4 Класс
- effective icon1

Рабочая программа для коррекционного класса по русскому языку 4 класс

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным государственным образоввательным стандартом образования обучающихся с умственной тосталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Адаптированная рабочая программа по русскому языку 4 класс ФГОС»

Программа курса внеурочной деятельности «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия по математике, русскому языку для обучающихся с ЗПР» нацелена на обеспечение достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) освоения АООП НОО обучающихся.

Рабочая программа разработана на основе: требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО.

Дети с ЗПР нуждаются в систематической работе по развитию общеучебных умений и навыков. В этой связи коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, так как дают возможность корректировать уровень знаний, умений, навыков обучающихся.

Программа курса тесно связана с программами учебных курсов по русскому языку и математике.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • способствовать более прочному и сознательному усвоению программного материала по русскому языку и математике;
  • совершенствовать у детей с ЗПР общеучебные умения и навыки;
  • решать проблемы интеллектуального развития школьников с ЗПР.

Задачи программы:

  • отработка программного материала;
  • совершенствование учебных умений и навыков;
  • совершенствование навыков письма и счета;
  • формирование потребности к самостоятельной работе над программным материалом.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа, запланированы следующие результаты:

  1. Каждый обучающийся получит возможность скорректировать свои знания по математике и русскому языку, а также получит опыт самостоятельной работы над имеющимися у него проблемами.
  2. У обучающихся начнет формироваться интерес к родному языку, математике.В процессе работы у учащихся будет развиваться эмоционально-волевая сфера.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия…

Общая характеристика учебного курса

Этот курс способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет по предметам «Русский язык» и «Математика», формирует нравственные качества, способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

Учебный курс тесно связан с изучением программного материала по русскому языку и математики, позволяет своевременно скорректировать процесс усвоения обучающимися программного материала.

Особенности организации внеурочного занятия

Формы и методы содержания обучения в начальных классах по данной программе должно проходить в классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка. Длительность занятия для обучающихся 4 класса составляет 40 минут.

Содержание занятия учитывает интересы, склонности и познавательные способности обучающихся с ЗПР.

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Контроль и учет ЗУН обучающихся будет осуществляться в форме тестирования, устного собеседования, наблюдения.

Инструментарий для оценивания результатов: тестирование, карта наблюдений.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Программа курса изучается по 1 ч. в неделю – 33 часа в год в 4 классе.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса обучающиеся должны знать:

  • многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;
  • виды текстов;
  • виды предложений;
  • части речи;
  • состав слова;
  • название компонентом математических действий;
  • порядок действий;
  • разрядные слагаемые;
  • геометрические понятия «площадь, периметр, круг, окружность».

уметь:

  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • распознавать типы текстов;
  • составлять, редактировать текст;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • решать простые и составные задачи;
  • решать задачи на движение;
  • составлять и решать задачи;
  • распознавать время по часам и др.

Тематическое планирование

Тема

Содержание

Кол-во

часов

1

Диагностика УУД

Тестирование

2

2

Работа с деформированным текстом

Составление предложений, распространение.

2

3

Совершенствование навыков правильного каллиграфического письма

Работа над начертанием букв.

2

4

Зрительный диктант. Графический диктант

Диктант, содержащий изученные орфограммы.

1

5

Работа по составлению предложений

Составление предложений, распространение.

1

6

Развитие орфографической зоркости

Упражнения на нахождение «опасных» мест в слове.

2

7

Работа с текстом

Определение главной мысли текста, темы.

2

8

Развитие речи. Изложение

Написание изложения.

1

9

Совершенствование вычислительных навыков. Задачи на логическое мышление. Ребусы.

Решение логических задач. Составление и решение ребусов.

2

10

Нахождение неизвестных множителей. Решение уравнений, логических задач.

Решение логических задач на нахождение неизвестного множителя.

1

11

Работа  по теме: «Имя существительное»

Ликвидация пробелов по теме.

