4 Класс
- 20210413 vu tg sbscrb2

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями 4 класс проверочная работа

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Казакова С.

2020. Тест. Начальные классы, 4 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования. Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест на проверку безударных личных окончаний в настоящем и будущем времени

Проверочная работа по русскому языку

по теме «Личные окончания глаголов»

(4 класс 1 четверть)

Определите спряжения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите

Удосто_м загада_шь

Отмороз_м беспоко_шь

Лопн_м рыбач_шь

Умножа_м зажар_шь

Проща_м брызн_шь

Он вбега_т ты нюха___

Она капн_т вы лику___

Он караул_т мы куп__

Они успоко_т они рассуд__

Он тявка_т он окружа__

Вставьте пропущенные буквы. Укажите лицо, число и спряжение

Плач_т октябрь х_лодными сл_зами. Октябрь — з_ме р_дной брат.

Октябрь землю покро_т, где л_стком, где сн_жком. Октябрь ч_асто плач_т

в пл_ток зари красной.

Тест  по русскому языку, 4 класс

Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

________________________________                           Дата____________________

ловить — _______________________________

готовить — ___________________________________

утонуть — ___________________________________

укрыть — ____________________________________

лопнуть — ____________________________________

узнать — _________________________________________

Кто вперед смотр__т, тот далеко вид__т.

За двумя зайцами погон__шься, ни одного не пойма__шь.

Воду в решете не удерж__шь.

За малым погон__шься, больше потеря__шь.

Слова не сдерж___шь – честь потеря___шь.

Школу строить —  строят

Доски строгать — ___________________

Бревна пилить — ____________________

Крышу крыть — _____________________

Полы красить — _____________________

Канавы рыть — ______________________

2020. Тест. Русский язык, 4 класс

Тест по русскому языку по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» разработана для 4 класса. Эта работа предназначена проверить, как учащиеся могут применять полученные знания: определять спряжение глаголов, писать личные глагольные окончания. Внимание! У Вас есть 20 минут на прохождение теста. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!
Система оценки: 5* балльная.

Проверочная работа по теме «Глагол»

Вставь окончание, в скобках напиши неопределённую форму, укажи спряжение.

Ребята пол. т (____________)грядки.

Дерево осенью сброс. т (__________________) листву.

Пастух загон. т (__________________) стадо на поле.

Вова подбрасыва. т (___________________) мяч.

Доярки до. т (_____________________) коров.

Поставь глагол в нужное лицо и число, определи спряжение.

Писать (1л, мн. ч)_______________________

Смотреть (3л, мн. ч)_____________________

Сеять(2л, мн. ч)___________________________

Зависеть(3л, ед. ч)______________________

Посмотреть, поглядеть, думать, крутить, вертеть, любить, брить, прыгать, вздохнуть, увидеть, веять, обижать, лаять. ______________________

Колхозники кос. (____________)траву.

Папа встрет. т(___________________________) маму на вокзале.

Куры кудахч. т (__________________) во дворе.

Ты держ. (__________________) своё слово?

Стёпа встреча. т(___________________) маму с работы.

Читать (1л, мн. ч)_______________________

Терпеть (3л, мн. ч)_____________________

Веять(2л, мн. ч)___________________________

Обидеть (3л, ед. ч)______________________

Подслушать, крутить, любить, стелить, вертеть, вздохнуть, дышать, глядеть, сеять, подгонять, ненавидеть, зависеть. ______________________

Тест 24
  «Окончания глаголов»      Вариант 1

В каком 
варианте  ответа  правильно  указана(-ы)  цифра(-ы),  на  месте  которой(-ых)
пишется буква И?

Буд(1)шь  вперёд  двигаться  —  горы 
одоле(2)шь,  а сиднем засяд(3)шь  —  ничего  не  увид(4)шь.

А) 1,2,4                      Б)
1,3

В) 3                             Г)
4

Укажи  глагол,
в окончании  которого  пропущена  буква  Е.

В каком  варианте  правильно 
указаны все  цифры,  на  месте  которых пишется буква   И?

Скаж(1)шь  —  не  ворот(2)шь, 
напиш(3)шь —  не  сотрёшь,  отруб(4)шь, — не  пристав(5)шь.

А) 1, 2, 4                      Б)
2, 4, 5

В) 2, 3,
5                       Г)1, 3,  4

Вставь И  или  Е 
в  окончания  глаголов:

Пада___шь,  стро___шь,  ход___шь,  смотр___шь,  игра___шь, 
завис___т,  гон___т.

Вставь 
О или А  в окончания  глаголов.

Земля  согрел___сь,  солнце 
встал___,  мама  утомил___сь,  открыл__сь  дверь,  море  посинел__.

Тест 24
  «Окончания глаголов»      Вариант 2

В каком 
варианте  правильно  указаны все  цифры,  на  месте  которых пишется буква И?

