4 Класс
- 0 60f1816e26dcd0 76669775

«Мир в кукольном театре»

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Рассказ на тему «Кукольный театр» ответь на вопрос Достоевского : «Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, весело всем : и детям, и старикам.

Перед вами страница с вопросом Рассказ на тему «Кукольный театр» ответь на вопрос Достоевского : «Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, весело всем : и детям, и старикам?, который относится к
категории Окружающий мир. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 1 — 4 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.

История кукольных театров

Кукольный театр уходит своей историей в далекие от нас времена. Древние люди верили в различных богов, дьяволов и священных животных. Для вознесения молитвы этим богам, люди начали делать их изображения. Это были куклы из камня, глины, кости, дерева разных размеров. Вокруг них устраивали пляски, носили их на носилках, возили на спинах слонов и колесницах. Впоследствии, за счет различных приспособлений, заставляли кукол, изображавших предмет поклонения, поднимать руки или лапы, открывать и закрывать глаза, кивать головами и скалить зубы. Постепенно данные зрелища становились похожими на современные театральные представления. С помощью кукол разыгрывались легенды, проигрывали народные сказки и сатирические сценки, в европейских странах в средние века куклы изображали сотворение мира.

На Руси не было государственных кукольных театров. Бродячие кукольники давали маленькие представления на ярмарках, в городских дворах, на бульварах. Под громкие звуки шарманки кукольник показывал из-за маленькой ширмы небольшую историю про Петрушку. Жизнь народных кукольников была тяжелой и мало чем отличалась от жизни обычных нищих. После представления актер-кукольник снимал свою шапку и протягивал ее зрителям, чтобы желающие бросали в нее медные копейки.

Куклы, похожие на русского Петрушку были и в других странах. Все они изображали длинноносого, крикливого забияку. Они носили разные имена, например, в Англии куклу звали Панч, а во Франции это был Полишинель, Пульчинелла в Италии, два героя в Германии — это Кашперле и Гансвурст, в Турции забияку звали Карагёз, а в Чехословакии — Кашпарек.

Виды кукол

В современном мире кукольные театры есть почти во всех странах. В них используют для представлений три вида кукол:

  • куклы, приводящиеся в движение нитками;
  • куклы, надевающиеся на руку;
  • куклы на тростях.

При использовании кукол на нитках актер-кукловод располагается на возвышении позади сцены и держит в руках вагу.

Вага — специальное устройство, состоящее из двух-трех перекрещивающихся палочек с прикрепленными к ним нитями.

При этом нижние концы ниток соединены с куклой в районе головы и спины, привязаны к ее рукам, плечам, коленкам и ступням ног. У куклы обычно бывает $10-20$ нитей, но иногда их количество доходит до $40$ ниток. При раскачивании палочки, от которой нити идут к коленям куклы, она начинает двигать ногами, ходить и даже танцевать. При натяжении нитки, прикрепленной к спине, кукла выполняет поклон. Куклы такой системы еще называются марионетками, что не совсем верно, потому что так принято называть любую театральную куклу во многих странах. Правильнее этих кукол называть — куклы на нитках.

Еще одна система кукол – это куклы, которые надеваются на руку, как перчатки. При этом голова куклы надевается на указательный палец, одна рука — на средний, а другая рука — на большой палец. Таких кукол часто называют в нашей стране петрушками, что также не совсем верно, так как куклы этой системы есть в разных странах. Правильное их название –перчаточные куклы или куклы на пальцах.

Куклами на тростях актер-кукловод играет из-за ширмы. Такую куклу держат за центральную палку, проходящую через всю куклу. К палке крепятся голова и плечи куклы. Актер управляет руками куклы при помощи тонких палочек-тростей, которые крепятся к локтям или кистям куклы. Палочки невидимы зрителям, они скрыты в одежде игрушки.

Куклы на нитках и перчаточные куклы на пальцах много сотен лет существуют практически во всех странах. Куклы на тростях до начала $20 века$ существовали только на Востоке, преимущественно в Китае и Индонезии. В России куклы на трости появились впервые у кукольников-художников Ефимовых.