1

12

Совершенствование вычислительных навыков

Решение числовых выражений, отработка навыков счета.

2

13

Величины. Отношения между величинами. Составление и решение задач с величинами.

Сравнение величин, перевод величин.

2

14

Работа по теме: «Имя прилагательное». Составление текста-рассуждения по картине.

Ликвидация пробелов по теме.

2

15

Упражнения в построении геометрических фигур. Площадь и периметр прямоугольника. Периметр треугольника, многоугольника.

Построение геометрических фигур с помощью линейки, циркуля.

2

16

Развитие речи. Восстановление деформированного текста.

Работа с деформированным текстом. Восстановление порядка  предложений.

1

17

Фонетический разбор слов

Упражнения на дифференциацию звуков и букв.

1

18

Развитие логического мышления. Решение логических задач.

Решение логических задач.

1

19

Морфологический разбор слов

Работа по разбору частей речи.

1

20

Совершенствование вычислительных навыков. Устные и письменные приемы умножения

Развитие навыков счета.

1

21

Решение арифметических задач

Отработка умения решать арифметические задачи.

1

22

Синтаксический разбор предложения

Работа с членами предложения.

1

23

Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Тестирование.

1

Итого:

33 часа

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку, математике» для 4 класса публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).

Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Обучение русскому языку в 4 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,  ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке исвязаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.

В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2012г.- 271с).

Цель программы обучения:

·         расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;

·         подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Задачи программы обучения:

·         обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.

·         целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;

·         формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;

·         совершенствование произносительной стороны речи;

·         формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;

·         уточнение, расширение и активизация словарного запаса;

Содержание программы учебного курса.

Программа рассчитана на 170 часов, в том числе на контрольные работы – 9 часов. В программу по русскому языку включены   следующие разделы:

Требования  к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:

·         составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

·    анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

·    списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

·    писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

  Учащиеся должны знать:

·         алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Календарно-тематическое планирование по предмету русский язык, 4класс.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Оценка письменных работ.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 4 классе — списывания и диктанты.

Контрольные диктанты должны содержать по 2 — 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:

I класс — 8-10 слов;

II класс — в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 — 18 слов;

III класс — 20-25 слов;

IV класс — 30-35 слов.

Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Диктанты

«5» —  работа выполнена без ошибок;

«4»  —  1 -3 ошибки;

«3» —  4 — 5 ошибок;

«2» —  6 — 8 ошибок;

Грамматические задания

«5» —  безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;

«3» —  правильно выполнено не менее 1\2 задания;

«2» —  не выполнено большинство грамматических заданий.

Контрольные списывания

«5» —  нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с     требованиями каллиграфии письма;

«4» — 1 ошибка и одно исправление;

«3» —  2 ошибки и одно исправление;

«2» —  3 ошибки и 1 — 2 исправления.

График контрольных работ по русскому языку.

Дата

Диктанты

Самостоятельные работы

Развитие речи

1.

12.09.

Закрепление по теме « Предложение». Самостоятельная работа.

2.

20.09.

Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок « Хлеб».

3.

27.09.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом « Ежик».

4.

08.10.

Контрольный диктант по теме  «Разделительный мягкий знак».

5.

17.10.

Развитие речи. Составление рассказа по самостоятельно составленному плану « Котенок».

6.

18.10.

Контрольный диктант  по теме «Гласные после шипящих».

7.

14.11.

Проверочная работа по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

8.

03.12.

Контрольный диктант по теме « Правописание безударных гласных».

9.

05.12.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом. Составление плана к тексту.

10.

17.12.

Контрольный диктант по теме  «Непроверяемые безударные гласные»

11.

20.12.

Развитие речи. Сжатый пересказ текста « Как Витя опоздал в школу». Письмо текста в тетрадь.

12.

23.12

Развитие речи. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным.

13.

29.01.

Развитие речи. Использование слов — названий признаков предметов в тексте –описании.

14.

30.01.

 Развитие речи. Использование слов — названий признаков предметов в тексте – описании.

