4 Класс

Олимпиада по русскому языку 4 класс с ответами 2016 олимпиада

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Олимпиада по русскому языку для 4 класса.

Найди общее название для каждого ряда слов: 3б.

а) корень, окончание, суффикс. приставка — ______________________________________________

б) подлежащее, сказуемое — ____________________________________________________________

в) существительное, прилагательное, глагол- ____________________________________________

Образуйте от данных существительных родственные: по 0,5 б. за каждое

Допишите окончания. 3 б.

Укажите имена существительные , имеющие форму только единственного числа.

Зима, метро, брюки, пальто.

Прочитай, найди, подчеркни «крылатые выражения» и объясни их значение: 8б.

Глеб у доски повесил нос,___________________________________________________________

Краснеет до корней волос,___________________________________________________________

Он в этот час, как говорится, ________________________________________________________

Готов сквозь землю провалиться,_____________________________________________________

О чем же думал он вчера,____________________________________________________________

Когда баклуши бил с утра?___________________________________________________________

Поставь ударение: 5б.

торты, позвонит, украинский, взяла, портфель.

Запиши слова в три столбика по схеме: 9б.

Лесок, работник, походы, цветок, поезда, дожди, погода, выходы, чулок.

а) корень, суффикс, окончание_________________________________________________________

б) приставка, корень, окончание_______________________________________________________

в) корень, окончание__________________________________________________________________

Подобрать синонимы: 6б.

чародей — __________________ , дорога — ________________, метель- __________________,

берегу- ____________________, смотрят- ________________, бабочка- __________________.

Подобрать антонимы: 6б.

тусклый- __________________, веселый- ________________, длинный- ________________,

храбрый- __________________, частый- __________________, далёкий- _________________.

Заменить одним словом: 4б.

а) человек, любящий жизнь ____________________________________________________________

б) приводить в круговое движение______________________________________________________

в) исполнительный человек, соблюдающий во всём порядок________________________________

г) время перед восходом солнца________________________________________________________

Задания для проведения олимпиад.

Русский язык 4 класс.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные
собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это
мертвый груз.

Пособие составлено для учащихся 4 классов с целью повышения уровня
самостоятельности и активизации творческого потенциала учащихся по русскому
языку. Творческие задания повышенной трудности научат детей фантазировать и
правильно излагать свои мысли.

Сведения из истории слова помогут ребятам объяснить их происхождение,
расширить свой словарный запас.

Небольшой словарик крылатых слов и выражений повысит уровень общих знаний,
позволит проникнуть в тайны истории, откроет страничку античной мифологии.

Думаю, что предлагаемый материал пробудит в ребенке интерес к живому слову,
вызовет желание чаще заглядывать в книги и словари.

Играем в прятки:

Найти животных среди строк

а) Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду. (1б

б) Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной. (1б. ) = 2б.

Занять, занял, заняли, заняла; брать, брал, брала;

Гнать, гнал, гнала; ждать, ждала, ждал;

Хвоя, щавель, инструмент, одобрить, цемент, положить. (19 слов – 19 б

Подобрать антонимы к словам:

а) мягкий –
б) натуральный –
в) снаружи – (3 б

Подобрать синонимы к словам:

работа –
громкий –
дремучий (лес) –
печаль –
кричать – (5 б

Указать фразеологизмы к словам со значением:

а) бездельничать,
б) обманывать,
в) быстро.

(Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все
лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, вводить в заблуждение, высунуть язык, со
всех ног, спустя рукава, собак гонять, во весь дух, водить за нос. ) 14 б.

Записать одним словом, используя слова с удвоенными согласными: 11 б.

Больничный лист –
Товарищ по работе –
Вид городского транспорта –
Популярная игра на льду –
Спортивный бег –
Сотрудник газеты, журнала –
Один из видов игры в мяч –
Обучение животных –
Рисунки в газете, журнале –
Помещение в школе –
Свидетельство об окончании средней школы –

Сколько раз в стихотворении встречается звук “Ш”?

– Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
– Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь! 2 б.

Закончи фразеологизм подходящим словом: 5 б.

Впиши названия: 8 б.

Отгадай слова: 1б.

С глухим – траву она срезает,
Со звонким и листочки объедает.

Запиши как можно больше слов, в которых есть слово “ель”: 2б.

Из слогов “собери” пословицу: 2 б.

ша ро кни я га хо ший друг луч

Отгадай ребусы: 2б.

В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его. Рядом запиши
обобщённое название этих предметов: 4б.

Прочитай “заколдованные” слова и вычеркни в каждом из них лишний слог:

сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки 4 б.

Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву: 2б.

Отгадай загадки: 2б.

1) Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы. Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы.

2) Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится. Суффикс как в слове “дневник”,
Целым же – в космос проник.

