4 Класс
- 53268892

Презентация по самостоятельным и второстепенным частям речи по русскому языку для четвертого класса

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Цель: актуализировать знания об изученных частях речи. Задачи: упражнять в различении частей речи и определении их признаков.

Танкова Елена Владиславовна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Загрузка началась. Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

С праздником, дорогие учителя! Желаем Вам радости от плодотворного труда, благодарных учеников, интересных проектов и вдохновения от каждого дня!

Зачем размещать разработки
у нас?

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Свидетельство о публикации
в СМИ

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Свидетельство о регистрации
СМИ

  • 1 загрузок
  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентацииОцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Аннотация к презентацииСмотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Урок русского языка 4 класс Тема: «Части речи. Закрепление пройденного материала». » по русскому языку. Презентация состоит из 14 слайдов. Для учеников 4 класса. Материал добавлен в 2021 году. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0. 86 Мб.

  • ГОУ СОШ № 352 с углублённым изучением немецкого языкаКрасносельского района Санкт-ПетербургаРусский язык-4 класс
    Учебник : Русский язык. А.В.Полякова . Москва . Просвещение. 2009 г.
    Тема:Части речи. Повторение пройденного материала.
    Учитель: Богатырёва
    Татьяна Николаевна
  • Русский язык4 класс
  • Повторение пройденного
    материала.
    Части речи.
  • Задачи урока :Повторить основные части речи, их морфемные признаки.
    Закрепить алгоритм разбора предложения по частям речи и членам предложения.
    Продолжить работу над навыками грамотного письма.
    Вспомнить разбор слов по составу.
    Расширить знания о лексическом богатстве русского языка.
  • Найдите ключ к выполнению этого задания.Грус.ная, ст.ят, гри.ки, выр.сла, тра.ка, извес.ный, ре.ка, ул.тели, ужас.ный.
  • грустная грибки стоятизвестный травка вырослаужасный репка улетели
  • Жизнь бьёт ключом.
  • Омонимы

    Антонимы

    Синонимы

  • посадишь забежалаработник тропки
  • МОЛОДЦЫ !

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Урок русского языка в 4 классе. Задания для закрепления и обобщения о частях речи.

Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 4 класса

Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!

Порядок вывода комментариев:

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

В помощь учителю

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах. Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами. При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Русский язык 4 класс

Чижаковская Галина Зыгмондовна

З Й Ч В А С Б Г Т Д И О Р Э Е У Ы Ч А И

Чч Аа Сс Тт Ии Рр Ее Чч Ии

Обозначают что-либо.

К ним можно задать

Не являются членами

Не изменяются.

Служат для связи слов

в предложении.

« Аукцион» — (лат. ) публичная

распродажа, при которой

покупателем становится тот,

кто предложит более высокую цену.

«Лот» — это название товара

на аукционе.

Вставьте нужные окончания и определите падеж

Распределите имена существительные по склонениям. Соедините стрелками

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Подбери фразеологизмы к глаголам

Распределите глаголы в три столбика по временам

Определите спряжение глагола

2 спр.

1 спр.

Исправьте ошибки в употреблении местоимений

Поставь местоимения в нужный падеж

Подбери антонимы к наречиям

Образуйте от прилагательных

1

Тема урока: Части речи (повторение) Примерный конспект урока русского языка по учебнику Рамзаевой Т. для учащихся 4 класса Выполнила: учитель начальных классов Чистова Римма Николаевна

2

ЧАСТИ РЕЧИ (ПОВТОРЕНИЕ)

3

Остановка «Разминка» Остановка «Разминка» Остановка «Разминка»

4

За, раскаты, далеко, молодым, грома, послышались, лесом.

5

Части речи Наречие, предлог, имя прилагательное, имя существительное, глагол, имя существительное, имя существительное, имя существительное.

6

Имя существительное

7

Что такое имя существительное?

10

1 склонение

11

2 склонение

12

3 склонение

13

Тест «Имя существительное» (самопроверка) 1. Предмет 2. Кто? Что? 3. Гриб 4. Ворона 5. Дерево 6. Льды,поля. Тарелка 8. Посуда 9. Человек, картофель. Какао

14

Остановка «Разминка» Остановка «Разминка» Остановка «Преобразование»

15

Образуйте от существительных прилагательные в мужском роде и запишите их: -природа -природа — рыба — пух — солнце — ветер

16

Остановка «Загадки»

17

Остановка «Имя прилагательное»

18

Что такое имя прилагательное?

