4 Класс
- img user file 5cbdfa154fccd 0

Презентация стрижонок скрип 4 класс школа россии 1 урок

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Презентация к рассказу В. Астафьева «Стрижонок Скрип» содержит материл, который можно использовать на уроке чтения в 4 классе (УМК «Школа России»). На слайдах презентации имеется портрет писателя. Хотя учащиеся читают уже не первое произведение, которое написал Астафьев, нелишне будет вспомнить эпизоды его биографии. На слайдах мультимедийного пособия много иллюстраций к тексту, которые помогут в подготовке пересказа. Отдельно составлен план рассказа (первой и второй части). В презентации есть интересные сведения о ласточках-береговушках, которые можно использовать при работе над произведением.

Просмотр содержимого презентации

«Астафьев Стрижонок Скрип»

Где был Стрижонок Скрип, когда вылупился из яйца?

Правильный ответ: в норке.

Что увидел Стрижонок Скрип, когда появился на свет?

Правильный ответ: пятнышко света.

Какая погода была в день рождения Стрижонка?

Правильный ответ: дождливая.

Отчего проснулся Стрижонок?

Правильный ответ: от холода.

Кого обнаружил Стрижонок Скрип рядом, когда проснулся?

Правильный ответ: братьев и сестёр.

Что принесла мама Стрижиха в своём клюве?

Правильный ответ: каплю воды.

Что решил сделать Стрижонок, когда мама вернулась во второй раз?

Правильный ответ: пойти ей навстречу.

Что сделала мама Стрижиха, когда Стрижонок полез к ней?

Правильный ответ: отбросила его в сторону.

Что принесла мама Стрижиха в следующий раз?

Правильный ответ: мошку.

Что попытался сделать Стрижонок, когда принесённая мамой добыча досталось не ему?

Правильный ответ: отобрать.

Что сделала мама Стрижиха, когда Стрижонок отбирал мошку у брата?

Правильный ответ: клюнула ему в голову.

Где находилась норка Стрижей?

Правильный ответ: на глиняном берегу реки.

Где был папа Стрижонка Скрипа?

Правильный ответ: он погиб.

Кто убил папу Стрижонка?

Правильный ответ: мальчишки.

О чём мечтал Стрижонок?

Правильный ответ: увидеть, откуда идёт свет.

Почему Стрижонок не выпал из норки?

Правильный ответ: его остановила мама.

Что кричали Стрижи, когда на них нападал хищник?

Правильный ответ: «Тиу!».

Кто убил маму Стрижиху?

Правильный ответ: сокол.

Кто прилетел к маленьким птенцам ночью?

Правильный ответ: вожак.

Кто заставил Стрижонка вылететь из норки?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «102»

Виктор Астафьев родился  1 мая 1924 года в селе Овсянка. В семье

Лидии Ильиничны Потылициной и

Петра Павловича Астафьева.

Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство».

В 1931 г. во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула.

Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных.

В бою 20. 1943 г. красноармеец Астафьев В. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.

Похоронен в Овсянке

План I части рассказа

Возвращение мамы — стрижихи

План II части рассказа

Урок литературного чтения в 4 классе В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Чекмарёва А.

В ПРИРОДЕ СТОЛЬКО КРАСОТЫ! В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, Прозрачнее стекла, О чем под вечер, в поле ржи, Поют перепела. Пусть станет сердцу твоему Понятна птичья речь – И ты научишься тому, Как это все беречь

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912г

Михаил Михайлович Пришвин (1873- 1954 г

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965 г

Александр Иванович Куприн (1870-1938 г

ЭКОЛОГИЯ ХИМИЯ

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК ЭКОЛОГИЯ

Дмитрий Михаил Виктор Евгений Александр Наркисович Петрович Иванович Иванович Михайлович Мамин-Сибиряк Пришвин Чарушин Астафьев Куприн

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Михаил Михайлович Пришвин Александр Иванович Куприн Евгений Иванович Чарушин Виктор Петрович Астафьев

ТЕМА : Виктор Петрович Астафьев «Стрижонок Скрип»

Цель: * продолжить знакомство с творчеством В. Астафьева

*учиться правильно,выразительно читать текст и анализировать его

*воспитывать бережное отношение к природе

Виктор Астафьев в детстве

Виктор Петрович с родителями

Бабушка, дедушка, тётя и дядя

Виктор Петрович в военные годы

Начало творческой карьеры

БЕСЦЕРЕМОННО ЗАПОЛОШНО ЛЕПИТЬСЯ ЯР МЕРЦАЛО

Бесцеремонно – беззастенчиво, выходя за границы вежливости. Заполошно — суматошно, неспокойно. Лепиться — располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному. Яр — крутой берег. Мерцало — слабо светило колеблющимся светом.

