а) человек, любящий жизнь ____________________________________________________________
б) приводить в круговое движение______________________________________________________
в) исполнительный человек, соблюдающий во всём порядок________________________________
г) время перед восходом солнца________________________________________________________
Задания для проведения олимпиад.
Русский язык 4 класс.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные
собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это
мертвый груз.
Пособие составлено для учащихся 4 классов с целью повышения уровня
самостоятельности и активизации творческого потенциала учащихся по русскому
языку. Творческие задания повышенной трудности научат детей фантазировать и
правильно излагать свои мысли.
Сведения из истории слова помогут ребятам объяснить их происхождение,
расширить свой словарный запас.
Небольшой словарик крылатых слов и выражений повысит уровень общих знаний,
позволит проникнуть в тайны истории, откроет страничку античной мифологии.
Думаю, что предлагаемый материал пробудит в ребенке интерес к живому слову,
вызовет желание чаще заглядывать в книги и словари.
Играем в прятки:
Найти животных среди строк
а) Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду. (1б
б) Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной. (1б. ) = 2б.
Хвоя, щавель, инструмент, одобрить, цемент, положить. (19 слов – 19 б
Подобрать антонимы к словам:
а) мягкий –
б) натуральный –
в) снаружи – (3 б
Подобрать синонимы к словам:
работа –
громкий –
дремучий (лес) –
печаль –
кричать – (5 б
Указать фразеологизмы к словам со значением:
а) бездельничать,
б) обманывать,
в) быстро.
(Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все
лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, вводить в заблуждение, высунуть язык, со
всех ног, спустя рукава, собак гонять, во весь дух, водить за нос. ) 14 б.
Записать одним словом, используя слова с удвоенными согласными: 11 б.
Больничный лист –
Товарищ по работе –
Вид городского транспорта –
Популярная игра на льду –
Спортивный бег –
Сотрудник газеты, журнала –
Один из видов игры в мяч –
Обучение животных –
Рисунки в газете, журнале –
Помещение в школе –
Свидетельство об окончании средней школы –
Сколько раз в стихотворении встречается звук “Ш”?
– Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
– Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь! 2 б.
Закончи фразеологизм подходящим словом: 5 б.
Впиши названия: 8 б.
Отгадай слова: 1б.
С глухим – траву она срезает,
Со звонким и листочки объедает.
Запиши как можно больше слов, в которых есть слово “ель”: 2б.
Из слогов “собери” пословицу: 2 б.
ша ро кни я га хо ший друг луч
Отгадай ребусы: 2б.
В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его. Рядом запиши
обобщённое название этих предметов: 4б.
Прочитай “заколдованные” слова и вычеркни в каждом из них лишний слог:
сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки 4 б.
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву: 2б.
Отгадай загадки: 2б.
1) Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы. Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы.
2) Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится. Суффикс как в слове “дневник”,
Целым же – в космос проник.
Замени выражения одним глаголом: 5б.
Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги: 5б.
Я ______ утра ______ лесу гуляю,
______ росы я весь промок. Но зато теперь я знаю
______ берёзку и ______ мох,
______ малину, ежевику,
______ ежа и ______ ежиху,
______ которой ______ ежат
Все иголочки дрожат.
Среди этих букв спрятались имена собственные и названия. Не
переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их: И – В – А – Н – О – В – О – Л – Г
– А – Л – Я (5б
Допиши пословицы: 3б.
Получи из слова “год” слово “вес”, изменяя по одной букве в каждом
слове.
Имей в виду, что выполняя каждый ход, у тебя должны получиться слова, а не
наборы букв. Используй подсказки за чертой.
Г О Д __________
________________ Бывает у живых существ
________________ Окружает замок
________________ Синоним слова “рыбалка”
________________ Животное семейства кошачьих
________________ Природное сообщество
В Е С
Преврати: 5б.
Мел в мелкое место на реке. Полку в танец. Банку в баню. Тракториста в машину. Стол в комнату.
Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя
существительное. Должны быть использованы все буквы.
