4 Класс
- effective icon1

Определить падеж онлайн имен существительных 4 класс карточки с заданиями

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Определите склонение и падеж. Тренажёр по русскому языку


В этом тренажёре закрепляется сразу два навыка — умение определять склонение и падеж имени существительного.

Кроме того отрабатывается умение находить начальную форму имени существительного (И. п.; ед. ч.), так как иначе не определить склонение. Всего 50 заданий.

В конце тренажёра приводится статистика.

Играть на отдельном экране

Русский язык Русский язык 1-4 класс


Падеж в русском языке – это грамматическая группа частей речи. Она помогает согласовывать слова в предложении.
Когда изменяются слова, изменяется и их концовка.

Для правильной работы сервиса необходимо вводить слово в именительном падеже.

Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. Определяют их по специальным вопросам и опорным словам.

И. Кто? Что? (есть)
Р. Кого? Чего? (нет)
Д. Кому? Чему? (даю)
В. Кого? Что? (вижу)
Т. Кем? Чем? (любуюсь)
П. О ком? О чем? (думаю)

Склонять – это изменять слова вышеописанным способом.

Почему мы говорим о современном русском языке?

Да, каждому филологу хорошо известно: если говорить о правилах, склонениях, особенностях, необходимо отметить,
что речь идет именно о современном русском языке. Поскольку язык изучается не только на современном этапе, но и
в развитии. Если смотреть историю русского языка, то там тенденции, языковые механизмы были различными в
соответствии с этапом. Это касается и склонений имен существительных. Поэтому с научной точки зрения
необходимо отмечать: мы говорим сейчас именно о современном русском языке.


Тренируемся определять падеж имени существительного в предложении.
В тренажере 75 заданий, выпадающих в случайном порядке.

Определите падеж выделенного слова и нажмите соответствующую  кнопку. При правильном ответе она загорится зеленым, при неправильном — красным цветом. Попробуйте найти правильный ответ, а затем нажмите кнопку «Дальше».

В этом тренажере имеется счетчик ошибок и подробная статистика по падежам, позволяющая выявить пробелы в знаниях (кнопка «Выход» внизу экрана). Посмотрев статистику, можно продолжить тренировку.

Онлайн тренажер по русскому языку «Падежи имен существительных»

Открыть на отдельной странице

Русский язык Русский язык 1-4 класс


Введение

Многие отмечают, насколько сложен и многогранен русский язык. Даже носителю языка овладеть всеми его тонкостями
по-настоящему трудно. При этом все ученые обращают внимание: необходимо досконально знать теорию и практику,
чтобы не просто уметь говорить и писать на русском, но и использовать активно все его богатства.

При этом русский язык сложный по объективным оценкам. Среди мировых языков по трудности он находится на втором
месте после арабского. Как же быть? Каким образом овладеть всеми тонкостями, начать отлично ориентироваться в
языке и мастерски его использовать? Ответ очевиден: надо разобраться во всех правилах, освоить их и запомнить,
начать хорошо разбираться в теории. Тогда и в практике сложностей будет гораздо меньше.

Сегодня перед нами стоит непростая и интересная задача: мы рассмотрим склонения существительных в
современном русском языке. Постараемся узнать все важные моменты, разобрать тонкости на конкретных примерах.

Методическая копилка. В помощь учителю. Русский язык. 4 класс. Карточка по русскому языку для учащихся 4 классов предназначена для отработки написания безударных окончаний существительных, определения склонения и падежа. Карточку можно применять как на уроках,  так и для домашнего задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«4 класс карточка «Склонение и падеж существительных»»

вопрос

склонен

падеж

без утк.

к маск.

от печал.

на бальзам.

по ват.

для морковк.

к матер.

над артист.

без кист.

в картин.

к одежд.

над клетк.

перед ферм.

в гардероб.

по ладон.

от груст.

вопрос

склонен

падеж

у рощ.

без ткан.

о крыш.

с банк.

под гвоздик.

вокруг кувшинк.

на кроват.

в кафтан.

без линейк.

от яблон.

к милост.

над бегемот.

перед встреч.

в коридор.

по карусел.

от насып.

ТЕМА «ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

(4 КЛАСС)

КАРТОЧКА №1(1 склонение)

На длинной цепочк…, шёл по по улиц…, человек без книг…,  сидит на опушк…, пели о дружб…, на одной ножк… , катался в лодк…, иду по узкой тропинк… , дорожка к беседк… . спал в берлог…, шишки у ёлочк…, ткань для юбк…, упал с крыш…, мечтал о поездк…, держал в теплиц…, прочитать о весн…, грядка для морковк…,трудился над рисунк…, играют на площадк…..,  спать в постельк…,

КАРТОЧКА №2(1 склонение)

Недалеко от рек…,.задумался над задач…, убирался в комнат…, по расчищенной дорожк…. держал в теплице…, приехал к бабушк…, шел от сторожк… по лесной опушк…., дошли до опушк….. леса, на школьной площадк….., вела из рощ…, на в…рхушк…. ели, на новогодней елка…, лежал в сумк…, мечтать о книге, дорогому дедушк…, шёл по обочин…, около беседки…, около стенк…, катался по дорожк…

КАРТОЧКА №3 (2 склонение)

Живут в уль…., о компас…, на озер…, под дуб…, под солнц…, в мор…, на кружев…, о лес…, на рисунк…, в поселк…, на балкон…, в болот…, в журнал… ,за горизонт…, в мешк…, о лучик…, на топол…,в букет…, лет…, на полюс…, по шосс…, на асфальт…, в песк…, на облак…, на планет…,  на урок…, в город….

КАРТОЧКА №4 (3 склонение)

У маленькой мыш…, сделано из нефт…, в глубокой древност… , поступил из жалост… ,  без насып…, на куст сирен…, в мебел…, писал в тетрад…, по област…, был в в должност…,  нет метел…, сделано из ткан…, сидел на ел…, лежал в постел…, стремился к мудрост…, по незнакомой местност…, грядка для морков…

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Карточка 1.

Запишите  слова в три столбика.

Книжка, матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свиристель, восход, дядя, сияние.

Карточка 2.

От   данных  имен существительных образуйте  слова третьего склонения.

Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.

Карточка 3.

Выпишите  из текста имена существительные 2-го склонения.

