4 Класс
- pic 023pb60wzs 001

Конспект урока музыки 4 класс мелодия ты запой мне эту песню

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Предварительный просмотр документа:

Название файла:
prezentatsiya._melodiya.pptx.

Краткое описание:
Презентация к уроку по музыке (4 класс) на тему:
Презентация к уроку «Мелодия. Ты запой мне эту песню»

Нравиться файл? Нажми лайк!

Комментарии пользователей к документу:

Предварительный просмотр документа:

Название файла:
melodiya._ty_zapoy_mne_tu_pesnyu.docx.

Краткое описание:
План-конспект урока по музыке на тему:
Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «Мелодия. Ты запой мне ту песню…»

Нравиться файл? Нажми лайк!

Комментарии пользователей к документу:

Урок в 4 классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Тема урока: Мелодия

Задачи урока. Дать понятие о мелодии и вокализе. Размышлять о

музыкальных произведениях, как способе чувств и мыслей. Уметь проводить

сравнительный анализ музыки.

Музыкальный материал:

фрагмент концерта № 3 С. В. Рахманинова (использование ИКТ), В. Локтев.

Песня о России, вокализ С. В. Рахманинова.

Учитель наигрывает фрагмент 1 -й части концерта №3 С.В. Рахманинова

Ребята, что я наиграла?

Д. Вы наиграли мелодию.

У. Какая эта мелодия по характеру и что она выражает?

Д. Она выражает мысли, чувства, по характеру похожа на русскую народную

мелодию.

У. Мелодия — это одноголосно выраженная музыкальная мысль.

Давайте сейчас послушаем фрагмент 1 -й части концерта №3 С. В.

Рахманинова в исполнении нашего современника Д. Мацуева.

У. Вы правильно определили, что мелодия в этом концерте звучит как

русская народная мелодия. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского,

Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева во всём мире узнают — как музыку

русскую, Шопена — как польскую, Грига — как норвежскую.

У. Ребята, сравните главную мелодию 1 — й части концерта №3 С. В.

Рахманинова с мелодиями М. Мусоргского, П. Чайковского, с знакомыми вам

русскими народными песнями. Что их роднит?

Д. русская напевность.

У. Я хотела бы вам рассказать о великом русском композиторе, пианисте,

дирижёре С. В. Рахманинове. Он родился под Новгородом, на родине

былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917 году, в рассвете творческих сил, он навсегда покинул Россию.

Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, прелюдиях, сюитах и романсах С. В. Рахманинова. Многие из них, по выражению русского поэта А. Блока, звучат «как тихий гимн» красоте родной природы.

У. Дома найдите стихи о родном крае, созвучные этой музыке.

С давних времён человек связывал свои мысли, чувства, настроения с

картинами природы. Это отразилось и на народном творчестве и на

творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов,

которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Вспомните и спойте русскую народную песню «Ты, река ль. моя реченька» и

«Песню о России» композитора В. Локтева. В чём сходство и различие этих

песен?

Д. «Ты, река ль, моя реченька» — народная песня, а «Песня о России» —

композиторская. Народная песня исполняется а капелла, а о России с

сопровождением. Обе песни о красоте русской природы. В песне «Ты, река

ль, моя реченька» — мелодия медленная, распевная, широкая, а в песне о

России — мелодия более подвижная, в припеве слышится двухголосие.

У. А что роднит мелодии этих песен с мелодией концерта №3 С. В. Рахманинова?

Д. Напевность мелодий, минорный лад, в песнях куплетная форма и от

куплета к куплету развивается сюжет, а в концерте мелодия развивается в

вариативной форме.

У. Ребята, послушайте произведение и определите в чём его особенность?

(звучит Вокализ С. Рахманинова)

Д. Это произведение исполняло S на гласный звук без слов.

У. Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Д. Нежные, грустные, печальные, красивые, добрые, лирические, возвышенные.

У. Пение без слов — это и есть вокализ.

В мелодии, душе музыки, выражены самые сокровенные чувства, которые не

всегда передашь словами. Так и возникли произведения для пения без слов

— вокализы. Слово это означает гласный звук, звучащий, поющий. Певческий

голос можно назвать самым одухотворенным и совершенным музыкальным

«инструментом».

С. Рахманинов написал свой вокализ для голоса и фортепиано и посвятил

его А. Неждановой — великой русской певице. «…Вы своим голосом и

исполнением, — сказал он певице, — сможете выразить все лучшее и

значительно больше, чем кто-нибудь словами».

infourok.ru

Конспект  урока в 4  классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной.Х.П.И.урока: «Нельзя жить в России и не любить её».Цель  урока:стратегическая- раскрывать высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе неисчерпаемый заряд нравственности, добра и  любви;тактическая- бережное введение учащихся в художественные образы духовной и народной музыки.  ЗАДАЧИ:1.     Воспитание духовно-эстетических  чувств учащихся.2.     Развитие эмоционального отклика на музыку.3.     Форм…

Поделитесь с коллегами:

4 класс.

Раздел учебника: «Россия-родина моя».

Тема урока: «Ты запой мне ту песню»

Х.П.И.урока: «Нельзя жить в России и не любить её»

Цель урока:стратегическая — раскрывать высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе неисчерпаемый заряд нравственности, добра и любви; тактическая- бережное введение учащихся в художественные образы духовной и народной музыки.

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитание духовно-эстетических чувств учащихся.

  2. Развитие эмоционального отклика на музыку.

  3. Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части его жизни.

Ход урока:

1.Звучит мелодия р.н.п. «Ты река ль, моя реченька». Исполнение учителем 1 куплета.

Узнали? О чём эта песня? А саррелла.

Ты запой мне ту песню

Как относится человек к речке? (моя реченька-ласково, нежно, значит любит свою родину).

Исполним плавно и с ласковой интонацией, хорошо пропеваем распевы (а капелла).

Эта песня композиторская или народная? Как узнали, что подсказало? (слова старинные «не колыбнется», «горница»,

протяжная, широкая, как поля широкие у нашей Родины)

Как будем петь? Нежно, ласково, с любовью. Почему? Потому что любим свою Родину. Исполнение песни.