Замени выражения одним глаголом: 5б.

Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги: 5б.

Я ______ утра ______ лесу гуляю,
______ росы я весь промок. Но зато теперь я знаю
______ берёзку и ______ мох,
______ малину, ежевику,
______ ежа и ______ ежиху,
______ которой ______ ежат
Все иголочки дрожат.

Среди этих букв спрятались имена собственные и названия. Не
переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их: И – В – А – Н – О – В – О – Л – Г
– А – Л – Я (5б

Допиши пословицы: 3б.

Получи из слова “год” слово “вес”, изменяя по одной букве в каждом
слове.

Имей в виду, что выполняя каждый ход, у тебя должны получиться слова, а не
наборы букв. Используй подсказки за чертой.

Г О Д __________
________________ Бывает у живых существ
________________ Окружает замок
________________ Синоним слова “рыбалка”
________________ Животное семейства кошачьих
________________ Природное сообщество
В Е С

Преврати: 5б.

Мел в мелкое место на реке. Полку в танец. Банку в баню. Тракториста в машину. Стол в комнату.

Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя
существительное. Должны быть использованы все буквы.

Охра + под =
2. Кит + рана =
3. Ров + поза =

Напиши как можно больше слов, которые начинаются на букву “М”. Каждое последующее

слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

М
М. (и т

Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества
букв, что и соответствующие слова: 9б.

Зачеркни начало тех слов, которые не соответствуют заданному в конце
написанию: 5б.

Составь слова: 2б.

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ. Но когда с умом, толково
Их построить в чёткий ряд –
Они с тобой заговорят.

А О С Н В М Т К О _________________
Б И Ь И Л У Н Д К __________________

К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним
словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном: 4б.

Хвост Перстень  
ХолодХарактер
Нервы Жизнь  
Трубы Конфета

Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное
предложение: 6б.

Дождь лил *
Скоро дело наладилось и пошло *
Я знал городские переулки *
Гости свалились *
Он всегда врёт *
У себя во дворе Мишка был * как снег на голову
как сивый мерин
как рыба в воде
как из ведра
как по маслу
как свои пять пальцев

Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные
заголовки: 3б.

Готовь лыжи летом. Шайбы по весне считают. Когда в соседях согласья нет.

Ответь на вопросы: 5б.

а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?

Разгадай ребусы: 2б.

Игра “Четвёртый лишний”

  • Подлежащее, глагол, дополнение, определение
  • Существительное, наречие, сказуемое, глагол
  • Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение

Укажи, в каких словах пишется окончание – Е: 2б.

Поставьте, где нужно знаки препинания: 2б.

  • Голубой сумрак ещё укутывал землю реку. Но в воздухе и на небе
    чувствовалось приближение зари.
  • Подарить Вам шарики? Обратился к старушке Чебурашка.

Записать предложение по правилам русской орфографии: 10б.

Вставьте пропущенные слова: 6б.

____________ колосятся, но ___________ пекут. ____________ на картинке, но в музыке _________. Пусть талию вам _________ подчеркнут. А вот в географии __________ – зоны. Слова для справок: поясы-пояса, тона-тоны, хлебы-хлеба.

Учёным удалось записать слова на языке инопланетян: 8б.

дюпулэрдомн, жируфвая, пул, хрюпулэрдомн, хрюжир, дюпул, дюпулэрвая,
тлыжируфдомн.

По другому каналу связи получены их переводы в перепутанном порядке: забегал,
поход, забегать, побежать, ход, забег, приходить, ходил, бег.

Устойчивые словосочетания заблудились. Запиши их правильно: 4б.

Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Гости свалились как из ведра. Он всегда врёт как по маслу.

Напиши правильно: 15б.

(Не)когда, (не)жил, (не)здоровится, (не)лепый, (не)бег,(не)годовать,
(не)уклюжий, (не)лежал,(не) видит, (не)был, (не)доумевал,(не)хочу, (не)навидеть,
(не)волить, (не)ем.

Распределите выписанные глаголы в две группы?

Как правильно? 16б.

Тюль (тонкий; тонкая). Кофе (сладкое; сладкий). Пенальти (точный; точное). Кенгуру (серый; серая). Кашне (шёлковое; шёлковая). Мозоль (сухой; сухая). Какао
(горячий; горячее). Салями (вкусная; вкусное). Какаду (красивый; красивая). Депо
(новый; новое). Желе (вкусный; вкусное). Шампунь (ароматный; ароматная). Бра
(хрустальный; хрустальное). Пони (милый; милое). Мозоль (вредная; вредный). Бандероль (тяжёлый; тяжёлая)

Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В каких из них под
ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

Сколько общих звуков в словах серп и перс?

Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах
произношение слов различается лишь одним звуком?

Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели. В какие из них можно
добавить мягкий знак так, чтобы снова получились правильные слова.

Сколько звуков в словах сшить и лётчик?

Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.

В каком слове есть только твёрдые согласные?

Мел, лось, тема, можешь, матч.

Запишите слова в фонетической транскрипции:

ток, дог, араб, сон, яр, люк, юг, лён, сад, лог, парк, пол, альт, шёл.

Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова.

В каком слове количество букв и звуков совпадает?

Мать, беречь, вернёшься, ясли, боюсь.

В каком слове ударение падает на первый слог?

Удить, цемент, хвоя, ворота, щавель.

Расставьте ударения в словах:

Статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева,
баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, пуловер,
звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.

Произношение какого слова не совпадает с написанием:

  • мак, стол, грустно, вить, лить.
  • бак, слон, грустно, пять, весь.

Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:

Рояль, пою, подъезд, якорь, еда, местность, газета, лагерь

Какие слова имеют ударение на окончании:

свекла, брюква, скоба, скула, ампула, амплуа.

В каком слове неправильно названы буквы? Исправьте ошибки.

Поле – пэ, о, эль, е. Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е. Человек – ча, е, эль, о, вэ, е, кэ.

Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое
слово: Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус, верста, вата, ужи, зал, лак,
лев, кол, луг, лень, мех, метр, мало, мыл, оса, овал, очки, пачка, пуд, пар,
рак, село, урок, ура, ухо, уха.

Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:

Брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм,
кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.

Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый, помощник, булочная.

Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в
студенческой стенгазете.

Гра’вер за гра’вюру гро’ша досто’ин. Несём из мага’зина в по’ртфеле медь. Мо’жет быть, сти’хи писа’ть не сто’ит,
А лу’чше в библио’теке со сло’варем посиде’ть?

Назовите слова, где ударение поставлено неверно.

Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег. Сборы, молотьба, отдать.

В каком слове все согласные звуки глухие?

Чеснок, салат, капуста, картофель.

Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки –. Изображение человека на картине или фотографии –. Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте –. Место на реке, где её можно перейти –. Асфальтированная дорога –.

Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два
столбика. Назовите основания для группировки.

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает,
сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает –
развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

Что означает устойчивое выражение: хоть шаром покати?

В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?

И’рис – ири’с; кле’щи – клещи’; а’тлас – атла’с; мо’лодец – молоде’ц; тво’рог
– творо’г.

Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите
репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы
смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться,
усердствовать, надрываться.

У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла. Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть
палец, высосать из пальца.

Выделите третье “лишнее” в каждой из приведенных групп слов, имея в виду,
что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики
(каким?).

а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.

Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой
будут употреблены в переносном значении.

Замените одним словом фразеологизмы. Витать в облаках, задать головоломку,
ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, ходить на голове,
держать в голове, наговорить с три короба, задать баню, после дождика в четверг.

Найдите “лишнее” слово в синонимическом ряду:

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный. Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный. Томительный, утомительный, томный, пятитомный. Собака, Бобик, животное, Барбос.

Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами,
заменёнными точками. Отгадайте их.

, из. вон плохо, мастер на все. , сидеть сложа. , золотые.

Состав слова. Словообразование.

Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий,
лесником, лесничество, слесарь.

Выпишите слова с приставками.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил. Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик. Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.

Отгадайте слова.

а) Его корень в слове писать
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.

б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.

в) Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученики.

Каков состав слов? Приду, раскопка, сапожок, шалун, удивительный, пятачок,
писарь, налево.

Одинаковы ли по составу слова? Каково их значение?

Слепить глаза – слепить игрушку, скупить книги – скупой на ласку.

Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?

В каких словах пишется е: в. сеть, на в. су, зав. сать, занав. с,
в. сячий?

Какое из данных слов является родственным слову нос? Носильщик, поднос,
переносица, подношение, занос.

Найдите “лишнее” слово:

гореть, угореть, гора;
рисунок, рис, рисовать, рисование;
пот, потолок, потливый, море, морщины, морской;
боль, большой, больница;
пища, пищевой, пищать;
лес, леска, лесник, лесной;
зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень.

Все ли приведённые пары слов являются однокоренными? Докажите.

Носатый – носильщик;
Смешивать – смешить;
Конец – кончаться;
Виноватый – извиняться.

Составьте и запишите сложные слова. Мух, ловит; овец, разводит, варит
кашу; волны режет; хранит воду; звезды падают.

Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.

Определите к каким частям слова относятся двойные согласные:

Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

Разберите по составу слова:

Статей, гор, степей, судей, попрыгуний, кукол, домов, коров, воробьёв.

Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от
остальных. Найдите его. Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Выпишите имена существительные с суффиксом –ок: замок, теремок, лесок,
песок, ветерок, мирок, приток, листок.

Найдите окончания в словах: доброта, плохо, зелень, пальто, зеленый.

Выпишите имена существительные множественного числа, которые не
обязательно обозначают количество предметов “больше одного”.

Палатки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки,
заводы, плоскогубцы, ворота.

Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.

Береза, руки, человека.

Определите части речи в предложении.

Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.

Распредели слова в два столбика: слева – Ь знак пишется после шипящих,
справа – не пишется. Подстереч. , у дач. , луч. , пять тысяч. , богач. ,
сбереч. , без встреч. , тягач. , ткач. , пострич. , усач. , лихач. ,
меч. ,
запряч. , бич. , у круч.

Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой,
открой, раскрой, простой.

Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что
получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из
какого? Сорока, семя, сито, шерсть, дева.

У каких имен существительных нет формы единственного числа? Очи, бигуди,
жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического
написания: мели’, окуни’, пряди’.

Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели,
окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания

Укажи имя существительное, которое не имеет формы множественного числа:
пузырь, родня, степь, инженер, дочь.

Укажите имя существительное женского рода: профессор, шампунь, вермишель,
шимпанзе, тополь, рельс.

Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор,
доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.

Укажите имя существительное мужского рода: авеню, кашне, депо, шоссе,
кофе.

К какой части речи относятся выделенные слова? На то и печь, чтобы
хлебы печь. Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Ведро дало течь, и вода стала течь. Снежное покрывало все
поле покрывало. Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не
подвез воды.

Спиши, укажи части речи.

Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила. Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

Определите род имен существительных.

Мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель,
бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже,
эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло,
фламинго, кашне.

Почему все эти слова объединили в одну группу?

Онтарио, пальто, какао, пенсне.

В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и):

Камыш. , ж. раф, ножниц. , верш. на, мотоц.

В каких из этих слов пишется два р: ко. идор, ко. еспондент, ко. алл?

Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.

Циган купил красовки?

Укажите все сочетания слов, составленный неправильно: пара носок, без
чулок, нет солдат, группа грузинов.

В какое из слов нужно вставить букву –т-? Прекрас. ный, искус. ный,
чудес. ный, извес. ный, ужас. ный.

Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми
согласными. Поступок чести –. ; Ответ из уст –

Счастье жизни –.

Напишите ответы с шипящей на конце.

Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.

  • Прибор, техническое устройство.
  • Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
  • Большое желание есть.
  • Острое вирусное заболевание.
  • Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
  • Укротитель хищных животных.
  • Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой
    через сетку.

В каких сказочных словах /по правилам русской грамматики/ нужно поставить
мягкий знак после шипящих?

Пятлая куж. Бурявый пупалош. Мяувая дуч.

Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во
множественном числе. У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от
(наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа
(полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).

Распредели слова в два столбика: слева – с буквой о в корне, справа – с е
или ё. ты, ж. лтый, крыж. вник, ш. колад, больш. й, рубаш. нка,
щ. чка, галч. нок, ш.

Образуй множественное число от данных имён существительных: вещество,
сердце, весло, время, окно, сапоги, весы, небо.

Список литературы.

  • Ганькина Н.Л. Тренировочные упражнения по русскому языку: 2
    класс. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006.
  • Страхова Л.Л. Тексты для изложений. 2–4 классы..– СПб.:
    Издательский Дом “Литера”, 2007.
  • Тикунова Л.И., Новикова Ю.В. Русский язык: Задания для развития
    грамотности/ дидактические материалы. 3 класс (1-4). – М.: Росткнига, 2003.
  • Полякова А.В. Русский язык: Дидактический материал. 4 класс
    (1-4). М.: 2002.
  • Тикунова Л.И., Т.В.Игнатьева 1200 диктантов и творческих работ по
    русскому языку: Пособие для учителя.– М.: Дрофа, 1999.
  • Тикунова Л.И., Т.В.Игнатьева 300 учебных тестов, проверочных
    работ и тестов по чтению для начальной школы: Пособие для учителя. – М.:
    Дрофа, 2000.

Исправьте ошибки в словах: вогзал, впиреди,
могазин, тилефон, сдесь, килограм, пшиница, асина,
тран вай, интиресный.

Расставьте ударение в словах: звонит,
цемент, газопровод, каталог, заняла, шарфы,
щавель, хозяева, баловать, дремота.

Подчеркните слова, в которых букв больше, чем
звуков

1) спальня 4) стулья
2) скальпель 5) мыться
3) штамповать 6) фильм

Подчеркните слова, состав которых
соответствует схеме:

1) вылеты 4) походы
2) осмотр 5) пригород
3) списки 6) безголосый

Подчеркните слова, которые нельзя переносить

1) трость 4) утёс
2) пояс 5) грызть
3) осень 6) сельдь

Определите род существительных: туфля,
повидло, тюль, шампунь, мозоль, толь, кофе, шоссе,
кенгуру, такси.

