4 Класс
- cc45d5a28a99ff624797e3f9174601d044e63aca

Конспект урока по окружающему миру 4 класс екатерина великая школа россии

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Цель: способствовать формированию
исторического мышления и мировоззрения на
основе знакомства с фактом правления Екатерины
Великой (II)

— познакомить с историческим фактом правления
Екатерины Великой;

— формировать понятийный аппарат темы;

— формировать пространственно-временные
представления;

— способствовать воспитанию юного гражданина,
воспитывать чувство патриотизма;

— способствовать эстетическому воспитанию при
рассказе об архитектурных сооружениях;

— прививать интерес к истории России.

— развивать речь во время ответов на вопросы;

— развивать память при закреплении и изучении
нового материала;

— развивать мышление во время ответов на
вопросы;

Средства обучения: понятия на доске, лента
времени, компьютерная презентация

Актуализация опорных знаний

О каком городе идёт речь? В каком году он был
основан?

Пращур Юрий Долгорукий
Строил древний городок;
Послужил ему порукой
Перекрёсток всех дорог.

Ответ: О Москве. 1147 год.

О каком событии идёт речь? В каком году оно
произошло?

По глухим лесным дорогам,
По лесам и перелогам
Хан Батый к Москве спешит –
Скачут тысячи копыт.

Ответ: Нашествие татаро-монгольского ига
на Русь. 1238 год.

О каком московском князе идёт речь? Что он
сделал для Руси?

Чтобы княжествам отдельным
От набегов не пропасть,
Князь Иван князьям удельным
Объявил единой власть. Тут и стала мать Москва
Всем уделам голова!

Ответ: Иван Калита. Он объединил Русь
вокруг Москвы.

О каком событии идёт речь? В каком году оно
произошло? Кто возглавлял русские войска?

Словно сто голов дракона
Растянулись возле Дона,
Разлеглась Мамая рать,
Стала русских поджидать. Дмитрий-князь об эту пору
По степному по простору
Тоже к Дону подошёл,
Рать могучую привёл.

Ответ: О Куликовской битве. 1380 год. Дмитрий
Донской.

В каком году произошло это событие? Какой князь
“сбросил” татаро-монгольское иго?

Летописцы в толстых книгах
Записали в этот год:
“Нет над нами больше ига,
Сбросил иго наш народ!”

Ответ: В 1480 году. Иван III.

О каком правителе идёт речь?

Сиротою стал он рано,
Был он внуком князь-Ивана,
Сам Иваном назван был
И на деда походил. (За ребёнка-государя
Русью правили бояре,
А меж ними с давних пор
Были смуты да раздор).

Ответ: Об Иване IV (Грозном)

О каком событии идёт речь? Кто был первым
книгопечатником? При каком царе на Руси было
основано книгопечатание?

Царь Иван учёным был,
Книжки царь Иван любил,
И надумал царь суровый
На Руси ввести печать,
Чтоб народ по книжке новой,
По печатной, обучать.

Ответ: О появлении на Руси книгопечатания. Иван Фёдоров. При Иване Грозном.

Какой храм приказал построить мастерам Иван
Грозный?

Грозный царь в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум прекрасным мастерам
Приказал построить храм.

Ответ: Храм Василия Блаженного (Покровский
собор)

Подумайте, какому русскому царю могли
принадлежать эти слова?

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.

Ответ: Петру Великому (I)

О каком городе идёт речь? В каком году он был
основан? Кем?

В гранит оделася Нева;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва.

Ответ: О Санкт-Петербурге. 1703 год. Петром I.

III. Подготовка к восприятию нового
материала

А сейчас переходим к новой теме. Ребята, мы с
вами всё время говорили о русских князьях, царях,
даже об императоре говорили. А вот о царицах и
императрицах ещё не беседовали. Сегодня мы
поговорим о самой знаменитой русской
императрице Екатерине II.

Объяснение нового материала

Слайд 13, лента времени

Екатерина Великая, так же как и Пётр I, правила
Россией в XVIII веке. Она родилась в Германии и была
немецкой принцессой. В 14 лет она приехала в
Россию. Здесь Екатерина вышла замуж за русского
императора, а после его смерти стала
императрицей. Она царствовала 34 года. При русском
дворе Екатерина блистала красотою и умом. Екатерина II очень много времени уделяла
самообразованию. Она много читала, изучала
русские обычаи, дух русского народа. А русский
язык выучила так, что знала все поговорки и
писала на нём сочинения. Едва ли в целой России
был женщина образованнее её. Она славилась
искусством управлять государством.

В делах брала образец с Петра I. Екатерина даже
воздвигла Петру Великому памятник в Петербурге. Он называется “Медный всадник”.