19

Остановка «Разминка» Остановка «Разминка» Остановка «Глагол»

20

Что такое глагол?

21

От данных существительных составьте глаголы неопределенной формы.

22

Глаголы забивать забивать лететь лететь колоть колоть пилить пилить подметать подметать копать копать ехать ехать плыть плыть

23

«Когда так говорят?» Подберите и запишите подходящий глагол и разберите по составу. «Живут как кошка с собакой». «Живут как кошка с собакой». «Как в воду канул» «Как в воду канул» «Упасть лицом в грязь». «Упасть лицом в грязь».

24

Разберите слова по составу: ссорятся, исчез, опозориться.

26

Остановка «Разминка» Остановка «Разминка» Остановка «Проблемная ситуация»

27

Послушайте диалог. — Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь? -Да, хорошо. Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома? -Нет, её нет. -А Сережа? Он дома?

28

Остановка «Разминка» Остановка «Разминка» Остановка «Местоимение»

29

Задание на внимание «Четвёртое лишнее» Я, они, на, ты. Я, они, на, ты.

30

на- предлог на- предлог

31

Задание на внимание «Четвёртое лишнее» Я, Яна, ты, вы. Я, Яна, ты, вы.

32

Яна- имя. Яна- имя.

33

Задание на внимание «Четвёртое лишнее» Он, она, они, оно. Он, она, они, оно.

34

Они- множественное число. Они- множественное число.

35

Задание на внимание «Четвёртое лишнее» Мы, я, вы, они. Мы, я, вы, они.

36

Я- единственное число. Я- единственное число.

37

Задание на внимание «Четвёртое лишнее» Он, она, они, мы. Он, она, они, мы.

38

Мы — 1 лицо. Мы — 1 лицо.

39

! Творчество ! Я люблю фантазировать!

41

Остановка «Разминка» Остановка «Разминка» Остановка «Заключительная»

42

Как здорово ! Я уже знаю несколько частей речи!

45

Спасибо за работу! 5! 4!

Урок-презентация по теме : «Служебные части речи»

Буркова Н.

правда гореть вода

Формулируем тему урока.

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы –

И в этом их главный секрет.

Правда в о гне не г о рит и в в о де не тон е т.

Узнаем, являются ли служебные части речи членами предложения?

Узнаем, как выделяются служебные части речи в предложении.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

-предлоги в треугольник

-частицы в прямоугольник

-союзы в овал

Работа в парах

Найти предлоги.

Найти союзы.

Определить, какую роль выполняют эти части речи в предложениях.

Найти частицы.

-простые предложе-ния в сложном.

Вносят в предло-

от других.

Не с глаголом пишется отдельно

Полминутки для шутки

(К-о-за, к-от).

Предлог — в переводе с греческого обозначает «перед словом». Их немного, около 200, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения)

Предлог со словом пишется отдельно!

Фу ? бол (пр. п), хо ? ей (вин. п), ц ? рк (пр. п), ч ? ловек (тв. п), экскурс ? я (вин. п), эл ? ктрич ? ство (род

Самостоятельная работа Стр 86, упр 238 (1)

Запиши предложения, решая орфографические задачи. Подпишите служебные части речи.

Не нужно пачкать страницы книги различными надписями и рисунками. Можно сделать краткие выписки на отдельном листке или закладку и вложить в книгу.

  • Какие части речи называются служебными?
  • С какими частями речи употребляются?
  • Являются ли они членами предложения?
  • Как отличить приставку от предлога?

Выучить словарные слова

Урок русского языка «Глагол как часть речи», 4 класс. Цели урока: Повторить и усовершенствовать знания о существенных признаках глагола. Развивать навыки точного употребления глаголов в речи. Создать на уроке ситуацию, при которой учащиеся убедятся в «оживляющей» текст динамической функции глагола. Воспитывать умение определять лексическое значение глаголов, их роль в речи. Развивать интерес к родному языку

Данная презентация используется как сопровождение к обобщающему уроку русского языка в 4 классе по теме «Повторение. Части речи». Но может быть использована и при изучении отдельных тем, так как содержит тематические блоки по каждой из частей речи. Презентация может быть использована как учителем на различных этапах урока, так и учащимися для самостоятельного повторения, закрепления и обобщения изученного материала по данной теме.