12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация

Педагогическое сообщество
УРОК. РФ
  Бесплатные всероссийские конкурсы
Бесплатные сертификаты
за публикации 

Нужна помощь? Инструкции для новых участников
Бесплатная   онлайн-школа для 1-4 классов

Скидки на «Аттестационный пакет»Публикация в печатном сборникеВебинары, мастер-классыРецензия на публикациюКонференции педагоговКвалификационные тестыПортфолио к аттестации

Вебинары для педагогов от «Урока»Все бесплатные вебинарыВсе курсы для педагоговКурсы повышения квалификацииПрофессиональная переподготовкаНаписать отзыв на курсы (+8 баллов)

Все конкурсы для педагоговКонкурсы для детейПравила участия в конкурсахПравила набора в жюри

Свежие дискуссииПопулярные дискуссииСамые активные участники

Участники сообществаГруппы сообществаЭксперты сообществаАдминистрацияЛидеры рейтинга

Все материалы для педагоговУроки для педагоговПрезентации к урокамТесты для уроковДетское творчествоПортфолио к аттестации

Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости

#4 класс #Чтение #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель начальных классов #Школьное образованиеПрезентация по теме » В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»».

Тест по произведению В. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Что увидел стрижонок, когда родился?

темноту и тусклое пятнышко света

огромный яркий мир

маму и других стрижат

Почему автор называет стрижонка Скрипом?

так его называла мама

это был первый писк самого стрижонка

так скрипело дерево на обрыве

За что мама долбанула Скрипа клювом по голове?

хотел выскочить из норки

стал клевать маму

хотел отобрать мошку у другого стрижонка

Почему у Скрипа не было папы?

он куда – то улетел

его убили охотники

его съела кошка

его сбили из рогатки мальчишки

Почему маме – стрижихе было так трудно?

она одна кормила детей

у неё было слишком много детей

её норка была расположена в неудачном месте

Каких животных автор называет как врагами стрижей?

сокол, коршун, ворона

чайка, ворона, лисица

гадюка, жаба, куница

сова, волк, коршун

Что делали стрижи, услышав крик «тиу!»?

все прятались в норки

все высыпали из норок и набрасывались на врага

все разлетались в разные стороны, чтобы отвлечь врага

Что случилось с мамой – стрижихой?

её сбили из рогатки мальчишки

её поймала гадюка

её унёс коршун

её унёс сокол

Почему стрижата не погибли?

их кормила и поила соседняя стрижиная семья

их кормили и поили все стрижи

их кормил и поил вожак Белое брюшко

Как взрослые стрижи учили Скрипа летать?

некоторое время поддерживали в воздухе

посадили на землю и показали, как надо взлетать

вытолкнули из норки и погнали навстречу ветру

Почему Скрип не смог найти свою норку?

её заделали снаружи

все норки снаружи одинаковы

он улетел далеко от родной норки

Как Скрип раздобыл себе новую норку?

вырыл её клювом и когтями

нашёл уже готовую

выгнал из норки ящерицу

Как Скрип чуть не погиб из – за того, что у него была неглубокая норка?

его чуть не схватила гадюка

его чуть не вытащил коршун

его вытащили мальчишки

его чуть не схватила кошка

Почему стрижи много едят и пьют?

они очень сильные

они очень жадные

они очень толстые

они очень много двигаются

они очень крупные

Что, по словам автора, уносят на крыльях стрижи?

Что, по словам автора, приносят на крыльях стрижи?

Тест по рассказу «Стрижонок Скрип» (Виктор Астафьев)

Данный тест поможет вам понять, насколько хорошо был прочитан рассказ. А после прохождения теста вы узнаете правильные ответы на вопросы. Тест по рассказу «Стрижонок Скрип» содержит 20 вопросов, в каждом из которых по 3 варианта ответов. Желаем удачи!1. Где был Стрижонок Скрип, когда вылупился из яйца?2. Что увидел Стрижонок Скрип, когда появился на свет?Братиков и сестричек3. Какая погода была в день рождения Стрижонка?4. Отчего проснулся Стрижонок?5. Кого обнаружил Стрижонок Скрип рядом, когда проснулся?Братьев и сестёр6. Что принесла мама Стрижиха в своём клюве?7. Что решил сделать Стрижонок, когда мама вернулась во второй раз?Пойти ей навстречуЗабрать то, что принесла мама, себе8. Что сделала мама Стрижиха, когда Стрижонок полез к ней?Отбросила его в сторону9. Что принесла мама Стрижиха в следующий раз?10. Что попытался сделать Стрижонок, когда принесённая мамой добыча досталось не ему?11. Что сделала мама Стрижиха, когда Стрижонок отбирал мошку у брата?Клюнула ему в голову12. Где находилась норка Стрижей?На глиняном берегу реки13. Где был папа Стрижонка Скрипа?14. Кто убил папу Стрижонка?15. О чём мечтал Стрижонок?О жирном червякеО том, чтобы у него был папаУвидеть, откуда идёт свет16. Почему Стрижонок не выпал из норки?Он научился летатьЕго остановила мама17. Что кричали Стрижи, когда на них нападал хищник?18. Кто убил маму Стрижиху?19. Кто прилетел к маленьким птенцам ночью?Другая Стрижиха, чьи птенцы выпали20. Кто заставил Стрижонка вылететь из норки?ПРОВЕРИТЬ СМОТРЕТЬ ОТВЕТЫВозможно, вам будет интересноРусские пословицы и их значения Русские фразеологизмы и их значения

