4 Класс
- smaylik

Конспект урока наши подземные богатства 4 класс школа россии

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Создание развивающей образовательной среды на уроке «Окружающий мир»
4 класс. Программа «Школа России». Урок с элементами исследовательской деятельности (из опыта работы учителя начальных классов школы №292 г. Санкт-Петербурга с углублённым изучением математики Попковой Е. Урок-исследование
«Наши подземные богатства»
Проверка домашнего задания. Модели, показывающие значение водоёмов в природе и жизни людей. Исследовательская работа в группах

  • Название полезного ископаемого
  • Условное обозначение
  • Свойства
  • Способы добычи
  • Месторождения
  • Значение и применение

Группы отчитываются о проделанной работе

Цели и задачи:

  • формировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и их образовании;
  • исследовать полезные ископаемые, выяснить их использование людьми;
  • развивать исследовательскую, творческую активность детей;
  • развивать устойчивый интерес к познанию, желанию экспериментировать;
  • развивать умение работать с книгой, коллекционным материалом;
  • развивать речь учащихся, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;
  • развивать коммуникативные навыки общения;
  • воспитывать гуманное отношение к богатствам природы и общества.

Оборудование: компьютер, видеофильм «Образование горных пород», презентация, физическая карта России, коллекционный материал « полезные ископаемые», демонстрационный материал «перелётные птицы», карточки-помощницы (неживая и живая природа для слабых учащихся), карточка-«помогайка» (полезные ископаемые), эмблемы для учеников, таблицы, названия исследовательских станций, кроссворд «Полезные ископаемые».

План урока. I Организационный момент (1 минута) II Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы (5 мин) III Проблемная ситуация (2 мин) IV Усвоение новых знаний (15 мин) V Закрепление новых знаний (13 мин)VI Подведение итогов по теме (6 мин) VII Выставление отметок (1 мин) VIII Домашнее задание (1 мин)

Цели: 1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Григорьева Наталия Владимировна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала «Конспект урока по теме «Наши подземные богатства»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Окружающий мир 4 класс» и представляет собой: «урок нов. материал».

Загрузка началась. Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

Самоопределение к деятельности.

Учитель: Прозвенел звонок – начался урок.

Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.

Актуализация знаний и мотивация (4-5мин)

— О каких природных богатствах мы говорили на прошлом уроке? (О водных богатствах)

-Что мы называем водоемами? (Водоемы — это хранилища воды, которые нужны всему

— Какие водоёмы знаете? (Естественные и искусственные)

— Назовите только естественные водоёмы. (река, озеро, море, океан)

— Назовите только искусственные водоёмы. (водохранилище, пруд, канал)

-Чем они отличаются друг от друга?

Учитель: Хотелось бы послушать о водоёмах нашего края ( Выступление учеников 1)река

Волга, 2)Иваньковское водохранилище)

III. Постановка учебной проблемы (2мин)

-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах нашего края.

А под землёй есть тоже богатства.

— Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послушайте сказку:

«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного

ведь каждому хочется быть полезным.

-Я — соль Земли,- говорит соль, — без меня каши не сваришь.

— А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. — Кастрюли- то делают из алюминия.

Без кастрюли никак.

— А на чем варить будете? – интересуется уголь. — Без топлива в этом деле не обойтись.

— А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая

дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать».

-Какие природные богатства спорили в этой сказке? ( Полезные ископаемые)

— Почему полезные ископаемые так называются?

(Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые эффективно

используются в жизнедеятельности людей

— Какова тема нашего сегодняшнего урока? (Полезные ископаемые)

-Чему мы сегодня будем учиться? (Познакомимся с полезными ископаемыми, их свойствами,

рассмотрим коллекцию полезных ископаемых, сравним, сделаем выводы

Открытие нового знания (5мин)

-Что это такое? (Знаки)

-К чему можно отнести эти знаки? (Условные обозначения

-Как вы думаете, что могут они означать? (железная руда, нефть, торф)

-А теперь давайте себя проверим. На самом деле, этих знаков больше.

