4 Класс

Подвиги Ильи Муромца 4 класс

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Дана задача, где нам необходимо узнать подвиги Ильи Муромца. Этот легендарный воин провел интересную и долгую жизнь, где победил немало злодеев и одержал победу во многих боях. Расскажем вам о трёх подвигах Ильи Муромца:

  • Илья и Соловей-разбойник;
  • Илья и царь Калин;
  • Избавление град Киев от Идолища поганого.

Поражение Соловья — разбойника

Однажды Илья Муромец хотел проложить дорогу по дремучему лесу, он расчищал дорогу своей дубиной, сшибая деревья. Как только воин дошел до речки, увидел на другом берегу реки Соловья — разбойника, который кричал ему: «Какой невежа ходит по моему лесу?» Соловей — разбойник начал пугать нашего богатыря, свистел и рычал, но Муромец не испугался, достал лук и запустил стрелу в разбойника. Раненый Соловей — разбойник упал без сил, а богатырь привязал его к седлу лошади и повез в Киев. В Киеве Илья Муромец показал разбойника князю Владимиру, после чего Соловей лишился головы.

Илья и царь Калин

Как — то разругался Илья Муромец с князем Владимиром, после чего, князь запер богатыря в темнице. Но тут случилось горе, татарский царь Калин начал войну против Руси. Князю Владимиру ничего не оставалось, кроме как спуститься к великому богатырю и попросить у него помощи. Богатырь быстро собрался, после того, как князь умолял его на коленях, и помчался к татарскому лагерю.

А царь Калин, не знал о богатыре Русском и начал его оскорблять. Илья очень рассердился на татарина, взял его за ногу и начал бить им армию врага. После того, как одержал победу над татарами, Илья Муромец отрубил голову царю и направился в Киев.

Избавление Киева от Идолища поганого

При отъезде Ильи Муромца, проверять границы Руси, захватил город Киев Идолище поганое. Узнав об этом, Илья возвращается в город, обувается в простую одежду и идет в город просить милостыню, где его поймали и привели к Идолищу. Он богатыря не узнал и начал перед ним хвастаться, так же унижая богатыря разными словами. Когда терпение у Ильи кончилось, он взял его и расшиб о каменный пол, перебил всех его слуг, а после продолжил свое путешествие по Руси.

Россия — это монумент, на котором резцом истории запечатлены рельефные лица эпических героев страны. Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув берега. На этих берегах взросли предания многоликой, но монолитной нации.

О ее спасителях, ратоборцах – о тех, кто силой своего духа и мускулов, своей верой в победу и в высшую миссию создали мир, в котором мы живем.

Из того ли из города, из Мурома, из того села да Карачарова выезжал удаленький, дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, а к обедне поспевал в Стольный Киев Град. Кто же он Илья Муромец – былинный богатырь, миф или часть нашей истории, чье же тело покоится в монастырских пещерах Киева, с кем же на самом деле мог сражаться легендарный герой и кто же одолел его в последнем бою? Чтобы найти ответы на вопросы, нужно отправиться по местам, связанным с жизнью и подвигами великого богатыря.

История жизни

Из всех древнерусских богатырей Илья Муромец вне конкуренции по яркости образа и близости к народу. Вот уже 1000 лет каждому жителю нашей страны известно о том, как боролся Илья Муромец с различной нечистью вроде Соловья-разбойника или Тугарина Змея.

Хотя события богатырской жизни относятся к XII-XIII векам, легендарным образ Ильи Муромца стал только несколько столетий спустя, когда герой обрел свою литературную каноничность и легко узнаваемый имидж, а заодно и определилось место его боевой славы.

7 мая 1594 года на пороге Софийского Собора появился барон Эрих Лясото. Этот дипломат прибыл сюда по поручению короля Германии, императора Священной Римской империи Рудольфа II. Правитель увлекался магией и таинственными культами, так что, помимо посольской миссии, Лясото должен был собрать информацию мистического характера.