Определите падеж выделенных слов.

Все знают хитрую лису. Во многих сказках
рассказывается о лисе. Вот лиса угощает
журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и отпустил хвост в
прорубь. Хвост и примёрз. (9 баллов)

Укажите части речи над каждым словом. Подчеркните в каждом предложении грамматическую
основу.

  • За рекой находится село.
  • Солнце село за горизонт.

Запишите слова в форме родительного падежа
множественного числа.

яблоко-_____________ ботинок-____________ стекло-_____________ кольцо-_____________ носок-______________ помидор-______________апельсин-_____________грамм-________________полотенце-____________облако-_______________

Объясните фразеологический оборот:

У него ветер в голове________________________________________________

Как ветром сдуло___________________________________________________

Бросать слова на
ветер_______________________________________________

Искать ветра в поле_________________________________________________

Подчеркните лишнюю пару слов.

глубокий — мелкий

громкий — сильный

робкий — смелый

широкий — узкий

говорить — молчать

Запишите пословицы, в которых встречается
слово «два».

(за каждую — 1 балл)

Найдите «третье лишнее».

1) Гореть, угорать, гора.

2) Горе, нагорный, горевать.

3) Пот, потолок, потливый.

4) Море, морщины, морской.

5) Боль, большой, больница.

6) Вода, водить, водник.

Соедините части пословиц.

На словах и так и сяк. покажи делом
На словах города берёт. да скупа на дела
Не храбрись словом. а на деле ни шагу вперёд
Щедра на слова. а на деле никак.

Расшифруйте слова. Запишите полученные
слова.

РАВЗДСТВУЙТЕ РЕСИНТЕНЫЙ ЛЮСТРАК
НИКАЗЕМЛЯ АНИТРАК
ИНЕРЖЕН КАРФЕЛЬТО

При выполнении заданий олимпиады вы можете
набрать 100 баллов.

Шкатова Л. Подумай и ответь. Занимательные
задачи по русскому языку. Книга для учащихся 5-7
классов средней школы. :Просвещение,1989.

Белицкая Н. , Орг А. Школьные олимпиады,
начальная школа. 2-4 классы. :Айрис-пресс, 2006.

Максимова Т. Олимпиадные задания 3-4 классы. : Вако, 2009.

Районная олимпиада по русскому языку, 4 класс

Время проведения: 60 минут

Код участника ___________

Дорогой друг! Ты участник олимпиады и можешь показать все те знания и умения, которые ты получил на уроках русского языка. Желаем тебе успехов.

Будь внимателен, терпелив и настойчив!

Задание 1. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые. Запишите названия блюд.

Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

Задание 2. Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось число 461851. Напиши имя этой девочки,  название произведения в котором встречается её имя и автора этого произведения.

Задание 3. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика – __________________

Ракета – ___________________

Каприз – __________________

Каратист – ________________

Задание 4. Запиши одним словом – существительным:

храбрый человек – _____________________

умный человек – ______________________

добрый человек –______________________

болтливый человек –___________________

ленивый человек – _____________________

мудрый человек – _____________________

богатый человек – _____________________ 7б

Задание 5. Впиши в таблицу корень, чтобы получилось три однокоренных слова.

корень суффикс суффикс окончание  ик — □  ушк — а  ин н ый

Задание 6. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов:

пила (___________), печь (___________), запевала (___________), течь (___________), заросли (___________), стих(___________).

Ответ:_____ слов.

Задание 7. Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.

Задание 8. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

чулки — _____________________     хозяева — _________________________

туфли — _____________________   санатории — ________________________

носки — _____________________     помидоры — ________________________

килограммы — _______________  каникулы — ________________________

ботинки —  __________________      домишки — _________________________

Задание 9. Вставь в предложения слово пальто, укажи падеж каждого вставленного слова.

На ______________ (_____) не было ни пятнышка. С _______________ (_____) решили снять старый воротник. Я узнал знакомое _______________ (_____). На _______________ (_____) повесили чей-то плащ.

Задание 10. Составь пословицу из слов, причём бери из них столько букв, сколько указано в скобках.

Уха (1) капуста(2) фара (2), халат (2), глагол (3) коза (2) велосипед (3), веник (2), имя (1)

Задание 11. Замени фразеологический оборот одним словом (глаголом)

Бить баклуши — ______________________________

Обвести вокруг пальца — _______________________

Путаться  под  ногами — ________________________

Пропустить  мимо  ушей — ______________________

Надуть губы — ________________________________

Тянуть  кота за хвост — _________________________

Сидеть как на иголках — _________________________

Задание 12. Внимательно прочитай каждое предложение. Подчеркни лишнее слово. Укажи, какой частью речи оно является.

