4 Класс

Науменко кубановедение 4 класс рабочая тетрадь скачать бесплатно pdf

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

— Герб, флаг и гимн Краснодарского края олицетворяют наш край и народ.

— Сегодня вы узнаете историю рождения кубанских символов, узнаете их значение.

Актуализация знаний.

-Запишите тему урока «Символика Краснодарского края»

— Символы сопровождали казачество на протяжении всей его истории.

— Регалии (символы монархической власти), которые жаловали казачеству за доблесть, верное служение и отвагу, тоже считаются символами Кубанского казачества.

Открытие нового знания.

Работа с текстом

За верное служение Отечеству императоры Российские жаловали кубанское казачество ценными предметами, войсковыми знаками отличия, различными атрибутами власти: хоругвями  и штандартами, бунчуками и булавами, барабанами, наградными серебряными трубами, серебряными гербовыми печатями и многими другими вещами.

Все эти предметы, напоминавшие о военных заслугах, казаки хранили и почитали, называя их казачьими регалиями. Слово это переводится с латинского как «царский» и обозначает  символы царской власти. У казаков – это символы воинской казачьей доблести.

Самыми ценными регалиями были войсковые знамёна.

10 мая 1844 года черноморские казаки торжественно отмечали 50-летие своего переселения на Кубань. В Екатеринодар доставили  большое Георгиевское знамя, которым была отмечена служба казаков Отечеству. Для приёма знамени прибыло пять казачьих полков. Пожалованное знамя не было прибито к древку. И атаманы, и священники, и простые казаки прибивали знамя к древку. А всё потому, что знамя – полковая святыня, знамя – символ воинского братства, и каждый воин должен был сражаться за него не щадя жизни.

( Из книги «Символы Краснодарского края»)

— Озаглавьте текст.

— Найдите в первом и во втором абзацах словосочетания, которые называют казачьи регалии по-другому.

— Найдите предложение, в котором говорится о самых ценных  регалиях.

Рассказ учителя.

— Ежегодно на второй день после Пасхи боевые знамёна вместе с другими регалиями вносили в войсковой собор. Как назывался этот собор? Александро-Невский собор.

— Здесь знамёна кропили святой водой и после литургии, в сопровождении духовенства, войскового хора и казаков выносили из храма на площадь, чтобы показать народу. Вынос регалий совершался также в войсковые праздники, в памятные и юбилейные для войска и для России торжества, на военные парады. Славные казачьи знамёна выносили в день, когда принимал присягу вновь назначенный войсковой атаман.

— Как вы считаете, где сейчас регалии славного войска Кубанского?

— В феврале 1920 года, когда в России было тяжёлое время, боевые знамёна и другие регалии покинули Екатеринодар. Они были вывезены с Кубани. Долгое время они находились в Югославии и Германии. А после Второй мировой войны оказались в казачьем музее в штате Нью-Джерси в США. В настоящее время значительная часть регалий торжественно возвращена на Родину. Они хранятся в музеях.

— Кто, по вашему мнению, хранил святые для казачества регалии? Потомки казаков.

— Почему они решили вернуть их на Кубань? С возрождением казачества.

— Подберите синоним к слову «знамя». Флаг.

— Расскажите, что вам уже известно о флаге Кубани.

Работа с текстом.

До 1919 года понятие «флаг Кубанской области» не существовало. Были лишь войсковые почитаемые знамёна.

Вот как объяснили значение флаговой расцветки. Синяя верхняя полоса символизирует донцов, часть которых переселилась на Кубань. Хотя есть толкователи, которые считают, что синяя полоса символизирует иногородних – славянское население не казачьего происхождения. Эта цветная часть расположена на флаге сверху, потому что на севере Кубань граничила с Россией, откуда приезжало иногороднее население. Средняя полоса, малиновая, — казачья. Малиновый цвет – цвет запорожцев. Зелёный  — цвет горцев, южных соседей Кубани. Таким образом, флаг символизировал единство всего кубанского населения.

Сейчас в центре флага расположен герб Краснодарского края.

Официальным символом Краснодарского края флаг считается с 1 июня 1995 года.

(Из книги «Символы Краснодарского края»)

— Какие цвета у кубанского флага?

— В каких случаях и где поднимается кубанский флаг? Приведите два примера.

Работа с гербом Кубани

— Историческая наука, изучающая гербы, появилась во второй половине XVII века. Гербы были у городов, у крепостей, у областей, у дворян. Когда появился первый герб на Кубани и где? 30 января 1848 года на Тамани.

— Что было на нём изображено?

— А герб Кубанской области был утверждён позже указом Александра II 31 января 1874 года.

Центральная фигура – щит. Что обозначает орёл? Символ российской государственности.

— Что подчёркивает крепость? Военные заслуги казачества в охране российских границ.

— Над воротами крепости – золотой пернач между двух серебряных бунчуков. Что обозначают эти регалии? Символ власти и достоинства.

— Почему над гербом красуются лазоревые знамёна с вензелями монархов?

Они были пожалованы войску императорами.

— Что ещё мы видим на изображении герба Кубани?

— Какой ещё есть символ у края? Гимн.

— Кто был автором слов? Константин Образцов.

— Кем он был? Священником.

— Кто помнит историю происхождения гимна?

— Прочтите о создании гимна ещё раз.