Презентация на тему «Части речи» 4 класс

  • 393 загрузки
  • 4.0 оценка

Аннотация к презентацииПосмотреть презентацию на тему «Части речи» для 4 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 15 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Тема:Части речиСоставила: Целоусова Ангелина 4 б класс школа КОГОБУСШ с УИОП
  • Цель:Обобщить и закрепить знания об изученных самостоятельных частях речи
  • Части речи
  • Имя существительноеотвечает на вопросы
    кто? что?
    Обозначает
    предмет

    Правда – хорошо, а счастье – лучше.

  • Убери в каждом столбике лишнее слово
  • Число имен существительных
  • Род имен существительныхбрат
    кошка
    животное
    вторник
    лицо
    стена

    Мужской род
    он, мой

    Женский род
    она, моя

    Средний род
    оно, мое

  • Падежиимен существительныхименительный
    родительный
    дательный
    винительный
    творительный
    предложный

    кто? что?
    кого? чего?
    кому? чему?
    кого? что?
    кем? чем?
    о ком? о чем?

  • Имя прилагательноеОтвечает на вопросы
    какой? какая? какое? какие?
    Обозначает
    признак предмета.

    Под лежачий камень вода не течет.

  • ГлаголОтвечает на вопросы
    что делать? что сделать?
    Обозначает
    действие предмета
  • Глаголизменяетсяпо числам
    по временам

    по родам
    в прошедш.
    вр ед. ч.
    по лицам
    в наст.вр
    и в буд. вр

  • ИзменениеглаголовповременамНастоящее
    время
    Прошедшее
    время
    Будущее
    время
    Что делает?
    Что делал?
    Что сделал?
    Что будет делать?
    Что сделать?
    смотрит
    пилит
    рисует
    смотрел
    пилил
    рисовал
    будет смотреть
    посмотрит
    будет пилить
    распилит
    будет рисовать
    нарисует
  • Местоимение1 лицо

    2 лицо

    3 лицо
    мы
    оно
    вы
    ты
    они
    я
    он
    она

  • Спасибоза внимание!

  • 0 загрузок
  • 0.0 оценка
  • ЧАСТИ РЕЧИ
    Погожева Светлана Ивановна
    учитель начальных классов
    Русский язык 4 класс
  • Цели:1. Обобщение знаний по частям речи.
    2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.
    3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.
    4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.
  • Итак, друзья, внимание.
    Ведь прозвенел звонок
    Садитесь поудобнее
    -Начнем скорей урок!

    Организационный момент

  • Отгадай тему урока по первым буквам отгадок
  • 7. Немытое в рот
    Ни за что не возьмёт,
    И ты будь таким,
    Как чистюля
    Енот
    8. Солнце глянуло сквозь щелку,
    Свесив огненную
    Челку
  • 9. Как это скучно — Сто лет без движенья В воду глядеть На своё отраженье. Свесила ноги с обрыва Такая грустнаяЧасти речи
    Ива
    Назовите тему нашего урока
  • Перо, оперение, пернатые, перьевой, первый, оперились, пёрышко;
    колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется, коллектив;
    просить, просьба, прошение, простой, опрос.
    Выделение «лишних» слов в каждой группе,
    не относящихся к словам с данным корнем
  • Век живи – век учись.
    Тетрадь – зеркало ученика.
    Сперва аз да буки, а потоми науки.
    Чем десять раз читать, лучше один раз записать.
    Учиться никогда не поздно.
    Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

    Определи часть речи в выделенных словах

  • Вставьте пропущенные слова.
    Определите часть речи.
  • 1-е
    2-е Лицо
    3-е

    Грамматические признаки

Разработка урока по русскому языку, 4 класс, УМК «Планета знаний».

Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о них. Определить роль служебных частей речи, доказать их значимость в предложении и тексте.

Развивать творческие способности учащихся; умение мыслить критически;

развивать языковые и лингвистические компетенции.

Формировать коммуникативные УУД путём работы в группах.

Воспитывать бережное отношение к слову.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование урока: карточки, таблицы, слайд-презентация.

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Вы тихонечко все сели,

Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, раз и два,

– А девиз у нас, каков?

