4 Класс

Рабочая программа литературное чтение на родном русском языке 4 класс александрова

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

по  родной литературе на русском языке

Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 класс

Рабочая программа по родной литературе на русском языке разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:

  • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014).
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
    «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807- I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).
  • Устава МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского.
  • Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского ст. Егорлыкской на 2019-2020 учебный год.
  • Положения о рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского, утвержденного приказом от 12.07.2016г. №141.

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по родной литературе и авторской программы Александровой О. , Вербицкой Л. и др. «Родная литература». Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.

Рабочая программа ориентирована на учебник Александровой О. , Вербицкой Л. и др. «Родная литература», Москва, «Учебная литература», 2018 г.

Согласно учебному плану на изучение предмета «Родная литература» в 3  классе  отводится  17 часов из расчета  0,5 часа в неделю.

Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУЕСОШ №7 им. Казанского на 2019-2020 учебный год, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. Казанского в условиях  пятидневной  рабочей  недели  рабочая программа составлена на 17 часов.

Срок реализации программы 1 год.

У обучающегося будут сформированы:

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

— мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;

— первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;

— умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;

— умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

— способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

— самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

— составлять план решения вопросов совместно с учителем;

— работать в соответствии с заявленным планом;

— корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;

– корректировать свои действия с учетом поставленных задач;

– работать с учебником, Хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;

– адекватно оценивать действия окружающих и свои действия

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

— устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;

— проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

— находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

— самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии.

– пересказывать небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;

– участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;

– ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;

– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;

– понимать структуру построения рассуждения.

— составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;

— владеть монологической и диалогической формой речи;

— высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

— строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

– уважать мнение собеседников;

– принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;

– проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;

– контролировать свои действия в коллективной работе;

– оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности.

— понимание родной литературы как одной из основных национально — культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

— осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

— использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

— достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

— осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять  основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием  словарей и другой справочной литературы;

– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между  отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

– использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно — популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

– участвовать в обсуждении прослушанного  прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Книги — мои друзья

Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Горбачевский  «Первопечатник Иван Фёдоров». Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

Жизнь дана на добрые дела

Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Даль. Пословицы и поговорки  русского народа. Зощенко. Не надо врать. Притчи.

Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью».

Картины русской природы

Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Некрасов. Славная осень. Пришвин. Осинкам холодно. Тютчев. Листья.

Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Есенин. С добрым утром! О. Высотская. Одуванчик. Александрова. Одуванчик. Саша Чёрный. Летом. Рылов. Зелёный шум.

№ п/п
Наименование раздела, темы

1
Книги — мои друзья. 2
Жизнь дана на добрые дела. 3
Волшебная сказка. 4
Картины русской  природы. Итого:

Примерная программа и тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса.

Учитель начальных классов Зверева Марина Альбертовна,

МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Содержание программы по литературному чтению на (родном) русском языке для 4 класса направлено на формирование духовно-нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует личность ребёнка, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношения с окружающим его миром, на этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской и патриотической позиции.

Нормативно-правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России» Л. Климанова, В. , Горецкий В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс.

Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализуется наряду с обязательным курсом литературного чтения. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку начального курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения начальной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» рассчитана на 0,5 часа в неделю, всего 17 часов.

Актуальность программы.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, поэтому одна из задач современного урока – познакомить учащихся с произведениями разных жанров и эпох и донести простоту христианских истин. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально. Средствами урока литературного чтения на родном (русском) языке в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, родному языку, духовным, природным и культурным ценностям, самобытным обычаям и традициям. Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека к жизни России, осознают значимость благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя достойными гражданами великой страны.

Цель программы по литературному чтению на родном (русском) языке: познакомить ребят с произведениями разных эпох, расширить их круг чтения, формировать духовно-нравственные ценности: любовь к Родине, своей семье, национальным традициям. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Читательская компетентность определяется:

-владением техникой чтения;

-приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-знанием книг и умением их выбирать;

-сформированной духовной потребностью в книге и чтению.

Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали на основе прочитанного произведения. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

Воспитывать патриотическое отношение к Родине, на основе литературных произведений- о Родине, о подвиге, о славе.

Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, составлению плана, пересказу и др. (Общие учебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию

Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, вида жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.

Русь Святая.

Продолжать знакомить учащихся с жанрами устного народного творчества:былина, житие. Воспитывать чувство гордости и патриотизма к святым Земли Русской через чтение былины об Илье Муромце и чтение жития прп. Серафима Саровского.

Великие русские писатели и поэты.

Познакомить учащихся с творчеством М. Лермонтова, К. Бальмонта, И. Бунина, И. Крылова и развивать образное мышление, творческое воображение учащихся; обогащать эстетический и познавательный опыт детей, через чтение стихов, рассказов, сказок формировать интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Россия — любимая наша страна!

Познакомить учащихся с былью Л. Толстого , а также с творчеством Ю. Яковлева и А. Прокофьева, и на основе этих произведений воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

В гостях у рождественской ёлочки.

Познакомить учащихся с рождественскими стихами поэтов русской классической литературы 19-20 в. , с историей праздника Рождества Христова, раскрыть смысл Рождества Христова через русскую классическую поэзию. Формировать уважительное отношение к православной культуре, привить уважение и любовь к православным традициям своего народа.

Не навреди родной природе!

Познакомить с произведениями Д. Мамина -Сибиряка и Л. Толстого, М. Пришвина, как писатели своим художественным словом передают всю красоту окружающей природы: шума ветра, запаха леса, шелест листьев, повадки животных и птиц , их поведение. Научить понимать необходимость бережного отношения к братьям нашим меньшим. Не нарушать гармонию родной природы, ценить и беречь все, что нас окружает.

«Добрые слова и добрые дела»

Познакомить учащихся с рассказами В. Драгунского, Л. Пантелеева И. Сенченко , В. Осеевой, которые учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, научить видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

«Со Светлой Пасхой».

Познакомить с православным праздником «Пасха» на основе поэзии 19-20в. Блока, А. Майкова, В. Ладыженского Т. Лавровой. Как поэты смогли через красоту стихотворения передать атмосферу праздника «Пасха». На основе этих произведений познакомить с историей и традициями праздника. Раскрыть основной смысл праздника «Пасха», значимость праздника для русского народа. Формировать уважительное отношение к православной культуре. Привить интерес к истории нашего народа через восприятие поэзии о православном празднике «Пасха».

Мы помним-мы гордимся!

Провести литературную викторину, обобщая знания, которые получили учащиеся в течение учебного года.

Данная программа может служить основой для разработки календарно-тема-

тического планирования, ежегодно корректироваться и адаптироваться к условиям образовательной среды.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование уважительного отношения к православной культуре и традициям русского народа.

Знание наизусть 5 и более стихотворений о Родине, красоте ее природы, выразительное чтение.

Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о духовно-нравственных нормах христианской морали.

Иметь представление о православии на основе чтения «Жития Серафима Саровского».

Понимание иносказания в басне, некоторых сказках, умение приводить примеры.

Проявление этического чувства (стыда, вины, сострадания) при возникновении ситуаций, требующих морально-нравственного выбора.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества; доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций, формирование христианского отношения к ближнему.

Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций национальной культуры;

формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;

овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

использование разных видов чтения:

— с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

— с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

— умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

(0,5 часа в неделю, всего 17 часов)

Климанова Л. , Горецкий В. , Голованова М. и др. Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс. — АО «Издательство «Просвещение».

Климанова Л. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение», 4 класс.

Электронные учебные пособия: Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» (Диск CD-ROM), авторы В. Горецкий, В. Кирюшкина.

Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы по литературному чтению:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

4 классы 0,5 часа в неделю (17 часов в год)

учителя начальных классов:

Попова Татьяна Валентиновна (первая категория)

2018 – 2019 учебный год

«Рассмотрено»: на

заседании методического

объединения учителей

начальных классов

от «16» мая 2018 года

Заместитель директора

от «30» августа

Директор МБОУ СОШ

от «30» августа

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету«

Литературное чтение на русском языке» разработана на основании следующих

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв.

приказом Минобразования и науки РФ от 06. 2009 г. №373).