15.

31.01.

Развитие речи. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма другу.

16.

03.02.

Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий и признаков».

17.

12.02.

Развитие речи. Составление и написание под руководством учителя адреса на конверте.

18.

14.02.

Развитие речи. Использование предлогов при составлении предложений в тексте-описании.

19.

24.02.

Контрольный диктант   «Предлоги».

20.

06.03.

Контрольный диктант  «Родственные слова».

21.

18.03.

Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок « Площадка для малышей».

22.

01.04.

Развитие речи. Составление предложений по заданным вопросам.

23.

02.04.

 Развитие речи.  Составление предложений по заданным вопросам.

24.

13.05.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом « Надежный хвост».

25.

14.05.

Контрольный диктант по теме

«Знаки препинания в конце предложения».

26.

22.05.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.  «Главные и второстепенные члены предложения».

ИТОГО

9

2

15

Литература.

1.      Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.

2.      Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в

1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.

3.      Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.

4.      Волина В. «Занимательноеазбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;

5.      Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в  1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.

6.      Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.

7.      Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» — М., 2009.

8.      «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.

9.      Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.

I. Пояснительная записка

Адаптированная программа по предмету «Русский язык» 4 класс разработана в соответствии:

  1. с Законом «Об образовании в РФ» №273-Ф3;

2.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599).

3. Примерной основной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Русский язык» ( А.К.Аксенова, С.В.Комарова, Э. В.Якубовская).

Целью данной программы является:

— приобретение практических навыков устной и письменной речи;

— формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

— воспитание интереса к родному языку.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

-Закреплять умение писать буквы

-Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза на основе выделения сходства и различия в составе слова, определять последовательность звук в слове

-Формировать умение выделять гласные и согласные звуки из слов в начале, середине и конце.

-Развить написание слов, в состав которых входят звуки сходные в отношении артикуляции и т.д.

-Формировать умение составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста

— повысить уровень общего речевого развития;

— формировать нравственные качества.

II. Общая характеристика учебного предмета.

В программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

  • овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Учебник А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2011г.

— Рабочая тетрадь для упражнений по русскому языку для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2-х частях — М. : Просвещение, 2008.

— Бондаренко А. А. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2003.

-Нефедова Е. А. Диктанты по русскому языку. – М.: Дрофа, 2002.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

III.Место учебного предмета в учебном плане

Русский язык в 4 классе изучается в рамках образовательной области «Язык и речь» Федерального компонента учебного плана.

На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 439 часов: в 1 классе- 99 часов (3 ч в неделю, 33 учеб. недели). Во 2-3 классах на изучение курса отводится по 102часа (3ч в неделю, 34 учеб. недели). В 4 кл. 136ч (4ч в неделю, 4 ч. В неделю)

IV.Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • Формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требований;

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

  • Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

  • Освоить роль ученика;

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);

  • Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка)

Предметные результаты:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

  • анализировать слова по звуковому составу;

  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги,

  • переносить части слова при письме;

  • списывать текст целыми словами;

  • писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

Развитие жизненной компетенции:

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • Овладение навыками коммуникации;

  • Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

  • Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

IV. Содержание учебного предмета

Раздел №1 Повторение Предложение — 7 часов

Темы:

  1. Выделение предложения из текста по заданию учителя

  2. Определение, о ком или о чём говорится в предложении

  3. Р.р. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по — разному)

  4. Работа с деформированным предложением

  5. Определение количества предложений в диалоге

  6. Контрольный диктант по теме «Предложение»

  7. Анализ работ. Работа над ошибками

Раздел №2 Звуки и буквы – 58 часов

Звуки и буквы. В практических упражнениях учащиеся наблюдают за соответствием звука и буквы в слове. Звуко — буквенный или буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.

Темы:

  1. Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке

  2. Контрольный диктант по теме «Алфавит»

  3. Анализ работ. Работа над ошибками

  4. Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении

  5. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова

  6. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу

  7. Буква ь на конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь

  8. Контрольный диктант по теме «Буква ь на конце и в середине слова»

  9. Анализ работ. Работа над ошибками

  10. Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я

  11. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь.