В собор его привел рассказ о некоем волшебном зеркале, с помощью которого можно было узнать все, о чем думают другие люди. Вместо этого прообраза современного планшетного гаджета Лясото нашел здесь нечто совсем иное. «С внешней стороны церкви, – сообщал Лясото, в своем дневнике. – Была гробница Ильи Муромца, он был знатным героем или, как говорят, богатырем. Рассказывают о нем много басен, гробница эта теперь разрушена».

Мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре

В своих последующих записях Лясото добавляет, что мощи Ильи Муромца (именно о нем шла речь) находятся в Киево-Печерской Лавре. В Лавре его знали совсем под другим именем, тут его называли – Чеботок (сапожок). Получил он это прозвище при весьма героических обстоятельствах. По легенде враги напали на Муромца, когда тот обувался. Злодеи рассчитывали, что Илья не успеет выхватить оружие, но в буквальном смысле, не на того напали. Он разделался с ними именно этим не надетым сапогом, отсюда и получилось это забавное прозвище.

Былинный богатырь русский Илья Муромец – образ в кино

В крепкой руке даже сапог мог быть опасней меча, а у Ильи Муромца силушка была как раз богатырская, а ярость и доблесть ратника. Но может быть, все, что говорили об Илье Муромце – это чистый миф, созданный народной молвой, склонной к преувеличенным гиперболам, без которых не обходятся сказания седой старины.

Если искать аналогии в наше время, то можно сказать, что Илья Муромец был супергероем и вполне мог стать персонажем какого-нибудь популярного комикса или кино-франшизы вроде Человека-паука, Бэтмена и супермена, но в отличие от всей этой теплой компании американских мутантов, наш герой был фигурой абсолютно реальной.

Киево-Печерская лавра и ее секреты

Киево-Печерская лавра начиналась не с храмов на земле, Печерская – значит, в пещерах и в XI веке основатели монастыря уходили от мира и дневного света в подземелье.

Со временем иноки стали жить и наверху, а пещеры стали местом погребения насельников Лавры, среди которых были и первые на Руси врачеватели, ученые, первый отечественный историк Нестор Летописец и монах Илья из Мурома.

Сейчас мощи Ильи Муромца покоятся в Киево-Печерской Лавре – того самого героя, ставшего эпическим мифом, прямым воплощением силы русского человека. Но если быть честным, все, что мы знаем о лежащем в этом склепе, дошло до нас вовсе не из летописей, документов или упоминаний современников, а исключительно из былин.

Термин «былины», «сказание» каким мы понимаем его сегодня, не такой уж и древний, он появился лишь в XIX веке, зато в древнерусском языке слово «былина» означало то, что было, то есть факт.

«Часть ученых склоняется к тому, что он подвязался здесь в самом начале, при возникновении Печерской обители. Мог погибнуть при отражении набега одного из половецких ханов, об этом пишет Киево-Печерский патерик. Другие ученые склоняются к тому, что Илья жил на столетие позже, в те времена, которые описаны в эпосе о походе князя Игоря на борьбу с половцами, что тогда он с ними сражался и после ран пришел в монастырь», – Игуменья Серафима, автор книги «История Киево-Печерской Лавры».

В 1989 году научный отдел истории пещер Государственного историко-культурного заповедника Киево-Печерской Лавры обратился в московское бюро судебно-медицинской экспертизы с просьбой о воссоздании образов некоторых людей, чьи мощи хранились в ближних и дальних пещерах.

«Останки мощей Ильи Муромца были доставлены в бюро судебно-медицинской экспертизы. Были сделаны рентгенограммы головы в двух проекциях: анфас и профиль», – Сергей Никитин автор книги «История Киево-Печерской Лавры».

Используя собственные уникальные методики, Сергей Никитин реконструировал облик Ильи Муромца и создал его скульптурный портрет. При этом выяснилось, что наш герой обладал монголоидными чертами лица.

