Рабочая программа по ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 4 «б» класс
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (письмо и развитие речи) составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2006. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2014.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Обучение русскому языку в 4 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке исвязаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.
В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2012г.- 271с).
Цель программы обучения:
· расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
· подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Задачи программы обучения:
· обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
· целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
· формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
· совершенствование произносительной стороны речи;
· формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
· уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
Содержание программы учебного курса.
Программа рассчитана на 170 часов, в том числе на контрольные работы – 9 часов. В программу по русскому языку включены следующие разделы:
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
· составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
· анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
· списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
· писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Учащиеся должны знать:
· алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Календарно-тематическое планирование по предмету русский язык, 4класс.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка письменных работ.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 4 классе — списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 — 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:
I класс — 8-10 слов;
II класс — в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 — 18 слов;
III класс — 20-25 слов;
IV класс — 30-35 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Диктанты
«5» — работа выполнена без ошибок;
«4» — 1 -3 ошибки;
«3» — 4 — 5 ошибок;
«2» — 6 — 8 ошибок;
Грамматические задания
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
«2» — не выполнено большинство грамматических заданий.
Контрольные списывания
«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» — 1 ошибка и одно исправление;
«3» — 2 ошибки и одно исправление;
«2» — 3 ошибки и 1 — 2 исправления.
График контрольных работ по русскому языку.
№ |
Дата |
Диктанты |
Самостоятельные работы |
Развитие речи |
1. |
12.09. |
Закрепление по теме « Предложение». Самостоятельная работа. |
||
2. |
20.09. |
Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок « Хлеб». |
||
3. |
27.09. |
Развитие речи. Работа с деформированным текстом « Ежик». |
||
4. |
08.10. |
Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак». |
||
5. |
17.10. |
Развитие речи. Составление рассказа по самостоятельно составленному плану « Котенок». |
||
6. |
18.10. |
Контрольный диктант по теме «Гласные после шипящих». |
||
7. |
14.11. |
Проверочная работа по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова». |
||
8. |
03.12. |
Контрольный диктант по теме « Правописание безударных гласных». |
||
9. |
05.12. |
Развитие речи. Работа с деформированным текстом. Составление плана к тексту. |
||
10. |
17.12. |
Контрольный диктант по теме «Непроверяемые безударные гласные» |
||
11. |
20.12. |
Развитие речи. Сжатый пересказ текста « Как Витя опоздал в школу». Письмо текста в тетрадь. |
||
12. |
23.12 |
Развитие речи. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным. |
||
13. |
29.01. |
Развитие речи. Использование слов — названий признаков предметов в тексте –описании. |
||
14. |
30.01. |
Развитие речи. Использование слов — названий признаков предметов в тексте – описании. |
||
15. |
31.01. |
Развитие речи. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма другу. |
||
16. |
03.02. |
Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий и признаков». |
||
17. |
12.02. |
Развитие речи. Составление и написание под руководством учителя адреса на конверте. |
||
18. |
14.02. |
Развитие речи. Использование предлогов при составлении предложений в тексте-описании. |
||
19. |
24.02. |
Контрольный диктант «Предлоги». |
||
20. |
06.03. |
Контрольный диктант «Родственные слова». |
||
21. |
18.03. |
Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок « Площадка для малышей». |
||
22. |
01.04. |
Развитие речи. Составление предложений по заданным вопросам. |
||
23. |
02.04. |
Развитие речи. Составление предложений по заданным вопросам. |
||
24. |
13.05. |
Развитие речи. Работа с деформированным текстом « Надежный хвост». |
||
25. |
14.05. |
Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в конце предложения». |
||
26. |
22.05. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. «Главные и второстепенные члены предложения». |
||
ИТОГО |
9 |
2 |
15 |
Литература.
1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в
1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
3. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
4. Волина В. «Занимательноеазбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
5. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.
6. Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.
7. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» — М., 2009.
8. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.
