описание местоположения зоны лесов на карте и
расскажите о природных условиях, которые там
сложились.

(Лесная зона находится южнее зоны тундры. На
карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов
расположена в умеренном поясе, значит, ярко
выражены все четыре времени года, холодная зима и
тёплое лето. Зона лесов большей частью
расположена на Восточно-Европейской и Западно
–Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском
плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая
часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным
цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный
цвет, но светлее. И ещё одна часть –
широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее

Групповая работа.

Вопросы для ботаников:

I-я Группа ботаников

  • Что называют тайгой?
  • Природные условия тайги.
  • Что общего у всех растений тайги?
  • Какие растения растут в тайге?

(Тайга – это хвойный лес. Он занимает большую
часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето
тёплое, чем в тундре, поэтому здесь растут
деревья, которые не очень требовательны к теплу,
– это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья
– это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие
деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель,
сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд
2

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом
жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят
парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки
плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не
падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных
деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским
кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а
семена – кедровые орешки.

II-я группа ботаников

  • Расположение смешанных и широколиственных
    лесов.
  • Природные условия в этих лесах.
  • Что объединяет растения этих лесов?
  • Какие растения растут в этих лесах?

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при
каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая,
весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на
ветках, ствол чёрного или серого цвета. Ближе к
югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса
сменяются широколиственными, в которых растут
крупные деревья, на зиму сбрасывают листву,
размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным
листьям, плодами дуба являются жёлуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при
цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку
штук под одним крылышком.

Клён бывает остролистный, татарский и
американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.

  • Птицы тайги, что их объединяет.
  • Животные тайги, что их объединяет.
  • Животный мир смешанного и широколиственного
    леса.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь
можно встретить крупных и мелких животных,
насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук,
летяга, соболь. Также в зоне лесов живут:
благородный олень, лось, медведь, волки, лисы,
рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи,
медведи), другие делают на зиму запасы.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень
подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать
на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны
года лоси потребляют разное количество пищи. В
зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По
бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо
подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится
белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть
становится густой. Это осторожные животные.

Блиц-турнир “Я знаю лес”.

– Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)

– Назовите дерево: “Высокое, стройное, с
желтовато– красноватой или бурой корой.

Ветви только на вершине. Хвоинки длинные,
расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (Сосна)

– Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает
иголки)

– Какая птица распространяет плоды кедровой
сосны? (Кедровка)

– Какое дерево является символом России? (Берёза)

– Это животное умеет не только прыгать, но и
летать. (Белка-летяга)

– Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды
дуба)

– У какого животного пять чёрных полос на
спине? (Бурундук)

– Какое дерево широколиственного леса при
цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

– Узнай животное по описанию: “Любит тёмные
леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет
пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на
ушах? (Рысь)

Работа с новой темой

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет,
Накормит русский лес. Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек. А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок. Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой. Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна. Течет вода-водица,
Вкусна и холодна. Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит. Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

– О каких отношениях говорится в этом
стихотворении?

(Между человеком и лесом)

– Чем является лес для человека?

– А почему лес-аптека? (В лесу много
лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит

Источник чистой воды и пищи

А как лес может обогреть человека? (Человек
дровами обогревает дом. А дрова – это деревья,
которые росли в лесу

– Значит, лес для человека – это источник
топлива.

– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы
видите?

– Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они
там растут

– Чем для них является лес?

– Для кого ещё лес является домом? (Для птиц,
животных, насекомых-жуков, пауков, червей

– Значит, лес – это ещё и дом для растений,
животных, грибов.

Дом для растений, животных, грибов

– Посмотрите, сколько значений у леса, но это
ещё не всё!

Статья “Роль леса в природе и жизни людей”

Значение леса место отдыха
 аптека
 источник чистой воды и пищи
 источник древесины
 источник топлива
 дом для растений, животных, грибов
 защитник воздуха, водоёмов, почв

– Какие роли выполняет лес? Лесные растения
выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов
погибают болезнетворные бактерии.

– Чем является лес для воздуха? (Защитник)

– Чему ещё лес является защитником? (Водоёмов
и почв).

Защитник воздуха, водоёмов и почв

– Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки,
реки не мелеют)

– Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы
от ветра, а корни растений не дают почве
разрушаться)

Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место
отдыха. Слайд10

– А всегда ли человек справедлив по отношению к
лесу?

Не по его ли вине возникают экологические
проблемы леса?

Послушайте стихотворение Н. Некрасова и
подумайте, о какой экологической проблеме идет
речь:

– О какой экологической проблеме идет речь в
стихотворении? (О вырубке леса)

– Людям казалось, что лесов так много, что их
невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в
опасности! Это понимала и девочка Саша из
стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и
зверей, оставшихся без дома.

– Какое чувство у вас вызывает эта проблема?

– Вам небезразлична судьба леса, вас волнует
создавшаяся проблема– это значит, что вы будете
искать пути её решения.