2

ПРИРОДА И МЫ

3

ПРИРОДА красотаптицыцветы воздух, вода,солнце отдыхживотные

4

НАЙДИ ПАРУ Д. Мамин-Сибиряк «Выскочка» А. Куприн «Кабан» Е. Чарушин «Приёмыш» М. Пришвин «Барбос и Жулька»

5

Серый журавль из рассказа «Кабан» Е. Чарушина

6

Жулька из рассказа «Барбос и Жулька» А. Куприна

7

Лебедь из рассказа «Приёмыш» Д. Мамина-Сибиряка

8

Вьюшка из рассказа «Выскочка» М. Пришвина

9

Барбос из рассказа «Барбос и Жулька» А. Куприна

10

Угадайте, что за птичка- Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота Хвост раздвинут в два хвоста, Всех быстрей она летает, Мошек на лету хватает, Если к нам летит она, Значит, началась весна.

11

Виктор Петрович Астафьев «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем» В. Астафьев

12

Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. Фет)

13

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Мерцало — слабо светилось колеблющимся светом. Мол, дескать — указывают на то, что говорящий передает чужие слова. Бесцеремонно – невежливо, грубо

15

1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) 3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы) 4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) 5. Пятая строка – одно слово, синоним темы. СИНКВЕЙН

16

1. Стрижиха 2. Строгая, заботливая 3. Кормит, воспитывает, оберегает 4. С ней очень хорошо 5. Мама.

17

1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало — 5. Скрип был любопытный стрижонок Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом- разбойником коршуном Стрижи – очень дружный народ Скрип сразу сделал себе глубокую норку Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. + Проверь себя!

18

«При солнышке тепло, при матери добро» «Друзья познаются в беде»

  • Совершенствование навыка чтения:безошибочного словамиосознанного выразительного
  • безошибочного
  • словами
  • осознанного
  • выразительного
  • Формирование личностных качеств:добротыуважения к природебережного отношения к птицам
  • доброты
  • уважения к природе
  • бережного отношения к птицам
  • Познавательная активность:развитие речи учащихся.
  • развитие речи учащихся.

Звучит музыка (звуки леса)

Начало урока.

— Удивительную Зеленую страну населяют
удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе!.

Встречи там неожиданные, знакомства
негаданные, голоса звучат не -слыханные, а уж
загадки – на каждом шагу.

У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы
видеть. И сердце, чтобы все понять!

Вы спросите, где же эта страна?

Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

Путешествуя сегодня по этой замечательной
стране, мы станем создателями анимационного
фильма, а как он будет называться нам подскажет
код слов. (Слоговая таблица КВАЧА).

Написание зрительного диктанта.

— А сейчас, как всегда, напишем зрительный
диктант, который в конце урока нам поможет
определить главную мысль нашего фильма.

Зрительный диктант.

При солнышке тепло, при матери добро.

Друзья познаются в беде.

На друга надейся, а сам не плошай.

Подготовительная работа к проверке домашнего
задания.

— Ребята, так как мы будем озвучивать наш фильм,
подготовим артикуляционный аппарат к работе.

Дыхательная зарядка “Шарик” (со звуками – С, —
Ш )

“Ревизия во рту”.

Проверка домашнего задания.

— Итак, начнем создавать фильм.

Вспомнить то, что нам уже известно о стрижонке,
нам поможет домашнее задание, которое было
интересное и необычное.

Иллюстрация к понравившейся части, чтения
этого отрывка.

Составить пирамиду из слов, характеризующих
маму – стрижиху.

Иллюстрация понравившейся части, пересказ.

Выписать эпитеты для описания стрижей.

Иллюстрация понравившейся части, контрольное
чтение (1 мин

Составить код 5 слов из текста, используя
слоговую таблицу КВАЧА.

Проверяя домашнее задание, на доске появляется
пленка, где последовательно располагаются
иллюстрации детей (т. кадры фильма).

(Домашнее задание только 4 кадра) (5-6 кадры будут
создаваться в классе)

Словарно-лексическая работа.

— Сейчас мы продолжим знакомство с текстом.

Для того, чтобы все слова были понятны –
проведем словарно – лексическую работу.

