4 Класс
- 65d9af46323e09377885b73a143d99a957

Проверочная работа по литературному чтению 4 класс с ответами школа россии

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

программе «Перспектива» (1-4)

Кто написал сказку «Спящая красавица»?

А) В. Даль

Б) Ш. Перро

В) Л. Толстой

Г) Г. Андерсен

Из какой сказки Ш. Перро данный отрывок: « Знаю я их!- рассуждал он

про себя.

-Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом –мое смирение и

скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои

преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы- крышка, а у меня и то, и

другое, да и еще кое-что, чего у них, никогда не будет носика

А) Синяя Борода

В) Подарки феи

Г) Ослиная шкура

Кто является автором данных сказок «Храбрый портной»,

«Бременские музыканты», «Золотая птица», «Три брата»?

А) Братья Гримм

Б) И. Токмакова

Г) С. Лагерлеф

Какие из этих сказок написал Г. Андерсен?

А) Дикие Лебеди

Г) Горшочек каши

Какая из перечисленных сказок будет сказкой-пьесой?

А) Сказочка о счастье

Б) Двенадцать месяцев

В) Аленький цветочек

Г) Чудесное приключение Нильса с дикими гусями

Какая сказка И. Токмаковой «Сказочка о счастье»?

Контрольные работы по литературному чтению позволяют учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным разделам. Содержание материала соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Контрольная работа №1»

Контрольная работа за 1 полугодие 4 класс «Школа России»

И пришел Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И народ прозвал Олега ___________________________________.

Отчего умер конь Олега? _________________________________________________________________

Как называется русская народная эпическая песня — сказание о богатырях?

Сказка 3. Быль

Летопись 4. Былина

Узнай произведение по опорным словам.

Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.

1) «Детство» З) «Мальчики»

2) «Ашик-Кериб» 4) «Няне»

К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.

Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? __________________________________________________________________

Напишите названия двух сказок А. Пушкина____________________________________________________________________________________________________________________________

Впиши недостающие слова в стихотворение:

В зимние ______________________ нянины сказки

Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1)Ф. Тютчев 1) «Школьник»

2) А. Фет 2) «Где сладкий шёпот

3) Е. Баратынский 3) «Листопад»

5) И. Никитин 5) «Бабочка»

7) И. Бунин 7) «Дети и птичка»

Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека называется — _______________________________________________________________.

Чем закончился Мишин сон?

1) Миша стал царём городка;

2) Миша спас колокольчиков;

3) механизм табакерки сломался;

4) Миша попрощался с жителями городка и ушёл из него;

Проверочная работа по литературному чтению 4 класс. Раздел «Природа и мы»

Кто написал произведение «Приемыш»?:

В произведении «Приемыш», кто оказался приемышем?:

Как называется произведение, написанное А. Куприным?:

Барбос и Мулька

Барабас и Жулька

Барбос и Жулька

Отчего умерла собака в произведении А. Куприна?:

Столкнулась с бешеной собакой

Кем была выскочка из произведения М. Пришвина?:

Что украла выскочка у собаки

Кто написал произведение «Кабан»

Что делал рассказчик в произведении «Кабан»

Читал о животных

Убирал у животных

Как звали стрижа в рассказе В. Астафьева

Кто напал на стрижей

Как звали вожака стрижей

О ком эти слова «В честь этой сибирской реки мы и назвали ее»

Соедини стрелками названия произведений и героев

Выскочка лебедь

Приемыш олень Сережка

Кабан сорока

К какому жанру относятся произведения из раздела «Природа и мы»

Допиши. Чему учат нас эти произведения? Эти произведения учат нас ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13) Выскочка      —       сорока

Приемыш       —       лебедь

Кабан            —        олень Сережа

15) ответы детей

Дата проведения:  7 апреля

Итоговый тест по литературному чтению

Предлагаемая тестовая работа предназначена для итогового контроля знаний выпускников 4 класса по курсу «Литературное чтение» по ГОСО РК.

Определи, к какому жанру относится произведение, из которого взяты эти строки: «Из далека — далеча чиста поля, Выезжал старый казак да Илья Муромец

рассказ басня былина сказка

шейка уточка козочка кошечка

Кому из персонажей басен И. Крылова принадлежат эти слова: « Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»

Муравью Стрекозе Мартышке Лисице

Назови автора, который написал книги о детях.

Чарушин В. Дуров В. Драгунский И. Крылов

Что НЕ относится к литературному приёму?

олицетворение сравнение противопоставление юмор

метафора гипербола сравнение олицетворение

К какой басне подходит пословица «Делу – время, а потехе – час»?

«Зеркало и Обезьяна» «Лебедь, Щука и Рак» «Мартышка и очки» «Стрекоза и Муравей»

Автор какого текста будет использовать сравнения, эпитеты и олицетворения?

нехудожестввенного художестввенного

К какому жанру относятся произведения «Приключения Электроника» и «Путешествие Алисы»?

сказки фантастические рассказы мифы былины

Этот герой А. Пушкина обращался за помощью к Месяцу, Солнцу, Ветру:

Царь Салтан Царь Дадон Князь Гвидон Королевич Елисей

Определи жанр: Небольшой объём; герои – животные или растения; о животных говориться, как о людях; часто – стихотворная форма; поучительность ( обычна выделяется мораль):

басня рассказ повесть былина

Определи, в каком жанре встречается персонаж Соловей разбойник.