2. Сейчас я вам изображу звучание инструмента, который на Руси имел большое

значение (на фортепиано). Дети узнают.

Д..игра «Узнай, какой колокол звучит(закрепление регистров).

В Древней Руси удары колокола отсчитывали время, люди, знали когда вставать, за работу приниматься, в какой

день праздник, а в какой беда нагрянула. Колокол в Древней Руси имел большое значение, мощные звуки охранного

колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступа к стенам города. Люди знали, что чутко

бодрствует и днем, и ночью набат. Колокольным звоном народ провожал своих воинов на битву и встречал с

победой.

Многие композиторы передавали звучание колокола в своих произведениях.

3. Слушание «Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргский. Анализ музыкального произведения.

  • Какой будет день? (светлый, хороший и т.д.)

  • Как звонит колокол? (могучее, тревожное звучание большого колокола и звонкие перекликающие голоса малых колоколов)

  • Что услышали? (петушиное пение, пастуший рожок)

  • Каждый храм и монастырь имел свои колокола.

  • Сочинил эту музыку Модест Петрович Мусоргский и назвал «Рассвет на Москва-реке»

Ты запой мне ту песню

  • В старину даже домашним животным весили звенящие предметы «ботала» на шею(коровы, козы и т.д.). Зачем? (отпугивать хищных зверей). Но специально колокол начали отливать в Италии.

4.Существует такая легенда: Один человек очень болел и однажды гулял по лугу, устал, прилёг на траву и уснул.

На протяжении всего сна он слышал красивый, прозрачный звон, а когда проснулся, то почувствовал себя очень

хорошо. Рядом увидел цветы-КОЛОКОЛЬЧИКИ, их звон и решил, что он от этого выздоровел. Придя домой,

отлил цветок из металла.

Ты запой мне ту песню

Кампанелла(ит)-колокольчик. На Руси вылили первый колокол в 13 веке и превзошли западных мастеров и по красоте и по качеству звона! Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в третьей Но­вгородской летописи и датируется 1066 годом: Первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле от­носится к 1259 году, когда князь Даниил Галицкий перевез из Киева в Холм колокола и иконы.

5.Слушание «Благовест». «Набат». «Праздничный трезвон».

Одинаково ли их звучание? Почему разное?

— Благовест — это звон одиночных, спокойных, ровных ударов в большой колокол.

— Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов.

— Перезвон — поочередные от одного до семи в каждый колокол от большого к малым.

— Перебор — от малого колокола к большому.

— А этот звон называют красным, что значит красивый, а в народе серебристым или малиновым — это особый

звон для больших праздников и торжественных случаев. Прежде говорили «от звона воздух малинового цвета»

Для колоколов строились ЗВОННИЦЫ и возводились КОЛОКОЛЬНИ. Колокольня Ивана Великого и царь колокол — 200 тонн.

Ты запой мне ту песню
Ты запой мне ту песню

6.Видео-фрагмент: «Звонари .Звучание колоколов».

А в какие дни сейчас звенят колокола? в праздники и в воскресенье.

7. Звонари придумывали попевки, подходящие под тот или иной звон, чтобы быстрее выучить ритм, например:

— «Пеки блин, дров нет»-ритмический рисунок попевки: 11111-прохлопаем

— «А мы вас обокрали»-1111111-прохлопаем

— «А мы знаем, да не скажем»-11111111-прохлопаем

— «Окола кола, бьют в колокола»-11111, 11111-прохлопаем.

Позвоним в колокола. (Работа с ритмом). Дети раскачивают воображаемые колокола в определённом ритме.

ВЫВОД: О чём говорили? Что слушали? С чем познакомились?

О Родине. Не зря говорили, что: «Нельзя жить в России и не любить её». Полюбуемся нашей Россией.

Просмотр видео о России на выбор учителя. Г.Струве «Песня о России» предлагается исполнить

детям, как повторное исполнение и закрепление предыдущих уроков.

Литература:

  1. Пухначев Ю.В. История колоколов. // Искусство колокольного звона. -М.,1990. -С. 3-19, 22-27.

  2. youtu.be/WQJgTWgKW5 видео колокольного звона

  3. Е. Д. КРИТСКАЯ, Г. П. СЕРГЕЕВА, Т. С. ШМАГИНА МУЗЫКА 1-4 КЛАССЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ М. Просвещение 2010г.

  4. Песня о России: yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=510.

Конспект урока 4 класс «Мелодия»

КОНСПЕКТ 4-1-1

Тема: Мелодия

1. орг.момент

2. Беседа . Музыка композиторов полна нароными мелодиями . У русских композиторов – русскими мелодиямим , у итальянских – итальянскими , и т.д. В связи с этим можно ли узнать музыку русских компоиторов звучит или композиторов др.страны. ? Поэтому музыка Чайковского , Глинки, Рахманинова и др. русских композиторов лгко узнают в др.старанах.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ . ( показ ладошками)

Слушание: Чайковсский , Шопен, молд.нар.мелодия , Мусоргский

ПРЕЗЕНТАЦИЯ о Рахманинове

Рахманинов – композитор, писанист , дириже р ОБЪЯСНИТЬ (каждое слово). Родился под В.Новгородом , любил свои края и всегда тосковал если езжал из нее. В 1917 году уехал из России навсегда . Много его произведений передают любовь к Родине, красоте русской природы.

Однажды Р.написал новое пр-ие» Концерт для фо-но с орк» .Его спросили :Где вы взяли првую мелодию для своего пр-ия? Из какой либо русской песни? Или из церковных песнопей:?

— Нет , так написалось

ПЕНИЕ: мелодия Концерта

— чем она близка к русским народным мелодия м?

То же деладли Ч. и М

Слушание: Ч.Симфония №4

Мусоргский « Рассвет.

? – чем похожи эти ри мелодии разны х композиторов , написанные в разные времена ?

( певучестть, спокойствие, мелодичность ..)

Т.е Р.М.Ч. старались бы ть в музые похожими на песни из народа и значит показать свою лбовь к России .

