Поурочные планы по учебнику М. Соловейчик, Н. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Русский язык. 4 класс : поурочные планы по учебнику М. Соловейчик, Н. Кузьменко «К тайнам нашего языка» : 1-е полугодие / Е. Макашова. — Волгоград : Учитель, 2007 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат детской литературы). — 237 с. ; 22 см. — (Начальная школа). ; ISBN 978-5-7057-1184-0
(Начальная школа)
Шифр хранения:
GR ПЕД.
Описание
ЗаглавиеРусский язык. 4 класс : поурочные планы по учебнику М. Соловейчик, Н. Кузьменко «К тайнам нашего языка» : 1-е полугодие Дата поступления в ЭК21. 2007
КаталогиКниги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственностиЕ. Макашова Выходные данныеВолгоград : Учитель, 2007 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат детской литературы) Физическое описание237 с. ; 22 см Серия(Начальная школа) ISBNISBN 978-5-7057-1184-0
ЯзыкРусский
Места храненияGR ПЕД.
Тема: Дополняем памятку характеристики глагола.
Цели: 1. Сформировать понятие о необходимости дополнения памятки характеристики глагола;
Совершенствование умения определять спряжение глагола и роль в предложении;
воспитание интереса, внимания к русскому языку.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник русского языка.
Чистописание. Подведение к проблеме
— Для аккуратности в тетради и красивых записей, проведем чистописание.
ешь ишь ет ит ут ют ат ят
— Узнали сочетания букв?
— А почему они написаны разным цветом?
III. Опора на знания учащихся
— Назовите окончания глаголов I спряжения? II спряжения?
— Когда мы можем «смело» писать личное окончание глагола и сразу определить спряжение? (Если окончание ударное
— А если личное окончание глагола безударное, как же его написать? (Нужно определить спряжение
— А как определить спряжение, если мы сомневаемся в выборе гласной? (Поставить глагол в неопределенную форму, по суффиксу перед ть узнать спряжение
Слайд. — Сейчас, от слов обед, черный, победа образуем глаголы в неопределенной форме, а затем запишем глаголы в форме 3-го лица ед. Прежде чем записать, объясним известные орфограммы.
* Тетрадь (3 столбика)
обед обедать обедает
черный чернеть чернеет
победа победить победит
Слайд. Проверка.
— Определим спряжение глаголов.
Работа по теме урока.
Работа с деформированным предложением.
— Ребята, какой у вас самый любимый день недели? Почему?
— В какие игры вы любите играть? Вот и Кузя – герой компьютерных игр, решил с вами поиграть, но с компьютером случилось несчастье, поселился вирус. И вылечить его сможем только мы, правильно выполняя задания.
— Как вы считаете, какое по цели высказывания предложение лучше всего составить из этих слов?
Слайд. ты, любить, выходные, как, проводить, дни
Слайд. Проверка. Как ты любишь проводить выходные дни? (Вопросительное).
— Запишите его и подчеркните главные члены предложения.
— Выполним анализ как частей речи двух имен из этого предложения.
* У доски.
Выходные – им. прил. ; какие?4 призн. предм.
– выходной.
Во мн. , в вин.
Дни – сущ. ; что?; предм.
– день.
, 2-го скл.
— У слова какой части речи есть постоянные признаки? Какие?
— Почему их так называют?
— Анализ какого еще слова, как части речи мы можем выполнить? (любишь)
-Какие признаки вы можете перечислить характеризуя глагол? Как вы думаете, какой еще признак вы теперь умеете определять? (спряжение)
Постановка темы и целей урока
— Какой же мы пункт добавим в памятку характеристики глагола? Что же мы дополняем? (спряжение)
— Проверим, согласен ли с нами учебник?
Слайд. *Образец анализа глагола стр. 43 учебника.
— Чему же будем учиться на уроке? Какую цель поставим перед собой?
— Проведем анализ глагола любить из предложения.
Любишь – гл. ; что делаешь?; действ.
– любить.
2 спр.
В наст. , в ед. , во 2-м л.
* Упражнение 447 стр
— Выписать из 2-го предложения глаголы с безударными личными окончаниями и дать их характеристику.
Не обид*м – гл. ; что сделаем?; действ.
– не обидеть.
2 спр. – искл.