(Значение слов зачитывает ученик –
“словарик”)

  • К ЯРУ
  • ГОМОН
  • СПИКИРОВАЛ
  • ВЫСКРЕБАЛ
  • ПОДНЯЛ

Одновременно работают творческие мастерские
(“Ученик” и “Учитель”)

Группа №1 (2 человека)

Зная продолжение и конец рассказа, рисуют
иллюстрацию (два кадра 5 и 6).

Группа №2, группа №3 (по два человека).

Создают свою версию конца рассказа и рисуют
иллюстрацию (работают в парах: режиссер и
художник-оформитель).

  • Проводится речевая разминка перед чтением с
    помощью скороговорки “Про пестрых птиц поет
    петух, про перья пышные и пух”.
  • Активное чтение. Учитель читает, дети ставят
    ударение в трудных словах
  • Чтение – эстафета: учитель – дети – учитель
  • Задание “Молния” и “Буксир”

Работа с текстом.

  • Кто стал главным воспитателем? С чего он начал
    свое воспитание?
  • Чему научился стрижонок?
  • С какой столкнулся проблемой и как преодолел ее?
  • Почему Скрип не погиб от голода и других
    опасностей? Какие черты характера помогли ему
    выжить?

Отчет “Художественной мастерской”
“Ученик”.

Итог урока.

— Возвращаясь к зрительному диктанту,
посмотрите, какая пословица подходит к рассказу?
Как раскрывается основное содержание (ответы
детей).

Звучит музыка (звуки леса).

— Итак, сегодня путешествуя по этой
замечательной стране, вы увидели, услышали, и я
верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало
и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы
всегда будете по-доброму относиться к друзьям
нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать. Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

Климова, В. Г орецкий и др.

«Школа России» 2 часть

Выполнила: Строжкова Н.

МАОУ СОШ № 1 г. Покачи.

Удобное время для рисования животных в зоосаду.

В) в полдень

Г) поздно вечером

Любимое утреннее занятие зверей -.

В) кормление детёнышей

Животное, которое решил нарисовать автор рассказа.

В) олень марал

Танцевать в общей загородке любят.

Б) гималайские медведи

В) бурые волки

Г) индийские слоны

Животные, которые не умеют поднимать головы и смотреть вверх.

Сравнение, которое употребил автор, описывая новые рога оленя.

А) словно кожаные медузы в пушистой оболочке

Б) как разлогие ветви старого дуба

В) как плюшевые чехлы

Г) какой-то кровяной студень в кожаном пушистом чехле

Кабаны сверху казались.

А) коричневой клыкастой тучей

Б) большой грозной толпой

В) рыбами с торчащими в стороны клыками

Г) громадным чавкающим стадом

Убытки, которые нанесли кабаны автору рассказа.

А) сжевали акварель вместе с деревянным ящиком

Б) затоптали эскизы и кепку

В) разбросали кисти и краски по разным углам

Г) сжевали упавший с ноги ботинок

Забор, по которому перебирался автор, он сравнил с.

В) пожарной каланчой

Г) водонапорной башней

Парнишка подгонял кабанов.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылицыной. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй.

Мальчик рано потерял мать. Она утонула, когда Виктору было семь лет. После смерти матери Виктор жил с бабушкой Катериной Петровной Потылицыной, которая оставила в душе писателя светлые воспоминания, после он рассказал о ней в первой части автобиографии «Последний поклон».

В школу Виктор пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. Отец будущего писателя

женился во второй раз. Отношения с мачехой у Виктора не складывались.

В Игарке, куда переехал на заработки его отец, Виктор окончил начальную школу, а осенью 1936 года отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор в 12 лет оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, а после был направлен в Игарский детский дом.

В 1941 году Астафьев благополучно окончил шестой класс. Ему исполняется 16 лет. Шла война.

Осенью, собрав денег на билет, с большими трудностями он добирается до Красноярска и поступает в Железнодорожную школу ФЗО. После учёбы 4 месяца работал составителем поездов на станции Базаиха.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. На войне был шофёром, разведчиком, связистом.

Несколько раз был тяжело ранен.

До самого конца войны он оставался рядовым солдатом. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, в составе войск Первого Украинского фронта.

За войну Виктор Петрович награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».

После Победы, в 1945 году, уехал на Урал в город Чусовой Пермской области.

Там работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия и Ирина и сын Андрей.

Тяжелые ранения лишили Астафьева профессии — остался один глаз, плохо слушалась рука. Работы его были все случайны и ненадёжны.

Однажды он попал на заседание литературного кружка при газете «Чусовой рабочий». После этого он за одну ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек»(1951г. Вскоре автор стал литературным работником газеты. Так быстро и круто изменилась жизнь В. Астафьева.

Как сотрудник газеты он много разъезжает по краю, много видит. За четыре года работы В. Астафьев пишет более сотни статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, За это время издает две книги для детей ( «Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот»).

В 35 лет Астафьев поступает на Высшие литературные курсы в Москве ( 1959–1961). В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице. Рассказы были о судьбах людей, которых Виктор встретил во времена своего сиротского детства и юности.