На  чужой  роток  не  накин(1)шь 
платок. Труд  корм(2)т  человека,  а  безделье – порт(3)т. Правда  глаза 
кол(4)т.

А) 1, 4                      Б)
1, 2

В) 2,
3                       Г)3,  4

Укажи 
глагол, в окончании  которого  пропущена  буква  Е.

Кто  много  болта(1)т,  тот  беду 
на  себя  наклика(2)т. Слово – не  воробей,  вылет(3)т  — не  пойма(4)шь.

А) 1, 2                      Б)
3

В) 3, 4                     
Г) 1, 4

Испуга___шь, 
дыш___шь,  крут___шь,  дремл___шь,  пиш___шь,  стел___т,  верт___т.

Корзина  опустел___,  утро  наступил__, 
дерево  закачал__сь,  озеро  помутнел___,    появил__сь  надежда.

Контрольная работа по русскому языку в 4 классе

«Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени»

Обязательная часть.

Что обозначает глагол?

Образуй от данных имен существительных однокоренные глаголы.

Допиши окончания глаголов.

Мальчик пиш __ ,

ты пил __ ,

Таня смотр __ , они стел __.

Поставь данные глаголы в 3-м лице единственного числа прошедшего времени.

Доить_______________________ сеять -___________________

Клеить_____________________ занять — __________________

Запиши глаголы в столбики по спряжениям.

Лечить, гнать, сажать, говорить, пахать, идти.

Поставь данные глаголы во 2-е лицо единственного числа настоящего времени.

Слышать -__________________ чинить — __________________

светить — ___________________положить — ________________

Определи время, лицо, число.

Я кладу -______________________, снег тает ________________

Как изменяется глагол?

К данным глаголам припиши антонимы.

Вариант II.

Каким членом предложения может быть глагол?

Из данных слов выпиши только глаголы.

Белый, белить, побелка,

молодость, молодой, молодежь,

красить, красный, краска,

смешной, смеется, смех.

Определи спряжение глаголов.

Хлопотать (_ спр. ), шуметь (_ спр. ), ломать (_ спр,), знать (_ спр. ), скакать (_ спр. ), бояться (_ спр.

Допиши окончания.

Плуг паш __ , ты ду __ , они кол __ , Оля слуша __.

Поставь данные глаголы во 2-е лицо единственного числа.

Думать -__________________ заглянуть — _____________________

крутить -_________________ командовать — ___________________

От данных глаголов образуй глаголы в прошедшем времени.

Ты бежал -________________________. Дети играют _________________________.

К данным глаголам припиши синонимы.

Смотреть- ______________________.

готовить (обед) — ________________________.

Зимой и весной.

В декабре установился прочный снежный покров. Застыл говорливый ключ. Крепкий лед сковал реку

глубокий сон погрузились деревья. В зимнем лесу лесной житель держится в ельнике. Но долгая зима

проходит, близится весна, и природа оживает.

Хорошо весной в лесу! Воздух чистый, легкий, пахнет молодым листом, прелой землей. От душистого

аромата голова кружится. Дышишь глубоко и радуешься теплу. Скоро начнут гнездиться птицы, и

лес наполнится тысячами звуков. (68)

Грамматическое задание.

Подчеркните глаголы и обозначьте в них суффиксы.

Есть ли в тексте глаголы в неопределенной форме? Если есть, подчеркните ( ===).

Задание на выявление способности к самостоятельному выводу, обобщению.

Проверочная работа по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени. » 4 класс»

Укажи высказывание, с которым ты не согласен

а) глаголы могут иметь только нулевое окончание

б) возвратные глаголы настоящего времени оканчиваются на -тся

в) возвратные глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ться

г) глаголы прошедшего времени имеют суффикс -л-

Запиши глаголы-исключения, которые относятся к 1 спряжению.

Укажи где допущена ошибка

а) шелестит, пишет, спорит-настоящее время

б) расписался, заполнить, надевает- прошедшее время

в) скакать, видеть, замечать- неопределенная форма

г) договорят, приготовит, прополет-будущее время

Укажи, как определить род глагола в прошедшем времени

а) по роду имени прилагательного, которое записано рядом

б) установить связь слов в предложении

в) по роду имени существительного, от которого оно зависит

г) по окончанию глагола

Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы:

а) что делает? что сделает?

б) что делать? что сделать?

Если глагол отвечает на вопрос «что делает?» или «что сделает?», то перед -ся:

а) ь пишется;

б) ь не пишется.

Плавать, ждать, возить, мигать, сигналить, выдумать, тронуть, пилить, выдумать, пахнуть, сварить.

Спиши предложение, выпиши  глагол и разбери его как часть речи.

Над рекой золотым дымком клубился туман.

а) глаголы прошедшего времени имеют суффикс -л-

б) возвратные глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ться

в) возвратные глаголы настоящего времени оканчиваются на -тся

г) глаголы бывают I, II, III склонений

Запиши глаголы-исключения, которые относятся ко 2 спряжению.