Витя и Илья учились в третьем классе. Мальчики дружили. В воскресенье Витя пригласил товарища в гости. Войдя в квартиру, Илья снял пальто и шапку. Он аккуратно повесил их на вешалку. Мальчик вежливо поздоровался с родными Вити. Поиграли друзья и пошли к Илье.

Дома Илья швырнул грязные ботинки под шкаф. Пальто и шапку бросил бабушке и приказал повесить. Витя удивлённо наблюдал странную перемену в поступках друга.

Карточка 4.

Д о п и ш и т е  подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.

Мама купила … . Ласточки увидели … . … выследила вкусную добычу. Столяр сделал … . Бабушка штопает … . … щиплет молодую травку.

– Определите падежи имён существительных, выделите окончания.

Карточка 5.

1 вариант.

С о с т а в ь т е   и запишите словосочетания с именами существительными в родительном падеже единственного числа. Выделите окончания.

Чешуя (рыба), постройка (дача), письмо (сестра), край (земля), цветок (гвоздика), окраина (деревня).

Склонения существительных

Начнем с главных признаков, сущности понятия. Еще много лет назад ученые обратили внимание, что существительные
имеют начальную форму, а также несколько форм, отклоняющихся от нее. Было принято решение обозначить данный
признак как «склонение».

В первую очередь важно запомнить: склонение – это постоянный
признак существительного. К сожалению, для детей в школе это бывает настоящей проблемой. Там, при морфологическом
разборе слова необходимо по схеме сначала отметить все постоянные признаки, а только потом непостоянные. Но
многие ученики ошибочно относят склонение существительных как раз к непостоянным признакам. Задача педагога в
таком случае заново указать на правильный статус склонения и объяснить: данный признак является постоянным,
именно по нему можно определить и непостоянные.

Определяют склонение по двум ключевым признакам: это род существительного, а также его окончание. Как нам известно,
у существительных есть три рода: это мужской (чай, мишка, человек); женский (кошка, дверь, трава); а также средний
(окно, пальто, море). Необходимо уметь грамотно определять родовую принадлежность существительного, иначе и с
отнесением к конкретному склонению тоже возникнут проблемы.

Всего в современном русском языке существительные имеют три склонения. Начинается определение склонения как раз с
рода существительного. Слово необходимо поставить в именительный падеж, в единственное число. То есть в начальную
форму. Как раз по ней и будет видно, к какому роду, склонению оно принадлежит.

Вариант 1. ___________________________

Определить падеж имён существительных:

Гулял в саду ( ), уронил книгу ( ), пил сок ( ), стояли под клёном( ), смотрел кино( ), посмотрел на маму ( ), спустился с холма ( ), плывут по морю ( ).боится за сестру( ), уходила из дома( ), жить в сторожке( ).

Вариант 2. ___________________________

Определить падеж имён существительных:

Поймал мышь( ), пил из ведра ( ), играл на песке ( ), скрылся под лист ( ),проехал в такси ( ), скрылся от врагов ( ), подобрать слова ( ), блеснул на небе ( ), побежал по дорожке( ), выкопать в лесу( ), шёл к ручью( ).

Вариант 1. ___________________________

Определить падеж имён существительных:

Гулял в саду ( ), уронил книгу ( ), пил сок ( ), стояли под клёном( ), смотрел кино( ), посмотрел на маму ( ), спустился с холма ( ), плывут по морю ( ).боится за сестру( ), уходила из дома( ), жить в сторожке( ).

Вариант 2. ___________________________

Определить падеж имён существительных:

Поймал мышь( ), пил из ведра ( ), играл на песке ( ), скрылся под лист ( ),проехал в такси ( ), скрылся от врагов ( ), подобрать слова ( ), блеснул на небе ( ), побежал по дорожке( ), выкопать в лесу( ), шёл к ручью( ).

Вариант 1. ___________________________

Определить падеж имён существительных:

Гулял в саду ( ), уронил книгу ( ), пил сок ( ), стояли под клёном( ), смотрел кино( ), посмотрел на маму ( ), спустился с холма ( ), плывут по морю ( ).боится за сестру( ), уходила из дома( ), жить в сторожке( ).

Вариант 2. ___________________________

Определить падеж имён существительных:

Поймал мышь( ), пил из ведра ( ), играл на песке ( ), скрылся под лист ( ),проехал в такси ( ), скрылся от врагов ( ), подобрать слова ( ), блеснул на небе ( ), побежал по дорожке( ), выкопать в лесу( ), шёл к ручью( ).

Вариант 1. ___________________________

Определить падеж имён существительных:

Гулял в саду ( ), уронил книгу ( ), пил сок ( ), стояли под клёном( ), смотрел кино( ), посмотрел на маму ( ), спустился с холма ( ), плывут по морю ( ).боится за сестру( ), уходила из дома( ), жить в сторожке( ).

Вариант 2. ___________________________

Определить падеж имён существительных:

Поймал мышь( ), пил из ведра ( ), играл на песке ( ), скрылся под лист ( ),проехал в такси ( ), скрылся от врагов ( ), подобрать слова ( ), блеснул на небе ( ), побежал по дорожке( ), выкопать в лесу( ), шёл к ручью( ).

Определи склонение имён существительных ( работай по алгоритму ).

Алгоритм:

1.Поставь существительное в начальную форму (подсказка- все слова этого задания стоят в

начальной форме)

2.Определи род существительного

3.Выдели окончание

4. Определи склонение (пользуйся таблицей)

Папа, отец, дочь, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость , храбрец, от-

вага, снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, одежда, Саша, трава,

машинист, машина, деревня, село, тётя, Оля, Коля, Николай, облако, туча.

__________________________________________________________________________________

Определи склонение и падеж имён существительных ( работай по алгоритму ).

Алгоритм:

1.Поставь существительное в начальную форму

2.Определи род существительного

3.Выдели окончание

4. Определи склонение (пользуйся таблицей)

5.Поставь к существительному вопрос, если есть –подчеркни предлог. Определи по вопросу и

предлогу падеж.

Гуляли на поляне-

поставил на окно-

Пришёл к другу-

Поставил на стол-

Угостил печеньем

Лёг на кровать-

Мечтал о поездке-

Ранил лося

Лежит в коробке-

Пролетел по небу-

Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение.

Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь,

дядя, старость, лагерь, рыба.