Современные кукольные театры

Государственные кукольные театры в России были созданы только после революции $1917 года

В кукольных театрах ставят народные сказки, а также пьесы, написанные драматургами. Большинство кукольных театров играют для детей, но в некоторых ставятся представления для взрослых, которые любят кукольный театр не меньше детей.

Кукольные театры – первая ступень в приобщении детей к театральному искусству. Они не просто дарят радость, учат понимать искусство театра, формируют художественный вкус, учат восприятию окружающего мира.

Куклы использовались во время ритуальных и религиозных представлений еще задолго до того, как люди научились писать. Считается, что кукольные театры существовали в большинстве цивилизаций.

В древнем Китае, например, куклы, участвующие в представлениях, были искусно вырезанным и ярко окрашены.

Римляне, завоевавшие Грецию, принесли первые организованные театральные кукольные представления в Италию, а оттуда они распространились по всей Европе.

Кукольный театр в Европе обычно имел одного главного (звездного) персонажа. Так, в России такой куклой был Петрушка, в Англии — Панч, во Франции — Гиньоль, Каспер — в Германии и т.

В 20 веке кукольные театры в Европе и в Азии, благодаря государственной поддержке, переживали свое второе рождение. Пик популярности пришел на то время, когда в дома пришло телевидение.

Различные представления и сценки с участием кукол пользовались неизменной популярностью как у взрослых, так и у детей.

Главный герой кукольного театра 4 класс

Петрушка один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это кукла-перчатка.

Из истории кукол Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол).

Марионетки появляются перед аудиторией во весь рост. Голова, плечи, талия, руки и ноги куклы подвижны и управляются с помощью проволоки, тянущейся от каждой части тела куклы к единому мосту, скрытому от публики, с помощью которого кукловод и управляет ее движениями. Марионетки

Кукла на тростях Рост кукол, как правило, не превышает метра в высоту, мастера делают их максимально «живыми». Кукловод поднимает куклу над собой, одной рукой управляя корпусом, а другой – парой спиц, отвечающих за движения рук. Ноги кукол чаще всего остаются закрытыми. От кукловода требуется особая сноровка при ведении куклы, т. ему необходимо держать неподвижном или перемещать по сцене предмет весом около 2-3 кг. Только так игра другими частями тела куклы будет достаточно убедительной.

Перчаточная кукла Кот в сапогах

Петрушка в магазине

Среди театров кукол различают три основных типа: 1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой , но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.

История театра кукол в России Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом , зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году, по приглашению Анны Иоанновны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте. Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. Образцова.

Представление в театре

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Проект в номинации № 10  «Первые шаги»

«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. СКАЗКА СВОИМИ РУКАМИ»

Мамедов Тигран Дмитриевич

Класс 4 б

Научный руководитель проекта:

Малкина Ирина Викторовна

Место работы: СОШ п. Верхнеказымский

Должность: учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

Из истории кукольного театра

Кукольный театр в России

Виды  кукольных театров

Виды театральных кукол

Куклы на палец

Перчаточные куклы (бибабо)

Кукла «живая рука»

Самые известные кукольные театры мира

Кукольный театр своими руками

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Всё, что на свете человечно.

Здесь всё прекрасно — жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Мне интересна тема театра, потому что в театральном искусстве можно воплощать свои идеи и фантазии в жизнь. Можно оживить кукол и разных персонажей, наделив каждого из них своим характером.

Цель проекта: рассказать об особенностях кукольного театра, его видах и истории.

—  собрать информацию о происхождении, особенностях, видах  кукольного театра.

— познакомиться  с его символами; видами кукол, способами их управления и изготовления

— создать настольный кукольный театр.

Театр  — (от греч. theatron — место для зрелищ — зрелище), род искусства, средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.

Отголоски этого театра живут и сейчас: украинский вертеп, польская шопка.

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Есть одна легенда, о том, как родился кукольный театр. В Китае, во время междоусобных войн, в одном городе люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться. К императору пришел мудрец и сказал: «Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене. «Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил у мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город.

В России первое упоминание о кукольном театре было в 1609 г. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников. Одной из первых кукол был Петрушка. Его полное имя Петр Петрович Уксусов. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад! Смешное в этом герое было то, что когда он выходил на сцену, он тут же начинал бить всех палкой, а в конце представления выходила смерть и уводила его со сцены, за его длинный нос.

