4 Класс

Примерная образовательная программа по родному русскому языку 1 4 классы

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Использование материалов сайта разрешено только при условии активной ссылки на первоисточник
— сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

по родному русскому языку

для 1 — 4 классов

Рабочая программа по курсу «Родной русский язык» для 1-4 классах составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими документами федерального и регионального уровня:

— Приказом №166/02-02 от 29. 2017 г. о введении родного (русского) языка в общеобразовательные учреждения РФ

— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29. 2012г

— Приказом МО и Н РФ №1576 от 31. 2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом МО и Н РФ от 06. 2009г №373»;

— ООП НОО МОУ «Кокуйская СОШ №1».

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения ООП НОО по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; воспитание гражданина и патриота;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Важнейшими задачами курса являются:

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;
  • формирование преставлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
  • развитие творческих способностей и психологических качеств обучающихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, содержание учебного предмета «Русский родной язык».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Русский родной язык».

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися:

— индивидуальные (консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);

— групповые (звеньевая, дифференцированно-групповая, творческие группы, динамические группы);

— коллективные (соревнования, поисковые)

— дидактические и ролевые игры.

Приоритетные методы обучения:

— проблемный.

Приоритетные методы и формы контроля:

— итоговый.

Методы контроля результатов обучения

• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.

• Письменные: контрольные, самостоятельные работы, опрос и др.

• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.

Срок реализации программы — 4 года

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину;
  • знание знаменательных для Отечества исторических событий;
  • любовь к своему краю;
  • осознание своей национальности;
  • уважение культуры и традиций народов России и мира;
  • развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.

Обучающийся получит возможность:

  • воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
  • проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
  • выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
  • ценности семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
  • внутренняя позиция обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к организации, осуществляющей образовательную деятельность, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания.
  • воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения. Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности;
  • проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества;
  • принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
  • признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков;
  • выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности;
  • внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства.
  • самооценка, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
  • знание моральных норм и морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
  • воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность, основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина;
  • проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию;
  • проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;
  • сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
  • анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов;
  • выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
  • проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
  • необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье;
  • ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
  • проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность;
  • собирать и изучать краеведческий материал (история и география края);
  • ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию;
  • определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут;
  • ориентироваться в понимании причин успешности /неуспешности в учёбе;
  • регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  • испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках;
  • ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы;
  • проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.
  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. – Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя
  • Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.
  • Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
  • Корректировать выполнение задания. – Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.
  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
  • Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
  • Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.
  • Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.
  • Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.
  • Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.
  • Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
  • Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
  • Выполнять задания по аналогии
  • Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.
  • Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
  • Отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.
  • Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
  • Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре
  • Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
  • Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
  • Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
  • Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
  • Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.
  • Оценивать собственную успешность в выполнения заданий
  • Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.)
  • Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот.
  • Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
  • Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
  • Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
  • Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
  • Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
  • Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.
  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
  • Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
  • Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
  • Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
  • Владеть диалоговой формой речи.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
  • Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
  • Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.
  • Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
  • Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
  • Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.
  • Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
  • Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов.
  • Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.
  • Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  • Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
  • Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,
  • Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
  • Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.
  • Составлять сложный план текста.
  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
  • Владеть диалоговой формой речи.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
  • Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре
  • Договариваться и приходить к общему решению.
  • Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
  • Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
  • Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса «Родной русский язык»

1 класс (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6ч)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Раздел 2. Язык в действии (3 ч)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа предупреждению ошибок в сочетаемости слов.

Раздел 3. Секреты речи и текста (8 ч)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

2 класс (8 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч).

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (по одёжке встречают, делу время, потехе час и др. ), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Раздел 2. Язык в действии (2 ч.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Распознавание типов текста. Составление текстов-повествований, текстов-инструкций.

3 класс (8 ч)

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (дело мастера боится и др. ), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Раздел 2. Язык в действии (3 ч).

Суффиксы, с помощью которых можно выразить своё отношение к ситуации или человеку (мальчик- мальчишка, девочка – девчушка и т. Особенности рода имён существительных в русском языке. Особенности изменения имён существительных по числам. Общепринятые нормы родного русского языка в употреблении имён существительных во множественном числе. Правильное употребление предлогов.

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)

Распознавание типов текста. Составление текстов-повествований, текстов-рассуждений. Редактирование текста.

4 класс (8 ч)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

Раздел 2. Язык в действии (2 ч).

Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите, плескать-плещу и др. Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке.

Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и редактирование текстов.

РАЗДЕЛ 3. Тематическое планирование.

№ разделов и тем Тема Количество часов 1 Русский язык: прошлое и настоящее 6 1. 1 Как писали в старину 2 1. 2 Дом в старину: что как называлось. Проект 4 2 Язык в действии 3 2. 1 Выделяем голосом важные слова 1 2. 2 Как можно играть звуками 1 2. 3 Где поставить ударение. 1 3 Секреты речи и текста 8 3. 1 Как люди общаются друг с другом 2 3. 2 Вежливые слова 2 3. 3 Как люди приветствуют друг друга 1 3. 4 Зачем людям имена 1 3. 5 Спрашиваем и отвечаем. Тестирование 2 Итого: 17 ч

№ разделов и тем Тема Количество часов 1 Русский язык: прошлое и настоящее 2 1. 1 По одёжке встречают. Ржаной хлебушко калачу дедушка. 1 1. 2 Делу время, потехе час. 1 2 Язык в действии 2 2. 1 Как появились пословицы и фразеологизмы? 1 2. 2 Как можно объяснить значение слова? 1 3. Секреты речи и текста 4 3. 1 Учимся вести диалог. 1 3. 2 Составляем развёрнутое толкование значения слова 1 3. 3 Устанавливаем связь предложений в тексте. 1 3. 4 Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. 1 Итого: 8 ч

№ разделов и тем Тема Количество часов 1 Русский язык: прошлое и настоящее 2 1. 1 Какой лес без чудес 1 1. 2 Дело мастера боится 1 2 Язык в действии 3 2. 1 Для чего нужны суффиксы? 1 2. 2 Как изменяются имена существительные во множественном числе? 1 2. 3 Зачем в русском языке такие разные предлоги? 1 3. Секреты речи и текста 3 3. 1 Создаём тексты — рассуждения 1 3. 2 Учимся редактировать текст 1 3. 3 Создаём тексты-повествования. 1 Итого: 8 ч

№ разделов и тем Тема Количество часов 1 Русский язык: прошлое и настоящее 2 1. 2 Вся семья вместе, так и душа на месте 1 1. 3 Язык языку весть подаёт 1 2 Язык в действии 2 2. 1 Можно ли об одном и том же сказать по-разному? 1 2. 2 Как и когда появились знаки препинания? 1 3. Секреты речи и текста 4 3. 1 Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль 1 3. 3 Учимся составлять план текста 1 3. 4 Учимся пересказывать текст 1 3. 5 Учимся оценивать и редактировать тексты 1 Итого: 8 ч