4 Класс
- 277 picture 1

Поурочные разработки уроков по русскому языку 4 класс канакина горецкий

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Поурочные планы по учебнику М. Соловейчик, Н. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Русский язык. 4 класс : поурочные планы по учебнику М. Соловейчик, Н. Кузьменко «К тайнам нашего языка» : 1-е полугодие / Е. Макашова. — Волгоград : Учитель, 2007 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат детской литературы). — 237 с. ; 22 см. — (Начальная школа). ; ISBN 978-5-7057-1184-0

(Начальная школа)
Шифр хранения:
GR ПЕД.

Описание

ЗаглавиеРусский язык. 4 класс : поурочные планы по учебнику М. Соловейчик, Н. Кузьменко «К тайнам нашего языка» : 1-е полугодие Дата поступления в ЭК21. 2007
КаталогиКниги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственностиЕ. Макашова Выходные данныеВолгоград : Учитель, 2007 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат детской литературы) Физическое описание237 с. ; 22 см Серия(Начальная школа) ISBNISBN 978-5-7057-1184-0
ЯзыкРусский
Места храненияGR ПЕД.

Тема: Дополняем памятку характеристики глагола.

Цели: 1. Сформировать понятие о необходимости дополнения памятки характеристики глагола;

Совершенствование умения определять спряжение глагола и роль в предложении;

воспитание интереса, внимания к русскому языку.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник русского языка.

Чистописание. Подведение к проблеме

— Для аккуратности в тетради и красивых записей, проведем чистописание.

ешь ишь ет ит ут ют ат ят

— Узнали сочетания букв?

— А почему они написаны разным цветом?

III. Опора на знания учащихся

— Назовите окончания глаголов I спряжения? II спряжения?

— Когда мы можем «смело» писать личное окончание глагола и сразу определить спряжение? (Если окончание ударное

— А если личное окончание глагола безударное, как же его написать? (Нужно определить спряжение

— А как определить спряжение, если мы сомневаемся в выборе гласной? (Поставить глагол в неопределенную форму, по суффиксу перед ть узнать спряжение

Слайд. — Сейчас, от слов обед, черный, победа образуем глаголы  в неопределенной форме, а затем запишем глаголы в форме 3-го лица ед. Прежде чем записать, объясним известные орфограммы.

* Тетрадь (3 столбика)

обед                        обедать                            обедает

черный                    чернеть                            чернеет

победа                    победить                           победит

Слайд. Проверка.

— Определим спряжение глаголов.

Работа по теме урока.

Работа с деформированным предложением.

— Ребята, какой у вас самый любимый день недели? Почему?

— В какие игры вы любите играть? Вот и Кузя – герой компьютерных игр, решил с вами поиграть, но с компьютером случилось несчастье, поселился вирус. И вылечить его сможем только мы, правильно выполняя задания.

— Как вы считаете, какое по цели высказывания предложение лучше всего составить из этих слов?

Слайд. ты, любить, выходные, как, проводить, дни

Слайд. Проверка. Как ты любишь проводить выходные дни? (Вопросительное).

— Запишите его и подчеркните главные члены предложения.

— Выполним анализ как частей речи двух имен из этого предложения.

* У доски.

Выходные – им. прил. ; какие?4 призн. предм.

– выходной.

Во мн. , в вин.

Дни – сущ. ; что?; предм.

– день.

, 2-го скл.

— У слова какой части речи есть постоянные признаки? Какие?

— Почему их так называют?

— Анализ какого еще слова, как части речи мы можем выполнить? (любишь)

-Какие признаки вы можете перечислить характеризуя глагол? Как вы думаете, какой еще признак вы теперь умеете определять? (спряжение)

Постановка темы и целей урока

— Какой же мы пункт добавим в памятку характеристики глагола? Что же мы дополняем? (спряжение)

— Проверим, согласен ли с нами учебник?

Слайд. *Образец анализа глагола стр. 43 учебника.

— Чему же будем учиться на уроке? Какую цель поставим перед собой?

— Проведем анализ глагола любить из предложения.

Любишь – гл. ; что делаешь?; действ.