Работа с картой

— Откроем физическую карту России на с. 58-59 учебника.

Настрой на учебный процесс

Читаю настрой на работу.

Слушают, размышляют, делают выводы.

Л: Мотивация к познанию.

Р: Включение в учебную деятельность.

Повторение. Определение темы и целей урока. Выявление причины затруднения.

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— А какие еще природные богатства вы знаете?

— А под землей могут быть богатства?

— Как они называются?

— Предлагаю посмотреть предметы.

— Что общего между ними?

-Достаточно ли у нас знаний для ответов.

— Какие задачи поставим на урок?

Обобщают, анализируют, делают выводы. Сами определяют тему урока, формулируют задачи урока.

П: Ориентировка в системе знаний.

Р: Определять и формулировать цель деятельности.

Р: Суметь увидеть проблему.

К: Выражение своих мыслей полно и четко.

К: Учет разных мнений.

Работа в группах. Исследование образцов.

Итоги работы в группах.

Каждой группе предлагают для исследования образцы, определить их свойства, способы добычи и применения.

Работают по карточке-помогайке, определяют свойства, читают о добыче и применении.

Обобщают полученные знания, делают выводы.

П: Добывают новые знания.

К: Договариваются с членами группы.

Р: Реализовывают план действия.

Р: Волевая само регуляция в ситуациях затруднения.

К: Разрешение конфликтов.

Л: Осознание ответственности за общее дело.

Снятие эмоционального напряжения.

Показываю движения.

Повторяют, отдыхают.

Л: Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Работа с картой. Работа в паре.

Геологи не только исследуют, но и находят месторождения.

— Что такое месторождение? Где они могут находиться?

-Предлагаю исследовать карту и рассказать, какие полезные ископаемые есть в нашей области.

— Какой сделаем вывод?

— А какие образом добывают полезные ископаемые?

Показ фильма «Добыча нерудных полезных ископаемых».

-Предлагаю разделить полезные ископаемые по способам добычи.

-Предлагаю сделать вывод.

Рассматривают карту, анализируют, обобщают полученную информацию, делают выводы.

Высказывают свои мнения. Смотрят фильм.

Систематизируют знания. Классифицируют способы добычи.

П: Поиск и выделение необходимой информации.

К: Высказывание своих мыслей точно и полно.

П: Применение полученных знаний на практике.

Самостоятельная работа.

Самопроверка со слайда.

-А теперь проверим, как вы запомнили то, о чем мы говорили на уроке.

-Задания на карточках (соединить стрелками полезные ископаемые и их свойства).

-Если задания выполнено верно, закрасьте ваши полезные ископаемые красным цветом, если есть ошибки, то синим.

Поднимите карточки.

Выполняют задание. Проверяют карточки со слайда. Оценивают работу с помощью условных обозначений.

П: Применение полученных значений на практике.

Р: Контроль.

Р: Самооценка.

Р: Коррекция.

Определение домашнего задания.

Показываю слайд «Горящий торфяник».

— Как вы думаете, о чем я хочу рассказать этим слайдом?

-Может ли человек опустошить все подземные кладовые?

-Дома прочитаете об охране полезных ископаемых в учебнике на страницах 168-169.

Отвечают на поставленный вопрос, размышляют. Записывают дз.

П: Основное и произвольное построение речевого высказывания.

К: Выражение своих мыслей.

Теперь вы можете ответить на мой вопрос?

— Выполнили ли мы те задачи, которые ставили на урок.

Устные ответы учащихся. Высказывают свое мнение, делают вывод.

П: Оценка процесса в результате деятельности.

П: Рефлексия способов и условий действий.

Л: Самооценка на основе критерия успешности.

Предлагаю командирам оценить работу групп.

Словесно, по плану оценивают работу.