басня рассказ былина повесть

Вопрос №
13

Что такое композиция?

построение художественного произведения кульминация рисунок завязка

Вопрос №
14

Небольшой рассказ, содержащий поучение – это.

притча миф басня сказка

Вопрос №
15

олицетворение сравнение метафора гипербола

Контрольные и проверочные работы за II четверть.

Черепаха
носит свой домик на спине. C ним она повсюду ходит и спит, где хочет. Не
торопится вернуться домой, как мы! Как только стемнеет, черепаха укладывается в
своём домике и спит. А как только взойдёт солнце, домик нагревается, и черепаха
понимает, что уже день. Из домика видна её головка. Черепаха смотрит вокруг
своими красивыми глазками. Она радуется зелёной траве и цветам. Черепаха ходит
очень медленно. Ведь домик носить тяжело. Мы бежим за ней и догоняем её. И
Шарик бежит за нами. Он стоит возле черепахи и лает. Она не пугается. Шарик
вдруг бросается на неё. Но она быстро прячет головку. Шарик ждёт, когда головка
снова покажется. Как только она выглядывает, он бросается на неё и лает. И
головка снова прячется. Шарик обиделся, отошёл в сторону. Черепаха осторожно
выглянула. Шарик не тронулся с места. Она оглянулась и медленно поползла по
зелёной траве. Шарик признал себя побеждённым!

Вопросы и задания

Какое животное носит свой домик на спине?
2. Почему черепаха ходит медленно

Определи жанры, которые
можно включить в раздел устного народного творчества.

Определи жанр произведения.

Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри:
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядились.

Рассмотри репродукцию
картины В. Васнецова «Богатыри». Персонажами какого жанра являются эти герои?

Запиши имя одного из былинных
героев.

Какие персонажи (2–3) тебе
встречались чаще всего в сказках о животных.

Запиши традиционных героев (2–3)
русских волшебных сказок.

Из какой сказки
А. Пушкина к нам пришла поговорка: остаться
у разбитого корыта?

«Сказка
о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди»;
 «Сказка о рыбаке и рыбке»;
 «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях».

Запиши 1–2 фамилии
писателей-сказочников.

В какой из разделов книги
можно поместить произведения писателей: Н. Сладкова, В. Бианки,
Е. Чарушина?

«О
братьях наших меньших»;
 «Делу время – потехе час»;
 «Доброе братство дороже
богатства».

С какими жанрами
произведений Л. Толстого ты знаком?

Запиши 2–3 фамилии поэтов,
чьи произведения о зиме ты читал.

Запиши название последней
из прочитанных тобой книг.

Проверка
читательских умений работать с текстом художественного произведения

Прочитай текст «Две лягушки» Л. Пантелеева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию
прочитанного текста.

Где жили подруги-лягушки?

В
погребе; 
 в канаве; 
 в лесу; 
 в парке.

Отметь черты, присущие настоящей
лесной лягушке.

В какое время суток подруги
вышли погулять?

Зачем лягушки забрались в
погреб?

Чтобы
полакомиться сметаной;
 из погреба очень вкусно пахло;
 лягушкам захотелось узнать, что
в погребе.

Почему одна из лягушек утонула?

Храбрая лягушка продолжала
барахтаться в горшке, потому что:

решила
доплыть до края горшка;
 решила бороться до конца со
смертью;
 решила сбить масло из жидкой
сметаны.

Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть?

Играешь;
 ничего у тебя не выйдет;
 придумываешь;
 фантазируешь.

О чём главном хотел сказать
нам автор?

Об
опасности, которая может подстерегать в погребе;
 о вкусных запахах из погреба;
 о правилах поведения в сложных
ситуациях;
 о том, что никогда не нужно
падать духом.

Составь план текста.

1) Проживание подружек в канаве. 5) Победа!

В какой из сборников можно было
бы поместить это произведение?

«Сказочные
истории»;
 «Басни»;
 «Рассказы о природе»;
 «Рассказы о животных».

Какая из лягушек тебе
понравилась и чем?

Правильные
ответы к заданиям

А
Б
В
Г
Д
Е

1. +

2. +

+

+

3. +

4. +

5. лентяйка

6. +

7. +

8. +

9. 10
+

11.

Большую
чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У
него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук
выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но
кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой. Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили. – Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!
– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные
кусочки!
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились. – Моя! Моя! – кричали оба. Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и
повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул
товарищу:
– Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и
отогнал своих овчарок. – Чья собака? – сердито закричал он. – Моя, – сказал Коля. Ваня молчал.

Из-за чего ссорились мальчики?
2. Кто напал на Жука в лесу?
3. Чем закончился спор?

ПРОВЕРКА УРОВНЯ
НАЧИТАННОСТИ

Перечисли жанры (3–4),
которые можно включить в раздел устного народного творчества.

Почему ряд жанров устного
народного творчества называют малыми фольклорными жанрами?

Приведи пример малого
фольклорного жанра особенно запомнившегося тебе.