  12. Сопоставление слов с мягким знаком и слов с разделительным ь

  13. Правильный перенос слов с разделительным ь

  14. Р.р. Коллективное составление рассказа по серии картинок и вопросам

  15. Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак»

  16. Анализ работ. Работа над ошибками

  17. Гласные после шипящих

  18. Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу

  19. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу

  20. Тренировочные упражнения в умении видеть орфограммы

  21. Р.р. Дописывание предложений по наблюдениям экскурсии «Приметы осени»

  22. Парные звонкие и глухие согласные

  23. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

  24. Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции

  25. Звонкие и глухие согласные на конце слова

  26. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова по образцу

  27. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова путём изменения числа предмета (один – много)

  28. Упражнения по проверке написания звонких и глухих согласных на конце слова путём изменения слова и подборки родственных слов

  29. Контрольное списывание с заданием

  30. Парные звонкие и глухие согласные в середине слова

  31. Объяснение написания звонких и глухих согласных в середине слова с опорой на таблицу

  32. Правило написания слов со звонким или глухим согласным

  33. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова путём изменения формы слова

  34. Проверка написания звонких и глухих согласных в середине слова путём подборки (по образцу) родственных слов

  35. Р.р. Коллективная запись текста по плану

  36. Упражнения по проверке написания звонких и глухих согласных в середине слова путём изменения слова и подборки родственных слов

  37. Проверка написания звонких и глухих согласных в конце и в середине слов

  38. Р.р. Работа с деформированным текстом. Выбор заглавия

  39. Ударные и безударные гласные

  40. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении

  41. Правописание безударных гласных

  42. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции

  43. Проверка безударной гласной ударением

  44. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице

  45. Проверка безударной гласной изменением формы слова

  46. Проверка безударной гласной ударением

  47. Р.р. Работа с деформированным текстом

  48. Проверка безударной гласной по образцу

  49. Проверка безударной гласной путём подбора по образцу проверочных слов

  50. Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной

  51. Р.р. Коллективное составление и запись рассказа с данными словами

  52. Правописание безударных гласных в корне слова

  53. Непроверяемые безударные гласные

  54. Правила написания слов с непроверяемыми безударными гласными

  55. Сравнение слов с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой безударной гласной

  56. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов

  57. Р.р. Составление предложений из данных слов

Раздел №3 Слово – 35 часа

Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов: названия предметов, действий и признаков, родственные слова. Цель таких упражнений: обогащать словарь учащихся данными разрядами слов в контексте определённых тем (школьные принадлежности, инструменты, профессии, цвет, форма, материал; действия, обозначающие движение, трудовые процессы, чувства человека и т. д.); научить употреблять в речи слова в различных формах в зависимости от их связи с другими словами, составлять словосочетания и предложения.

Большое значение в работе по обогащению и активизации словаря имеет работа по словообразованию. Важно, чтобы учащиеся осмысливали богатство родного языка не только путём накопления отдельных слов, но и через словообразование внутри гнёзд родственных слов. Первоначально школьники подбирают слова – «родственники» по образцу, заданию учителя, вопросам. Словообразовательные упражнения подводят учащихся к пониманию основного принципа русской орфографии – единообразное написание значимых частей слова.

Темы:

  1. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков

  2. Постановка вопросов к словам в предложении

  3. Нахождение названия предметов в тексте по вопросам

  4. Названия действий предмета

  5. Роль слов, обозначающих действия предметов

  6. Нахождение названия действий в тексте по вопросам

  7. Р.р. Составление предложений по картинкам

  8. Названия признаков предмета

  9. Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др.

  10. Образование слов одной категории от другой по образцу

  11. Распространение предложений словами различных категорий

  12. Упражнения по нахождению названия предметов, действий, признаков

  13. Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий и признаков»

  14. Анализ работ. Работа над ошибками

  15. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д.

