4 Класс

Мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опо 4 класса

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

– документ, который устанавливает меры и порядок действий в случае возникновения аварийных ситуаций на объекте для оперативной локализации и ликвидации последствий аварий на таком объекте.

Минимизация последствий ущерба при возникновении аварии на объекте является следствием оперативного и отработанного выполнения порядка действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб по ликвидации и локализации аварий, установленного в Плане мероприятий.

В связи с чем формальный подход к разработке документа может привести не только к штрафным санкциям со стороны надзорных служб, но и стать причиной получения огромного ущерба от возникновения аварии.

Обязательно ли разрабатывать План мероприятий по локализации и ликвидации аварий?

План мероприятий разрабатывается в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к действиям по локализации и/или ликвидации последствий аварий на данных объектах.

Однако не все организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны разрабатывать такой План.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разберем для каких объектов определена обязанность разработки Плана, а для каких разработка не требуется

Разработка обязательна
Разработка не требуется

Объекты I, II и III классов опасности, имеющие следующие признаки опасности
подробнее ►

Срок действия Плана мероприятий?

Обращаем внимание, что утверждением Постановления Правительства № 1437 от 15 сентября 2020 г. с 1 января 2021 года сроки действия планов мероприятий обновлены.

6 месяцевдля шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях
1 годдля объектов, на которых ведутся открытые горные работы
5 летдля объектов I, II и III классов опасности

Требуется ли пересматривать План мероприятий по локализации и ликвидации аварий в 2021 году?

План мероприятий, разработанный до вступления в силу Постановления № 1437, продолжает свое действие.

Однако может потребоваться пересмотр Плана мероприятий, в следующих случаях:

15 дней*до истечения срока действия предыдущего Плана
30 дней*после реконструкции, технического перевооружения объекта
после внесения изменений:
в технологию производства;в системы управления технологическими процессами на объекте

после изменения сведений, содержащихся в общих или специальных разделах плана мероприятий;
в установленные срокина основании выводов, указанных в акте технического расследования причин аварий на объекте
по предписанию Управления Ростехнадзора или его территориального органа в случае выявления в ходе проверки несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий. на основании предостережения Управления Ростехнадзора или его территориального органа о недопустимости нарушения обязательных требований ПБ в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

* календарных дней

Сроки действия в данном случае после пересмотра Плана мероприятий необходимо устанавливать в соответствии с п. 5 Постановления № 1437.

Статья 9. КоАП РФ гласит:

при допущении нарушения обязательных требований промышленной безопасности на объекте для юридического лица может составлять штраф
от 200 тысяч рублей до 1 миллиона рублей, или административным приостановлением деятельности до 90 суток
(в зависимости от грубости выявленных нарушений).

Вам необходима помощь наших экспертов если

  • Хотите избежать выплаты штрафа;
  • Необходимо разработать/переработать План мероприятий по локализации и локализации аварий по предписанию Ростехнадзора;
  • Нет сотрудников, обладающих достаточной квалификацией;
  • Нет времени на детальный анализ своими силами;
  • Есть желание сразу все сделать правильно.

Порядок действий по разработке Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий

Идентификация ОПО и сбор информации
подробнее ►

Разработка основного и специального разделов Плана
подробнее ►

Консультация во время согласования Плана мероприятий
подробнее ►

При согласовании Плана мероприятий у специалистов Аварийно-спасательного формирования при согласовании может возникнуть ряд вопросов, поэтому наши эксперты помогут ответить на возникающие вопросы, а также при необходимости проведут корректировку Плана с учетом рекомендаций Аварийно-спасательного формирования.

Аварии на опасных объектах могут наносить большой материальный ущерб и создавать угрозу жизни. В случае опасного происшествия действия персонала и работников спасательных служб должны быть четкими и слаженными. План ликвидации аварии становится в такой ситуации незаменимым опорным документом. Целесообразно поручать составление Плана мероприятий компетентным специалистам – сотрудникам организаций, оказывающих услуги в сфере промышленной безопасности.