Виды  театра кукол

Теа́тр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Различают три основных типа театров кукол:

Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

Каждый из этих типов тоже имеет свои разновидности;

•    настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

•    стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

•    театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

•    верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые куклы);

•    напольные куклы (марионетки, конусный театр);

•    театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые куклы, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Конечно, в кукольном театре, прежде всего, важны ширма и куклы, но роль декораций тоже не надо недооценивать. Без декораций зрителям трудно определить место, где происходит действие, все события оказываются как бы вырванными из реальности и подвешенными в воздухе. Все декорации напрямую зависят от пьесы, это может быть дом или наоборот дремучий лес. Именно благодаря декорациям, зритель полностью видит и ощущает реальность спектакля. Так же любые декорации зависят и от кукол, которые участвуют в представлении.

Существуют самые разнообразные куклы для самодеятельного кукольного театра: от маленьких, высотой всего 9 сантиметров, кукол на пальчик, до больших, в рост ребёнка, напольных кукол. Куклы — артисты отличаются друг от друга не только внешностью, но и устройством, или «анатомией», как говорят кукольники. В зависимости от «анатомии» традиционные театральные куклы могут быть пальчиковые, перчаточные, тростевые, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы. Куклы различаются по способам управления ими: на пальцах, на нитках, на тростях, бывают теневые куклы. Тростевые куклы актер держит над собой и играет за ширмой. Основная трость идет от головы через все тело куклы, а две другие — от рук. Большинство кукольных театров нашей страны используют тростевых кукол. Их много, они сложные по конструкции. У театральной куклы подвижны голова, рот, глаза. Центральной тростью — гапитом — актер управляет корпусом, головой куклы, а второй актер управляет ее руками. Фантазия   не стоит на месте, так  были придуманы и новые виды кукольного театра, которые очень понравились детям: это — «куклы — варежки», «конусные» куклы для настольного театра, куклы — кулёчки (куклы-потешки) и прочее.

Куклы, надевающиеся на палец — самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 — 9 сантиметров. Кукол ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей.

Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники — актёры, выступавшие с куклами — Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний — в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец.

Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко. В Китае, например, где кукольное искусство необычайно развито, кукольники ухитряются закладывать руки кукле за спину или раскрывать ими крошечный зонтик. С помощью перчаточных кукол можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях в детских садиках, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру.

Куклы — варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Фантазия  детей превратила самые обыкновенные варежки в животных и людей. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении

В перчаточных и тростевых куклах   подразумевается туловище, у этой куклы  его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью — костюму куклы. Основа имитации костюма куклы — треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 — 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. Такая кукла обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку).

В каждой стране есть любимые куклы. В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной. Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы. В Англии существует непобедимый Панч,  который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует. Любимец немецкого народа – Касперле. Он – озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей. Судьба русского Петрушки  тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. Образцова. Он был создан при Центральном Доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. Первоначально в нем работало 12 человек, и с первого дня создания его возглавлял выдающийся деятель русского искусства, актер, режиссер, художник, литератор — Сергей Владимирович Образцов.

Театр «Либелула» — это один из известнейших коллективов Испании. Существует уже более 30 лет, традиционным «петрушечным театром» и теневым театром кукол.

«Бунраку» — это самый крупный в Японии кукольный театр, который показывает сценки в жанре дзёрури – японский традиционный театральный жанр, который возник в 16 веке.

«Вертеп» – это традиционное представление с участием кукол, которое показывается во время Рождественских дней. Он появился на Украине и там же получил наибольшее распространение.

Самым доступным для домашнего изготовления, по-моему, является – настольный  кукольный театр. Именно его  я буду делать. Для этого мне понадобится большая коробка с крышкой, например, из-под обуви. Именно она послужит нам ширмой. В  крышке нужно проделать отверстие. Это будет сцена. Её мы украшаем нарядно, ведь это «лицо» нашего театра. На самом видном месте крепим название театра – «Сказка». На заднюю часть коробки будут крепиться декорации. Для задуманного мною спектакля (это будет сказка «Репка») мне понадобится два вида декораций: день и ночь.

