4 Класс
- stranica2 nomer1

Окружающий мир 4 класс школа россии автор плешаков

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Наблюдение за погодой

Для обозначения различных явлений погоды воспользуйся уже известными тебе условными знаками. Вспомни их и нарисуй. Если потребуется, посмотри знаки в «Научных дневниках» для 2 и 3 классов.

Наблюдай за погодой осенью, зимой, весной, летом. Каждый месяц проводи наблюдения и измерения в течении одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заноси в таблицы, пользуясь условными знаками.

Страница 3

Страница 4

Страница 5

Страница 6

Страница 7

Сравни записи с теми, которые были сделаны в прошлые годы (в «Научных дневниках» для 2 и 3 классов). Выдели сходство и различия.

Сезонные изменения погоды и температурный режим за прошедшие 2 года не сильно изменился. Различие было одно: осадков в этом году было меньше, а снега больше. Снежный покров как всегда в Московской области был умеренным.

Проанализируй результаты измерений температуры воздуха по «Научным дневникам» для 2, 3 и 4 классов. Заполни таблицу.

Сделай выводы о сезонных изменениях погоды в вашей местности по своим наблюдениям за время обучения в начальной школе.

Страница 8

Составь план своих осенних наблюдений в новом учебном году. Можешь воспользоваться заданиями из «Научных дневников» прошлых лет или придумать другие с учетом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

1) Первые заморозки были 15 сентября. 2) Лужи впервые покрылись льдом 30 октября. 3) Первый снег выпал 6 октября. 4) Реки, озёра и пруды покрылись льдом 18 ноября. 5) Стаи перелетных птиц появились в октябре.

Сравни результаты наблюдений со своими записями прошлых лет. Что нового тебе удалось узнать о природе своего края? Чему удалось научиться?

Так как температурный режим не сильно изменился все природные явления произошли в почти такие же временные сроки. Первые заморозки произошли как и в прошлом году в середине Сентября. Первый снег выпал чуть позже, но зато постоянный снежный покров установился в то же время. Мы наблюдали за птицами, когда кормили птиц, и даже видели стаи перелетных птиц.