Охра + под =
2. Кит + рана =
3. Ров + поза =
Напиши как можно больше слов, которые начинаются на букву “М”. Каждое последующее
слово должно быть на одну букву больше предыдущего.
М
М. (и т
Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества
букв, что и соответствующие слова: 9б.
Зачеркни начало тех слов, которые не соответствуют заданному в конце
написанию: 5б.
Составь слова: 2б.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ. Но когда с умом, толково
Их построить в чёткий ряд –
Они с тобой заговорят.
А О С Н В М Т К О _________________
Б И Ь И Л У Н Д К __________________
К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним
словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном: 4б.
Хвост Перстень
ХолодХарактер
Нервы Жизнь
Трубы Конфета
Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное
предложение: 6б.
Дождь лил *
Скоро дело наладилось и пошло *
Я знал городские переулки *
Гости свалились *
Он всегда врёт *
У себя во дворе Мишка был * как снег на голову
как сивый мерин
как рыба в воде
как из ведра
как по маслу
как свои пять пальцев
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные
заголовки: 3б.
Готовь лыжи летом. Шайбы по весне считают. Когда в соседях согласья нет.
Ответь на вопросы: 5б.
а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?
Голубой сумрак ещё укутывал землю реку. Но в воздухе и на небе
чувствовалось приближение зари.
Подарить Вам шарики? Обратился к старушке Чебурашка.
Записать предложение по правилам русской орфографии: 10б.
Вставьте пропущенные слова: 6б.
____________ колосятся, но ___________ пекут. ____________ на картинке, но в музыке _________. Пусть талию вам _________ подчеркнут. А вот в географии __________ – зоны. Слова для справок: поясы-пояса, тона-тоны, хлебы-хлеба.
Учёным удалось записать слова на языке инопланетян: 8б.
Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в
студенческой стенгазете.
Гра’вер за гра’вюру гро’ша досто’ин. Несём из мага’зина в по’ртфеле медь. Мо’жет быть, сти’хи писа’ть не сто’ит,
А лу’чше в библио’теке со сло’варем посиде’ть?
Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.
Внутренняя сторона кисти руки –. Изображение человека на картине или фотографии –. Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте –. Место на реке, где её можно перейти –. Асфальтированная дорога –.
Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два
столбика. Назовите основания для группировки.
Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите
репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы
смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться,
усердствовать, надрываться.
У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла. Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть
палец, высосать из пальца.
Выделите третье “лишнее” в каждой из приведенных групп слов, имея в виду,
что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики
(каким?).
Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой
будут употреблены в переносном значении.
Замените одним словом фразеологизмы. Витать в облаках, задать головоломку,
ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, ходить на голове,
держать в голове, наговорить с три короба, задать баню, после дождика в четверг.
Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.
Береза, руки, человека.
Определите части речи в предложении.
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
Распредели слова в два столбика: слева – Ь знак пишется после шипящих,
справа – не пишется. Подстереч. , у дач. , луч. , пять тысяч. , богач. ,
сбереч. , без встреч. , тягач. , ткач. , пострич. , усач. , лихач. ,
меч. ,
запряч. , бич. , у круч.
Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой,
открой, раскрой, простой.
Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что
получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из
какого? Сорока, семя, сито, шерсть, дева.
У каких имен существительных нет формы единственного числа? Очи, бигуди,
жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического
написания: мели’, окуни’, пряди’.
Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели,
окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания
Укажи имя существительное, которое не имеет формы множественного числа:
пузырь, родня, степь, инженер, дочь.
Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор,
доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.
Укажите имя существительное мужского рода: авеню, кашне, депо, шоссе,
кофе.
К какой части речи относятся выделенные слова? На то и печь, чтобы
хлебы печь. Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Ведро дало течь, и вода стала течь. Снежное покрывало все
поле покрывало. Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не
подвез воды.
В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и):
Камыш. , ж. раф, ножниц. , верш. на, мотоц.
В каких из этих слов пишется два р: ко. идор, ко. еспондент, ко. алл?
Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.