?- почему мелодию называет душой музыки? ОТВЕТЫ 🙁 в ней чувства композитора)

В мире много музыки , но во всякой музыке сеть общее – мелодия. Это сердце музыки. Мелодия – самое главное что есть в музыке .с нее композитор начинает сочинение . Мелодия- самое главное в муз.сочинении.

3.Слушание: Рахманинов» Концерт №1»

— что узнаем из звучащего произведения

-национальность

— обосновать

— исполнитель музыки

— очем рассказ

— соло ин-тов? Почему скрипки?

Пение: мелодии рахманинова из Концерта

— чем похожа на русскую мелодию

— о чем были бы слова этого Клонцерта

— «Словно тропинка в поле « почему та к о ней говорят

Слушание: повторное

— услышь тропинку ( показ рукой )

3. Концерт – это соревнование

Беседа . История создания концертной музыки.

?- какие здесь соревнуются группы муз.ин-тов.( фо-но , симф.орк-р)

4. Биография Рахманинова .(под музыку Концерта)

Все композиторы свои чувства и переживания иередают в своей музыке.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ . «Биография Рахманинова»

— подобрать цвет для мелодии Концерта

— раскрась линию мелодии в цвете

7. Муз.пауза. «Острова»

ИГРА: поем по руке

8. ПЕНИЕ: Ты река ли .

— откуда появлялись такие красивые мелодии у композиторов ? ОТВЕТ : слушали р.н.песни

— разучивание пение по руке

8. ПЕНИЕ: Здравству йРодина моя милая –разучивание

9. Д\задание: стр. 8-9 читать , записи читать .

Песню петь и выучить наизсть. Текст в тетрадь

kopilkaurokov.ru

Урок музыки в 4 классе

Конспект урока музыки в 4 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Тема урока: «Счастье в сирени живёт»

Раздел: «В концертном зале»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова.

Задачи:

Обучающая: закрепить понятие: музыкальные жанры: песня, романс, вокализ.

Развивающие: — развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;

— развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно творчества С. Рахманинова.

Воспитательные: — воспитание любви и уважения к Родине через призму творчества С.В. Рахманинова;

— пробудить у учащихся интерес к музыке композитора, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

Коммуникативная: понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной.

Регулятивные:

— оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критерием;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Виды деятельности на уроке: слушание, пение, импровизация, пластическое интонирование.

Комплексно – методическое обеспечение: ИКТ, инструмент, фонохрестоматия.

Новизна идей: внедрение ФГОСов на уроке музыки в начальной школе, метапредметные связи (музыка, МХК, изобразительное искусство, литература.)

Ход урока:

Слушание.

1.Звучит музыкальный фрагмент — «Вокализ» — С. Рахманинова.

(Слайд 3.)

Учитель читает на фоне музыки:

«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка… У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха».

Ребята, вы узнали музыку, под которую я прочла цитату композитора? Кто её написал, какой композитор мог так о себе сказать?

Дети: Это Сергей Рахманинов – «Вокализ».

(Слайд 4 – портрет композитора)

Учитель: Верно. Сергей Рахманинов написал много незабываемых музыкальных произведений. В начале учебного года мы познакомились с мелодией 1-ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром — С. Рахманинова, с «Вокализом». Что такое вокализ?

Дети: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов.

Продолжим знакомство с творчеством замечательного русского музыканта, композитора, дирижера, прекрасного пианиста — С.В. Рахманинова.

Открываем рабочие тетради, запишем число, и оставим строчку для темы урока, которую мы с вами выведем к концу урока.

Знакомясь с биографическими фактами жизни композитора, всегда можно найти их отражения — в творчестве. Предлагаю вам послушать сообщение о композиторе, которые подготовили ваши одноклассники.

Дети: выступают с короткими сообщениями о жизни и творчестве С.В. Рахманинова.

(Слайд 5,6.)

Учитель: Молодцы! (Учащиеся за сообщения получают наклейки.) Как вы думаете, анализируя сообщения одноклассников, какого жанра, музыкальное произведение, мы сейчас будем слушать? Почему вы так решили? Как оно может называться?

Дети: Наверное, мы будем слушать, произведение вокального жанра, т.к. в последнем сообщении говорилось о любви композитора к поэзии, а поэзия – это стихи, а слова – это песня. Романсы Рахманинова.

Учитель: Мы с вами, сегодня знакомимся с одним из самых известных романсов С. Рахманинова – «Сирень». Романс был написан композитором в 1902г., когда он решил обвенчаться с Н.А. Сатиной. Душевное состояние влюбленного композитора, вылилось в прекрасное, лирически утонченное, музыкально-живописное вокальное произведение на стихи поэтессы Екатерины Бекетовой.

(Слайд 7.)

Запишите название романса и автора слов — в тетрадь.

(Слайд 8.)

Цитата: «…в творчестве Рахманинова, этот романс выделяется своей поэтичностью, возвышенностью и особой одухотворенностью. Мелодия его и проста, и напевна, а мысль, выраженная в романсе, вопреки содержанию стихов, положенных в основу, светла и жизнеутверждающа».

Слушаем романс в исполнении превосходной, уже теперь бывшей, солистки БТ – Елизаветы Владимировны Шумской.

(после прослушивания) Каково ваше впечатление? Кто из вас искал своё счастье, в пяти лепестках цветка сирени?

Ответы детей.

Учитель: Для того, что бы понять произведение, необходимо разобраться с вокальным жанром – «романс». (пишу слово на доске) Какое у этого слова определение?! Обратимся за знаниями к различным источникам.

Задание: 1 и 3 ряд ищет значение этого слова в дополнительной литературе (раздаю книги), 2 ряд – в энциклопедии, а Кирилл в интернете.

Дети: В книгах мы нашли, что романс – это …. Энциклопедия трактует слово романс, как …. Интернет ресурс – романс – это… Отвечают «по руке», получают наклейки.

(Слайд 9.)

Учитель: Запишите в тетрадь понравившееся вам определение.

Обратите внимание, на сопровождение романса: в нем – завораживающее своей неизменностью легкое колыхание — ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени. Слышно начальную интонацию романса. Послушайте нижний басовый голос сопровождения, как он вторит светлому сопрано.

(Слайд 10.)