Проблема леса вырубка
 незаконная охота (браконьерство)

– Человек издавна убивал животных, добывая
себе пищу, но это было необходимо для выживания
людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному
или почти полному истреблению некоторых видов
животных. В настоящее время на лесных животных
ограничена, а браконьерство наказывается по
закону. Многие виды редких животных взяты под
охрану, а растения и животные, занесённые в
Красную книгу, находятся под особой охраной. В
Красную книгу занесены:

жуки – жук-кросотел, дровосек реликтовый,
жук-олень; Слайд12

растения – женьшень, венерин башмачок; Слайд
13

птицы – филин, утка-мандаринка; Слайд 14

звери – зубр, амурский тигр. Слайд 15

– В лесной зоне созданы заповедники. Об одном
из них вы узнаете, прочитав рубрику в учебнике на
странице 112, 113 “Приокско-Террасный заповедник”.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.

Работа по теме.

Продолжение изучения новой темы.

– Ещё мы должны выяснить, что зависит от
каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского
“Стыдно перед соловушкой”.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже
девочки закончили обедать, недалеко от них запел
соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и
Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей
перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и
обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же
завернула в газету яичную скорлупу и хлебные
крошки и положила кулёк в сумку.

– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила
Лида.

– Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

– Если все будут поступать как Оля, то лес
превратится в свалку. Вы знаете, что
пластмассовые и стеклянные предметы не гниют
даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно
закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные
и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя
оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок
могут пораниться животные. Хотелось бы
поговорить ещё об одном поступке человека.

Шефнер “Лесной пожар” Слайд16

– Какой поступок человека стал грозной бедой
для леса?

– А ведь это могло не случиться, если бы человек
соблюдал правила разведения костра и не забыл
его погасить и убедиться в том, что костёр не
разгорится вновь.

Чтение памятки (с. 111-учебник).

– Как вы думаете, почему некоторые люди не
выполняют правил поведения в лесу?

– Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые
отражали бы опасные для леса действия человека.

Какие это действия?

  • Вырубка деревьев на берегах водоёмов.
  • Груды мусора. Оставленные человеком после
    работы.
  • Загрязнение леса бытовым мусором.
  • Разведение костров.

– О чём должны помнить люди, приходя в лес?

– Конечно же, каждый из нас должен задуматься,
какими увидят леса наши потомки через век, через
тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт
нам сейчас. Слайд 17

VIII. Подведение итогов урока.

– Назовите значение леса для человека.

Домашнее задание.

Учебник (С. 106-113).

Тетрадь (с. 35).

Нарисовать знаки, которые отражали бы опасные
для леса действия человека.

  • Сформировать у учащихся представление о
    значении леса в жизни природы и людей.
  • Ознакомить с экологическими проблемами лесов,
    возникших по вине человека, с охранной
    деятельностью в лесной зоне.
  • Развивать познавательный интерес, воспитывать
    любовь и бережное отношение к природе, культуру
    поведения.

Оборудование: мультимедийный
проектор; интерактивная доска; презентации «Лес
и человек», «Приокско-Террасный заповедник»;
Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс». (CD); «Птицы средней
полосы России: звуки природы — 2002,» компакт-диск
(CD-ROM) содержит записи голосов птиц средней полосы
России. Рулонный магнитный пластиковый плакат
«Природное сообщество леса» и иллюстрированные
магнитные карточки из комплекта Spectra. Плешаков
А. Крючкова Е. Мир вокруг нас: Учебник для 4
класса. Плешаков А. Крючкова Е. Мир вокруг
нас: Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса
начальной школы: Ч. Загадки. Выставка
ученических письменных (печатных) сообщений: о
лекарственных растениях леса, о лесных грибах,
ягодах; об использовании древесины; об охране
лесов, Красной книге РФ. (С сообщениями дети
знакомятся до и после урока).

Орг. момент. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, на прошлом уроке вы
познакомились с природной зоной лесов. А для того
чтобы вы смогли определить, о чём сегодня будет
наш урок, предлагаю послушать стихотворения в
исполнении наших учеников:

Хорошо у нас в лесу!
Только я в кусты вошла —
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зелёный моховик. Ёж колючий предо мной
Пробежал к себе домой. Две синички в тишине
Звонко пели песни мне. Я подальше забрела,
Там черники набрала. Всё теперь домой несу. Хорошо у нас в лесу!
Г. Ладонщиков

Дети. Мы поговорим о том, что может
дать человеку лес, и о бережном отношении к нему

Показ I слайда презентации «Лес и человек».

Представьте, что вы находитесь в
лесу, закройте глаза.

Прослушивание фрагмента аудиозаписи «Птицы
средней полосы России».

Какие звуки вы услышали в лесу?

Пение птиц.

Вспомните, какой в лесу воздух?

В лесу чистый воздух.

Любите ли вы бывать в лесу? Почему?

В лесу красиво, интересно, много
разных растений, животных, поют птицы.

Лес очень важен для природы и
человека. В лесу чистый свежий воздух. Красота
лесов вдохновляла поэтов, художников и
музыкантов на создание замечательных
произведений искусства, например, композитора
П. Чайковского, художника И. Шишкина. Полюбуйтесь на репродукции лесных пейзажей,
написанных Иваном Шишкиным.

Показ II слайда презентации «Лес и человек» И. Шишкин.