Р: Самооценка деятельности.

Цель урока: обобщение и
систематизация знаний, полученных на уроках
предмета «Окружающий мир» при изучении темы:
«Полезные ископаемые России».

Наглядность: физическая карта России,
 таблицы добычи полезных ископаемых,
коллекции полезных ископаемых, изделия из камней
и глины, карта настроения класса.

Оборудование: раздаточный материал:
образцы полезных ископаемых, карточки
“Помощник”, “Условные обозначения полезных
ископаемых”, карта Томской области.

Плешаков А. Окружающий мир (учебник в
двух частях для 4 класса, 1 часть);
2. Плешаков А. , Крючкова Е. Окружающий мир
(рабочая тетрадь в двух частях для 4 класса, 1
часть), Москва, 2011г. Дмитриева О. Поурочные разработки по
курсу «Окружающий мир», Москва, 2011г
4. Тихомирова Е. Поурочные разработки по
предмету «Окружающий мир», Москва, 2005г

О водоемах знаете вы,Ответы ваши достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны.

Сегодня мы с вами отправимся в гости. Хотите узнать к кому? Послушайте меня внимательно и угадайте о ком я говорю.

— Догадались о ком я прочитала? («Хозяйка медной горы» Павел Бажов)

— Я хозяйка камней самоцветных, железных руд. У меня в подземном царстве огромные залы, а стены у них разные. То все зелёные, то жёлтые с лазоревыми крапинками, а на которых опять цветы медные. Деревья стоят высоченные, только каменные. Понизу трава тоже каменная. Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Красота неземная!

— Да, удивительная красота! И находимся мы в подземных владениях Хозяйки медной горы. А что же это за богатства то такие, о которых она нам рассказала? ( Это подземные ископаемые).

— Кто догадался, какая тема урока? (Наши подземные богатства) (открывается запись на доске).

— Наши подземные богатства это полезные ископаемые.

— Как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые»?

Полезные – приносящие пользу.

Ископаемые– добываемый из недр земли.

— Значит, полезные ископаемые – это такие горные породы и природные образования, которые человек добывает из недр земли для своих надобностей. Запишите это определение в свои листы опорного сигнала (ЛОС).

Полезные ископаемые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Одни из них используются в строительстве – это песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом – торф, каменный уголь, нефть, природный газ.

— Гранит (зернистый). Гранит состоит из зёрен кварца (белого цвета), слюды (чёрные зёрна) и полевого шпата ( розовые зёрна). Из кварца образуется песок, а из слюды и полевого шпата – глина. (Демонстрация образца коллекции). Гранит очень прочный, твёрдый, серого или красного цвета, непрозрачный, зернистый. Обратите внимание на условное обозначение гранита.

Посмотрите на иллюстрации этих памятников на доске.

— Известняк. Это довольно прочный камень белого, серого или жёлтого цвета. Рассказ (Чтение в учебнике стр. 160 – 161, рассказ ученика об известняке).

— Итак, известняк – твёрдый, белого, серого или жёлтого цвета, непрозрачный, плотный камень. Используют в строительстве. (Демонстрация образца). Обратите внимание на условное значение известняка.

— Глина и песок. Это очень распространённые горные породы. Глина и песок есть и в нашей местности. (Чтение в учебнике стр. 162, рассказ ученика о глине и песке).

Песок образуется из кварца, а глина из слюды и полевого шпата. Глина состоит из мелких частиц. Может быть красного, жёлтого, серого или белого цвета. Очень пластична, плохо пропускает воду. (Демонстрация образца). Обратите внимание на условное значение известняка. На доске иллюстрации изделий из глины.

Все эти полезные ископаемые (гранит, известняк, глина, песок) используют в строительстве.

— Торф. Рассматривание образца. (Чтение в учебнике стр. 162 – 163, рассказ ученика о торфе). Торф – рыхлый, непрочный, хорошо горит.