В буд. в, во мн. ч, в 1-м л.
* Упражнение 448 стр
— Списать предложения, обозначить границы.
Ты читаешь книги? А какую последнюю книгу ты прочитала?
-Найдем имя прилагательное и укажем падеж. Выполним анализ глагола со знакомой вам приметой. Какой это глагол? ( прочитала)
— А как изменяются глаголы прошедшего времени? (В ед. ч по родам).
— Как называются их окончания? (родовые).
_ А что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)
*Вопрос Тома стр. 43 учебника.
*Чтение сообщения стр. 44 учебника.
Письмо по памяти.
Вороб?и по пров*дам
Скач*т и хохоч*т.
Верно, строч?ки телеграм*
Но*ки им щекоч*т.
— Что мы сегодня на уроке дополнили? (памятку). Какой пункт внесли? (спряжение). Можно ли у глаголов прошедшего времени определить спряжение? Как это сделать?
VII. Домашнее задание.
— Вот мы и вылечили компьютер, теперь он все правильно показывает. Проверьте.
Слайд. Упражнение 450, сведения на стр.
следнюю книгу ты прочитала? ицы. зударными личными окончаниями и дать их характеристику.
Урок 1. Воспоминание о лете
Урок 1воспоминание о лете
Цель: развивать умение учащихся работать с учебником.
Организационный момент.
Знакомство с новым учебником.
– Прочитайте название учебника.
– О чем говорит его название?
Чтение текста с обращением авторов к ребятам.
– Кто будет вместе с нами изучать части речи в этом году?
– Давайте вместе с ними вспомним условные обозначения, которые будут встречаться нам на уроках. (Учитель показывает выполненное на альбомном листе условное обозначение, а ребята вспоминают, что оно обозначает
– Все эти знаки вы можете найти на с. 4 учебника.
Разгадывание кроссворда.
– Найдите страничку, где можно вспомнить о правописании словарных слов, которые выучили в 1 и 2 классах. Отгадайте кроссворд и правильно впишите словарные слова.
– Зимой беленький,
А летом серенький.
– В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
– Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
– Одурачить простачков
Пригласили червячков.
– Выпуча глаза следит,
Не по-русски говорит.
– К какому времени года можно отнести все эти слова? (Лето
– Какие ассоциации вызывает у вас слово лето?
– Запишите эти слова в столбик.
– Что можно сказать о словах? (Синонимы
– Что такое синонимы? (Тетрадь-задачник № 1, с
– У кого отдых не удался? Какие слова они запишут во II столбик? Как эти слова можно назвать по отношению к словам I столбика? (Антонимы
– Все эти слова пришли к нам в речь из разных языков, но нам всем понятен их смысл. Сегодня мы познакомимся еще с одним словом из французского языка. Отгадайте его:
Многолюден, шумен, молод, под землей грохочет город.
А дома с народом тут вдоль по улице бегут.
Метро – это городская электрическая железная дорога.
– Подберите синонимы к слову метрополитен.
– Составьте устно предложение с этим словом.
– Иногда, произнося даже всем известные слова, люди допускают ошибки, поэтому сегодня на уроке мы поговорим именно об этом.
Актуализация опорных знаний.
– Давайте более точно определим тему урока. (Дети предлагают: «Говори точно», «Говори правильно» и т. Вместе с учителем выбирают тему: «Говори точно и правильно»
– Итак, какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Говорить точно, ставить правильно ударения в словах и т
– Маленькие детки часто произносят неправильно слова. Давайте вместе исправим их ошибки.
Вывод: Надо четко произносить все звуки, тогда будет понятен смысл слов.
– А почему мальчик не понял, что ему прописал доктор, вы догадаетесь?
Мальчик. Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. (Берет бутылочку с лекарством и читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи». Начинает пищать. Вбегает мама
Мама. Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
Обсуждение сценки учениками.
Вывод (делают ребята): От перестановки ударения может меняться смысл слова.
– Объясните значение. (Запись на доске
Кóсит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
Формирование новых знаний.
Придумайте предложения со следующими словами:
окуни – окуни
капель – капель
Наш давний друг Антон просит у Вас помощи. Его попросили в домашнем задании исправить ошибки, а он не может их найти.
Работа в группах.
