4 Класс
- 4713cb5c4438c8106e9161078f0ec906519e8b9b

Опера иван сусанин 4 класс урок музыки презентация с музыкой

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Данная презентация точно передает этапы урока по теме «Иванин Сусанин». Отлично помогает учащимся следовать алгоритму темы, в сопровождении с учебником и примерами музыкальных произведений. При данной презентации можно конспектировать текст в тетрадь с целью повторения дома. Детям очень нравится данная форма проведения урока музыки. Данная презентация точно передает этапы урока по теме «Иван Сусанин». Отлично помогает учащимся следовать алгоритму темы, в сопровождении с учебником и примерами музыкальных произведений. При данной презентации можно конспектировать текст в тетрадь с целью повторения дома. Детям очень нравится данная форма проведения урока музыки.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Конспект является примером объединения произведений, изучаемых в разных классах. Это не столько повторение изученного материала, сколько систематизация знаний, воспитание патриотических чувств, создание образа защитника родной земли на основе музыкальных произведений, произведений живописи и личного опыта детей. Презентация, составленная как наглядное оформление урока, может стать основой для интегрированного урока музыки и ИЗО.

Пантелеева Вероника Юрьевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала «Образы защитников земли русской в операх М. Глинки «И. Сусанин» и А. Бородина «Князь Игорь»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Разработки уроков по музыке» и представляет собой: «повторение, систематизация».

Загрузка началась. Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация

Педагогическое сообщество
УРОК. РФ
  Бесплатные всероссийские конкурсы
Бесплатные сертификаты
за публикации 

Нужна помощь? Инструкции для новых участников
Бесплатная   онлайн-школа для 1-4 классов

Скидки на «Аттестационный пакет»Публикация в печатном сборникеВебинары, мастер-классыРецензия на публикациюКонференции педагоговКвалификационные тестыПортфолио к аттестации

Вебинары для педагогов от «Урока»Все бесплатные вебинарыВсе курсы для педагоговКурсы повышения квалификацииПрофессиональная переподготовкаНаписать отзыв на курсы (+8 баллов)

Все конкурсы для педагоговКонкурсы для детейПравила участия в конкурсахПравила набора в жюри

Свежие дискуссииПопулярные дискуссииСамые активные участники

Участники сообществаГруппы сообществаЭксперты сообществаАдминистрацияЛидеры рейтинга

Все материалы для педагоговУроки для педагоговПрезентации к урокамТесты для уроковДетское творчествоПортфолио к аттестации

Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости

#4 класс #Музыка #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель-предметник #Школьное образованиеОпера М. Глинки «Иван Сусанин»М. Глинка опера «Иван Сусанин»PPTX / 1. 51 Мб

Автор презентации:
Ступак Мария Константиновна
МОУ «Октябрьская ООШ». Опера М. Глинки «Иван Сусанин».

Как ты думаешь что такое опера?

Опера – это это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют.

В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр,орган. Оперное произведение делится на: акты, картины, сцены, номера. Большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат полному раскрытию образов. Еще одна важная роль отведена балету, где хореографические образы сочетаются с музыкальными.

Михаил Иванович Глинка (1804–1857 гг. ) – великий русский композитор. Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. Важным фактом в краткой биографии Глинки является тот факт, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе. Окончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. После путешествий вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом.

Отрывок из оперы «Иван Сусанин»

СЮЖЕТ
Отечественная война 1812 года всколыхнула самосознание русского народа, пробудила интерес к собственной истории. В литературе стали популярными сюжеты на русские исторические темы, среди них — история о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова, но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними.

Тема урока:
Опера «Иван Сусанин»
М. Глинка Михаил Иванович
1804-1857

русский композитор

1836 год
Петербург

В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским

Герой оперы, костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь
Герой оперы, костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь

Пожертвовал своей жизнью ради спасения родины и царя во время польской интервенции в начале XVII века.

По желанию Николая I название оперы было заменено на «Жизнь за царя».