_________________________________________________________________________________

Определи падеж каждого имени существительного (напиши сверху, над словом)

Стоит у стены, вылечился от кашля, сел за парту, рубят топором,

жили в лесу, зеленеет на поле, блестел под луной, уложил на спине,

посла л брату, хлестал в лицо, вышли из класса, лил дождик, дежурили

на выставке, летит над полем, угостить овощем, подошёл к дому,

хлопьями снега, перестал к ночи.

_________________________________________________________________________________

Определи падеж каждого имени существительного (напиши сверху, над словом)

Упал с крыши, подошли к сторожке, покрыта снегом, пробирался по

оврагу, задумался над задачей, распустились на сирени, лисица видит, не

далеко от деревни, шли к морю, вела из рощи, собралась в лес, оставляют на дорогах,

надоели птицы криками, гуляем в роще, покрыты снегом, дом на горе, плыли на лодке,

изба с крышей, пропадали в лесу.

_________________________________________________________________________________

Определи падеж каждого имени существительного (напиши сверху, над словом)

Не горит в огне, клюёт по зёрнышку, принесла вьюгу, жил у дяди, пошёл к

землянке, побывать в башне, сбегал к реке, слилось с землёй, убирают

лопатой, вышел из кухни, привела из рощи к деревне, рада встрече, недалеко от деревни,

пошли по дороге, пишут ручкой, поздравил друга, пролетят стайкой, покрылась снегом,

лесник посадил.

_________________________________________________________________________________

Раскрой скобки, запиши имена существительные в нужном падеже.

Жил в этой ( местность), пушистая ветка (ель), лежал на ( ладонь), ехал в (автобус ),

Любовался (море), рассказала о ( сестре), погладил по ( лапка).

Определи склонение, падеж имён существительных. Напиши слово- подсказку к каждому

склонению, допиши окончание.

Упал с крыш…-_____________________________________

Бегал по площадк…______________________

летает на самолёт…_______________________________________

ездить на автомобил…._____________________________________

задумался над задач…..__________________________

пишут мел…_______________________________________

спать в постельк…._______________________________________

лежит на ладон…________________________________________

задумался над притч…___________________________________

растёт на болот…________________________________________

держал в теплиц…______________________________________

трудился над рисунк…___________________________________

ценник на вещ…_________________________________________

_________________________________________________________________________________

Жил в

Определи падеж выделенных существительных.

1) Разноцветное коромысло над рекою повисло. 2) Длинной

шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит

хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце — головка. 5)

Бегут по дорожке доски да ножки. 6) Чёрный конь скачет в

огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стая птах. 8) В тесной

избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух

остался.

Определи падеж выделенных существительных.

1) Разноцветное коромысло над рекою повисло. 2) Длинной

шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит

хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце — головка. 5)

Бегут по дорожке доски да ножки. 6) Чёрный конь скачет в

огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стая птах. 8) В тесной

избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух

остался.

Определи падеж выделенных существительных.

1) Разноцветное коромысло над рекою повисло. 2) Длинной

шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит

хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце — головка. 5)

Бегут по дорожке доски да ножки. 6) Чёрный конь скачет в

огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стая птах. 8) В тесной

избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух

остался.

Определи падеж выделенных существительных.

1) Разноцветное коромысло над рекою повисло. 2) Длинной

шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит

хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце — головка. 5)

Бегут по дорожке доски да ножки. 6) Чёрный конь скачет в

огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стая птах. 8) В тесной

избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух

остался.

Определи падеж выделенных существительных.

1) Разноцветное коромысло над рекою повисло. 2) Длинной

шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит

хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце — головка. 5)

Бегут по дорожке доски да ножки. 6) Чёрный конь скачет в

огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стая птах. 8) В тесной

избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух

остался.

Определи падеж выделенных существительных.

1) Разноцветное коромысло над рекою повисло. 2) Длинной

шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит

хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце — головка. 5)

Бегут по дорожке доски да ножки. 6) Чёрный конь скачет в

огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стая птах. 8) В тесной

избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух

остался.

Определи падеж выделенных существительных.

1) Разноцветное коромысло над рекою повисло. 2) Длинной

шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит

хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце — головка. 5)

Бегут по дорожке доски да ножки. 6) Чёрный конь скачет в

огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стая птах. 8) В тесной

избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух

остался.

Определи падеж выделенных существительных.

1) Разноцветное коромысло над рекою повисло. 2) Длинной

шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит

хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце — головка. 5)

Бегут по дорожке доски да ножки. 6) Чёрный конь скачет в

огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стая птах. 8) В тесной

избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух

остался.

Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение.

Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь, дядя,

старость, лагерь, рыба.

Определи падеж каждого имени существительного

Стоит у стены, вылечился от кашля, сел за парту, рубят топором, жили в лесу, зеленеет на

поле, блестел под луной, уложил на спине, послал брату

хлестал в лицо, вышли из класса, лил дождик, дежурили на выставке, летит над полем,

угостить овощем, подошёл к дому, хлопьями снега, перестал к ночи.

Упал с крыши, подошли к сторожке, покрыта снегом, пробирался по

оврагу, задумался над задачей, распустились на сирени, лисица видит, не

далеко от деревни, шли к морю, вела из рощи, собралась в лес, оставляют на дорогах,

надоели птицы криками, гуляем в роще, покрыты снегом, дом на горе, плыли на лодке,

изба с крышей, пропадали в лесу.

Не горит в огне, клюёт по зёрнышку, принесла вьюгу, жил у дяди, пошёл к

землянке, побывать в башне, сбегал к реке, слилось с землёй, убирают лопатой, вышел из

кухни, привела из рощи к деревне, рада встрече, недалеко от деревни

Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение.

Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь,дядя,

старость, лагерь, рыба.

Определи падеж каждого имени существительного

Стоит у стены, вылечился от кашля, сел за парту, рубят топором, жили в лесу, зеленеет на

поле, блестел под луной, уложил на спине, послал брату

хлестал в лицо, вышли из класса, лил дождик, дежурили на выставке, летит над полем,

угостить овощем, подошёл к дому, хлопьями снега, перестал к ночи.

Упал с крыши, подошли к сторожке, покрыта снегом, пробирался по

оврагу, задумался над задачей, распустились на сирени, лисица видит, не

далеко от деревни, шли к морю, вела из рощи, собралась в лес, оставляют на дорогах,

надоели птицы криками, гуляем в роще, покрыты снегом, дом на горе, плыли на лодке,

изба с крышей, пропадали в лесу.