Укажи, где допущена ошибка

а) шагать, видеть, слышать, брить-неопределенная форма

б) сосчитают, воспитает, встретит, похвалит-будущее время

в) напечатал, сделала, раскроила, повеяла-прошедшее время

г) запомнил, наловил, решил, прокатить- настоящее время

а) по роду имени существительного, от которого оно зависит

в) по роду слова, которое записано рядом

Зеленеет, строите, пилим, шепчут, гонят, знаешь, синеет, бледнеешь, колют, стеречь, дышите.

Медведь прячется в берлогу.

  • Закрепить знания учащихся о правописании
    безударных личных окончаний глаголов.
  • Развивать устойчивость внимания, творческое
    воображение, оперативность мысли, речевые
    способности.
  • Воспитывать стремление к овладению грамотной
    речи.

Организационный момент.

Работа в тетрадях:

Запись числа. Классная работа.

Предлагаю урок начать с небольшой
разминки, во время которой мы определим тему,
цель, задачи урока.

Проанализируйте пропущенные орфограммы и
сформулируйте тему урока.

Запись темы урока: Личные окончания глаголов I
и II спряжения.

— Как вы думаете, какая образовательная цель
вытекает из данной темы?

(До автоматизма научиться определять спряжение
глагола и правильно определять их личные
окончания)

— Прочитайте ещё раз пословицы и скажите, в чём
заключается их мудрость? (Быть осторожными с
огнём

— А как вы объясните эту народную мудрость:

Чему не гореть, того не зажечь.

— Когда так можно сказать о человеке? (Если он
равнодушен ко всему, ленив)

– Я попрошу вас сегодня “гореть”, т. быть
активными, отдавать все силы, чтобы ваша
“искорка” “зажгла” наш урок, чтобы получить
твёрдые и полезные знания. Во время урока будет
самооценка и взаимооценка ваших знаний, умений.

Повторение знаний о глаголе, как части речи.

Работа с пословицами.

Морфологический разбор глагола.

Разбор глагола как части речи (морфологический
разбор).

Начальная форма.

— лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем
времени);

— род (есть у глаголов в прошедшем времени в
единственном числе).

Роль в предложении.

— Совпали ли ваши рекомендации и мои действия?
Оценивание. Советы.

— Сейчас я предлагаю вам самостоятельно
разобрать слова по данному плану

не потуш. шь – 1 ряд

Проверка. Оценивание. Советы.

Минуты релаксации.

А сейчас я приглашаю вас на лесную прогулку
отдохнуть, расслабиться.

Просмотр видеоролика “Тайга”

— Понравилось? Кто хочет составить предложение
на данную тему, употребив глаголы с безударными
окончаниями 1 или 2 спряжения?

Работа 1 группы. Письмо предложений под
диктовку у доски.

В тайге обитает богатый животный мир. В ней
существует своя уникальная жизнь.

— Разобрать предложения по членам предложения.

Работа 2 группы:

— Прочитайте очень внимательно отрывок из
стихотворения Ивана Алексеевича Бунина
“Костёр”.

Ворох листьев сухих все сильней, веселей
разгорается,
И трещит, и пылает костер. Пышет пламя в лицо; теплый дым на ветру
развеваете;
Затянул весь лесной косогор.

А в долине — затишье, светло от орешника яркого,
И по светлой долине лесной
Тянет гарью сухой от костра распаленного,
жаркого,
Развевается дым голубой.

— А сейчас послушайте меня. (Монотонное чтение
учителя

— Понравилось ли вам моё чтение?

— Почему нет? (Интонация не соответствовала, т. пожар — это страх, смерть)

— Кто прочитает с правильной интонацией?

— Поаплодируем за красивое чтение!

— Найдите мне в тексте все глаголы и определите
их спряжения.

Работа в парах. (2 пары)

Вставьте пропущенные гласные.

Обоснуй свой ответ по алгоритму:

  • К какой части речи относится данное слово?
  • В какой части слова орфограмма?
  • Какие правила вы применили?

Взаимопроверка 2- х пар (на полях “+” или “-”),
отметить недочёты простым карандашом. Оценивание. Советы.

Посчитайте баллы своих работ на полях.

  • 4-5 баллов – высокий уровень
  • 3 балла – средний уровень
  • 1-2 балла — низкий уровень
  • Как определяется спряжение глаголов с
    безударными личными окончаниями?
  • Что именно в неопределённой форме помогает
    определить спряжение?

Ключи к правильным ответам.

  • Спрягаются
  • Лицам (Наст. время и Буд. время)
  • Ударное (ударное личное окончание)
  • По неопределённой форме.
  • Суффиксы перед -тъ.
  • Мягкий знак
  • II спряжение

— Над какой темой работали?

— Разрешили проблему, которая стояла перед нами
в начале урока?

— С какой проблемой мы с вами сегодня
столкнулись?

— Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у
нас трудности?

— Какие глаголы относятся к I спряжению?