Циган купил красовки?
Укажите все сочетания слов, составленный неправильно: пара носок, без
чулок, нет солдат, группа грузинов.
В какое из слов нужно вставить букву –т-? Прекрас. ный, искус. ный,
чудес. ный, извес. ный, ужас. ный.
Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми
согласными. Поступок чести –. ; Ответ из уст –
Счастье жизни –.
Напишите ответы с шипящей на конце.
Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.
Прибор, техническое устройство.
Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
Большое желание есть.
Острое вирусное заболевание.
Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
Укротитель хищных животных.
Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой
через сетку.
В каких сказочных словах /по правилам русской грамматики/ нужно поставить
мягкий знак после шипящих?
Пятлая куж. Бурявый пупалош. Мяувая дуч.
Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во
множественном числе. У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от
(наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа
(полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
Распредели слова в два столбика: слева – с буквой о в корне, справа – с е
или ё. ты, ж. лтый, крыж. вник, ш. колад, больш. й, рубаш. нка,
щ. чка, галч. нок, ш.
Образуй множественное число от данных имён существительных: вещество,
сердце, весло, время, окно, сапоги, весы, небо.
Список литературы.
Ганькина Н.Л. Тренировочные упражнения по русскому языку: 2
класс. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006.
Страхова Л.Л. Тексты для изложений. 2–4 классы..– СПб.:
Издательский Дом “Литера”, 2007.
Тикунова Л.И., Новикова Ю.В. Русский язык: Задания для развития
грамотности/ дидактические материалы. 3 класс (1-4). – М.: Росткнига, 2003.
Полякова А.В. Русский язык: Дидактический материал. 4 класс
(1-4). М.: 2002.
Тикунова Л.И., Т.В.Игнатьева 1200 диктантов и творческих работ по
русскому языку: Пособие для учителя.– М.: Дрофа, 1999.
Тикунова Л.И., Т.В.Игнатьева 300 учебных тестов, проверочных
работ и тестов по чтению для начальной школы: Пособие для учителя. – М.:
Дрофа, 2000.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках
рассказывается о лисе. Вот лиса угощает
журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и отпустил хвост в
прорубь. Хвост и примёрз. (9 баллов)
Укажите части речи над каждым словом. Подчеркните в каждом предложении грамматическую
основу.
За рекой находится село.
Солнце село за горизонт.
Запишите слова в форме родительного падежа
множественного числа.
У него ветер в голове________________________________________________
Как ветром сдуло___________________________________________________
Бросать слова на
ветер_______________________________________________
Искать ветра в поле_________________________________________________
Подчеркните лишнюю пару слов.
глубокий — мелкий
громкий — сильный
робкий — смелый
широкий — узкий
говорить — молчать
Запишите пословицы, в которых встречается
слово «два».
(за каждую — 1 балл)
Найдите «третье лишнее».
1) Гореть, угорать, гора.
2) Горе, нагорный, горевать.
3) Пот, потолок, потливый.
4) Море, морщины, морской.
5) Боль, большой, больница.
6) Вода, водить, водник.
Соедините части пословиц.
На словах и так и сяк. покажи делом
На словах города берёт. да скупа на дела
Не храбрись словом. а на деле ни шагу вперёд
Щедра на слова. а на деле никак.
Задание 2. Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось число 461851. Напиши имя этой девочки, название произведения в котором встречается её имя и автора этого произведения.
Задание 3. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика – __________________
Ракета – ___________________
Каприз – __________________
Каратист – ________________
Задание 4. Запиши одним словом – существительным:
храбрый человек – _____________________
умный человек – ______________________
добрый человек –______________________
болтливый человек –___________________
ленивый человек – _____________________
мудрый человек – _____________________
богатый человек – _____________________ 7б
Задание 5. Впиши в таблицу корень, чтобы получилось три однокоренных слова.
корень суффикс суффикс окончание ик — □ ушк — а ин н ый
Задание 6. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов:
Задание 9. Вставь в предложения слово пальто, укажи падеж каждого вставленного слова.