При Екатерине Великой лучше всего жилось
русским дворянам. Ребята, кто знает, кто такие
дворяне?

Дворяне – это люди, которые принадлежали к
господствующему слою населения. Они могли
владеть землями, деревнями, крепостными
крестьянами.

Как вы думаете, кого называли крепостными
крестьянами?

Крепостные крестьяне – это крестьяне,
“прикреплённые” к своим владельцам, то есть
господин (дворянин) имел право распоряжаться
судьбой такого крестьянина. Он мог продать его,
или обменять на что угодно. Например, на
породистую собаку или проиграть крестьянина в
карты.

Поэтому крестьяне даже организовали восстание. Но восстание крестьян было разгромлено.

Ребята, скажите, а к какому морю получила выход
Россия во время правления Петра I? (К Балтийскому
морю)

Верно. Во времена Екатерины Россия вела войну с
Турцией и одержала безоговорочную победу над
ней. В результате Россия утвердилась на берегах
Чёрного и Азовского морей.

В войне с Турцией блестящие победы одерживали
знаменитейшие и талантливейшие люди того
времени – полководец Александр Васильевич
Суворов и флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков.

Как вы думаете кого называют полководцем, а
кого флотоводцем?

Полководец – это человек, который возглавляет
войска на суше, а флотоводец – это человек,
который возглавляет флот.

Где родилась Екатерина Великая?

Ответ: В Германии

Кем она была до того как стала русской
императрицей?

Ответ: Немецкой принцессой

В каком веке она взошла на престол?

Ответ: В XVIII веке.

Кому в России жилось лучше всего при Екатерине
Великой?

А кому хуже всего? Почему?

Ответ: Крепостным крестьянам, потому что
дворяне могли делать с ними что хотели.

С кем воевала Россия при Екатерине?

Ответ: С Турцией

Назовите самого известного полководца того
времени.

Ответ: А. Суворов

А теперь самого известного флотоводца.

Ответ: Ф. Ушаков

Объяснение нового материала (продолжение)

Екатерина Великая жила в Санкт – Петербурге,
потому что Петербург был столицей России в то
время, но немало нового появилось при Екатерине в
Москве.

В то время в России вошёл в моду новый стиль. Следуя этому стилю строились здания по всей
стране.

Ребята, посмотрите на здания на картинках и
скажите, что в них общего?

Ответ: Колонны, белый цвет и т.

Слайд 20, 21, 22

Этот стиль пышный или нет?

А как можно охарактеризовать этот стиль одним
словом?

Этот стиль можно назвать строгим.

Стиль, в котором построены все эти здания,
называется классицизм. Для него характерны
строгие геометрические формы, прямоугольники,
колонны, портики.

В стиле классицизм в Москве работали 2
архитектора: Василий Иванович Баженов и Михаил
Фёдорович Казаков. Сейчас я расскажу вам о
нескольких архитектурных памятниках нашей
столицы, возведённых в то время.

Дом Пашкова (Архитектор В. Баженов)

Пашков дом был построен по заказу Петра
Егоровича Пашкова, сына офицера, служившего
Петру I. За заслуги отца, Екатерина Великая
выделила Пашкову самое лучшее место в Москве, с
которого открывается прекрасный вид на Кремль. Так как у Пашкова не было детей, то дом долгое
время находился в запустении. Сейчас в доме
Пашкова расположена Российская библиотека.

Слайд 24, 25

Усадьба Царицыно (Архитектор В. Баженов)

Ребята, кто из вас был в Царицыно? Вам там
понравилось?

Екатерина II купила Царицыно и приказала В. Баженову построить там царскую резиденцию. Баженов разработал проект строительства. Екатерине II понравился представленный проект, и
строительство началось. Баженов осуществлял
строительство усадьбы не один год. И вот, однажды,
когда Екатерина Великая приехала в Москву, она
пожелала посетить Царицыно. После этого
строительство усадьбы было остановлено. Екатерине не понравилась усадьба. Баженова
отстранили от работы, и он проклял это место. Усадьбой Царицыно очень мало интересовались. Её
отреставрировали только в 2007 году. Перед нами не
первоначальная задумка Баженова, а вариант,
каким могло бы быть Царицыно, если бы Баженову
удалось его достроить.