№Тема урокаЭлементысодержанияПланируемые результатыКонтрольИКТДатаПримечанияПланФактЗемля и человечество (9 ч)1Мир глазами астронома. Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах ЗемлиЗнать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планетеРисунок Солнечной системыикт02. 092Планеты Солнечной системы. Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён годаЗнать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные моделиМодели планетикт07. 093Звездное небо – Великая книга Природы. Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах ЗемлиУметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездийЗнать название звезд и созвездий, правила наблюдения звездного неба. Творческая работа «Звездное небо»икт09. 094Мир глазами географа. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты  (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и картеЗнать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. Работа с картой, глобусомикт14. 095Мир глазами историка. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические временаЗнать понятие об истории, как науке, значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества. Тестикт16. 096Когда и где?Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени. Знать понятия  о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени». Рассказ об историческом событии21. 097Мир  глазами эколога. Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состоянияЗнать понятие – экология, международные экологические организации, экологический календарь. Уметь использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране. создание знаков «Береги природу!»икт23. 098Сокровища Земли под охраной человечества. Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мираЗнать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия  Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике человека на природуТест икт28. 099Сокровища Земли под охраной человечества. Обобщение по теме «Земля и человечество». Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мираЗнать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике человека на природуТест 30. 09Природа России  (10 ч)10Равнины и горы России. Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилинаЗнать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)Контурные картыикт05. 1011Моря, озера и реки России. Водоемы, их разнообразие, использование человекомЗнать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)Работа с картойикт07. 1012Природные зоны России. Знакомство с картой природных зон России, сравнение её с физической картой России; определение на карте природных зон России, высказывание предположений о причинах их смены. Устанавливание причинно-следственных связей между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работа со схемой освещённости Земли солнечными лучами. Знать природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показывать на карте природных зон области высотной поясности Уметь  определять   по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Работа с картойикт12. 1013Зона арктических пустынь. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизниЗнать общие  условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустыньРабота в группахикт14. 1014Тундра. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизниЗнать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундрыСообщения о растениях и животных тундрыикт19. 1015Леса России. Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природыЗнать общие условия, необходимые  для жизни живых организмов, правила  поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных лесаПостроение экологических цепочек21. 1016Лес и человек. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животнымПонимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп  растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизниРабота с контурными картами26. 1017Зона степей. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы. Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степейСообщения о растительном и животном мире степей28. 1018Пустыни. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природыЗнать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыниРассказ по плану09. 1119 У Чёрного моря. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоныЗнать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережьяРассказ-наблюдение «Мой отдых на Черном море»11. 11Родной край – часть большой страны   (13 ч)20 Наш край. Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательностиЗнать название родного города (села). Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей средеСоставление плана рассказа о Санкт-Петербурге16. 1121 Поверхность нашего края. Особенности поверхности  (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)Знать  понятия «овраг», «балка». Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природыРабота с картой, глобусом18. 1122Водные богатства нашего края. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, рекиГрафический диктант23. 1123 Наши подземные богатства. Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измеренияУметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствахИзготовление условных знаков25. 1124 Земля-кормилица. Почва, ее составЗнать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природыПроверочный диктант с использованием условных знаков30. 1125 Жизнь леса. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)изготовление Красной книги02. 1226Жизнь луга. Рисунки растений07. 1227Жизнь в пресных водоемах. Рисунки обитателей водоёмов,рассказ о них09. 1228Растениеводство в нашем крае. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениямЗнать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями. Составление схемы14. 1229 Животноводство в нашем крае. Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животнымЗнать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животнымиСоставление схемы16. 1230Презентация проектов  на тему «Незаметные защитники урожая». Защита проектовИзвлекать информацию из дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищейОценивать свои достижения 21. 1231Проверим себя и оценим свои достижения. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность /неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами Тест23. 1232Презентация проектов. 12Страницы всемирной истории  (5 ч)33Начало истории человечества. Человек – часть  природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мираЗнать, что изучает наука «история». Использовать ленту времениЛента времени13. 0134Мир древности: далекий и близкий. Знать историю древнего мира. Использовать ленту времениРассказ о достопр. Египта18. 0135Средние века: время рыцарей и замков. Знать историю Средних вековТворческая работа «Рыцарский замок»20. 0136Новое время: встреча Европы и Америки. Выдающиеся люди разных эпох. Схемы маршрутов морских экспедицийЗнать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой25. 0137Новейшее время: история продолжается сегодня. Выдающиеся люди разных эпохСчет лет в истории. Человек – часть природы и член обществаЗнать выдающихся людей новейшего времениУметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задачТест27. 01Страницы истории Отечества (20 ч)38Жизнь древних славян. История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица РоссииУметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. ОтечестваРабота с картой01. 0239Во времена Древней Руси. 0240Страна городов. 0241Из книжной сокровищницы Древней Руси. Выдающиеся  люди разных эпох. Охрана памятников истории и культурыЗнать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории  ОтечестваСообщение о музеях мира 10. 0242Трудные времена на Русской земле. Россия на карте (границы, города, места  изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культурыЗнать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвыРабота с картой15. 0217. 0243Русь расправляет крылья. 44Куликовская битва. 0245Иван Третий. Выдающиеся люди разных эпохЗнать историю освобождения Руси от монголо-татарского игаРассказ по плану01. 0346Мастера печатных дел. Выдающиеся люди разных эпохЗнать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной странеИзготовление проекта литеры03. 0347Патриоты  России. Выдающиеся люди разных эпохРассказ о Минине и Пожарском10. 0348Петр Великий. Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-ПетербургИсследовательская работа15. 0349Михаил Васильевич Ломоносов. Выдающиеся люди разных эпохЗнать историю развития образования на Руси17. 0350Екатерина  Великая. Выдающиеся люди разных эпохЗнать реформы Екатерины Великой11. 0351Отечественная война 1812 года. Выдающиеся люди разных эпохЗнать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картойкроссворд22. 0352Страницы истории XIX века. Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий)Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города РоссииРабота с картой24. 0353Россия вступает в XX век. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни РоссииУметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории ОтечестваСообщения о главных событиях XX в. 0454Страницы истории 1920–1930-х годов. Россия на карте (границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические временаЗнать страницы истории России в 1920– 1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале  XX века в РоссииЛента времени07. 0455Великая война и Великая Победа. Государственные праздники (День Победы)Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. , героев ВОВ;  Исследовательская работа «ВОВ в жизни моих родственников»12. 0456 Великая война и Великая Победа. 0457Страна, открывшая путь в космос. Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники. Охрана памятников истории и культурыУметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планететест19. 04Современная Россия (11 ч)58 Основной  закон России и права человека. Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции)Знать государственные праздники, Основной  закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информациирисунки21. 0459Основной  закон России и права человека. 0460Мы – граждане России. Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собраниеЗнать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны  и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих РоссиюТрадиции народов России28. 0461 Славные символы России. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимнаЗнать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флагаСоздание символики03. 0562 Такие разные праздники. Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)Знать государственные праздники. Уметь описывать  государственные праздники, традиции народов Россиисообщение05. 0563Путешествие по России. Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры. Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной странеНазывать народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах РоссииРабота с картой10. 0564 Путешествие по России. 0565Путешествие по России. Работа с картой17. 0566Путешествие по России. 0567Проверим себя и оценим свои достижения. Проверим себя и оценим свои достиженияЗнать города России, правила работы с  географической картой. Тест24. 0568Резервный урок