Вспомните, из каких произведений,
прочитанных на уроках литературного чтения, эти
строки, и кто их автор? (Три ученика читают
наизусть отрывки из стихотворений):

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. Тютчев «Чародейкою Зимою».

Что хотели донести до нас авторы
этих поэтических строк?

Леса — это наше общее богатство, ими
надо уметь любоваться, лес надо беречь.

Тема урока: «Лес и человек». На
уроке мы поговорим о роли леса в жизни людей и
природы, познакомимся с экологическими
проблемами лесов и с охранной деятельностью
людей в лесной зоне.

Проверка знаний.

Работа с мультимедийным учебником «Уроки
Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс». (CD). Урок 09. Природные зоны России.

Что вы узнали о лесной зоне? (Ученики
выполняют задания на интерактивной доске):

а) Укажи на карте зону тайги.

б) Какие растения есть в тайге?

в) В какой природной зоне России растут дуб,
берёза, клён, осина?

г) Для какой природной зоны характерны эти
растения и животные?

Составление цепей питания с использованием
иллюстрированных магнитных карточек Spectra
«Природное сообщество леса» (выполняет 1
ученик).

Индивидуальная работа по карточкам (работу
выполняют три ученика):

а) Дополните текст: Лесная зона находится. зоны тундры. Она обозначена. цветом на карте
природных зон. Зона лесов — самая. природная
зона, которая располагается в. поясе. Лесная
зона состоит из. частей.

б) Исправьте ошибки в тексте: Тайга — это
лиственный лес, он занимает наименьшую часть
лесной зоны. В тайге холодная зима, лето холоднее,
чем в тундре, поэтому здесь растут деревья,
которые особенно требовательны к теплу: дуб,
кедровая сосна, берёза, липа, клён, лиственница,
ель, осина, пихта, сосна.

в) Продолжите предложения:

В лесной зоне выделяют три
части:_____________________________

Ближе к югу на смену смешанным лесам
приходят________________

В широколиственных лесах
растут:_____________________________

В тайге обитают животные:____________________________________

Подведение итогов проверки знаний, выставление
отметок.

III. Работа над новой темой.

Отгадывание загадок.

Предлагаю разгадать загадки,
подумать о значении леса в жизни природы и людей:

Как на стёжке, на дорожке
Вижу алые серёжки. За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась — не ленилась,
Кружку с верхом набрала. (Земляника) Е. Благинина

На пеньке живёт семья:
Мама, папа, брат и я. Дом у нас один, а крыша
Есть у каждого своя. (Опята) Н. Пикулева

Конечно, не белый —
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберезовик) 3. Александрова

Очень крепкий этот малый,
Зубу непослушный,
Расколи его сначала,
А потом и кушай. (Орех) Неизвестный автор.

О чём были загадки? Подумайте, для
чего же люди приходят в лес?

Собирать грибы, ягоды, орехи.

Что ещё даёт человеку лес? А что он
значит для природы? (Ответы детей).

Издревле лес кормил, обогревал
человека. Древесина служила материалом для
постройки и обогрева жилища. Из дерева люди
мастерили домашнюю утварь, строили избы,
отапливали их дровами и хворостом, плели из лыка
лапти, из прутьев — корзины, из берёсты — короба. Наши предки собирали в лесах ягоды, грибы, орехи,
использовали лекарственные травы для исцеления
от недугов, охотились на диких животных.

Работа с учебником.

О том, какое ещё значение имеет лес,
вы узнаете, прочитав статью в учебнике «Роль
леса в природе и жизни людей» на стр. 106 — 107.

Какие ещё роли выполняет лес?
(Ответы детей).

Показ VI слайда презентации «Лес и человек». Значение леса.

Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она. Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул. А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней!
О. Узорова, Е. Нефёдова

Всегда ли человек справедлив по
отношению к лесу? Как вы думаете, по чьей вине
возникают экологические проблемы леса? (Ответы
детей).

Чтение учениками отрывка из рассказа К. Паустовского «Скрипучие половицы».

Пожалуй, больше всего композитору П. Чайковскому помогали леса, лесной дом, где он
гостил этим летом, просеки, заросли. этот
удивительный воздух.

Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в
веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место — оно
называлось Рудым Яром.

Самая дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он
просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом
вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где
около пней цветет розовый иван-чай, потом
березовым грибным мелколесьем, потом через
поломанный мост над заросшей речкой и по
изволоку — вверх, в корабельный бор.

Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось
сердце. Это место казалось ему наилучшим
выражением русской природы.

Он знал, что сегодня, побывав там, он
вернется — и давно живущая где-то внутри
любимая тема о лирической силе этой лесной
стороны перельется через край и хлынет потоками
звуков. Так и случилось. Он долго простоял на
обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета
капала роса. Знакомый край был весь обласкан
светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у
Чайковского то состояние, когда кажется, что
вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее
на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его
нельзя было терять. Надо было тотчас
возвращаться домой, садиться за рояль и наспех
записывать проигранное на листках нотной бумаги.

Чайковский быстро пошел к дому. На поляне
стояла высокая раскидистая сосна. Ее он прозвал
«маяком». Она тихо шумела, хотя ветра и не
было. Он, не останавливаясь, провел рукой по ее
нагретой коре.