По дорожке шли, шли (шагаем)Много камешков нашли. (повороты туловища)Присели (сели), собрали (встали)Дальше пошли.

— Каменный уголь. Рассматривание образца. (Чтение в учебнике стр. 163 – 164, рассказ ученика о торфе). Обратите внимание на условное значение каменного угля.

Обобщение – каменный уголь твёрдый, но хрупкий; чёрного цвета, хорошо и ярко горит, в воде не растворяется.

— Железная руда. Рассматривание образца. (Чтение в учебнике стр. 164 – 165, рассказ ученика об железной руде). Обратите внимание на условное значение каменного угля. Обобщение.

— Нефть. Рассматривание образца. (Чтение в учебнике стр. 165 – 166, рассказ ученика о нефти ). Обратите внимание на условное значение нефти. Обобщение.

— Природный газ. Рассматривание образца. (Чтение в учебнике стр. 166 – 167, рассказ ученика о природном газе). Обратите внимание на условное значение природного газа. Полезные ископаемые можно разделить на три группы: жидкие, твёрдые и газообразные. Выполните задание в ЛОС.

В России большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральского бассейна. Имеются многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Самыми знаменитыми являются месторождения каменного угля в районе Воркуты, Донецком бассейне, в Сибири месторождения Кузнецкого бассейна.

Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова.

Особенно богаты рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов – меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Северный Кавказ, Приморье), сырье для получения алюминия – бокситы. Есть в России богатейшие месторождения золота, платины, алмазов.

Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств.

Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании.

– Прочитайте статью “Охрана подземных богатств” (с. 168-169 учебника).

-Что мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (В твердом – гранит, уголь, мел, руда, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ).

Хозяйка подземных богатств просит вас отгадать загадки

Он очень нужен детвореОн на дорожке во двореОн и на стройке и на пляжеОн и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Не зря она вариласьВ доменной печиНа славу получилисьНожницы, ключи. (Руда)

Белый камушек растаялНа доске он след оставил. (Мел)

Очень прочен и упругСтроителям надежный друг. Дома, ступени, постаментыКрасивы станут и заметны. (Гранит)

Без нее не побежит Не автобус, не такси,Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это. (Нефть)

Он несет в дома тепло,От него кругом светло. Помогает плавить стали,Делать краски и эмали. Черный, блестящий – Труженик настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу,Она понадобится сразу. (Глина)

По трубе течет –Пироги печет. (Газ)

Росли на болоте растения –Стали топливом и удобрением. (Торф)

Покрывают им дороги,Улицы в селениях.

А еще он есть в цементеСам он удобрение. (Известняк)

Итог урока.

Сегодня на уроке мы хорошо потрудились. Хозяйка медной горы очень вами довольна. Просит вас не забывать о бесценных богатствах нашей земли, бережно к ним относиться и беречь полезные ископаемые.

Цель нашего урока была: Познакомиться с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Как вы думаете, мы достигли этой цели?

Выставление оценок.

Отметьте ту строку, которая характеризует ваше настроение после урока

Ход урока

а) итоги наблюдения за неживой и живой природой

Предоставим слово нашей метеорологической службе, которая расскажет нам о погоде сегодняшнего дня.

ученик докладывает по плану: температура воздуха, облачность, осадки, ветер

(на магнитной доске выбирает картинку с вопросом)

Оцените работу Андрея.

– Какие изменения произошли в неживой природе?

Карточки-помощницы для слабых учащихся.

Изменения в неживой природе. План:
Положение солнца. Продолжительность дня. Температура воздуха. Облачность. Осадки. Направление ветра. Изменения в живой природе. План:
Растения (деревья, кустарники, травы) Животные (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся) Труд людей.

– Какие изменения произошли в живой природе?

– Почему медведи, барсуки спят, наверняка они не замерзнут?