Распредели с помощью цифр
имена былинных героев в порядке старшинства:

А) Илья Муромец; 
Б) Святогор-богатырь;
В) Алёша Попович; 
Г) Добрыня Никитыч.

Какой из сыновей в волшебных
русских сказках выходит с честью из любых испытаний?

А) Младший; 
Б) средний; 
В) старший.

Назови имена традиционных
героев (2–3) русских волшебных сказок.

Запиши названия (1–2)
сказок с участием животных, где слабые, объединившись, побеждают сильных, злых.

Кого из перечисленных
авторов мы называем великим русским баснописцем?

А) С. Михалков; 
Б) И. Крылов;
В) Л. Толстой; 
Г) Жан де Лафонтен.

Запиши название басни,
которая тебе особенно запомнилась.

Перечисли фамилии поэтов (2–3),
чьи произведения о зиме ты читал.

В какой из сборников ты
поместишь В. Бианки?

А) Повести; 
Б) рассказы; 
В) сказки-несказки.

Назови автора, который
написал Гимн России и стихи о дяде Стёпе.

К чьим советам при выборе
книг ты особенно прислушиваешься?

А) Товарищей; 
Б) учителя;
В) библиотекаря; 
Г) родителей.

Книги по какой тематике ты
любишь больше читать и почему?

Молодой
царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос. «Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много
золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить
долгую-долгую жизнь?. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»
Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни
богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу:
стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог
различать добро и зло и быть справедливым судьёй». И сказал ему голос:
«Да будет так». И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого что он был мудрецом, сделался он
и могущественным властителем, и приобрёл несметные богатства, и покорились все
народы, и прославился он на весь мир. По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости. И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы. Однажды пришли к нему две женщины и принесли ребёнка, которому ещё не было и
месяца от роду. И сказала одна женщина:
– Царь! Мы жили обе в одном доме, спали в одной комнате. У меня родился
сын, у неё тоже. Во всём доме мы были одни, и никого с нами не было. Ночью сын
этой женщины умер, и она украдкой положила его ко мне в постель, а моего сына
взяла к себе. Утром я проснулась и вижу возле себя её мёртвого ребёнка. Но тут другая женщина стала кричать:
– Неправда! Это мой сын живой, а твой мёртвый!
Соломон сказал:
– Подайте мне меч!
Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему рядом:
– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной
женщине, а другую половину другой. Первая женщина испугалась и закричала:
– Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его!
Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!
А другая сказала:
– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок
ни ей, ни мне!
Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:
– Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!
И ребёнка отдали матери, и она прижала его к сердцу. А обманщицу с позором
прогнали прочь. Так рассудил Соломон, мудрый и справедливый.

(Пересказала В. Смирнова)

Прочитай
библейскую легенду «Суд Соломона» в пересказе В. Смирновой. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

В
какое время происходят события, описанные в тексте?

А)
В очень далёкие времена;
Б) в наше время;
В) в недалёком прошлом.

Кому
сделал предложение во сне неведомый голос?

А)
Мудрому властителю;
Б) прославленному воину;
В) молодому царю.

Какое
значение вкладывает голос в слово судьба?

А)
Выбор жизненного пути;
Б) предсказание будущего;
В) знание прошлого.

Какие
соблазны предлагал Соломону неведомый голос? Восстанови их последовательность с
помощью цифр.

А)
Прожить долгую-долгую жизнь;
Б) прославиться на земле военными подвигами;
В) покорить себе все народы;
Г) приобрести много золота и сделаться первым богачом.

Что
попросил Соломон у неведомого голоса?

Какое
значение вкладывает царь Соломон в слова мудрый человек?

А)
Одарённый большим умом;
Б) обладающий большим жизненным опытом;
В) с разумным сердцем и добрым разумом.

Для
чего, с какой целью царь Соломон попросил мудрости?

А)
Быть могущественным властелином;
Б) быть справедливым судьёй;
В) прославиться на весь мир.

Зачем,
с какой целью приходили к царю люди?

А)
Подивиться его великим умом;
Б) восхититься его справедливостью;
В) рассудить их споры и тяжбы.

Определи
в тексте начало притчи (6 слов), прославившей в веках мудрость Соломона.

С
какой целью в притче царь отдал приказ воину рассечь ребёнка надвое?

А)
Определить мать ребёнка;
Б) поделить ребёнка поровну;
В) наказать женщин.

Почему
Соломон приказал отдать ребёнка первой женщине?

Какими,
на твой взгляд, качествами должна обладать настоящая мать?

Что
должен, по мнению Соломона, различать справедливый судья?

Объясни
значение выражения соломоново решение.

Правильные ответы
к заданиям

А
Б
В
Г

1
+

2

+

3
+

4
4
1
3
2

5
Мудрости

6

+

7

+

8

+

9
Однажды пришли к нему две женщины

10
+

11
Она пожалела ребёнка

12

13
Добро и зло

14
Мудрое решение

Контрольные
и проверочные работы за I четверть

Выросла
на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг
красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного,
ни яркого цвета, ни сладкого запаха!
И вдруг слышит Крапива:
– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт. – Это
белые ромашки прошептали. – Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник. – Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть
норовит. – Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я?
Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает. – Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды. – Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне
хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не
нюхают, засохну – и не вспомнят. И вдруг Крапива всхлипнула:
– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое
крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на
свою беспокойную жизнь.