« Больше дела, меньше слов»

Орфографическая минутка. Повторение правописание парных согласных. Надо подобрать такое проверочное слово или изменить форму слова так, чтобы после согласного стоял гласный.

Например: резкий — резок, варежка – нет варежек. (слайд)

Определение темы и целей урока.

— Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму.

Земляника, сок, налилась, алый.

Стал, ягоды, Егор, собирать.

Угостить, ягодами, он, сладкие, бабушку. (слайд)

— Прочитайте получившийся текст.

— Из каких частей речи состоят данные предложения?

— Что общего между всеми этими частями речи?

— Надпишите названия частей речи над словами.

— Попробуйте составить предложения из данных слов:

на, и, в, про, с, а, от, по, за, как, о, из (слайд)

— Удалось ли вам это? Почему?

Работа по учебнику стр.

-На какие две группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

-Какие относятся к самостоятельным? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, наречие, местоимение, причастие (читающий, прочитавший), деепричастие (читая, прочитав)

-Какие к служебным? (предлог, союз, частица (бы, ли, же, даже, не), междометия (ах, ой). Междометия занимают особое место среди частей речи. Они не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не служат для связи слов. Они передают наши чувства.

— Поработайте в паре – 1 вариант передает соседу радость при помощи междометия, 2-й вариант первому – страх. Кто готов – показываем домик (каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх).

-У каждой части речи есть свои морфологические признаки. Чем отличаются служебные и самостоятельные части речи? Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи?

-Можно ли обойтись без служебных частей речи? Зачем они нам нужны?

-Так какая цель урока?

(дети высказывают свои предположения)

— Ребята, какие разделы русского языка вы знаете?

— А какой раздел русского языка изучает части речи? (Ответы детей)

— Открываем тетради, записываем число.

III. Работа по теме урока.

Вернемся к нашему предложению и определим все части речи.

-А теперь разделимся на группы и проанализируем, относятся ли данные признаки к нашим исследуемым частям речи, имеют ли они :

— лексическое значение;

— морфологические признаки;

— являются членами предложения;

— всегда можно задать вопрос;

— имеют морфемы. (слайд)

(Дети делают вывод, что служебные части речи

не имеют лексического значения;

не имеют морфологических признаков;

не являются членами предложения;

невозможно задать вопрос;

не имеют морфем;

Попробуем ответить на вопрос Какие части речи важнее?

В) Редактирование текста. (слайд)

-Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст.

Стало заиньке темно.

(Дети записывают и далее зачитывают свои тексты)

— С помощью каких слов вам удалось восстановить текст?

— Это какие части речи? (служебные)

— Так можно обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно)

— Запишите в тетрадь правильный вариант

— Выпишите сочетания “предлог + существительное”.

— Для чего служат в предложении предлоги?

(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)

— Подчеркните грамматические основы предложений.

— Какую роль в предложении выполняют союзы?

(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)

Самостоятельная работа (ребята сами выбирают уровень).

1 уровень. Распределить слова по частям речи.

Лес, чудесный, она, под, радостная, может, кормит, а, до, но, мрачное, у, нею, мы, над, в, птицы, кружил, нас, добрались, с, ваш, и, кто-то, ветер, копают, заяц

(проверка работы в парах).

2 уровень. От предложенных существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные, глаголы и наречия. Дополнительно запиши по три предлога и союза.

Д/з. — Ребята, домашнее задание так же по выбору: стр. 39, упр. 110 или 111.

Оценки за урок (с комментированием).

Итог урока.

— На какие группы делятся части речи?

— Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным?

VII. Релаксация.

— Выберите кружочек, отражающий степень усвоения сегодняшнего материала (зеленый – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – нужна помощь).

— Спасибо за работу!

Части речи. Морфологические признаки частей речи.

Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №539 СПб

Серебренникова Наталья Геннадьевна.

Расширить знания по теме

«Волшебные сказки».

связной устной и письменной речи, информационной

культуры и развитию творческих способностей.

коммуникативной культуры.

«Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи».

Распределительный диктант.

Прелестный, пробегал, гигантский, дремал, мышь, честный, прибежал, брошь, сторож, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, положу.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Одна из птиц, появляющаяся в конце марта, — зяблик. Весной самец – зяблик – красавец: верх головы , лоб , щеки, горло и грудь , спина

у хвоста , хвост и крылья

с краями. Издали зяблика

легко заметить по полосам поперек

крыльев и вдоль хвоста. Размером он с воробья.