— Какие глаголы относятся ко II спряжению?

Самооценка работы на уроке:

Цель урока: закрепить навык
правильного написания безударных личных
окончаний глаголов.

  • Формировать грамматическое умение и осознанный
    способ решения орфографической задачи при
    написании безударных личных окончаний глагола.
  • Формировать у школьников навыки разбора
    глагола по составу.
  • Развивать орфографическую зоркость и
    самоконтроль учащихся.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Тип урока: урок закрепления знаний.

  • доска Smart boord
  • компьютер учителя,

УМК: Полякова А. «Русский язык».

Основные понятия: глаголы I и II
спряжения, неопределённая форма глагола, личные
окончания глагола, основа глагола.

Формы работы на уроке: фронтальная,
индивидуальная, работа в парах.

Предполагаемый результат (с учётом
требований стандарта): учащиеся умеют
правильно писать безударные личные окончания
глагола, умеют разбирать глаголы по составу.

Время урока – 40 минут.

Организационный момент <Приложение 1, слайд 1>
– 1 минута.

Минутка чистописания <Приложение
1, слайд 2> – 3 минуты.

III. Основная часть

  • Образование глаголов и разбор их по составу – 5
    минут.
  • Физминутка для глаз – 1 минута.
  • Составление алгоритма написания безударных
    окончаний глагола.

(Работа в парах и на интерактивной доске <Приложение 2>, <Приложение 3> – 5
минут).

  • Орфографический диктант – 5 минут.
  • Физминутка – 1 минута.

Итог урока, оценивание работы учащихся,
домашнее задание – 3 минуты.

Рефлексия – 3 минуты.

Записать в тетради число, «Классная работа».

– Списать буквы в тетрадь: т г с л х а ц г о п л
– Зачеркнуть буквы, которые обозначают глухие
согласные звуки. – Какое слово получилось? (Глагол)

Сообщение темы урока, повторение знаний о
глаголе

– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о
глаголе. – Кто считает, что усвоил эту тему на «5»? На «4»?
На «3»?
– Сегодня на уроке вы сможете сами объективно
оценить свои знания по теме «Глагол».

Приглушить интерактивную доску.

– Что такое глагол? (Часть речи, которая
обозначает действие предмета и отвечает на
вопросы: что делал? что делает? что будет делать?)
– На какие группы делятся глаголы? (I и II
спряжения)
– Как изменяются глаголы? (По временам, в
настоящем и будущем времени по лицам и числам, а в
прошедшем времени по числам и в ед. по родам

Образование глаголов и разбор их по
состав

– От существительного «обед» образуйте и
запишете глагол н. – От существительного «победа» образуйте и
запишете глагол п. – От существительного «беседа» образуйте и
запишете глагол 2 лица ед. (Обедать, победил,
беседуешь)
– Разберите глаголы по составу. – Кто хочет, чтобы его работу проверили
одноклассники? (Проверка 2 работ

Учитель открывает программу алгоритм Smart.

Физминутка для глаз

В нашем классе любят шутки,
Посмеёмся полминутки. Ты налево посмотри и соседу подмигни,
Ты направо посмотри и соседке подмигни. Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни. Посмотри на потолок, а потом на свой носок. Закрываем все глаза,
Отдохнуть ведь им пора. Помечтали, позевали
И опять работать стали.

Составление алгоритма написания
безударных окончаний глагола

– Давайте вспомним, что нужно делать, чтобы не
ошибиться в написании безударных окончаний
глаголов, для этого составим алгоритм. – Работаем в парах. Подумайте и запишите, в каком
порядке нужно производить действия. – Работа в парах. Два учащихся на интерактивной
доске.

– У кого действия расставлены в том же порядке?
– У кого – в другом? Обоснуйте свой выбор.

– Потренируемся применять алгоритм на
практике при помощи орфографического диктанта. – Я буду диктовать глаголы, а вы записывайте
только безударную гласную, которую нужно
написать в окончании глагола. – Внимание, начинаем: помогает, думает, оставишь,
смотришь, вызываешь. (е е и и е)

(Учащиеся хором повторяют глаголы –
исключения, сопровождая действиями).

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть. Ты запомни без сомнения –
Это глаголы второго спряжения.

Найдите и назовите в каждом
прямоугольнике «лишний» глагол

Учащиеся называют глагол-исключение,
определяя спряжение. Учитель постепенно открывает обратную сторону
слайда. Появляется иллюстрация к рассказу «Маленький
садовник» (рисунок ученицы).

Работа с текстом «Маленький садовник

– Прочитайте текст, придумайте к нему название.

– Спишите 2-й абзац, вставьте пропущенные
орфограммы. – Один учащийся выполняет работу на
компьютере. Проверка.

Синтаксический разбор первого
предложения.

Один учащийся на интерактивной доске,
остальные в тетради.

– Что мы повторяли на уроке?