Не горит в огне, клюёт по зёрнышку, принесла вьюгу, жил у дяди, пошёл к

землянке, побывать в башне, сбегал к реке, слилось с землёй, убирают лопатой, вышел из

кухни, привела из рощи к деревне, рада встрече, недалеко от деревни

Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение.

Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь,дядя,

старость, лагерь, рыба.

Определи падеж каждого имени существительного

Стоит у стены, вылечился от кашля, сел за парту, рубят топором, жили в лесу, зеленеет на

поле, блестел под луной, уложил на спине, послал брату

хлестал в лицо, вышли из класса, лил дождик, дежурили на выставке, летит над полем,

угостить овощем, подошёл к дому, хлопьями снега, перестал к ночи.

Упал с крыши, подошли к сторожке, покрыта снегом, пробирался по

оврагу, задумался над задачей, распустились на сирени, лисица видит, не

далеко от деревни, шли к морю, вела из рощи, собралась в лес, оставляют на дорогах,

надоели птицы криками, гуляем в роще, покрыты снегом, дом на горе, плыли на лодке,

изба с крышей, пропадали в лесу.

Не горит в огне, клюёт по зёрнышку, принесла вьюгу, жил у дяди, пошёл к

землянке, побывать в башне, сбегал к реке, слилось с землёй, убирают лопатой, вышел из

кухни, привела из рощи к деревне, рада встрече, недалеко от деревни

Склонение существительных онлайн

Выше вы видите специальное поле ввода: вам достаточно вписать туда слово, которое вы
хотите детально разобрать по всем правилам морфологии. Вы получите исчерпывающий морфологический разбор слова.
Каждый разбор был проведен специалистами с большим опытом, обладающими всеми необходимыми знаниями и
навыками. Над разборами работают квалифицированные филологи: вы можете быть уверены в качестве, при этом наша система
обсалютно бесплатная.

Полный морфологический разбор слова «Культура» по ссылке ➚

Таблица падежей

ПАДЕЖ

ВОПРОС

ПРЕДЛОГИ

Именительный
(есть)

кто? что?

Родительный
(нет)

кого? чего?

с, у, от, до,
из, без, для,
вокруг, около,
возле, кроме

Дательный
(дать)

кому? чему?

к, по, благодаря,
вопреки, согласно

Винительный
(вижу)

кого? что?

под, за, про,
через, в, на, во

Творительный
(доволен)

кем? чем?

с, со, за,
над, под,
между, перед

Предложный
(думать)

о ком? о чем?

в, о, об,
на, при, по

Именительный падеж
употребляется для наименования предметов.

Родительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кого? чего?

Дательный падеж
существительного отвечает на вопросы: кому? чему?

Винительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кого? что?

Творительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кем? чем?

Предложный падеж
существительного отвечает на вопросы: о ком? о чём?

  ед. число мн.число
ИП (Кто? Что?) дом дома
РП (Кого? Чего?) дома домов
ДП (Кому? Чему?) дому домам
ВП (Кого? Что?) дом дома
ТП (Кем? Чем?) домом домами
ПП (О ком? О чем?) доме домах

Упражнения на все падежи русского языка

Здесь собраны лучшие упражнения по теме падежей русского
языка. Разобраться с ними вам помогут репетиторы русского языка.

А в этой статье Вы найдете все о падежах русского языка.

1. Запиши словосочетания с данными существительными.
Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат,
сестра)___________________________­­­­­­­­­­­­­_______________
Радовался (чему?) (весна,
праздник)___________________________________
Писать (чем?) (перо,
мел)_____________________________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)__________________________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)_______________________________________
Рассказ (кого?) (ветеран,
гость)________________________________________

2. Спиши текст. В каждом предложении подчеркни
основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным
ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались
маленькие елочки.

Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы
рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в
пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи все падежи
существительных.

Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем,
читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил …
полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал …
дороге.

4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную
букву в окончании.

Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…,
подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около
аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…,
пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….

5. Определи у существительных род, число, падеж.

Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р., ед.ч., Д.п.

по болоту____________________

на ветках_____________________

из гнезда_____________________

перед учителем________________

над облаками_________________

в ненастье____________________

для скворцов__________________

к солнцу______________________

об улыбке_____________________

про сказки_____________________

около метро___________________

6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме
первого предложения. Определи падеж имён существительных.

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка
прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью
перемахнула с ёлки на ёлку белка.

7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в
нужной форме (используя слова для справок).

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие
ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То
место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется
устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке,
рекой.

8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.

появился (на чём?) на ветках ( )

на ветках (чего?) березы ( )

покрывают (что?) землю ( )

украсились (чем?) инеем ( )

летит (на что?) на землю ( )

летит (с чего?) с ветки ( )

бежал (по чему?) по снегу ( )

9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто
употребляется в нём? (мост) Определите падеж и выделите окончания
существительного мост.

Санкт-Петербург – город мостов. В самом красивом месте
города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые
ночи – символ Петербурга. Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной
пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров. Петербуржцы
гордятся Благовещенским мостом, главное украшение которого – чугунные
перила с изображением морских коньков. На Троицком мосту установлены фигурные
фонари, ещё один символ Петербурга.

10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён
существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве.

Горожане, рекой, гордятся, Невой.

11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите
падеж существительного.

Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).

Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).

Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).

Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).

Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).

Достали ( … ) мяч. ( … падеж)

Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).

Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).

Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).

Мылись ( … ) шампунем. ( .. . падеж).

12. Восстанови правило.

Изменение окончаний существительных по вопросам называется
изменением существительных по _____________________или _______________________.

2.Выдели окончания и определи падеж существительных.

Река ( __п.) Калиновка протекает через деревню Калиново.
Около реки ( __п.) пасутся гуси. В реке ( __п.) водятся караси и щуки.

3.Просклоняй имена существительные.

И. п. кто? белка

Р.п. кого? ____________

Д.п. кому? ___________

В.п. кого? ___________

Т.п. кем? _____________

П.п. о ком? ___________

13. Восстанови правило.

Изменение окончаний существительных по вопросам называется
изменением существительных по _____________________или _______________________.

14. Выдели окончания и определи падеж существительных.