Другие возможные наименования ПМЛЛПА:

Для консультации или расчета стоимости напишите нам:

Мы благодарим Вас за обращение!

Наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.

Режим работы нашей компании: пн. -чт. с 9 до 18, пт. с 9 до 17 часов (время московское).

Также Вы можете позвонить нам по телефону в Москве: +7 (499) 390-06-20

ПМЛА – это технический документ, содержащий в себе сценарии возможной аварии, расчет по количеству достаточных сил и средств для предотвращения аварии, а также необходимости привлечения к ликвидации специальных аварийных служб, описание состава, расположения и организации взаимодействия сил и средств, порядок и очередность действий при возможной аварии, план мероприятий и действий при возникновении аварийной ситуации, разработку системы обмена информацией при ЧС, а также мероприятия по обеспечению безопасности граждан.

ПМЛА предусматривает также организацию финансового, технического и инженерного обеспечения проводимых операций, в том числе:

  • Описание индивидуальных особенностей объекта, возможные сценарии возникновения аварий и возможных мест их возникновения;
  • Характеристики аварийности и травматизма на данной объекте;
  • Описание сил и средств, в том числе аварийно-спасательных служб (формирований), используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
  • Порядок действий в случае аварий на объекте

Полной список обязательных разделов ПМЛА можно посмотреть здесь — в Постановлении Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1437 “Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах”.

В некоторых источниках существует понятие ПМЛЛПА — план разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. Однако, на территории РФ обязательным является только ПМЛА.

ПМЛА обязателен для всех типов ОПО и организаций, работающих с опасными веществами. Чаще всего к таким объектам относится: химическое, газовое, котельное оборудование, сосуды работающие под давлением.

Зачем нужен ПМЛА?

ПМЛА необходим для предприятий во избежание последствий и ликвидации последствий возможных аварий и экологического ущерба, кроме того – убытков от ликвидации последствий возможных ЧС на производстве.

Какой срок действия ПМЛА?

для объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях (в первую очередь — угольные шахты) — 6 месяцев;

для объектов добывающей и горнообогатительной промышленности — 1 год;

для объектов I, II и III классов опасности (за исключением объектов, указанных в подпунктах 1 и 2) — 5 лет.

Для ОПО IV класса опасности ПМЛА не требуется! Однако, напомним, что всем ОПО I, II, III, IV класса опасности требуется заключение договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием!

Требуется ли обновлять ПМЛА в 2021 году?

Согласно тому же ПП от 15. 2020 ПМЛА введенные в действие до 1 января 2021 года продолжают свое действие, но может потребоваться их пересмотр на основании предостережения федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа, так как в ПМЛА, разработанном по старым требованиям, могут отсутствовать новые факторы риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

Кто осуществляет согласование ПМЛА?

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1437 “Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах” ПМЛА согласовываются руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

70 территориальных подразделений «ЭКОСПАС» по всей стране выполнят разработку и согласование ПМЛА для ОПО.

Узнать подробнее об Услуге можно по номеру: 8-800-550-77-47, добавочный 77-842. Звонок бесплатный по всей России.

Обычно мы даем гарантию согласования в течение двух-трех недель.

Разработка плана ликвидации аварий производится в целях обеспечения готовности персонала предприятий и аварийно-спасательных служб к возникновению аварий и устранению их последствий.

Такая документация способствует:

— организации обучения персонала действиям, при возникновении на объекте аварийных ситуаций;

— проверке расчета достаточности сил и средств для устранения аварийной ситуации;

— проверке готовности персонала к устранению аварийных ситуаций;

— расчету технических и финансовых фондов, для устранения нештатных ситуаций;

— формированию мероприятий по защите населения;

— организации взаимодействия сотрудников предприятия и сотрудников спасательных формирований.