– Кто сегодня на уроке все задания выполнил
безошибочно? Поставьте в тетрадь карандашом
оценку «5». – Кто допустил 1-2 ошибки – поставьте
«4». – Кто допустил 3 ошибки и более – поставьте
«3».

Домашнее задание: мини-сочинение «О
чём я мечтаю» или упр. №173.

– Нарисуйте смайлик, который бы показывал ваше
настроение и свой условный знак:

!! – на уроке было всё понятно,
!? – что-то понятно, что-то – нет,
?? – всё трудно и непонятно.

Показ нескольких работ.

Конспект урока по русскому языку (4 класс, УМК «Школа России»)

Тема: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»

Цель: создание условий для формирования у учащихся умения правильно

писать глаголы с безударным личным окончанием

Дидактические: формировать умение написания безударных личных

Развивающие: развивать у учащихся память, мышление, орфографическую

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Предметные:будут знать и называть изученные грамматические признаки

глаголов; распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме и

правильно писать их безударные личные окончания.

Регулятивные: будут проговаривать последовательность действий на уроке;

оценивать свои достижения;

Познавательные: научатся делать выводы в результате совместной работы

класса и учителя;

Коммуникативные: научатся формулировать собственное мнение; слушать и

понимать речь других;

Личностные: будут осуществлять самооценку результатов своей учебной

Материально-техническое обеспечение: проектор, ПК, экран, презентация,

учебник«Русский язык» 4 класс Канакина, Горецкий 2 Часть, карточки

-Здравствуйте ребята, давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут

верными спутниками на сегодняшнем уроке.

Я бы хотела начать с пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

-Как вы понимаете ее смысл?

-Сегодня мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую часть речи, которая

выражает бесчисленные действия».

-Что это за часть речи? (Глагол)

— Проведем небольшую разминку, внимание на слайд. Прочитаем. (читают вместе со мной)

Вы должны правильно произнести слова.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, сегодня 15 апреля.

А сейчас проведём минутку чистописания.

Обратите внимания, элемент какой буквы встречается?

-Проведём словарный диктант.

Металл, победа, председатель, гореть, лучше, расстояние, свитер, вперёд, назад.

-Ребята, чтобы узнать какая будет тема урока, посмотрите на слайд. У меня в предложении

разбежались слова. Помогите собрать их в правильной последовательности и тогда мы узнаем

тему урока. (Ответы детей)

-Что мы сегодня будем делать на уроке? (изучать личные глаголы, определять их, отработать

навык правописания безударных окончаний глаголов)

тему и цель урока.

4) Открытие нового

В слове «сбрасывает» необходимо вставить пропущенную букву.

Для начала мы должны определить время, лицо, число глагола

Сбрасывает – нас. вр, 3 л. , ед

Теперь необходимо поставить глагол в неопред. форму.

Что делает? Сбрасывает. – что делать? Сбрасывать (оканчивается на ать), глагол не относится к

исключениям, значит это 1 спряжение.

Окончание глагола в 1 спряжении – «е»

Значит в слове сбрасываЕт пишем окончание Ет

В предложении «БЕРЕЗА СБРОС. Т СВОИ ЛИСТЬЯ»

В слове «сбросит» необходимо вставить пропущенную букву.

сбросит – буд. вр, 3 л. , ед

Что сделает? сбросит. – что сделать? сбросить (оканчивается на ить), глагол не относится к

исключениям, значит это 2 спряжение.

Окончание глагола в 2 спряжении – «И»

Значит в слове сбросИт пишем окончание Ит

— Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом написания личных глаголов.

Прочитаем правило в учебнике.

А сейчас, давайте выполним упражнение 203 на странице 99.

Задание: Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. После того как запишите весь текст

выпишите глагол ловит, поставьте его в неопределённую форму, определите спряжение, время,

лицо, число и чем он является в предложении.

Игра «Исключи лишнее слово»

— Давайте поиграем. На слайде будут появляться слова. Вы должны найти лишнее слово и

объяснить почему оно лишнее. Это слово запишете в тетрадь.

— Пишем, вяжем, стираем, дружим.

— Строим, клеим, отвечаем, говорим.

— Молчат, посеют, думают, живут.

— Читать, делать, лететь, накрыл, петь.

— Брить, стелить, ненавидеть,

слышать, строить, гнать.

— Дружим (т. это глагол II спряжения, а

остальные – I).

— Отвечаем (т. это глагол I спр, а остальные –

— Посеют – будущее время, а остальные

глаголы в настоящем времени.

— Накрыл (т. это глагол прошедшего времени)

— Все глаголы – исключения, кроме глагола

— Давайте немного отдохнем. Встаем, выходим из парт. Я включаю видеоролик, ваша задача

повторять движения за ребятами из видео. Вы готовы?

лишнее слово.

6) Включение нового

знания в систему.

Задание: Прочитайте, объясните, как выбрать букву, чтобы правильно написать личное

окончание каждого глагола.

