4 Класс

Рабочая программа по изо 4 класс перспектива фгос ууд шпикалова

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Неменская Л. Изобразительное искусство. Каждый народ-художник. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений.

Кондратьева Ирина Александровна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Загрузка началась. Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

приказ по школе

от 26. 2020

Директор: _____ И. Меледина

ДЛЯ
4 а,б,в КЛАССА

Гаврилов – Ям

Нормативно
– правовая база

Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»

ФГОС
начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки №373 от
06. 2009 г. с изменениями от 31. 2015 г. №1576

Примерная основная образовательная программа начального
общего образования

Приказ
Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию» № 345 от 28. 2018

СанПиН
2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»

Основная
образовательная программа начального общего образования МОУ СШ №6 г. Гаврилов-Ям

Учебный
план МОУ СШ №6 г. Гаврилов-Яма на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом 
№ 01-11/241 от 26. 2020

Методические
письма о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в
общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014, 2014/2015,
2015/2016 уч.

ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4
класса составлена в соответствии с примерной основной образовательной
программой начального общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС,
авторской программой «Изобразительное искусство 1-4 классы» Т. Шпикаловой (образовательная
система «Перспектива») и ориентирована для работы по УМК:

·     
2. Шпикалова, Т. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений / Т. Шпикалова, Л. Ершова. – М. : Просвещение,
2018

Программа «Изобразительное искусство 5-8 классы»
Т. Шпикаловойиспользуется в данной

рабочей
программе без изменений.

В
результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие ЦЕЛИ:

· воспитание
эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в
искусстве и через искусство;

· развитие
воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных ЗАДАЧАХобучения:

· развивать
способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру;

· совершенствовать
эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

· развивать
способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи,
архитектура, дизайн, скульптура и др

· помочь
освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и
общества;

· научить
овладеть элементарной художественной грамотой; формировать художественный
кругозор и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности, разными художественными материалами; совершенствование
эстетического вкуса.

Рабочая программа по изо 4 класс «Школа России», Неменский Б. (34 нед х 1 час в нед = 34 часа в год)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. Неменского «Изобразительное искусство», М. :«Просвещение» 2011г. Горяева, Г. Гуровой и др. «Изобразительное искусство: Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей (из сборника рабочих программ «Школа России» М. : «Просвещение», 2011г. ) г. К учебнику Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: 3 класс / Горяева Н. , Неменская Л. , Питерских А. / под ред. Неменского Б. : «Просвещение», 2017г.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Содержание учебного предмета

Истоки родного искусства (8 ч)

Пейзаж родной земли.

Деревня — деревянный мир.

Красота человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли (7 ч)

Родной угол.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Города Русской земли

Древнерусские воины – защитники.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах.

Каждый народ — художник (11 ч)

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ японских построек.

Образ человека, характер одежды в японской культуре

Отношение к красоте природы в японской культуре.

Народы гор и степей

Города в пустыне

Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека

Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура

Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции

Европейские города Средневековья (архитектура)

Многообразие художественных культур в мире.

Искусство объединяет народы (8 ч)

Мудрость старости.

Сопереживание- великая тема искусства.

Юность и надежды.

Искусство народов мира. (Обобщение темы).

Каждый народ – художник. Итоги года.

Формы организации учебных занятий: — фронтальная работа — групповая работа — парная работа — —индивидуальная работа

Основные виды учебной деятельности:

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.

