4 Класс

Программа письмо и развитие речи 4 класс 8 вид воронкова

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Рабочая программа по ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ  4 «б» класс

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (письмо и развитие речи)  составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2006.    Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2014.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).

Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Обучение русскому языку в 4 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,  ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке исвязаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.

В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2012г.- 271с).

Цель программы обучения:

·         расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;

·         подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Задачи программы обучения:

·         обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.

·         целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;

·         формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;

·         совершенствование произносительной стороны речи;

·         формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;

·         уточнение, расширение и активизация словарного запаса;

Содержание программы учебного курса.

Программа рассчитана на 170 часов, в том числе на контрольные работы – 9 часов. В программу по русскому языку включены   следующие разделы:

Требования  к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:

·         составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

·    анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

·    списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

·    писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

  Учащиеся должны знать:

·         алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Календарно-тематическое планирование по предмету русский язык, 4класс.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Оценка письменных работ.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 4 классе — списывания и диктанты.

Контрольные диктанты должны содержать по 2 — 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:

I класс — 8-10 слов;

II класс — в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 — 18 слов;

III класс — 20-25 слов;

IV класс — 30-35 слов.

Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Диктанты

«5» —  работа выполнена без ошибок;

«4»  —  1 -3 ошибки;

«3» —  4 — 5 ошибок;

«2» —  6 — 8 ошибок;

Грамматические задания

«5» —  безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;

«3» —  правильно выполнено не менее 1\2 задания;

«2» —  не выполнено большинство грамматических заданий.

Контрольные списывания

«5» —  нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с     требованиями каллиграфии письма;

«4» — 1 ошибка и одно исправление;

«3» —  2 ошибки и одно исправление;

«2» —  3 ошибки и 1 — 2 исправления.

График контрольных работ по русскому языку.

Дата

Диктанты

Самостоятельные работы

Развитие речи

1.

12.09.

Закрепление по теме « Предложение». Самостоятельная работа.

2.

20.09.

Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок « Хлеб».

3.

27.09.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом « Ежик».

4.

08.10.

Контрольный диктант по теме  «Разделительный мягкий знак».

5.

17.10.

Развитие речи. Составление рассказа по самостоятельно составленному плану « Котенок».

6.

18.10.

Контрольный диктант  по теме «Гласные после шипящих».

7.

14.11.

Проверочная работа по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

8.

03.12.

Контрольный диктант по теме « Правописание безударных гласных».

9.

05.12.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом. Составление плана к тексту.

10.

17.12.

Контрольный диктант по теме  «Непроверяемые безударные гласные»

11.

20.12.

Развитие речи. Сжатый пересказ текста « Как Витя опоздал в школу». Письмо текста в тетрадь.

12.

23.12

Развитие речи. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным.

13.

29.01.

Развитие речи. Использование слов — названий признаков предметов в тексте –описании.

14.

30.01.

 Развитие речи. Использование слов — названий признаков предметов в тексте – описании.

15.

31.01.

Развитие речи. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма другу.

16.

03.02.

Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий и признаков».

17.

12.02.

Развитие речи. Составление и написание под руководством учителя адреса на конверте.

18.

14.02.

Развитие речи. Использование предлогов при составлении предложений в тексте-описании.

19.

24.02.

Контрольный диктант   «Предлоги».

20.

06.03.

Контрольный диктант  «Родственные слова».

21.

18.03.

Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок « Площадка для малышей».

22.

01.04.

Развитие речи. Составление предложений по заданным вопросам.

23.

02.04.

 Развитие речи.  Составление предложений по заданным вопросам.

24.

13.05.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом « Надежный хвост».

25.

14.05.

Контрольный диктант по теме

«Знаки препинания в конце предложения».

26.

22.05.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.  «Главные и второстепенные члены предложения».

ИТОГО

9

2

15

Литература.

1.      Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.

2.      Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в

1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.

3.      Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.

4.      Волина В. «Занимательноеазбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;

5.      Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в  1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.

6.      Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.

7.      Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» — М., 2009.

8.      «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.

9.      Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2013. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К. Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2012.

В начальном обучении предмет письмо и развитие речи занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета письмо и развитие речи носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют успешность всего школьного обучения.

Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка во 2 — 3 классах.

Основной целью курса являются: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике; формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  • вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;

  • учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,

  • формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

  • развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

  • воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие фонетико-фонематических представлений;

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;

  • коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы.

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения.

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.

Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 170 часов, из расчета 5 часов в неделю, в том числе 10 часов отводится для проведения контрольных работ.

Основной формой организации процесса обучения письму и развитию речи является урок.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

  • писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

Учащиеся должны знать:

  • алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов

Всего

часов

Из них

контрольные диктанты

1.

Повторение.

6

2.

Звуки и буквы.

71

4

3.

Слово.

43

4

4.

Предложение.

29

1

5.

Связная речь.

10

6.

Повторение пройденного.