Воссозданный скульптурный образ Ильи Муромца

«Мы мягкие ткани не освобождали, но там читаются, конечно, определенные признаки монголоидной расы, то есть это большой скуловой диаметр, некоторое плющение носового отдела. Но для того чтобы однозначно определить, насколько выражены монголоидные признаки у Ильи Муромца или мужчины, к которому приписывают Илью Муромца, нужно освободить мягкие ткани или с помощью сканирования, томографии получить точную копию черепа пластикового», – Сергей Никитин.

Возраст покойного патологоанатомы определили как 40–45 лет, в те далекие времена это возраст преклонного старца. Однако исследование останков показало, что и по нынешним меркам, этот человек отличался поистине богатырским сложением.

Рентгеновский снимок черепа Ильи Муромца

На рентгене видно – первое, что бросается в глаза, это очень толстые кости черепа. Они превышают нормальную толщину примерно раза в полтора, это о многом говорит. Череп с такой толщиной мог выдержать удар значительной силы, который с легкостью проломил бы череп обычному человеку. Можно сказать, что это череп жизнеспособного человека, очень жизнеспособного. При осмотре рентгенограммы черепа каких-либо повреждений не видно.

Когда погиб Илья Муромец?

Вторая половина XII века выдалась неспокойной для Киева. Та самая феодальная междоусобица из школьных учебников выглядела так: с 1169 по 1181 год, всего за 12 лет, в Киеве сменилось 18 князей –это в среднем по три князя в два года. В 1203 году Киев берет Андрей Боголюбский со своими многочисленными братьями. Этот боголюбивый князь к ближним своим отнесся без особой любви. Жесткость штурмов впечатляла даже средневековое общество. Существует мнение, что именно тогда и погиб наш былинный герой.

Щита у Ильи не было, нападавшим удалось сбить его с ног, он не устоял или удар был чудовищной силы. После падения один из врагов пригвоздил ножом левую ладонь богатыря к земле, а второй сверху пронзил его сердце копьем. А может быть, дело было не в силе врагов, а в том, что подвела Муромца старая болезнь.

Один из самых известных эпизодов легендарной биографии относится еще к догероической жизни богатыря. Все знают, что Илья был тяжело болен и сиднем сидел 30 лет и 3 года. Былины утверждают, что наполовину парализованного калеку исцелили прохожие, некие странствующие чародеи.

Чудодейственное исцеление Ильи Муромца

Но разве так бывает? Разве это не миф, не желание вызвать удивление? Так и хочется сказать: возможно, это какой-то сказитель придавал излишний драматизм, играя с доверчивой народной душой. Какой-то древний беллетрист или художник хотел поразить читателей народного клуба, воспевавшего Илью, крутым поворотом сюжета.

Отростки на позвонках Ильи Муромца

Впрочем, медицинская карта-былина подтверждается еще и современным эпикризом. Он был дан еще в 1988 году, когда комиссия Минздрава УССР произвела экспертизу останков Ильи Муромца. Рентгенологические исследования обнаружили, что при жизни этот человек болел спондилоартрозом, который серьезно ограничивал подвижность ног.

Тогда же было обнаружено искривление позвоночника в правом поясничном отделе и отмечены очевидные дополнительные отростки на позвонках.

Кочевники эпохи Муромца

На берегу Днепра тысячи лет назад было укрепление. Вдали за рекой загорались огни опасного дикого поля – оттуда исходила угроза миру русских княжеств. С юга и Востока на эти богатые земли лезли полчища голодных кочевников: печенегов, половцев, хазар. Радикально решить проблему постоянного военного положения никак не получалось.

Ну, чем не сюжет для создателей современных фантастических фильмов: здесь – хорошие (свои), там – плохие (чужие), дикие, агрессивные, живущие, как на другой планете. Избавить землю от них под силу только супергерою, и Киев XII века отчаянно нуждался в таком сверхчеловеке.

Сам Илья к власти не стремился, он искал, кому послужить и свою силушку былинную хотел сделать чудо-оружием для князя Владимира. Это символично: Владимир – светоч христианства и тоже былинный герой, а в народном сознании – почти божество – Владимир Красно Солнышко.