ПЛАС — план ликвидации аварийных ситуаций

Статья 10 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предписывает организациям, применяющим в своей производственной деятельности опасные объекты осуществлять заблаговременное планирование мероприятий по устранению потенциально возможных аварийных ситуаций, посредством разработки руководящих документов, устанавливающих регламент действий персонала в случаях возникновения аварий. Быстро и профессионально разработаем план мероприятий по локализации и ликвидации аварий ПМЛЛПА (ПЛА) на опасных производственных объектах. Стоимость — от 25000 рублей. Сроки – от 7 дней.

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛПА) — это документально оформленный комплекс, предварительно проработанных действий, по обеспечению безопасности людей и локализации аварии на ранних стадиях ее возникновения и совокупности мероприятий по ее скорейшему устранению, разработанных на основании производственно-технологических характеристик предприятия.

Для каких предприятий обязательна разработка Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий?

Исходя из требований ПП РФ №730 наличие разработанного ПМЛЛПА обязательно для предприятий, попадающим под действие ФЗ №116. Таковыми являются организации, применяющие в своей производственной деятельности ОПО 1,2 и 3 класса опасности и внесенные в госреестр опасных производственных объектов.

Предприятиям владельцам ОПО 4 класса опасности разработка ПМЛЛПА не требуется. Также законодательством не предусмотрена разработка ПМЛЛПА для опасных объектов со следующими характеристиками:

  • Оснащенных производственным оборудованием, функционирующим под избыточным давлением свыше 0,07 МПа:
    пара, газа (в газообразном и сжиженном состоянии);воды, нагреваемой до температуры, превышающей 115º С;иных жидких веществ, доводимых до кипения под давлением 0,07 МПа.
  • пара, газа (в газообразном и сжиженном состоянии);
  • воды, нагреваемой до температуры, превышающей 115º С;
  • иных жидких веществ, доводимых до кипения под давлением 0,07 МПа.
  • Применяются стационарные подъемные механизмы, канатные дороги и фуникулеры.

Для каких целей разрабатывается план мероприятий?

  • Предположительный анализ вероятных сценариев происхождения и последующего развития аварийных ситуаций.
  • Определение степени подготовленности предприятия к локализации и устранению нештатных (аварийных) ситуаций.
  • Заблаговременное координирование действий персонала и штатных аварийных служб предприятия по локализации и устранению аварий.
  • Установление режимов оповещения работников предприятия, ответственных должностных лиц, спасательных служб, органов исполнительной власти о возникновении аварийных ситуаций.
  • Формирование предупредительных мер, обеспечивающих повышение уровня противоаварийной защиты и уменьшение масштабов аварий.
  • Анализ приемлемости и действенности установленных предупредительных мер защиты от возникновения аварийных ситуаций.

Требования, предъявляемые к содержанию Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий.

Пунктами 11, 12, 13 ПП РФ № 730 от 26. 2013 установлено, что структура разрабатываемого плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий ПЛА должна состоять из двух обязательных разделов, в частности:

  • Раздел общих сведений, включающий в себя:
    общую информацию, характеризующую параметры опасных объектов, для которых подготавливается ПМЛЛПА;перечень потенциально-допустимых аварийных ситуаций на данных объектах с указанием участков наиболее вероятного происхождения аварий;аварийные характеристики, свойственные для ОПО, с установлением наиболее характерных сценариев производственного травматизма.
  • общую информацию, характеризующую параметры опасных объектов, для которых подготавливается ПМЛЛПА;
  • перечень потенциально-допустимых аварийных ситуаций на данных объектах с указанием участков наиболее вероятного происхождения аварий;
  • аварийные характеристики, свойственные для ОПО, с установлением наиболее характерных сценариев производственного травматизма.
  • Специальный раздел, разрабатываемый в соответствии с материалом, изложенным в разделе общих сведений и устанавливающий регламентированную последовательность действий в случае возникновения аварии. Иными словами, специальный раздел плана мероприятий представляет собой план действий по ликвидации аварий (ПЛА), разработанный с учетом технологических и производственных характеристик опасных объектов.