Вид(ю,я)т-глагол в форме 3-го лица мн. ч наст. вр, окончание безударное, отвечает на вопрос что

делают? Ставлю глагол в неопределённую форму: что делать? -видеть. Неопределённая форма

оканчивается на –еть, но это глагол исключение, поэтому в 3-м лице мн. ч надо писать

глаголы и ставят

окончание –ят. Видят.

-Сейчас выполним задание в парах.

Каждой паре будет карточка с заданием.

Задание: поставить глагол в неопределённую форму, определить спряжение и вставить

пропущнную букву.

-Наступает – наступать (I спр. ), веет – веять (I спр. ), слышим – слышать (II спр. ), дует – дуть (I

спр. ), исчезаешь – исчезать (I спр

-Тает – таять (I спр. ), дышит – дышать (II спр. ), оживает – оживать (I спр. ), любим – любить (II

спр. ), смотрим – смотреть (II спр.

-Чувствуем – чувствовать (I спр. ), летаем – летать (I спр. ), синеет (I спр. ), пробегаешь –

пробегать (I спр. ), светит – светить (II спр.

7) Информация о

домашнем задании.

Выписать глаголы, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение глаголов.

Итак, вот наш урок подошёл к концу.

Какая была тема урока?

Что же нужно чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

Какие трудности у вас сегодня были?

Ребята, мне очень приятно было с вами работать. Спасибо за урок! Досвидания!

Конспект урока «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы — исключения» 4 класс

Урок русского языка в 4 классе

Учитель: Точилина Галина Ивановна

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Глаголы — исключения»

• познакомить с глаголами — исключениями;

• развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные

• развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;

• совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу

• закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.

• развивать познавательные и творческие способности, умение работать в парах и

• повышать культуру речи.

• формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать,

организовывать и оценивать свою деятельность.

• воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

Оборудование: М. Каленчук, Н. Чуракова «Русский язык. 4 класс,ч. », карточки для

индивидуальной работы, компьютер, проектор, стихотворные способы запоминания

(зрительные опоры).

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Минутка чистописания.

Посмотрите на доску и пропишите буквосочетания ( ПОСАДКА, ТЕТРАДИ)

ешь ишь ет ит ете ите

Начнём мы наш урок с орфографической минутки.

Положите перед собой карточку №1

(вставляем и объясняем орфограмму):

-Какую орфограмму проверяли?

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

-Ребята, какие бывают галереи?

— Сегодня мы побываем с вами в художественной галерее и познакомимся с

разными жанрами живописи.

Словарная работа ( СЛАЙДЫ)

Запись слов в тетрадь.

Работа над темой урока

-Девизом к нашему уроку послужит пословица «Кто много видит и слышит,

тот много знает»

— В словах какой части речи пропущены орфограммы?

-Расскажите, что вы знаете о глаголе?

Имеет неопределенную форму

Изменяется по временам

В прошедшем времени изменяется по родам

-Давайте уточним, а что такое спряжение?

-Изменение глаголов по лицам и числам

-Посмотрите свои работы по чистописанию, где встречаются такие соединения

-В безударных личных окончаниях глаголов

-А что такое личные окончания глаголов

-Окончания глаголов в разных лицах

-Назовите тему, над которой мы работаем на уроках?

«Безударные личные окончания глаголов».

-Поставьте перед собой цели на урок.

— А как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?

Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если в 3 л. глагол

имеет окончания – ут ,– ют, то это глагол I спряжения, а если – ат, –ят, то II

Ставим глаголы в неопределенную форму. Все глаголы на –ить являются

глаголами второго спряжения, не на — ить – первого спряжения

Работа над орфограммами.

-А сейчас вам предстоит определить спряжение записанных на доске глаголов и

вставить пропущенные буквы.

-Работаем у доски и в тетрадях.

Дети определяют спряжение глаголов двумя способами, вставляют

Постановка проблемного вопроса.

У нас противоречие!!!

Видеть –видят (н. видеть– I спр. ; 3л. видят– II спр

-Написание глагола поддается правилам? (Нет)

Давайте пока оставим этот глагол и откроим учебник на стр. 74, упр

(Работа в парах)

-Давайте воспользуемся обратным словарём. Откройте его на-ь, на –еть. Найдите

глаголы, напечатанные крупным шрифтом. Выпишите столбиком те из них,

которые не выделены жирным шрифтом. Их должно быть 7. Проверь, какие

личные окончания у этих глаголов: ударные или безударные. К какому

спряжению они должны относиться согласно правилу?

обидеть обидят

Видеть видят

Ненавидеть ненавидят

Терпеть терпят

Смотреть смотрят

Зависеть зависят

Вертеть вертят

+Все глаголы на –еть, значит они относятся к 1 спряжению. (1 столбик)

-Давайте определим ударное или безударное окончание у этих глаголов

( поставим во 2 л ед. число)

-Давайте проспрягаем эти глаголы рядом. Поставьте их в форму

3 лица мн.

-Какие окончания у глаголов?