№п/п Тема Планируемые результаты Виды деятельности Количество часов Стручебника. Дата Предметные Метапредметные и личностные Истоки родного искусства (8ч) 1 Пейзаж родной земли. Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы. Уметь нарисовать пейзаж по памятиЗнать о красоте русского человека, традиционной одежде. Уметь создать женский, мужской, народный образыИметь представление о своеобразии русской природы, деревень, людей, их труда. Уметь использовать художественные материалы Личностные результаты: Личностные УУД:- умение оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности при описании красоты природы родного края, при изображении характерных особенностей пейзажа родной природы. — позитивное отношение к правильной устной и письменной речи при даче характеристики значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. — применение правил речевого этикета при общении с одноклассниками и учителем в учебной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:-принятие и сохранение цели учебной деятельности при графическом изображении образа русской избы и других построек традиционной деревни. — умение работать по предложенному алгоритму при создании коллективного панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений — контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по предложенному алгоритму при конструировании макета избы- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем при овладении навыками изображения фигуры человека. Познавательные УУДОбщеучебные:- знаково-символическое моделирование при — поиск и выделение необходимой информации в учебнике, рабочей тетради при изображении сцены труда из крестьянской жизни. -умение структурировать знания о произведениях русских художников на тему народных праздников-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи при создании женских и мужских народных образов (портреты ). — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при использовании художественных материалов-постановка и формулирование проблемы приизображении родного пейзажа, образа русской избы. Логические:-анализ, синтез, сравнение, классификация при изображении традиционной русской одежды. — подведение под понятия русский пейзаж, русская изба, народный костюм- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при изображении традиционных русских праздников-выдвижение гипотез и их обоснование при решении проблемных ситуаций Коммуникативные УУД:- принятие и выполнение правил сотрудничества с учителем и одноклассниками (учёт разных мнений, умение формулировать собственное мнение, договариваться, задавать вопросы, контролировать свои действия ) в паре или в группе при выполнении групповых панно, макетов. -выполняет упражнения, направленные на знакомство с понятиями цвет, нюанс и контраст» «пейзаж», «свет и форма; -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов цвет, нюанс и контраст», «пейзаж», «свет и форма»,-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при создании женского, мужского, народного образа-участвует в дидактических играх -осуществляет знаково-символическое моделирование при знакомстве со своеобразием русской природы, деревень, людей, их труда-анализирует, классифицирует, сравнивает русскую природу, труд людей-осуществляет поиск информации в учебнике, в рабочей тетради при знакомстве со своеобразием русской природы, деревень, людей, их труда. -ориентируется в содержании учебника «Изобразительное искусство» и его навигационной системе при изучении тем раздела;-участвует в постановке и решении проблемной ситуации при использовании художественных материалов-выполняет творческие задания 1 с 3-13 2 Пейзаж родной земли. 1 с 14-19 3 Деревня — деревянный мир. 1 с 20-26 4 Деревня — деревянный мир. 1 с 27-33 5 Красота человека. 1 с 35-38 6 Красота человека. 1 с 39 7 Народные праздники 1 с 40-42 8 Народные праздники (обобщение темы). 1 с 43-44 Древние города нашей земли (7 ч) 9 Родной угол. Знать, как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Уметь изобразить крепостные башни, воротаЗнать, что собор – архитектурный, смысловой центр города, пропорции соборов. Уметь лепить из пластилина макет храма (в группе)Знать организацию внутреннего пространства кремля. Уметь моделировать жилое наполнение городаЗнать старинные русские города: Москву, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти городаЗнать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Уметь изобразить вклеиванием предметный мир праздника «Княжеский пир» Личностные результаты: Личностные УУД:- умение оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности при знакомстве с ролью художника в создании облика города,составлении проекта оформления крепостной стены, башни, ворот- позитивное отношение к правильной устной и письменной речи при знакомстве с ролью художника в создании облика города,составлении проекта оформления крепостной стены, башни, ворот- применение правил речевого этикета при общении с одноклассниками и учителем в учебной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:-принятие и сохранение цели учебной деятельности при знакомстве с ролью художника в создании макета храма — умение работать по предложенному алгоритму при знакомстве с ролью художника в создании облика города,составлении проекта оформления парков, витрин- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по предложенному алгоритму при знакомстве с ролью художника в создании облика города,составлении проекта оформления крепостной стены, башни, ворот- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем при знакомстве с ролью художника в создании образа древнерусского города. Познавательные УУДОбщеучебные:- знаково-символическое моделирование при знакомстве с ролью художника в создании образа древнерусского города. — поиск и выделение необходимой информации в учебнике, рабочей тетради при при знакомстве с ролью художника в создании облика города, составлении проекта оформления крепостной стены, башни, ворот-умение структурировать знания при знакомстве с ролью художника в создании облика города, составлении проекта оформления крепостной стены, башни, ворот-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи при украшении и изображении образа древнерусского города — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при знакомстве с ролью художника в создании облика древнерусского города,составлении проекта оформления крепостной стены, башни, ворот -постановка и формулирование проблемы при знакомстве с ролью художника в создании облика города,составлении проекта оформления крепостной стены, башни, ворот Логические:-анализ, синтез, сравнение, классификация при знакомстве с ролью художника в создании облика древнерусского города,составлении проекта оформления крепостной стены, башни, ворот — подведение под понятия древнерусский голод-выдвижение гипотез и их обоснование при решении проблемных ситуаций Коммуникативные УУД:- принятие и выполнение правил сотрудничества с учителем и одноклассниками (учёт разных мнений, умение формулировать собственное мнение, договариваться, задавать вопросы, контролировать свои действия ) в паре или в группе при знакомстве с ролью художника в создании облика древнерусского города,составлении проекта оформления крепостной стены, башни, ворот -выполняет упражнения, направленные на знакомство с понятиями цвет, нюанс и контраст» «пейзаж», «свет и форма; -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов архитектурный смысловой центр города, пропорции соборов-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при моделировании жилого наполнения города-участвует в дидактических играх -осуществляет знаково-символическое моделирование при знакомстве со старинными русскими городами : Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. -анализирует, классифицирует, сравнивает Москву, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. -осуществляет поиск информации в учебнике, в рабочей тетради при организации внутреннего пространства кремля. -ориентируется в содержании учебника «Изобразительное искусство» и его навигационной системе при изучении тем раздела;-участвует в постановке и решении проблемной ситуации при украшении и изображении в создании образа древнерусского города-выполняет творческие задания 1 с 46-53 10 Древние соборы. 1 с 54-55 11 Города Русской земли 1 с 56-59 12 Древний город и его жители. 