Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана и составлена в соответствии с:
- — Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (1-4 кл.) (2009г.);
- Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы
- — учебным планом МАОУ «СОШ №8» 2017-2018г.,
- Положение о рабочей программе педагога МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Гая Оренбургской области
- Реализуется через УМК Н.И. Роговцева. Технология для 4 кл. нач. шк. В 2ч. -2-е изд.-М.: Просвещение, 2014г.
Цели изучения курса технологии начального общего образования:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
- освоение продуктивной проектной деятельности;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Изучение технологии направлено на реализацию основных задач курса:
- осваивать нравственно-эстетического и социально-исторический опыт человечества, отраженного в материальной культуре;
- развивать эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомить с современными профессиями;
- формировать умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формировать целостную картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, осваивать трудовые умения и навыки, осмысливать технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развивать познавательные мотивы, инициативность, любознательность и познавательные интересы на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формировать первоначальные конструкторско-технологические знания и умения на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнять технологии изготовления любых изделий;
- уметь самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщать к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формировать умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- формировать потребность в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Место курса «Технология» в учебном плане:
На предмет «Технология» учебным планом МАОУ «СОШ№8» отводится 34 часа, 1 час в неделю, 34 недели.
1 четверть — 8 часов, 2 четверть –7 часов, 3 четверть –10 часов, 4 четверть –9 часов.
Логика изложения и содержания авторской программы и рабочей программы по технологии в 4 классе полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта НОО, поэтому в авторскую программу по технологии не внесено изменений.
Характеристика учебной дисциплины (курса)
Технология входит в предметную область «Технология»
Результаты освоения предмета:
К концу обучения в 4 классе учащиеся смогут:
- воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека — созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
- называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д.
- бережно относиться к предметам окружающего мира;
- организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
- отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;
- проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
- проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
- осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
- уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
- осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность
узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни;
узнавать и называть свойства материалов, изученных в 4 классе:
Бумага и картон:
- свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость; белизна; прозрачность; сопротивление разрыву, излому продавливанию, раздиранию; прочность поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность;
- выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы:
- структура и состав тканей;
- способ производства тканей (ткачество, гобелен);
- производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
- умения сравнивать свойства природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.
- знакомство с новым природным материалом — соломкой, ее свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве;
- знакомство с новым материалом — пробкой, ее свойствами и особенностями использования.
- систематизация знаний о свойствах пластичных материалов;
- выбор материала в зависимости от назначения изделия
- наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека.
- знакомство с новым материалом бисером;
- свойства бисера и способы его использования;
- виды изделий из бисера;
- леска, её свойства и особенности.
- использование лески при изготовлении изделий из бисера.
- знакомство с понятием продукты питания;
- знакомство с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;
Ткани и нитки
- знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком (прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток);
- конструирование костюмов из ткани
- обработка ткани накрахмаливание;
- различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение);
- выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
- выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков;
- освоить новые технологические приемы:
- создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки);
- производства полотна ручным способом (ткачество– гобелен);
- изготовления карнавального костюма;
- украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками.
- украшения изделия при помощи вышивки и вязанных элементов;
- вязания воздушных петель крючком;
- вид соединения деталей — натягивание нитей.
- подготовка соломки к выполнению изделия: холодный и горячий способы;
- выполнение аппликации из соломки;
- учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции;
Растения, уход за растениями
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии
- использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
- чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
- вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
- выполнять «эскиз» и «технический рисунок»;
- применять масштабирование при выполнении чертежа;
- уметь «читать» простейшие чертежи;
- анализировать и использовать обозначения линий чертежа.
Обучающиеся получат возможность:
- изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий
- осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности
- оформлять изделия по собственному замыслу;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.
- подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
№ Наименование разделов и тем Всего часов Характеристика основной деятельности учащихся 1 Как работать с учебником 1 Обобщить знания о материалах и их свойствах; инструментах и правилах работы с ними, пройденными в предыдущих классах. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради. Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции. 2 Человек и земля 21 Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника и другие источники. Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей. Отыскивать на обертке продукции информацию о её производителе и составе. Анализировать технологию изготовления шоколада, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе, и выделять ингредиенты, из которых изготовлен шоколад. 3 Человек и вода 3 Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчет на основе наблюдений. Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узла. Определять правильное крепление и расположение груза. 4 Человек и воздух 3 Использовать приемы работы с отверткой и гаечным ключом. Осваивать правила разметки деталей на бумаге. Использовать прием работы с шилом. Выполнять модель ракеты из картона на основе самостоятельного чертежа. 5 Человек и информация 6 Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе MicrosoftWord. Применять правила работы на компьютере. Использовать в практической деятельности знания программы MicrosoftWord. Анализировать темы учебника и соотносить их с «Содержанием» для «Дневника путешественника» Объяснять значение различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Итого 34
Формой организации учебной деятельности является урок, придерживаясь типологии уроков по ФГОС.