Премьера состоялась осенью 1836 года в Петербурге.

1 действие (село Домнино)

начальная хоровая сцена

Мужской хор интродукции ярко передает «силу и беззаботную неустрашимость русского народа».

Мелодия женского хора — радостная, напоминает звонкие хороводные песни , посвященные весеннему пробуждению природы.

В интродукции Глинка показал разные стороны облика народа:

непоколебимую волю и задушевную сердечность

3 действие

Сцена Сусанина с поляками

4 действие

Сцена в лесу

и Ария Сусанина

A B А

Композитор передал душевное состояние человека, готового принять смерть во имя спасения Родины.

Ответ Сусанина полякам.

Славься, славься ты, Русь моя! Славься ты, русская наша земля! Да будет во веки веков сильна любимая наша родная страна!

Славься, славься из рода в род. Славься , великий наш русский народ! Врагов, посягнувших на край родной. Рази беспощадно могучей рукой.

Славься, славься, родная Москва, славься, великой страны голова!

Живи, возвышайся на радость нам, на счастье народам, на гибель врагам!

Слава, слава героям-бойцам, Родины нашей отважным сынам!

Кто кровь за Отчизну свою прольёт, того никогда не забудет народ.

Будь жив, будь здрав,

Весь наш край! Ура! Ура! Ура!

В хоре воплощён богатырский образ народа-победителя.

Вся жизнь М. Глинки –

это беззаветное служение музыки, своему народу, своему Отечеству.

В его музыки отражена история нашей Родины, душа русского народа, любовь к природе.

Творческое задание :
Нарисуйте декорацию к одному из действий оперы «Иван Сусанин»

Спасибо за урок !

3

Оперу несколько раз переименовывали. С самого начала рукой Глинки на листках увертюры было написано: «Опера Иван Сусанин». Но в последствии, по рекомендации царя Никола я I, название было изменено на «Жизнь за царя». Опера носила и другое название, которое не прижилось — «Смерть за царя». Но придворные царя были недовольны таким названием, сказав, что за царя можно только жить! И вплоть до 1918 года опера так и называлась «Жизнь за царя». До 1945 года оперу больше никогда не ставили. Лишь в 1945 году по указанию Сталина опере решено было дать другое, более советское название «Иван Сусанин».

4

Первый рекламный буклет оперы «Жизнь за царя» – который раздавали присутствующим на первой постановке в 1836 году

5

Петербург. Большой театр. Здесь 27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы М. Глинки Жизнь за царя.

6

Памятный камень – место гибели народного героя Ивана Сусанина

7

Кострома. Памятник Ивану Сусанину.

8

В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

9

«Куда ты ведешь нас?. не видно ни зги! Сусанину с сердцем вскричали враги: Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти!

12

Убейте! Замучьте! моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит, И душу изменой свою не погубит»!

13

«Злодей! закричали враги, закипев, Умрешь под мечами!» «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

14

«Умри же! сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали! Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!

1

РАБОТА УЧЕНИЦЫ 7-ГО КЛАССА «Б» ГЛЕБОВОЙ АННЫ М. Глинка опера «Иван Сусанин»

3

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.

4

Строение оперы. Увертюра Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

5

В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню. Первый акт Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».

6

Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой. Второй акт

7

Третий акт Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены. Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу. Сцена Сусанина с поляками центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.

8

Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки». Свадьба. Четвёртый акт. Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.

9

Вторая и третья картины. Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал». Центральный эпизод третьей картины ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.

10

Эпилог. Эпилог оперы грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.

Порядок вывода комментариев:

Тема: 
«Опера «Иван Сусанин»»

Цель:  познакомить
обучающихся с  оперным театром и оперой М. Глинки «Иван Сусанин».

·        
познакомить с творчеством М. Глинки;

·        
привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к
произведениям искусства;

·        
развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

·        
способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения
под фонограмму;

·        
воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре
своего народа;

Организационный момент.

Введение в тему урока.