Расположите птиц в порядке прилёта в наши края. (грач, жаворонок, утка, скворец, кукушка)

Материал для учителя:

  • В первой половине марта прилетают грачи.
  • Во второй половине марта – жаворонки, зяблики.
  • Вскрытие рек – утки, гуси, чайки.
  • В первой половине апреля – скворцы, дрозды.
  • Во второй половине апреля – пеночки, кукушки.
  • В середине мая – иволги, стрижи, коростели.

– Какой вывод сделаем? (изменения в неживой природе влекут изменения в живой)

– Как мы называем единство живой и неживой природы?

б) народный календарь

– Какие пословицы, поговорки, приметы о весне вы знаете?

  • Весна да осень – на дню погод восемь.
  • Увидел скворца – весна у крыльца.
  • Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.
  • Если грач прилетел до 14 марта, снег сойдет рано.
  • Частые туманы в марте – будет дождливое лето.

III. Актуализация знаний.

а) анализ домашнего задания

– Переходим к обсуждению творческого домашнего задания.

– Какую исследовательскую работу вы провели и что узнали о водоёмах нашего края?

Проекты и рефераты учащихся « Водоёмы нашего края »

  • Реки Нижегородской области.
  • Водоёмы Кулебакского района.

Рефераты: Ока и Волга, Тёша, Линда, Серёжа, Старица, Пашенькин родник.

Материал из проектов учащихся:

По территории нашей области протекает более 9. 000 рек и речек.

Все они несут свои воды в Волгу. Реки области типично равнинные.

Волга – река в Европейской части Российской Федерации, крупнейшая в Европе. 3530 км. Начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море, образуя дельту. Это главная река нашей области.

Протяженность Волги по Нижегородской области 277км. Крупные притоки Волги, как Ока, Ветлуга, Сура.

Ока – река в Европейской части Российской Федерации, наиболее крупный правый приток Волги. 1500 км. Главные притоки Угра, Москва, Клязьма — слева, Мокша — справа. Регулярное судоходство от г. Серпухов. Главные города: Орел, Калуга, Серпухов, Коломна, Рязань, Муром, Н. Новгород (в устье). Приокско-террасный заповедник.

Тёша – река в европейской части Российской Федерации, правый приток Оки. 311 км. Сплавная. В низовьях местное судоходство. По берегам Теши расположены города Лукоянов, Шатки, Арзамас, Ардатов, Кулебаки, Навашино. Исток реки в Лукояновском районе. Впадает речка в Оку в Навашинском районе.

Ветлуга – река в центре Европейской части Российской Федерации, левый приток Волги. 889 км. Сплавная. Судоходна на 700 км от устья.

Серёжа – приток реки Теши. Длина 196 км. Протекает почти параллельно с Тёшей. Летом участки реки могут пересыхать. (слайды с фотографиями рек).

б) работа с перфокартами

Заполните схему реки.

Проверка с использованием компьютера. (слайд)

Оцените свои знания по шкале.

– Кто не допустил ошибок? Поднимите руку. Молодцы!

– Кто допустил 1 или 2 ошибки?

– У кого более 3 ошибок?

в) фронтальная беседа.

– Что мы называем водоёмами? (Хранилища воды, необходимые живому)

– Какие водоёмы вы знаете, начните с огромных водоёмов? (океан, море, озеро, река, пруд, ручей, и т

– Почему мы должны охранять водоемы? (красота; место отдыха; вода – природное богатство, которое дает нам жизнь)

– Какие еще природные богатства вы знаете?

– Как вы думаете, какая тема урока? (Подземные богатства)

Открываю тему на доске: Наши подземные богатства.

г) постановка проблемы.

Посмотрите на предметы. (Слайд: ведро, лейка, мяч, кирпич, мел).

– Сегодня мы должны установить, какая связь существует между полезными ископаемыми и этими предметами?

– Какие задачи перед собой поставим?