В отличие от плана мероприятий (ПМЛЛПА), разрабатываемого в целом для всего предприятия, ПЛА должен разрабатываться для каждого ОПО индивидуально (если у предприятия несколько опасных объектов). Именно от основательности и тщательности разработки планов ликвидации аварий ПЛА, формирующих содержание специального раздела, зависит актуальность и действенность ПМЛЛПА в целом.

Регламент утверждения и согласования разработанного Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий.

На завершающем этапе разработки ПМЛЛПА его необходимо утвердить директором предприятия, имеющего в собственности (применяющего) опасные объекты. Заключительной стадией будет являться согласование утвержденного ПМЛЛПА с руководством профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ).

Проведение экспертизы промбезопасности разработанных планов ликвидации аварий действующим законодательством не предусмотрено.

Продолжительность действия.

В зависимости от типа опасного объекта, составленный и согласованный план ликвидации аварий имеет следующие периоды действия:

  • Опасные объекты, на которых проводятся горные работы под землей – 6 месяцев.
  • ОПО, специализирующиеся на осуществлении открытых горных работ и обогащении полезных ископаемых – 1 год.
  • ОПО 1 класса опасности – 2 года.
  • ОПО 2 класса опасности – 3 года.
  • ОПО 3 класса опасности (котельные, работающие на газу, а также сети газопотребления) – 5 лет.

Пересмотр и повторное согласование ПМЛЛПА необходимо проводить не позднее, чем за 15 дней до наступления даты окончания периода его действия.

Также существует ряд случаев, когда может потребоваться досрочный пересмотр действующего плана ликвидации аварий:

  • В течение 30 дней после:
    преобразование регламента проведения производственного контроля за соблюдение норм промышленной безопасности (трансформация методики проведения замеров либо смена измерительного оборудования);реформирование структуры контроля и координации технологических процессов на ОПО;разработка новых (закрытие выработанных) участков горных работ, трансформация схем вентиляции на них, смена эвакуационных маршрутов персонала в случаях происхождения аварийных ситуаций.
  • преобразование регламента проведения производственного контроля за соблюдение норм промышленной безопасности (трансформация методики проведения замеров либо смена измерительного оборудования);
  • реформирование структуры контроля и координации технологических процессов на ОПО;
  • разработка новых (закрытие выработанных) участков горных работ, трансформация схем вентиляции на них, смена эвакуационных маршрутов персонала в случаях происхождения аварийных ситуаций.
  • В случаях выявления Ростехнадзором фактов расхождения сведений, указанных в утвержденном ПМЛЛПА и фактических данных. В случае обнаружения новоявленных факторов риска по итогам технического расследования причин возникновения аварий на аналогичных ОПО.
  • На основании результатов технического расследования по установлению причин аварийной ситуации на объекте.

Административная ответственность за отсутствие плана ликвидации аварий.

В случае выявления в ходе проведения проверок факта отсутствия на предприятии, эксплуатирующем ОПО, разработанного и утвержденного ПМЛЛПА, руководителям данных эксплуатирующих предприятий грозит административное наказание в соответствии со статьей 9. 1 КоАП РФ:

  • Выявление нарушений в области промышленной безопасности опасных объектов предусматривает наложение административного штрафа:
    на должностных лиц — от 20000 до 30000 рублей (либо отстранение от занимаемой должности на срок от полугода до одного года);на предприятия — от 200000 до 300000 рублей (либо трехмесячное приостановление деятельности).
  • на должностных лиц — от 20000 до 30000 рублей (либо отстранение от занимаемой должности на срок от полугода до одного года);
  • на предприятия — от 200000 до 300000 рублей (либо трехмесячное приостановление деятельности).
  • В том случае, если выявленные нарушения будут квалифицированы как грубые, законодательством предусмотрены повышенные размеры штрафов:
    на должностных лиц — от 40000 до 50000 рублей (либо дисквалификация от 1 года до 2 лет);на предприятия — от 500000 до 1000000 рублей (либо трехмесячное приостановление деятельности).
  • на должностных лиц — от 40000 до 50000 рублей (либо дисквалификация от 1 года до 2 лет);
  • на предприятия — от 500000 до 1000000 рублей (либо трехмесячное приостановление деятельности).