Молодцы! Скажите, а вы любите путешествовать? У нас сегодня
необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь
удобно в зрительном зале.

-Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала,
второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного
от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже
(первом ярусе зрительного зала в театре).

Вопросы:  Вы обратили внимание на музыку, под которую входили
на урок? Кто узнал это произведение? Это  «Патриотическая песня» из оперы
М. Глинки.

— А что же такое «Опера»
Опера
— 1. Музыкально-драматическое произведение, предназначенное
для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении
оркестра

Название оперы, на которую мы пришли вам помогут узнать стихи
Рылеева :

Ни казни, ни смерти  и я не боюсь:

Называется опера «Иван Сусанин».

Опера
состоит из четырех действий с эпилогом.

Эпилог. Заключительная сцена оперы.

В начале  XII века польские войска напали на Русь и захватили
столицу – Москву. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон
своего сына — царевича Владислава. Узнав, что в Костромской губернии скрывается
молодой русский царь Михаил Романов,  военный отряд поляков направляется
туда с целью убить его.

Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин,
крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина),
Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.

Действие первое. 1612
год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и
приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости
отстоять Отчизну.

«Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».

Богдан Собинин со своей дружиной привез радостные вести: князь
Пожарский и крестьянин Минин собирают ополчение, чтобы отстоять захваченную
панами Москву и окончательно разбить поляков. На борьбу с врагами поднимается
Русь. Несмотря на радостные вести, Сусанин печален: враги еще
хозяйничают на родной земле.

Действие второе.

Пышный бал в тронном зале польского короля
Сигизмунда III. Опьяненные своими временными успехами, поляки кичливо
хвастаются награбленной на Руси добычей. Жадные паненки мечтают о прославленных
русских мехах и драгоценных камнях.

Внезапно, в самый разгар веселья, появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые для поляков вести! Весь русский народ восстал на врагов,

польский отряд осажден в Москве, германское войско бежит. Танцы прекращаются,
поляки в смятении. Но хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву
и взять в плен Минина.

— Как в настоящем театре у нас есть маленький перерыв между
действиями, он называется антракт. Мы используем его для того, чтобы узнать,
почему простые крестьяне  — Иван Сусанин, Богдан Собинин с дружиной
 отправлялись на бой с врагами. (Мнения учеников)

Действие  третье. Тем в семье Сусанина готовятся
к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать, добра Антониде. Внезапно в избу
врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану
Минина и в Москву, В начале Сусанин отказывается.

Страха не страшусь,

Смерти но боюсь,

Лягу за святую Русь, —

гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий План —
завести врагов в лесную глушь и погубить.

Действие четвертое. Все дальше и дальше в лесную
глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные
стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги
начинают подозревать неладное и его неминуемо ждёт смерть. Смело смотрит он ей
в глаза:

Чуют правду! Смерть близка,

Но не страшна она:

Свой долг исполнил я.

Мысленно прощается Сусанин со своими родными — Антонидой,
Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится
светлый образ Антониды, то чудятся поляки.

Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский
крестьянин.

Туда завел я вас,

Куда и серый волк не забегал,

Куда и черный вран костей не
заносил!

Туда завел я вас, где глушь и
глад,

Где вам от лютой вьюги
погибать!

Где вам голодной смертью
помирать! —

с достоинством отвечает Сусанин. Мысли его обращаются к
Отчизне: «Я шел на смерть за Русь!». В злобном ожесточении поляки
убивают Сусанина

Эпилог. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно
звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются русские воины к детям
Сусанина. На площади появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных
полководцев. Звучит торжественная здравица в честь воинов-освободителей,
русского народа и Руси.

-Вот и закончилась опера.

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Интересно было в оперном театре?

А кто из героев оперы вам больше всего понравился?

Какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина?

Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление?

А теперь  встанем со своих мест и выразим свое
отношение к опере аплодисментами!

После такого драматического спектакля нам
нужно немного расслабиться. Поможет в этом Физкультминутка.