Выполнила: Татьяна Серебренникова 4 «Б»

Имя прилагательное обозначает признак предмета. И дополняет имя существительное цветом, настроением, характеристикой и т.

Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое? и т.

Игра «Собери пары»

Выполнила: Павловская Дарья 4 «Б»

Жил-был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет.

Что ты так пригорюнилось? А вот, живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу. Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье да богатство только в труде. Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

Что ты кручинишься, Прилагательное? Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где. Пойдём с нами счастье искать. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда.

Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает Сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают? и др.

Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей). А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.

С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на Земле!

Жил-был, решил, приносить, пошёл, искать, шёл, видит, сидит, плачет, пригорюнилось, живу, не знаю,

не приношу, пойдём, искать, говорят, шли, встретили,

кручинишься, приложить, не могу, порадовать, хочется, поработать, не знаю, пойдём, искать, оказались, делали, трудились, скучать было, встретили, пригласили, работать, согласились, работает, отвечает, получило, служит, работает, определить, не сходит, приносят, может быть.

Действие, состояние

в 3 л.

изм. в пр.

измен. в наст. и буд.

На дубу двенадцать гнезд,

В каждом гнезде

По четыре синицы.

У каждой синицы

По четырнадцать яиц:

семь беленьких и семь черненьких.

Суханова варвара 4б

что такое предлог?

Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.

Как проверить предлог?

Слышал краем уха шевелил мозгами

хлопал ушами взял себя в руки

считал ворон уши развесили

витал в облаках собаку на этом деле съел

не в своей тарелке мастер на все руки

гонял лодыря ушки на макушке

каша в голове чудеса в решете

Систематизировать знания о самостоятельных и
служебных частях речи.

Доказать значимость служебных частей речи.

Совершенствовать устную и письменную речь.

Воспитание коммуникативности, умения
работать в паре.

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на
уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим
настроением начнём работу.

Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

— Мы начинаем урок с записи числа и вида работы. Тема нашего урока “Служебные части речи”.

Какие слова из этой строчки вам понятны?

Какое новое слово вы услышали?

Когда и где вам приходилось сталкиваться с этим
словом?

А в нашем словосочетании, как вы думаете, что
будет обозначать слово “служебные”?

Чему хотели бы научиться на уроке?

Что вы ожидаете для себя от сегодняшнего
урока?(запись на доске)

Чем бы вы хотели заниматься на уроке?

— На полях поставьте отметку, которую бы вы
хотели заработать сегодня на уроке.

Цель нашего урока: узнать, какие части речи
называются служебными.

Будем распознавать части речи и делить их на
группы.

Всему название дано –
И зверю и предмету. Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нет.

— Сколько таинственного и чудесного прячется за
этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень
богат. В русском языке очень много частей речи и
каждая часть речи имеет свое место.

Приглашаю вас, отправится сегодня в
путешествие. А вот и маршрут нашего путешествия. (План на доске)

Самостоятельные части речи.

Наверное, вы догадались, в какое путешествие мы
отправляемся? (Морское)

Тема наших словарных слов “путешествие”

Запишите те словарные слова, которые можно
отнести к этой теме. ракета, корабль, пассажир,
вокзал, билет, автомобиль, расстояние.

Слайд со словарными словами.

Какие слова записали? Сравните свои слова с
написанными на доске, которых у вас нет, допишите.

III. Сегодня отправимся в плаванье

В путь. Нас ждёт океан “Части речи”. Как вы
думаете, почему океан, а не море или озеро?

Слово в русском языке очень много. Все слова
отличаются друг от друга, но у слов есть общие
признаки, объединяющие их в группы – части речи. Какие признаки имеет каждая часть речи?
(Морфологические, грамматические,
синтаксические)

Посмотрите на форзац учебника, как художник
изобразил, этот океан. Какие суда плавают в нашем
океане. Как художник показал связь, зависимость,
существующую между словами разных частей речи? У
вас на листах записан текст. Каждый выберет, с
какой частью речи он хочет работать. В тексте
надо найти эту часть речи и подписать её сверху
над словом.

Запись текста.