Владимир Красно Солнышко

Православие в Киевской Руси начало утверждаться при его правлении: согласно летописи в 987 году Владимир Святославович посоветовался с боярами и решил крестить весь свой народ по закону греческому.

Князь Владимир Красно Солнышко

Значит, годы жизни Ильи Муромца относятся к X веку. В книге Тератургима (по-гречески – чудеса), отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры в 1638 году, в этом собрании Жития Святых угодников, есть строки, посвященные Илье.

Смысл их таков: «Зря именуют Илью Чеботком, так как действительно истинно он не кто иной, как Муромец». В Тератургиме указывается время жизни героя за 450 лет до того времени. Имея дату выпуска книги, нетрудно установить и особую дату – 1188 г.

Здесь, в Киево-Печерской Лавре, трепетно берегут сведения о своих чудотворцах. По церковным традициям считают, что Илья из Мурома жил в XII веке, а по церковному календарю день его памяти – 19 декабря по старому стилю, или 1 января по-новому. Но тогда, как же быть с утверждением, что Муромец служил князю Владимиру – неужели миф?

Этому есть простое объяснение: если к какому-то князю Владимиру в Киев и стремился Илья Муромец, то никак не к Владимиру Красно Солнышко, а к Владимиру Мстиславовичу, который дважды добивался здесь власти и оба раза удерживал по году, в 1167 и 1171 г. Все это были времена княжеских междоусобиц, когда первые лица государства не гнушались ни зарезать, ни удушить, ни по-тихому отравить ближайших родственников.

Так и нападали друг на друга из года в год, желая получить заветный богатый Киев. Так что, путь в главный город древнерусской истории из Мурома был неимоверно опасен и связан с тем, что в окрестных лесах промышляли банды разбойников – это были профессиональные воины. Здесь на таком крутом маршруте произошел, пожалуй, один из самых важных эпизодов биографии былинного богатыря – то, что потом народные сказители занесут в его богатое резюме.

Соловей-разбойник – Одихмантьев сын

«Ой, ты гой еси, Илья Муромец, прямая дорожка непроста стоит, поросла дорога лесами брянскими, протекала здесь речка Смородина, еще на дороге Соловей-разбойник сидит на тридевяти дубах, сидит 30 лет».

Сказочный образ Соловья-разбойника

Что же ты за чудище такое, и существовал ли у него реальный прототип? Фигура Соловья очень сложна. С одной стороны, это однозначно разбойник, который перекрывал дорогу прямоезжею – это связывают с печенегами, а потом и с половцами, которые грабили купцов, именно на торговых путях. С другой стороны, известен вот такой оригинальный былинный сюжет, где не кто иной, как Соловей, Одихмантьев сын, стал вначале главным противником Ильи Муромца, а потом – его лучшим другом, и они уже далее вдвоем совершают свои ратные богатырские подвиги.

Весь путь нашего героя подробно зафиксирован и подтверждается географическими названиями, существующими до сих пор. На тридевяти дубах Илья Муромец подобрался к гнезду Соловья-разбойника. В ответ противник применил к богатырю смертельное оружие, ультразвуковое воздействие или, если говорить былинным языком, засвистал во весь свист.

Сегодня в Орловском полесье и вправду стоит село с былинным названием «Девять дубов», здесь действительно течет река Смородинка, поминаемая в былине. Так что, все это факты, хотя они из преданий.

Хазары

Профессиональные воины-наемники, как Илья, были в цене уже тогда. Каждый князь нанимал себе дружину, которая должна была охранять его и собирать дань в относительно мирные времена. Главной задачей дружины было участие в военных действиях, как спланированных и масштабных, так и локальных контртеррористических операциях. Лесных бандитов и в те времена хватало, так что элитный спецназ был необходим, чтобы, как тогда говорили, осадить всех этих татей.