Предполагаемые ответы учащихся:

(мы должны исследовать полезные ископаемые; дружно работать; быстро учиться читать и находить нужную литературу)

Совместное открытие знаний.

– Рассмотрите образцы полезных ископаемых. (коллекционный материал)

Вспомните: как они называются?

а) работа с физической картой

Посмотрите на условные обозначения полезных ископаемых.

– Что добывают на севере нашей страны?

На север отправляется станция «Заполярная» они исследуют уголь, известняк, газ, торф, песок.

Посмотрите, что добывают на Урале?

На Урал отправляется станция «Уральская». Они исследуют гранит, железную руду, нефть, глина, песок.

– Что добывают на юге нашей страны?

Станция «Кузбасская» исследует каменный уголь, торф, руду, гранит.

– Что добывают в нашем крае?

Песок, глина, известняк (щебень).

Станция «Кулебакская» исследует известняк, глину, песок.

Сильная группа
ст. «Заполярная» Сильная группа
ст. «Уральская» Средняя группа
ст. « Кузбасская» Слабая группа
ст. «Кулебакская» 
угольгранитторфизвестняк
известнякпесокугольглина
песокглинарудапесок
торфрудагранит 
газнефть

Командир и помощники командира, вы у нас – научные руководители. Распределите в команде, кто у вас будет фиксировать данные в таблицу, кто демонстрировать полезные ископаемые, и т. Прикрепите эмблемы.

Я буду следить за работой станций. Какая из станций проведет наиболее точные исследования.

Перед вами план работы. Результаты записывать в таблицу.

Название полезного ископаемого Свойства Способы добычи Применение 
уголь   
известняк   
песок   
торф   
газ

Но сначала немного о технике безопасности.

Ребята приготовили стихи:

  • В рот веществ мы брать не будем,
    Помнить надо – ядовит!
    Избежать, чтоб отравленья
    И здоровью не вредить!
  • Чтоб почуять запах резкий
    Лишь ладонью помогай.
    Воздух от сосуда к носу
    Плавным взмахом направляй.

б) исследовательская работа

(Работа с учебником и полезными ископаемыми)

Откройте учебник на стр. 160, можно использовать энциклопедии и др. литературу.

Каждая группа делает сообщение о выполненной работе.

Название пол. ископаемого Свойства Способы добычи Применение 
ГранитПрочный, тяжёлый, хорошо полируется. Открытый способ добычи и закрытый (в шахтах)Применяют в строительстве набережных рек, станций метро, памятников. ИзвестнякПрочный камень белого цвета, мел – менее прочный. Открытым способом – в карьерах. Используют в строительстве, делают побелку, зубной порошок. Каменный угольГорючий, твёрдый, но хрупкий. Добывают в шахтах и карьерах. Используют как топливо. Кокс используют при выплавке стали, чугуна. ТорфГорючий, лёгкий, рыхлый непрочный. Открытым способом, на дне болот. Используют как удобрение, хорошо горит – топливо. НефтьГорючая, жидкая, тёмного цвета, с резким запахом. Бурят скважины. Жидкое топливо. Получают бензин, керосин, вазелин, краски, пластмассы. ПесокСыпучий, образовался при разрушении гранита. Открытым способом – в карьерах. Используется в строительстве, в производстве стекла. ГлинаПластичная, твёрдая. Открытым способом – в карьерах. Применяют в строительстве, гончарном деле. Природный газБесцветный, лёгкий, газообразный. Закрытый способ. Скважины. Хорошее топливо. Получают пластмассы, каучук. Железная рудаТяжёлая, прочная, твёрдая, главное свойство – плавкость. Цвет: чёрная, бурая. Открытый способ и закрытый, роют шахты. Выплавляют чугун, а из чугуна – сталь. В машиностроении, ножи, вилки, и т.

Мы за наукой в горы пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем. Но чтобы горы скорее достичь,
Должны мы подняться по лестнице ввысь.

Работа с учебником. Образование горных пород.