Самый важный момент:  изготовление  кукол – артистов. Так как театр у нас настольный, размеры у него небольшие, артисты тоже будут миниатюрные. Я решил, что основой туловища сделаю конус. Эта форма ещё удобна потому, что к ней легко крепится управляющий элемент – деревянная шпажка. Куклы устойчивы и легко управляются. Первым   зрителем театра «Сказка» стал мой младший брат. Я также побывал с гастролями в группе продлённого дня.

Мне очень понравилось работать над проектом «Кукольный театр». Больше всего на свете я  люблю мастерить и фантазировать. Теперь я знаю, как можно соединить эти два любимых занятий. Попробуйте и вы создать свою собственную настольную «Сказку».

Благодарю за внимание! Я готов ответить на ваши вопросы.

Использованные источники информации

Аленский Ю. «Азбука театра».

Выгодская И. «Куклы бибабо».

Горбушина Л. «Инсценирование  литературных произведений».

Детская энциклопедия «Театр от А до Я».

Караманенко Т. «Кукольный театр дошкольникам».

Максаков А. «Учите играя».

Прохорова Е. «Театрализованные игры для дошкольников»

Петров И. «Театрализованные ярмарочные гуляния для детей».

Сазонов Е Ю. «Театр наших детей».

Соркина Н. Программа «Театр — творчество – дети».

Цехновицер О. «Театр петрушки».

Журнал «Обруч» №4 1999 г. «Театр, праздники, развлечения».

Краткая аннотация проекта

Межпредметный учебный проект «Театр кукол» — это проект для учащихся 4 класса. Применение театрально-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у детей универсальные учебные действия, помогает развитию связной речи, значительно пополняет словарный запас, делает речь более грамотной, выразительной. Проект проводится после уроков в рамках внеурочной деятельности.

Тема проекта:  пальчиковый театр

Участники проекта:  ученики 4 «Б» класса.

Тип проекта: творческий.

Срок реализации: долгосрочный.

Организаторы проекта.

Мы – ученики 4 «Б» класса и наш классный руководитель Боденова Елена Михайловна очень заинтересовались кукольным театром. На занятиях в рамках внеурочной деятельности мы решили узнать как можно больше о кукольном театре, а также создать свой маленький театр.

Актуальность проекта.

Вопрос «Чем увлечены современные дети?» очень актуален в нашем 21 веке, где все насыщено компьютерной техникой и всевозможными гаджетами. Большинство детей увлечены компьютерными играми. Этот вывод мы сделали, проведя анкетирование учеников нашего класса.

Анкета. «Чем увлечены современные дети?»

Что вы больше всего любите делать в свободное время?

Поэтому актуальность нашего проекта «Театр кукол» очевидна.

Одним из самых популярных и увлекательных направлений организации внеурочной деятельности   младших школьников  является театрализованная деятельность. Именно здесь ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции.

Реализация проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель проекта: приобщить детей к театральному искусству путем создания театра кукол  своими руками и организации театральной постановки.

  • расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
  • развивать художественные навыки и умение шить при изготовлении  кукол, сделать ширму и декорации для спектакля;
  • совершенствовать речь путем активизации словаря, совершенствования звуковой культуры речи, улучшения грамматического строя речи, развития диалогической речи, формировать навыки театральной речи;
  • развивать творческие способности;
  • учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности;
  • показать театральную постановку;
  • оформить и обобщить материал;

Методы и приемы:

— изучение энциклопедической и другой литературы;

— поиск информации в интернете;

— творческая деятельность (игровое творчество, песенное), упражнения по дикции;

— репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

постановки самостоятельных спектаклей;

творческое и духовное развитие участников процесса;

воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания и умения.

Предмет:  пальчиковый театр и профессия актёра – кукловода.

Практическая значимость работы:

Мы узнали много интересного о кукольном театре и можем этой информацией поделиться с друзьями, родственниками, а также создать свой домашний театр. Это может стать ещё одним нашим новым увлечением.

Перспективы развития проекта:

Перспективой проекта является дальнейшая работа над созданием новых кукол, сочинением сказок и их постановкой.

Проект является моделью, которая поможет в дальнейшем самостоятельно осуществлять новые проекты.