11

1

Итого:

170

10

Содержание программы

Повторение пройденного в начале года

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы

Алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная речь

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Письмо и чистописание

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

1 группа – И, Ц, Ч, Л, М, А, Ш, Щ;

2 группа — О, С, З, Х, Ж, Е, Э, Я;

3 группа – У, Н, К, Ю, Р,В;

4 группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,

  • звуко — буквенный анализ слова,

  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,

  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,

  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,

  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,

  • совершенствование графического навыка,

  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,

  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,

  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,

  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,

  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ НОШ

__________ Л.И Кистол.

Календарно-тематическое планирование

по письму и развитию речи (4 класс VIII вид)

п/п

ТЕМА УРОКА

Кол-во час.

Дата по плану

Дата факт

Словарная работа

Работа по развитию речи

I четверть

1

Повторение. Выражение в предложении определенной и законченной мысли.

Деление текста на предложения

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ Коновалова Т.В.

Протокол № 1 от ____________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________________Бизюкова М.И..

_______________________________

«Утверждаю»

Директор школы

_______________ Шведова Н.Е.

Приказ № ___ от __________________2018г.

Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Письмо и развитие речи»

4 класс

2018 – 2019 учебный год

( индивидуальное обучение детей с умственной отсталостью)

Программу составила Байда Ж.В.

учитель

Пояснительная записка.

1.1 Адаптированная рабочая программа пописьму и развитию речи для 4 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2013 год).

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа предназначена для обучения на дому ученицы 4 класса Лосевой Алины (интелектуальное нарушение (вариант-1) на основании Положения об индивидуальном обучении на дому больных детей, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать МБОУ « Ворминская СОШ» и приказа

МБОУ « Ворминская СОШ» №75 от 9 октября 2018г.»

Необходимость составления данной рабочей программы обусловлена индивидуальным учебным планом МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа» обучающегося, находящегося на домашнем обучении. При составлении программы было допущено варьирование учебного материала в плане изменения количества часов на изучение определённых разделов.

Согласно учебному плану на изучение предмета в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 4 ч в неделю (136 часов за год). В учебном плане надомного обучения программа для надомного обучения предусматривает 2 часа в неделю (68 часов в год). В связи с тем , что надомное обучение началось с 09.10 2018г.программа сокращена на 10 часов(58час)

Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала, что находит свое отражение в данном календарно-тематическом планировании, а также за счёт тщательно отобранных форм, методов, приемов обучения.

Данное распределение часов соответствует основным требованиям уровня подготовки обучающихся в 4 классе.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Закона РФ “Об образовании» от 10.07.1992г.

2.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1 февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

3. Конституция РФ.

4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ».

5. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

8.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

9.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

10.Приказа Министерства образования и науки от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

11. Рекомендаций ПМПК

12. Устав МБОУ «Ворминская СОШ»

13. Учебный план МБОУ «Ворминская СОШ» на 2018-2019 уч. год для детей с умственной отсталостью.

14.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида для подготовительного, 1-4 классов (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010г.

Цели и задачи

Цель программы обучения:

— создание условий для планирования организации и управления образовательной деятельностью по учебному предмету «Письмо и развитие речи»;

— расширение речевой базы обучающегося, восполнение пробелов речевого развития;

— подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Задачи программы обучения:

-вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;

-учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,

-формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

-развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

-воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.

Основные направления коррекционной работы:

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие фонетико-фонематических представлений;

-формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-развитие высших психических функций;

-развитие речи, владение техникой речи;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;

-коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы.

Технологии обучения:

Индивидуальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

Игровые технологии.

3. Здоровьесберегающие технологии.

4. ИКТ.

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа

Учебный план МБОУ «Ворминская СОШ» на 2018-2019 учебный год для детей с умственной отсталостью предусматривает на изучение предмета «Письмо и развитие речи» в 4 классе 2  часа в неделю, что составляет 68 часов в  год.

Срок реализации данной программы-1год.

Формы организации образовательного процесса.

Основной формой организации процесса обучения русскому языку является урок.При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение дополнительных физминуток.

Информация об используемом учебнике.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:учебник (А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Русский язык 4 класс. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва: «Просвещение»,2014г.- 216с.)

РАЗДЕЛ 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

«Звуки и буквы»

Учащиеся должны знать:

        — алфавит,

— расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

— анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков  в слове),

— употреблять ь на конце и в середине слова,

— употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

— писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

— писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

—         ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

— писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

        ПРИМЕЧАНИЯ.

        Обязательно:

— знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,

— уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).

«Слово»

Учащиеся должны знать:

— предлоги до, без, под, над, около, перед,

Учащиеся должны уметь:

— различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

— правильно писать имена собственные,

— писать предлоги раздельно с другими словами,

— употреблять разделительный ъ,

— подбирать родственные слова, находить корень,

— писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

«Предложение»

Учащиеся должны знать:

— члены предложения: подлежащее, сказуемое.