На ______________ (_____) не было ни пятнышка. С _______________ (_____) решили снять старый воротник. Я узнал знакомое _______________ (_____). На _______________ (_____) повесили чей-то плащ.
Задание 10. Составь пословицу из слов, причём бери из них столько букв, сколько указано в скобках.
Мою маму зовут Зина, а её папу Миша. Мою подругу зовут Вика, а её папу Боря. Моего дядю зовут Саша, а его папу Коля.
Задание 15. Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? Напиши ответ.
Районная олимпиада по русскому языку, 4 класс (ключ)
Ответ: Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.
Задание 14. (3 балла)
Ответ: Зинаида Михайловна, Виктория Борисовна, Александр Николаевич
Задание 15. (1 балл)
Подготовка к олимпиадам по русскому языку в 4 классе
Одной из важнейших задач начальной школы является воспитание добросовестного отношения детей к учёбе. Оно формируется через совершенствование учебного процесса, так и через организацию работы вне урока.
Эффективной формой внеклассной работы является олимпиада. Каждый учебный год обучающиеся нашей школы принимают участие в городских олимпиадах среди учеников начальной школы. С этой целью, мы сначала проводим отборочный тур среди обучающихся 4 классов, а затем, сформировав группы ,начинаем подготовку к олимпиадам. Я знаю, как трудно найти подходящий материал для подготовки. Для этого я просмотрела огромное количество материала, включая и ресурсы интернета. Всё собрала и приготовила задания для подготовки к олимпиадам. Предлагаю свой опыт. Возможно он кому-то пригодиться. Оценку в баллах каждый может поставить сам, в зависимости от своего класса и трудностей задания. Работая по этим заданиям, в 2008-2009 учебном году наши ученики заняли 1 место в городе.
Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются _________________________________________________________________________________________________________
Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Заварить кашу-_______________________________
Жить душа в душу-____________________________
На ночь глядя-________________________________
Повесить нос-________________________________
Водой не разольешь –__________________________
Вместо знака? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.
Буква Ъ (ять) до 1918 года писалась в словах, в которых по современной орфографии пишется буква Е. Разница в произношении Ъ (ять) и Е не было. Сформулируй правило, по которому осуществлялся выбор Ъ (ять) или Е в словах:
бЪлить, грЕзить, дЪльный, рЪка, мЕдок, шЕка.
Запиши в старой записи такие слова:
весна _______________________
Найди ошибки и исправь их.
весна. Яркая сонце рушит последние снежные крепости. Звонкая копель стучит по земле. в лесу пахнет душистыми почьками. Зилёные ёлочки важно вытинули свои колючие ветки. С берёски течёт сладкий сок. Лучь сонца освитил всю паляну.
Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
Закончи пословицы: У кого что болит, тот о том и говорит
Где много слов, там мало дела.
Долго спать, с долгом встать.
Ехал бы воевать, да ленив вставать.
За всё берётся, да не всё удается.
Тяжело в учении, легко в бою.
Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной
Стоит, ярким солцем согрета,
Она на опушке лесной.
Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни,
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и
окончание). 1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит,
солнцем, лесной. 2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке
Какие речевые ошибки содержатся в данных предложениях? Исправь их. Зачеркни и
напиши сверху.
Света всегда ложит (кладёт) свои книги на место.
Маша одела (надела) пальто и пошла гулять.
Деревья росли по обоим (обеим) сторонам дороги.
Ищете задания и ответы олимпиады по языкознанию русский медвежонок 2016 для 4 и 5 классов?Русский медвежонок — языкознание для всех 2016 для 4-5 класса %%score%% из %%total%% правильноЗадания олимпиады «Русский медвежонок» 2016 для 4-5 классаОтветы олимпиады «Русский медвежонок» 2016 для 4-5 класса
Навигация по записям
Цель представленного теста: выявить одаренных детей, умеющих решать задания повышенной сложности. Использовать можно и при подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку.
Романова Анджела Николаевна
Понравилось? Сохраните и поделитесь:
Загрузка началась. Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!