Кочевые воинственные Хазары

Воины должны были проводить зачистки на подступах к Киеву. Собственно, об этом повествует одна из былин о битве Ильи Муромца и Жидовина. Здесь имеется в виду выходец из Хазарии, где исповедовался иудаизм, отсюда и прозвище. Против хазар в X веке и вел свои военные действия Владимир Красно Солнышко.

Конечно, может сложиться впечатление, что Илья Муромец был этаким рыцарем, без страха и упрека, вся жизнь которого прошла на поле брани. Но если мы вчитаемся в текст былин, то увидим вполне человеческие черты литературного персонажа. Возможно, они свидетельствовали о его настоящей жизни, в которой он был совестливым и справедливым человеком, любящим свою мать.

Императорский посланник Эрих Лясото не случайно так заинтересовался Ильей Муромцем. Здесь, помимо прочего, сработал еще фактор узнавания, надо думать, что Лясото хорошо знал свой народный германский эпос. Там есть упоминание о нашем русском богатыре в поэме о повелителе Гарде Ортните, есть интересный эпизод с участием былинного героя.

Эта поэма была записана в 20–30 годах XIII века на основе ранних устных сказаний. В ней Илья русский представлен как дядя по матери главного героя, короля Ортнита, правившего в Ломбардии в Гарде. Илья тоже именуется королем или королем из дикой Руси, и вот среди воинственных строф – лирический момент. Илья тоскует по своей родине, где не был без малого уже год, а там остались его дом, жена, дети, а, может быть, даже и внуки.

Владимирская земля

Свой путь к Днепру Илья начал за сотни километров от Киева, в глухих, непролазных чащах среднерусских лесов, и первые былины об Илье Муромце начинаются традиционным сказочным зачином: «Как во городе, во Муроме, во селе да Карачарове, жил да был Илья Муромец, сын Иванович».

Это весьма точное географическое указание приводит нас в город Муром. Где-то здесь должна находиться родная изба, в которой он сидел на печи 30 лет и 3 года.

Муром – самый древний город во Владимирской земле, первое упоминание о нем находим уже в «Повести временных лет». Это строки, относящиеся к 862 году, они уведомляют нас о поселениях в древней Руси различных народов: в Новгороде – словене, в Муроме – муромы.

Дом, на месте которого стояла изба Ильи Муромца

Со времен рождения Ильи Муромца сам Муром изрядно разросся, село Карачарово стало его частью. Некогда центральная сельская улица, ныне – Приокская, и здесь былинный текст в буквальном смысле оживает. Дом под номером 279 находится на том самом месте, где когда-то была изба богатыря, а чуть подальше – родник, который пробил копытом богатырский конь, и все это было всего лишь 900 лет назад. Удивительно, в этом древнем селе сегодня живут люди, которые называют себя потомками Ильи Муромца – это семья Гущиных.

Муромское предание объясняет происхождение этой фамилии тем, что когда-то эта изба Ильи Муромца была в чащобе, в самой гуще леса. Так произошло второе прозвище Ильи – Гущин. Оно со временем и превратилось в фамилию потомков.

В Муроме, над Окой, сияет золотом куполов Спасо-Преображенский мужской монастырь. Первое летописное упоминание о нем относится к 1095 году. Это один из самых древних русских монастырей, старше него только Киево-Печерская лавра. Два старейших духовно-культурных центра объединяет образ воина и святого Ильи Муромца.

Комментариев пока нет

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее

Вольхина-Ивановская Елизавета

Кто из нас в детстве не видел в хрестоматии по русской литературе репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри»? Сильные и величественные, сурово глядят они вдаль: не посягает ли враг на землю русскую.

Оказывается, мы многого не знали. И того, что Илья Муромец, Добрыми Никитич и Алеша Попович — не просто фольклорные персонажи, а реальные люди, герои, по первому зову встававшие на защиту Отечества. И того, что сражались они не только со сказочным Змеем-Тугарином и Соловьем-Разбойником. И того, что были и другие, о ком почему-то молчат былины.