Старая и новая редакции

Тетрадь 2019-2022 г. Новая редакция

Страница 5

Страница 6

Страница 7, 8

Страница 9

Страница 10

Страница 11, 12

Страница 13

Страница 14

Страница 15

Страница 16

Страница 17

Страница 18

Страница 19

Страница 20

Страница 21

Страница 22

Страница 23

Страница 26, 27

Страница 28

Страница 29

Страница 32

Страница 33

Страница 34

Страница 35

Страница 36, 37

Страница 38

Страница 39

Страница 40

Страница 41, 42

Страница 43

Страница 44

Страница 45

Страница 46

Страница 47

Страница 48

Страница 49

Страница 50

Страница 51

Страница 52, 53

Страница 54, 55

Страница 56

Страница 57

Страница 58

Страница 59

Страница 60, 61

Страница 62

Страница 63, 64, 65

Страница 66

Страница 67

Страница 68

Страница 69

Страница 70

Страница 71

Страница 72

Страница 73

Страница 74, 75

Страница 76

Страница 77

Страница 78

Страница 79, 80

Тетрадь 2011-2018 г. Старая редакция

Страница 3

Страница 4, 5

Страница 6

Страница 7

Страница 8, 9

Страница 10

Страница 11

Страница 12

Страница 13

Страница 14, 15, 16

Страница 17

Страница 18

Страница 19

Страница 20

Страница 21

Страница 22

Страница 23

Страница 24

Страница 25

Страница 26

Страница 27

Страница 28

Страница 29, 30, 31

Страница 32, 33

Страница 34

Страница 35

Страница 36, 37

Страница 38

Страница 39

Страница 40

Страница 41

Страница 42, 43

Страница 44

Страница 45

Страница 46

Страница 47, 48

Страница 49

Страница 50

Страница 51

Страница 52

Страница 53

Страница 54

Страница 55

Страница 56

Страница 57

Страница 58, 59

Страница 60, 61

Страница 62

Страница 63

Страница 64

Страница 65

Страница 66

Страница 67

Страница 68, 69

Страница 70

Страница 71, 72, 73

Страница 74

Страница 75

Страница 76

Страница 77

Страница 78

Страница 79

Страница 80

Страница 81

Страница 82, 83, 84

Страница 85

Страница 86

Страница 87

Страница 88

Страница 89

Страница 90

Страница 91

Страница 92

Страница 93

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Наблюдение в природе зимой

Составь план своих зимних наблюдений. Можешь воспользоваться заданиями из «Научных дневников» прошлых лет или придумать другие с учетом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

1) Постоянный снежный покров установился 20 ноября. 2) К кормушке прилетали воробьи, голуби, сороки, снегири. 3) Мы наблюдали за постепенными изменениями длины дня и ночи. 4) Мы наблюдали следы разных животных.

Зима выдалась холодной и даже холоднее зим прошлых лет. Мы ходили всем классом наблюдать следы животных: птиц, мышек, а еще в лесу я видела следы зайца. постоянный снежный покров установился в то же время, что и в прошлом году. Мы кормили птиц и участвовали в акции «Накорми птиц зимой».

Страница 9

Составь план наблюдений на лето. Можешь воспользоваться заданиями из «Научных дневников» прошлых лет или придумать другие с учетом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

1) Цветение липы началось 23. 07, а закончилось 08. 2) Летом нам удалось увидеть кузнечиков, бабочек, медведок, разных птиц, ежей, ужа, кролика. 3) Мы ходили собирать грибы и наблюдали, где какие растут.