Учитель. Узнав о том, что лес
продан купцу Трощенко, который собрался его
вырубать, Пётр Ильич отчаянно пытался «не дать
свершиться палачеству»: он ездил и к губернатору
и к Трощенко. Но, возвращаясь домой, всё же стал
очевидцем «подлости».

«Успею ли? — думал Чайковский. Завтра
начнут валить лес. Что за подлость такая!». Лошади вынесли коляску на поляну. Кто-то впереди
предостерегающе закричал. Кучер с ходу осадил
лошадей. Чайковский встал, схватился за плечо
кучера. От подножия сосны, согнувшись, как воры,
разбегались лесорубы.

Внезапно вся сосна, от корней до вершины,
вздрогнула и застонала. Чайковский явственно
слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево
начало медленно клониться к дороге и вдруг
рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С
тяжким гулом сосна ударилась о землю,
затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади
попятились и захрапели.

Это был миг, один только страшный миг смерти
могучего дерева, жившего здесь двести лет. Чайковский подошел к вершине поваленной сосны.

Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чайковский вспомнил, как березы пытались
удержать падающую сосну, принять ее на свои
гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное
падение, — от него далеко окрест дрогнула
земля. Он быстро пошел домой. То справа, то слева,
то позади слышался гул падающих стволов. И все
так же тупо ухала земля. Птицы метались над
порубкой. Чайковский все ускорял шаги. Он почти
бежал.

— Подлость! — бормотал он. — Мерзость
чудовищная! Кто дал право человеку калечить и
безобразить землю ради того, чтобы какой-то
Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи,
которые не оценить ни рублями, ни миллиардами
рублей. Неужели так трудно понять там, в
Петербурге, этим многомудрым государственным
мужам, что могущество страны — не в одном
материальном богатстве, но и в душе народа! Чем
шире, свободнее эта душа, тем большего величия и
силы достигает государство. А что воспитывает
широту духа, как не эта удивительная природа! Ее
нужно беречь, как мы бережем самую жизнь
человека. Потомки никогда не простят нам
опустошения земли, надругательства над тем, что
по праву принадлежит не только нам, но и им.

О какой экологической проблеме
рассказывает К. Паустовский?

О вырубке леса.

Показ VII слайда презентации «Лес и человек» На
вырубке леса.

Посмотрите, как в настоящее время
производится заготовка древесины. Такие картины
остаются после работы лесозаготовщиков. Какие
чувства вызывают у вас эти фотографии?

Наши леса в опасности! Нам небезразлична судьба
леса, нас волнует эта проблема, а значит
необходимо искать пути её решения. Что бы
предложили сделать вы для защиты лесов? (Собирать
макулатуру).

Послушайте стихотворение и скажите,
о какой посильной помощи школьников в деле
сохранения лесов ведёт речь автор?

Школьник, всего по тетрадке одной
Давай сбережём за четверть с тобой!
И сохранённые нами леса
Скажут «спасибо» на все голоса.

Автор стихотворения предлагает
экономно расходовать тетради всем ученикам, что
позволит сократить вырубку деревьев на
производство бумаги для тетрадей.

Чтение стихотворения (читают подготовленные
ученики).

Подумайте, о каких экологических
проблемах леса пишет Анатолий Орлов “Про туриста Федю и медведя (как
не надо вести себя в лесу)”

Какие правила поведения в лесу
нарушил Федя? Какой поступок такого горе —
туриста привёл к большой беде для леса и его
обитателей?

Небрежное обращение с огнём
приводит к пожару в лесу.

Показ VIII слайда презентации «Лес и человек». Лесной пожар.

Чем опасен пожар в лесу? А что надо
делать, чтобы при разведении костра не возникало
пожаров?

Во время пожара погибают лесные
жители, нарушаются экологическое равновесие и
экологические связи. Чтобы не возникало пожаров,
надо соблюдать правила разведения костра.

Чего ещё нельзя делать в лесу?

Ломать ветки деревьев, разорять
гнёзда, шуметь, мусорить.

Вот во что может превратиться лес.

Показ IХ слайда презентации «Лес и человек». Свалки в лесу.

Какой вред наносят лесу и человеку
несанкционированные свалки?

Загрязняют окружающую среду,
нарушают экологическое равновесие и т.

Какая ещё экологическая проблема
леса вам известна?

Убийство животных — одна из
экологических проблем леса.

К чему привела неумеренная охота?

К полному или почти полному
истреблению некоторых животных.

Какие меры предпринимаются для
защиты и спасения животных леса государством?

Охота на лесных животных
ограничена, браконьерство наказывается по
закону, редкие и исчезающие животные и растения
занесены в Красную книгу РФ и находятся под
особой охраной государства.

Показ Х слайда презентации «Лес и человек». Красная книга.

Показ презентации «Приокско-Террасный
заповедник».

В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, ознакомившись с
презентацией и с рассказом учителя.