В огромном океане “Части речи” ходят корабли,
плывут яхты и лодочки. Впереди идут два больших
корабля. Они гордо бороздят просторы океана. Рядом с ними плавно скользят красивые яхты. Лодочки появляются около яхт и кораблей, но сразу
же исчезают.

— Поднимите руку, кто выбрал имена
существительные? Один к доске человек. Кто выбрал
имена существительные, проверьте, все ли
существительные нашли. Другой ребёнок делает
проверку.

Аналогично проверяются все части речи. (Имя
прилагательное, глагол, наречие, местоимение,
числительное)

Почему корабли имя существительное и глагол
больше, чем другие?

В какую группу можно отнести все эти части речи?
Какие части речи мы называем самостоятельными?

Про какие маленькие лодочки рассказывается в
тексте? Просмотр отрывка мультфильма “В
порту”.

— Какие ещё части речи мы не назвали? Чем они
отличаются от самостоятельных частей речи? Как в
мультфильме показана связь между большими
кораблями и маленькими лодочками?

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос,
как называет автор союз, частицу и предлог? (Слайд
в виде таблицы)

Предлоги, союзы, частицы —
Все встали в один хоровод,
Служебные важные лица —
На редкость серьёзный народ. Без них обойтись невозможно:
И знают об этом они. Всегда и во всём осторожны :
Нигде не гуляют они. Но исподволь и незаметно,
Значение своё привнесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут!

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!

— Кто запомнил, как автор назвал союз, частицу, и
предлог?

— Кому или чему они служат?

Давайте дадим определение служебным частям
речи.

Что такое частица? Частицы — служебная часть
речи. Они вносят дополнительные оттенки в
значения других слов или предложений.

Что такое союз? Союз – служебная часть речи. Они
соединяют однородные члены предложения или
отдельные предложения.

Что такое предлог? Предлог – служебная часть
речи. Они указывают на отношения (связь) между
словами в предложении.

Используя полученные знания о служебных частях
речи, отредактируйте предложения на доске.

— Из какого стихотворения эти строки и кто
автор?

— Восстановите отрывок стихотворения. С
помощью, каких слов это сделать?

— К какой группе относятся слова, которые вы
вставили в стихотворение?

— Можно ли обойтись без служебных частей речи?

Положите голову на стол закройте глаза и
послушайте шум океана.

Посмотрите на доску давайте восстановим
таблицу

“Самостоятельные и служебные части речи”. (Учебник, стр. 45)

— На какие группы делятся все части речи?

— Какие части речи мы называем
самостоятельными?

— Какие части речи мы называем служебными?

Оказывается, по частоте употребления предлог
занимает 4 место (после сущ. , гл. , мест. ), в переводе
с греческого, обозначает перед словом, их не
много около 200. Слово союз появилось в 17 веке. Союзов около 250, они занимают – 7 место. Частица —
это достоверный перевод слова с латинского
языка. Частица — это название всех частей речи
(частиц речи), и одна из этих частиц речи.

А теперь задание на выбор. На столе лежит лист с
заданиями №3 и №4.

В задании №3 записано предложение. Проанализируйте предложения, найдите служебные
части речи и самостоятельные части речи?
Распределите слова в две колонки.

Задание № 4. Таблица. Вам надо определить какая
часть речи перед вами? Поставьте ручкой +
напротив слова в 3 или в 4 колонке. Обратите
внимание на правописание. Не ошибайтесь при
списывании!

VII. Подведём итоги нашего урока

Что нового ты для себя узнал, чему новому
научился?

В начале урока вы высказывали свои ожидания.

(Имя ребёнка) узнал(а), то что хотела? Сбылись ли
твои ожидания?

Что тебе запомнилось на уроке больше всего? Что
тебя сегодня расстроило (порадовало) на уроке?
Почему?

Что тебе показалось на уроке самым трудным?
Почему?

Что ты мог бы мне посоветовать, чтобы сделать
наши уроки лучше?

Ребята, спасибо за урок.

Тема урока разбирается деятельностным методом. Ребята делятся на группы и готовят сообщения о
частях речи применяя алгоритм разбора и
пользуясь дополнительными информационными
источниками. Физминутка и закрепление материала
проходит в игровой форме. Презентация помогает
лучшему восприятию учебного материала. Во время
самопроверки теста формируются навыки
самооценки и самоанализа. Домашнее задание
способствует закреплению материала и развитию
речи учащихся.