Для производственных объектов, отнесенных к 1, 2 и 3 классу опасности, должен быть обязательно разработан План мероприятий по локализации и ликвидации аварий (ПМЛЛА). В этом документе отображаются возможные варианты возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций с планом действий по их локализации и устранению. Его разработка позволит правильно действовать при возникновении реальной опасной ситуации и минимизировать ее последствия. Необходимость разработки такого плана утверждена правительственным Постановлением от 15. 2020 N 1437.

Для каких объектов требуется разработка ПМЛА?

Подготовка Плана ликвидации аварий необходима для следующих объектов:

  • Объекты, на которых в ходе работы используются, транспортируются, хранятся, утилизируются опасные вещества. Их полный перечень приведен в приложении №2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности». В их число входят, например, легковоспламеняющиеся газы, горючие жидкости, взрывчатые вещества, токсины и многое другое.
  • Объекты, использующие черные и цветные металлы, а также занимающиеся их транспортировкой, хранением и утилизацией. ПЛА требуется, если на предприятии используется оборудование, рассчитанное более чем на 500 кг расплава, то есть он будет обязательным для крупных металлургических объектов.
  • Организации, занимающиеся горнодобывающими и горно-обогатительными работами. Однако ПЛА не требуется, если разработка полезных ископаемых ведется открытым способом.
  • Организации, работающие с взрывоопасным растительным сырьем. Оно способно образовывать пылевоздушные смеси способные к самовозгоранию.

В категории ОПО не включены электросетевые объекты – для них разработаны свои системы производственного контроля. Также ПЛА не требуется разрабатывать для объектов, использующих стационарные подъемные механизмы и для предприятий, отнесенных к 4 классу опасности. На них риск возникновения опасных чрезвычайных ситуаций значительно ниже.

Цели разработки ПМЛЛА

Создание Плана мероприятий по ликвидации аварий позволяет значительно уменьшить негативные последствия чрезвычайных ситуаций и не допустить серьезной техногенной катастрофы. Персонал предприятия должен знать последовательность действий при возникновении внештатной ситуации, а также уметь взаимодействовать с экстренными службами. В результате удается избежать паники при аварии, сразу организовать слаженную работу различных ведомств, чтобы в минимальные сроки локализовать аварию.

Разработка ПЛА преследует несколько важных целей:

  • Предотвращение аварийных ситуаций. В плане будут заранее учтены опасные факторы, способные спровоцировать инцидент. Разработка комплекса мер и их реализация позволит не допустить возникновения аварии.
  • Разработка возможных сценариев аварии. Это позволит заранее предусмотреть, как будут развиваться события, и максимально быстро локализовать опасность.
  • Минимизация негативных последствий. Слаженная работа всех ведомств позволяет не допустить гибели людей, причинения крупного материального и экологического ущерба.
  • Подготовка предприятия к возможным авариям. В Плане заранее определяются силы, средства, материальное обеспечение для борьбы с чрезвычайными ситуациями.

Таким образом, этот документ разрабатывается не только для того, чтобы предотвратить штрафы со стороны контролирующих органов. Он также дает возможность не допустить тяжелых последствий возможных аварий, поэтому все трудозатраты на его подготовку полностью оправданы.