(На карточках записаны предложения. Ребята ищут ошибки и исправляют их
(Ученики доказывают правильность своих предположений
Вывод: Нельзя повторять в предложении одинаковые по смыслу слова.
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
Урок 4. Какие есть значения у слова
Урок 4какие есть значения у слова
Цель: развивать умение сопоставлять слова, разбирать их по составу, выделять основу.
– Какие опасности письма встретились в тексте?
– Сможете ли их решить во время «Орфографической минутки»?
III. Орфографическая минутка.
ловой, к. рмить, лё. чик, сл. нёнок, д. ла, б. ковой, голу. ь, шу. ка, м. стить, сл. жить.
– На какие две группы можно разделить слова? (Гласные и согласные
– Попробуйте разделить на три группы. (Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия
– Скажите, из каких слов можно составить пару? (Деловой – дела
– Почему? (Это родственные слова
– Какие слова называются родственными?
– Где кроется «секрет» родственных слов?
– Выделите «корень».
– А наш Антон тоже нашел пару:
– Прав ли он?
Вывод: Корень слова – значимая часть,
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
– Что значит подобрать однокоренные слова?
Игра «Найди родственника».
Запись на доске: белка, беленький, белить
водяной, вода, водить
лист, лиса, лисёнок
– Выполните упр. 16, 17.
– Разберите эти слова по составу.
– Только ли в корне скрывается смысл слова?
– Какие еще части слова помогают понять смысл?
Изучение нового материала.
Знакомство с правилом на с. 10 учебника.
– Что в этом сообщении для вас новое? (Основа слова
– Так что же такое основа слова?
Мы шли, шли, шли
И грибок нашли.
Раз – грибок, два – грибок,
Положили в кузовок.
Игра «Помоги Антону вставить основу».
– Какой смысл у каждой из основ?
– Что составляет основу?
– Как вы понимаете выражение «значение основы слова»?
– Понаблюдайте за основами. Изменилось ли в парах слов значение основы?
Урок 5. Какие есть значения у слова
Урок 5какие есть значения у слова
Цель: развивать умение находить основу в словах.
– Составим «чепушину» из словарных слов.
– Одно слово мы никак не можем подобрать. Но вы его попробуйте отгадать:
Дождем умыто, росами,
Во всей своей красе,
Шоссе – дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. Это слово заимствовано из французского языка.
– Представим себя немного поэтами и подберем подходящие по смыслу слова.
Часть слова, которая изменяется,
_____________ называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы ___________.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Игра «Почтальон».
Даны слова: дома, реки, поля, грибы, руки, звери.
(Разнеси письма, ставя слова во множественном числе
Самостоятельная работа (упр. 29).
– Какими способами вы решали орфографические задачи: одинаково ли устроены слова?
Корень – это:
а) главная значимая часть слова;
б) главная, но не значимая часть слова.
Основа – это:
а) все слово без окончания;
б) все слово без приставки.
Чтобы найти корень, надо:
а) изменить форму слова;
б) надо подобрать однокоренные слова.
– Приготовьтесь рассказать о тех значениях слов, которые передаются их основами.
Подробное описание
Данное пособие предлагает разработки уроков русского языка в 4 классе для учителей, работающих по учебнику М. Соловейчик, Н. Кузьменко «К тайнам нашего языка».
В пособии представлен дополнительный материал в помощь учителю.
Для развития мышления учащихся в уроки вводятся более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на сравнение, группировку, обобщение; предлагаются карточки для индивидуальной работы, дифференцированные задания.
В игровой форме предлагается организация речевой деятельности детей, вооружение их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.
Для раскрытия творческих возможностей каждого ученика включена работа с различными видами сочинений, изложений, диктантов.
Чтобы сделать изучение родного языка более интересным, в разработки уроков включены дидактические игры, занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки), которые способствуют обогащению запаса знаний, развитию познавательных интересов, активизируют мышление, внимание, память, интерес к результату.
Используемые способы и приемы признаны более активно включать детей в работу над их собственным интеллектуальным развитием, формировать бережное отношение к родному языку.
Перечень заданий, предложенных для одного урока, предполагает выборочное их использование на усмотрение учителя.
В пособие включено поурочное планирование программного материала.
Пособие адресовано преподавателям начальной школы. Собранный материал может быть использован на уроках русского языка, а также во внеклассной работе по предмету.