– любить.

2 спр.

В наст. , в ед. , во 2-м л.

* Упражнение 447 стр

— Выписать из 2-го предложения глаголы с безударными личными окончаниями и дать их характеристику.

Не обид*м – гл. ; что сделаем?; действ.

– не обидеть.

2 спр. – искл.

В буд. в, во мн. ч, в 1-м л.

* Упражнение 448 стр

— Списать предложения, обозначить границы.

Ты читаешь книги? А какую последнюю книгу ты прочитала?

-Найдем имя прилагательное и укажем падеж. Выполним анализ глагола со знакомой вам приметой. Какой это глагол? ( прочитала)

— А как изменяются глаголы прошедшего времени? (В ед. ч по родам).

— Как называются их окончания? (родовые).

_ А что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)

*Вопрос Тома стр. 43 учебника.

*Чтение сообщения стр. 44 учебника.

Письмо по памяти.

Вороб?и  по пров*дам

Скач*т и хохоч*т.

Верно, строч?ки телеграм*

Но*ки им щекоч*т.

— Что мы сегодня на уроке дополнили? (памятку). Какой пункт внесли? (спряжение). Можно ли у глаголов прошедшего времени определить спряжение? Как это сделать?

VII. Домашнее задание.

— Вот мы и вылечили компьютер, теперь он все правильно показывает. Проверьте.

Слайд. Упражнение 450, сведения на стр.

следнюю книгу ты прочитала? ицы. зударными личными окончаниями и дать их характеристику.

Урок 1. Воспоминание о лете

Урок 1воспоминание о лете

Цель: развивать умение учащихся работать с учебником.

Организационный момент.

Знакомство с новым учебником.

– Прочитайте название учебника.

– О чем говорит его название?

Чтение текста с обращением авторов к ребятам.

– Кто будет вместе с нами изучать части речи в этом году?

– Давайте вместе с ними вспомним условные обозначения, которые будут встречаться нам на уроках. (Учитель показывает выполненное на альбомном листе условное обозначение, а ребята вспоминают, что оно обозначает

– Все эти знаки вы можете найти на с. 4 учебника.

Разгадывание кроссворда.

– Найдите страничку, где можно вспомнить о правописании словарных слов, которые выучили в 1 и 2 классах. Отгадайте кроссворд и правильно впишите словарные слова.

– Зимой беленький,

А летом серенький.

– В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет.

– Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

– Одурачить простачков

Пригласили червячков.

– Выпуча глаза следит,

Не по-русски говорит.

– К какому времени года можно отнести все эти слова? (Лето

– Какие ассоциации вызывает у вас слово лето?

– Запишите эти слова в столбик.

– Что можно сказать о словах? (Синонимы

– Что такое синонимы? (Тетрадь-задачник № 1, с

– У кого отдых не удался? Какие слова они запишут во II столбик? Как эти слова можно назвать по отношению к словам I столбика? (Антонимы

Выполнение упр.

– Дополните ваши столбики этими словами.

Анализ написанных слов, букв.

– Какие получились удачно? (Правописание «плохих», «забытых» букв

Работа с учебником.

– Прочитайте рассказ мальчика о том, как он отдыхал летом (упр.

– Определите, текст это или нет. Почему?

Текстом можно назвать предложения, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.

– Перед сложной работой давайте отдохнем.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди!

Да смотри не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый!

– Вам предстоит поработать корректорами.

– Понравился ли тебе текст? Почему?

– Запишите получившийся рассказ.

III. Итог урока.

– Какие советы вы бы дали второклассникам о том, как писать грамотно и красиво?

 Домашнее задание: упр.

– Не забудьте воспользоваться этими советами.

Урок 2. Воспоминание о лете. Обучение написанию текста-описания

Урок 2воспоминание о лете. обучение написанию текста-описания

Цель: учить составлять рассказ по определенной теме, искать логику в передаче содержания текста.

Подготовка к написанию текста.

На доске фотографии ребят, посвященные летнему отдыху.

– По фотографиям видно, что вы любите путешествовать. Где побывали вы за дни летних каникул?