Слайд 26, 27

Петровский путевой дворец (Архитектор М. Казаков)

“Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой”. Пушкин)

Этот дворец возвели в честь победы над Турцией
по приказу Екатерины Великой. Петровский путевой
дворец располагается на месте последней
остановки русских царей по пути из Петербурга в
Москву. По легенде, когда сама Екатерина впервые
остановилась в этом дворце, она отослала караул,
сказав, что будет ночевать под охраной своего
народа. И будто бы всю ночь огромные толпы
простых людей бродили под темными окнами,
оберегая сон своей императрицы от малейшего
шороха: “Не шумите, не нарушайте покоя нашей
матушки”. Остановка в Петровском дворце стала
традицией и не прекращалась даже тогда, когда
появилась железная дорога, связавшая русские
столицы.

Дом генерал-губернатора (Архитектор М. Казаков)

Дом генерал-губернатора расположен в Москве на
Тверской улице, на главной улице нашей столице. Это здание всегда предназначалось для главного
человека в городе. В старину – для
генерал-губернатора, а сейчас – для мэра. И
сейчас это здание является мэрией Москвы.

Слайд 29, 30

Иверская часовня (Архитектор М. Казаков)

Ребята, кто из вас был на Красной площади? А вы
видели при входе на площадь Иверскую часовню?

Иверская часовня находится перед входом на
Красную площадь. В ней находится чудотворная
икона Иверской Божьей Матери. Эта икона обладает
чудодейственной силой, она исполняет желания и
является заступницей Москвы.

Слайд 31, 32

Лобное место (Архитектор М. Казаков)

Где находится Лобное место? Почему оно так
называется?

От какого слова происходит это название?

Вы все знаете, где у вас лоб. Лоб или взлобье –
это самое высокое место холма. Мы все знаем, что
Кремль расположен на холме. Значит, Лобное место
называется так, потому что – это самое высокое
место на площади.

Вопреки легенде там никого не казнили! На
лобном месте зачитывали царские приказы,
новости, любой человек мог там выступить.

Слайд 34, 35

Итак, ребята, а теперь давайте ответим на
несколько вопросов, чтобы вспомнить то, о чём мы с
вами сегодня говорили.

Ребята, скажите, кто такие дворяне?

А крепостные крестьяне?

Кого называли полководцем?

Как звали самого известного полководца в
эпоху Екатерины Великой?

Кого называли флотоводцем?

Как звали самого известного флотоводца в
эпоху Екатерины Великой?

Какой стиль вошёл в моду при Екатерине II?

Какие черты для него характерны?

VIII. Практическая работа

Слайд 36 – 44

Ответ: Б) в Германии

В каком веке правила Екатерина Великая?

Ответ: В) в XVIII

Соедините событие и личность:

Ответ:  — Пётр I: основание
Санкт-Петербурга и создание русского флота

— Екатерина II: победа над Турцией и выход к
Чёрному, Азовскому морям

Какие здания представляют стиль
“классицизм”?

Ответ: картинки (1, 3, 4)

Назовите архитектурные сооружения:

Ответ: — Петровский путевой дворец

— Дом генерал-губернатора (мэрия)

— Дом Пашкова

Определите, к какому зданию относятся стихи М. Цветаевой:

“А вон за тою дверцей,
Куда народ валит –
Там Иверское сердце,
Червонное горит”.

Ответ: Иверская часовня

Определите какие здания построены В. Баженовым, а какие М. Казаковым. Назовите их.

Казаков — Петровский путевой дворец, Лобное
место

Баженов — Усадьба Царицыно, Дом Пашкова

  • Что нового вы узнали?
  • Что понравилось и запомнилось больше всего?

Рефлексия: перед вами лесенки “Знаю”. Подпишите наверху, аккуратно свою фамилию. Поставьте себя на ступеньку, соответствующую
вашим знаниям.

Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!
Спасибо за урок. До свидания.

  • Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу
    “Окружающий мир”: 4 класс. – 2-е изд., перераб. и
    доп. – М.: ВАКО, 2007. – 400с.
  • Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.:
    Издательство Юрайт, 2010. – 639 с.
  • Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: учеб.
    для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. – 5-е изд. – М. :
    Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2007. – 127
    с. – (Зелёный дом).
  • Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2007. – 527 с.


Прочитайте статью


Что вы можете сказать о Екатерине Второй? Какой она была? (умная, имела
сильный характер, трудолюбивая, прекрасно образованная, вела переписку с
умнейшими людьми своего времени)


Каким редким даром обладала Екатерина Вторая?

(выбирать
себе помощников и советников)


Что было создано в городах по приказу императрицы? (народные училища,
воспитательный дом в Москве)


Как появился Государственный Эрмитаж? (Императрица начала собирать
коллекцию художественных ценностей и преобразовала её в музей)


Я попрошу сейчас моих помощников дополнить рассказ о  жизни Екатерины Второй.

Рассказ 1 ученика

—  Екатерина в
пятнадцать лет уже увлекалась серьёзными книгами, читала французских
философов и сочинения по политической истории. Пожалуй, она вскоре стала
самым образованным человеком при дворе Елизаветы Петровны.