В начале Первой мировой войны, в 1914 году, на Кавказском фронте сосредоточились почти все строевые части Кубанского казачьего войска. Военные действия шли на территории Турции. Русская армия успешно продвигалась вглубь от границ империи. Но оторванные от дома казаки тосковали по родной Кубани. В Первом Кавказском полку священником служил отец Константин (Образцов). В своих стихах «Плач кубанских казаков» он сумел выразить настроение кубанцев. Эти стихи, начинающиеся со слов «Ты, Кубань ли, наша родина», пришлись по душе всем казакам. Положенные на музыку, в 1916-1917 годах эти строки распевали уже во всех казачьих частях русско-турецкого фронта. Так главная кубанская песня стала гимном казачества.

И лишь в 1995 году с принятием «Закона о символах Краснодарского края» песня стала гимном Краснодарского края.

— Как назвал отец Константин свой стих?

— На территории какой страны «родился» гимн казачества?

— Внимательно прочтите первую строчку из стихотворения Константина Образцова. Сравните с первой строчкой гимна края. Чем отличаются две строчки?

Включение в систему знаний.

Один из символов Краснодарского края. Герб.

Фамилия автора слов гимна Кубани. Образцов.

Один из символов атаманской власти. Бунчук.

Какого цвета средняя полоса на флаге Краснодарского края?  (в нач. ) Малиновый

Рефлексия деятельности на уроке.

− Подведём  итог нашей работы.

− Какова была цель?

Сообщение «История моего населённого пункта». 5-7 предложений об  истории населённого пункта, улицы, дома, памятника и т.

Тема 24-25 «Земля отцов – моя земля». Проектная работа

Наименование проекта: «Земля отцов – моя земля»

Участники проекта: учитель, учащиеся 4  класса.

Сроки реализации проекта: 3 месяца (декабрь-февраль)

Проблема: недостаточная сформированность представлений у детей об истории Краснодарского края.

Актуальность проекта: воспитание патриотических чувств надо начинать с раннего школьного возраста, т. именно на данном этапе формируется личность ребёнка. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы. Одной из  инновационных форм совместной деятельности детей и взрослых по ФГОС является проектная деятельность, интегрирующая все образовательные области.

К сожалению, недостаточно за 40 минут урока познакомить детей с особенностями Кубани. Отсюда возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать чувство гордости за свою малую Родину.

Цели проекта: передача младшим школьникам социально значимых знаний, направленных на развитие гуманистических ценностных ориентаций, расширение кругозора учащихся; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

Личностные УУД: формировать активную гражданскую позицию учащихся.

Познавательные УУД: знакомить учащихся с историческими источниками края, развивать умение работы с разными источниками информации.

Коммуникативные УУД: формировать потребность общения со сверстниками.

Предметные УУД: познакомить учащихся с историей края, показать значимость исторических источников.

Метапредметные УУД: формировать у учащихся младшего школьного возраста целостного взгляда на современный мир и место человека в нем.

Планируемый результат: показать значимость исторических источников Кубани.

План проектной работы.

Изучение архитектуры Краснодарского края.

Изучение вещественных исторических источников края.

Изучение письменных исторических источников края.

Изучение устных исторических источников края.

Изучение символики Краснодарского края.

Планирование деятельности учителя: проведение мероприятий по плану, разработанного в подготовительном этапе.

Деятельность детей в реализации проекта: разучивание стихов, песен, поиск информации и её обработка, оформление творческих работ «Земля отцов – моя земля»

Результаты реализации проекта. Учащиеся закрепили знания об истории Краснодарского края.

Мероприятие «Земля отцов – моя земля» – заключительная часть коллективной проектной работы «Земля отцов – моя земля».

Там, где выгнула русло река,

У глинистой кручи,

Свиток царский был предком раскручен

И прочитан под гул тростника:

— Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И поставлен был первый курень.

И кизяк задымил под котлом

И пропах сей торжественный день

Так был город родной утверждён.

Среди первопроходцев земли кубанской был славный кошевой атаман Захарий Чепега. Он происходил из известного рода Кулишей. А свою фамилию он получил в 1750 году, когда рядовым казаком пришёл в Запорожскую Сечь.

Войсковой судья Антон Головатый был грамотным, храбрым, распорядительным казаком. Именно он после русско-турецкой войны 1787-1791 годов был во главе делегации, посланной  в Петербург к императрице Екатерине Великой с просьбой о даровании казакам на Кубани земель.

Грамота Екатерины II.

Викторина «Путешествие в прошлое»

  • Представители этого племени были умелыми земледельцами, рыбаками и ремесленниками. Они селились по берегу реки Кубань. Их жилища  напоминали огромные корзины, обмазанные глиной и крытые соломой. Как назывались эти племена?
  • Как назывался город – колония древних греков, живших на побережье Чёрного моря на месте настоящего города Анапа?
  • Год основания Екатеринодара.
  • Из чего казаки строили первые хаты?
  • Почему говорят, что у каждого ремесла есть не только своя история, но и адрес?
  • В каком году Екатеринодар был переименован?
  • Что означает выражение: «Казак одной рукой держится за плуг, а другой – за строевого коня»?
  • Кто обеспечивал казаку снаряжение на службу?
  • Екатеринодар во времена своего основания находился в лесу. Какая порода дерева составляла его основу?
  • Кавказская война не мешала горцам порой откладывать оружие и приезжать в кубанские станицы на ярмарки. Довольные гостеприимством, они тоже приглашали казаков в гости. Какую одежду того времени носили горцы и казаки?
  • Какие общие обычаи и традиции были у казаков и адыгов?

Кого поцелует, то с ног долой. Сабля.

  • На чужой спине едет, на своей груз везёт. С
  • Шесть ног, две головы, один хвост.Всадник на коне.
  • Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается?