Лето было теплым, даже жарким. Самая высокая температура была выше 30 градусов. Летом мы ездили в поле и наблюдали за луговым природным сообществом. Еще мы с семьей ходили по грибы и изучали особенности их жизни: где больше грибов, а где грибов нет, какие заметить легче, а какие нет.

Страница 10

Запиши, в какой работе по охране природы своего края ты планируешь принять участие в новом учебном году.

1) В новом учебном году я планирую принять участие в сборе пластиковых крышек для переработки. 2) Участвовать в мероприятии «Накорми птицу». 3) Участвовать в конкурсе сбора макулатуры и благотворительной акции «Спаси дерево». 4) Участвовать в акции сбора мусора леса, луга, поля, водоема.

Запиши, что тебе удалось сделать для охраны природы своего края в течение учебного года и в летние каникулы.

Осенью – собирала с родителями мусор из леса; убирала листву; мастерила кормушки. Зимой – кормила птиц и зверей. Весной – посадка растений, облагораживание территории школы. Летом – уборка на пляже; сбор с родителями мусора в лесу.

Оцени свою работу по охране природы за время обучения в начальной школе.

Многие птицы улетают в теплые края, потому что с приходом холодов им становится тяжело добывать пищу. Я считаю, что особенно полезным для природы было то, что я и другие ребята моего класса кормили птиц и развешивали сало на веточки деревьев. А в парке мы кормили белочек.

В 4 классе

Личностные результатыИзучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета- предметных результатов начального образования.

У четвероклассника продолжают формироваться:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
  • работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
  • У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Учащиеся к концу 4 класса должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся к концу 4 класса должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты ; наблюдать объекты окружающего мира, их описывать;
  • соотносить полученные результаты с целью наблюдения (опыта);
  • работать с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работать с учебными и научно-популярными текстами.

Критерии и нормы оценки знаний

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используется индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а так же самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Виды и формы контроля  описаны в разделе «Виды и формы промежуточного, итогового  контроля».

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

полно излагает изученный материал, дает  правильное определение понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;  излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 — 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом
  • ошибки при постановке опята, приводящие к неправильному результату
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических)
  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; неточности обозначений и подписей
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта,  приводящие к неправильному результату
  • неточности в определении прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов
  • неточности при нахождении объекта на карте

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Оценка «5» — ученик  правильно ответил на  90 -100% вопросов;

Оценка «4» — ученик  правильно ответил на  89 – 76% вопросов;

Оценка «3» — ученик  правильно ответил на  75 – 50% вопросов;

Оценка «2» — ученик  правильно ответил на  49%  и меньше.