-Что теперь вы скажите?

+По этим окончаниям глаголы должны относиться ко 2 спряжению.

Вывод: Данные глаголы относятся и к 1 спр. и ко 2 спр.

перед ть, а когда ставим в 3 л. имеют окончания как у глаголов 2 спр. и во 2

в окончании имеют букву и)

-У нас опять противоречие, значит в русском языке есть глаголы, которые не

подчиняются правилу. Прочитайте ещё раз эти глаголы.

Как называются глаголы, которые не подчиняются правилу?

+Глаголы-исключения. Их нельзя проверить, надо запомнить

-Что ещё мы можем добавить в тему нашего урока.

Глаголы -исключения -на доску

Поставьте перед собой цели к этому этапу урока.

— Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику,

откройте учебник на стр

— Прочитайте самостоятельно правило.

— Какое открытие вы для себя сделали?

-Теперь можете сказать, к какому спряжению относится глагол «видит»?

-Давайте впишем правильное окончание в наш глагол

Помощь в стихах.

— Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов-

исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения. (У каждого на

парте листок со стихотворением). Давайте прочитаем его.

Ко 2-му же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на –ить,

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Поупражняемся в спряжении глаголов –исключения

Закрепление полученных знаний. Карточка №2 ( по вариантам)

Итог урока. (рефлексия)

— Какова была тема урока?

— С какой проблемой столкнулись?

— Назовите глаголы- исключения II спряжения.

— Почему эти глаголы являются исключениями?

— Ребята, кто хорошо усвоил новую тему и может ее объяснить товарищу,

просигнальте — ! (восклицательным знаком).

У кого остались вопросы по новой теме, требуется помощь учителя и обращение

к учебнику просигнальте -? (вопросительным знаком).

— Спасибо за работу. (Выставление оценок)

Домашнее задание.

Выучить правило стр.

Упр. 55 с

1 вариант (со средним уровнем развития)

Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.

Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим,

2 вариант (с низким уровнем развития)

Выпиши глаголы, определи их спряжение.

Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать, читать.

3 вариант ( с высоким уровнем развития)Вставь нужные окончания, определи

Найдите в отрывке глаголы-исключения и запишите их.

“К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон

“Смотрит – видит, дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей

“Их он кормит и поит,

“Крепко связаны ей локти,

Попадётся зверю в когти,

Меньше будет ей терпеть,

“Как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала,

Учитель: Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе

Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне

Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой

царевне и о семи богатырях»)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

По русскому языку в 4 классе по теме

окончаний глаголов. Глаголы — исключения»

проведённого 17. 2013г

Учитель: Точилина Г.

русского языка в 4 классе по теме:

— Доброе утро, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас на уроке много гостей. Как нужно принимать гостей?

Да, быть к ним внимательным, уметь занять интересной беседой, игрой. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт,

— Правильно, речь пойдёт о глаголе.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

Ответьте на вопросы:

— Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

— На какие вопросы отвечает?

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

А сейчас внимание на экран. Задание называется «Продолжи фразу». Внимательно прочитайте все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.

Приём «Продолжи фразу».

а) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)

б) Не с глаголами пишется (отдельно) в) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?) г) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти,чь)

д) В предложении глагол является (сказуемым). е) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

Откройте тетради, запишите дату.

— А сейчас внимание на доску.

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

Что это за соединения?

Как называются эти окончания? (Личные)

– Почему? (Глаголы изменяются по лицам

Прочитайте фразеологизм. Не ударить в грязь лицом.

– Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом

Запишите этот фразеологизм.

– Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.

В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр

А второй? ( когда глагол 2 спр)

Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.

– Когда в написании окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда они безударные

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА

Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Назовите алгоритм.

(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ )

— В какой форме дан глагол в нашем фразеологизме? (Ударить – неопр

Определите спряжение. (2-е).

Проспрягайте устно этот глагол. Окончания проговаривайте чётко.

1 лицо – я ударю, мы ударим.

— Какие орфограммы вы можете определить в словах данного фразеологизма?

III. Самоопределение к деятельности

— Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы. (Запись на доске)

— Прочитайте предложения, называя пропущенные окончания глаголов.

Звенят весёлые ручейки. Уже цветёт подснежник-хохлатка. Берёза распускает свои клейкие листочки.

(Для создания воображаемой картины на столе стоит веточка березы и включаю декоративный фонтан с подсветкой!)

— А если глагол распускает я напишу с окончанием –ит? Кто из нас будет прав?

— Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение?

(Оно безударное. В безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку

— Сформулируйте задачи урока.

(Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Научиться их писать без ошибок

Углубление открытого знания

Замените в пословицах глаголы 2-го лица множественного числа глаголами 2-го лица единственного числа. Объясните их смысл.

За двумя зайцами погонитесь – ни одного не поймаете.

Руки с полки не протянете, так и ложки с полки не достанете.

За чужим погонитесь – свое потеряете.