1 с 60-70 13 Древнерусские воины – защитники 1 ———— 14 Узорочье теремов. 1 с 71-73 15 Пир в теремных палатах. 1 с 74-77 Каждый народ- художник (11 часов) 16 Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ японских построек. Знать особенности легких конструкций, построек в Японии. Уметь сравнивать бытовую постройку и храм-пагодуЗнать значение искусства Древней Греции для развития мирового искусства, образ греческой природы, АкропольЗнать образы готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные формЗнать общее представление образов городов разных стран, их жителей (в разные столетия). Уметь отличать образы городов, анализировать отличие Личностные результаты: Личностные УУД:- умение оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности при изучении отличий легких конструкций, построек в Японии. — позитивное отношение к правильной устной и письменной речи при изучении отличий легких конструкций, построек в Японии. — применение правил речевого этикета при общении с одноклассниками и учителем в учебной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:-принятие и сохранение цели учебной деятельности при изучении отличий готических городов средневековой Европы, готические витражи. — умение работать по предложенному алгоритму при изучении отличий готических городов средневековой Европы, готические витражи. — контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по предложенному алгоритму при изучении отличий готических городов средневековой Европы, готические витражи. — оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем при изучении легких конструкций, построек в Японии. Познавательные УУДОбщеучебные:- знаково-символическое моделирование при — поиск и выделение необходимой информации в учебнике, рабочей тетради при изучении отличий готических городов средневековой Европы, готические витражи. -умение структурировать знания при изучении отличий образов городов разных стран, их жителей (в разные столетия). -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи при изучении отличий образов городов разных стран, их жителей (в разные столетия). — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при изучении легких конструкций, построек в Японии. -постановка и формулирование проблемы при Логические:-анализ, синтез, сравнение, классификация при изучении отличий образов городов разных стран, их жителей (в разные столетия). — подведение под понятия (+понятия)- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при изучении отличий образов городов разных стран, их жителей (в разные столетия). -выдвижение гипотез и их обоснование при решении проблемных ситуаций Коммуникативные УУД:- принятие и выполнение правил сотрудничества с учителем и одноклассниками (учёт разных мнений, умение формулировать собственное мнение, договариваться, задавать вопросы, контролировать свои действия ) в паре или в группе при изучении отличий легких конструкций, построек в Японии. -выполняет упражнения, направленные на знакомство с понятиями искусство любования, гравюра, каллиграфия, пагода, ширмы, кимоно, каркас, арки, порталы. -строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов искусство любования, гравюра, каллиграфия, пагода, ширмы, кимоно, каркас, арки, порталы. -участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при определении значения искусства Древней Греции для развития мирового искусства, образа греческой природы, Акрополя. -участвует в дидактических играх -осуществляет знаково-символическое моделирование при передаче пространственных планов; конструировании объемных форм. -анализирует, классифицирует, сравнивает образы городов разных стран, их жителей (в разные столетия). -осуществляет поиск информации в учебнике, в рабочей тетради при изображении народов гор и степей. -ориентируется в содержании учебника «Изобразительное искусство» и его навигационной системе при изучении тем раздела;-участвует в постановке и решении проблемной ситуации -выполняет творческие задания при создании образов окружающего мира. 1 с 80-83 17 Образ человека, характер одежды в японской культуре 1 с 80-83 18 Отношение к красоте природы в японской культуре. 1 с 80-83 19 Народы гор и степей 1 с 92-101 20 Города в пустыне 1 с 103-109 21 Искусство Индии 1 ————- 22 Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека 1 с 110-125 23 Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура 1 с 110-125 24 Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции 1 с 110-125 25 Европейские города Средневековья (архитектура) 1 с 126-131 26 Многообразие художественных культур в мире. 1 с 132-135 Искусство объединять народы (8 ч) 27 Материнство. Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери. Уметь изобразить матьи дитяЗнать, что красота – это духовная категория, лучшие черты характера бабушки, дедушки. Уметь найти хорошеев повседневной жизни стариков; изобразить любимую бабушку, дедушкуЗнать, что искусство спо-собно выражать челове-ческую скорбь, отчаяние, и т. ; унижение, угнетение человека как нарушение гармонии и красоты жизни. Уметь изобразить рисунок с драматическим сюжетомЗнать героев Сталинград-ской битвы: М. Паникаха, Саша Филиппов и др. Уметь выполнить памятник в технике аппликацииЗнать об искусстве изображения детства разных народов. Уметь изобразить радость детства с помощью коллективного коллажа Личностные результаты: Личностные УУД:- умение оценивать успех (неуспех) своей учебной деятельности при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. — позитивное отношение к правильной устной и письменной речи при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. — применение правил речевого этикета при общении с одноклассниками и учителем в учебной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:-принятие и сохранение цели учебной деятельности при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. — умение работать по предложенному алгоритму при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. — контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по предложенному алгоритму при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. — оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. Познавательные УУДОбщеучебные:- знаково-символическое моделирование при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. — поиск и выделение необходимой информации в учебнике, рабочей тетради при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. -постановка и формулирование проблемы при Логические:-анализ, синтез, сравнение, классификация при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. — подведение под понятия (+понятия)- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. -выдвижение гипотез и их обоснование при решении проблемных ситуаций Коммуникативные УУД:- принятие и выполнение правил сотрудничества с учителем и одноклассниками (учёт разных мнений, умение формулировать собственное мнение, договариваться, задавать вопросы, контролировать свои действия ) в паре или в группе при изучении и сравнении основных жанров произведений изобразительного искусства. -выполняет упражнения, направленные на знакомство с понятиями материнство, мудрость старости, высокая цель искусства-строит произвольные речевые высказывания с использованием научных терминов материнство, мудрость старости, высокая цель искусства-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при изображении матери и дитя-участвует в дидактических играх -осуществляет знаково-символическое моделирование при изображении рисунка с драматическим сюжетом-анализирует, классифицирует, сравнивает человеческую скорбь, отчаяние, и т. ; унижение, угнетение человека как нарушение гармонии и красоты жизни. -осуществляет поиск информации в учебнике, в рабочей тетради при знакомстве с героями Сталинградской битвы: М. Паникаха, Сашей Филипповым и др. -ориентируется в содержании учебника «Изобразительное искусство» и его навигационной системе при изучении тем раздела;-участвует в постановке и решении проблемной ситуации при изображении радости детства с помощью коллективного коллажа-выполняет творческие задания в технике аппликация 1 с 139-143 28 Мудрость старости. 1 с 144-147 29 Мудрость старости. 1 с 144-147 30 Сопереживание- великая тема искусства. 1 с 148-151 31 Герои-защитники. 1 с 152-153 32 Юность и надежды. 1 с 154-155 33 Искусство народов мира. (Обобщение темы). 1 ————- 34 Каждый народ – художник. Итоги года 1 ————-