Напомню: Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос. Бас (от итал. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания.

Послушайте и подумайте, что это – музыкальный монолог или диалог голосов? Попытайтесь услышать кульминацию романса. Что такое кульминация?

Дети: Вершина в музыке.

Учитель: Кульминация – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.

Слушаем.

Дети: (за правильные ответы – получают наклейки). Кульминация в ярком звучании аккомпанемента и голоса «Мое бедное счастье…»

Учитель: споем первых два предложения романса, ориентируясь на нотную запись в учебнике – стр.80. Исполним еще раз – только спокойно и непринужденно. (стр. 80 учебника проецируется на экран (доску), для того, чтобы посадка ученика, во время исполнения, соответствовала правильному звукообразованию – спина ровная, плечи расправлены).

Пластическое интонирование с элементами импровизации.

Учитель: А теперь мы немного подвигаемся. Вставайте около парт, попробуйте проинтонировать романс «Сирень» пластическими, танцевальными движениями — импровизируйте движениями. Движения плавные, покачивающиеся, большей частью – руками, поклоны, повороты.

Двигаемся под музыку.

Хорошо, у некоторых из вас, получилось точно уловить темп; некоторые интересно импровизируют. Попробуем все вместе продирижировать пару предложений. По трехдольной сетке. Внимание: на первую долю – приходится пауза – смотрите в учебник на нотную запись.

Дирижируем.

Молодцы! Садитесь, ребята, продолжим наш урок.

С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины. Посмотрите на портрет С.В. Рахманинова – художника К. Сомова.

(Слайд 11.) и (Проекция стр.80 учебника)

Композитор изображен на фоне родной природы, не в интерьере в стиле рококо, не на однотонном темном фоне – а именно весной в саду. Может это потому, что в его музыке удивительные музыкальные пейзажи?! Послушаем, что сказал сам художник о замысле этой картины.

Один из учеников класса, зачитывает цитату. (Сообщение7).

Учитель: Назовите произведение С.В. Рахманинова, которое также как и романс «Сирень» — пронизано русской песенностью, любовью к родной природе, к Родине.

Дети: Это мелодия 1-ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром – С. Рахманинова.

Учитель: Послушайте фрагмент этого произведения, услышьте русскую песенность инструментальной мелодии Рахманинова. Помните, что главное качество музыки романса – песенность. Постарайтесь для себя отметить особенные черты музыки Рахманинова, чтобы по ним потом отличить ее, вспомнить.

Рефлексия.

Учитель: Для того чтобы закрепить наши знания, давайте ответим на следующие вопросы.

( Слайд 12.)

1. Что такое «романс»?

А) Вокальное сочинение.

Б)Темп музыки.

В) Веселый танец.

2.Какое название цветов-кустарников использует Рахманинов для названия своего романса:

А) Роза.

Б) Жасмин.

В) Сирень.

(Слайд 13.)

3.На стихи, какой поэтессы написан романс Сирень?

А) Анны Ахматовой.

Б) Екатерины Бекетовой.

В) Агнии Барто.

4. Какой художник написал портрет С. Рахманинова в весеннем саду?

А) И.Е. Репин.

Б) Б.М. Кустодиев.

В) К. Сомов.

(Слайд 14.)

5. Чем романс отличается от песни?

А) Текст романса более точно и детально отражён в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.

Б) Ничем.

Учитель: Вы молодцы!

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее.

(Слайд 15.)

Учитель: Елизавета, раздай, пожалуйста, одноклассникам, миниатюрный портрет Сергея Васильевича. Дома, вы приклейте портрет композитора в тетрадь «под темой урока».

(Слайд 16.)

Я советую Вам прочитать повесть Ю. Нагибина «Рахманинов», особенно 1-ую часть – «Белая сирень»; послушать и другие романсы Рахманинова (всего 83 романса) – «Не пой, красавица, при мне» на стихи А.Пушкина, романс на слова Константина Бальмонта «Островок», «Здесь хорошо» на слова Галины Галиной. (я «скину», вам на флешки или слушайте online) Можно посмотреть кинофильм «Ветка сирени».

Вывод: Мы сегодня снова послушали музыку замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И вновь оценили потрясающую мелодичность, русскую песенность его произведений. Познакомились с вокальным жанром – романс.

6. Домашнее задание: выучить слова двух предложений романса «Сирень» — исполнять.

7. Оценки за урок. (Оценка «5»: за 5 наклеек; за полноту и оригинальность ответов, за сообщения; за исполнение и импровизацию и т.д.)

infourok.ru

4 класс, 1 урок «Мелодия. Ты запой мне ту песню…»

Дата:

Класс: 4

Номер урока и четверть: 1:1

Тема раздела: “Россия-Родина моя”.

Тема урока: «Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»».

Цель урока: – воспитание-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на примере знакомства с творчеством С.В.Рахманинова.

Задачи — Образовательная:

  • Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, высказывать мнение о его содержании.

  • Знакомство с музыкальной мелодией, как средством музыкальной выразительности на примере концерта для фортепиано с оркестром № 3 С.В.Рахманинова

  • Знакомство с биографией и творчеством С.В.Рахманинова

  • Обогащение словаря музыкальных эмоций.

Воспитательная:

  • Воспитание умения работать в коллективе.

  • Воспитание уважения друг к другу.

  • Воспитания любви и интереса к музыке.

Развивающая:

  • Развитие музыкальной отзывчивости.

  • Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

  • Развитие творческого отношения к музыке.

Тип урока: Вводный

Музыкальный материал:

  • Музыкальное приветствие «Музыка здравствуй».

  • Фрагмент Чайковского симфония №4,

  • Фрагмент Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»

  • «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинова.

  • Музыкальная переменка. Чунга-чанга.

  • «Ты река ль, моя реченька» р.н.п.

  • «Песня о России» В.Локтев.

  • «Мы эту землю Родиной зовем» Ю. Чичкова

Методы: Прием новизны, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный.

Оборудование:

  • Наглядный материал-ноты мелодий Чайковского, Мусоргского, Рахманинова.

Ход урока.

1 этап. Организационный момент.

Вход.

Музыкальное приветствие. Музыка здравствуй.