План мероприятий состоит из общего и специальных разделов. В первый раздел должна быть включена следующая информация:

  • Информация об опасном объекте. Указывается его полное наименование, основные направления деятельности.
  • Источники возможного возникновения аварийных ситуаций и сценарии развития негативных ситуаций. В плане должны быть отражены все уязвимые места, для которых максимально вероятно возникновение аварийной ситуации.
  • Характеристики аварийности и травматизма. В плане должны быть указаны факторы, которые могут привести к возникновению аварий и производственных травм во время работы предприятия.
  • Силы и средства, которые будут задействованы для локализации и ликвидации аварии. Они должны соответствовать сложности поставленной задачи.
  • Организация совместной работы используемых сил и средств. В Плане прописывается их состав и расположение до возникновения аварии.
  • Обеспечение готовности сил и средств к ликвидации опасности. В Плане прописывается, как они будут поддерживаться в состоянии готовности, какие организации отвечают за обслуживание технических средств.
  • Обмен информации между различными подразделениями при возникновении аварии. Необходимо заранее продумать управление используемыми ресурсами, наличие систем аварийной связи и оповещения на предприятии.
  • Действия аварийных служб при возникновении аварии. Они должны действовать совместно с персоналом предприятия.
  • Перечень мероприятий, призванных обеспечить безопасность населения, если возникнет угроза.
  • Материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий по локализации аварий.

В специальных разделах ПЛА отражается последовательность действий по устранению аварийной ситуации в соответствии со спецификой работы конкретного предприятия. Она разрабатывается в соответствии с рекомендациями профильных надзорных ведомств и отраслевыми стандартами обеспечения безопасности.

Сроки разработки и утверждения ПЛА

План должен быть разработан специалистом по ГОЧС на предприятии и утвержден руководителем. С 2014 года установлена необходимость согласовывать этот документ с аварийно-спасательным ведомством – это поможет обеспечить слаженную работу при возникновении аварии. Срок действия плана будет зависеть от категории объекта:

  • Для объектов горной разработки он составляет 6 месяцев. Впоследствии план должен быть пересмотрен и дополнен при необходимости.
  • Для объектов открытой горной разработки срок действия документа составляет 1 год.
  • Для остальных предприятий, отнесенных к 1, 2 и 3 классу опасности План будет действовать в течение 5 лет.

Внеплановый пересмотр документа возможен при изменениях в деятельности предприятия, а также после реальной аварийной ситуации. После ее локализации и устранения последствий расследуются причины возникновения, при необходимости разрабатываются новые меры, которые помогут не допустить повторения аварии.

Чтобы разработать ПМЛЛА в минимальные сроки и беспрепятственно пройти проверки надзорных ведомств, воспользуйтесь услугами нашей компании. Мы предлагаем профессиональную помощь по составлению Плана в установленной форме. Для этого специалисту необходимо предоставить доступ к информации о работе предприятия используемых на нем средствах защиты.

Наша компания работает с ОПО любых отраслей. Позвоните по указанным номерам, чтобы обсудить детальные условия сотрудничества и заказать разработку ПМЛЛА в минимальные сроки. Мы предлагаем доступную стоимость подготовки всех видов документов для опасных производственных объектов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15. 2020 № 1437
«Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»

Дата опубликования: 18. 2020

План локализации аварий

Аварии на опасных объектах могут наносить большой материальный ущерб и создавать угрозу жизни. В случае опасного происшествия действия персонала и работников спасательных служб должны быть четкими и слаженными. План ликвидации аварии становится в такой ситуации незаменимым опорным документом. Целесообразно поручать составление ПЛА компетентным специалистам – сотрудникам организаций, оказывающих услуги в сфере промышленной безопасности. Порядок разработки плана отражен в соответствующих нормативных документах.

Для каких объектов составляется ПЛА

Обязательным условием является предварительная регистрация ОПО и определение его класса опасности. Закон освобождает от составления указанного документа предприятия, на которых содержатся объекты наименьшего класса опасности – четвертого. Во всех остальных случаях разработка плана локализации потенциальных аварий является обязательной.

На производственных площадках, характеризуемых определенным уровнем опасности, применяют вредоносные вещества, используют и получают расплавы металлов, осуществляют горные работы, содержат растительное сырье, образующее взрывоопасную пыль. Если предприятие эксплуатирует несколько ОПО и они размещены на одном или соседних участках, допускается составление единого плана ликвидации аварий.