После переселения черноморские казаки начали обживать кубанские земли. Тяжела была доля первых переселенцев: и нести сторожевую службу, и насыпать крепостной вал, и пашню возделывать, и для своей семьи хату строить. Крепость Екатеринодар строилась медленно, без помощи инженеров. Но она имела внушительный вид и казалась недругу грозной силой. В наше время крепость не сохранилась.

Жилось трудно, но перед войсковым обществом встала задача – повысить грамотность. И вот в 1803 году в Екатеринодаре открылась первая школа войска казачьего. Сколько лет прошло с той поры? 2019-1803=216 лет.

Екатеринодар тех лет утопал от осени до весны в грязи. Проблемой было не только достать учебник или тетрадку, но и благополучно добраться до школы. Школяры в ближайшей луже мыли ноги, вытирали лопухами, обувались и являлись в класс.

Шли годы. Город рос и развивался. Первый двухэтажный кирпич был построен в 1842 году. Он сохранился до наших дней. Сколько лет этому дому? 2019-1842=177 лет.

В 1900 году на улице Красной пробежал по рельсам первый электрический трамвай.

В июле 1872 года в Екатеринодаре открылась первая публичная библиотека, которая сейчас называется библиотекой им. Пушкина.

Игра «Доскажи пословицу».

Вы познакомились с историческими источниками, которые мы условно поделили на три группы. Какие это группы? Вещественные, письменные и устные.

Класс делится на три команды (по рядам). И заполняет таблицу:

Побеждает тот ряд, который за пять минут больше напишет примеров в таблице.

Викторина «Административная карта Краснодарского края»

  • Административный центр Краснодарского края.
  • Сколько районов и городских округов входит в состав края?
  • Районы края, которые граничат с Краснодарским краем.
  • Район, в котором мы живём.
  • Как называются сельские населённые пункты на Кубани?
  • Опишите герб города Краснодара.

Каждый ряд выбирает одного человека (капитана). Задание для игроков.

  • Опишите герб Краснодарского края. Побеждает тот, кто точнее всех даст описание гербу.
  • Вспомните о регалиях Кубанского казачьего войска. Расскажите о них.

Кто в нём ветры уймёт и громы?

Кто Кубань мою песней украсит,

Если это не сделаем мы?!

Учащиеся исполняют песню о Кубани.

На Кубани мы живём

На родной Кубани,Песни звонкие поём,Славимся делами. Не найти в России милойБлагодатней края. Ой, Кубань – кормилица,Ой, Кубань – красавицаСердцу дорогая. Ой, Кубань – кормилица,Ой, Кубань – красавицаСердцу дорогая. Рис выращиваем там,Где дремали плавни, А в  полях простор хлебамНа родной Кубани. Не найти в России милойБлагодатней края. Ой, Кубань – кормилица,Ой, Кубань – красавицаСердцу дорогая. Ой, Кубань – кормилица,Ой, Кубань – красавицаСердцу дорогая. Дух казачий трудовойВ праздники и будни. Мы ведём за счастье бойИ его добудем. Не найти в России милойБлагодатней края. Ой, Кубань – кормилица,Ой, Кубань – красавицаСердцу дорогая. Ой, Кубань – кормилица,Ой, Кубань – красавицаСердцу дорогая.

Тема 26 «Просветители земли кубанской»

2)познакомить с биографией К. Россинского;

3) формировать умение работы с текстом.

  • фотографии по теме урока; старые учебники.
  • карточки с заданиями по теме урока.

— Наш край многонациональный. Разные народы исповедуют разные религии.

Православные люди – христиане исповедуют Христа. Главная книга православного человека – Библия. Слово «Библия» переводится с древнегреческого как «книги», поскольку состоит из многих книг.

-Запишите тему урока «Библия. Библиотека»

— Кто пишет книги для вас? Писатели, поэты.

— Библию не сочиняли.

— Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет.

— Каждый ли человек мог писать Библию? Почему?

— Надо знать, что Библия состоит из Ветхого Завета (т. древнего) и Нового Завета. Завет – это союз Бога и человека.

— Книги Ветхого Завета написали пророки, которых избирал сам Бог. Они слышали Его, говорили с Ним. Из Ветхого Завета православные люди узнали о сотворении мира Богом, о том, что придёт Спаситель, который избавит мир от зла, а людей – от рабства греха.

— Книги Нового Завета (Евангелие – добрая весть) писали апостолы (посланники, ученики Иисуса Христа).

— Повествование в Библии разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества (предсказания) конца мира. Самые важные страницы в Библии говорят о жизни и учении Христа.

Пророки – это те святые времён Ветхого Завета, с кем прямо говорил Бог. Через них Он объявлял Свою волю народу. Случалось, что людям совсем не нравилось то, что им говорили пророки. Они старались об этом забыть. А пророков даже преследовали и убивали. Только зря они это делали. Потому что, раз услышав правду Божию, уже нельзя было заглушить голос совести. И всё равно получалось всё так, как через пророков предупреждал Бог.

Пророки предвидели войны и смену царей, падение Иерусалима и вавилонское пленение; они говорили, что будет Страшный Суд, что придёт в мир Спаситель. Их устами задолго до рождения Иисуса Христа Бог объявил, что придёт Он в мир Человеком из колена (рода) Давидова и родится от Девы.

Когда Господь Иисус Христос приступил к служению, путь Ему готовил Иоанн Креститель. И Христос называл его последним пророком, потому что после него пророков больше не будет.

Церковь чтит память пророков и их труды и страдания для спасения рода человеческого. Поэтому иконостас имеет Пророческий ряд, в центре которого обычно икона Божией матери, а по бокам ветхозаветные пророки, часто со свитками своих писаний.