Текст
Описание движений

Мы — веселые мартышки,Мы играем громко слишком,Мы в ладоши хлопаем,Мы ногами топаем,Надуваем щечки,Скачем на носочкахИ друг другу дажеЯзычки покажем. Дружно прыгнем к потолку,Пальцы поднесем к виску,Оттопырим ушки,Хвостик на макушке. Шире рот раскроем,Гримасы все состроимКак скажу я цифру «три» -Все с гримасами замри!«Раз-два-три!»«Отомри!»
Движения выполнять по содержанию текста.

-Отдохнули? А теперь наш урок продолжит вокальная работа, в
которой мы снова встретимся с музыкой М. Глинки

Наша работа начнется с распевки. Вспомним правила посадки при
пении. Послушаем ещё раз заключительный хор оперы   «Славься». Слушаем фонограмму хора.

А теперь попробуем спеть. Внимательно смотрим на меня и следим за
движениями рук.

Исполнение хора «Славься». Какое чувство пробудила музыка М. Глинки в вас?

Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор?

Какие черты русского характера воспевает эта музыка?

Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую
музыку, где жили такие герои?

Какой же можно сделать вывод :
Опера М. Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском
музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России. — Я думаю, что вы тоже растете патриотами нашей великой и большой России. Поэтому, я предлагаю вам выучить современную песню о России.

Знакомство и разучивание «Песня о России».

Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

С какими незнакомыми словами вы сегодня  познакомились?

С кем вы поделитесь впечатлениями о сегодняшнем уроке?

Молодцы! Сегодня хорошо работали!

Домашнее задание.

Нарисуйте дома иллюстрации к наиболее ярким, интересным сценам
оперы.