Вопросы и задания

Отчего смутилась Крапива?
2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни?
3. Объясни причину грусти Крапивы.

А) Сказки; 
Б) былины; 
В) басни; 
Г) летописи.

Назови героя и жанр
произведения:

Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он 
В стольный Киев-град.

Укажи шуточный жанр
народного творчества – фразу, построенную на сочетании звуков, которые
затрудняют быстрое произнесение слов.

А) Скороговорка;
Б) считалка;
В) загадка;
Г) дразнилка.

Приведи 1–2 примера произведения
этого жанра.

Чем отличаются произведения
устного народного творчества от авторских произведений?

Кто из писателей дал следующее
определение сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок»?

А) А. Пушкин; 
Б) Г. Андерсен; 
В) П. Бажов; 
Г) П. Ершов.

Вспомни 1–2 имени мудрых
девиц-красавиц из русских народных сказок.

Запиши названия 1–2 сказок
о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках.

Напиши название басни, к
которой можно отнести слова: «Делу – время, а потехе – час».

Произведения каких поэтов
(2–3) ты бы включил в раздел «Поэтическая тетрадь»?

А) Повести; 
Б) басни; 
В) стихи; 
Г) сказки.

Запиши название твоей
самой любимой книги. Чем она тебе понравилась?

ЛУК – ОТ СЕМИ НЕДУГ!!!!!!

Что
твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?
В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук
выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает. Лук-слизун похож на пучок густой травы. У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют
перьями) с весны до осени зелены и свежи. Есть многоярусный лук. Он никогда не цветет. Вместо цветков на стебле висят
луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они
поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли. Есть лук, который три раза меняет свое имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из черного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как её теперь
называют? Лук-севок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет
похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка. В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу
заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери – дочке, от бабушки – внучке передавался секрет. Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на
глазах у неё слезы. Почему?
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где
между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки,
зачатки будущих ростков. Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими,
золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук,
тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой. Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить
своих деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое,
удивительное оружие. Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их разглядеть – они
невидимы. Но она их почувствовала – у нее защипало глаза. Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих
луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им не сдобровать. Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного
вредного микроба – все они будут убиты. Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только вкусная
приправа к кушаньям: он ещё и целебен. Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут
защищать и здоровье человека. Недаром русский народ сложил поговорку:
«Лук – от семи недуг».

Прочитай текст «Лук – от семи
недуг» Н. Надеждиной. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие
содержанию прочитанного текста.

Какой лук похож на пучок
густой травы?

А) Многоярусный лук; 
Б) лук-слизун; 
В) лук-батун.

У какого лука перья с весны
до осени зелены и свежи?

А) Многоярусный лук; 
Б) лук-батун; 
В) лук-слизун.

Какой лук никогда не
цветёт?

Какой лук три раза меняет своё
имя?

А) Лук-слизун; 
Б) лук-батун; 
В) лук-репка.

Сколько сортов репчатого
лука нам оставили в наследство русские огородницы?

А) 75; 
Б) 57; 
В) 77.

Между какими чешуйками до
поры до времени спят луковые почки-детки?

А) Сочными, белыми; 
Б) сухими, золотистыми.

Каким удивительным оружием
вооружён репчатый лук?

А) Шпагой; 
Б) стрелами; 
В) мечом.

Какими целебными свойствами
обладают луковые стрелы?

А) Вызывают слёзы; 
Б) имеют приятный запах; 
В) убивают вредных микробов.

Объясни с помощью других
слов значение слова недуг:

А) Сильное недомогание, болезнь; 
Б) враг; 
В) человек, не умеющий дружить.

Какой научный термин,
обозначающий разносчиков болезней, встретился тебе в тексте?

Восстанови с помощью цифр
верную последовательность пунктов плана текста.

А) Удивительное оружие. Б) Хитро спрятанная спаленка. В) Такой разный лук. Г) Лук с тремя именами.

О чём этот текст?

Выпиши из текста
предложение, помогающее понять, какую главную мысль автор решил нам сообщить.

Если тебе нужно получить
дополнительные научные сведения о луке, к какой книге (книгам) ты обратишься?

Придумай и запиши вопросы
(3–4), ответы на которые есть в тексте.

А
Б
В
Г

1. +

2. +

3. +

4. +

5. +

6. +

7. +

8. +

9. +

10. Микроб

11. 4
3
1
2

12. О луке

13. Предпоследнее или последнее предложение

14. Справочник, энциклопедия

15.

Мы
жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих
одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг –
золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал
наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и
оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со
стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда
солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг
становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что
спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Почему луг называли
золотым?

В какое время суток
луг зеленел?

Почему одуванчик
стал для детей одним из самых интересных цветов?

Продолжи ряд (1–2 слова):

потешка, небылица, загадка,.

Определи жанр
произведения.

а) Жить – Родине служить.

б) Золотое решето чёрных домиков
полно.

в) Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей, 
Три сороки, соловей.