методического объединения Ответственный за начальную школу

учителей начальных классов ______________________________

_______________________ С. Донскова

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Количество
часов, отводимых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство»,
определяется учебным планом ОУ (приказ об утверждении учебного плана на 2020-2021
учебный год № 01-11/241 от 26. 2020).

Для
освоения содержания и достижения планируемых результатов на изучение изобразительного
искусства во 4 классе выделяется по 1 учебному часу в неделю, продолжительность
учебного года – 34 недели (приказ № 01-11/193 от 26. 2020).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел
«Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

·                   
различать
виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное
конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с
ними для передачи собственного замысла;

·                   
различать
основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

·                   
эмоционально-ценностно
относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое
отношение к ним средствами художественного языка;

·                   
узнавать,
воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового
искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие,
красоту, трагизм и т. ) окружающего мира и жизненных явлений;

·                   
называть
ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться

·                   
воспринимать
произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания
и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

·                   
видеть
проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура,
скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

·                   
высказывать
суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

·                   
создавать простые композиции на
заданную тему на плоскости и в пространстве;

·                   
использовать выразительные
средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет,
объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно-творческого замысла;

·                   
различать основные и составные,
теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью
смешивания с белой и черной красками; использовать их для пере дачи
художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

·                   
создавать средствами живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека:
передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений чело века;

·                   
наблюдать, сравнивать,
сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы
различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов
в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

·                   
использовать декоративные
элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и
предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий).