Река ( __п.) Калиновка протекает через деревню Калиново.
Около реки ( __п.) пасутся гуси. В реке ( __п.) водятся караси и щуки.

15. Просклоняй имена существительные.

И. п. кто? Белка

Р.п. кого? ____________

Д.п. кому? ___________

В.п. кого? ___________

Т.п. кем? _____________

П.п. о ком? ___________

16. Составь из слов каждой строчки предложение. Слово
река поставь в нужной форме, определи падеж этого слова.

Зимой на _____________________ ( ) появился лёд.

Замело берега ______________________ ( ) снегом.

Гордятся жители города своей ____________________ ( ) .

17. Вставь буквы. Найди основу предложения. Определить
падеж выделенных имен существительных.

Зима зав….лила горо… пуш…стым снегом.

С в…рхушки старого дерева сорвалась птица.

18. Поставь данные слова в указанном падеже с предлогом.

птица (р.п.)_____________________________________________

море (т.п.)______________________________________________

зима (д.п.) ______________________________________________

19. Вставь буквы. Найди основу предложения.
Определить падеж выделенных имен существительных

Посыпался с д….ревьев серебристый сне… .

Белый к….вер покрыл х…лодную землю.

20. Поставь данные слова в указанном падеже с предлогом.

Зима (в.п.) _____________________________________________

лед (р. п.)______________________________________________

роща (т.п.)_____________________________________________

Видеоурок на тему падежи русского языка

Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:

Источники:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/11/14/uprazhneniya-na-opredelenie-padezhey-imyon

https://multiurok.ru/files/kartochki-padiezhi-3-klass.html

https://infourok.ru/trenirovochnie-zadaniya-po-teme-padezhi-klass-3581439.html

https://vipstylelife.ru/test-padezhi-3-klass/

Разносклоняемые существительные

Важно помнить о наличии разносклоняемых существительных. Обратите внимание на таблицу сколонения существительного «ВРЕМЯ»:

Если вы запомните признаки склонений, а также таблицы склонения существительных по падежам, у вас не будет проблем
с грамотной речью, письменной и устной. Важно понять: есть такие признаки русского языка, которые нельзя запомнить
образами или на примерах. Эти правила необходимо просто выучить наизусть.

Существительное

Кому? Чему? – эти вопросы характерны для существительных в дательном падеже. В данной статье можно узнать, каково значение дательного падежа, познакомиться со способами его определения. Примечательно, что в русском языке дательный падеж может употребляться не только при существительных, но при глаголах.

Таблица падежей ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ Именительный (есть) кто? что? — Родительный (нет) кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме Дательный (дать) кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно Винительный (вижу) кого? что? под, за, про, через, в, на, во Творительный (доволен) кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед Предложный (думать) о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Склонение прилагательных в русском языке

Падежная форма прилагательного зависит от падежной формы существительного, к которому оно относится. У прилагательных различают три типа склонения в зависимости от характера основы: твердое (огромный, огромного, огромному…), мягкое (внутренний, внутреннего, внутреннему…) и смешанное (легкий, легкого, легкому…).

Единственное число,
мужской род
Именительный падеж (Какой?)
Родительный падеж (Какого?)
Дательный падеж (Какому?)
Винительный падеж, неодуш. (Какой?)
Винительный падеж, одуш. (Какого?)
Творительный падеж (Каким?)
Предложный падеж (О каком?)

Единственное число,
женский род

Именительный падеж (Какая?)
Родительный падеж (Какой?)
Дательный падеж (Какой?)
Винительный падеж, неодуш. (Какую?)
Винительный падеж, одуш. (Какую?)
Творительный падеж (Какой?)
Предложный падеж (О какой?)
Единственное число,
средний род
Именительный падеж (Какое?)
Родительный падеж (Какого?)
Дательный падеж (Какому?)
Винительный падеж, неодуш. (Какое?)
Винительный падеж, одуш. (Какое?)
Творительный падеж (Каким?)
Предложный падеж (О каком?)
Множественное число
Именительный падеж (Какие?)
Родительный падеж (Каких?)
Дательный падеж (Каким?)
Винительный падеж, неодуш. (Какие?)
Винительный падеж, одуш. (Каких?
Творительный падеж (Какими?)
Предложный падеж (О каких?)

Определение Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении. С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль. Сравните: клен, осень, багряный, окно, мой, ранний. Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен. В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль. В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.

Склонение слов

Склонение слов по падежам. Определение начальной формы слова, единственного и множественного числа.

Сайт skloneniya.ru посвящён теме склонения русских слов. Статьи сайта содержат справочные материалы с таблицами, примерами, схемами. Имеются полезные онлайн-сервисы: склонение слов по падежам, нахождение начальной формы слова, склонение по подобию, определение множественного и единственного числа.

Фамилии, имена, даты, топонимы склоняются по особым правилам, так как они представляют собой сложные случаи: комбинацию слов разных частей речи (дата — это числительное + существительное), слова с меняющимися частями речи (фамилия может быть как существительным, так и прилагательным), изменение не по правилам склонения части речи (имя Любовь и слово любовь склоняются по-разному) и другие варианты.

Чаще всего ищут слова (в скобках указано, сколько раз искали слово):

  • целить
  • ехать
  • бежать
  • образовать
  • строить
  • проспрягать
  • лечь
  • быть
  • смотреть
  • стелить
  • Юлия
  • Анастасия
  • увидеть
  • таять
  • Мария
  • ясли
  • нарисовать
  • Нелля
  • лаять
  • видеть
  • выходить
  • стоять
  • они
  • услышать

Последние запрошенные слова:

  • круглосуточный
  • Сабуров
  • сабур
  • Петунин
  • мычание
  • мясо-молочный
  • разделаться
  • подстроить
  • напроказничать
  • продливать
  • стрелковый
  • Гапонин
  • таежный
  • гламурный
  • маячивший
  • Соломонянин
  • Магданов
  • Озерск
  • премиум
  • юзер
  • воодушевить
  • нестыковка
  • монастырище
  • перечисляемый

Индивидуальные карточки на тему «Падеж имён существительных»

Материал поможет отработать степень усвоения темы «Падеж имён существительных» (6 вариантов). Задания подходять для разных УМК.