После смерти
супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Что же
досталось ей в наследство от мужа? Екатерина писала: «Финансы истощены. Армия не получала жалования. Военное ведомство погружено в долги. Торговля
находится в упадке. Правосудие продаётся с торгу».

В своём дневнике помечает: «Царствовать или умереть».

— 
 Можно не знать деталей екатерининского правления, но невозможно жить в
России и не понимать, что именно Екатерина стала символом могущества империи. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих
приближённых. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно
спрашивала себя: как бы поступил в таком случае Пётр?»

—  Екатерина
царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми
распоряжениями императрицы.

Рассказ 2
ученика

Что же приобрела Россия за тридцать четыре года, которые назвали целой
эпохой?

Укрепилась держава. Российская империя достигла такого влияния и
могущества, что «без её дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не
смела».

Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн).

Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три
десятилетия – 144 города! Государственная казна «потяжелела» в четыре раза.

— Впервые в России
хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт. «Второй
хлеб» — картофель —  прижился в стране благодаря заботам императрицы.

Территория государства увеличилась почти на четверть. Именно
тогда Чёрное  море, которое с древности называли Русским, вновь, и
теперь уже навсегда, стало пределом государства Российского.

— При
Екатерине был создан героический Черноморский флот, легендарный Севастополь –
«гордость русских моряков» и непобедимая армия, которая стала сильнейшей
в Европе. За три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на
суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного поражения. Большая
заслуга в этом и талантливых полководцев и флотоводцев: А. Суворова,
П. Румянцева, Ф. Ушакова, Г. Спиридова.

Рассказ 3 ученика (слайд 8)

— Впервые были введены бумажные деньги. Медицина
стала делом государственным. В каждом городе открылись больницы и аптеки. Создавались органы попечения, бесплатные народные училища, сиротские дома. Екатерина строила церкви и соборы, их золотые купола украсили российские
города.


Так почему же  Екатерину назвали
Великой?

Продолжение
работы по теме урока. Работа по учебнику. Работа в группах.


Для дальнейшей работы мы разделимся на 3 группы и выясним
какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II


Каждая группа будет работать по своей теме, используя материал учебника на с. 72-75 (с. 106-110) и отвечая на вопросы по карточке.

Путешествие в Петербург

Каким
городом считался Санкт-Петербург в России? (самым многочисленным).

На какой площади был установлен памятник Петру Великому и как его назвали?
(на Сенатской площади, Медный всадник).

Что стали сроить через реки и каналы? (мосты)

Где
и когда был возведён Зимний дворец? (середина 18 века в Петербурге на
набережной Невы)

Где строили загородные дворцы императорской семьи? (в Петергофе, Царском
селе, Стрельне, Ораниебауме, Гатчине, Павловске).

Дворяне и крепостные крестьяне

При
поддержке кого Екатерина Вторая управляла государством? (при помощи
приближённых дворян)

Кто
такие дворяне? (это люди, которые принадлежали к господствующему слою
населения. Они могли владеть землями и деревнями с крепостными крестьянами
(поместьями).

Кто
такие крепостные крестьяне? (это крестьяне, «прикреплённые» к своим
владельцам, то есть господин имел право распоряжаться судьбой такого
крестьянина).

Почему крестьяне бежали на новые необжитые места? (были недовольны
порядками)

Кто
поднял крестьян на восстание? (казак Емельян Пугачёв)

Чем закончилось восстание? (войска разгромили восставших)

На
берегах каких морей утвердилась Россия при Екатерине Великой? (Чёрного,
Азовского)

Что произошло в 1783 году? (в состав России вошёл полуостров Крым, основан
г. Севастополь – база российского Черноморского флота)

Что
стало солдатской памяткой на долгие годы? (книга А. Суворова «Наука
побеждать»)

Кто такой Ф. Ушаков?( с 1790 года командующий Черноморским флотом)

Кто одержал победу при сражении за крепость Измаил? Расскажи как это
происходило? (А. Суворов)

Как в наше время отмечается день взятия крепости Измаил? (как один из Дней
воинской славы России)

Работа
в парах по Р/т стр. 37 №3

Тест по теме:

Какой
город был столицей России при Екатерине Великой?

1)
Москва;                
3) Новгород;

2)
Киев;                    
4) Санкт-Петербург.

Сколько
лет продолжалось правление Екатерины II?

1) 15
лет;      2) 24
года;       3) 30 лет;     
4) 34 года.

Какой
полководец прославился победой над крепостью  Измаил?