Укажи жанр
произведений, часто начинающихся словами:

В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был царь.

а) о животных –. ; 
б) волшебной –.

Определи, в каком
жанре встречаются персонажи Илья Муромец, Святогор:

Пушкин; 
 Х. Андерсен;
 Н. Носов.

Укажи, в каком жанре произведений
всегда есть мораль:

Продолжи ряд (1–2 фамилии):

Блок, Ф. Тютчев,
И. Бунин,.

Запиши название запомнившегося тебе
стихотворения.

Пришвин, 
И. Соколов-Микитов, 
Н. Сладков,.

Запиши 2–3 фамилии детских писателей.

Напиши название
книги, особенно полюбившейся тебе.

Прочитай
текст И. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения,
соответствующие содержанию прочитанного текста, и подчеркни их.

Где происходят
события, описанные в тексте?

а)
В лесу; 
б) в саду; 
в) в парке.

Почему
молодой воробей выпал из гнезда?

а)
Ветер сильно качал дерево; 
б) воробышек пробовал летать; 
в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.

На каком
дереве было воробьиное гнездо?

а)
На осине; 
б) на берёзе; 
в) на яблоне.

Почему старый
черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?

а)
Ринулся спасать своё детище; 
б) сорвался с ветки дерева; 
в) хотел испугать собаку.

Восстанови с
помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого
дерева.

а)
Ринулся спасать. б) Упал. в) Заслонил. г) Прыгнул.

Как ты понимаешь
выражение он жертвовал собою?

а)
Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца;
б) хотел умереть; 
в) хотел отогнать собаку.

Запиши, о какой
силе, сильнее воли воробья, говорит автор.

Подумай, какое
выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.

а) На
смелого собаки лают, а трусливого кусают. б) Счастье на стороне смелых. в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Восстанови с
помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

а)
Отчаянный поступок старого воробья. б) Возвращение с охоты. в) Отступление Трезора. г) Встреча с беспомощным воробышком. д) Любовь сильнее смерти.

От чьего
лица ведётся повествование?

Подумай, к какому
жанру мы отнесём данный текст:

а)
сказка; 
б) басня; 
в) рассказ.

Контрольные и проверочные работы за III четверть.

Рекс и Кекс

Слава
и Витя сидели на одной парте. Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе
решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал
свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
– У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя. – Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава. – Нет, Рекс!
– Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не
решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя
несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом
они узнали, что собаку директора зовут Ральф. – Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава. – Конечно, не из-за чего, – согласился Витя. Оба мальчика снова уселись на одну парту. – Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Две двойки мы из-за спора схватили!
И подумать только, из-за чего люди ссорятся!.

Из-за чего поспорили
мальчики?
2. Почему они получили по двойке?
3. Как звали собаку директора?

Приведи 2–3 примера
названий малых фольклорных жанров.

Определи жанры
произведений.

а) Что посеешь, то и пожнешь.

б) Желтый Антошка
Вертится на ножке:
Где солнце стоит,
Туда он глядит.

в) Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишку сшиб.

Объясни, в каких жизненных
ситуациях можно сказать: «Что посеешь, то и пожнешь»?

Определи жанры
произведений, относящихся к разделу «Устное народное творчество».

а) Летописи;
б) былины;
в) сказки;
г) басни.

Запиши 3–4 имени былинных
героев в порядке старшинства.

Что общего в бытовых
сказках и баснях?

а) Наличие конкретного автора;
б) небольшой объем;
в) поучительность;
г) наличие диалогов.

К какой из басен
И. Крылова можно отнести поговорку: «Кто в лес, кто по дрова»?

В какой из сказок волшебный мир
– это подводное царство?

а) «Гуси-лебеди»;
б) «Медное, серебряное и золотое царства»;
в) «Морской царь и Василиса Премудрая»;
г) «Крошечка Хаврошечка».

Напиши 2–3 названия сказок,
где действуют волшебные помощники.

Вспомни 1–2 названия
произведений, где герои одерживают победу над собой.

Укажи 2–3 авторов, которые
пишут смешные рассказы о детях и для детей.

Перечисли 2–3 фамилии поэтов,
чьи произведения о весне ты читал.

С какими детскими
журналами ты знаком?

а) «Филя»;
б) «Мурзилка»;
в) «Веселые картинки»;
г) «Миша»;
д) «Вини-Пух»;
е) _______________________________.

Какие книги (1–2) можно
отнести к справочно-познавательной литературе?

В
одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит,
две. Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к
нему домой. Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались
и робко спросили:
– Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва
ослеп и сам ходить не может. Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
– А мы его по очереди в школу водить будем. – И домой провожать. – И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали
одноклассники. У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного
погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье
произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
– Здравствуйте. И тут со всех сторон посыпалось:
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу. – А я расскажу, что мы проходили по алгебре. – А я по истории. Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы
градом катились слёзы. После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы
объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал
ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже
больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы
объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята
старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил
классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты. Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись
друзья, которые стали его глазами. После института Лёва продолжал учиться и в конце концов стал всемирно известным
математиком, академиком Понтрягиным. Не счесть людей, прозревших для добра.