Педагог проводит графический диктант.

– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+». Если не согласны, то знак «–».

Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит.

В слове листа. шь безударная гласная И.

Все данные слова – глаголы-исключения: гнать, держать, писать, дышать.

Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Глагол встречаете – 1-го лица.

Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.

Все данные глаголы I спряжения: мечтает, учит, стирает.

Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.

Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Учащиеся выполняют графический диктант.

№ п/п Ответы № п/п Ответы 1 – 6 + 2 – 7 – 3 – 8 – 4 + 9 + 5 – 10 +

Задание «Исправь ошибки»

Весна! Её встречаишь с большой радостью. Солнце пригреваит сильнее. Весело поблескиваит по утрам искрящийся снег. А днём он постепенно оседаит. Скрыш бежит копель, превращаясь ночю в красивые лидяные сосульки.

— Сколько ошибок нашли. Давайте проверим текст на экране.

— Какую орфограмму чаще всего решали, выполняя это задание? (Безударные гласные в личных окончаниях глаголов)

— Как узнавали буквы в безударных личных окончаниях глаголов? (Действовали по алгоритму. Дети рассказывают алгоритм решения орфографической задачи в личных окончаниях глаголов, параллельно на экране)

На экране высвечивается слайд (название алгоритма)

Алгоритм решения орфографической задачи в личных окончаниях глаголов.

  • Услышать безударный гласный в окончании глагола, определить время.
  • Поставить глагол в неопределённую форму.
  • Определить, оканчивается на – ить?
  • Выяснить, исключение ли это?
  • Поставить в нужное лицо и число.
  • Вставить безударную гласную.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

-Итак, мы с вами ставили в начале урока цель – научиться писать безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберите для себя одну из его строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме, и на полях в тетради поставьте соответствующий значок.

Урок полезен, всё понятно. ( ! )

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. ( !? )

Ещё придётся потрудиться. ( ? )

Лист самооценки с воздушными шариками.

И закончить урок мне хотелось бы небольшой притчей. Притча. Зимой один хозяин каждое утро чистил дорожку перед домом от снега. И как бы рано он не вставал, у соседа уже была аккуратно утоптанная дорожка. — Послушай, сосед, а когда ты успеваешь, снег перед домом убирать? – поинтересовался однажды он. — Да я его никогда не убираю! – Это ко мне друзья ходят!

Пусть только в дружеском споре рождается истина, а добрые качества помогут вам добывать главную награду: знания.

Записать в тетрадь 5 глаголов 1 спряжения и 5 глаголов 2 спряжения настоящего времени с безударными личными окончаниями (из физминутки).

Список вопросов теста

Спряжение — это.

Варианты ответов
  • изменение глаголов по родам и числам
  • изменение глаголов по лицам и числам
  • изменение глаголов по числам и временам
Вопрос 2

Признаками 1 спряжения глаголов являются:

  • буквы е (ё), у (ю) в окончаниях
  • буквы е (ё), а (я) в окончаниях
  • буквы и, у (ю) в окончаниях
  • буквы и, а (я) в окончаниях
Вопрос 3

В каком слове окончание не требует проверки?

  • выучит
  • солит
  • молчит
Вопрос 4

Укажи количество глаголов, в окончании которых пишется буква Е.

Выход. т, сине. т, стел. т, куша. т, помир. т, обуча. т, выброс. т, верт. т, крас. т, ненавид. т, обеда. т, ухажива.

  • 6 слов
  • 7 слов
  • 8 слов
Вопрос 5

Глаголом — исключением является:

  • веять
  • видеть
  • носить
Вопрос 6

Глаголом 2 спряжения является:

  • приплывает
  • поют
  • долбишь
Вопрос 7

Буква И пишется в окончании глагола:

Вопрос 8

Неопределённая форма глагола на -ить относится:

  • к 1 спряжению
  • ко 2 спряжению
  • никуда не относится
Вопрос 9

Выбери глаголы 1 спряжения:

Вопрос 10

Выбери глаголы 2 спряжения:

Вопрос 11

Укажите вариант, где в обоих словах пропущена буква Е

Вопрос 12

Выберите пословицу с глаголом II спряжения

Вопрос 13

Выбери пословицу с глаголом I спряжения

  • Доброе зёрнышко золотой колос растит.
  • Одинокое дерево легче валить.
  • Мозолистые руки не знают скуки.
Вопрос 14

Прочитай отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А. Пушкина. Сколько в нём глаголов II спряжения?

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.

Вопрос 15

Прочитай отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина. Сколько в нём глаголов I спряжения

Поставь глагол догнать в форму 2 лица  единственного числа будущего времени.

  • догонишь
  • догонешь

В окончании какого глагола пропущена буква и ?

Отметь строку в окончании которой пишется только буква ю.

Отметь строку со словами  в окончании  которой есть только буква  Е.

5 Отметь только ту  строку,  где окончание глагола будет только ит.

В каком слове окончание с гласной  буквой И.