На юге Московской области недалеко от города
Серпухова находится Приокско-Террасный
государственный природный биосферный
заповедник — жемчужина природы южного
Подмосковья. Заповедник был создан в июне 1945 года
после войны. Его площадь 4945 га. Большая часть
покрыта лесами. В 1979 году заповедник получил
статус биосферного заповедника. На территории
заповедника произрастает 960 видов растений,
среди них редкие, занесенные в Красную книгу
России. Жемчужиной заповедника являются участки
степной растительности в окружении сосновых
боров, расположенные на юге заповедника. Это
уникальная «окская флора». Здесь можно увидеть
такие редкие для Подмосковья растения как ковыль
перистый, типчак, тюльпан Биберштейна, русский
рябчик и другие растения степной зоны. Здесь
обитает 56 видов млекопитающих. Распространены
обитатели Русской равнины кабан, лось, барсук,
куница, ласка, зайцы: беляк и русак. Редко заходит
волк. В последние годы встречается рысь и выдра. Восстановлены косуля и бобр. Фауна птиц
насчитывает 140 видов. Многочисленны весной и
летом мухоловки-пеструшки, зяблики, зарянки,
пеночки-трещотки, большие синицы. Есть глухарь,
тетерев, рябчик. А также черный коршун, пустельга,
ястребы — тетеревятник и перепелятник, неясыть,
домовый сыч. Среди насекомых редкие виды бабочек
мнемозина, махаон, аполлон и др. В 1948 году в
заповеднике был организован Центральный
зубровый питомник, ставший центром
восстановления и разведения зубра в
России. Звери содержатся здесь в условиях,
приближенных к естественным. За  время
существования питомника  родилось более 600
чистокровных зубров, 250 из них были расселены в
леса России, Украины, Белоруссии, Литвы. В
зубровом питомнике организованы экскурсии.

Работа с магнитным плакатом Spectra «Природное
сообщество леса» и иллюстрированных карточек. С
помощью карточек дети показывают и рассказывают
о том, какая деятельность человека направлена на
пользу лесному сообществу, а какая, наоборот
приносит лесу вред.

Как вы думаете, почему некоторые
люди не выполняют правил поведения в лесу?

Работа в тетрадях «Проверим себя». Взаимопроверка в парах.

  • I вариант — задание № 1. Дополнить схему
    «Значение леса в природе и жизни людей», с. 29.
  • II вариант — задание № 2. Отметить тех животных,
    которые внесены в Красную книгу и обитают в
    лесной зоне, с.30.

VII. Домашнее задание.

Учебник, стр. 106 — 113; прочитать рассказы из
книги «Великан на поляне». Нарисовать знаки,
запрещающие опасные для леса действия человека.

VIII. Итог.

Что нового узнали на уроке? О чём
должен помнить человек, приходя в лес? (Ответы
детей). Каждый должен задуматься, каким увидят
леса наши потомки, и сможет ли лес дать им то, что
даёт нам ныне.

Выставление оценок.

Использованы материалы.

Дмитриева: Поурочные разработки по курсу
«Окружающий мир»: 4 класс: К учебно-метод. комплекту Плешакова А. : ВАКО, 2006.

2

Организационный момент Чтоб злодеев побеждать Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно!

3

Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес. Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои! — В этом стихотворении спрятана тема нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, о какой природной зоне мы сегодня будем разговаривать? — А в какой зоне живем мы с вами, и что бы вы хотели узнать по этой теме?

4

Актуализация знаний 1)Давайте вспомним, что вы знаете о лесной зоне. 2)Напишите 2-3 цепи питания в лесной зоне.

5

Соедините стрелками название дерева и вид леса, в котором оно может произрастать. Пихта Береза Липа Ольха Сосна Лиственница Ель Дуб Клен Кедровая сосна Тайга Смешанный лес Широколиственный лес

6

Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое разнообразие растений! И всё это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу. С помощью лесов наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли, и это ещё не всё.

7

Прочитайте статью в учебнике «Роль леса в природе и жизни людей». Учебник стр

8

Опираясь на схему «Значение леса», расскажите, какую роль играет лес в природе и жизни людей.

9

А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

10

Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько здесь было красивых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели, Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились, Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал — и в лес убежал. О какой экологической проблеме здесь идет речь?

11

Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. Если раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов очень много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.

12

Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу». Ты видел, в лебедей стреляли? Ты видел, как они упали? Скажи, а если б птицы знали И если б только понимали, Что их полёт прощальным будет, Их на заре подстрелят люди, Скажи, они бы не летали? О чем же говорится в этом стихотворении? О браконьерстве

13

Схема: ПРОБЛЕМЫ ЛЕСА Вырубка леса Незаконная охота

14

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:

15

Растения: — женьшень, — венерин башмачок

16

Жуки: жук – олень дровосек реликтовый

17

Птицы: филин утка — мандаринка

18

Звери: зубр амурский тигр

19

Откроем следующую страничку урока и выясним, что зависит от каждого из нас. Как мы должны вести себя в лесу. Рассказ «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку. — Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. — Стыдно. перед соловушкой,- тихо ответила Лида. Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

21

Вадим Шефнер «ЛЕСНОЙ ПОЖАР» Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер И, сыпля искры, посреди поляны Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы.

22

— Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра, не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.

24

Итог урока — О чем должны помнить люди, приходя в лес?