Скачано с www. znanio

Разработка открытого урока в 4
классе
по теме:
Опера «Иван Сусанин» Хамуева Екатерина Владимировна
Тема урока: Опера «Иван Сусанин». За Русь все стеной стоим. Сцена в лесу (действие III и IV). Цель урока: сформировать у обучающихся образ защитника Отечества в оперном жанре. Задачи: 
Воспитательные
 Воспитывать нравственно­эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к 
Родине, желание быть ее защитником. Развивающие
 Формировать умение давать эмоционально ­ образную оценку произведениям и явлениям 
жизни.  Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать информацию.  Развивать вокально­хоровые навыки на примере песни «Край, в котором ты живешь» (муз. Гладкова, слова Ю. Энтина)
Образовательные
Закрепить понятие опера, песенность, танцевальность. 
 Продолжить знакомство с творчеством русского композитора М. Глинки. Тип урока: комбинированный
Форма проведения: Урок­путешествие
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент
Дети собираются в класс под песню «Край, в котором ты живешь». Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку. Постановка учебной цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Эпиграф к уроку: «Нет счастья выше, нет чести выше, 
                                  Чем любимой Родине служить!»
Учитель: Прочтите эпиграф к уроку ещё раз и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Дети: О Родине, о защитниках Родины. Учитель: Ребята, знакома ли вам песня, под которую вы собирались на урок? Когда вы с ней 
познакомились? О чем эта песня? Как она называется?
Дети: Мы познакомились с ней на прошлом уроке. Она о Родине и называется «Край, в котором ты 
живешь». Учитель: Давайте, мы  её исполним. Что нам для этого необходимо сделать?
Дети: составляют исполнительский план
Вокально­хоровая работа 
 Дыхательное упражнение «Ветер» (2­3 раза).  Артикуляция – растянуть губы в улыбке, потом сделать их в трубочку (2­3 раза). 
 Вспомнить и исполнить мелодию песни
 Повторить слова и исполнить песню без музыкального сопровождения, затем под музыку всем
Распевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», помогая себе рукой. классом, индивидуально. Край, в котором ты живешь
1. Мы играем возле дома
И зимой и летом. Все давным­давно знакомы 
В милом доме этом!
Припев: Посмотри, как хорош, 
               Край, в котором ты живешь – 2 раза. Слышишь, улица родная
Нет тебя чудесней. Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
3. Нашим самым дружным 
хором песенка поется,
дом, и улица и город
Родиной зовется!
Учитель: О подвигах, о славе защитников Родины создано много музыкальных произведений. С 
каким подобным произведением вы познакомились на предыдущем уроке? И куда мы сегодня снова 
отправимся за знаниями?
Дети: Опера «Иван Сусанин» русского композитора М. Глинки. Мы отправимся в музыкальный 
театр. Учитель: Что такое опера? 
Дети: Опера – музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении 
симфонического оркестра. Учитель: В опере «Иван Сусанин» композитор рассказал о событиях 1612 года, когда поляки 
хотели погубить молодого царя Михаила Романова и обманом попасть в Москву, чтобы посадить на 
русский престол своего польского короля. Учитель: Ребята, кем был Иван Сусанин?
Дети: Он был простой  русский крестьянин. Учитель: На прошлом уроке мы закончили знакомство с оперой в тот момент, когда в мирную 
обстановку дома Ивана Сусанина  ворвался отряд польских завоевателей. Давайте спросим себя «Что ещё я хочу сегодня узнать на уроке?»
Дети: отвечают. Учитель: цель нашего урока узнать, кем  на самом деле был Иван Сусанин, и какую роль он сыграл в
исторических событиях нашей Родины.  Мы  должны ответить на  вопрос: Как поступил Иван Сусанин, когда поляки приказали 
проводить их в Москву? Что он им ответил? 
 Послушать, как звучит музыка этой сцены в 3 действии.  Научиться сравнивать в музыкальном произведении польскую и русскую речь. Работа по теме урока
Учитель: Кто дома нашел ответ на вопрос: Как поступил Иван Сусанин, когда поляки приказали 
проводить их в Москву? Что он им ответил?  
Дети: отвечают
Учитель: Давайте проверим, насколько правильно вы дали ответ и послушаем фрагмент сцены из 3 
действия. Рукой изобразим движение мелодии. Слушаем тихо, внимательно и до конца. Прослушивание фрагмента из оперы «Иван Сусанин»
Учитель: Был ваш ответ правильным?
Учитель: Русский писатель Николай Васильевич Гоголь после просмотра оперы сказал: 
«. Слышишь, где говорит русский и где поляк». Можем ли мы определить русскую и польскую речь 
в опере? 
Дети: Да можем. Индивидуальная работа с карточками
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки
1 вариант подчеркните слова, которые соответствуют русской речи в музыке, 
2 вариант подчеркните слова, которые соответствуют польской речи. Повторное прослушивание
На выполнение вам 1­2 минуты. Проверим, правильно ли вы определили характер звучания. Самопроверка. Физ. минутка
Встали как богатыри, головою раз, два, три. Потянулись выше, выше, а потом все ниже, ниже. Наклонились вправо, влево, а теперь присели смело. И еще разок присели и за парты тихо сели. Учитель: Назовите три основных жанра  музыки. Дети: Танец, марш и песня. Учитель: Если в музыке преобладает танец, мы говорим о танцевальности, если преобладает песня, 
мы говорим о песенности, если марш, то о маршевости. Что преобладает в русской речи? А в 
польской?
Дети: Песенность в русской речи, танцевальность в польской. Исполним песню Ивана Сусанина «Велик и свят наш край родной». Учитель: Песенность, певучесть –  это характерные черты русской народной музыки и выросшей из 
неё композиторской музыки. Подведение итогов занятия
Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина. Идею оперы можно выразить словами русского поэта Кондратия Рылеева:
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело. Предателя, мнили, во мне вы нашли?
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!
Учитель: В конце оперы  ликующий народ на Красной площади в Москве празднует победу над 
врагом. Как вы думаете, какую роль сыграл Иван Сусанин в  исторических событиях нашей Родины? Как его 
можно назвать в данном случае?
Дети: В исторических событиях нашей Родины он сыграл главную роль. Его можно назвать героем, 
патриотом своей страны, защитником Родины. Учитель: Какие чувства должен испытывать настоящий защитник Родины?
Дети: Любовь к Родине, к красоте природы, которая нас окружает, отвагу и т. Учитель: Люди всегда будут помнить подвиги героев нашей страны. Чтобы потомки помнили и не 
забывали об исторических событиях,  поэты, музыканты, скульпторы оставляют после себя 
произведения искусства. На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в музыкальный театр. Рефлексия
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? 
Что было для вас сложным сегодня?
Д/з: наизусть выучить песню «Край, в котором ты живешь». Всего хорошего, урок закончен!
Выход детей из класса под музыку.