Основная образовательная программа НОО. Рабочая программа начального

общего образования по учебному предмету является составной частью основной

Приказ МОРФ «Об утверждении Федерального перечня учебников,

рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,

среднего общего образования» (Приказ Минобрнауки России издается ежегодно) /

Федеральный закон от 03. 2018 №317-ФЗ « О внесении изменений в статьи 11 и

14 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации»

Примерные программы по литературному чтению 1-4 УМК “Школа России”,

Москва: Издательство “Просвещение”, авторов: Л. Климановой, В. Горецкого,

Виноградской. – УМК «Школа России»

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса

рассчитана на 17 часов в год (по 0,5 часов в неделю, 34 учебных недель).

Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление

уникальное: она является средством общения и формой передачи информации,

средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа,

средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Курс родной литературы направлен на совершенствование речевой

деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве родного языка

и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения

основных норм родного литературного языка, речевого этикета.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,

воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка,

способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,

соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает

формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения,

информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках,

а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

В четвертом классе учащиеся получают представление о родах

литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на

творчество различных писателей. Обогащают знания детей о внутреннем духовном

мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг

нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных

произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта

младших школьников. Личный творческий опыт убеждает учащегося о

необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они

помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

(русском) языке» направлена на достижение следующих личностных,

метапредметных и предметных результатов:

— формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

многонационального российского общества;

— формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир

в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,

ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах общения;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со

своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

— наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным

и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств её осуществления;

— освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять

наиболее эффективные способы достижения результата;

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— использование знаково-символических средств представления информации о

— активное использование речевых средств для решения коммуникативных и

— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,

словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами;

— овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и

задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с

и составления текстов в устной и письменной формах;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных

— готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки

зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку

зрения и оценку событий;

— умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей

её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов

сторон и сотрудничества.

— понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства

— осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений

о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических

представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование

компетентности, общего речевого развития, т. овладение чтением вслух и про

себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и

— использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,

— умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться

информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

— умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать

выразительности, пересказывать произведение;

— умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности

научно-познавательных, учебных и художественных произведений

практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи

(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ

на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на

— развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный

текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников,

иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются

высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель,

обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника,

поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме

высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой

на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с

особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить

речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения

классиков русской литературы XIX—XX вв. , классиков детской русской

литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги

художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие,

справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания

(русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и

стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о

Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о

добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Тематический план по изучению учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке »

Легенды и мифы народов Урала

Писатели и поэты нашего края.

Природа родного края.

О Родине, о подвигах, о славе

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.

Предпочтительные формы контроля

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

• прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до

начала его реального выполнения;

• пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и

последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

• рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»

действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

• контроль по результату, который проводится после осуществления учебного

действия методом сравнения фактических результатов или выполненных

операций с образцом.

• Итоговый:

• тесты

• проекты

Легенды и мифы народов Урала (4 час

Основные понятия раздела. Башкирские легенды

«Легенда о первых богатырских конях – тулпарах»,

Удмуртские. «Как землю сотворили», «Пятна на луне»,

Манси. «Как человека сделали», «Как ворон землю мерил»,

Коми. «Месяц и девушка», «Два утёнка», «Две лягушки»,

Природа родного края. (7 час

Мамин -Сибиряк « Алёнушкины сказки».

Давыдычев «Мой знакомый воробей».

Кузьмин «Дом с колокольчиком», «Звездочёты».

Лаврова «Потешные прогулки по Уралу».

Панченко «Жил – был принц»

О Родине, о подвигах, о славе. (7 час

Серов «Ледовое побоище».

Донской «Куликовская битва».

Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском.

Великая отечественная война 1941 – 1945 годов.

Творческий проект на тему « Нам не нужна война».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к

познанию своего родного края и его духовного величия, его значимости в мировых

Одним из результатов обучения родной литературе является решение задач

воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других

людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за

сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой

составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди

соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов

нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми

атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой;

не говори неправды; будь милосерден и т.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека,

взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней;

уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой

составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому

человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости,

милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена

общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и

страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.