Найдите в тексте:

  • Как образовался известняк?
  • Как образуется торф?
  • Как образуется нефть?

Сейчас мы посмотрим видеофильм об образовании железных руд.

Подумайте, что называется горными породами?

Просмотр видеофильма «Образование горных пород».

Работа со словарями.

Горные породы – вещества, которые залегают в земле большими массами.

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

Песок, глина, известняк (щебень), железная руда.

Железную руду добывали в нашем крае: пос. Велетьма, ул. Рудники. На металлургическом заводе, бывший Кулебакский горный завод, выплавляют сталь.

Дополнительный материал: Страницы нашей истории. Продукция Кулебакского горного завода, газета « Кулебакский металлист», 1991 г.

Почему необходимо экономно использовать подземные богатства?

Самостоятельное применение знаний.

работа в тетрадях:

Проверка творческих заданий: каждая станция рассказывает о проделанной работе.

Итог урока.

– Какая связь существует между полезными ископаемыми и предметами на слайде?

– На какие группы по состоянию можно разделить известные вам полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные), (рудные и нерудные – горючие и строительные)

Сейчас мы с вами составим мозаику (цветик-многоцветик).

На партах у вас находятся ракушки, камушки.

Кому урок понравился, на уроке было хорошее настроение, светлое, радостное – составьте мозаику в правой тарелочке.

Тем ребятам, кому было спокойно, ничего необычного, как и на других уроках – составьте мозаику в левой тарелочке.

VII. Домашнее задание.

160-167. (слайд: «Хозяйка медной горы» приготовила вам задание)

1 вариант – написать мини-сочинение.

Почему человек должен сохранить природу? Что вы посоветуете делать человеку.

2 вариант – сделать сообщение о других природных богатствах, например: алмаз, графит, малахит

3 вариант – найти пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека, например: Твердый, как гранит.

4 вариант: отгадать кроссворд (Приложение 2).

Спасибо за урок.

  • Бритвина Л.Ю. «Метод творческих проектов». Начальная школа 2005, №6.
  • Зайцева С.К. «Экология для младших школьников». Начальная школа 2005, №4.
  • Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников». Начальная школа 2005, №9.
  • Савинова С.В. «Нестандартные уроки, игры, викторины».
  • Сухаревская Е.Ю. «Занимательное естествознание».

«Наши подземные богатства» (с использованием регионального компонента)

УМК:  «Школа России».

Автор учебника «Мир вокруг нас» А. Плешаков «Просвещение» 2011г.

План урока.

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

Образцы полезных ископаемых, иллюстрации с изображением добычи и применения полезных ископаемых.

Учебники «Мир вокруг нас», 4 класс, 1 часть – М «Просвещение» 2011г (автор А. Плешаков)

Рабочие тетради «Мир вокруг нас» 4 класс, 1 часть — М «Просвещение» 2011 г (автор А. Плешаков)

Атлас – определитель «От земли до неба» — М «Просвещение» 2008г (автор А. Плешаков)

I Организационный момент (психологический настрой).

Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.

Мы снова вместе – вы и я

Начинаем наш урок – он для вас

Мы будем вместе грызть

Гранит науки, в добрый час.

Оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.

Учитель: Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

II Актуализация знания для изучения нового материала => постановка проблемы.

Учитель: Что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.

Учитель: На какие две группы можно разделить водоемы Лужского района, о которых мы говорили на прошлом уроке?

Ученик: Реки и озера.

Учитель:  Цифровой диктант. I вариант выписывает номера с названием рек, II вариант с названием озер.

Луга, Омчино, Сяберо, Обла, Вревка, Толони, Оредеж

I в. 1, 4, 5, 7.

Учитель: Что объединяет эти водоемы?

Ученик: Они все естественные, пресные.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Ученик: Да.

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Учитель: Что относится еще к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная свистулька, набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, плакат с изображением Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля, стакан, игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?