1) А. Суворов;            
3) М. Кутузов;

2) Ф. Ушаков;           
4) Д. Пожарский.

Кто
возглавил восстание крестьян, произошедшее при Екатерине II?

1) А. Суворов;         
            3) Емельян
Пугачёв;

2)
Степан Разин;       
            4) Кузьма
Минин.

Какие
личные качества позволили Екатерине II получить прозвище Великая?

1)
ум;                               
3) трудолюбие;

2)
сильный характер;      4) любовь к развлечениям.

Проверка по
образцу

Тема: «ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ» 
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена
правления Екатерины II. Познакомить   учащихся   с   известными   военачальниками   –   А. Суворовым и Ф. Ушаковым. Развивать устную речь. Воспитывать интерес к истории. О б о р у д о в а н и е: компьютер,карточки, презентация «Екатерина
Великая»
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Начинаем мы опять 
По истории шагать. Чтобы всё понятно стало 
Потрудимся мы немало. Проверка домашнего задания:
II. Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили период правления Петра
Первого. Давайте вспомним, о чем говорили.  Учитель  проводит     о   п   р   о   с    учащихся   «Древо   знания»   На   доске
нарисовано   дерево,   с   прикрепленными   к   нему   листочками. На
листочках записаны данные вопросы, см. внизу. ):
– Почему Петр Первый получил прозвище Великий?
– Зачем России нужен был флот?
– Какие главные перемены произошли в России  при Петре Первом?
– Когда и как был основан Санкт­Петербург?
 Индив. опрос по карточкам
III. Мотивация к изучению нового материала. ­А сейчас прослушайте отрывок(слайд 2)
« Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла!»
­  О   ком   речь?  Из   какого   произведения? (О   царице. Отрывок   из   поэмы
Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
1 ­ Действительно о царице, вот и сегодня речь пойдёт о царице, вернее об
императрице Екатерине Великой. ­ Ребята, а  почему я сказала императрица, а не царица?( В 1721 году Пётр
Первый был провозглашён императором)
IV. Сообщение темы и целей урока. Работа над темой урока. Учитель. Сегодня   на   уроке   речь   пойдет   о   Екатерине   Великой,
продолжательнице дел Петра I. Почему ее назвали Великой, мы узнаем на
этом уроке. Нас ожидает знакомство с Петербургом того времени. ­Какие цели мы можем поставить на уроке? (слайд 3)
­Как мы будем достигать наших целей? (Работать с учебником,   рабочей
тетрадью, коллективно, работа группами и парами). Ребята мы будем работать
по плану, карточки у вас на партах. ­Какой первый пункт плана?(Екатерина Великая). Цель на данном   этапе?
(познакомиться с жизнью императрицы)
­А   теперь   внимательно   послушаем   ваших   одноклассников,   которые
подготовили сообщения об императрице. Ученик 1: (слайд 4) Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь
царствовала   Елизавета   Петровна. Острый   и   живой   ум,   красота   немецкой
принцессы обратили на себя внимание императрицы. Ученик   2:  (слайд   5)Блистая   при   русском   дворе   красотою   и   умом,
Екатерина   весь   свой   досуг   употребляла   на   самообразование. Она   много
читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык
Екатерина   выучила   так,   что   знала   множество   поговорок   и   писала   на   нем
сочинения. Ученик 1: (слайд 6) После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина
стала   императрицей. Она   славилась   искусством   управлять   государством   и
выбирать   своих   приближенных. В   делах   она   принимала   за   образец   Петра
Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае
Петр I?»
Ученик   2:  (слайды7)  Екатерина   царствовала   34   года. Все   это   время
наполнено   громкими   победами   русских   и   мудрыми   распоряжениями
императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге
поставлен памятник. Учитель: ­Ребята давайте прочитаем слова Екатерины Великой(слайд 8)
(Дети читают)
­Как вы их понимаете?(Ответы детей)
(слайд 9)  А сейчас проверим, как внимательно слушали рассказ ребят. Ответив на несколько вопросов:
­ Кто стал продолжателем дел Петра 1? (Екатерина II. )
­ Где родилась Екатерина Великая? Ответ: В Германии
2 ­   Кем   она   была   до   того   как   стала   русской   императрицей?   Ответ:
Немецкой принцессой
­ Сколько лет царствовала Екатерина II? (34 года. )
­ Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и
острым умом. )
V. Физминутка. (упражения на внимание)
VI. Работа над темой урока. Учитель:­ Мы продолжаем работуи выясним какие изменения произошли
в Петербурге при Екатерине II. Прочитайте следующий пункт плана. • «Путешествие в Санкт­Петербург» 
 «Путешествие в Петербург»
(Слайд 10) Самым многолюдным городом империи был Санкт­Петербург,
который стал ещё красивее, чем прежде. На одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознёсся Медный
всадник – памятник Петру Первому. Он стал одним из символов города. Постамент памятника высечен из Гром ­ камня (его расколола молния). Это   была   огромная   скала,   которую   с   огромным   трудом   перевезли   в
Петербург. Для   этого   использовали   огромные,   обитые   медью   желоба   и
бронзовые шары. (Слайд 11) В каменные набережные оделась Нева. Строились каменные и
чугунные мосты через реки и каналы. (Слайд 12­13)  В середине  XVIII  века на набережной   Невы возводится
Зимний   дворец. Это   огромное   нарядное   здание   построено   архитектором
Франческо   Бартоломео   Растрелли   для   дочери   Петра   –   императрицы
Елизаветы. Правда пожить в нём она так и не успела. При Елизавете Петровне
Россия   стала   могучей   державой. В   Петербурге   жили   посланники   многих
иностранных правителей. Учитель: – А что в наши дни находится в Зимнем дворце?
(слайд 14­15)
В   наши дни в Зимнем дворце находится   Музей Эрмитаж. Это один из
крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов:
от   глубокой   древности   до   наших   дней. Но   только   небольшая   часть
экспонируется в четырех зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом
Эрмитажах. А   еще   там   есть   пятое   здание   –   Эрмитажный   театр,   где   при
Екатерине давали спектакли для двора, а теперь слушают лекции и концерты. Подведём итоги:
­     Какие   изменения   произошли   в     Санкт   –   Петербурге   при   Екатерине
Великой?   (возник   памятник   Петру   Великому   «Медный   всадник;   Нева
3 оделась   в   каменные   берега;     строились   мосты;     был   возведен   Зимний
дворец)
– Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?
­Следующий пункт­это
 «Дворяне и крепостные крестьяне»        
(Слайд 16)Никогда ещё дворянам не жилось так вольготно. Многие покинули
Москву и Петербург и переселились в свои усадьбы. Наиболее отличившихся
дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами
крепостных крестьян. (Слайд   17)  В   1785   году   Екатерина   II   издает   «Жалованную   грамоту
дворянству», согласно которой:
1)   дворяне   освобождались   от   телесных   наказаний,  налога,   обязательной
службы;
2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян. (слайд 18 )
3) Дворяне владели крепостными крестьянами. Ученик:    Еще   в   начале   своего   правления   Екатерина   II   попыталась
поставить   перед   обществом   вопрос   об   отмене   крепостного   права,   но
встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству
было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона. Как жили крепостные кресьяне?
 Крепостной   полностью   зависел   от   своего   господина. Тот   мог
продать   его,   подарить,  проиграть   в  карты,  а  то   и   обменять   на
породистую собаку.    (слайд 19) Многие   крестьяне,   не   выдерживая   такой   жизни,
бежали. Другие   собирались   в   разбойные   шайки,   грабили   на
дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен
и детей.  Емельян  Пугачёв  поднял  восстание, для того чтобы крестьяне
получили   независимость. Но   силы  были   неравными. Обученные
войска разгромили восставших. Итоги:  
 Ребята, скажите, кто такие дворяне?
Ответы детей        Дворяне – это люди, которые принадлежали к 
господствующему слою населения. Они могли владеть землями, деревнями, 
крепостными крестьянами.  А  крепостные крестьяне?
4 Ответы детей       Крепостные крестьяне – это крестьяне, “прикреплённые” к 
своим владельцам, то есть господин (дворянин) имел право распоряжаться 
судьбой такого крестьянина. Он мог продать его, или обменять на что угодно. Например, на породистую собаку или проиграть крестьянина в карты. VII. Физминутка(военная)
VIII. Продолжние работы. Учитель:
 