·                   
пользоваться средствами
выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства, художественного конструирования в собственной
художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных
композиций на заданные темы;

·                   
моделировать новые формы,
различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы
природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного
искусства и компьютерной графики;

·                   
выполнять простые рисунки и
орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе
Paint.

III. Раздел
«Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

·                   
осознавать главные темы искусства
и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

·                   
выбирать художественные материалы,
средства художественной выразительности для создания образов природы, человека,
явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

·                   
передавать характер и намерения
объекта (природы, чело века, сказочного героя, предмета, явления и т. ) в
живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного
объекта.

·                   
видеть, чувствовать и
изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

·                   
понимать и передавать в
художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных
культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

·                   
изображать пейзажи, натюрморты,
портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

·                   
изображать многофигурные
композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на
эти темы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Развитие эмоционально-эстетического
восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов,
приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других
народов мира. Формирование эстетических
представлений и художественных умений в работе:
      с цветом как основным
выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия
природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение
знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании
определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных
композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных
цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов,
пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме,
в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование
с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности,
освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и
сырой бумаге;
      с графическими средствами
выразительности. Роль линии в различных видах
изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное
искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы
получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп,
трафарет, набойка и т. Передача объема с помощью
света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость,
плоскостность, удлиненность, наклон и т. ); передача пропорций частей
и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины
пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы
(горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от
зрителя);
      по составлению станковой
композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета,
сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции:
зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
      по составлению декоративной
композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая,
орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных
признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение,
уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции,
условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия,
условность форм. Опыт художественно-творческой
деятельности:
      изображение объектов природы по
памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами:
(«Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов
архитектуры («Чьи терема ушли под небеса. »), пейзажа («Живописные просторы
Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего
края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых
оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского
пейзажа («Глубокая вода не мутится»);
      изображение натюрморта с натуры, по
памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов
(цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта
с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый
художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм
плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита,
соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей
полна»);
      изображение человека, птиц,
животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой
бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером
красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные»)
с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма;
образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»),
создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;
      составление сюжетно-тематических и
декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли
терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать. »,
«Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы,
а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных
(народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека,
смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица»
с последующим выполнением ее в материале на уроках труда
в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы»
с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных
приемов изображения цветом праздничного салюта.

Основы
народного декоративно-прикладного искусства 16 ч.

Развитие
эмоционально-эстетического восприятия произведений народного
декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных
народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка
традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды. Формирование представлений
о символике народного орнамента. Искусство орнамента
в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца,
воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы
(в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части),
гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском
костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение
орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма,
зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический,
растительный и зооморфный). Опыт художественно-творческой
деятельности:
      ознакомление с русской
деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов
в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы
узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по
мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание
красоты образа древнего города («Город чудный. »), могущества
крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках
регионального своеобразия памятников архитектуры;
      ознакомление с богородской
резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из
дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм
богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе
игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви
к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор,
вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки
с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках
труда;
      ознакомление с искусством
жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и
приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов
росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В
жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием
(имитация) на уроках труда и росписью;
      ознакомление с искусством
гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых
сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый
цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы
кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета
(экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению
приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора
(импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи
гжельской майолики»);
      ознакомление с народным костюмом
народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство
с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари,
лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера)
с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера
(импровизация);
      продолжение знакомства с русским
народным костюмом. Выявление общего и различного
в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия
в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование
отгадок на загадки о русском народном костюме;
      знакомство с особенностями
театрального исторического костюма — княжеские,
царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального
костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему
(«Жизнь костюма в театре»);
      ознакомление с искусством
павловских шалей. Плат — головной убор в костюме
русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение
орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение
в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник,
незабудки, ромашки и т. Восточные мотивы — «огурец»,
«перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением
основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов
по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя
узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения
платка;
      ознакомление с искусством
лоскутного шитья. Особенности композиции, характер
орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник,
прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки»,
«мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная —
со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого
к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных
оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго
мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках
художественного труда.