Написанные произведения приносят Астафьеву широкую известность. Его литературные заслуги были отмечены государственными наградами: Государственной премии СССР, присвоением звания Героя Социалистического Труда.

Рассказы Виктора Петровича Астафьева помогают увидеть и услышать красоту природы. Прочитав их, читатель открывает для себя то, что раньше не знал и не замечал. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны.

Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

29 ноября 2001 года Астафьев ушёл из жизни в возрасте 77 лет. Согласно завещанию он был похоронен в родном селе Овсянка.

Стрижей вроде бы знают все. Летом стрижи с громкими криками, напоминающими визг, носятся в воздухе. Стрижей можно увидеть и в городах и вне городов. К стрижам люди привыкли, не обращают на них внимания и не подозревают часто, что видят очень необычных птиц. Стрижи — их в семействе 69 видов — похожи на ласточек. Но отличить их можно по более узким крыльям, по менее маневренному полету и по быстроте. Некоторые виды стрижей считаются чемпионами среди птиц по скорости полета.

План I части рассказа.

План II части рассказа.

Домашнее задание: Конкурс рисунков «Как я вижу стрижонка Скипа»

Предметные: уметь восстанавливать сюжетную
линию рассказа, характеризовать героев
произведения, уметь анализировать литературное
произведение, работать над правильным и
выразительным чтением.

Коммуникативные: уметь стоить устное
высказывание; выслушивать разные точки зрения;
учитывать и координировать позиции других людей,
отличные от собственных в сотрудничестве;
аргументировать свою позицию.

Регулятивные: уметь ставить новую учебную
задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и
сохранять учебную задачу; осуществлять контроль
по результату и способу действия

Личностные: проявлять интерес с творчеству
В. Астафьева, осознавать что побеждает в жизни
тот, кто умеет быть заботливым и смелым.

Включение в учебную деятельность.

— Давайте настроимся на урок. Прочитайте
предложения на доске. (Слайд 2). Презентация

Я смогу выполнить все задания!
У меня все получится!
Желаю успехов себе и друзьям!

— Ребята, так как нам на уроке литературного
чтения предстоит много читать и отвечать на
вопросы, давайте проведем речевую разминку.

Прочитайте строки стихотворения: медленно
проговаривая каждый слог, с понижение голоса, с
повышением голоса, выразительно. (Слайд 3)

Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом, 
То бросались сверху вниз, 
То стрелой пронзали высь.

Сообщение темы и цели урока.

— Мы продолжаем наше путешествие по Зеленой
стране, которую населяют удивительные жители: в
перьях, шерсти и чешуе.

Встречи там неожиданные, знакомства
негаданные, голоса звучат неслыханные. У нас есть
все для путешествия в эту страну. Уши, чтобы
слышать; глаза, чтобы видеть; сердце, чтобы все
понять!

Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! Мы
продолжаем путешествовать по замечательной
стране Природа.

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы
слышите слово “природа”. Составьте кластер
“Природа”. (Красота, птицы, животные, отдых,
источник света, тепла и т

— Почему я заговорила о природе? (Раздел, который
мы изучаем называется “Природа и мы”).

— С каким произведением мы познакомились на
предыдущем уроке? (Виктора Петровича Астафьева
“Стрижонок Скрип”) (Слайд 4)

— Что вы запомнили об авторе, т. е Викторе
Петровиче Астафьеве?

— Почему автор так назвал произведение?

— Сегодня мы продолжим работать над этим
произведением.

— Как вы думаете, для чего я решила остановиться
на этом рассказе? Какие цели мы можем поставить
перед собой? (Охарактеризовать героев,
проанализируем какие уроки жизни получил
стрижонок, составим план произведения

Актуализация ранее изученного

— Вам было задано прочитать это произведение
выразительно. Давайте проверим, как вы знакомы с
текстом.

Четверо обучающихся выполняют Тест
“Стрижонок Скрип” на нетбуках. Остальные
отвечают на мои вопросы строками из текста.

(Коллективная работа над содержанием
произведения, выборочное чтение)

— Прочитайте, что увидел стрижонок, вылупившись
из яйца?

— Как погиб папа стрижат?

— Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

— Что хотелось сделать Скрипу когда он немного
подрос?

— Почему мама не пускала его и била по голове? (Слайд
5)

— Что нового узнали о стрижах?

(Живут и строят норы в глиняном берегу над
рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей). (Слайд 6)

— Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на
грозный призыв “Тиу”.

— Почему такие маленькие птички смело бросаются
атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх
своей несокрушимой численностью).

— Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (Так
как стрижи – дружный народ). Прочитайте. Как
взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?

— Сравните законы природы у животных (птицы
выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи
кормят любых зайчат; пингвины устраивают детские
ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение.

— Что заставило Скрипа заняться строительством
норки?