(333 слова)
(Б. Ганаго)

Прочитай
текст «Прозрение» Б. Ганаго. Выполни задания. Отметь утверждения,
соответствующие содержанию прочитанного текста.

В
каком городе учился мальчик?

а)
В Москве;
б) в Санкт-Петербурге;
в) в Ростове.

Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?

а)
У него не было телефона;
б) он перестал ходить на занятия;
в) ребятам захотелось сходить в гости.

Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.

Какое
значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)?

а)
Запели;
б) заговорили одновременно;
в) заспорили между собой.

Когда
ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?

а)
Когда увидели Леву;
б) Когда увидели Леву с повязкой на глазах;
в) Когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к
ним.

Какое решение приняли ребята?

Восстанови последовательность смены настроения мамы.

Как ты думаешь, можно ли плакать от радости?

а)
Да; 
б) нет.

Что сделали одноклассники после посещения товарища?

Почему ребята радовались пятеркам Левы больше, чем своим?

Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья,
которые стали его (Левы) глазами?

Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.

а)
Всемирная известность. б) Мальчик перестал ходить в школу. в) Решение ребят не бросать друга в беде. г) Успешная учеба Левы в школе. д) Одноклассники у Левы дома. е) Новые друзья в институте.

Составь план из трех пунктов.

Выпиши главную мысль этого рассказа.

Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении?

А
Б
В
Г
Д
Е

1
+

2

+

3
Лева
ослеп и сам ходить не может

4

+

5

+

6
по
очереди водить в школу, провожать домой, делать уроки

7
3
1
2
4

8
+

9
составили
план

10
в
этом была и их заслуга

11
помогали
Леве

12
6
1
3
4
2
5

13

14
последнее
предложение

15
о
прозрении для добра

СНЕГ И ЗАЯЦ
(Бурятская сказка)

Снег
говорит зайцу:
– Что-то мне нехорошо. – Наверное, ты таешь, оттого тебе и плохо, – ответил заяц. Сел на пенёк и
горько-горько заплакал:
– Жалко, жалко мне тебя, снег. Я всё по снегу бегал, круглые дырки делал. От
лисицы, от волка, от охотника в снег зарывался, прятался. Как без тебя жить
буду? Любая ворона, любая сова меня увидит – заклюёт. Пойду я к хозяину леса, попрошу его, пусть он тебя, снег, сохранит для меня. Стал заяц плакать, хозяина леса просить. А солнце уже высоко ходит, жарко припекает. Снег тает, ручьями бежит с гор. Затосковал заяц, ещё громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса. Просьбу его
выслушал и сказал:
– С солнцем спорить не берусь, снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на
серенькую. Будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и
травы – никто тебя не заметит. Обрадовался заяц. С тех пор всегда меняет зимнюю шубу на летнюю.

Почему заплакал заяц?
2. С какой просьбой он отправился к хозяину леса?
3. Какой подарок сделал хозяин леса зайцу?

Выдели названия малых фольклорных
жанров.

Запиши название малого фольклорного
жанра, при работе с которым нужно проявить смекалку.

Определи, к какому жанру устного
народного творчества можно отнести следующее определение:

о русских богатырях

и событиях Древней Руси.

Какую священную обязанность взяли
на себя в былинах богатыри русские?

Какой из братьев в волшебных
русских сказках с честью выходит из любых испытаний?

Напиши зачин и концовку одной из
русских волшебных сказок.

Запиши название сказки о животных,
к которой подойдет пословица: «Друзья познаются в беде».

Запиши постоянные сочетания слов
(2–3), с которыми ты встречался в народных сказках.

Из сказки какого автора к нам
пришло выражение «принцесса на горошине»?

К какой басне можно отнести слова
пословицы: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»?

Запиши фамилии поэтов (1–2),
писавших стихи о весне.

К какому жанру можно отнести
произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», А. Волкова
«Волшебник Изумрудного города», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»?

Запиши фамилии писателей (1–2),
которые написали веселые рассказы о детях и про детей.

Запиши название последней из
прочитанных тобой книг.