– О каком особо интересном случае вам хотелось бы рассказать? Почему?

– Давайте попробуем создать книжку о самых интересных событиях, происходящих с вами летом.

– Для этого возьмите альбомные листы, пусть каждый оформит в течение нашего урока свою страничку.

– Что пригодится нам для оформления? (Заглавие, сам текст, рисунок

– Что должно отражать заглавие текста?

– Придумайте и запишите свое заглавие.

Описание – это текст. То есть все предложения объединены темой и выражают общую идею. И, как любой текст, все записывается по определенным правилам:

Основная часть.

– О чем можем рассказать в I части?

– В какой части будем рассказывать о главном событии?

– Что опишем в заключительной части?

На доске записывается план:

Где я отдыхал летом.

Какое событие мне запомнилось.

Какие чувства я испытал.

Во время работы помните, что если не можете решить орфографическую задачу, то оставляйте «окошки», а сейчас немного отдохнем.

Аист делает зарядку

То вприпрыжку, то вприсядку.

Осьминог надел перчатки,

А тюлень удрал с площадки.

(Под стихотворение выполняются физические упражнения

III. Работа над текстом-описанием на черновиках.

а) Прослушивание работ. Игра «Корректоры».

б) Работа над рисунком.

– Вы дома еще откорректируете свой текст, а рисунок к нему выполним сейчас. (Звучит музыка, дети рисуют

 Домашнее задание: оформить текст-описание на альбомном листе.

– Мы с вами продолжим собирать в нашу «копилку» лучшие ваши работы, поэтому постарайтесь написать все красиво и грамотно.

Урок 3. Правильно и точно

Урок 3правильно и точно

Цель: совершенствовать умения правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударения в них.

Проверка домашнего задания.

Чтение получившихся сочинений.

Выбор лучших работ.

– Чьи работы можно отправить в нашу «копилку»?

III. Словарная работа.

Багаж, аллея, билет, вагон, картошка, кровать, магазин, метро.

– Все эти слова пришли к нам в речь из разных языков, но нам всем понятен их смысл. Сегодня мы познакомимся еще с одним словом из французского языка. Отгадайте его:

Многолюден, шумен, молод, под землей грохочет город.

А дома с народом тут вдоль по улице бегут.

Метро – это городская электрическая железная дорога.

– Подберите синонимы к слову метрополитен.

– Составьте устно предложение с этим словом.

– Иногда, произнося даже всем известные слова, люди допускают ошибки, поэтому сегодня на уроке мы поговорим именно об этом.

Актуализация опорных знаний.

– Давайте более точно определим тему урока. (Дети предлагают: «Говори точно», «Говори правильно» и т. Вместе с учителем выбирают тему: «Говори точно и правильно»

– Итак, какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Говорить точно, ставить правильно ударения в словах и т

– Маленькие детки часто произносят неправильно слова. Давайте вместе исправим их ошибки.

Вывод: Надо четко произносить все звуки, тогда будет понятен смысл слов.

– А почему мальчик не понял, что ему прописал доктор, вы догадаетесь?

Мальчик. Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. (Берет бутылочку с лекарством и читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи». Начинает пищать. Вбегает мама

Мама. Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

Обсуждение сценки учениками.

Вывод (делают ребята): От перестановки ударения может меняться смысл слова.

– Объясните значение. (Запись на доске

Кóсит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

Формирование новых знаний.

Придумайте предложения со следующими словами:

окуни – окуни

капель – капель

Наш давний друг Антон просит у Вас помощи. Его попросили в домашнем задании исправить ошибки, а он не может их найти.

Работа в группах.

(На карточках записаны предложения. Ребята ищут ошибки и исправляют их

(Ученики доказывают правильность своих предположений

Вывод: Нельзя повторять в предложении одинаковые по смыслу слова.

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

Урок 4. Какие есть значения у слова

Урок 4какие есть значения у слова

Цель: развивать умение сопоставлять слова, разбирать их по составу, выделять основу.

– Какие опасности письма встретились в тексте?

– Сможете ли их решить во время «Орфографической минутки»?