(Потерял родную норку, а все остальные
стрижиные дома были заняты).

— Как Скрип понял, что норка у него маленькая?

(Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают глубокие). (Слайд
7)

— Прочитайте ощущение птички, находящейся в
руках мальчика. Что пережил Скрип? (Страх). Почему?

— Подумайте, какую мысль приводит в этой главе
Астафьев параллельно с жизнью птички? (Вторжение
человека в природную жизнь губительно и страшно)

— Почему стрижи “сделались беспокойными”?

(Стрижи питаются насекомыми в воздухе, на лету. Это – комары, мошки, мухи. В августе погода
становится заметно прохладнее и еды стрижам не
хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелет
птиц. Отсутствие питания).

— Вам было предложено составить рекламу этого
произведения. Что у вас получилось? (2-3 уч-ся)

Физкультминутка для глаз

Этап упражнения в применении знаний, умений и
навыков. Работа в группах.

Упражнение “Уроки жизни”

— Я предлагаю поработать в группе,
посоветоваться и ответить на вопрос:

— Какие уроки усвоил Скрип, проследите по
тексту?

(Слайд 8).

Вывод на доске.

Отбило охоту отнимать еду у других.

Опасно вылезать из норки, риск разбиться.

У маленьких птиц есть враги.

Опасность должна сплачивать стаю.

Без мамы холодно.

“Хорошо, когда умеешь летать!”

Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

— Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.

— Мы говорим о скрипе, но ведь в рассказе
присутствуют и другие герои. Назовите их.

— Составьте синквей. Первая группа – Белое
Брюшко, второй группе – Стрижонок Скрип, третьей
группе – стрижиха, четвертой группе – стая
стрижей.

Давайте прочитаем, что у вас получилось.

Белое Брюшко. Храбрый, внимательный. Учил, защищал, атаковал, правил. Заботился о стрижах. Вожак.

Стрижонок Скрип
Любознательный, трудолюбивый, сильный
Не слушается, летает, строит, выживает
Стал стремительным и сильным
Приносит лето

Стрижиха
Строгая, заботливая, смелая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мать.

Стрижи
Дружные, милосердные
Учат, кормят, оберегают
Помогают выжить
Народ

Составление плана рассказа. Упражнение
“диафильм”. Фронтальная работа.

(Чтение и деление текста на части, вывешивание
рисунков)

Первый день стрижей.

Жизнь стрижиной семьи.

Забота о сиротках.

Стрижи учатся летать.

Новое жилье.

Пора в дорогу.

Рефлексия. Итог урока.

Каждой группе предлагается задание. В
конвертах лежат листочки. Прочитайте их. Что на
них записано? Выберите из всех пословиц ту,
которую можно отнести к рассказу Астафьева
“Стрижонок Скрип”.

“При солнышке тепло, при матери добро”

“Дело словом не заменишь”

“Не страшись, да и не хвались”

“На друга надейся, а сам не плошай!”

“Один за всех, все за одного”.

“Больше дела, меньше слов”

“Мир не без добрых людей”.

“Хозяин всегда себе дело найдет”

“Страшна беда, пока не пришла”

“Учись смолоду – пригодится в старости”.

“У страха глаза велики”

“Глаза страшат, а руки делают”

Будем птиц любить, оберегать. Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

— Какое задание понравилось больше?

— Какое задание было трудно выполнить?

Выберите из конверта листик такого цвета, каким
бы вы оценили свою работу на уроке и приклей на
наше дерево.

Зеленый – Урок полезен, все понятно.

Желтый – Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Красный – Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться!

Домашнее задание.

Пересказать рассказ от лица Скрипа.

Технологическая карта урока (Приложение
2)

» В. Астафьев « Стрижонок Скрип ». « Берегите свои косы » « Зачем я убил коростеля » « Фотография »» — Транскрипт

1

В. Астафьев « Стрижонок Скрип »

3

« Берегите свои косы » « Зачем я убил коростеля » « Фотография »

14

План I части рассказа. Рождение Скрипа. Стрижата одни. Возвращение мамы – стрижихи.

15

План II части рассказа. Кормление птенцов. Скрип обижен. Жизнь семьи.

19

Нас называют ласточками — береговушками. Не все наверное, знают, как ласточка в жёстком глиняном берегу выкапывает нору длиной до 60 см. Пьют и е дят н а л ету : в и х ш ироко раскрытый к люв к ак б удто с ами з алетают мелкие б укашки. Н а з емлю с адятся т олько за с троительным м атериалом д ля г нёзд : илом, г линой.

20

Ходить по земле и взлетать с неё не могут. Ноги у них настолько малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае проползет несколько метров. Прилетев, с разу н ачинают с троить гнездо, с троят н еделю и б ольше. Затем с разу о ткладывают я ички. Основной с крепляющий м атериал для г незда – с люна. О на б ыстро застывает н а в оздухе.