Содержимое разработки

Вариант — 1

Падеж

Вариант — 2

Падеж

Висят на липе

Тропинка ведёт

Осталась без хвоста

Сидит у реки

Белеют облака

Варит на плите

Сварить из малины

Дал ученику

Спит в берлоге

Налетают на рябину

Объяснить ученику

Ставлю к доске

Доплыть до берега

Смотрит из окна

Отдыхал в лагере

Говорит с сыном

Дал маме

К научной работе

Пролетел над городом

На правую руку

Увидеть дорогу

Для народного танца

Подъехал к дому

С попутной песней

Лететь на самолёте

На зелёной поляне

Приехать в деревню

Без полной луны

Пришёл на вокзал

В пасмурном небе

Восхищаться подарком

Свежий ветер

Встали ребята

Без храброго воина

Беседовать с другом

Для народного танца

Подбежал к дереву

По золотому песку

Думал о друге

С кислым лимоном

Встал со скамейки

Приближался праздник

Спит в берлоге

Наградить медалью

Наблюдали за совой

Поблагодарил за работу

Сидит на ветке

Сохранил в памяти

Спрятался от мороза

Подготовился к ответу

Подбегает к дереву

Объяснил задачу

Стучит клювом

Подарок для подруги

Взбирается по березке

Спрыгнул с крыши

Ходить без шапки

Взялся за работу

Попал в цель

Выпал из гнезда

Ящик для почты

Выступать на сцене

Командовать парадом

На опушке леса

Читать книгу

Мчаться по проспекту

Говорить о жизни

Дарить людям

Приехать из деревни

Купаться в фонтане

Узнать по букве

Полз по одежде

Гуляли в роще

Срубили берёзу

Тетрадь без обложки

Выпил чаю

Всадник на лошади

Подойти к сирени

Вариант — 3

Падеж

Вариант — 4

Падеж

Играл на дудочке

Приколола брошь

Подошёл к осине

Поехали на машине

Материал для юбки

Встреча около афиши

Увидел мышь

Край земли

Шёл рощей

Свисает из – под крыши

Прелестное дитя

Выглянуло из-за тучи

Запылали огнями

Содержит витамины

Стоят вдоль дороги

Перелетел через яму

Спрятался в траве

Идём на пляж

Летит над морем

Решит несколько задач

Разговор с тишиной

Приди без сестры

Рассказ об облаке

Сделали привал

Гуляем в парке

Растут в чаще

Лежит около львицы

Прибил к стене

Рассказы для жизни

Дежурили в классе

Живёт в Африке

Постройка дачи

Прилетел к сирени

Приехал из деревни

Гуляет по лесу

Запахло хвоей

Посмотрел на сосну

Сшила платье

Улетают в небо

Истории из жизни

Накрылся плащом

Пролетаем над пустыней

Лежит под одеялом

Перелом кости

Чешуя рыбы

Письмо сестры

На свежем воздухе

Встретимся в зоопарке

Говорить с дедушкой

Сказка про репку

Надела юбку

Над верхним этажом

Одет в полушубок

Перепрыгнул через яму

Сидит на ладошке

Сидит на ветке

Рассказал дедушке

Вернулись с добычей

Песня о друге

Гуляет по аллее

Купила в кассе

Иду вдоль тропинки

Загорает на солнце

Путь к победе

Окраина деревни

Висит на груше

Играет со щенком

Цветок гвоздики

Стоим на палубе

Отчалил от берега

Плывём в море

Сидит за партой

Прислушаться к песне

Уехать из деревни

Варенье из вишни

Прочитал маме

Косят косой

Написал без помощи

Вариант — 5

Падеж

Вариант — 6

Падеж

Письмо в бутылке

Чай с вареньем

Рассказать по телефону

Взлетел над осокой

Мечтать о победе

Отдыхали в Туле

Увидел перед дорожкой

Штопает носки

Фильм о дружбе

Живёт в лесу

Слушает песню

Жить в деревне

Катались на лошади

Пошёл с товарищем

Чистят щёткой

Тропинка к речке

Вечер с книгой

Появились в поле

Раскинули палатки

Суп с рыбой

Пришёл в маске

Работать на фабрике

Туфли из кожи

Рассказывает сказку

Собираем ягоды

Альбом подруги

Появились на огороде

Бегает с котёнком

Сделал работу

Сидит в клетке

Накормить завтраком

Вспорхнул с ветки

Отдыхаем на траве

Ходит по комнате

Съесть с чаем

Скатился с лестницы

Прячутся за скамейкой

Щиплет травку

Увидел перрон

Подлетел к ёлке

Сделал помарку

Остановился у подъезда

Едем вдоль речки

Поливают лейкой

Скачут по лугу

Жить в городе

Кружились над пашней

Иду по дороге

Ведёт корабль

Вернулись к вечеру

Недалеко от деревни

Посадили землянику

Выпил из чашки

Нашла ошибку

Растёт на грядке

Гуляли по саду

Спросила ученика

Разговор о музыке

Письмо от тёти

Остался без картины

Дружить с Колей

Готовились к празднику

Косить траву

Съела яблоко

Рисунки к сказке

Умереть героем

Джем из клубники

Открыть выставку

По зелёной травке

Плывёт под водой

Подарки брату

Блузка из шёлка

Порхает над берёзкой

Подлетели к кормушке

Быть у дома

Письмо от приятеля

Конура для собаки

Пошли за малиной



-80%

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Индивидуальные карточки на тему «Падеж имён существительных» (24.82 KB)

Похожие файлы


  • Конспект урока по русскому языку для начальных классов «Безударные окончания имён существительных единственного числа»

  • Урок русского языка «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед.ч.»

  • Изменение имен существительных по падежам (склонение) (презентация)

  • Конспект и презентация по русскому языку «Разносклоняемые существительные»

  • Конспект урока и презентация по русскому языку на тему «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие»

Карточки для самостоятельной работы — склонение имен существительных — 4 класс

Тренажеры 4 класс. Склонение имен существительных

Содержимое разработки

Определить склонение и падеж данных имен существительных, дописать окончания.

На площад…(__скл.,__п.),

на берез…(__скл.,__п.),

в колыбелык…(__скл.,__п.),

в очеред…(__скл.,__п.),

об опастност…(__скл.,__п.),

на топол…(__скл.,__п.),

на сирен…(__скл.,__п.),

о мудрост…(__скл.,__п.),

в морковк…(__скл.,__п.),

о морков…(__скл.,__п.).

Ф.________________

И._________________

Оценка___________

Определить склонение и падеж данных имен существительных, дописать окончания.