9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2013. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К. Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2012.
В начальном обучении предмет письмо и развитие речи занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета письмо и развитие речи носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков русского языка во 2 — 3 классах.
Основной целью курса являются: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике; формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
-
вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
-
учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
-
формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
-
развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
-
воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
-
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-
развитие навыков каллиграфии;
-
развитие фонетико-фонематических представлений;
-
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-
развитие высших психических функций;
-
развитие речи, владение техникой речи;
-
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
-
коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы.
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения.
Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 170 часов, из расчета 5 часов в неделю, в том числе 10 часов отводится для проведения контрольных работ.
Основной формой организации процесса обучения письму и развитию речи является урок.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-
составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
-
анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
-
списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
-
писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
Учащиеся должны знать:
-
алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учебно-тематическое планирование
№
Наименование разделов
Всего
часов
Из них
контрольные диктанты
1.
Повторение.
6
2.
Звуки и буквы.
71
4
3.
Слово.
43
4
4.
Предложение.
29
1
5.
Связная речь.
10
6.
Повторение пройденного.
11
1
Итого:
170
10
Содержание программы
Повторение пройденного в начале года
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы
Алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная речь
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1 группа – И, Ц, Ч, Л, М, А, Ш, Щ;
2 группа — О, С, З, Х, Ж, Е, Э, Я;
3 группа – У, Н, К, Ю, Р,В;
4 группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
-
анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
-
звуко — буквенный анализ слова,
-
овладение правописанием слов, предложений, текстов,
-
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
-
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
-
ответы на последовательно – поставленные вопросы,
-
совершенствование графического навыка,
-
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
-
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
-
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
-
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
-
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ НОШ
__________ Л.И Кистол.
Календарно-тематическое планирование
по письму и развитию речи (4 класс VIII вид)
№
п/п
ТЕМА УРОКА
Кол-во час.
Дата по плану
Дата факт
Словарная работа
Работа по развитию речи
I четверть
1
Повторение. Выражение в предложении определенной и законченной мысли.
Деление текста на предложения
…
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Коновалова Т.В. Протокол № 1 от ____________2018г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________________Бизюкова М.И.. _______________________________ |
«Утверждаю» Директор школы _______________ Шведова Н.Е. Приказ № ___ от __________________2018г. |
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Письмо и развитие речи»
4 класс
2018 – 2019 учебный год
( индивидуальное обучение детей с умственной отсталостью)
Программу составила Байда Ж.В.
учитель
Пояснительная записка.
1.1 Адаптированная рабочая программа пописьму и развитию речи для 4 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2013 год).
Программа рассчитана на 68 часов.
Программа предназначена для обучения на дому ученицы 4 класса Лосевой Алины (интелектуальное нарушение (вариант-1) на основании Положения об индивидуальном обучении на дому больных детей, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать МБОУ « Ворминская СОШ» и приказа
МБОУ « Ворминская СОШ» №75 от 9 октября 2018г.»
Необходимость составления данной рабочей программы обусловлена индивидуальным учебным планом МБОУ «Ворминская средняя общеобразовательная школа» обучающегося, находящегося на домашнем обучении. При составлении программы было допущено варьирование учебного материала в плане изменения количества часов на изучение определённых разделов.
Согласно учебному плану на изучение предмета в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 4 ч в неделю (136 часов за год). В учебном плане надомного обучения программа для надомного обучения предусматривает 2 часа в неделю (68 часов в год). В связи с тем , что надомное обучение началось с 09.10 2018г.программа сокращена на 10 часов(58час)
Реализация программы достигается за счет уплотнения содержания материала, что находит свое отражение в данном календарно-тематическом планировании, а также за счёт тщательно отобранных форм, методов, приемов обучения.
Данное распределение часов соответствует основным требованиям уровня подготовки обучающихся в 4 классе.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закона РФ “Об образовании» от 10.07.1992г.