» «Иван Сусанин» Опера М. И Глинка. Глинка (1804-1857 г. )» — Транскрипт

1

«Иван Сусанин» Опера М. И Глинка

2

М. Глинка ( г

3

Иван Сусанин костромской крестьянин

4

Село Домнино, где живут Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня.

5

Богдан Собинин принес радостную весть: Козьма Минин поднял Русь против иноземных захватчиков, князь Пожарский возглавил войско.

6

Во дворе польского короля Сигизмунда празднуют победу.

7

«Велик и свят наш край родной. Встает земля на подвиг свой» «Родина моя, Русская Земля»

8

«Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!»

9

Сусанин заводит поляков в лесную глушь откуда нет выхода. Поздно понимают враги, что обмануты и обречены на верную гибель.

10

«Предателя, мнили, во мне вы нашли! Их нет и не будет на Русской земли!» Ф. Шаляпин в образе Ивана Сусанина

11

«Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом»

12

Дружина Минина и Пожарского изгнала захватчиков с родной земли. Победная песня «Славься!» сливается с праздничным колокольным звоном.

13

«Кто кровь свою за Отчизну прольёт, Того никогда не забудет народ!»

Технологическая карта урока ««Музыкальная тема в опере — характеристика действующих лиц» Опера «Иван Сусанин» М. Глинка» 4 класс

Технологическая карта урока музыки в 4 классе

Наташенкова Светлана Юрьевна

УМК «Школа России»

Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е. Критская, Г. Сергеева, Т.

Шмагина; 2011 г.

«Музыкальная тема в опере — характеристика действующих лиц»

Опера «Иван Сусанин» М. Глинка

урок «открытия» нового знания

Проследить за драматическим развитием в опере «Иван Сусанин» через

музыкальные темы.

Накопление первоначальных знаний о музыке.

Воспитание уважения к истории Отечества, музыкальной культуре разных

Развитие музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия

музыкального произведения и исполнения

направленные на достижение личностных результатов:

• — формирование основ уважительного отношения к русской культуре,

осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других

• — формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

• — развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

• — овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

• -реализация творческого потенциала в процессе коллективного или

• — выражение положительного отношения к процессу познания;

направленные на достижение метапредметных результатов обучения

(универсальные учебные действия в познавательной и практической

• — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных

видах и формах;

• — формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания

содержания музыкальных образов оперы;

• — взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

• — овладение логическими действиями сравнения, обобщения;

• — освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,

самооценка своих музыкально-творческих способностей;

-умение размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмысливать полученную информацию

направленные на достижение предметных результатов обучения:

• — знание основных закономерностей музыкального искусства (опера,

ария, речитатив, тема, музыкальная драматургия, контраст);

• — формирование основ музыкальной культуры;

• — умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке

и современной песне;

• — развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной

— умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых

— формирование представлений о роли музыки в жизни человека, его

-метод развития ассоциативно- образного мышления;

— метод размышления о музыке;

-метод забегания вперед и возвращения назад

Триединство деятельности композитора — исполнителя – слушателя,

«тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную

коллективная форма : хоровое пение, слушание;

фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение;

групповая: проверочная работа на карточках;

индивидуальная: задания на карточках, проведение физминутки,

Технология системно-деятельностного подхода

Оборудование и материалы:

• Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е. Критская, Г. Сергеева, Т.