1) Дисциплина поведения в нашем классе не на высоте.

2) Мой брат хочет стать военным солдатом.

3) Петя ушиб колено ноги.

4) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Задание 13. Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний. Запиши правильный вариант.

Гора луковая. ___________________________________________

Мир Древней Греции. ____________________________________

Давайте жить в тире. _____________________________________

Трубка пира. ____________________________________________

Глухое сено. _____________________________________________

Дом отечества. ___________________________________________

Игра не стоит встреч. ______________________________________

Медвежья заслуга. ________________________________________

Задание 14. Запишите имена и отчества людей.

Мою маму зовут Зина, а её папу Миша. Мою подругу зовут Вика, а её папу Боря. Моего дядю зовут Саша, а его папу Коля.

Задание 15. Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? Напиши ответ.

Районная олимпиада по русскому языку, 4 класс (ключ)

Задание 1. 2 балла (за каждое слово 0,5)

Ответ: Салат, уха, рагу, компот.

Ответ: Герда «Снежная королева» Г. Андерсен

Ответ: Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.

храбрец, умница, добряк, болтун, ленивец, мудрец, богач

Ответ: стар —

Задание 6. 6 баллов (за каждое слово 0,5)

пила (сущ. глаг. ), печь (сущ. , глаг. ), запевала (глаг. ), течь (сущ. , глаг. ), заросли (сущ. , глаг. ), стих (сущ. , глаг. ), мыло(сущ. 12 слов.

Ответ: миролюбие (миролюбивый), единодушие (единодушный), любознательный, общежитие, взаимопомощь, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочный.

Ответ: чулок, туфель, носков, килограммов, ботинок, хозяев, санаториев, помидоров, каникул, домишек

На пальто (П. п) не было ни пятнышка. С пальто (Р. п) решили снять старый воротник. Я узнал знакомое пальто (В. На пальто (В. ) повесили чей-то плащ.

Ответ: У страха глаза велики.

Бить баклуши — Бездельничать  (Лентяйничать)

Обвести вокруг пальца — Обмануть

Путаться  под  ногами — Мешать

Пропустить  мимо  ушей — Прослушать

Надуть губы — Обидеться

Тянуть  кота за хвост — Медлить

Сидеть как на иголках — Нервничать

Ответ: поведение – (сущ. ), солдатом – (сущ. ), нога – (сущ. ), ледяной – (прил

Задание 13. (8 баллов)

Ответ: Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.

Задание 14. (3 балла)

Ответ: Зинаида Михайловна, Виктория Борисовна, Александр Николаевич

Задание 15. (1 балл)

Подготовка к олимпиадам по русскому языку в 4 классе

Одной из важнейших задач начальной школы является воспитание добросовестного отношения детей к учёбе. Оно формируется через совершенствование учебного процесса, так и через организацию работы вне урока.

Эффективной формой внеклассной работы является олимпиада. Каждый учебный год обучающиеся нашей школы принимают участие в городских олимпиадах среди учеников начальной школы. С этой целью, мы сначала проводим отборочный тур среди обучающихся 4 классов, а затем, сформировав группы ,начинаем подготовку к олимпиадам. Я знаю, как трудно найти подходящий материал для подготовки. Для этого я просмотрела огромное количество материала, включая и ресурсы интернета. Всё собрала и приготовила задания для подготовки к олимпиадам. Предлагаю свой опыт. Возможно он кому-то пригодиться. Оценку в баллах каждый может поставить сам, в зависимости от своего класса и трудностей задания. Работая по этим заданиям, в 2008-2009 учебном году наши ученики заняли 1 место в городе.

Олимпиада по русскому языку. 4 класс

Расставь ударение в словах.

Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. Торты, щавель, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, алфавит, жаворонок, поняла.

Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь.

Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются _________________________________________________________________________________________________________

Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.

Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

  • Заварить кашу-_______________________________
  • Жить душа в душу-____________________________
  • На ночь глядя-________________________________
  • Повесить нос-________________________________
  • Водой не разольешь –__________________________

Вместо знака? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.

Смор +? + а = ________________________________

? + янин = ________________________________

По + ? + л = _________________________________

Составь словосочетания « прилагательное + существительное» со словами: сирень, шампунь, такси, кенгуру, шимпанзе.

Закончи выражения:

Буква Ъ (ять) до 1918 года писалась в словах, в которых по современной орфографии пишется буква Е. Разница в произношении Ъ (ять) и Е не было. Сформулируй правило, по которому осуществлялся выбор Ъ (ять) или Е в словах:

бЪлить, грЕзить, дЪльный, рЪка, мЕдок, шЕка.