2.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1 февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
3. Конституция РФ.
4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ».
5. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
8.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
9.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
10.Приказа Министерства образования и науки от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
11. Рекомендаций ПМПК
12. Устав МБОУ «Ворминская СОШ»
13. Учебный план МБОУ «Ворминская СОШ» на 2018-2019 уч. год для детей с умственной отсталостью.
14.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида для подготовительного, 1-4 классов (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010г.
Цели и задачи
Цель программы обучения:
— создание условий для планирования организации и управления образовательной деятельностью по учебному предмету «Письмо и развитие речи»;
— расширение речевой базы обучающегося, восполнение пробелов речевого развития;
— подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
Задачи программы обучения:
-вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
-учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
-формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
-развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
-воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие фонетико-фонематических представлений;
-формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-развитие высших психических функций;
-развитие речи, владение техникой речи;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
-коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы.
Технологии обучения:
Индивидуальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Игровые технологии.
3. Здоровьесберегающие технологии.
4. ИКТ.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа
Учебный план МБОУ «Ворминская СОШ» на 2018-2019 учебный год для детей с умственной отсталостью предусматривает на изучение предмета «Письмо и развитие речи» в 4 классе 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Срок реализации данной программы-1год.
Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации процесса обучения русскому языку является урок.При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение дополнительных физминуток.
Информация об используемом учебнике.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:учебник (А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Русский язык 4 класс. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва: «Просвещение»,2014г.- 216с.)
РАЗДЕЛ 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
«Звуки и буквы»
Учащиеся должны знать:
— алфавит,
— расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащиеся должны уметь:
— анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
— употреблять ь на конце и в середине слова,
— употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
— писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
— писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
— ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
— писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
— знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,
— уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
«Слово»
Учащиеся должны знать:
— предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащиеся должны уметь:
— различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
— правильно писать имена собственные,
— писать предлоги раздельно с другими словами,
— употреблять разделительный ъ,
— подбирать родственные слова, находить корень,
— писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
Учащиеся должны знать:
— члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащиеся должны уметь:
— членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
— составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
— ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
— находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
— списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
— писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
— составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
— ставить знаки препинания в конце предложения,
— списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
— писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
Учащиеся должны уметь:
— составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам
Раздел 2.Содержание тем учебного курса
На основании программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой 2012 года издания, в программу по письму и развитию речи включены следующие разделы:
Раздел |
Краткое содержание раздела |
Повторение |
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
Звуки и буквы. |
Алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительныйь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный). |
Слово. |
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлогидо, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами. Разделительныйъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике. |
Предложение |
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). |
Связная речь. Повторение пройденного |