— Автор нескольких книг Ветхого Завета – Моисей. Именно через своего пророка Моисея Господь поведал нам сокровенную тайну о Сотворении мира. Книга Бытия, написанная Моисеем, есть Божие Откровение о шести днях творения. Этого пророка ещё называют Боговидец. Он удостоился величайшей чести общения с Богом. Принял от Него две скрижали (каменные плиты) с десятью заповедями. Эти заповеди легли в основу законодательства еврейского народа.

— А вот жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в Евангелие. Евангелие писали апостолы (ученики) Христа. Учеников и Христа было двенадцать самых ближних. Евангелистов всего четыре: Лука, Матфей, Марк, Иоанн.

Бог, Которого открывает нам Иисус Христос, это любящий и милосердный Отец. Ему не нужны никакие жертвоприношения, кроме нашего раскаяния и нашей любви.

— Как же русские православные люди узнали о Боге?

— Когда Русь приняла Крещение?

— Сколько лет прошло с тех пор? 2019-988=1031 год.

— Впервые книги Священного Писания были переведены с греческого языка на славянский для моравов за сто с лишним лет до Крещения Руси. Послы из Великой Моравии попросили византийского императора Михаила прислать в их страну проповедников, которые смогли бы перевести Священное Писание на доступный народу язык. В ответ на эту просьбу император отправил в Моравию двух учёных монахов – братьев Кирилла и Мефодия. Случилось это в 862 году.

История славянской азбуки.

Житие святых Кирилла и Мефодия

В Византии в старинном греческом городе Фессалоники жил человек по имени Лев. Он принадлежал к знатному роду. Был храбрым воином. Жену его звали Марией. У них росло два сына: Мефодий и Константин. Константин увлекался с раннего детства чтением книг на родном греческом языке, самостоятельно выучил латинский язык.

В родном городе Фессалоники жили греки и славяне. А книги писали только на греческом языке, так как у славян не было своего алфавита. С того времени Константин стал думать о просвещении славян.

Мефодий со временем стал отважным воином. Но однажды ему дан был приказ подавить восстание славян. Мефодий отказался. Он решил продолжить свою жизнь в монастыре.

Однажды после долгой разлуки братья встретились.

-Хочу осуществить свою мечту, — сказал Константин, — создать письменность для славян.

— Если позволишь, я помогу тебе, — предложил Мефодий.

— Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, словно пела, — решили братья.

Константин и Мефодий трудились день и ночь над созданием славянской азбуки.

Много врагов было у братьев. Но ещё больше – друзей. Братья смогли составить азбуку. На славянском языке стали вести церковные службы.

Константина в монашестве назвали Кириллом.

Воссиял свет разума и над государством Русским.

Во времена славного князя Владимира принял русский народ православную веру в 988 году. В 2019 году Россия празднует 1031-летие крещения государства.

Пришли на Русь учителя из Болгарии. Это были ученики Кирилла и Мефодия. Стали люди постигать грамоту. Стала украшать Русь свои города храмами.

И каждый, кто учился славянской грамоте, хранил в памяти имена первых учителей – Кирилла и брата его Мефодия.

(По рассказам В. Воскобойникова)

— Когда вы учишься читать и писать, то тоже становитесь учениками этих славных братьев.

— Наша азбука называется «Кириллицей». Как вы думаете, почему?

Потребность в книгах на Руси была огромна. Книги в ту пору переписывались от руки, на переписывание одной книги уходило несколько месяцев, а иногда и лет. Эта работа велась в монастырях и при них.

Из ветхозаветных книг чаще всего читали Псалтирь. Псалтирь – это сборник священных песен Ветхого Завета, большая часть которых составлена пророком Давидом. Название дано по имени струнного инструмента, подобного гуслям, на котором Давид исполнял эти песнопения. По Псалтири учили грамоте, отдельные псалмы заучивали наизусть. Помимо Псалтири и Евангелия, любили читать сочинения Отцов Церкви – Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина. Но особенной любовью пользовались жития святых.

Затем стали появляться различные летописи и поучения русских авторов.

С появлением печатных книг при монастырях стали создаваться типографии. Так для православных людей стали доступны труды святых отцов, которые ранее имелись только в рукописном виде.

— Где хранились книги в то далёкое время?

— Сначала стали появляться библиотеки (хранилища книг) при монастырях. Но они не были общедоступными. Зачем человеку, не умеющему читать книга?

— Пройдёт ещё много времени, прежде чем библиотеки будут посещать все желающие.

— На Кубани первая библиотека распахнула свои двери 29 января 1900 года. Она называлась Екатеринодарской городской публичной библиотекой имени А. Пушкина. В то время в фонде имелось всего 2807 книг. Располагалась она в одноэтажном доме, который не сохранился. В 1904 году библиотека получила другое помещение. В настоящее время в библиотеке имени А. Пушкина насчитывается около 1,5 миллиона книг.

Современный образованный человек читает как бумажные, так и электронные книги. А лучшим подарком любому человеку можно считать книгу. В школах Кубани проходят акции «Подари книгу школьной библиотеке». Почему вы участвуете в этих мероприятиях? Для чего они нужны?

— Как называется профессия человека, работающего в библиотеке?

— Какими качествами должен обладать библиотекарь? Почему?

— Сложная ли работа у библиотекаря? Почему?

— Какие последние книги вы брали в библиотеке? Кто вам их посоветовал?

— О чём эти книги? К какому жанру они относятся?

Домашнее задание.