В целом содержание плана локализации аварий и ликвидации их разрушительных последствий предусматривает следующие аспекты:

  • Как могут возникать аварии на данном производстве и ход событий в каждом случае;
  • Организация финансового обеспечения мероприятий по остановке аварий и создание необходимой материально-технической базы.
  • Перечень сил и средств, которыми располагает предприятие. Их нужное количество и соответствие задачам, решаемым в нештатной ситуации. Нахождение сил и средств в неизменной готовности к применению, указание организаций, отвечающих за это.
  • Необходимость взаимодействия со спасательными службами (факт сотрудничества подтверждается договором). Согласованность действий, производимых персоналом организации и специалистами таких служб при проведении операций.
  • Организация оповещения и налаживание связи между всеми лицами и организациями, задействованными в предотвращении развития аварийного процесса. Согласно плану ликвидации возможных аварий должен обеспечиваться беспрепятственный обмен информацией.
  • Действия, следующие сразу после получения тревожного сигнала, и дальнейшие мероприятия, проводимые производственным персоналом и сотрудниками специальных служб.
  • Меры, направленные на сохранение безопасности на близлежащих жилых территориях.

Разработанный документ утверждается руководящим лицом предприятия-владельца ОПО или его заместителем, согласно положению о плане ликвидации аварий. Необходимо также согласование этого документа с руководителями привлеченных аварийных формирований.

В течение какого времени действителен составленный план

Срок действия ПЛА определяется категорией опасности соответствующего производственного объекта. Самый большой период – 5 лет – предусмотрен для ОПО III класса. Меньший срок действия плана, посвященного ликвидации аварий, назначен для объектов II класса – он составляет 3 года. Документ, разработанный для производственных площадок I класса, сохраняет свою силу 2 года.

Существуют исключения из этих норм. Одно из них – пункты горнорудного производства, на которых выработки находятся на поверхности земли, под открытым небом. ПЛА, составленный для подобных объектов, действует 1 год. Другое исключение – угольные шахты и места, где добываются полезные ископаемые или ведутся другие горные работы под землей. При таких обстоятельствах план составляется на самый короткий срок – полгода.

Затруднение может возникнуть в случае, когда на одном участке (или на соседних) располагается две или несколько производственных площадок, для которых не совпадают периоды действия ПЛА, и при этом составляется общий такой документ. Каковы в таком случае требования к единому плану ликвидации аварий относительно сроков? Здесь берется во внимание наименьший из них, соответствующий одному из объектов. Именно это время единый план будет иметь законную силу.

Когда пересматривается ПЛА

В стандартной ситуации это следует делать примерно за две недели до того, как истечет установленный срок действия. Кроме этого, план ликвидации аварий пересматривается в таких случаях:

  • После внесения существенных изменений в деятельность объекта. Это может быть переоснащение, предполагающее установку более совершенного оборудования, открытие очередных участков производства (если речь идет о горных выработках), введение новых технологий. Примером также является корректировка измерительных методов, применяемых в целях контроля за безопасностью, перестройка систем управления производственными процессами или перенос путей выхода сотрудников в аварийной ситуации. Во всех этих случаях дается месяц на пересмотр ПЛА.
  • Если представители Ростехнадзора в ходе проверки выявили несоответствие содержащихся в ПЛА сведений реальной ситуации на объекте.
  • В ситуации, когда имела место авария и проводится расследование ее причин.
  • Если чрезвычайное происшествие случилось на другом подобном объекте и техническое расследование привело к обнаружению неизвестных ранее факторов риска.

Рекомендации по разработке документа

Образец плана локализации аварий помещен в специальном руководстве. Оно разработано в целях исполнения требований Федерального закона № 116-ФЗ, правительственного постановления № 730 и прочих официальных документов. В этом руководстве есть все необходимые рекомендации по составлению ПЛА.