Цель: обобщить и закрепить знания о
самостоятельных частях речи.

  • Совершенствовать умение находить
    самостоятельные части речи в тексте по их
    значению и признакам.
  • Формировать навыки самооценки, самоанализа.
  • Развивать внимание, мышление, речь,
    коммуникативные УУД.

Тип урока – урок путешествие

Оборудование: мультимедийный
проектор, Презентация, тетради,
орфографические словари, карточки с заданиями.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.

– Я желаю вам успешной работы, посмотрите друг
на друга, улыбнитесь и  пожелайте друг другу
удачи.

Минутка каллиграфии.

– Чтобы правильно и красиво писать в тетради
проведем минутку каллиграфии. – Для лучшего результата, давайте разбудим свои
пальчики.

*Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетради будут элемент писать.

– Запишите правильно, аккуратно, соответствуя
правилам каллиграфии:

Число, месяц. Ниже «Классная работа». Обратите
внимание на буквы  К, п, р, б и соединения
букв  кл, ая, от. Не забываем о наклоне.

На доске образец написания.

– Подчеркните лучшие буквы.

– Скажите, для чего мы повторили написание букв
и соединений? (Работали над совершенствованием
почерка)

III. Словарная работа

Работа с орфографическим словарем:

Запишите трехсложное неизменяемое слово с
удвоенной согласной
– Какие слова записали? (медленно)
Аналогично. Запишите двусложное слово, в котором ударение
падает на гласную в первом слоге, обозначающее,
признак предмета  (желтый, русский,
черный)
3. Запишите слово, которое нельзя разделить для
переноса (язык, класс, овес, обед, орех)
4. Слово, обозначающее количество предметов с
мягким знаком показателем мягкости согласного
звука (одиннадцать)
5. Слово с парной согласной в слове (народ, город,
салазки)
6. Слово с непроизносимой согласной в слове
(лестница, праздник, чувство)
7. Имя собственное (Москва, Кремль, Алла, Анна,
Кирилл)
8. Слово, в котором букв больше, чем звуков (язык,
заяц, расстояние)
9. Запишите слово, обозначающее действие предмета
(жужжит, пошел)
10. Отгадайте загадку:

Ходит город-великан
На работу в океан.

– Молодцы! – Это слово корабль. – Подберите родовое понятие к слову корабль. – Корабль – это транспорт. – Для чего он предназначен?
– Он предназначен для перевозки людей и грузов
по воде. – Сформулируйте определение слова корабль?
– Корабль – это транспорт, предназначенный для
перевозки людей и грузов по воде.

– Какие бывают корабли?
– Ещё бывают космические корабли. На них люди
летают в космос.

– Найдите слово корабль в орфографическом
словаре. Что можете сказать о его написании?
– В слове корабль непроверяемая безударная
гласная о, на конце ь.

– Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.

– Какие знания применили? Что повторили?

– К какой группе относятся эти части речи? 
(Это самостоятельные части речи) Какая еще часть
речи относится к данной группе? (Местоимение)

– Определите тему урока. – Сформулируйте цель урока. (Тема нашего урока
«Самостоятельные части речи». Обобщить и
закрепить знания о самостоятельных частях речи)

Работа над новой темой

– Сегодня мы будем путешествовать на волшебном
корабле по стране «Части речи» и побываем в
первом большом городе – «Самостоятельные части
речи». – Сколько районов в этом городе? (6)

– Назовите главные признаки самостоятельных
частей речи. (Имеют лексическое значение и
изменяют грамматическую форму, играют
синтаксическую роль в предложении)
– Какая часть речи отличается от других? Чем? (Это
Наречие – оно не изменяет форму)

Работа в группах (деление на группы
проходит вначале урока, дети выбирают один из
предложенных шести цветов)

– А теперь вы попробуйте сами рассказать о
каждой части речи. Для этого разобьемся на группы
в зависимости от цвета. Каждая группа подготовит
сообщение о своей самостоятельной части речи по
плану. Если возникнет проблема, пользуйтесь
справочной литературой (справочник для
учащегося, учебник). Распределите во время
подготовки кто и о чем будет рассказывать по
плану.