25

Домашнее задание Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека? Что вы должны показать в знаках?

26

Рефлексия

27

Оцени свою работу на уроке

2

Аношкина Н. МОУ «СОШ 41» г. Саратов «Лес и человек» По учебнику А. Плешакова, Е. Крючковой 4 класс

4

медведьбурундуксобольглухарь

5

дятелбелкаволколень

6

заяц сорока лисабарсук

9

Дом для растений и животных

10

Источник ягод, грибов, лекарственных растений

11

Лекарственные растения при гриппе при заболеваниях легких при простуде ранозаживляющее шиповник липа береза подорожник

12

Дом для растений и животных Источник ягод, грибов, лекарственных растений Источник древесины

13

Дом для растений и животных Источник ягод, грибов, лекарственных растений Источник древесины Защитник воздуха, водоемов и почв

14

Дом для растений и животных Источник ягод, грибов, лекарственных растений Источник древесины Защитник воздуха, водоемов и почв Место отдыха для человека

15

Дом для растений и животных Источник ягод, грибов, лекарственных растений Источник древесины Защитник воздуха, водоемов и почв Место отдыха для человека

16

Экологические проблемы леса

17

Вырубка леса

18

Экологические проблемы леса Незаконная охота (браконьерство)

19

Красная книга Саратовской области Рысь Черный аист Выхухоль Филин Махаон Жук-олень Рябчик Венерин башмачок

20

Красная книга Саратовской области Всего Красная книга Саратовской области включает в себя 541 вид растений и животных.

25

Экологические проблемы леса Лесные пожары

26

Экологические проблемы леса Мусор

27

Экологические проблемы леса Вырубка леса Незаконная охота (браконьерство) Лесные пожары Мусор

28

Не разводи в лесу костер без надобности, а если развел, то обязательно затуши. Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не рви на лугу, в лесу цветов. Не подходи близко к гнёздам птиц. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых. Не разоряй муравейник. Береги лягушек, жаб, головастиков. Не убивай змей даже ядовитых. Не лови диких животных и не уноси их домой. Не шуми в лесу, не пугай лесных обитателей. Как вести себя в лесу

29

Не разводи в лесу костер без надобности, а если развел, то обязательно затуши. Не оставляй в лесу мусор. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не рви на лугу, в лесу цветов. Не подходи близко к гнёздам птиц. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых. Не разоряй муравейники. Береги лягушек, жаб, головастиков. Не убивай змей даже ядовитых. Не лови диких животных и не уноси их домой. Не шуми в лесу, не пугай лесных обитателей. Как вести себя в лесу

1

Лес и человек. Работу выполнила ученица 4 класса Баринова Александра. Руководитель: Лаврентьева Елена Валерьевна.

2

Есть просто храм, Есть храм науки. А есть еще природы храм С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь.

5

Цель моего исследования: выяснить экологические проблемы Кирского леса.

6

На территории России произрастает 20,5% лесов планеты. Лес часть поверхности Земного шара, покрытая древесными растениями. Леса составляют почти 30% поверхности планеты.

7

До заселения территория современной Чувашии, за исключением юго-восточной части, была покрыта лесами. В 1795 их площадь составляла 49%, в ,2%. Сокращение площади лесов продолжалось и в дальнейшем, особенно в годы индустриализации и в годы Великой Отечественной войны. В результате восстановительных работ к 2000 площадь лесов достигла уровня Общая площадь лесов Чувашской Республики в настоящее время составляет 633,7 тыс. га, или 32,1% ее территории. До заселения территория современной Чувашии, за исключением юго-восточной части, была покрыта лесами. В 1795 их площадь составляла 49%, в ,2%. Сокращение площади лесов продолжалось и в дальнейшем, особенно в годы индустриализации и в годы Великой Отечественной войны. В результате восстановительных работ к 2000 площадь лесов достигла уровня Общая площадь лесов Чувашской Республики в настоящее время составляет 633,7 тыс. га, или 32,1% ее территории.

8

Лес – поставщик кислорода. Лес это «кислородный цех», «легкие планеты», «зеленое золото». Роль леса в природе и жизни людей.

9

Лес настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти.

10

Роль леса в природе и жизни людей. Лес источник огромных материальных ценностей.

11

Роль леса в природе и жизни людей. Огромна роль леса в круговороте воды в природе. «Лес и вода брат и сестра», говорит народная пословица. Лес поддерживает полноводность рек, ручьев, водоемов, смягчает и увлажняет климат прилегающей местности.

12

Роль леса в природе и жизни людей. Лес защитник почвы.

13

Роль леса в природе и жизни людей. Лес источник ягод, грибов, лекарственных растений.

14

Роль леса в природе и жизни людей. Лес — дом для растений, животных, грибов.

15

Роль леса в природе и жизни людей. Лес — место для отдыха людей.

16

Вывод. Леса являются важной составной частью окружающей природной среды. Как экологическая система лес выполняет различные функции и одновременно является незаменимым природным ресурсом.