Календарно – тематический план.

Ведущая тема года: «Вечные и любимые
образы в искусстве»

№ урока
Тема
урокаВид
творческой работы

Часы
Дата

I четвертьРыбам
– вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

1
Пейзаж:
пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. Изображение
пейзажной композиции по летним впечатлениям. 1
+

2
Древо
жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно,
светотень. Рисование деревьев с натуры, по памяти, по представлению. 1
+

3
Пейзаж:
пространство, планы, цвет, свет. Выполнение композиции пейзажа на тему:
«Величие и красота могучего дерева». 1
+

4
Декоративная
композиция: мотив дерева в народной росписи. Роспись цветущей ветки. 1
+

5
Декоративная
композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки,
симметрия, ритм, единство колорита. Роспись птиц. 1
+

6
Декоративная
композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок. Роспись коня. 1
+

7
Декоративная
композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика,
статика. Выполнение декоративной композиции по мотивам городецкой росписи. 1
+

8
Портрет:
пропорции лица человека. Рисование портрета народного мастера или художника. 1
+

Итого:8

II четвертьНа
дворе осень – погод восемь

9
Пейзаж:
линии, штрихи, точки, пятно, свет. Выполнение по памяти или по представлению
изображения неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под
ветром. 1
+

10
Динамика
и статика. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность
красочных пятен, линий. Рисование с натуры деревьев, транспортных средств,
заводных игрушек и детей в движении. 1
+

11
Пейзаж:
колорит, композиция. Изображение одного уголка природы в пору золотой и
поздней осени. 1
+

12
Групповой
портрет: пропорции лица человека, композиция. Выполнение группового портрета
своих близких. 1
+

13
Декоративно
– сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. Выполнение поисковых
эскизов композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». 1
+

14
Иллюстрация
к сказке: композиция, цвет. Выполнение иллюстрации к сказке С. Маршака
«Двенадцать месяцев». 1
+

15
Колорит:
гармоническое сочетание родственных цветов. Создание праздничной новогодней
открытки. Экспериментирование с красками. 1
+

16
Проектирование
открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Изготовление открытки – сюрприза. 1
+

Итого:8

III четвертьЧто
было, видели деды; что
будет, увидят внуки

17
Зимние
фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. Рисование
заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти. 1
+

18
Зимние
картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр,
пространственные планы, ритм, динамика. Рисование зимней природы. 1
+

19
Натюрморт:
форма, объем предметов, их конструктивные особенности, композиция. Рисование
натюрморта. 1
+

20
Выразительность
формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черная
линия, штрихи в обобщении формы предмета. Рисование декоративного натюрморта. 1
+

21
Портрет. Батальный жанр. Выполнение по представлению зарисовок русских и французских
воинов периода Отечественной войны 1812г. 1
+

22
Сюжетная
композиция: композиционный центр, колорит. Выполнение иллюстрации к фрагменту
стихотворения М. Лермонтова «Бородино»
1
+

23
Образы
– символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. Рисование композиции «На
деревенской улице праздник»
1
+

24
Народная
расписная картинка – лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. Выполнение поискового эскиза композиции лубка. 1
+

25
Народная
расписная картинка – лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. Рисование композиции лубка. 1
+

26
Проект
экологического плаката: композиция, линия, пятно. Выполнение поисковых
эскизов плаката на тему «Вода – жизнь». 1
+

Итого:10

IV четвертьПовернись
к мирозданию!

27
Проект
экологического плаката в технике коллажа на тему: «Вода – жизнь»
1
+

28
Пейзаж:
композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Рисование по памяти или по
наблюдению эскиза композиции весеннего пейзажа. 1
+

29
Пейзаж:
композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Завершение композиции в
цвете. 1
+

30
Патриотическая
тема в искусстве: образы защитников Отечества. Выполнение эскиза памятника,
посвященного Победе в Великой Отечественной войне. 1
+

31
Медальерное
искусство: образы – символы. Выполнение памятной плакетки «Слава воину –
победителю». 1
+

32
Орнаменты
народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана в технике сквозной и рельефной
резьбы. Архитектурный дизайн
1
+

33
Повтор,
вариации и импровизации по мотивам узбекских ганчевых узоров. 1
+

34
Образ
времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно
1
+

Итого:8

Всего:34

Скачано с www. znanio