-Ребята расскажите о летних встречах с музыкой?

-Какие песни о России, о Родине помните из 3 класса?

Исполняем 1 песню по желанию учеников.

2 этап. Подготовка к новому материалу.

-Ребята, давайте прочитаем и подумаем над эпиграфом «Вся Россия проситься в песню…» как вы понимаете эти слова? (рассуждаем).

-Ребята, замечали ли вы, что среди песен, которые вы пели, одни назывались народными, а другие носили имя какого-нибудь композитора?

(Показываю ноты, и указываю, где пишется имя автора и композитора).

-А какое же различие между песнями народными и композиторскими?

Многие народные песни слагались в то далекое от нас время, когда музыке ни кого не учили, когда не было музыкальных инструментов, музыкальных школ. В то время песни сочиняли самоучки, любители петь и играть на музыкальных инструментах, которое тоже сочиняли сами. Народные песни не записывались, а передавались от поколения к поколению. Позже когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни нотами, а авторы народных песен так и остались неизвестными.

-Ребята, какие народные песни вы знаете. (Вспоминают «Во поле береза стояла», «Ой блины», «Калинка» и т.д.)

Исполняем по желанию детей любую песню.

А композиторские песни сочиняли и сочиняются профессиональными музыкантами. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами. Поэтому мы всегда знаем, кто сочинил стихи и музыку. (Показываю ноты, у нее есть автор, это композиторское произведение).

-Чтоб нам дальше окунуться в мир музыки и узнать что то новое нам нужно узнать тему урока. Давайте с вами отгадаем кроссворд и откроем тему урока. (Отгадываем кроссворд)

3 этап. Изучение нового материала.

-Давайте вспомним, что такое мелодия? (ответ детей)

-Мелодия — последовательность звуков, которые образуют напев, песню.

-Музыка обладает своим особенным языком-языком звуков. У нее тоже есть свои выразительные средства. Главное из них- мелодия. Она является основой всякого музыкального произведения.

-Сегодня мы познакомимся с композитором, пианистом, дирижером С.В.Рахмановым. (Показываю портрет).

— Родился под Новгородом, на родине былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917году в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию. Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, сюитах, прелюдиях и романсах С.Рахманинова. Многие из них, по выражению русского поэта А.Блока, звучат как «тихий гимн» красоте родной природы. Современники С.Рахманинова предполагали, что в концерте №3 для фортепиано с оркестром он использовал народную песню или церковную мелодию. Однако это не так. «Первая тема моего 3 концерта, — писал Рахманинов, — ни из народных, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»! Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение. Вот и все!»)

(обращаю внимание детей на нотную запись рядом с портретом).

-Обратите внимание на нотную строчку. Это начало «Концерта №3 для фортепиано с оркестром» С.В.Рохманинова. Послушайте, как она звучит на фортепиано.

(исполняю строчку на фортепиано)

(Обращаем внимание на небольшой диапазон, постепенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз, на широту, певучесть.)

-Давайте пропоем ее на слог «лю» (пропеваем вместе на слог)

-Давайте с вами споем эту мелодию a`cappella — что это значит (без музыки. Поем)

-А теперь споем под аккомпанемент. Будьте внимательны, я буду играть только аккомпанемент, а вы поете мелодию. (Поем)

-Давайте сядем все как слушатели и прослушаем «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» Проследите за мелодией как она будет развиваться (Раздаю словарь эстетических эмоций)

Слушаем «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рохманинов

-главная мелодия звучит сначала у солиста – пианиста, а затем её «подхватывает» и «распевает» весь оркестр. Солист, соревнуясь с оркестром, в то же время согласует с ним свою игру. В этом – особенность жанра концерта.

-Какой характер у произведения? (ответ детей)

-А кто мне скажет, что такое концерт? (в переводе с латинского означает – состязаться, а с итальянского – согласие.)

-Ребята, давайте вспомним мелодии русских композиторов Чайковского «Симфония №4, 2 часть» и Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»

Вспоминаем, пропеваем мелодии

-Давайте сравним их с мелодией Рахманинова, что у них общего? (отвечают дети)

-Они похожи на народные? (делаем вывод, что все три мелодии интонационно схожие и похожи на народные).

Музыкальная переменка. Чунга-чанга.

-Сегодня мы познакомимся и разучим песню «Песня о России». Послушайте и скажите в чем сходство мелодии этой песни с мелодией концерта С.Рахманинова.

Слушаем, учим 1 куплет «Песня о России» В.Локтев.

(необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации, мягкому нефорсированному звучанию высоких звуков.)

-В вокальной музыке передать разнообразные чувства человека может не только пение со словами, но и пение без слов.

Слушаем «Вокализ» Рахманинова

Читаем текст на с. 12. (В мелодии-душе музыки-выражены самые сокровенные чувства, которые не всегда передаешь словами. Не случайно возникли произведения для пения без слов – вокализы. Слово это означает гласный звук, звучащий, поющий. Певческий голос можно назвать самым одухотворенным и совершенным музыкальным инструментом.

С.Рахманинов написал свой «Вокализ» для голоса и фортепиано и посвятил его А.Неждановой –великой русской певице, оюладательнице чудесного сопрано. «…Вы своим голосом и исполнением, -сказал он певце, — сможете выразить все лучшее и значительно больше, чем кто-нибудь словами».)

-Давайте с вами пропоем мелодию вокализа на слог «лё» следя по нотной записи.

-А теперь давайте вслушаемся в сопровождение. ( Исполняем группами класса мелодию на воображаемых скрипках, подголосок – на виолончели, аккорды – на «немой» клавиатуре воображаемого пианино.) Слушаем «Вокализ» Рахманинова

—Какие чувства передает эта музыка? (печаль и радость, покой и взволнованность, тревога и умиротворение).

-В чём красота этого сочинения?

-В какой части «Вокализа» слышен диалог между голосом и фортепиано?

-Чем жанр вокализа отличается от жанров песни и романса?

Просматриваем портреты Неждановой и Рахманинова (одухотворенность, сосредоточенность на своём творчестве, погружённость в мир человеческих чувств и эмоций).

-Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ «Русь», а вы мне скажите, какое по характеру произведение могло бы завершить этот рассказ. Читаем рассказ «Русь» (тетрадь с. 3) на фоне звучания I ч. Концерта № 3.(ответы детей)

4 этап. Подведение итогов урока.

-С каким композитором вы сегодня познакомились?

-С каким его произведением вы познакомились?

-Что такое мелодия?

Что такое концерт?

-Что такое вокализ?

5 этап. Домашнее задание. Выполнить задания в тетради на развороте «Мелодия – душа музыки» (с. 4-5).

multiurok.ru

Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «Мелодия. Ты запой мне ту песню…».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

Конспект урока по музыке
в 4 классе (по ФГОС)
«Мелодия. Ты запой мне ту песню…»

подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2013

Класс: 4.

Тема: «Мелодия. Ты запой мне ту песню…».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок-размышление

Цель урока: сформировать понимание сферы народного и композиторского музицирования. Выявить жанровое начало (песенность мелодий) как способ передачи состояния человека.

Задачи:

— включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативное взаимодействие; зафиксировать новое содержание во внешней речи; оценить собственную деятельность на уроке;

— раскрыть характерные черты стиля С.В.Рахманинова, познакомить с «Третьим концертом для фортепиано с оркестром»;

— развивать интонационный слух в процессе постижения музыки, обогащать музыкально-слуховой опыт, способность слышать музыку и размышлять о ней, развивать музыкальные и творческие способности, формировать вокально-хоровые навыки; формировать родственное внимание к родной культуре; тренировать чувственную сферу; развивать способность диалогического общения с автором; развивать образное и интонационное мышление.

Межпредметные связи: окружающий мир, изобразительное искусство, чтение.

Метапредметные связи: осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета;

Планируемые результаты:

Личностные: формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; учатся делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях.

Универсальные учебные действия.

познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного произведения и из текста; учиться давать оценку результатам деятельности.

регулятивные УУД: развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать;

коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализ, рассуждение, работа с таблицами).

Предметные результаты. Научатся:

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни.

  • проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;

  • использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты.

  • Умение понимать учебную задачу урока;

  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;

  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение;

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Методы: деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия,

ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте

  • Технология педагогики сотрудничества, обозначено

технология диалогического обучения (ТПС). применение

  • Информационно-коммуникационная технология (ИКТ). технологий

  • Технология проблемного обучения (метод проектов) (ТПО). аббревиатурами

  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).

  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

Оборудование урока:

  • ноутбук, экран, слайдовая презентация;

  • тексты песни «Журавлёнок»; нотный материал;

  • портреты П.И.Чайковского, М.И.Глинки, С.Рахманинова;

  • раздаточный материал «Выразительные характеристики мелодии», учебники;

  • авторский видеоролик «Русская народная пляска «Камаринская» с аннимацией».

Музыкальный материал:

  • песня Э.Колмановского и И.Шаферана «Журавлёнок»,

  • «Третий концерт для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова,

  • русская народная пляска «Камаринская»

Ход урока:

I.Организация урока.

1.Введение в атмосферу урока музыки:

  • Попевка для встречи в начале учебного года «Вот и стали мы на год взрослей»;

  • Беседа о летних музыкальных впечатлениях;

  • Беседа-напоминание о том, чему мы учимся на уроках музыки (Быть слушателями).

II этап (основной) – погружение в тему урока.

1.Первичное усвоение новых знаний. ИКТ).

У.: Хочу начать урок вот такими словами П.И.Чайковского (На экран проецируется портрет П.И.Чайковского, пейзаж берёзовой рощи и цитата): «…я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». Слайд 1. (ТРО).

— Мне – по душе эти слова, потому что я тоже люблю всё русское: люблю русское раздолье, люблю певучие русские мелодии, широкие, просторные, как русское раздолье.

— Очень хочу, чтобы и в ваших сердцах всё сильнее разгорелся огонёк любви ко всему русскому, потому на уроках мы так часто поём песни русские и о русском. А ещё слушаем музыку русских композиторов, которые тоже восторгались, как и Чайковский, и русской природой, и русским человеком, и, конечно, русскими песнями.

Слайд 2. Таким был М.И.Глинка, о котором вот как сказал В.В. Стасов: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества,…оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

Слайд 3. Как у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна, так у Глинки – няня Авдотья Ивановна. Эта молодая весёлая женщина знала много разных сказок и песен и приобщила будущего композитора к русскому народному творчеству. Песни нянюшки Авдотьи были первыми музыкальными впечатлениями Глинки, на которых возникла его глубокая любовь к родной русской песне. Не мог наслушаться песен Авдотьи маленький Миша. Едва дослушает одну песню до конца, тут же просит спеть другую: «Ты запой мне ту…».

У.: Мне сейчас тоже захотелось спеть вам песню. Песню о маленьком журавлёнке. Вы её послушайте и решите: (ТПС).

— журавлёнок любит свою, русскую, сторонку?

— что советует ему вожак стаи?

— о чём песня?

Исполняю песню «Журавлёнок» Э.Колмановского и И.Шаферана

Текст песни

Ушло тепло с полей,

И стаю журавлей

Ведёт вожак в заморский край

зелёный.

Летит печально клин,

И весел лишь один,

Один какой-то журавлёнок

несмышлёный.

Он рвётся в облака,

Торопит вожака.

Но говорит ему вожак

сурово:

«Хоть та земля теплей,

А Родина милей,

Милей – запомни, журавлёнок,

это слово.

Запомни шум берёз

И тот крутой откос,

Где мать тебя увидела

летящим;

Запомни навсегда,

Иначе никогда,

Дружок, не станешь журавлём

ты настоящим.

Уч-ся понимают, что песня – о любви к Родине, цитируют слова песни.

У.: Перефразируйте слова из песни «…иначе никогда, дружок, не станешь журавлём ты настоящим». Как можно сказать этими словами о людях?

Уч-ся: Если не любишь Родину, хорошим человеком не станешь.

У.: Песня понравилась? Будем её учить? (ТПС).

— Давайте сначала подготовим голоса для пения.