  16. Знание домашнего адреса

  17. Контрольный диктант по теме «Имена собственные»

  18. Анализ работ. Работа над ошибками

  19. Раздельное написание предлогов с другими словами

  20. Предлоги до, за, про, без, около, перед

  21. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом

  22. Контрольный диктант по теме «Предлоги»

  23. Анализ работ. Работа над ошибками

  24. Разделительный твёрдый знак

  25. Контрольный диктант по теме «Разделительный твёрдый знак»

  26. Анализ работ. Работа над ошибками

  27. Выделение общей части родственных слов

  28. Одинаковое написание корня в родственных словах

  29. Выделение корня в родственных словах

  30. Подбор родственных слов по образцу

Раздел № 4 Предложение – 26 часов

Предложение. Эта тема занимает в программе особое место, поскольку предложение является минимальной единицей коммуникативного уровня.

В младших классах в процессе выполнения практических упражнений учащиеся знакомятся с некоторыми признаками предложения: законченность мысли, связь слов в предложении, порядок слов. На этом этапе выполняются разнообразные упражнения в распространении и составлении предложений на основе действий, по картинкам, вопросу, графическому изображению, проводится работа с деформированным предложением. Знакомясь с порядком слов в предложении, школьники узнают и о вариативности этого порядка: Дятел стучал по дереву. По дереву стучал дятел. В этой теме даются также знания об интонационном разнообразии предложений и их пунктуационном оформлении.

Темы:

  1. Деление текста на предложения

  2. Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится

  3. Связь слов в предложении

  4. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения

  5. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце)

  6. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении

  7. Работа с деформированным предложением

  8. Упражнения в составлении предложений

  9. Смысловая связь слов в предложении

  10. Установление связи слов в предложении по вопросам

  11. Р.р. Письменный пересказ текста по вопросам и выбор заголовка

  12. Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения

  13. Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника

  14. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении

  15. Составление ответов на вопросы

  16. Вариативность ответов на один вопрос

  17. Главные и второстепенные члены предложения

  18. Главный член предложения – сказуемое

  19. Нахождение сказуемого в предложении

  20. Главный член предложения – подлежащее

  21. Нахождение подлежащего в предложении

  22. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

  23. Второстепенные члены предложения

  24. Дополнение предложения второстепенными членами предложения

  25. Контрольное списывание с заданием

Раздел №5 Повторение – 10 часов

Темы:

  1. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова

  2. Образование родственных слов

  3. Правописание безударных гласных

  4. Раздельное написание предлогов с другими словами

  5. Главные и второстепенные члены предложения

  6. Контрольный диктант по теме «Повторение»

  7. Анализ работ. Работа над ошибками

  8. Р.р. Списывание текста с заменой слов после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту

Раздел №6 Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)

Письмо и чистописание. Внимание к чёткому и аккуратному письму должно иметь место на каждом уроке. Трудности формирования графических навыков у детей с нарушением интеллекта часто бывают связаны с недостаточным развитием мелкой моторики руки. На минутке чистописания закрепляется правильное написание строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление графических ошибок при списывании с рукописного и печатного текстов.В процессе освоения данной программы систематически в течение всего учебного года проводится работа по письму и чистописанию, которая включает в себя:

  • Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.

  • Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов.

  • Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;  2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;       3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;       4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

  • Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.

  • Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.

Раздел №7 Связная письменная речь – 11 часов (в связи с изучением всех разделов программы)Связная письменная речь.

Своеобразие интеллектуального дефекта ограничивает возможности данной категории школьников в овладении навыками самостоятельных устных и письменных высказываний. Но как бы ни была бедна речевая практика учащихся на любом из возрастных этапов, они должны освоить элементарные приёмы связной речи, являющейся составной частью общения. Такая работа возможна при чёткой систематизации речевых упражнений, как устных, так и письменных, на основе практического знакомства с некоторыми закономерностями построения текста. Виды упражнений в связном высказывании оговариваются в программе в конце каждого учебного года, однако работа над ними ведётся в течение всего года, повторяясь неоднократно. Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.

Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.

Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам. Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.

V. Календарно — тематическое планирование

Русский язык-4кл.

I четверть – 36 часов

Резервные уроки:

Контрольный диктант:

п/п

Тема урока

Кол.час.

Дата

Примеч

1

Повторение. Предложение Выделение предложения из текста по заданию учителя

1

2

Определение, о ком или о чём говорится в предложении

1

3

Р.р. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному)

1

с.5№6

4

Работа с деформированным предложением

1

5

Определение количества предложений в диалоге

1

6

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

7

Анализ работ. Работа над ошибками

1

8

Звуки и буквы Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке

1

9

Контрольный диктант по теме «Алфавит»

1

10

Анализ работ. Работа над ошибками

1

11

Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении

1

12

Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова

1

13

Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу

1

14

Буква ь на конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь

1

15

Контрольный диктант по теме «Буква ь на конце и в середине слова»

1

16

Анализ работ. Работа над ошибками

1

17

Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я

1

18

Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным ь.

1

19

Сопоставление слов с мягким знаком и слов с разделительным ь

1

20

Правильный перенос слов с разделительным ь

1

21

Р.р. Коллективное составление рассказа по серии картинок и вопросам

1

с.43№23

22

Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак»

1

23

Анализ работ. Работа над ошибками

1

24

Гласные после шипящих

1

25

Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу

1

26

Объяснение орфограммы с опорой на таблицу

1

27

Тренировочные упражнения в умении видеть орфограммы

1

28

Р.р. Дописывание предложений по наблюдениям экскурсии «Приметы осени»

1

с.50№15

29

Парные звонкие и глухие согласные

1

30

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

1

31

Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции

1

32

Звонкие и глухие согласные на конце слова

1

33

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова по образцу

1

34

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова путём изменения числа предмета (один – много)

1

35

Упражнения по проверке написания звонких и глухих согласных на конце слова путём изменения слова и подборки родственных слов

1

36

Контрольное списывание с заданием

1

с.56№10

II четверть – 28 часов

Резервные уроки:

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечэ

1

Парные звонкие и глухие согласные в середине слова

1

2

Объяснение написания звонких и глухих согласных в середине слова с опорой на таблицу

1

3

Правило написания слов со звонким или глухим согласным

1

4

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова путём изменения формы слова

1

5

Проверка написания звонких и глухих согласных в середине слова путём подборки (по образцу) родственных слов

1

6

Р.р. Коллективная запись текста по плану

1

с.69№37

7

Упражнения по проверке написания звонких и глухих согласных в середине слова путём изменения слова и подборки родственных слов

1

8

Проверка написания звонких и глухих согласных в конце и в середине слов

1

9

Р.р. Работа с деформированным текстом. Выбор заглавия

1

с.71№41

10

Ударение.

1

11

Ударные и безударные гласные

1

12

Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении

1

13

Правописание безударных гласных

1

14

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции

1

15

Проверка безударной гласной ударением

1

16

Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице

1

17

Проверка безударной гласной изменением формы слова

1

18

Р.р. Работа с деформированным текстом

1

с.91№23

19

Проверка безударной гласной по образцу

1

20

Проверка безударной гласной путём подбора по образцу проверочных слов

1

21

Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной

1

22

Р.р. Коллективное составление и запись рассказа с данными словами

1

с.96№35

23

Правописание безударных гласных в корне слова

1

24

Непроверяемые безударные гласные

1

25

Правила написания слов с непроверяемыми безударными гласными

1

26

Сравнение слов с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой безударной гласной

1

27

Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов

1

28

Р.р. Составление предложений из данных слов

1

с.110№28

III четверть – 40 часов

Резервные уроки:

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примеч.