17

Несмотря на то что катастрофические последствия сведения лесов уже широко известны, уничтожение их продолжается. В настоящее время общая площадь лесов на планете составляет около 42 млн. км², но она ежегодно уменьшается на 2%. Особенно интенсивно уничтожаются влажные тропические леса в Азии, Африке, Америке и некоторых других регионах мира. Так, в Африке леса занимали раньше около 60% ее территории, а сейчас — всего около 17%. Значительно сократились площади лесов и в нашей стране. Экологические проблемы леса.

18

Вырубка леса Пожары Загрязнение мусором. Неумеренная охота и браконьерство

19

Из года в год лесные пожары наносят непоправимый ущерб лесам, уничтожают деревья, кормовые базы диких зверей, гнездовья птиц. При этом не менее 85% лесных пожаров возникает по вине людей, в том числе в результате поджогов сухой травы по весне, из-за оставленных костров, горящих спичек и тлеющих сигарет и даже просто осколков бутылочного стекла. Пожары.

20

Год от года увеличивается количество свалок в лесу вблизи населенных пунктов. Разлагаясь, они отравляют воздух, почву, подземные воды и превращаются, таким образом, в серьезную опасность для окружающей среды и человека. Загрязнение мусором.

21

Неумеренная охота и браконьерство. На протяжении всей истории Земли животные и растения вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных и растений стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды.

22

Вырубка леса. Площади лесов на территории России постоянно сокращаются вот уже 500 лет, но, безусловно, наиболее резко — в ХХ в. В наши дни лес в России вырубают примерно на 2 млн га ежегодно. В то же время масштабы лесовосстановления с помощью посадок и посевов леса постоянно сокращаются.

23

Вывод. Мы видим, что существованию леса угрожают реальные экологические проблемы. Человек должен понимать, что леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей планеты.

24

Познакомившись с экологическими проблемами лесов, я сделала вывод о том, что эти же проблемы существуют и у Кирского леса. Особенно остро стоит проблема загрязнения леса и вырубка ценных пород деревьев.

25

Загрязнение Кирского леса. Большой вред лесу наносит захламление древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни становятся местами размножения лесных вредителей. Бытовой мусор, оставленный в лесу, ухудшает эстетический вид леса, а при сильном захламлении способствует смене лесных трав растениями мусорных местообитаний – рудералами (в первую очередь – крапивой и чистотелом).

26

Исследования вырубок Кирского леса. Чтобы узнать какие изменения происходят в природе в связи с вырубанием леса, мы с моей мамой совершили прогулку на три вырубки Кирского леса. Первой мы посетили свежую вырубку. Когда-то здесь росли красавицы- сосны. Сразу заметили, что в местах массовой вырубки основная часть растительности погибла.

27

Исследования вырубок Кирского леса. Затем мы побывали на двухлетней вырубке. Растительность вырубки изменилась. Теперь здесь появились растения: кипрей (иван-чай), василек скабиозный, крапива двудомная, земляника лесная в сырых местах сныть обыкновенная.

28

Исследования вырубок Кирского леса. И закончили мы свою прогулку на старой вырубке. Большая часть вырубки заросла молодыми березками, кое-где встречались заросли малины.

29

Вывод. В результате вырубки леса произошли сильные изменения в природе. Исчезли многие виды растительности, погибли животные. От учителя узнали, что сплошная вырубка леса резко сокращает число куниц, выдр, барсуков, медведей, тетеревов, глухарей.

30

Заключение. Человечеству необходимо осознать, что исчезновение лесов — это ухудшение состояния окружающей среды. Оно является большой угрозой для нашего будущего. Можно лишь предложить всем беречь лес и окружающую его природу: -не засорять леса бытовым и промышленным мусором, стихийными свалками; -ограничить многочисленные строительства в лесных зонах дач, коттеджей, дорог.

31

Заключение. -прекратить самовольную вырубку леса на хозяйственные нужды; -охранять от лесных пожаров; -более интенсивно работать по восстановлению лесов после рубок; — чаще убирать гниющую древесину; -усилить контроль за туристами, охотниками, грибниками, ягодниками;

32

Предлагаю вам полюбоваться красотой Кирского леса.

45

Мы безмерно богаты. В наших чащах и рощах Столько всяких пернатых — Просто диву даешься. И, конечно, тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем. Не щадим, не жалеем. Ни за что не в ответе. Словно самую малость Нам на этой планете Жить и править осталось. Не хозяева вроде, Так добро свое губим. А гордимся природой И отечество любим.

46

Список использованной литературы: Сайты интернет: poverhnost_earth. html a04/Biolog/03. htm /

Леса покрывают почти треть
всей суши Земли, обеспечивая
жизненно важную
органическую инфраструктуру
для самых разнообразных
форм жизни. Они
поддерживают бесчисленное
количество видов, а также
предоставляют человечеству
различные блага. Однако
ежегодно происходит
значительное сокращение
лесных ресурсов, при этом
люди в первую очередь несут
ответственность за
обезлесение.

Леса помогают нам дышать

Леса производят кислород в
процессе фотосинтеза, который
нам необходим, чтобы дышать. Также они поглощают углекислый
газ, который мы выдыхаем (или
выделяем). По оценкам, одно
зрелое, листовое дерево
производит дневной запас
кислорода для 2-10 человек. Фитопланктон более
продуктивный, обеспечивая
половину кислорода Земли, но
леса по-прежнему являются
ключевым источником
качественного воздуха.