Сообщение «Библиотека для детей». (Современная библиотека. Библиотека будущего. Нужна ли библиотека в современном мире. Почему я люблю посещать библиотеку. Я хочу стать библиотекарем).

Тема 32 «Культурное наследие Кубани»

  • познакомить с культурным наследием Кубани;
  • укрепить патриотические чувства;
  • фотографии по теме урока;
  • книги с кубанским фольклором;
  • аудиозапись казачьих песен;
  • толковый словарь для школьников;
  • карточки с заданиями по теме урока.

— Нужна ли школа современному ребёнку? Ответ обоснуйте.

— Какие предметы вы изучаете в школе?

-Запишите тему урока «Просветители земли кубанской»

— Первая школа на Кубани была открыта в 1803 году. Представьте, что вы ученики школы, которая была на Кубани 200 лет назад. Какая она? Какие предметы изучали дети того времени? Кто учит детей?

Работа с учебником.

— Прочитайте текст на с. 80-81.

— — Какие учебные предметы были в школе?

— Кто способствовал открытию школ на Кубани?

— Где были построены первые школы?

Учебный день начинался и заканчивался  молитвами. Одним из главных учебных предметов считался Закон Божий. Обязательно каждый день ученики изучали такие предметы, как арифметика, грамматика и письмо, география, история. По воскресеньям ходили с наставниками в церковь.

-Прочитайте текст на с. 82-83.

— Когда обучение в школе стало доступно для всех?

— В какой период на Кубани дети не учились в школе? Почему?

— Когда после войны начался учебный год на Кубани?

— Как проходило обучение детей после войны?

— Наш населённый пункт тоже был оккупирован фашистами. В старой школе была у них конюшня. А после освобождения Кубани, многие ребята не пошли уже в школу. Девочки-подростки помогали женщинам на ферме и в поле, мальчики-подростки помогали на поле и в лесхозе. Моя бабушка рассказывала, что хотела бы учиться, да не могла: ухаживала за телятами на ферме. Она закончила до войны всего два класса, а после войны уже не училась. Ещё знаю один случай. Во время войны семилетний мальчишка остался за единственного мужчину в семье: отец и старший брат ушли на войну. Они не вернулись с неё. И ребёнок стал работать на тракторе. В жару и в холод крутил железный руль трактора. Оттого остались скрюченными пальцы на всю жизнь. Школа для него тоже была закрыта. Никто его не спросил, устал ли он, тяжело ли ему? Все так работали. И мальчишка понимал: он помогает Родине.

Выдающимся просветителем Черноморского казачества был Кирилл Васильевич Россинский.

Кирилл, с детства приученный читать, тянулся к знаниям. Он закончил духовную семинарию. Стал священником.

По просьбе черноморских казаков его посылают на Кубань. Кирилл Васильевич полюбил этот край. Он часто посещал казачьи полки, пограничные посты. А когда было необходимо, то сам принимал участие в военных походах. Казаки относились к священнику с большим уважением.

Россинский считал, что первым делом надо строить церкви и школы. Так на Кубани, благодаря священнику, стали возводиться храмы.

В 1804 году было открыто в Екатеринодаре училище. Занятия в училище шли по шесть часов ежедневно, кроме воскресенья. Кирилл Васильевич сумел обеспечить учеников учебниками. Он запретил телесные наказания учеников. Немало времени отводилось физической подготовке.

В 1812 году К. Россинский открыл приходские училища в Тамани, в Щербиновском и Брюховецком куренях. Через несколько лет подобные училища стали появляться в других станицах.

Кирилл Васильевич старался, чтобы  дети черкесов тоже учились.

Большую роль в просвещении казаков отводил Россинский библиотекам. На полках библиотек были книги самого священника.

— Сколько часов в день шли занятия в училище? Найдите это предложение в тексте.

— Почему немало времени в училище отводилось физической подготовке?

— Найдите на административной карте Щербиновский и Брюховецкий районы, где появились первые училища.

— Кто, кроме детей казаков, мог учиться в училище?

– Чем отличается современная школа от первой школы на Кубани?

Сообщение по теме «Школа будущего».

Тема 27 «Защитники Отечества»

1)познакомить с историей Кубани во время Великой Отечественной войны;

2)познакомить с защитниками Кубани во время Великой Отечественной войны;

1)книги о войне;

  • фотографии по теме урока;
  • карта Краснодарского края;
  • карточки с заданиями по теме урока.

— Без воды, как и без воздуха, не может существовать жизнь на Земле.

— Вода горных рек и подземных источников Кубани очень вкусная и полезная. Но есть у нас в крае вода лечебная.

— Запишите тему урока «Полезные ископаемые Краснодарского края. Целебные минеральные источники и грязи ».

— В предгорьях Кавказа (показать на карте), на Черноморском побережье и в других местах края обнаружены термальные и холодные минеральные источники. Термальные воды – горячие.

— Сегодня на уроке вы познакомитесь с целебными минеральными источниками  и грязями края. Минеральные воды солёные или горько-солёные. В санаториях ими излечивают различные заболевания.

Работа с картой

— Найдите на карте условные обозначения источников термальных и минеральных вод.

— Найдите на карте места с источниками лечебных вод.

Уже давно люди у подножья Кавказских гор находили странные источники с водой необычного вкуса, иногда сильно газированной. Вода этих источников вылечивала многие болезни, и эту воду называли «живой водой». Минеральной она называется потому, что в ней растворены различные минералы. Такую воду по назначению врача люди пьют и купаются в ней. Около этих источников сейчас построены санатории. В санаториях люди лечатся и отдыхают.