На площад…(__скл.,__п.),

на берез…(__скл.,__п.),

в колыбелык…(__скл.,__п.),

в очеред…(__скл.,__п.),

об опастност…(__скл.,__п.),

на топол…(__скл.,__п.),

на сирен…(__скл.,__п.),

о мудрост…(__скл.,__п.),

в морковк…(__скл.,__п.),

о морков…(__скл.,__п.).

Ф.________________

И._________________

Оценка___________

Определить склонение и падеж данных имен существительных, дописать окончания.

На площад…(__скл.,__п.),

на берез…(__скл.,__п.),

в колыбелык…(__скл.,__п.),

в очеред…(__скл.,__п.),

об опастност…(__скл.,__п.),

на топол…(__скл.,__п.),

на сирен…(__скл.,__п.),

о мудрост…(__скл.,__п.),

в морковк…(__скл.,__п.),

о морков…(__скл.,__п.).

Ф.________________

И._________________

Оценка___________

Определить склонение и падеж данных имен существительных, дописать окончания.

На площад…(__скл.,__п.),

на берез…(__скл.,__п.),

в колыбелык…(__скл.,__п.),

в очеред…(__скл.,__п.),

об опастност…(__скл.,__п.),

на топол…(__скл.,__п.),

на сирен…(__скл.,__п.),

о мудрост…(__скл.,__п.),

в морковк…(__скл.,__п.),

о морков…(__скл.,__п.).

Ф.________________

И._________________

Оценка___________

Ф._______________И._____________

Определи падеж каждого имени существительного

Не горит в огне (…….п.)

клюёт по зёрнышку (…….п)

принесла вьюгу(…….п)

жил у дяди(…….п)

пошёл к землянке(…….п)

побывать в башне (…….п)

сбегал к реке (…….п)

слилось с землёй(…….п)

убирают лопатой (…….п)

вышел из кухни (…….п)

привела из рощи к деревне(……п……п)

рада встрече (…….п)

недалеко от деревни(…….п)

пошли по дороге(…….п)

пишут ручкой (…….п)

поздравил друга (…….п)

пролетят стайкой (…….п)

покрылась снегом (…….п)

лесник посадил(…….п)

Ф._______________И._____________

Определи падеж каждого имени существительного

Не горит в огне (…….п.)

клюёт по зёрнышку (…….п)

принесла вьюгу(…….п)

жил у дяди(…….п)

пошёл к землянке(…….п)

побывать в башне (…….п)

сбегал к реке (…….п)

слилось с землёй(…….п)

убирают лопатой (…….п)

вышел из кухни (…….п)

привела из рощи к деревне(……п……п)

рада встрече (…….п)

недалеко от деревни(…….п)

пошли по дороге(…….п)

пишут ручкой (…….п)

поздравил друга (…….п)

пролетят стайкой (…….п)

покрылась снегом (…….п)

лесник посадил(…….п)

Ф._______________И._____________

Определи падеж каждого имени существительного

Не горит в огне (…….п.)

клюёт по зёрнышку (…….п)

принесла вьюгу(…….п)

жил у дяди(…….п)

пошёл к землянке(…….п)

побывать в башне (…….п)

сбегал к реке (…….п)

слилось с землёй(…….п)

убирают лопатой (…….п)

вышел из кухни (…….п)

привела из рощи к деревне(……п……п)

рада встрече (…….п)

недалеко от деревни(…….п)

пошли по дороге(…….п)

пишут ручкой (…….п)

поздравил друга (…….п)

пролетят стайкой (…….п)

покрылась снегом (…….п)

лесник посадил(…….п)

Ф._______________И._____________

Определи падеж каждого имени существительного

Не горит в огне (…….п.)

клюёт по зёрнышку (…….п)

принесла вьюгу(…….п)

жил у дяди(…….п)

пошёл к землянке(…….п)

побывать в башне (…….п)

сбегал к реке (…….п)

слилось с землёй(…….п)

убирают лопатой (…….п)

вышел из кухни (…….п)

привела из рощи к деревне(……п……п)

рада встрече (…….п)

недалеко от деревни(…….п)

пошли по дороге(…….п)

пишут ручкой (…….п)

поздравил друга (…….п)

пролетят стайкой (…….п)

покрылась снегом (…….п)

лесник посадил(…….п)

Ф.________________________И.___________

Определи падеж каждого имени существительного

Упал с крыши_____________

подошли к сторожке________

покрыта снегом_____________

пробирался по оврагу________

задумался над задачей_________

распустились на сирени_______

лисица видит ______________

недалеко от деревни________

шли к морю_______________

вела из рощи______________

собралась в лес ____________

оставляют на дорогах__________

надоели птицы_____ криками_________

гуляем в роще ______________

покрыты снегом____________

дом на горе_______________

плыли на лодке____________

изба с крышей____________

пропадали в лесу__________

Ф.__________________________И.________________

Определи падеж каждого имени существительного

Упал с крыши_____________

подошли к сторожке________

покрыта снегом_____________

пробирался по оврагу________

задумался над задачей_________

распустились на сирени_______

лисица видит ______________

недалеко от деревни________

шли к морю_______________

вела из рощи______________

собралась в лес ____________

оставляют на дорогах__________

надоели птицы_____ криками_________

гуляем в роще ______________

покрыты снегом____________

дом на горе_______________

плыли на лодке____________

изба с крышей____________

пропадали в лесу__________

Ф.________________И.______

Определи падеж каждого имени существительного

Упал с крыши_____________

подошли к сторожке________

покрыта снегом_____________

пробирался по оврагу________

задумался над задачей_________

распустились на сирени_______

лисица видит ______________

недалеко от деревни________

шли к морю_______________

вела из рощи______________

собралась в лес ____________

оставляют на дорогах__________

надоели птицы_____ криками_________

гуляем в роще ______________

покрыты снегом____________

дом на горе_______________

плыли на лодке____________

изба с крышей____________

пропадали в лесу__________

Ф._________________И._________

Определи падеж каждого имени существительного

Упал с крыши_____________

подошли к сторожке________

покрыта снегом_____________

пробирался по оврагу________

задумался над задачей_________

распустились на сирени_______

лисица видит ______________

недалеко от деревни________

шли к морю_______________

вела из рощи______________

собралась в лес ____________

оставляют на дорогах__________

надоели птицы_____ криками_________

гуляем в роще ______________

покрыты снегом____________

дом на горе_______________

плыли на лодке____________

изба с крышей____________

пропадали в лесу__________



-80%

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Карточки для самостоятельной работы — склонение имен существительных — 4 класс (18.53 KB)

Виды склонений

Переходим к рассмотрению основных признаков видов склонений.