На
самом краю грядки возле других цветов пустил свой первый росток душистый
горошек. Очень радовался он тёплому, ласковому солнцу, которое пробудило спящие
в земле прекраснейшие растения. – Как чудесен мир! – восхищался маленький душистый горошек, с нетерпением
ожидая того дня, когда он сможет раскрыть первые цветы. Душистый горошек и сам
ещё не знал, какого цвета они будут. А пырей, глубоко зарывшийся в землю корнями, угрожал:
– Неужели ты, несчастный карапуз, собираешься перегнать меня в росте, да ещё
расцвести? Не будет этого!
Пырей быстро зазеленел. Прошло немного времени, и он так разросся, что душистый
горошек уже не мог увидеть солнце – нежные листочки душистого горошка покрывала
тень пырея. – Ну, видишь! – засмеялся злюка пырей. – Ты зачахнешь, и никто даже не узнает,
что ты жил на свете!
– Какой ужас! – душистый горошек был в отчаянии. – Неужели я никогда больше не
увижу милое солнышко, неужели мне придётся умереть, так и не распустившись?
Вдруг рядом с ним послышался тихий, учтивый голос:
– Не горюй, душистый горошек! Ты ещё расцветёшь. Только прислонись ко мне. Я
помогу тебе вырваться из зарослей пырея. Это был подсолнух. Он тоже не мог еще похвастаться ростом, но листья его уже
были широкими и большими, а стебель прочно держался в земле. Душистый горошек послушался и обвил худенькими ручонками стройный подсолнух. С
каждым днём подсолнух поднимался всё выше и выше, а вместе с ним тянулся и
душистый горошек. Вскоре они оба переросли все другие цветы. И вот однажды подсолнух раскрыл прекрасный жёлтый цветок. Он был таким большим
и ярким, что в первый миг душистый горошек принял его за солнце. – Как ты красив! – радовался душистый горошек. – Ты тоже красив, – сказал подсолнух. В самом деле – начал цвести и душистый горошек. Словно маленькие шёлковые
мотыльки алели на его веточках. И какой сладкий аромат они источали!
Отовсюду слетались поздравить подсолнух пчёлы и бабочки. Все они радовались его
красоте и ещё восхищались маленьким душистым горошком, который смело поднялся
теперь навстречу солнцу и пышно расцвёл. А пырей едва не лопался от злости, ползая у самых ног душистого горошка. Но
ничего плохого сделать ему он уже был не в силах. – Как прекрасно жить на свете, если рядом с тобой хороший друг! – говорил
пчёлам и бабочкам счастливый душистый горошек.

Ринкуле-Земзаре. Перевела с
латышского А. Гиршфельд)

Прочитай
текст «Сила дружбы» Д. Ринкуле-Земзаре. Выполни задания. Отметь утверждения,
соответствующие содержанию прочитанного текста.

На
протяжении каких времён года происходят события, описанные в тексте?

  • зимой;
  • весной;
  • летом;
  • осенью

Определи
главных героев произведения.

Продолжи ряд
словосочетаний (2–3).

  • Душистый
    горошек,
  • ясное
    солнышко,

Восстанови
последовательность смены настроения душистого горошка на протяжении
повествования.

Запиши
заветное желание душистого горошка.

Выпиши
образные выражения, характеризующие цветы душистого горошка.

Восстанови
деформированный план текста.

  • Появление
    первого ростка душистого горошка в чудесном мире.
  • Сила
    дружбы.
  • Угроза
    злюки пырея.
  • Добрососедское
    предложение подсолнуха.

Определи
главную мысль текста.

Подумай, что заключено в заглавии?

Понравилось
ли тебе это произведение и чем?

Вспомни,
какое произведение (заглавие, автор) на эту тему ты читал?


Варианты
ответов

1
2
3
4
5
6

1

+

2
+

+

+

3

+

4

+

5

лентяйка

6

+

7

+

8

+

9

10
+

11

Контрольные и проверочные работы за IV четверть.

Песенки подо льдом

Это
случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри, и стынут зубы. Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!
И песенка их – как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в
самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня
под ногами. Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не
ушёл. Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал. За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где
навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же
поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят
рождённые из пара сосульки?
А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не
спеть. Такую только одно существо на свете может спеть – птица. Я стукнул лыжей по льду – песенка смолкла. Я постоял тихо – песенка зазвенела
опять. Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала
выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась. – Здравствуй, подлёдная певунья!
Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню. – А я ведь знаю тебя! – сказал я. – Ты оляпка – водяной воробей!
Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он
под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни
ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный
полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё звенит: эхо помчится, стукаясь о
ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь! А нам
чего бы его не послушать.

Назови правильно произведение.

Чьи песни слушал зимой автор?
Расскажи.

Оляпка – это кто?

Как автор называет оляпку? Найди ответ
в тексте. Прочитай.

ПРОВЕРКА УРОВНЯ
НАЧИТАННОСТИ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Прочитай строфы из стихотворений. Укажи соответствующими буквами названия стихотворений.

а) В каждом маленьком растеньице, 
Словно в колбочке живой, 
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.

б) Там, где я плавал за рыбами, 
Сено гребут в сеновал: 
Между речными изгибами 
Вырыли люди канал.

в) Умчались школьные года, 
И не догонишь их. Но я встречаю иногда 
Товарищей своих.

1) С. Михалков. «Школа»

2) Н. Рубцов. «Тихая моя родина»

3) Н. Заболоцкий. «Весна в лесу»

Допиши предложение.

Эпитет – это.

Заполни схему «Родные поэты».

Прочитай строфу. Укажи знаком
––> рифмующиеся строки. Отметь вид строфы.

Школа моя деревянная!. Время придёт уезжать – 
Речка за мною туманная 
Будет бежать и бежать.

Запиши имя, отчество и фамилию автора
басни «Любитель книг».

Кто сказал эти слова? Запиши полный
ответ.

– Если вы над капитанами не
командир, то и толковать нечего. Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он
мог всем капитанам приказывать.

Из какого произведения С. Михалкова
отрывок? Укажи знаком ––> ответ.

Старик
посмотрел на корову свою:
– Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
«Школа»«Чужая
беда»«Как
старик корову продавал»

Какие герои и из какого произведения
ведут диалог? Допиши предложение.