III. Орфографическая минутка.

ловой, к. рмить, лё. чик, сл. нёнок, д. ла, б. ковой, голу. ь, шу. ка, м. стить, сл. жить.

– На какие две группы можно разделить слова? (Гласные и согласные

– Попробуйте разделить на три группы. (Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия

– Скажите, из каких слов можно составить пару? (Деловой – дела

– Почему? (Это родственные слова

– Какие слова называются родственными?

– Где кроется «секрет» родственных слов?

– Выделите «корень».

– А наш Антон тоже нашел пару:

– Прав ли он?

Вывод: Корень слова – значимая часть,

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

– Что значит подобрать однокоренные слова?

Игра «Найди родственника».

Запись на доске: белка, беленький, белить

водяной, вода, водить

лист, лиса, лисёнок

– Выполните упр. 16, 17.

– Разберите эти слова по составу.

– Только ли в корне скрывается смысл слова?

– Какие еще части слова помогают понять смысл?

Изучение нового материала.

Знакомство с правилом на с. 10 учебника.

– Что в этом сообщении для вас новое? (Основа слова

– Так что же такое основа слова?

Мы шли, шли, шли

И грибок нашли.

Раз – грибок, два – грибок,

Положили в кузовок.

Игра «Помоги Антону вставить основу».

– Какой смысл у каждой из основ?

– Что составляет основу?

– Как вы понимаете выражение «значение основы слова»?

– Понаблюдайте за основами. Изменилось ли в парах слов значение основы?

Урок 5. Какие есть значения у слова

Урок 5какие есть значения у слова

Цель: развивать умение находить основу в словах.

– Составим «чепушину» из словарных слов.

– Одно слово мы никак не можем подобрать. Но вы его попробуйте отгадать:

Дождем умыто, росами,

Во всей своей красе,

Шоссе – дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. Это слово заимствовано из французского языка.

– Подберите однокоренные слова. (Шоссейка, шоссейный

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

– Найдите основу этих слов.

– Вспомните, что такое основа и ее значение.

III. Закрепление изученного материала.

– Представим себя немного поэтами и подберем подходящие по смыслу слова.

Часть слова, которая изменяется,

_____________ называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы ___________.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

Игра «Почтальон».

Даны слова: дома, реки, поля, грибы, руки, звери.

(Разнеси письма, ставя слова во множественном числе

Самостоятельная работа (упр. 29).

– Какими способами вы решали орфографические задачи: одинаково ли устроены слова?

Корень – это:

а) главная значимая часть слова;

б) главная, но не значимая часть слова.

Основа – это:

а) все слово без окончания;

б) все слово без приставки.

Чтобы найти корень, надо:

а) изменить форму слова;

б) надо подобрать однокоренные слова.

– Приготовьтесь рассказать о тех значениях слов, которые передаются их основами.

Подробное описание

Данное пособие предлагает разработки уроков русского языка в 4 классе для учителей, работающих по учебнику М. Соловейчик, Н. Кузьменко «К тайнам нашего языка».

В пособии представлен дополнительный материал в помощь учителю.

Для развития мышления учащихся в уроки вводятся более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на сравнение, группировку, обобщение; предлагаются карточки для индивидуальной работы, дифференцированные задания.

В игровой форме предлагается организация речевой деятельности детей, вооружение их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.

Для раскрытия творческих возможностей каждого ученика включена работа с различными видами сочинений, изложений, диктантов.

Чтобы сделать изучение родного языка более интересным, в разработки уроков включены дидактические игры, занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки), которые способствуют обогащению запаса знаний, развитию познавательных интересов, активизируют мышление, внимание, память, интерес к результату.

Используемые способы и приемы признаны более активно включать детей в работу над их собственным интеллектуальным развитием, формировать бережное отношение к родному языку.

Перечень заданий, предложенных для одного урока, предполагает выборочное их использование на усмотрение учителя.

В пособие включено поурочное планирование программного материала.

Пособие адресовано преподавателям начальной школы. Собранный материал может быть использован на уроках русского языка, а также во внеклассной работе по предмету.