1

Слово. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков

1

2

Названия предметов

1

3

Постановка вопросов к словам в предложении

1

4

Нахождение названия предметов в тексте по вопросам

1

5

Названия действий предмета

1

6

Роль слов, обозначающих действия предметов

1

7

Нахождение названия действий в тексте по вопросам

1

8

Р.р. Составление предложений по картинкам

1

с.127№27

9

Названия признаков предмета

1

10

Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др.

1

11

Образование слов одной категории от другой по образцу

1

12

Распространение предложений словами различных категорий

1

13

Упражнения по нахождению названия предметов, действий, признаков

1

14

Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий и признаков»

1

15

Анализ работ. Работа над ошибками

1

16

Имена собственные

1

17

Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д.

1

18

Знание домашнего адреса

1

19

Контрольный диктант по теме «Имена собственные»

1

20

Анализ работ. Работа над ошибками

1

21

Предлог

1

22

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

23

Предлоги до, за, про, без, около, перед

1

24

Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом

1

25

Контрольный диктант по теме «Предлоги»

1

26

Анализ работ. Работа над ошибками

1

27

Разделительный твёрдый знак

1

28

Контрольный диктант по теме «Разделительный твёрдый знак»

1

29

Анализ работ. Работа над ошибками

1

30

Родственные слова

1

31

Выделение общей части родственных слов

1

32

Корень слова

1

33

Одинаковое написание корня в родственных словах

1

34

Выделение корня в родственных словах

1

35

Подбор родственных слов по образцу

1

36

Предложение Предложение

1

37

Деление текста на предложения

1

38

Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится

1

39

Связь слов в предложении

1

40

Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения

1

IVчетверть – 32 часа

Резервные уроки:

п/п

Тема урока

Кол-во

час

Дата

Примечание

1

Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце)

1

2

Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении

1

3

Работа с деформированным предложением

1

4

Упражнения в составлении предложений

1

5

Смысловая связь слов в предложении

1

6

Установление связи слов в предложении по вопросам

1

7

Р.р. Письменный пересказ текста по вопросам и выбор заголовка

1

с.204№47

8

Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения

1

9

Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника

1

10

Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении

1

11

Составление ответов на вопросы

1

12

Вариативность ответов на один вопрос

1

13

Главные и второстепенные члены предложения

1

14

Главный член предложения – сказуемое

1

15

Нахождение сказуемого в предложении

1

16

Главный член предложения – подлежащее

1

17

Нахождение подлежащего в предложении

1

18

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

1

19

Второстепенные члены предложения

1

20

Дополнение предложения второстепенными членами предложения

1

21

Контрольное списывание с заданием

1

22

Повторение Предложение

1

23

Алфавит

1

24

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова

1

25

Образование родственных слов

1

26

Правописание безударных гласных

1

27

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

28

Главные и второстепенные члены предложения

1

29

Установление связи слов в предложении по вопросам

1

30

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

31

Анализ работ. Работа над ошибками

1

32

Р.р. Списывание текста с заменой слов после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту

1

VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- 4 кл. под редакцией  И.М. Бгажноковой

— М, «Просвещение» 2011».

Учебник А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2011г.

Методическая литература

1.Агеева И.Д. Загадки про слова.- М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

2.Бондаренко А. А. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2003

3. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте. – М.: Просвещение,2006.

4. Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. Занимательный материал по развитию речи детей младшего школьного возраста. – М.: ЗАО Компания «Махаон», 2006г.

5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителя начальных классов. – М.: ВАКО, 2006. – 128 с.

6. Нефедова Е. А. Диктанты по русскому языку. – М.: Дрофа, 2002.

7. Сухин И.Г. Занимательный материал: Начальная школа.- М.: ВАКО, 2005.-224 с.

8. Ундзенкова А.В. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997. – 171 с.

Интернет-сайты:

  1. www.schoolcollection.edu.ru

  2. http://zavuch.info/forums.html

  3. http://www.gramma.ru

  4. http://www.openclass.ru

  5. http://www.gramota.ru

  6. http://korped.rkc-74.ru

  7. http://www.mgn.ru/~gmc/work.html

16