В частности называется, какие сведения следует указывать при характеристике объектов: мощность, применяемые устройства, оснащенность средствами защиты и пожаротушения, предусмотренные эвакуационные пути и другие. Указывается, какие причины аварий могут существовать. К примеру, в плане ликвидации аварии, составляемом для котельной, могут быть названы следующие провоцирующие факторы и наблюдаемые последствия:

  • Разгерметизация наружного или подводящего газопровода. Следствием этого становится утечка газа, возгорание при появлении его случайного источника, воздействие высокой температуры на персонал и находящиеся на территории объекты.
  • Отказ автоматики, отвечающей за контроль параметров работы парового котла. Это приводит к усилению давления до избыточного уровня, взрыву и разрушению оборудования.
  • Сбой в системе, контролирующей пламя горелки печи. Это влечет за собой цепочку событий, конечными звеньями которой является повреждение печи с появлением осколков. Происходит травмирование персонала летящими частицами и тепловым излучением, поражение людей и строительных конструкций ударной волной.

В рекомендациях к составлению плана ликвидации указываются мероприятия, которые нужно включать в документ:

  • При пожаре. Пути его ликвидации в самом начале. Способы предупреждения дальнейших возгораний. Режим работы вентиляции. Использование средств тушения огня и противопожарных устройств.
  • При самовозгорании растительного сырья в бункерах. Средства тщательной герметизации емкости. Порядок разгрузки тлеющего продукта из бункера и его полного удаления из помещения.
  • При взрыве. Методы, позволяющие предупредить повторные взрывы и предотвратить множественные возгорания. Способы тушения огненных очагов. Действия сотрудников, находящихся на ОПО и работников профессиональных служб и формирований.
  • При любых авариях. Мероприятия по скорейшей остановке развития аварийной ситуации. Действия по спасению людей, оказавшихся на месте происшествия. Способы ликвидации разрушительных последствий.

План ликвидации аварий разрабатывают только подготовленные специалисты. Мы занимаемся составлением такого документа на профессиональном уровне. По вашему запросу мы разработаем ПЛА грамотно, с учетом условий, существующих на производственном объекте.

Постановление Правительства РФ от 15. 2020 N 1437
«Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 сентября 2020 г. N 1437

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления, продолжают свое действие и пересматриваются по основаниям, указанным в пункте 7 Положения, утвержденного настоящим постановлением.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

Планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — объекты).

В случае если 2 и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.

Сроки действия планов мероприятий составляют:

а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях, — 6 месяцев;

б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, — 1 год;

в) для объектов I, II и III классов опасности (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта) — 5 лет.

Срок действия пересмотренного плана мероприятий соответствует срокам, указанным в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта.

В случае если в отношении расположенных на одном земельном участке или на смежных земельных участках 2 и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, для которых пунктом 5 настоящего Положения установлены различные сроки действия планов мероприятий, разрабатывается единый план мероприятий, срок его действия устанавливается равным наименьшему сроку, предусмотренному указанным пунктом в отношении этих объектов.

Планы мероприятий пересматриваются:

а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;

б) не позднее 30 календарных дней после:

реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;

внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;

в) на основании выводов, указанных в акте технического расследования причин аварий на объекте;

г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

д) на основании предостережения федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа о недопустимости нарушения обязательных требований промышленной безопасности в случае выявления указанными органами новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).

Планы мероприятий согласовываются руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.

Общие разделы плана мероприятий содержат следующие сведения:

а) характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий;

в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах;

г) количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее — силы и средства), и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий;

д) организация взаимодействия сил и средств;

е) состав и дислокация сил и средств;

ж) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в надлежащей степени готовности;

з) организация управления, связи и оповещения при авариях на объекте;

и) система взаимного обмена информацией между организациями — участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

к) первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте;

л) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий;

м) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения);

н) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

Специальные разделы плана мероприятий (планы ликвидации аварий) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий, и определяют порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.