– Гм. Что же это за капитан
такой?
– Он, дяденька, над разведчиками командует. Он у них самый старший. Что он им
велит, то они всё исполняют. – Над какими разведчиками?
– Известно, над какими: над артиллерийскими. Которые немецкие огневые точки
засекают. Ух, дяденька, и сердитый же их капитан! Прямо беда. – А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?
– То-то и беда, что не видел. – А он тебя видел?
– И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл отвезти и коменданту сдать.

Это диалог.

Соедини знаком ––> фамилии авторов
с их именами и отчествами.

Катаев
Рубцов
Михалков
Носов
Барто
Николай
Николаевич
Агния Львовна
Валентин Петрович
Николай Михайлович
Сергей Владимирович

10*. Кроссворд «Авторы изученных
произведений».

Автор юмористических рассказов
для детей. Этот писатель рассказал о судьбе Вани Солнцева. Фамилия поэта, который написал стихотворение «Берёзы». Детская писательница, поэтесса. Поэт, автор стихов о «белоснежном диве». Фамилия детского писателя, автора юмористических рассказов. Автор путешествий Гулливера.

Какие новые факты сообщил автор?
Расскажи.

Задачи

  • ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ
  • ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ
  • ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
  • ДЕЛУ ВРЕМЯ — ПОТЕХЕ ЧАС
  • ПРИРОДА И МЫ
  • ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
  • ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

ОТВЕТЫ

а) «Весна в лесу» Н. Заболоцкого; б)
«Тихая моя родина» Н. Рубцова; в) «Школа» С. Михалкова.

Эпитет – это художественное определение.

Схема «Родные поэты»: А. Пушкин,
М. Лермонтов, А. Фет, Н. Рубцов, И. Бунин, Н. Заболоцкий (любые
варианты).

Рифмующиеся строки: 1–3, 2–4. Четверостишие.

Сергей Владимирович Михалков.

Ваня Солнцев – герой повести В. Катаева «Сын полка».

Михалков. «Как старик корову
продавал».

Это диалог Вани Солнцева и капитана
Енакиева из повести В. Катаева «Сын полка».

Катаев Валентин Петрович, Рубцов
Николай Михайлович, Михалков Сергей Владимирович, Носов Николай Николаевич,
Барто Агния Львовна.

Кроссворд: Драгунский, Катаев, Рубцов,
Барто, Заболоцкий, Носов, Свифт.

Орёл
свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в
когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла
каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они
просили корма. Орёл устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят
крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они
подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали. Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее. Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землёю, в когтях у
него опять была большая рыба. Когда он подлетал к дереву, он оглянулся – нет ли опять вблизи людей, быстро
сложил крылья и сел на край гнезда. Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

Для кого орёл добыл рыбу?
2. Почему он её выронил?
3. Какая сила вынудила птицу лететь за добычей во второй раз?

Итоговая проверка
сформированности учебной и читательской деятельности

Диагностические
тесты и задания

Вариант
I

Отметь жанр и тему
рассказа Н. Носова «Федина задача».

·        
рассказ о животных

·        
рассказ о природе

·        
сказка о детях

·        
рассказ о детях

·        
сказка о животных

Отметь заголовок стихотворения.

·        
«Тихая моя родина»

Адеил – герой сказки В. Вересаева
«Звезда», а Ваня Солнцев –.

Отметь лишнее слово.

Кто автор очерка
«Картины-сказки»? Отметь ответ.

Маршака зовут Самуил Яковлевич, а
Михалкова –.

Маршак, С. Михалков,
А. Барто – это –.

Кто автор очерка
«Любимая мать-отчизна»? Отметь ответ.

Отметь заголовки
произведений Н. Вагнера.

·        
«Руф и Руфина»

Допиши одно слово в
ряд других.

Сказка, рассказ, легенда, очерк,.

Вариант
II

Отметь имя и
отчество поэта Рубцова.

Отметь заголовки
произведений С. Михалкова.

·        
«Хижина дяди Тома»

·        
«Весна в лесу»

·        
«Леночка с букетом»

Андерсен написал сказку
«Девочка со спичками», а Н. Вагнер –.

Кто автор басни
«Зеркало»? Отметь ответ.

Заболоцкого зовут Николай
Алексеевич, а Рубцова –

Отметь слова,
которыми можно дополнить предложение.

Самуил Яковлевич Маршак –.

Отметь фамилию
поэта.

Отметь лишнее слово
в ряду других.

Допиши одну фамилию
в ряд других.

Пушкин, М. Лермонтов, А. А,
Фет, И. Бунин,.

№ задания
I вариант
II вариант

2
«Тихая моя родина»
«Хижина дяди Тома», «Зеркало», «Чужая беда»

3
герой повести В. Катаева «Сын полка»
Н. Вагнер – сказку «Береза» (или любой заголовок
изученных сказок этого автора)

4
эпитет
эпитет

5
Н. Шер
С. Михалков

6
Сергей Владимирович
Николай Михайлович

7
поэты
детский писатель, переводчик, поэт

8
М. Шолохов
Н. Рубцов

9
«Береза», «Руф и Руфина», «Сказка»
обложка

10
былина (или другой жанр произведения)
С. Есенин (или фамилию другого поэта)