Учащиеся должны уметь:

— членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

— составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

— ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

— находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

— списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

— писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

        ПРИМЕЧАНИЯ.

        Обязательно:

— составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

— ставить знаки препинания в конце предложения,

— списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

— писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

«Связная речь»

Учащиеся должны уметь:

— составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам

Раздел 2.Содержание тем учебного курса

На основании программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой 2012 года издания, в программу по письму и развитию речи включены следующие разделы:

Раздел

Краткое содержание раздела

Повторение

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением

слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме;

заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы.

Алфавит; употребление ь на конце и в середине слова.

Разделительныйь перед гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов.

Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных.

Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по

образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово.

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам,

правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква

в именах собственных.

Предлогидо, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Разделительныйъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем,

данным в учебнике.

Предложение

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем

говорится, что говорится.

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между

словами в предложениях по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения

(без деления на виды).

Связная речь.

Повторение пройденного

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора

содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам.

Адрес на конверте.

РазделIII.Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

1.

Повторение.

1

2.

Звуки и буквы.

17

3.

Слово.

19

4.

Предложение.

18

5.

Повторение пройденного.

3

Итого:

58

Календарно-тематический план

Тема урока

Количество

часов

Повторение. Предложение.1ч

1

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

1

Звуки и буквы. 17 ч.

2

Гласные и согласные буквы в алфавите. Звуко-буквенный анализ слов.

1

3

Сравнение мягких и твёрдых согласных.

1

4

Мягкий знак на конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного.

1

5

Упражнение в написании мягкого знака перед гласными е, ё, ю, я, и.

1

6

Правила переноса слов с разделительным мягким знаком.

1

7

Дифференциация слов с мягким знаком и разделительным ь.

1

8

Правописание гласных после шипящих.

1

9

Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова..

1

10

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

1

11

Объяснение написания слов со звонким и глухим согласным.

1

12

Нахождение изученных орфограмм в тексте.

1

13

Изменения места ударения в словах.

1

14-15

Правила проверки безударных гласных. Объяснение орфограмм

2

16

Упражнение в нахождение слов с проверяемой безударной гласной среди других слов.

1

17

Нахождение в тексте слов с безударной гласной.

1

18

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

1

Слово 19ч

19

Название предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что?Изменение слов, обозначающих предмет, по вопросам

1

20

Название действий. Изменение слов по вопросам.

1

21

Контрольное списывание

1

22

Название предметов и действий. Правильное их согласование.

1

23

Название признаков. Изменение слов по вопросам.

1

24

Выделение в предложениях названий предметов, признаков, действий.

1

25

Имена собственные.

1

26

Название морей, рек, озер, городов

1

27

Составление и написание письма родителям.

1

28

Предлог как отдельное слово.

1

29

Предлоги: под, до, над, без, около, перед. Их различение и написание

1

30

Разделительный твердый знак. Правописание слов с разделительным ъ.

1

31

Правописание слов с разделительным ъ. Составление объявления.

1

32

Родственные слова. Знакомство с понятием.

1

33

Единообразное написание корня в родственных словах. Словообразование.

1

34

Безударные гласные в корне родственных слов. Их проверка.

35

Звонкие и глухие согласные в корне слова. Их проверка.

1

36

Составление и запись рассказа по серии картинок и опорным словам

1

37

Упражнение в узнавании орфограмм.

1

Предложение18ч

38

Предложение. Составление предложений.

1

39

Предложение. Понятие о том, что предложение выражает законченную мысль.

1

40

Контрольный диктант

1

41

Работа над ошибками. Изменение слов в предложении по смыслу.

1

42

Разбор предложений по их смысловому составу, установление связи слов в предложении по вопросам.

1

43

Распространение предложений.

1

44

Предложения повествовательные и вопросительные. Знаки препинания на конце.

1

45

Членение сплошного текста на предложения. Виды предложений по интонации.

1

46

Восклицательное предложение и его интонационное оформление

1

47

Предложения различные по интонации. Умение правильно ставить знак препинания в конце предложения.

1

48

Сказуемое. Понятие о сказуемом как главном члене предложения..

1

49

Конструирование предложений с данным сказуемым. Контрольное списывание

1

50

Подлежащее. Понятие о подлежащем как главном члене предложения.

1

51-52

Конструирование предложений с данным подлежащим.

2

53

Выделение в тексте подлежащих и сказуемых. Понятие о них как о главных членах предложения.

1

54

Распространение предложений по вопросам. Выделение второстепенных членов предложения.

1

55

Распространение предложений по вопросам. Выделение второстепенных членов предложения.

1

56-58

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Повторение.

3

Литература.

1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2002.

2.Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: — М.: «Просвещение», 2009.

3. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши. – М.: «Просвещение», 2006.

4. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 2000.

5. Соболева О.П. «Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида».Белгород: Издательство Бел РИПКППС, 2007

6. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. школьников/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004.

7. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.

8. Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001.

16

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/416925-adaptirovannaja-rabochaja-programma-uchebnogo