Это больше, чем просто деревья

Почти половина всех известных
видов живых организмов живет в
лесах, в том числе 80 %
биоразнообразия суши. Самое
большое биологическое
разнообразие сосредоточено в
тропических дождевых лесах, от
редких попугаев до находящихся
под угрозой исчезновения обезьян. Однако леса изобилуют жизнью по
всей планете: черви обогащают
почву питательными веществами;
пчелы и птицы распространяют
пыльцу и семена; а хищные
животные, такие как волки или
большие кошки контролируют
популяцию травоядных животных,
находясь на вершине пищевой
цепи.

Среда обитания для людей

Около 300 миллионов человек живут в лесах по всему миру, при этом примерно 60
миллионов коренных жителей, практически полностью зависят от местных лесов. Многие
люди живут вблизи лесных окраин. Даже простое увеличение численности городских
деревьев может поднять имущественные ценности и снизить уровень преступности.

Леса поддерживают здоровье

Деревья также создают
жизненно важные оазисы тени
на земле. Городские деревья
помогают зданиям оставаться
прохладными, уменьшая
потребность в электрических
вентиляторах или
кондиционерах, в то время как
большие леса выполняют
сложные задачи, такие как
сдерживание эффекта
«острова тепла» в городе или
регулирование местных
температур.

Борются с потеплением

У деревьев также есть способ
бороться с глобальным
потеплением: они поглощают
CO2, который способствует
росту температур. Растениям
всегда необходимо какое-то
количество СО2 для процесса
фотосинтеза, но воздух на
Земле стал настолько густым,
что очень важно его очищать, с
чем хорошо справляются
деревья, просто дыша. CO2
хранится в древесине, листьях и
почве, часто на протяжении
веков.

Способствуют выпадению осадков

Большие леса могут
влиять на региональные
погодные условия и даже
создавать свой
собственный микроклимат. Например, Амазонка
создает атмосферные
условия, которые не только
способствуют регулярному
выпадению осадков на
близлежащих
сельскохозяйственных
угодьях, но, возможно,
затрагивают Великие
равнины Северной
Америки.

Борются с наводнениями

Корни деревьев
являются ключевыми
союзниками в
проливной дождь,
особенно для
низменных районов,
таких как речные
равнины. Они помогают
земле поглощать воду
при внезапном
наводнении, уменьшая
вымывание почвы
(водная эрозия) и
сокращая
материальный ущерб
за счет замедления
потока.

Очищают водные ресурсы

Помимо контроля над наводнениями, поглощение
поверхностного стока также защищает экосистемы
вниз по течению. Современная ливневая вода все
чаще несет токсичные химические вещества, от
бензина и удобрений газонов до пестицидов и
навоза, которые накапливаются в водоразделах, в
конечном итоге создавая «мертвые зоны» с низким
содержанием кислорода.

Блокируют ветер

Сельскохозяйственные угодья
вблизи леса имеют множество
преимуществ, таких как
летучие мыши и певчие птицы,
которые едят насекомых; или
совы и лисы, охотящиеся на
крыс. Но группы деревьев
также могут служить буфером,
защищающим от ветра
чувствительные культуры и
плодородную почву. Помимо
защиты этих растений,
меньшая сила ветра также
облегчает пчелам опыление.

Уплотняют почву

Корневая сеть леса стабилизирует
огромное количество почвы, укрепляя
фундамент всей экосистемы от водной
или ветровой эрозии. Не только
обезлесение приводит к разрушениям,
но и последующая эрозия почвы может
спровоцировать новые, опасные
природные процессы, такие как
оползни и пыльные бури.

Очищают грязный воздух

Мы используем комнатные растения для очистки
воздуха в помещении, но не стоит забывать о лесах. Они могут очищать загрязнение воздуха в гораздо
большем масштабе, а не только от
вышеупомянутого CO2. Деревья улавливают и
поглощают широкий диапазон загрязняющих воздух
веществ, включая окись углерода, диоксид серы и
диоксид азота.

Обеспечивают лекарствами

В лесах содержится большое количество
природных лекарств. К примеру,
теофиллин, который используется при
терапии астмы, содержится в какаобобах. Около 70 процентов всех
известных растений, обладающих
противораковыми свойствами,
встречаются только в дождевых лесах.

Как человечество
будет обходиться без
древесины и смолы?
Мы давно используем
эти возобновляемые
природные ресурсы,
чтобы сделать все, от
бумаги и мебели до
жилья и одежды. Однако люди иногда
слишком сильно
истощают лесные
блага, что приводит к
обезлесению. Тем не
менее благодаря
развитию устойчивого
лесного хозяйства, а
также созданию
лесных плантаций,
становится легче
находить древесные
продукты.

Леса являются величественными

Естественная красота может быть самой очевидной, хотя и менее ощутимой, с точки зрения
экономической выгоды. Однако наличие растительности, красивых оттенков, спокойствия и
наслаждения, преподносят людям конкретные преимущества. Тем не менее достаточно
сложно убедить нынешнее поколение в том, что леса необходимо ценить и сохранить для
наших потомков.