Запиши в старой записи такие слова:

весна _______________________

Найди ошибки и исправь их.

весна. Яркая сонце рушит последние снежные крепости. Звонкая копель стучит по земле. в лесу пахнет душистыми почьками. Зилёные ёлочки важно вытинули свои колючие ветки. С берёски течёт сладкий сок. Лучь сонца освитил всю паляну.

Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).

___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

Запиши, как правильно называют жителя(м. р), жительницу(ж. р) и всех жителей (мн. ) этих городов.

Саратов — __________________________________________________

Киев — __________________________________________________

Пермь — __________________________________________________

Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

Польская: как заяц в ананасе.

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает. ______________________________________________________________________________

Разгадай ребусы:

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

Объясни лексическое значение слов.

  • Туш — _________________________________________________________________________
  • Тушь — ______________________________________________________________________

Что бы это значило?

  • Т М Л О С Е А -____________________________________________________________
    7 3 5 4 1 6 2
  • Р А О В К О Р К С И А К — _______________________________________________________
    3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1
  • О К Б О К Л О О Р С К О А — ________________________________________________________
    4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6

Составь и запиши рассказ по его началу.

Подготовительные задания к олимпиаде (приложение).

Литература: Интернет ресурсы.

Ответы на задания по русскому языку в 4 классе.

Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными

Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст, ветерина! рия,

возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и! скра (искра!),

и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт, портфе! ль.

Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.

Лей – ель Шей – ешь Шёл — ложь Лёд — толь

Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания.

Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.

Верный друг – преданный

Верное средство – испытанное

Верный ответ – правильный

Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль,

шампунь, кофе, мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в

единственном числе. Запиши получившиеся словосочетания.

Большая кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, черная вуаль, старинный

рояль, просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе,

больная мозоль.

Как будут называться эти животные в женском роде? Запиши.

Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.

Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня. Индюшка. Слониха. Медведица. Волчица.

Закончи пословицы: У кого что болит, тот о том и говорит

Где много слов, там мало дела.

Долго спать, с долгом встать.

Ехал бы воевать, да ленив вставать.

За всё берётся, да не всё удается.

Тяжело в учении, легко в бою.

Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёза зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной

Стоит, ярким солцем согрета,

Она на опушке лесной.

Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни,

по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.

Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и

окончание). 1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит,

солнцем, лесной. 2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке

Какие речевые ошибки содержатся в данных предложениях? Исправь их. Зачеркни и

напиши сверху.

Света всегда ложит (кладёт) свои книги на место.

Маша одела (надела) пальто и пошла гулять.

Деревья росли по обоим (обеим) сторонам дороги.

Ищете задания и ответы олимпиады по языкознанию русский медвежонок 2016 для 4 и 5 классов?Русский медвежонок — языкознание для всех 2016 для 4-5 класса %%score%% из %%total%% правильноЗадания олимпиады «Русский медвежонок» 2016 для 4-5 классаОтветы олимпиады «Русский медвежонок» 2016 для 4-5 класса

Навигация по записям

Цель представленного теста: выявить одаренных детей, умеющих решать задания повышенной сложности. Использовать можно и при подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку.

Романова Анджела Николаевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Загрузка началась. Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

Задания муниципального этапа областной олимпиады

младших школьников по русскому языку

Меж лесных кудрей,

Тёмным елям снится

Гомон карасей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз –

Пахнет от колёс.

Запиши транскрипцию следующих слов:

тенькает – _____________________________________________________

елям – _________________________________________________________

тянется – _______________________________________________________

Задание 2. Выдели суффикс, если таковой имеется, в следующих словах:

карманчик мячик ключик

лучистый мглистый завистливый

подружка ромашка пешка

косточка ласточка салфеточка

Задание 3. Образуй сложные слова. Разбери их по составу.

паровой, ходить – ______________________________________________

любить, радио – ________________________________________________

обрабатывать, дерево – ____________________________________________

огонь, тушить – ________________________________________________

дорога, железный – ______________________________________________

Задание 4. Замени каждое словосочетание одним словом.

рисунки в книге, журнале – _______________________________________

теплая погода зимой, когда тает снег – ______________________________

состояние, когда человеку не спится – _______________________________

товарищ по работе – ___________________________________________

сотрудник газеты, журнала – ______________________________________

Что объединяет эти слова с точки зрения орфографии?

Задание 5. Вставь, где нужно, Ь. Раздели слова на группы. В скобках после каждой группы слов объясни свой выбор.

Задание 6. Подчеркни имена существительные женского рода.

туфли, ботинки, вуали, рояли, тюли, шампуни, простыни, манжеты

Задание 7. Подчеркни имена существительные, у которых нет формы единственного числа.