21

Полёт быстрый, стремительный. Скорость до 100 км / час. За время вскармливания пролетает расстояние равное кругосветному путешествию. В сутки летает по часов. На лету стрижи пьют и купаются. Иглохвостый стриж развивает скорость до 170 км / час, а самая большая ласточка – 70 км / час.

22

Какие пейзажи вы выбрали бы для съёмок ?

23

1. Щебет птиц 2. Тревожный крик стрижей 3. Шум реки 4. Писк новорождённого птенца

Литературное чтение 4 класс. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Произведения В. Астафьева. (домашнее задание) Рассказы:

№ слайда 13

№ слайда 14

№ слайда 15

№ слайда 16

Законы природы у животных.

№ слайда 17

Пословица : «При солнышке тепло – про матери добро

№ слайда 18

№ слайда 19

№ слайда 20

№ слайда 21

№ слайда 22

Мы кинооператоры.

№ слайда 23

Как бы вы озвучили свои снимки?

№ слайда 24

Презентации по предмету

Тест В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Кульшина Наталия Евгеньевна

2022. Тест. Литература, 4 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования. Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест предназначен для контроля усвоения учащимися содержания рассказа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «102»

Аста фьев Виктор Петро вич 1924-2001

Виктор Астафьев родился  1 мая 1924 года в селе Овсянка. В семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева.

Скончался 29 октября  года в  Красноярске. Похоронен в Овсянке

План I части рассказа Рождение Скрипа Стрижата одни 3. Возвращение мамы — стрижихи

План II части рассказа Кормление птенцов Скрип обижен 3. Жизнь семьи

Сафиуллина Гульчира Хабибрахмановна

2020. Тест. Родной язык и литература, 4 класс

Тест из 15 вопросов. Оценка «3» — 7-10 вопросов;
оценка «4» — 11-13 вопросов;
оценка «5» — 14-15 вопросов

Виктор Петрович Астафьев Учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 г. Балей Забайкальский край Чередниченко Валентина Ивановна

Астафьев «Стрижонок Скрип» Литературное чтение 3 класс УМК «Гармония»

-Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! И сегодня мы будем путешествовать по этой стране. Мы продолжим работать  с произведением Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип» — Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.

Нас называют ласточками-береговушками. Не все наверное, знают, как ласточка в жёстком глиняном берегу выкапывает нору длиной до 60 см. Пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: илом, глиной.

Ходить по земле и взлетать с неё не могут. Ноги у них настолько малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае проползет несколько метров. Прилетев, сразу начинают строить гнездо, строят неделю и больше. Затем сразу откладывают яички. Основной скрепляющий материал для гнезда – слюна. Она быстро застывает на воздухе.

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

Кто является первым учителем Скрипа?   Зачитайте эпизоды связанные с матерью- стрижихой и определите каким она была воспитателем? Какой урок преподала мать -стрижиха сыну?

Стрижиха Строгая, заботлива Кормит, воспитывает, оберегает С ней очень хорошо Мать   — Какие пословицы подходят к рассказу? Один за всех, все за одного. Мир не без добрых людей. Учись смолоду – пригодится в старости. Делу – время, потехе – час. Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота

№ слайда 25

Пословица : «При солнышке тепло – при матери добро

№ слайда 26

Молодцы!!! Будем птиц любить, оберегать. Будем взрослым в этом деле помогать: Беречь леса, поля и реки,  Чтоб сохранилось все на веки!!!

Презентация по теме » В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»».

Природа и мы
В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

Речевая разминка
Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь. Радостно
Выразительно
Тихо
Скороговоркой

Прочитайте загадку
Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста,
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает,
Если к нам летит она,
Значит, началась весна.

Работа по теме урока
Немного об авторе
Виктор Петрович Астафьев

Работа по теме урока
Работа с учебником

Прочитайте
Работа по теме урока
Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом. Приник – прислонился, плотно прижался. Мол, дескать- указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова. Бесцеремонно- невежливо, грубо. Яр- крутой берег, обрыв.

1

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. 2

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. 3

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. 4

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало. 5

Скрип был любопытный стрижонок. 6

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном. 7

Стрижи – очень дружный народ. 8

Скрип сразу сделал себе глубокую норку. 9

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Оцените верность суждений

— Понравился ли рассказ?
-Что особенно запомнилось? Какие чувства пробудила эта история?

Когда было страшно за стрижонка?
А в какие моменты тревожно?
— Кто главный герой?
— Любит ли его автор? Как мы это узнаем?
— Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? Почему?
— Каким он был для мамы? О чем это говорит?
— Каким на свет появился птенец?
— Чем порадовала его мама? И т. Какой это герой положительный или отрицательный?
Кто является первым учителем Скрипа?