3.Организация вокально- хоровой деятельности: (ТРО).

а). Настрой на вокально- хоровую работу:

«Если хочешь сидя петь, (ИОТ).

Не садись ты как медведь,

Ноги в пол упри смелей,

Спинку выпрями скорей,

Руки, плечи все свободно,

Петь приятно и удобно».

б). Упражнения из фонопедической системы В.Емельянова. (ЗДСТ).

в). Разучивание 1 куплета песни.

У.: Давайте проанализируем характер мелодии этой песни, используя слова из табличек «Выразительные характеристики мелодии», которые лежат на ваших столах. (ТРО).

Выразительные характеристики мелодии

Плавная

Протяжная

Простая

Спокойная

Певучая

Чистая

Лёгкая

Проникновенная

Трепетная

Задушевная

Задумчивая

Лукавая

Загадочная

Энергичная

Стремительная

Грациозная

Порывистая

Уверенная

Смелая

Решительная

Волевая

Неумолимая

Патетическая

Романтическая

Взволнованная

Уч-ся выбирают слова: плавная, певучая, проникновенная, задушевная… (ИОТ).

У.: Как вы думаете, почему композитор написал мелодию этой песни именно такого характера?

Ответы уч-ся.

У.: (подытоживаю их ответы) Конечно, когда композиторы хотят выразить свою любовь к Родине, к России, они пишут мелодии певучие, проникновенные. Во всём мире русскую музыку узнают по таким мелодиям – песенным, певучим.

У.: Пришло время отдохнуть. (ЗДСТ).

2. Динамическая пауза под видеоролик «Русская народная пляска «Камаринская» с аннимацией».

3. Первичное усвоение новых знаний.

У.: Сейчас мы вокализом споём одну мелодию и решим: можно ли сказать, что она – русская?

Поём главную тему «Третьего концерта для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова.

Ответы уч-ся. Они слышат певучую, песенную мелодию, вспоминают, что это – характерная особенность русской музыки. (ИОТ).

У.: Мы послушаем фрагмент «Третьего концерта для фортепиано с оркестром», мелодию из которого только что пропели, великого русского композитора С.Рахманинова (демонстрирую портрет). Он так же, как и П.И.Чайковский, и М.И.Глинка, очень любил всё русское, любил свою Родину-Россию.

— Послушайте и решите: Рахманинов взял для этого «Концерта» народную мелодию или сочинил свою?

Слушаем фрагмент Третьего концерта для фортепиано с оркестром .Рахманинова.

Ответы уч-ся. Мнения, обычно, бывают полярные.

У.: Вот как сказал об этом сам Рахманинов. (ИКТ).

На экран проецируется портрет С.Рахманинова и его слова: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народных… ни из церковных не заимствована. Просто так «написалось»!.. Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как её поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение…». (ИОТ).

У.: А как вы думаете, что вдохновило Рахманинова на сочинение этой музыки? (ТПС).

Ответы уч-ся: «… родные места вспоминал или любовался чем-то».

У.: Правильно. Композиторы вдохновляются на сочинение музыки воспоминанием о чём-то дорогом в своём Отечестве, любовью к родным местам, любованием каким-либо русским пейзажем, русским характером и т.д.

IV этап – итог урока.

1.Рефлексия.

У.: Наш урок подходит к концу, а я так и не назвала вам его тему. Как бы вы обозначили тему урока?

Ответы уч-ся: «… О любви к России великих русских композиторов …».

У.: Давайте посмотрим, как обозначены темы первых двух уроков в учебнике.

Стр. 8 – «Мелодия». Стр. 10 – «Ты запой мне ту песню…».

У.: Хотелось бы, чтобы вы сумели дома родителям пересказать, о чём были наши размышления на сегодняшнем уроке. Тогда и им станут понятны названия этих тем.

— А ещё я вам предлагаю поработать над проектом по очень интересной теме, «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» (ТПО).

— И нельзя обойти вниманием – хотелось, чтобы это тоже было отражено в проектах – то, в этом, 2013 году исполнилось 140 лет со дня рождения (1 апреля 1873) и 70 лет со дня смерти (28 марта 1943) выдающегося русского пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Юбилеи эти отмечались во всем мире, в том числе в Берлине, Вене, Лондоне, Нью-Йорке. Темы проектов могут быть обозначены так: «Что мы знаем о С.В.Рахманинове», «Почему весь мир отмечал юбилеи русского композитора С.В.Рахманинова».

(напоминаю, что результатом работы над проектом может быть газета, презентация, устное выступление. Предлагаю разделиться на группы и выбрать «руководителя проекта», а так же тему проекта).

У.: И в заключение урока давайте вспомним, чем выделяются русские мелодии?

Ответы уч-ся: «…песенностью, …певучестью…».

У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу? (ИОТ).

Самооценка деятельности учащимися.

Д/з: Читать дома в рабочих тетрадях рассказ «Русь».

kopilkaurokov.ru

Конспект урока музыки в 4 классе на тему «Мелодия

Урок № 1

Россия – Родина моя

Вводный раздел сценария первого урока музыки в IV классе учитель может разработать с учетом музыкальных «пристрастий» конкретного класса: исполнение знакомых песен о России, русских народных песен разных жанров (из программы предыдущих лет обучения), рассказов о летних «встречах» с музыкой, исполнения с помощью музыкальных инструментов народных инструментальных наигрышей («Камаринская», «Светит месяц и др.). Главное, помочь школьникам задуматься над смыслом эпиграфа к этому разделу Учебника: «Вся Россия просится в песню…».

Пусть учащиеся внимательно прочитают текст, помещенный на развороте Учебника «Мелодия» (с. 8–9), вспомнят (узнают знакомые им темы, сыгранные учителем) и споют мелодии М. Глинки – ария Ивана Сусанина и хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин», М. Мусоргского – «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», П. Чайковского – 2-я часть «Симфонии № 4», Э. Грига –«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» и др. Такое обращение к фрагментам известных детям сочинений поможет им убедиться в том, что все они обладают общим качеством – песенностью.