Календарный план развития проекта

Проект рассчитан на 7 недель и проводился в середине учебного года

Сроки проведения15. 14-26. 14Что будет сделаноДля когоКто примет участие в выполнении (ответственные и партнёры проекта)1-2 неделя. Подготовитель-ный этапИнформацион-ная кампания (анкетирование, беседа). Работа с литературой и средствами  массовой информации. Выбор сценария сказки для театральной постановки. Обсуждение с родителями учащихся вопросов, связанных с проведением проекта. Проведение с учащимися подготовительных занятий. Школьники, родители. Учитель начальных классов, школьники, родители. 3-6 неделя. Основной этапОзнакомление с критериями оценивания итоговых работ. Предварительный просмотр собранного учащимися материала, рекомендации по дальнейшей работе. Изготовление кукол для сказки, ширмы и декораций для спектакля. Репетиции театральной постановки. Представление результатов деятельности. Выступление перед зрителями с подготовленной сказкой «Теремок»Оценка проведенной работы (самооценка учителя, отзывы учащихся)Участники проектаУчитель начальных классов7 неделя. Заключительный этапОрганизация презентации итогов проекта для руководства школыУчастники проектаУченики начальных классовОрганизатор проектаУченики 4 «Б» классаБоденова Елена Михайловна

  • Введение.
  • Теоретическая часть.
  • История происхождения театра.
  • Типы театров кукол.
  • Виды театральных кукол.
  • История театра кукол в России.
  • — Международный день театра кукол

Выбор сказки для постановки.

Распределение ролей.

Репетиционная работа.

Выступление перед зрителями.

Что такое театр?

Типы театра.

Драматический театр, театр комедии, театр оперы и балета, кукольный театр.

Нас интересует кукольный театр.

Из истории кукольного театра.

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актёров (или наряду с актёрами) действуют куклы.

Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществлёнными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племён. Ритуально-обрядовая – самая древняя форма кукольного театра. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. Однако, в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, (условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол), пришли с бродячими труппами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. Не одно тысячелетие насчитывает история кукольных представлений в Китае и Индии. Куклы вышли из-под власти жрецов и из объекта поклонения превратились в персонажей народных театров — этого искаженного отражения религиозных мистерий. В средние века появились куклы-марионетки. Свое название они получили от фигурки божьей матери. Марионетка – это кукла, которая двигается с помощью нитей. Кукольное искусство появилось сначала в Древнем Египте, а затем распространилось в Древнем Риме и в Древней Греции. Но страной прародительницей марионеточного кукольного искусства считается Италия. Кукольные представления там появились в XVI веке. Кукольники вели бродячий образ жизни. Они показывали сценки из известных в то время опер и балетов. К началу XVII века у актеров-марионеточников появились свои театры. На сцене таких театров разыгрывались кукольные спектакли по мотивам известных опер. Из Италии марионеточные театры кукол распространились сначала во Францию, а оттуда по всей Европе.

Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений.

Вертеп — традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Во Вьетнаме с древних времён существует «Театр кукол на воде». Вьетнамский театр на воде – очень редкое зрелище. Деревянные куклы плавают в озере. Ими управляют актёры, находящиеся зачастую по пояс в воде, с помощью некоего подводного механизма.

В Японии традиционным был театр Дзёрури, где старинный народный песенный сказ соединяется с кукольным представлением.

На сегодняшний день существует три наиболее распространенных вида театров кукол:

театр верховых кукол, которыми кукловод управляет снизу (перчаточные, тростевые, куклы на гапитах);

театр низовых кукол, более известных как куклы-марионетки;

театр срединных кукол, управляя которыми, кукловод находится на одном уровне с куклой.

Кукол огромное множество самых разнообразных

  • (в том числе штоковая) — кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.
  • Петрушечная (перчаточная) кукла— персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточног
  • Кукла на вертикальном гапите— гапит закреплен вертикально, голова куклы изготовляется теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
  • Кукла на горизонтальном гапите— гапит закреплен горизонтально.
  • Кукла на тростях — получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
  • — небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица — только намечены.
  • Планшетная (выводная) кукла— театральная кукла, которая «умеет ходить» по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.
  • — применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
  • Кукла театра теней (в том числе яванская) — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.
  • — это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

Подробнее остановимся на некоторых видах:

  • ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ: ПЕРЧАТОЧНАЯ управляется кистью кукловода.
  • ТРОСТЕВАЯ  управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей.
  • ПАЛЬЧИКОВАЯ  управляется пальцами кукловода
  • МАРИОНЕТКИ: лёгкая тростниковая кукла, управляется с помощью нитей, закреплённых на специальном «коромысле». Сценическая площадка называется платформой, находится на уровне глаз зрителя.
  • ТЕНЕВЫЕ  КУКЛЫ: плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – силуэт. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол. Например, Индонезийский теневой театр ваянг-кулит.
  • КУКЛЫ ВЕЛИКАНЫ: используются в уличных представлениях. Часто имеют большую голову, передвигаются на ходулях. Непосредственные участники праздника масленицы – волк, коза, журавль.
  • КУКЛЫ-АВТОМАТЫ: это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях «Ю.Олеша (кукла наследника Тутти) или «Г.-Х.Андерсена. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.

На рубеже 16-17 веков в Италии, а затем и в других странах мира начали складываться традиции народного кукольного театра.

Главным персонажем спектаклей становится озорной, никогда не унывающий человечек. Он совсем не красив, даже уродлив, у него длинный крючковатый нос, на голову натянут шутовской колпак, а в руках он держит дубинку. Он неестественно громко выкрикивает слова, то и дело, размахивая своей дубинкой.

В каждой стране за ним закрепилось своё имя. В Италии – Пульчинелла, во Франции – Гиньоль, в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, в Германии – Гансвурст, в Чехии – Кашпарёк, в России – наш знаменитый Петрушка.

Народ орешки щёлкает,

А то два-три крестьянина

И часто в речь Петрушкину

Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо!

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием.

В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году, по приглашению Анны Иоановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте.

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно — временнóго искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.

В 2000 году на XVIII Конгрессе УНИМА — Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге известный деятель кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана вынес на обсуждение предложение отмечать во всем мире Международный день театра кукол. Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос в 2000 году так и не был решен.

Только лишь через два года, в июне 2002 года в Атланте, на заседании Международного Совета УНИМА, дата празднования была определена.

Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. Именно с этого времени всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день театра кукол.

Президент УНИМА (2000 — 2004) Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».

III. Практическая часть

В процессе работы над проектом мы узнали много о театре кукол. Вот наконец-то приступим к самому интересному – созданию собственного театра кукол. Мы выбрали пальчиковых кукол. Для начала надо было решить, какую сказку мы будем ставить в нашем театре. Выбрать было нелегко, так как сказок очень много, а мы только начинающие артисты. Решено было взять сказку «Теремок» в стихах и на новый лад, а так как спектакль состоялся перед новым годом, то и все было связано с этим праздником.

Всем хотелось попробовать себя в роли актёра-кукловода, но роли достались не всем. Мы договорились, что это будет не одна постановка и все по очереди поучаствуют в разных  спектаклях.

Теперь наступил немаловажный момент изготовления кукол и декораций для сказки. Здесь всем пришлось проявить много терпения, трудолюбия и научиться работать сообща.

На уроках труда мы шили наших персонажей сказки.

Сначала мы сделали шаблоны для выкроек и обвели их на фетре, затем аккуратно вырезали детали, сшили их, закончили работу пришиванием мелких деталей. Вот наши герои готовы. Мы немало потрудились, а Елена Михайловна нам, конечно, помогала. Стало понятно, что изготовление кукол – это нелёгкий и кропотливый труд, и чтобы этим заниматься, надо очень любить своё дело.

Итак, роли распределены, персонажи готовы, слова выучили, можно начать репетировать. Процесс репетиций также сложен и труден. Обидно, если кто-то подводит и забывает свои слова сказать вовремя и приходится репетировать ещё раз. Здесь важно дружно работать всем и тогда получается замечательный спектакль.

Наконец-то наступил долгожданный день выступления перед зрителями – это был очень волнующий и ответственный момент. Нашими первыми зрителями стали ученики 1 «Б» класса, большинство ребят впервые увидели пальчиковых кукол, им было интересно наблюдать за ними, хотя герои, казалось, были всем знакомы.