Шмагина;2011 г.

• CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 4 класс»

• Фонохрестоматия. 4 класс.

• Карточки с проверочным заданием

• Карточки с новыми терминами

• Знаки-символы плана урока

• Презентация

• Самоанализ. Карты.

• Рефлексия – щиты разного цвета и плакат «Россия»

1 этап урока: организационный

момент и мотивация

универсальные учебные

Мотивация к учебной деятельности

А теперь представьте. Что вы –не

ученики 4А класса, а дамы и кавалеры в

королевском замке. На дамах- пышные

платья и красивые причёски, на

кавалерах- богато расшитые золотом и

серебром камзолы и высокие сапоги.

Кавалеры- поклонитесь дамам, дамы –

сделайте реверанс. Присаживайтесь,

Наш урок начался с польского танца-

Дети под «Полонез»

Глинки входят в класс.

Музыкальное приветствие

здравствуйте, я очень рада

видеть вас! «Здравствуйте!»

сотрудничества и с

-нацеливание на успешную

— выражать положительное

отношение к процессу

желание узнавать новое

2 этап урока: актуализация знаний и

фиксация затруднения в

индивидуальной деятельности.

содержание, необходимое и

достаточное для восприятия

полонеза. Вспомните, пожалуйста, в

какой сюжет какой оперы переносит нас

во времена войны с поляками?

Изображение сцен из оперы « Иван

Называют оперу и главного

героя-И. Сусанина.

Он совершил подвиг.

Сила, смелость, отвага,

любовь к своей Родине.

— сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное

Сусанин», разных певцов в образе

Вспомните, какой поступок совершил

Сусанин? Какими качествами должен

обладать человек, что бы совершить

затруднения в пробном

-волевая саморегуляция в

— выражение своих мыслей

с достаточной полнотой и

принимать цели и задачи

А чем он отличается от других

защитников Родины ?

Слайд №2. Изображение полководцев

Суворова, А. Невского, М. Кутузова,

Иван Сусанин – не

военный, простой человек

из народа, костромской

совершил подвиг во имя

других людей.

Как вы о нем узнали? Правильно.

Мы вновь посетим музыкальный театр.

Слушали музыку – оперу

Глинки – русского

Как вы думаете, чем мы сегодня будем

заниматься на уроке?

Вы все узнали об этой опере?

Предложите, какая тема будет на нашем

уроке. Запись на доске.

Изучать дальше оперу.

фрагменты из оперы.

Тема: Опера «Иван

Посмотрите на знаки-символы,

предлагаю вместе составить план

работы на урок.

Будьте внимательны, старайтесь

запоминать новый материал, активно

участвуйте в общей работе, в конце

урока вы сами проверите знания друг

друга. Зададите друг другу вопросы.

размышлять над музыкой

высказываться о музыке

3 этап урока: выявление места и

причины затруднения.

взаимодействие, в ходе которого

выявляется и фиксируется

отличительное свойство задания,

вызвавшего затруднение в

учебной деятельности.

Новые термины. «Музыкальная

драматургия», «Контраст».

Вам понятны эти слова?

( Потому что мы не знаем

и не изучали на уроке

мнения и позиции в

4 этап урока: построение проекта

выхода из затруднения.

взаимодействие для построения

нового способа действия,

выявленного затруднения.

2 действия оперы.

Где происходит действие? Какие

фрагменты мы слушали? Что чувствуют

поляки, о чем мечтают?

Слушание фрагментов.

Зачем поляки пришли в Россию?

Кем они являются по отношению к

Бал во дворце польского

Танцы: полонез и мазурка.

Подписывают картинки.

«Полонез», «Мазурка».

Захватчики, враги.

-выражение своих мыслей с

-учёт разных мнений.

Давайте споём мелодию польского

Как вы думаете, эта музыка- красивая?