Учебник 2019-2022 г. Новая редакция

Учебник 2011-2018 г. Старая редакция

Страница 4

Страница 5

Страница 7

Страница 8

Страница 9

Страница 12

Страница 13, 14

Страница 15

Страница 16

Страница 17

Страница 20

Страница 21

Страница 22

Страница 23

Страница 26

Страница 27

Страница 28

Страница 30

Страница 34

Страница 35

Страница 38, 39

Страница 40

Страница 42

Страница 43

Страница 44

Страница 47

Страница 49, 50, 51

Страница 52

Страница 54, 55

Страница 56

Страница 60

Страница 64

Страница 65

Страница 66

Страница 69

Страница 70

Страница 71

Страница 75

Страница 76

Страница 77, 78, 79

Страница 81

Страница 82

Страница 83

Страница 84

Страница 85, 86, 87

Страница 92, 93

Страница 94

Страница 95, 96

Страница 101

Страница 102

Страница 103

Страница 107

Страница 108

Страница 109

Страница 110

Страница 111, 112, 113

Страница 116

Страница 117

Страница 118

Страница 119, 120, 121

Страница 124

Страница 125

Страница 126, 127, 128, 129

Страница 134

Страница 138

Страница 139

Страница 140

Страница 142

Страница 143

Страница 144

Страница 145

Страница 147

Страница 148

Страница 149

Страница 158, 159

Страница 160

Страница 161

Страница 163

Страница 164

Страница 165

Страница 168

Страница 169

Страница 170

Страница 171

Страница 175

Страница 176, 177

Страница 178

Страница 183

Страница 184, 185

Страница 186

Страница 187

Страница 188

Страница 189

Страница 192

Страница 193

Страница 194

Страница 195

Страница 196

Страница 202, 203

Страница 204, 205

Страница 206, 207

Страница 208

Страница 209

Страница 210

Страница 211

Страница 212, 213

Страница 214, 215

Страница 216

Страница 217

Страница 218

Страница 4

Страница 6, 7

Страница 8

Страница 14

Страница 15

Страница 19

Страница 21

Страница 22

Страница 26

Страница 27

Страница 32

Страница 34

Страница 35

Страница 39

Страница 40

Страница 45

Страница 46

Страница 52

Страница 53

Страница 54

Страница 57, 58

Страница 60

Страница 63, 64

Страница 65

Страница 69

Страница 72

Страница 74

Страница 78

Страница 79

Страница 81

Страница 82

Страница 85, 86

Страница 89

Страница 90

Страница 91

Страница 97

Страница 99

Страница 100

Страница 103

Страница 104

Страница 106

Страница 110, 111

Страница 113

Страница 117

Страница 119

Страница 122

Страница 125, 126

Страница 133

Страница 137

Страница 139

Страница 146

Страница 150

Страница 156

Страница 157

Страница 161

Страница 162

Страница 163

Страница 167

Страница 168

Страница 174

Страница 178

Страница 179

Страница 203

Страница 204, 205

Страница 206

Страница 207

Страница 208

Страница 209

Страница 210

Страница 211, 212, 213

Страница 214, 215

Страница 216, 217

Страница 218

Страница 219

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету   «Окружающий мир»

Цели и задачи

Технологии обучения, формы уроков и внеурочной деятельности по предмету

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Критерии и нормы оценки знаний

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2009 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 № 373
  • Распоряжение Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
  • Учебный план ГБОУ школы №517 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.
  • Образовательная программа ГБОУ школы №517 с углубленным изучением предметов экономического профиля Выборгского района Санкт-Петербурга.
  • Календарный учебный графикГБОУ школы №517 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора от 25.08.2016 №67/1
  • Программа по предмету

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Растения и животные.

Здесь ты можешь записать свои впечатления от экскурсий. Например, было ли интересно, что особенно заинтересовало, удивило, понравилось, было ли то, что ты можешь назвать своим «открытием».

Изучая природу в разные времена года нам удалось лучше изучить природу родного края. Зимой мы видели птиц, потому что рядом со школой расположен еловый парк. Весной мы ездили в поле, когда сошел снег, чтобы изучить это природное сообщество. Мы ловили бабочек капустниц и отпускали, а еще видели кролика. Летом мы были на лугу. Сколько там было ящериц и кузнечиков. Луг прямо трещал. Еще, когда мы с классом отправились на пикник на берег реки, видели стаю уток с маленькими утятами, гоняли лягушек и собирали улиток. Наслаждались красивыми растениями пресного водоема.

Страница 12

Одним из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение» является учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России». УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая:

Система учебников «Школа России», на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, охватывает все предметные области учебного плана ФГОС и включает следующие завершенные предметные линии:

Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений создана в соответствии с возрастными и  психологическими особенностями младших школьников, а также современными научными представлениями о природе, обществе, человеке с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения). В учебниках реализуется  системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Плешаков А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч.

Плешаков А. Окружающий тетрадь. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.

Плешаков А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Плешаков А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.

Плешаков А. , Румянцев А. Великан на поляне,

Поурочные разработки по окружающему миру к учебнику Плешакова А. Окружающий мир 4 класс.

Электронное приложение к учебнику Плешакова А. Окружающий мир 4 класс (DVD)

Содержание учебников строится на основе системы ведущих идей (многообразие мира, целостность мира, уважение к миру), которые являются стержнями интеграции обществоведческих и естественнонаучных знаний, формируемых в учебном курсе. Учебники предусматривают освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта содержание учебников по окружающему миру для 1—4 классов направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Информация о количестве учебных часов

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов  по 2 часа в неделю. Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в соответствии с календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год:

I четверть – 17 часов

II четверть — 15 часов

III четверть – 19 часов

IV четверть –17 часов

Мир глазами эколога

Волнует ли тебя состояние окружающей среды в твоем крае, в стране, на всей планете? Если да, то почему? Напиши.