— Придумайте заголовок к тексту.

— Найдите однокоренные слова в тексте.

— Много лет назад в долине реки Псекупс (найти на карте) были обнаружены горячие источники. Вода обладала целебными свойствами. Прошло время, и на этом месте появился город Горячий Ключ. Сегодня это красивый город-курорт с живописными окрестностями. В здравницах Горячего Ключа лечат многие заболевания.

На территории Краснодарского края целительные источники есть во многих местах. У нас в Белореченском районе в с. Великовечном и в х. Кубанском есть источники с термальной целебной водой. Многие жители нашей страны приезжают для оздоровления и просто отдохнуть в прекрасных уголках Краснодарского края.

— Сравните минеральную воду  из Горячего Ключа и хутора Кубанского (или другой минеральной водой):

По цвету: первая вода чистая прозрачная, вторая – с коричневатым оттенком;

По запаху: первая вода имеет слабо выраженный запах, вторая – запах йода;

Температура воды: первая вода холодная, вторая – горячая.

— Как называется источник с горячей водой (термальный).

— В Горячем Ключе есть Питьевая галерея, где отдыхающие могут пробовать воду из разных источников. Воду нашего хутора пить не рекомендуют. В ней можно принимать лечебные ванны.

Целебные грязи.

— Изучая водоёмы Краснодарского края, вы читали о Солёном озере. В каком районе оно находится? В Темрюкском районе, в посёлке Веселовка.

— На дне озера Солёного залегает обычная с виду грязь. Но учёные установили, что она обладает целебными свойствами. Многие туристы принимают грязевые ванны прямо в озере. Смыть эту грязь можно в Чёрном море, которое расположено в нескольких метрах от озера.

Работа с текстом и картой

В нашем крае на Таманском полуострове (найдите на карте) можно увидеть необычные вулканы. Один из них  — Карабетова гора – расположен недалеко от станицы Тамань. Извержения Карабетки, так вулкан называют местные жители, случаются довольно часто. При этом из-под земли вырываются языки пламени, образуются столбы дыма. На поверхность изливается вулканическая грязь. Она обладает целебными свойствами.

(Из книги «Жемчужины Кубани»)

— Подберите синоним к слову «целебный».

— Найдите в тексте однокоренные слова.

Кроссворд «Полезные ископаемые»

Полезное ископаемое, которое используют для изготовления кирпича, бетона, стекла. Песок

Предприятие по добыче полезных ископаемых открытым способом. Карьер.

Искусственный камень, используемый для постройки дома. Кирпич.

Бывает минеральная, термальная, обладает целебными свойствами. Вода.

Полезное ископаемое, которое добывается открытым способом и используется при строительстве дорог, для фундамента. Гравий.

Полезное ископаемое, обладающее пластичностью. Глина.

— Какие полезные ископаемые есть в нашем крае?

— На какие группы их можно разделить? Горючие, строительные, минеральные и термальные воды.

-Какие полезные ископаемые имеются в нашем районе?

Составить рассказ-описание «Термальные источники Краснодарского края»

Тема 11-12 «Береги землю родимую, как мать любимую». Проектная работа

Участники проекта: учитель, учащиеся 4 класса.

Сроки реализации проекта: 3 месяца (сентябрь-ноябрь)

Проблема: недостаточная сформированность представлений у детей о природных зонах, водоёмах, почвах, полезных ископаемых Краснодарского края.

Познавательные УУД: знакомить учащихся с природными богатствами края, развивать умение работы с разными источниками информации.

Предметные УУД: познакомить учащихся с природой края, показать значимость природных богатств края в жизни семьи, государства.

Планируемый результат: показать значимость природных богатств края.

Изучение природных зон Краснодарского края.

Использование и охрана водоёмов края.

Почвы Краснодарского края.

Полезные ископаемые края.

Край, которым я горжусь.

Деятельность детей в реализации проекта: разучивание стихов, песен, поиск информации и её обработка, оформление творческих работ «Край, которым я горжусь»

Результаты реализации проекта. Учащиеся закрепили знания о природе, природных богатствах Краснодарского края.

Мероприятие «Край, которым я горжусь» – заключительная часть коллективной проектной работы «Береги землю родимую, как мать любимую».

Знание своего Отечества необходимо каждому,

желающему с пользой для него потрудиться.

Что может быть милей,

Бесценнее родного края!

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней лёгкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток,

Мы живём в Краснодарском крае. Его ещё называют Кубанью, по имени реки, самой крупной и многоводной в нашем крае, берущей своё начало высоко в горах.

Река Кубань делит край на равнинную и горную части. Горная – это высокие горы, дремучие леса, бурные реки. Равнинная – необозримые степи, спокойные реки, мелководные плавни и лиманы вдоль Азовского побережья.

Природные зоны нашего края делают его удивительным, разнообразным и неповторимым.

Два ласковых моря –

Всё это Кубань.

Самая северная природная зона – зона степей. Она занимает большие равнинные пространства.

Животный мир степей богат и разнообразен. В степях гнездятся и находят себе корм перепел, коростель, трясогузка.

Крупные звери  не живут в степях. Степи – открытая местность, здесь трудно скрыться от врагов. Зато мелкие грызуны – мыши, кроты, хомяки, суслики – постоянные жители степей.

Южнее протянулась лесостепь. Кроме травянистых растений, здесь много кустарников, деревьев. Наш Белореченский район находится в зоне лесостепи.

  • Какие лекарственные растения растут на территории нашего района?
  • Какие кустарники растут возле наших домов?
  • Какие деревья растут в лесу нашего населённого пункта?