А почему М. Глинка для

характеристики поляков сочинил такую

Ответы. Глинка уважал

культуру поляков.

• Предметные:

• -умение воплощать

хоровых произведений.

3 действие оперы. Село Домнино.

Разучивание фрагмента оперы «Велик и

свят наш край родной»

Какие песни вам напоминает этот

Близки ли вам такие напевы?

оперы. «Велик и свят наш

Русские народные песни.

В них есть что-то близкое,

• Личностные:

• -развитие этических

5 этап урока: первичное закрепление.

учебное содержание во внешней

Слова русского писателя Н. Гоголя.

Слышишь, где говорит русский и где

поляк: у одного дышит раздольный

мотив русской песни, у другого —

опрометчивый мотив польской

Понятно вам, о чем говорит Николай

Выполните несколько практических

Поляки и русские. Польская

и русская музыка.

Польский и русский акт

Отношение Глинки к польской музыке.

польской музыке и польскому народу.

Индивидуальная работа с

Делают вывод по

польских захватчиков и

русского народа.

Польская и русская музыка.

Захватчики и защитники.

2 действие – польский акт и

3 действие – русский акт.

Добро и Зло.

к культуре других народов;

Один из учащихся проводит

• -формирование

деятельности для снятия

умственного и физического

В каком действии самый

волнительный момент? Что

чувствовал в этот момент

Сусанин? Какие чувства

таблицы на карточках.

4 действие «Сцена в лесу».

Речитатив и ария Ивана

• Познавательные:

(опера, ария, речитатив,

Что было бы, если бы Иван

Сусанин передумал и вывел

врагов из леса?

Вывод по содержанию оперы.

истории нашей страны на примере

героического подвига костромского

крестьянина Ивана Сусанина

музыке русские и поляки

характеризуются музыкой разного

характера. Какие темы характеризуют

А русские ?

Какие чувства вы испытываете по

отношению к таким людям?

Заканчивается опера хором «Славься»

— торжеством победы над польскими

Закрывается занавес в музыкальном

театре. Давайте мысленно

Глинку за то, что подарил нам

такое замечательное произведение.

В какие дни в нашей стране чествуют

событий, связь разных

связанных между собой и

завершение , какой-то итог.

Выстроенный сюжет.

Песенными, похожими на

русскую народную песню.

4 ноября – День

мая – День Победы,

Отечества, День Героя.

Этап урока: включение в систему

знаний и повторение.

Повторить учебное содержание по

материалу урока. А сейчас давайте

ответим на вопросы, которые вы можете

Сусанин любил свою родину больше

жизни. Давайте мы споём песню о

И Глинка «Вижу чудное раздолье»

Как вы оцениваете своё исполнение?

Кто такой Иван Сусанин?

Кто автор оперы?

Какая музыка у поляков?

Какая музыка у русских?

Контрастные образы в

Что такое музыкальная

— выразительно исполнять

оценивать свое исполнение,

6 этап урока: рефлексия.

деятельность на уроке.

Какая тема нашего урока?

Какая цель нашего урока?

Оцените свою работу на уроке,

заполните карточку самоанализа.

Плакат «Россия».

Что изображено на плакате?

Показываю щит. Что это?

Предложите, каким цветом раскрасить

щит в соответствии со своей оценкой

деятельности на уроке.

Прикрепите свои щиты к плакату.

Мы с вами продемонстрировали

наглядно, как мы готовы защищать

свою Родину.

Познакомились с новыми

выучили новые термины:

знания по содержанию

Россия. Родина. Природа.

Щит — как символ защиты

Красный цвет – «У меня все

Синий цвет – «Узнал

новое, но не все

Зеленый цвет – «Ничего не

Закрепляют на плакате с

изображением России.

Хором: «Когда мы едины –

— контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности и личностной

• творческая

-самооценка на основе

причин успеха / неуспеха в

Оценки за урок.

Спасибо за урок.

Музыка. «Славны были

— адекватное понимание