В центре урока – знакомство младших школьников с музыкой «нового» для них русского композитора – Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943). Чтобы четвероклассники смогли почувствовать русский характер музыки этого композитора, рекомендуется спеть мелодию 1-ой части «Концерта № 3» для фортепиано с оркестром с ориентацией на нотную запись (с. 9), подчеркивая ее широту, певучесть, кантилену. Вслушиваясь в особенности строения мелодии, учащиеся смогут определить ее небольшой диапазон, поступенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз. Исполнение этой мелодии a capella и под аккомпанемент учителя требует от хористов распределения дыхания на протяженную фразу, точности вступления на слабую долю такта, чистоты интонирования (сопровождение не поддерживает главную тему), лирического мягкого звукоизвлечения.

Сравнение мелодии Рахманинова с другими мелодиями русских композиторов, которые уже прозвучали в начале урока, поможет школьникам убедиться в их интонационной близости, родстве с напевами народных протяжных песен.

Прослушивание 1-й части «Концерта № 3» Рахманинова в записи (в исполнении автора и Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Л. Стоковского) даст возможность юным слушателям убедиться в том, что главная мелодия звучит сначала у солиста-пианиста, а затем ее «подхватывает» и «распевает» весь оркестр. С жанром фортепианного концерта учащиеся знакомились во II и III классах. Пусть школьники вспомнят, что слово «концерт» – в переводе с латинского означает состязаться, а с итальянского – согласие. В концерте Рахманинова, солист, соревнуясь с оркестром, в то же время согласует с ним свою игру. В этом – особенность жанра концерта.

На первом уроке можно начать разучивать две новые песни – русскую народную «Ты, река ль, моя реченька» и «Песню о России» В. Локтева (слова О. Высоцкой), мелодии которых записаны на развороте «Ты запой мне ту песню…». И мелодия народной песни, и мелодия песни Локтева интонационно близки главной теме 1-й части «Концерта № 3». При разучивании свадебной песни «Ты, река ль, моя реченька» по нотной записи нужно, прежде всего, нацелить детей на передачу образа девушки-невесты, которая грустит при мысли о предстоящем замужестве, печалится потому, что ей придется покинуть отчий дом, родителей. Необходимо при исполнении этой народной песни стремиться к поиску характера звучания – негромкого, сдержанного, словно затаенного. Особую трудность будет представлять распевание одного слога на несколько звуков. Подвижность мелодии напевного характера придает такая особенность песни как переменный размер (5/4 и 3/2).

При исполнении «Песни о России» необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации (вершине), мягкому нефорсированному звучанию высоких звуков, короткому дыханию между фразами.

Если уровень развития слуха и степень вокальной подготовки учащихся не позволяет выучить припев песни целиком в двухголосном варианте, то можно использовать терцовое двухголосие фрагментарно (в каденциях, на кульминациях фраз), а целиком выучить предлагаемый в Хрестоматии музыкального материала для 4 класса (с. 5–6) вариант можно с хоровым коллективом.

Разворот Учебника «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» (с. 12–13) продолжает знакомить четвероклассников с музыкой С. Рахманинова. Новый жанр вокальной музыки «вокализ» поможет им убедиться в том, что пение без слов также может передать разнообразные чувства человека.

Прежде чем послушать вокализ в записи (исполняет Б. Руденко), предложите ребятам сначала напеть его мелодию на какой-либо слог (лё, лю), следя за ее развитием по нотной записи, а затем вслушаться в сопровождение (играет учитель), в котором отчетливо выделяются два «пласта» – мерно повторяющиеся аккорды и выразительный нисходящий подголосок. При помощи пластического интонирования группами класса (исполнения мелодии смычком воображаемой скрипки, подголоска – смычком воображаемой виолончели, аккордов – на «немой» клавиатуре воображаемого пианино) учащиеся смогут осмысленно передать выразительными движениями рук характер вокализа.

Прослушивание «Вокализа» Рахманинова в записи направлено на то, чтобы четвероклассники услышали в нем разнообразные чувства: печаль и радость, покой и взволнованность, тревогу и умиротворение. Предложите учащимся ответить на вопросы: в чем красота этого сочинения? в какой части «Вокализа» слышен диалог между голосом и фортепиано? чем жанр вокализа отличается от жанров песни и романса? какие чувства вызывает эта музыка у слушателей? каким человеком предстает перед слушателями создатель «Вокализа» – композитор Рахманинов?

Восприятие портретов первой исполнительницы «Вокализа» – знаменитой русской певицы Надежды Васильевны Неждановой (сопрано) и композитора С. Рахманинова, которые помещены на данном развороте Учебника, поможет школьникам задуматься над тем, какими людьми предстают перед слушателями композитор и исполнительница (одухотворенными, сосредоточенными на своем творчестве, погруженными в мир человеческих чувств и эмоций).

В качестве домашнего задания, которое поможет закрепить знания учащихся об особенностях музыки русских композиторов, можно предложить учащимся выполнение заданий на развороте Рабочей тетради «Мелодия – душа музыки» (с. 4–5).

В заключение урока можно обратиться к рассказу С. Романовского «Русь» из Рабочей тетради (с.3), который может быть прочитан учащимися на фоне звучания 1-й части «Концерта № 3» С. Рахманинова.

infourok.ru

План-конспект урока по музыке на тему

Предварительный просмотр документа:

Название файла:
melodiya._ty_zapoy_mne_etu_pesnyu.docx.

Краткое описание:
План-конспект урока по музыке на тему:
«Мелодия. Ты запой мне эту песню»

Нравиться файл? Нажми лайк!

Комментарии пользователей к документу:

Случайные документы:

  1. Материал на тему: Информационный стенд «Упражнения для развития творческого мышления»
  2. Материал по теме: Консультация для родителей «Детская агрессия»
  3. Статья по теме: Работа с родителями в детском саду
  4. Занимательные факты по теме: Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материалла.
  5. Материал по теме: Музыкотерапия
  6. Методическая разработка по теме: Педагогические заповеди
  7. Материал по теме: Консультация — Плыть или не плыть.
  8. Материал по теме: Информационный стенд «Условия развития творческих способностей»
  9. Материал по теме: Консультация «Нетрадиционные техники рисования»
  10. Материал по теме: Пение для беременных