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. |
РазделIII.Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
1. |
Повторение. |
1 |
2. |
Звуки и буквы. |
17 |
3. |
Слово. |
19 |
4. |
Предложение. |
18 |
5. |
Повторение пройденного. |
3 |
Итого: |
58 |
Календарно-тематический план
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Повторение. Предложение.1ч |
||
1 |
Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении |
1 |
Звуки и буквы. 17 ч. |
||
2 |
Гласные и согласные буквы в алфавите. Звуко-буквенный анализ слов. |
1 |
3 |
Сравнение мягких и твёрдых согласных. |
1 |
4 |
Мягкий знак на конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного. |
1 |
5 |
Упражнение в написании мягкого знака перед гласными е, ё, ю, я, и. |
1 |
6 |
Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. |
1 |
7 |
Дифференциация слов с мягким знаком и разделительным ь. |
1 |
8 |
Правописание гласных после шипящих. |
1 |
9 |
Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова.. |
1 |
10 |
Звонкие и глухие согласные в середине слова. |
1 |
11 |
Объяснение написания слов со звонким и глухим согласным. |
1 |
12 |
Нахождение изученных орфограмм в тексте. |
1 |
13 |
Изменения места ударения в словах. |
1 |
14-15 |
Правила проверки безударных гласных. Объяснение орфограмм |
2 |
16 |
Упражнение в нахождение слов с проверяемой безударной гласной среди других слов. |
1 |
17 |
Нахождение в тексте слов с безударной гласной. |
1 |
18 |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. |
1 |
Слово 19ч |
||
19 |
Название предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что?Изменение слов, обозначающих предмет, по вопросам |
1 |
20 |
Название действий. Изменение слов по вопросам. |
1 |
21 |
Контрольное списывание |
1 |
22 |
Название предметов и действий. Правильное их согласование. |
1 |
23 |
Название признаков. Изменение слов по вопросам. |
1 |
24 |
Выделение в предложениях названий предметов, признаков, действий. |
1 |
25 |
Имена собственные. |
1 |
26 |
Название морей, рек, озер, городов |
1 |
27 |
Составление и написание письма родителям. |
1 |
28 |
Предлог как отдельное слово. |
1 |
29 |
Предлоги: под, до, над, без, около, перед. Их различение и написание |
1 |
30 |
Разделительный твердый знак. Правописание слов с разделительным ъ. |
1 |
31 |
Правописание слов с разделительным ъ. Составление объявления. |
1 |
32 |
Родственные слова. Знакомство с понятием. |
1 |
33 |
Единообразное написание корня в родственных словах. Словообразование. |
1 |
34 |
Безударные гласные в корне родственных слов. Их проверка. |
|
35 |
Звонкие и глухие согласные в корне слова. Их проверка. |
1 |
36 |
Составление и запись рассказа по серии картинок и опорным словам |
1 |
37 |
Упражнение в узнавании орфограмм. |
1 |
Предложение18ч |
||
38 |
Предложение. Составление предложений. |
1 |
39 |
Предложение. Понятие о том, что предложение выражает законченную мысль. |
1 |
40 |
Контрольный диктант |
1 |
41 |
Работа над ошибками. Изменение слов в предложении по смыслу. |
1 |
42 |
Разбор предложений по их смысловому составу, установление связи слов в предложении по вопросам. |
1 |
43 |
Распространение предложений. |
1 |
44 |
Предложения повествовательные и вопросительные. Знаки препинания на конце. |
1 |
45 |
Членение сплошного текста на предложения. Виды предложений по интонации. |
1 |
46 |
Восклицательное предложение и его интонационное оформление |
1 |
47 |
Предложения различные по интонации. Умение правильно ставить знак препинания в конце предложения. |
1 |
48 |
Сказуемое. Понятие о сказуемом как главном члене предложения.. |
1 |
49 |
Конструирование предложений с данным сказуемым. Контрольное списывание |
1 |
50 |
Подлежащее. Понятие о подлежащем как главном члене предложения. |
1 |
51-52 |
Конструирование предложений с данным подлежащим. |
2 |
53 |
Выделение в тексте подлежащих и сказуемых. Понятие о них как о главных членах предложения. |
1 |
54 |
Распространение предложений по вопросам. Выделение второстепенных членов предложения. |
1 |
55 |
Распространение предложений по вопросам. Выделение второстепенных членов предложения. |
1 |
56-58 |
Контрольный диктант. Работа над ошибками. Повторение. |
3 |
Литература.
1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2002.
2.Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: — М.: «Просвещение», 2009.
3. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши. – М.: «Просвещение», 2006.
4. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 2000.
5. Соболева О.П. «Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида».Белгород: Издательство Бел РИПКППС, 2007
6. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. школьников/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004.
7. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.
8. Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001.
16
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/416925-adaptirovannaja-rabochaja-programma-uchebnogo
- Вид текста какие бывают в русском языке 4 класс таблица
- Рабочая программа по математике 4 класс программа…
- Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса…
- Написать письмо по русскому языку 4 класс урок 1
- Английский язык 4 класс написать письмо другу на английском
- В беседе прослеживается развитие морали на…