В нашем хуторе есть необыкновенные деревья. Это дубы. Они находятся под охраной Краснодарского края. Такое уважение дубы получили за своё долголетие.

Развесистый дуб на холме зеленеет,

Раскинувши ветви широко,

И в землю родную своими корнями

Он входит глубоко, глубоко.

И пусть над вершиной

Пусть ветры над ним развевают,-

Он держится крепко за землю родную,

И бури его не сломают.

В лесной зоне растения живут ярусами. Леса украшают наш край. Да и как им не любоваться: летом он утопает в зелени, зимой лес белый. Осенью, как пожаром, горит яркими жёлтыми, красными, оранжевыми, бурыми красками.

Леса – хранители влаги. Лес – хорошее место для отдыха. Лес – кладовая чистого воздуха.

Основная часть лесов приходится на предгорье, горные районы и Черноморское побережье. Растительность в горах образует три пояса: лесной, субальпийский и альпийский.

Как меч, пронзая облака,

Лишь грому внемля,

Гора, ты смотришь свысока

Сюда, на землю.

Ну что ж, гордиться высотой,

Гора, ты можешь.

Но помни: на груди земной

Твоё подножье.

Вода в жизни человека, в жизни всей природы играет большую роль. В нашем крае водоёмов много. Они бывают естественными и искусственными.

Тут есть моря, и реки, и пруды,

И океан лечебной – из глубин – воды.

Лента на просторе:

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море.

Тараторя сам с собою,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой?

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт.

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

Посреди поля лежит зеркало:

Рама зелёная.

Реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, служат местами отдыха. Но человек пока неразумно использует реки: загрязняет их, разрушает берега и дно рек. Плотины и электростанции нарушают жизнь реки и рыб в ней. Реки мелеют и исчезают. Человек должен беречь реки.

Краснодарский край омывают сразу два моря – Чёрное и Азовское. Первое – большое и глубокое, второе – в десять раз меньше и намного мельче. Словно неразлучные друзья, Чёрное и Азовское моря всегда вместе. Их соединяет Керченский пролив. Его ширина в самом узком месте всего четыре с половиной километра.

Ещё одно богатство нашего края – это почвы. На Кубани говорят «В кубанскую землю воткни оглоблю – вырастет телега». Почва – это верхний плодородный слой земли.

Почвы состоят из песка, глины, перегноя и небольшого количества минеральных солей. Почвы края разнообразны. По долинам рек почвы луговые и болотные. В горах, где растут леса, почвы серые лесные и горно-лесные. На Таманском полуострове преобладают каштановые почвы, а на побережье Чёрного моря – желтозёмы.

Особо высоким плодородием отличаются чернозёмы. На этих почвах хорошо растут зерновые культуры.

В поле – трактор,

В поле – плуг,

Всё распахано вокруг.

Ну-ка, сеялка, сполна

Сыпь в бороздки семена.

Пусть пшеница и ячмень

Подрастают каждый день.

Пусть комбайн из края в край

Убирает урожай.

Отвезут на ток зерно.

Там просушится оно.

В закромах пусть отлежится

Первоклассная пшеница.

Мельник смелет пусть зерно –

Станет всё мукой оно.

Хлебопёк пускай в печи

Выпекает калачи.

Знай, малыш, садясь за стол,

как к нам хлебушек пришёл.

Очень много в нём труда –

Береги его всегда.

Всё, что добывается  из недр земли и используется человеком, называют полезными ископаемыми. В крае найдено более 60 видов полезных ископаемых. Они делятся на горючие: нефть, газ. Строительные: песок, известняк, гравий, гипс, глина, мергель и др. Минеральные и термальные воды и лечебные грязи.

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе,

Сам он удобрение (известняк)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже

И он в стекле расплавлен даже (песок)

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички (газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это? (нефть)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны (мергель)

По доске он бегает,

Нужное дело делает.

Всё решил, записал,

Раскрошился и пропал (мел)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу (глина)

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Что любится, чем дышится,

Душа чем ваша полнится,

То в голосе услышится,

То в песенке припомнится.

А мы споём о Родине,

С которой столько связано,

С которой столько пройдено

Хорошего и разного!

Тяжёлое – забудется,

Хорошее останется.

Что с Родиною сбудется,

То и с народом станется.

С её лугами, нивами,

С её лесами-чащами

Была б она счастливою,-

А мы то будем счастливы.

И сколько с ней ни пройдено,-

Усталыми не скажемся

И песню спеть о Родине

С друзьями не откажемся!

«Ой, да Краснодарский край»

Ой, да Краснодарский край,Ой, да он богат лежит,Ой, да по степи река,Ой, да с гор крутых бежит. Ой, да по степи река,Ой, да с гор крутых бежит. Ой, да что ни полюшко -Ой, да славой венчано:Мать-земля, кормилица,Ой, да наша вечная. Мать-земля, кормилица,Ой, да наша вечная. Ой, да ты казак лихой,Ой, да Кочубеев сын,Ой, да в этот славный годОй, да хлеб большой скосил!Ой, да в этот славный годОй, да хлеб большой скосил!Ой, да удивил весь мир,Ой, да к солнцу поднял степь. Ой, да принимай, страна,Ой, да наш кубанский хлеб!Ой, да принимай, страна,Ой, да наш кубанский хлеб!

Тема 13 «История Кубани в архитектуре. Древние жилища»

1) сформировать понятие древних жилищах;

2) познакомить с историей Кубани в архитектуре;

  • фотографии по теме, макеты древних жилищ;
  • физическая карта Краснодарского края;
  • карточки с заданиями;
  • толковый словарь для школьников.