Ответьте на вопросы

Астафьев «Стрижонок Скрип» урок литературного чтения в 4 классе Презентацию подготовила Ускова Т. МОУ «СОШ 17» г. Воскресенск. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт

1

В. Астафьев «Стрижонок Скрип» урок литературного чтения в 4 классе Презентацию подготовила Ускова Т. МОУ «СОШ 17» г. Воскресенск

4

Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, замените местоимения этим словом. Птица рада весне, а дитя- ей. Сердцееёлучше солнца греет. Роднеееёродни нет. матери

5

Мать-стрижиха

6

Синквейн Правила составления синквейна: Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять») Правила составления синквейна: В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы) Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы.

7

«Стрижиха» Составить синквейн на тему «Стрижиха» 1. Стрижиха 2. Строгая, заботливая 3. Кормит, воспитывает, оберегает 4. С ней очень хорошо 5. Мать

9

Пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: илом, глиной. Ласточка в жёстком глиняном берегу выкапывает нору длиной до 60 см.

10

Прилетев, сразу начинают строить гнездо, строят неделю и больше. Затем сразу откладывают яички. Основной скрепляющий материал для гнезда – слюна. Она быстро застывает на воздухе. Полёт быстрый, стремительный. Скорость до 100 км/час. За время вскармливания пролетает расстояние равное кругосветному путешествию. В сутки летает по часов.

11

«Дружный народ стрижи»

12

«Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето

13

Какие пословицы подходят к рассказу? Какие пословицы подходят к рассказу? Один за всех, все за одного. Мир не без добрых людей. Учись смолоду – пригодится в старости. Делу – время, потехе – час. Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

15

Домашнее задание Пересказать рассказ от лица Скрипа. По желанию составить синквейн о Скрипе.

Список вопросов теста

Где вылупился стрижонок?

Варианты ответов
  • в тёмной норке;
  • под крышей дома;
  • в уютном гнезде.
Вопрос 2
  • маму и стрижат;
  • темноту и тусклое пятнышко света;
  • огромный яркий мир.
Вопрос 3

Что принесла мама Скрипу  в клюве?

  • букашку;
  • капельку дождя;
  • крошку хлеба.
Вопрос 4

Почему мама-стрижиха откинула крылом Скрипа?

  • полез навстречу маме;
  • он уже был сыт;
  • сильно пищал.
Вопрос 5
  • хотел выскочить из норки;
  • хотел клевать маму;
  • когда хотел отнять мошку у другого стрижонка.
Вопрос 6

Назови птицу, которая является  врагом стрижей.

  • журавль;
  • голубь;
  • коршун.
Вопрос 7
  • его съела кошка;
  • его поймали и посадили в клетку;
  • его сбили из рогатки мальчишки.
Вопрос 8

Как по-другому в рассказе называют стрижей?

  • ласточки – береговушки;
  • птицы быстрокрылки;
  • пересмешники.
Вопрос 9

Как звали вожака стрижей?

  • Чёрная спинка;
  • Белое брюшко;
  • Доброе сердце.
Вопрос 10

Что случилось с мамой Скрипа?

  • её унёс сокол;
  • её поймала и съела змея;
  • её унёс коршун.
Вопрос 11
  • их кормила и поила соседняя стрижиная семья;
  • их кормили и поили все стрижи;
  • их кормил и поил вожак Белое брюшко.
Вопрос 12

Укажи правильное значение слова яр:

  • глубокий заросший овраг;
  • пригорок посреди большого поля;
  • заросший кустарником берег реки.
Вопрос 13
  • занял чужое гнездо;
  • нашёл уже готовую;
  • вырыл её клювом и когтями.
Вопрос 14

Почему стрижи очень много едят и много пьют воды?

  • они всегда в движении, всегда в полёте;
  • наедаются про запас;
  • у них безудержный аппетит.
Вопрос 15
  • тепло;
  • лето;
  • осень.
  • в тёмной норке
  • под крышей дома
  • в уютном гнезде
  • своих родителей
  • ему ничего не было видно
  • яркое солнышко

Что принесла мама Скрипу мама в клюве?

  • букашку
  • капельку дождя
  • крошку хлеба

Назови птицу, которая является одной из врагов стрижей

  • журавль
  • голубь
  • коршун
  • его съела кошка
  • его поймали и посадили в клетку
  • его сбили из рогатки мальчишки

Как по другому в рассказе называют стрижей?

  • ласточки – береговушки
  • птицы быстрокрылки
  • пересмешники
  • Чёрная спинка
  • Белое брюшко
  • Доброе сердце
  • её унёс сокол
  • её поймала и съела змея
  • её унёс коршун

Укажи правильное значение слова «яр»

  • глубокий заросший овраг
  • пригорок посреди большого поля
  • заросший кустарником берег реки
  • занял чужое гнездо
  • нашёл уже готовую
  • вырыл её клювом и когтями
  • они всегда в движении, всегда в полёте
  • наедаются про запас
  • у них безудержный аппетит
  • тепло
  • лето
  • осень