­Нам   осталось   изучить   последний   пункт   плана
«Знаменитые   военачальники». Во   время   царствования   Екатерины
Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей. Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. Суворов и Ф. Ушаков. Разгром турецкого флота, взятие крепости Измаил. (слайды 20­
21)
Учитель9 (слайд 22). Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал,
один   из   создателей   российского   Черноморского   флота   и   с   1790   года   его
командующий. Разработал   и   применил   маневренную   тактику,   одержав   ряд
крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он
успешно   провел   Средиземноморский   поход   российского   флота   во   время
войны против Франции. Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия
Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет
мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил,
что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж
слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в
военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году
был   произведен   в   офицеры. Суворов   изнутри   знал   солдатскую   службу,
поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за
это   любовью   и   уважением. С   именем   Суворова   связаны   многие   победы
русской   армии. Прямой   и   честный   характер   Суворова   не   позволял   ему
склонять   голову   даже   перед   императорами. В   1799   году   Суворов   стал
генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. А после
него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась
книга «Наука побеждать». Подведём итоги:
­ Назовите самого известного полководца того времени. Ответ: А. Суворов
­ А теперь самого известного флотоводца. Ответ: Ф. Ушаков
– Чем прославились А. Суворов  и Ф. Ушаков?
IX. Закрепление изученного. Рефлексия. 5 •