усы, очи, санки, бигуди, каникулы, жалюзи, лыжи, коньки

Задание 8. Объясни смысл словосочетаний.

подарок Коле – _________________________________________________

подарок Коли – _________________________________________________

Задание 9. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. В скобках объясни свой выбор.

Задание 10. Запиши словосочетания в указанном падеже.

вкусные апельсины – (Р. ) ______________________________________

синее море – (Т. ) ______________________________________________

ароматная сирень – (Д. ) _______________________________________

тихая заводь – (В. ) ____________________________________________

зимнее пальто – (П. ) __________________________________________

новые туфли – (Р. ) ____________________________________________

Задание 11. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

бежать, мчаться, торопиться, нестись

кухня, гостиная, ванна, спальня

метель, стужа, пурга, буран

Задание 12. Дай определение изобразительно-выразительным средствам художественной литературы.

Эпитет – ______________________________________________________

Сравнение – _______________________________________________________

Олицетворение – ________________________________________________

Запиши по одному предложению с каждым из видов тропов.

Задание 13. Ряд букв «снимитеперья» раздели пробелами на слова так, чтобы получилась фраза. Запиши все возможные варианты.

Задание 14. Составь мини-текст, используя данные слова:

пустыня, жарко, родник, пальмы, жажда

(максимально – 1 балл)

(максимально – 1,5 балла)

(за все задание максимально – 2,5 балла)

карманчик (-чик-) мячик (-ик-) ключик (-ик-)

лучистый (-ист-) мглистый (-ист-) завистливый (-лив-)

подружка (-к-) ромашка (нет суффикса) пешка (нет суффикса)

косточка (-очк-) ласточка (нет суффикса) салфеточка (-к-)

(максимально – 2 балла)

(Возможны другие варианты, например, деревообрабатывающий, железнодорожник и т

(максимально – 2,5 балла)

рисунки в книге, журнале – иллюстрации

теплая погода зимой, когда тает снег – оттепель

состояние, когда человеку не спится – бессонница

товарищ по работе – коллега

сотрудник газеты, журнала – корреспондент (возможно: корректор)

Двойные согласные в корне, на стыке морфем.

плащ, ешь, спишь, лечь, брошь, туч, стеречь, молодежь, силач, передач

плащ , силач (сущ. , м

ешь, спишь (гл. , 2 л. , ед

лечь, стеречь (гл. , неопр

брошь, молодежь (сущ. , ж

туч , передач (сущ, Р. , мн

подарок Коле – подарок приготовили (кому?) Коле (сущ. , м. , 1 скл. , Д

подарок Коли – подарок приготовил Коля, подарок (кого?) Коли (сущ. , м. , 1 скл. , Р

Что посеешь (гл. 1 спр. ), то и пожнёшь.

Язык царствами ворочает (гл. 1 спр.

Любишь (гл. 2 спр. ) кататься, люби и саночки возить.

Скоро сказка сказывается (гл. 1 спр. ), да не скоро дело делается (гл. 1 спр.

вкусные апельсины – (Р. ) вкусных апельсинов

синее море – (Т. ) синим морем

ароматная сирень – (Д. ) ароматной сирени

тихая заводь – (В. ) тихую заводь

зимнее пальто – (П. ) о зимнем пальто

новые туфли – (Р. ) новых туфель

(максимально – 3 балла)

Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Сравнение – вид тропа, основанный на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Олицетворение – изображение одушевленного предмета как одушевленного.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь? (С. Маршак)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя. Пушкин)

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

(за все задание максимально – 3 балла)

с ними теперь я

сними те перья

с ним и теперь я

(за каждую фразу – 0,25 балла)

(максимально – 2 балла, можно добавить за оригинальность еще 1 балл)

Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 класса 2016 год

Прочитай предложение, записанное в транскрипции. Запиши его согласно правилам русского

языка. Выполни его синтаксический разбор.

ива сонца прабижал пав

а влапах старай

Выпиши из предложения слово, в котором букв больше, чем звуков. Выполни фонетический

анализ этого слова.

Выпиши из предложения слово, которое соответствует схеме¬ ^^

Запиши ещё два слова, которые имеют такой состав.

Прочитай слова. Найди среди них синонимы. Для какого слова нет синонима среди

написанных слов? Запиши это слово. Подбери к нему синоним.

Грустный, доктор, блестеть, родник, врач, линия, дивный, печальный, чудный, густой, ключ, черта,

____________________ — ______________________

Прочитай. Найди и подчеркни имена существительные,которые употребляются только в

Лист, словарь, пальто, воробей, гнев, молодёжь, энциклопедия, дорога, молоко, железо, кислород,

совёнок, серебро, сахар, конфета, таблетка.