Урок открытия нового знания (ОНЗ).
Урок отработки умений и рефлексии.
Урок творчества (урок – исследование).
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).
Уроки развивающего контроля.
Также используются уроки – экскурсии, уроки – путешествия. Это отражено в поурочном планировании.
Календарно – тематическое планирование
№ тема урока количество часов домашнее задание дата корректировка 1 четверть-8 часов 1 Инструктаж по ТБ. Как работать с учебником 1 выучить условные обозначения 4. 09 2 Вагоностроительный завод. «Ходовая часть (тележка)». 1 доделать изделие 11. 09 3 Вагоностроительный завод. «Пассажирский вагон»Выставка работ 1 оформить изделие 18. 09 4 Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка»Тест «Как добывают нефть» 1 подготовитьсообщение 25. 09 5 Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» 1 доделать изделие 2. 10 6 Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» 1 оформить изделие 9. 10 7 Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ»Тест «Конвейер автомобильного завода» 1 подготовить изделие к выставке 16. 10 8 Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали» 1 оформить проект 23. 10 2 четверть –7 часов 26. 10 1 Монетный двор. Изделие «Медаль» 1 доделать изделие 13. 11 2 Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы»Тест «Как создается фаянс» 1 оформить изделие 20. 11 3 Фаянсовый завод. Изделие «Ваза» 1 подготовитьсообщение 27. 11 4 Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»Тест «как шьют одежду» 1 подготовить изделие к выставке 4. 12 5 Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка»Выставка работ 1 оформить изделие 11. 12 6 Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» 1 подготовитьсообщение 18. 12 7 Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» 1 подготовитьсообщение 25. 12 3 четверть-10 часов 8 Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» 1 доделать изделие 15. 01 1 Тест «Обработка древесины» Изделие «Лесенка-опора для растений» 1 оформить изделие 22. 01 2 Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное «Картошка» 1 подготовитьсообщение 29. 01 3 Тест «Кондитерские изделия». Изделие «Шоколадное печенье» 1 оформить изделие 5. 02 4 Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» 1 подготовить изделие к выставке 12. 02 5 Тест «Правила эксплуатации электроприборов». Изделие «Абажур». Выставка работ 1 оформить изделие 19. 02 6 Проект «Цветы для школьной клумбы». Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» 1 подготовитьсообщение 26. 02 Человек и вода (3ч) 7 Водоканал. Изделия «Фильтр для воды» 1 доделать изделие 5. 03 8 Тест «Как поступает вода в наш дом». Порт. Изделие « Канатная лестница. » 1 подготовитьсообщение 12. 03 9 Узелковое плетение. Изделие «Браслет» 1 оформить изделие 19. 03 4 четверть-9 часов. человек и воздух – 3 часа 10 Самолетостроение. Изделие «Самолет» 1 доделать изделие 2. 04 1 Тест «Исследование космоса» Ракета – носитель. 1 оформить изделие 9. 04 2 Воздушный змейВыставка работ 1 подготовить изделие к выставке 16. 04 человек и информация –6 часов 3 Издательское дело. Изделие «Титульный лист» 1 оформить изделие 23. 04 4 Изделие «Таблица» 1 доделать изделие 7. 05 5 Создание содержания книги. 1 подготовитьсообщение 14. 05 6 Тест «Элементы книги»Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» 1 оформить изделие 21. 05 7 — 8 Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» 1 оформить изделие 28. 0530
Материально – техническое обеспечение
Библиотечный фонд Учебники:Роговцева Н. , Богданова Н. , Шпикалова Н. , Анащенкова С. « Технология» 4 класс-Москва «Просвещение» 2012, Тетради:Роговцева Н. , Богданова Н. , Шпикалова Н. , Анащенкова С. « Технология» 4 класс-Москва «Просвещение» 2012,рабочая тетрадьМетодические пособия: Т. Максимова «Поурочные разработки по технологии 4 класс»-Москва «Вако» 2013 Печатные пособия Таблицы к основным разделам курса. Наборы предметных и сюжетных картинок. Технические средства обучения Доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Интерактивная доска SMART, персональный компьютер. Мультимедийный проектор Экранно – звуковые пособия Н. Роговцева, Н. Богданова. Технология. 4 класс. Электронное приложение Оборудование класса ПартыСтол учительскийНастенные доски
График обязательных работ
1 четверть дата 2 четверть дата 3 четверть дата 4 четверть дата За год Выставка работ 1 18. 09 1 11. 12 1 19. 02 1 16. 04 4 Тесты 2 25. 0916. 10 2 20. 114. 12 4 25. 0129. 0119. 0212. 03 2 9. 0425. 05 10 Проекты 1 23. 10 1 26. 02 2
при подготовке программы:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
Роговцева Н. , Богданова Н. , Шпикалова Н. ,Анащенкова С. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. 2011
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего оценивания. Оценивается — готовое изделие.
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.