Состояние окружающей среды – это очень важно, ведь от экологии зависит здоровье человека, животных. Меня очень волнует состояние окружающей среды, ведь Москва – большой город и порой забывается важность сохранения экологии.

Папа Серёжи и Нади предлагает задание. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем.

Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы.

Проблему загрязнения океана я представила в виде океана, в который сливают отходы производств, что приводит к непригодности воды, смерти животных и растений. Проблему исчезновения лесов я изобразила в вырубке леса, а проблему мусора – в безответственном отношении к природе: люди бросают мусора там, где отдохнули, а это приводит к ухудшению экологической обстановки.

Какие еще экологические проблемы планеты тебе известны. Напиши.

1) Радиационное загрязнение. 2) Загрязнение водоемов. 3) Загрязнение почвы. 4) Разрушение озонового слоя. 5) Браконьерство. 6) Истребление животных и растений разных видов. 7) Истощение природной силы Земли.

Наблюдения в природных сообществах

Понаблюдайте за жизнью леса. Что интересного вам удалось увидеть? Каких обитателей леса удалось определить? Напиши краткий отчет о своей работе. Можно выполнить 2-3 рисунка по своим наблюдениям.

Обитатели леса мне очень понравились, ведь их так много, что всех и не сосчитать. Кого мы только не увидели! И белок, и ежа, ужа, пустельгу, мышей, летучую мышь, которая висела на верхушке сосны.

Страница 13

Проведите наблюдения на лугу. Что интересного вам удалось увидеть? Каких обитателей луга удалось определить? Напиши краткий отчет о своей работе. Можно выполнить 2-3 рисунка по своим наблюдениям.

На лугу обитателей не меньше, чем в лесу. Тоже есть мыши, ежи, а еще мы видели змею. Ездили собирать ягоды на луг и видели много земляных пчел.

Страница 14

Проведите наблюдения у реки, озера или пруда. Что интересного вам удалось увидеть? Какие виды растений и животных удалось определить? Напиши краткий отчет о своей работе. Можно выполнить 2-3 рисунка по своим наблюдениям.

Когда мы были у реки, то видели рыбака, который выловил большую щуку. Мы видели улиток: больших и совсем крошечных; водомерок было столько, что было похоже, что они устроили представление и рассекали воду туда-сюда. Из растений мы увидели рогоз, кувшинку, тростник, потому что речка была совсем маленькой и у берегов заболачивалась.

Страница 15

При изучении курса «Окружающий мир» используются элементы следующих технологий:

  • технология проблемного обучения
  • технология « развитие критического мышления»
  • технология современного проектного обучения
  • классно-урочная технология обучения
  • групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава)
  • информационные и коммуникационные технологии

Программа предусматривает проведение уроков:

  • уроки открытия нового знания
  • уроки формирования умений и навыков
  • уроки развития умений и навыков
  • уроки закрепления и систематизации знаний
  • уроки — проекты
  • уроки — исследования
  • уроки — практики
  • уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Формы обучения: фронтальная, групповая (в том числе и работа в парах), индивидуальная.

Традиционные методы обучения: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядные методы (наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями), практические методы.

Рабочая программа курса «Окружающий мир»  в  4 классе предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (обучение через деятельность, разбор конкретных ситуаций, метод проектов, игровое проектирование, групповая и парная работа и другие) с целью формирования и развития навыков самостоятельной работы школьников

Формы внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»

Проектная деятельность (с элементами исследования), экскурсии, конкурсы, игры, конференции, коллективные творческие дела (КТД), творческие мастерские

Наблюдения в природе весной

Составь план своих весенних наблюдений. Можешь воспользоваться заданиями из «Научных дневников» прошлых лет или придумать другие с учетом особенностей природы вашего края. Проведи намеченные наблюдения и зафиксируй результаты в отдельной тетради.

1) Первые проталины появились в начале февраля. 2) Первые ручьи появились в первую неделю марта. 3) Ледоход начался в первой половине апреля. 4) Половодья в этом году не было в нашем регионе. 5) Яблоня зацвела 15 мая, а ива 2 апреля.

Весна выдалась теплой и ранней. Первые проталины появились еще в Феврале, а первые ручьи в начале марта. Ледоход начался лишь в середине апреля, а в прошлом году в конце того же месяца. Половодье в прошлом году было, а в этом нет, потому что снега было не много.