— Назовите и покажите на карте водоёмы Краснодарского края.

— Какое главное отличие естественного водоёма от искусственного?

Актуализация знаний и открытие нового знания.

— Запишите тему урока «Использование и охрана водоёмов Краснодарского края».

— Люди всегда стремились селиться около рек по их берегам. Почему?

— Как люди используют воду из рек?

Значение рек в жизни людей.

  • Использование питьевой воды.
  • Использование воды для полива.
  • Добыча полезных ископаемых (песок, гравий)
  • На реках построены электростанции.

— Прочитайте текст на с. 21-22.

— Почему пруды строят на равнинных реках в степной зоне, а электростанции – на горных реках?

Река нуждается в защите.

Плотины электростанций замедляют скорость течения реки, а значит и замены воды. Плотины препятствуют проходу рыб. Добыча песка уничтожает места кормёжки рыб, распугивает рыбу. Баржи и корабли при движении поднимают волны, которые пугают рыбу, сметают икру со стеблей подземных растений. Винты кораблей бьют и калечат рыбу.

Люди бросают мусор по берегам рек и в сами реки.

Во многих реках воду нельзя пить, даже нельзя купаться.

Какой же выход?

— Подумай, какой выход можно предложить, чтобы сберечь наши реки? Ответ должен состоять из 3-4 предложений.

— Нуждаются ли моря Краснодарского края в охране?

Рассказ о Чёрном море.

— В пределах края в Чёрное море впадает около 200 рек. На глубине вода содержит сероводород, смертельный для всего живого. Хотя опасные газы поступают из глубин, растительный и животный мир Чёрного моря довольно богат и разнообразен.

— Море, как и река, нуждается в защите. Обмелела река, морю не хватает пресной воды. Именно из-за этого исчезает редкий черноморский лосось. Его икринки выживают только на гальке, в речной воде.

Рыбы Чёрного моря — белуга, осётр, сельдь, хамса, лещ, сазан, скумбрия, камбала и др. Дельфины – морская свинья (азовка), афалина и белобочка. Богат и растительный мир. Водоросли являются  кормом для морских животных.

Чёрное море связывает Россию со многими государствами мира. Показать на карте.

Цемент, нефть, лес, зерно, сахар и другие грузы отправляются в другие страны из портовых городов края.

День Чёрного моря.

31 октября 1996 года министры экологии всех причерноморских стран подписали план действий по защите Чёрного моря от воздействий человека. Год спустя этот день стали отмечать как Международный день Чёрного моря. Этот план призывает людей помочь спасти море от загрязнения.

( По И. Лотышеву)

— Посчитайте, сколько лет существует Международный день Чёрного моря?

2018-1996=22 года.

— Какие действия по спасению Чёрного моря вы отметили бы? 3-4 предложения.

— Какое море ещё омывает берега нашего края? Азовское море.

Рассказ об Азовском море.

Азовское море – уникальный водоём по рыбным запасам. Это море мелководное по сравнению с Чёрным морем, вода его менее солёная. В море водится много рыбы: сельдь, лещ, судак, сазан, осетровые.

На Азовском море много рыбных хозяйств, есть осетровые заводы.

Азовское море – хорошее место отдыха для жителей и гостей Краснодарского края.

Работа с картой.

— В нашем крае открыто более 200 минеральных источников, ценных при лечении многих болезней. В Сочи (показать на карте) мацестинскими сероводородными водами лечат суставы, органы дыхания. Название мацеста означает «огненная вода». Дело в том, что от соприкосновения с ней кожа немного краснеет. В Ейске (показать на карте) тоже лечат с помощью минеральной воды суставы. Горячеключевские источники лечат желудочно-кишечные, кожные, нервные заболевания. Город Горячий ключ очень красивый с живописными окрестностями.

— В нашем хуторе Кубанском, в селе Великовечном Белореченского района есть  минеральные лечебные источники.

Люди со всех уголков России едут отдыхать на побережье Чёрного и Азовского морей, поправить своё здоровье в санаториях Кубани.

Включение в систему знаний и повторение.

— Какие правила охраны рек и морей можно составить?

— Бывает, люди ловят и убивают стрекоз, лягушек, считая их вредными. Это полезные животные. Почему их надо оберегать?

— Почему рыбу разрешается ловить только удочками и только в определённое время года?

В рыбных хозяйствах после переработки рыбы получается немало отходов. Эти отходы люди научились использовать. Так из жира, остающегося после переработки рыбы, получают шампунь. Из других отходов получают корм для телят и поросят.

Такое полное использование выловленной рыбы является бережным отношением к рыбным богатствам. Человек именно так должен относиться ко всему, что он берёт у природы.

( По З. Клепининой)

— Придумайте заголовок и составьте план к тексту.

— Найдите однокоренные слова в тексте. Приведите ещё несколько примеров.

− Чем вы воспользовались при достижении цели? (Учебником, дополнительными текстами, картой)

Составить сообщение по теме «Экология водоёмов моей местности». В каком состоянии находятся водоёмы? Что можно сделать, чтобы вода в них стала чище.

Тема 7 «Типы почв. Защита и охрана почвы»

1) сформировать понятие о почве, о типах почв;

2) формировать умение читать карту  по условным обозначениям;

1) карта «Типы почв Краснодарского края»;

2)толковый словарь для школьников;

3)предметы  для практической работы: образцы почвы; стеклянная ёмкость с водой; горелка, стекло, металлическая крышка, песок, глина.

4)карточки с текстами.