Первое склонение

Первое склонение состоит из существительных женского, мужского рода. Окончания должны быть –а. Это
очень важный момент.

Когда в школе, в рамках занятий, необходимо определить склонение, в разборе
потребуется указать родовую принадлежность слова, а также обозначить окончание. Таким образом становится
очевидно, по каким конкретно признакам проводится разбор. И ученикам уже проще запомнить принцип морфологического
анализа слова.

первое склонение

А вот и таблица с первым склонением существительных.

Склонение помогает точно определить, каким образом правильно склонять существительные по падежам, не путая
окончания. Знание принципов склонений необходимо для грамотной речи, как устной, так и письменной.

Второе склонение

Сюда относятся существительные среднего и мужского рода. При этом у существительных среднего рода окончание может
быть –е, -о, а вот у существительных мужского рода окончание может быть только нулевым. Как мы уже знаем,
большая часть существительных мужского рода относится именно к первому склонению.

второе склонение

Принцип второго склонения тоже гораздо лучше запоминается наглядно.

Примеры существительных второго склонения: окно, белье, море, мяч, Игорь.

Третье склонение

В третье склонение вошли существительные женского рода. При этом все они должны заканчиваться на мягкий знак.
При этом с морфологической точки зрения такое окончание считается нулевым. Необходимо запомнить, что это не
просто нулевое окончание, а именно мягкий знак. Примеры: печь, Тверь, мышь.

третье склонение

Для третьего склонения также имеется подготовленная таблица с наглядными примерами.

Похожие файлы


  • Презентация для начальных классов на тему «Третье склонение имен существительных»

  • Урок русского языка «Банк знаний» по теме «Обобщение знаний о падежах»

  • Имя существительное (5 класс)

  • Конспект урока и презентация по русскому языку на тему «Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие»

  • Конспект урока по русскому языку по теме «Имя Существительное»

Склонение

Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка. В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу.

Падеж — это словоизменительная грамматическая категория имен существительных, выражающая отношения обозначенного существительным предмета к другим предметам, действиям, явлениям.

Падежи русского языка

Падежи всех частей речи: названия, вопросы, окончания. Правила и примеры.

В современной школьной программе изучается шесть падежей.

  1. именительный
  2. родительный
  3. дательный
  4. винительный
  5. творительный
  6. предложный

Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными падежами. Падежи имеют вопросы. Вопросы определяются частью речи и их измененяемыми грамматическими признаками.

Падеж Существительные,
местоимения
Сущ., мест.
Прилагательные,
причастия,
порядковые числительные
Прилаг., причастия, поряд.числит.
Количественные числительныеКолич. числит.
ИменительныйИм. кто? что? какой? какая? какое? какие? сколько?
РодительныйРод. кого? чего? какого? какой? какого? каких? скольких?
ДательныйДат. кому? чему? какому? какой? какому? каким? скольким?
ВинительныйВин. кого? что? какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш) скольких? (одуш) сколько? (неодуш)
ТворительныйТв. кем? чем? каким? какой? каким? какими? сколькими?
ПредложныйПред. о ком? о чём? о каком? о какой? о каком? о каких? о скольких?
  • падежи существительных
  • падежи прилагательных
  • падежи местоимений
  • падежи числительных

Виды

К первому относятся слова женского и мужского рода. С твердой мягкой основой и оканчиваются в именительном падеже -а,-я. Дорога, мальчишка, береста.

Ему принадлежат существительные общего рода. Слова, которые подходят к одновременно ко всему. Плакса, трудяга, злюка.

Первое склонение имен существительных
Падежи Окончания имен существительных женского и мужского рода
И. -а, -я;
Р. -и, ы;
Д. -е;
В. -у, -ю;
Т. -ой,-ей;
П. -е.

Есть женские существительные, склоняются в 1м направлении, заканчиваются на –ия. История, лекция.
Форма дательного и предложного, заканчиваются –и.

Второе склонение. В него входят слова мужского направления с нулевым окончанием или на о/-е. Средний род с -о/-е в конце, отвечают на вопрос: кто/что. Гений, море, автор, домище. Слова в среднего направлении на -ие в форме единичного числа предложного падежа получают конец на –и. Бракосочетание – бракосочетании.

Третье склонение. Это женские имена существительные с нулевым окончанием в именительном падеже. Быль, радость, сирень.

Падеж Предл. Един. число Мн. число
1скл.
Ж.р+М.р -а/-я
2 скл.
М.р.
Ср.р –о/-е
3 скл.
Ж.р.
Окон-е сущ. 1,2,3 скл.
Именительный нет предлогов -а, -я нулевое
-о, -е
нулевое -ы, -и, -а,
Родительный у, от, до, с, из, без, для, около, из-за, возле -ы, -и -а, -я нулевое
-ов, -ев, ей
Дательный к, по -у, -ю -ам, ям
Винительный в, на, за, под, через, про -у, -ю нулевое
-а, -я,
-о, -е
нулевое или как И.
или как в Р.
Творительный с, под, за, над, перед -ой, ей -ом, -ем -ью -ами, -ями
Предложный о, об, в, во, на -ах, -ях
Проверочные слова: земля, стол, степь

Есть и другие, дополнительные типы изменения окончания слов.

Разносклоняемые заканчиваются на -мя. Имя, время, знамя, стремя, темя, пламя, бремя, вымя, семя.

Адъективные. Те, которые ранее были прилагательными. Вожатая, чаевые.

Несклоняемые:

  • Те, которые кроме начальной не имеют никакой другой формы, их падежно-числовые формы одинаковы. Заканчиваются на –у, -и, -е, -о, ударное –а. Например: авеню, депо, бюро.
  • Имена собственные. Тбилиси, Сочи, Осло.
  • Женские заимствованные собственные или нарицательные, которые оканчиваются на твердый согласный звук. Мадам, Ирен, Люксембург.
  • Имена собственные на –ово(ево), -аго(яго), -их(ых), -ко. Живаго, Черных, Шевченко.
  • Аббревиатуры.