Работа парами в тетради : с 37 №1,2­проверка
Работа группами (каждой группе выдаётся задание)
­Для дальнейшей работы мы разделимся на  3 группы и закрепим все пункты
плана. Каждая   группа   будет   работать   по   своей   теме,   которые   являются
пунктами нашего плана. Используйте материал учебника. • «Путешествие в Санкт­Петербург» ­ 1 группа
• «Дворяне и крепостные крестьяне» ­ 2 группа

 «Знаменитые военачальники» ­ 3группа
(ребята   работают   8­10   минут)­проверка,оценивание   работы
 
капитанами групп. ­Вы сегодня очень хорошо работали, были внимательными, молодцы! 
А вот как усвоили, сегодняшнюю тему урока вы сейчас проверите. Предлагаю вам поиграть в  игру «Историческое домино». ­ У каждой пары
на столе набор карточек. ­ Победит та команда, которая быстрее всех составит большее количество
верных цепочек из карточек домино. (слайд 25)
Возводится
в середине XVII
в. на Дворцовой 
Царствование
 Екатерины II 
34 года
Медный 
всадник
площади
Памятник
Петру I 
Емельян
Пугачев
А. Суворов
Эрмитаж
Великая
Ф. Ушаков
«Наука 
побеждать»
Крепость
Измаил
Подведение итогов игры. (слайд 26)
Предводитель 
крестьян
Крупнейший
музей
Командующий
Черноморским
флотом
Знаменитая 
победа 
Суворова
Генералиссимус
Прозвище 
Екатерины II
Книга 
Суворова
Зимний 
дворец
6 V. Закрепление изученного. 1 Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении
империей?
2 Какие перемены произошли в России в это время?
3 !!!!!!!! – Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?
4
ПРОЧИТАТЬ ВЫВОД УРОКА В УЧЕБНИКЕ С. 111
V. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 105–111. Ответить на вопросы «Проверь себя», в Т. 37­38 зад. 3, 4

Урок окружающий мир по теме Екатерина Великая. В ходе урока ребятам был представлен отрывок из фильма «Гардемарины вперед»который подвел их к теме урока. Цель урока рассказать ученикам о жизни и правлении Екатерины Великой. Ребята были разбиты на группы. Они получили задания ,а после выполнения составили кластер » Екатерина Великая»Сделали выводы,подвели итог.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

Тип урока: комбинированный

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая. Описывать достопримечательности Санкт – Петербурга. Сравнивать положение разных слоȅв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачȅва, о Ф. Ушакове, А. Суворове.

Прослеживать по карте рост территории государства. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о Петербурге, Москве и других городах России в 18 веке. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Знать понятия: А. Суворов Ф. Ушаков. Крепостные дворяне. Какие перемены произошли в России во время правления Екатерины Второй? Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?

Уметь пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

— учиться высказывать своё предположение.

— задавать вопросы, обращаться за помощью.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем об императрице Екатерине Второй. Познакомимся с выдающимися людьми России — А. Суворовым и Ф. Ушаковым.

Вспомни, когда Россия стала империей.

Изучение нового материала

Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая (правила с 1762 по 1796 год). Так же как и Петра, её называли Великой.

Екатерина была умна, имела сильный харак­тер, волю, отличалась редким трудолюбием. Прекрасно образованная, императрица вела пе­реписку с умнейшими людьми своего времени. У Екатерины был редкий дар выбирать себе по­мощников и советников. Её время знаменито славными военачальниками и выдающимися го­сударственными деятелями.

Страна нуждалась в образованных людях. В го­родах по приказу императрицы появились народ­ные училища. Воспитательный дом — приют для сирот и детей бедняков — был открыт в Москве.

Екатерина  Вторая                      Парадная лестница Зимнего дворца

Осмысление и понимание полученных знаний

Работа с исторической картой

Найдите на карте (с. 92 — 93) территорию и границу России в конце XVIII века.

Какие сведения сообщает карта об эконо­мике России в конце XVIII века?

Выберите для работы в группе одну из тем: «Путешествие в Петербург», «Дворяне и крепост­ные крестьяне», «Знаменитые военачальники». Познакомьтесь с ними по учебнику. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.