Второе выступление было в старшей группе детсада, эти малыши на следующий год пойдут в 1 класс. Они в ответ нам показали свой «Теремок» на новый лад в масках, эту сценку ребята готовили к новогоднему утреннику. Нам было интересно посмотреть на маленьких артистов, ведь мы тоже совсем недавно закончили посещать детский сад.

Третий спектакль был показан для учащихся нулевого класса нашей школы, также будущих первоклассников.

После выступлений перед зрителями было приятно услышать аплодисменты и похвалу от учителей в свой адрес, но с чувством радости было и чувство усталости, стало понятно, что не так уж легко быть артистом.

Соприкоснувшись вплотную с театром, понимаешь, чтобы спектакль выглядел как нечто интересное, прекрасное, волшебное, чтобы представление понравилось зрителям, надо приложить для этого немало  усилий.

Нам удалось создать свой театр кукол и организовать представление, а это значит, что цель, поставленная нами в начале проектной деятельности, – достигнута.

Но мы думаем продолжить заниматься театральной деятельностью и попробуем сделать новых кукол для другого спектакля, где наши одноклассники, которые в этот раз не приняли участия в спектакле, также попробуют свои силы.

Перетц В. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров. — Приложения. — Кн. — Спб. , 1895. — С. 85-185.

Просвещение, 1993. — 160 с. — 27 000 экз. — ISBN 5-09-003567-9. (в пер

Научно – практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»

Лутфиев Рамиль Рустамович,

Скибко Виктория Сергеевна,

Гаращук Полина Николаевна

ученица 4 «Б» класса

МКОУ  ГСОШ №4

улица Горького дом 13а, кВ

1973 г. 85 01 093145

Место выполнения работы: г. Городовиковск

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«ГСОШ №4 им. Городовикова»

Анкета участника муниципального конкурса проектных и исследовательских работ «Ювента» в 2015 году.

Фамилия, имя, отчество_______________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)______________________________________

Учебное заведение (нужное подчеркнуть):

Почтовый адрес школы с индексом______________________________________

Паспорт (свидетельство о рождении) серии____________№_________,выдан

Домашний почтовый адрес с индексом (по паспорту-прописью)

№ свидельства государственного пенсионного страхования_________________

Домашний телефон или телефон для связи (с кодом города)________________

Секция, для участия в которой направлена работа (нужное подчеркнуть)

Математика, физика, астрономия, география, информационные технологии, программирование, химия, технология, истрория науки и техники, история-общая, военная, лингвистика-русский язык, иностранные языки, литературное наследие и литературное творчество, педагогика, психология, валеология, философия, юриспруденция, политология, экономика и управление

Фамилия, имя, отчество научного руководителя, его научное звание, должность, место работы (полностью, без сокращений)

Работа выполнена в рамках дополнительных образовательных программ (научно-исследовательских центров, научных клубов, лабораторий, объединений, семинаров и т. _______________________________________________________

Необходимые технические средства для демонстрации дополнительного материала во время доклада на предметной секции конференции (нужное подчеркнуть, если есть необходимость в данных средствах)

Компьютер (медиа-проектор)                             видеомагнитофон

Диапроектор (демонстрация слайдов)      кодоскоп (демонстрация информации)

С порядком проведения конкурса, инструкцией по оформлению докладов и других документов ознакомлен(а)

Согласен(на),что невыполнение данных требований может привести к отказу Оргкомитета от моего участия в конкурсе.

Далее заполняется Оргкомитетом:

Эксперты __________________________Дата экспертизы__________________

Результат участия в конкурсном отборе:_________________________________

Вопрос по окружающему миру:

Рассказ на тему кукольный театр 4 класс

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

Кукольный театр. Применение кукол в качестве исполнителей ролей – искусство, которое пришло к нам с давних времен. Точной информации о появлении кукольных театров в России нет. А самые доподлинные сведения об этом жанре помечаются концом девятнадцатого века. Техника представления была представлена двумя видами кукол: марионетки и перчаточные куклы. Главным и любимым героем был Петрушка. Актеры-кукловоды целый день ходили по улицам и показывали представления зрителям. Со временем петрушку заменяли другие персонажи, однако работа с ними была подобна той, что и с Петрушкой.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Окружающий мир.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

«Окружающий мир» — это школьный предмет обо всём, что нас окружает.