Время на подготовку – 7-10 минут

* Ребята записывают ответ письменно на
предложенных листах бумаги, которые затем
вывешиваются на доске.

  • На какие вопросы отвечает. Что обозначает?
  • Как изменяется?
  • Какую роль играет в предложении?
  • Примеры (Составить и записать предложения)

Вот мы в 1 районе. Здесь живут Имена
существительные. Познакомимся с их обычаями. И Т.

Защита групп – (появление на доске информации о
частях речи)

* В ходе защиты учитель оценивает общую работу
групп.

– Какие умения развивали?
– Все ли получилось так, как вы задумывали?
– Что не получилось?
– Почему? Что надо было сделать иначе?

Физминутка – закрепление изученного
материала

– Мне хочется, чтобы вы подружились с жителями
города. Предложим им поиграть.

«Игра на внимание»

На доске подсказки движений:  Слайд 13

Имя существительное   хлопаем
Имя прилагательное      руки на
поясе
Глагол                            
шагаем
Местоимение                
приседаем
Числительное                
руки вверх
Наречие                         
крутим головой

Учитель читает стихотворение и с ребятами
проверяет правильность определения частей речи.

* Можно под музыку

Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
А  меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, сверху
Кружева да бахрома,
Это значит – на снежинках
Опустилась к нам ЗИМА.

Проверим, хорошо ли мы запомнили наших друзей!

VII. Самостоятельная работа

Задание: Выполни задания теста. Правильный ответ отмечай V.

У  какого слова неправильно определена
принадлежность к той или иной части речи?

А) конники – имя существительное
Б) двинулись – глагол
В) медленно – прилагательное

А) глаголом
Б) именем прилагательным
В) наречием

В предложении  «Лосенок Мишка за три
года стал большим и сильным лосем». Выделенное
слово является:

А) числительным
Б) прилагательным
В) местоимением

Слова сгруппированы. В какой группе только
местоимения?

А) потом, мы, второй, он
Б) сам, весь, этот, себя
В) мой, мал, твой, ваш

Слова сгруппированы. Зачеркни лишнее слово в
каждой группе:

А) лосенок, стрекоза, деревня, поет, гриб
Б) веселый, радость, солнечные, теплая
В) пять, одиннадцать, сорок восемь, мы

Соотнеси (соедини стрелками)части речи с
грамматическими формами:

А) -ая,-яя, -ой, -ый, -ое, — ее, -ой, -ие,
-ые                            1. Имя существительное
Б) -ет, -ут, -ют,
-ешь              
                                                 2. Имя прилагательное   
В)  -а. –я, -о,  -е ,  -ь, -,
                                                       3. Глагол

Оцени как ты выполнял(а) задание, закрасив
кружок рядом с его номером:

Зеленым – легко, без затруднений;
Желтым  – с некоторыми затруднениями;
Красным – самостоятельно с заданием не
справился(лась).

– Устраивает ли тебя твоя оценка? Что нужно
исправить, чтобы ее повысить?

* Индивидуальная работа предлагается
2, 3 учащимся на карточках.

Задание: Буратино вставил пропущенные
буквы в словах и определил самостоятельные части
речи. Необходимо найти и исправить ошибки
Буратино.

У нас(м) жывет(гл. ) лосенок(сущ. ) Рыжик(сущ. Он(сущ. ) совсем(н) крошечный(гл. На голаве(сущ. )
торчят(гл,) два(числ. ) остреньких(прил. ) уха(сущ. У
него(м) пушистый(прил. ) хвостик(сущ. ), круглые(сущ. ),
как пугофки(сущ. ) гласки(сущ. Мы(м) его(сущ)
очень(н) любим(гл).

Наше путешествие закончилось.

– По каким признакам определяем часть
речи? (Вопросу, лексическому значению,
грамматической форме, синтаксической роли в
предложении)

– Какое задание вам больше всего понравилось?
– Что было легко? Что показалось трудным?
– Всем спасибо за активную и плодотворную работу
на уроке!

– Составить рассказ (стихотворение) о зиме,
используя самостоятельные части речи.

Презентация «Самостоятельные и служебные части речи»

учитель русского языка и литературы

На основе произведений А. Пушкина выявлено, для чего используют служебные части речи, какую роль в предложении выполняют союзы, для чего служат предлоги.

«Свидетельство участника экспертной комиссии»