Самым многолюдным городом России был Санкт-Петербург, который с каждым годом ста­новился всё красивее. По велению императрицы на одной из главных площадей столицы — Се­натской — вознёсся Медный всадник — памятник Петру Великому. Он стал одним из символов города. В каменные набережные оделась Нева. Строились мосты через реки и каналы.

В середине XVIII века в Петербурге на на­бережной Невы был возведён Зимний дворец. В дни больших балов вся площадь перед двор­цом была запружена каретами. Толпы народа собирались поглядеть на платья дам и костюмы кавалеров, усыпанные драгоценными камнями.

И по сей день чаруют своей красотой заго­родные дворцы императорской семьи: Петергоф, Царское Село, Стрельна, Ораниенбаум и другие.

Поддержкой и опорой российских государей всегда были дворяне1. И Екатерина Вторая управ­ляла государством прежде всего при помощи приближённых дворян. Дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с ты­сячами крепостных крестьян.

Крепостной полностью зависел от своего гос­подина. Тот мог продать его, проиграть в кар­ты, а то и обменять на породистую собаку.

Крестьяне бежали на новые необжитые места — на Дон, в Сибирь. Казак Емельян Пугачёв под­нял крестьян на восстание (найдите на карте район восстания). Но силы были неравными. Войска разгромили восставших.

В царствование Петра Россия получила выход к Балтийскому морю. При Екатерине она утвер­дилась на берегах Чёрного и Азовского морей.

Суворов                        Ф. Ушаков

В 1790 году Ф. Ушаков стал командующим Черноморским флотом. В нескольких сражениях русский флот разгромил турецкий.

В том же году Суворов одержал одну из сво­их знаменитых побед. Была взята крепость Из- майл. Эта турецкая крепость на Дунае счита­лась неприступной твердыней.

Комендант крепости Мехмет-паша поклялся уме­реть, но крепость не сдавать. Суворов дейст­вовал, как всегда, решительно. Приготовления к штурму длились всего шесть дней.

Недалеко от крепости построили крепостной вал и ров, подобные укреплениям Измаила. На­чалась подготовка — солдаты учились преодоле­вать заграждения. Всё это время Суворов был среди солдат.

Когда всё было готово к штурму, Суворов послал коменданту крепости письмо с предло­жением сдаться. Последовал отказ: «Скорее не­бо обрушится на землю и Дунай потечёт в дру­гую сторону, чем сдастся Измаил».

В один из декабрьских дней на рассвете за­говорили русские орудия. Обстрел Измаила про­должался весь день и всю ночь.

Вдруг ночную мглу озарил залп ракеты. Это был сигнал к штурму. Войска пошли на приступ. Когда рассвело, крепостной вал был в руках русских. Яростные схватки начались на улицах города. Лишь к 4 часам дня бой затих.

В Петербург императрице Суворов сообщил об одержанной победе: «Гордый Измаил у ног Вашего Величества».

Почему Екатерина Вторая воздвигла памят­ник Петру Первому?

Справедливо ли Екатерину Вторую называ­ют Великой? Выскажите своё мнение о ней.

Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей? 2. Какие перемены произошли в России в период правления Екатерины Второй? 3. Почему Екатерина особо заботилась об украшении Петербурга?

Чем прославились А. Суворов и Ф. Уша­ков? 5. Что ты знаешь о жизни дворян и кре­постных крестьян?

Под управлением императрицы Екатерины Второй Россия стала ещё более сильным государством, чем прежде, утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей. Население России различалось по своим правам. Самая тяжёлая участь выпала на долю крепостных крестьян.

Задания для домашней работы

Расскажи о Петербурге времён Екатерины Великой от имени его жителя: а) иностранцу; б) гостю из другого русского города.

С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие по загородным дворцам императорской семьи.

С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь рассказ-биографию А. Суворова или Ф. Ушакова.

Петербург от Петра I до Екатерины Великой в миниатюре

Быт в императорской семье Екатерины II

Каким был Эрмитаж при Екатерине II?.

https://youtube.com/watch?v=GtOMof2JB5I

Бабушка и внуки (Екатерина II)

https://youtube.com/watch?v=Oz1_T2319lA

Полководцы России. Александр Суворов. Документальный фильм

https://youtube.com/watch?v=8Zo6OZe5yAA

Битва за Измаил

https://youtube.com/watch?v=sy4dVcH7RbI

Полководцы России. Федор Ушаков. Документальный фильм

https://youtube.com/watch?v=X-Y9RtQxGdc

УМК « Школа России» А. Плешаков , Е. Крючкова учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

Сайт YouTube: https://www. youtube. com /

Хостинг презентаций окружающий мир