Ученик: они созданы человеком и необходимы людям.

Учитель: Из чего они сделаны?

Ученик: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа.

Учитель: Попробуйте сформулировать точнее.

Ученик: Из полезных ископаемых.

Учитель: Почему они так называются?

Ученик: Их добывают глубоко под землей.

Учитель: Сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

IV Усвоение новых знаний

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Из курса природоведения 3 класса. Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Учитель: В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.

Практическая работа (карточки с названием полезных ископаемых).

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану с159

Название, где добывают.

основные свойства.

Что из представленных товаров может быть из него сделано.

Каждая группа заполняет плакат.

Название
Основные свойства
Использование
Плакаты

1. Гранит глубоко в земле
Твердый, прочный, хорошо полируется
Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. Памятник «Медный всадник»

2. Известняк в карьере
Твердый, белого или серого цвета
Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)
Мел

3. Глина карьер
Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая
Кирпичи, черепица, облицовочная плитка
кирпич

4. Каменный уголь шахты глубоко в земле
Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. лекарства

5. Нефть глубоко под землей
Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом
Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин
мыло

6. Железная руда
Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы
Металлы, основное сырье для машин
ножницы

В конверте у каждой группы черно-белые варианты или цветные иллюстрации.

Таблица из плакатов открывается после отчета группы. Учитель дополняет ответы.

Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

А где мы видели папоротники?

Ученик: В ботаническом саду Санкт-Петербурга.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Посмотрите на статью учебника, какие подземные богатства мы не исследовали?

Ученик:  Торф, песок, глину.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик: высказывают свои предположения.

Учитель: (Указываю на карту Лужского района)

Ученик: Может быть, их добывают на территории нашего края?

Название
Свойства
Применение

Глина в карьере
Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая
Кирпичи , посуда

Песок в карьерах
Сыпучие крупинки желтого цвета
Строительство, дороги, стекло

Торф болотистая местность карьер
Горючий, непрочный, легче воды, рыхлый, бурого цвета в нем хорошо видно
Топливо, удобрение, подстилка для скота, лекарства

Итог по пр. работе. Осталась игрушечная газовая плита.

Учитель: Посмотрите на карту нашего района. Крупнейшее в Лен. области месторождение песка – деревня Крупели, имеет запасы 600 000т.

Песок и глину используют для строительных, дорожных работ, около нашего города строится объездная дорога, где как раз используют эти полезные ископаемые; есть строительных завода, на них производят стеклянную тару, посуду, они находятся в поселке Торковичи, Плоское.

Велики в районе запасы торфа. Наиболее крупные Вердугский и Песовский массивы.

IV Закрепление знаний.

Работаем со статьей стр. 168 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ а плите, зимой не оставлять открытой дверь в подъезд, беречь тепло.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко справитесь с заданием.

С каждого ряда по три человека (это команда), называется игра «Вопрос из конверта».

(Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы)

1 конверт (1 команда)

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и дугие растения Это горючее полезное ископаемое

Назовите горючие полезные ископаемые:

А – гранит

Б – нефть

В – газ

Г – каменный уголь

2) АВГ (правильный ответ)

2 конверт (2 команда)

Укажите рудное полезное ископаемое:

1) природный газ

3) железная руда (правильный ответ)

Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?

1) глина (правильный ответ)

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

1 задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:

О чем идет речь?

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

Итог по игре:

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

V Выставление отметок

Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока.

Ученик: (ученики показывают)

Учитель: Понравился лм вам урок?

Ученик: Очень понравился

Ученик: Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного.

VI Домашнее задание.

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 169

2) выполните задание в тетради на стр

3) У нас на столе осталась игрушечная газовая плита. Какое полезное ископаемое используют, чтобы она функционировала?

Ученик: Природный газ.

Учитель: Сделайте сообщение об этом природном ископаемом.

Урок окончен.

План-конспект урока во 2 классе. Тема: Календарь